Способ управления звуком для зрительного зала



Способ управления звуком для зрительного зала
Способ управления звуком для зрительного зала
Способ управления звуком для зрительного зала
Способ управления звуком для зрительного зала
Способ управления звуком для зрительного зала
Способ управления звуком для зрительного зала
Способ управления звуком для зрительного зала
Способ управления звуком для зрительного зала
Способ управления звуком для зрительного зала
Способ управления звуком для зрительного зала
Способ управления звуком для зрительного зала
Способ управления звуком для зрительного зала
Способ управления звуком для зрительного зала
Способ управления звуком для зрительного зала
Способ управления звуком для зрительного зала
Способ управления звуком для зрительного зала
Способ управления звуком для зрительного зала
Способ управления звуком для зрительного зала

 


Владельцы патента RU 2612997:

Быченко Николай Лазаревич (RU)

Изобретение относится к области индустрии развлечений и позволит повысить качество звука в зрительных залах различного назначения. При осуществлении предложенного способа управления звуком для зрительного зала с использованием динамиков, расположенных в креслах для зрителей, осуществляют перемещение звука по пространству зала путем поступательного переключения динамиков, расположенных в креслах, в соответствии с заданными линейными и нелинейными траекториями, пересекающими зрительный зал. Формируют акустические кластеры, каждый из которых представляет собой совокупность акустического оборудования любого заданного количества кресел зрительного зала, расположенных рядом друг с другом. Указанные траектории переключения динамиков формируют в соответствии с записью на любом носителе звука и изображения, преимущественно на кинопленке или цифровом носителе звука, который используется для озвучивания фильмов, концертов и шоу-программ. 2 з.п. ф-лы, 17 ил.

 

Предлагаемое изобретение относится к области индустрии развлечений.

Известны и широко используются различные средства и способы для управления оборудованием зрительных залов различного назначения (театров, концертных залов, кинотеатров и т.п.), в том числе и для управления акустическими характеристиками в зрительных залах. Подобные решения описаны в патенте на изобретение US 5765314, опубликованном 16.06.1998, а также патенте на полезную модель RU 9589, опубликованном 16.04.1999. В RU 9589 звуковоспроизводящие устройства размещены в пространстве кинотеатра в полу, за экранами, на стенах, в потолке, но не в креслах зрительного зала, при этом не предлагаются средства управления звуком в акустических системах, расположенных в полу, потолке и стенах, помимо фильм-жокея, который вручную может переключать звук в перечисленных выше местах. То есть из RU 9589 неизвестно управление звуком, распространяющимся в зрительном зале по соответствующим траекториям. Из US 5765314 также не известно управление звуком, распространяющимся в зрительном зале, управление звуком сводится к подключению и отключению динамиков в креслах зала, передающих объемный звук. В итоге ни в US 5765314, ни в RU 9589 управление звуком не описано.

Также известно оснащение зрительских кресел оборудованием, создающим различные спецэффекты, включая звуковые эффекты. Подобные решения описаны в заявке US 2010205867, опубликованной 19.08.2010, а также заявке KR 2011139613, опубликованной 29.12.2011. Однако в данных патентных документах не описана какая-либо технология управления звуком, кроме упоминания о том, что в зрительских креслах есть динамики, которые служат для звуковых эффектов, доступных восприятию зрителя, при этом о самих акустических эффектах и любых звуковых технологиях в них не упоминается. Таким образом, в US 2010205867 и KR 2011139613 не решена задача управления акустическими эффектами, доступными восприятию зрителей, что крайне важно для зрительных залов большой площади.

В свою очередь, в предлагаемом изобретении представлена технология управления звуком, обеспечивающая подключение и последующее отключение акустического оборудования в соответствии с заданной траекторией перемещения звука по пространству зрительного зала за счет поступательного переключения динамиков, расположенных в креслах зрительного зала. То есть предлагаемое изобретение представляет собой качественное развитие технологии управления звуком в зрительных залах и обеспечит динамическое управление траекторией распространения звуковой волны непосредственно в зрительном зале, то есть позволит создать и управлять траекторией распространения звука, что в итоге приведет к качественному изменению звуковых эффектов, сопровождающих демонстрацию фильмов и концертных мероприятий.

Указанный технический результат достигается при использовании предложенного способа управления звуком для зрительного зала, который предусматривает подключение и последующее отключение акустического оборудования в креслах зрительного зала в соответствии с заданной траекторией перемещения звука по пространству зрительного зала. В соответствии с предложенным способом звуковой процессор формирует множество акустических кластеров, каждый из которых может представлять любую численную совокупность расположенных рядом друг с другом кресел зрительного зала, оборудованных излучающими звуковыми системами. В предельно минимальном случае совокупность акустического оборудования может состоять из единственного кресла зрительного зала. В предельно максимальном - из всех кресел зала. Акустические кластеры перемещаются по залу, в любом заданном направлении, в соответствии с заданной траекторией перемещения звука по пространству зрительного зала. Перемещение происходит путем отключения/подключения кресел, входящих в акустический кластер. Траектория перемещения звука формируется в соответствии с записью на носителе звука и изображения, преимущественно кинопленке или цифровом носителе звука, который используется для озвучивания фильмов, концертов и шоу-программ.

Предложенное изобретение поясняется графическим материалом.

Фиг.1 - Схематическое отображение средств, обеспечивающих управление траекторией перемещения звука.

Фиг.2 - Схематическое отображения средств управление звуком в зрительном зале.

Фиг.3÷11 - Схематическое отображение траектории перемещения звука по пространству зрительного зала при отображении движения автомобиля на экране кинотеатра.

Фиг.12÷14 - Схематическое отображение траектории перемещения звука по пространству зрительного зала при отображении движения самолета на экране кинотеатра.

Фиг.15 - Схема расположения кресел зрительного зала с акустическим оборудованием.

Фиг.16 - Пример исполнения кресла зрительного зала в аксонометрии.

Фиг.17 - Пример исполнения кресел зрительного зала в двух проекциях. При осуществлении предложенного способа в соответствии с действием в демонстрируемом кинофильме или же действием, отображаемым на сцене зрительного зала, формируют траекторию перемещения звука по пространству зрительного зала или же несколько подобных траекторий (каждая траектория формируется для отдельного звукового действия). Траектория перемещения звука по пространству зрительного зала может быть сформирована в соответствии с записью на кинопленке или же ином носителе звука либо изображения, например цифровом носителе звука, который используется для озвучивания фильмов, концертов и шоу-программ. При использовании кинопленки (фиг.1) для записи траектории движения звука может быть предложена дополнительная звуковая дорожка эффектов. При демонстрации (фиг.2) кинофильма при различных действиях, происходящих на экране, или при различных действиях на сцене зрительного зала и т.п. формируется траектория перемещения звука по пространству зрительного зала путем подключения и затем отключения акустического оборудования - кластеров. (Фиг.3÷14) Черным цветом выделен звуковой кластер, образованный для перемещения звука в соответствии с движением автомобиля. Акустические кластеры формируют из совокупности акустического оборудования кресел зрительного зала (Фиг.15÷17), расположенных рядом друг с другом, или же единственного кресла. Акустическое оборудование представляет собой совокупность высокочастотных динамиков, мини-сабвуферов, полых мест конструкции кресла, которые обеспечат «обтекание» зрителя частотным спектром звукового поля. Расчет громкости и частотного спектра прослушиваемого звука отдельным зрителем производится с учетом излучения звука окружающих его кресел для повышения качества слышимого звукового спектра каждым отдельным зрителем и исключения случайного неблагозвучия.

При перемещении звука по выбранным траекториям движение звука синхронизируется с движением изображения на экране (действием на сцене) в соответствии с перемещением предметов, вещей, людей, стихийных процессов и т.п. Уровень громкости звука при формировании траекторий (озвучивании направленности действий, происходящих на экране) в креслах зрительного зала, подбирается таким образом, чтобы зрители ощущали только движения и перемещение предметов на экране. При этом общий звуковой фон - музыка, разговоры персонажей, звук различных действий без ярко выраженной направленности - озвучивается общей звуковой системой, размещенной на стенах и потолке зала. Кресла зрительного зала в этом звуке не принимают участия, чтобы не перегружать слуховое восприятие зрителей. Для управления переключением оборудования акустических кластеров может быть использован контроллер - блок управления на базе процессора («звуковой процессор»), взаимосвязанный с кинопроектором, а также может быть предложено ручное переключение кластеров в заданном режиме или же режиме импровизации («ди-джеем», «дирижером»), что будет особенно актуально для спектаклей и концертов. Таким образом, обеспечивается динамическое управление перемещением звука по «линейным» и «нелинейным» траекториям («полосам» движения звука, «сотам» звукового поля), пересекающим зрительный зал, очевидным следствием такого явления станет общее улучшение качества звучания в зрительном зале.

Траектории («полосы») движения звука могут соответствовать отображаемому на экране или сцене движению автомобиля (Фиг.3÷11), бегу человека, полету птицы, порыву ветра, полету самолета (Фиг.12÷14) и т.п., создавая эффекты присутствия действия рядом со зрителем. Может быть приведен неисключительный перечень примеров осуществления предложенного способа.

I) Шторм. Волны ударяются в берег, который показан со стороны зала. Звук волн распространяется от первого ряда к заднему ряду кинозала. Акустический кластер может состоять из всех кресел 1 ряда. В этом случае звук порядно перемещается к последнему ряду зала по соответствующим кластерам - рядам. Зрители в зале будут ощущать прохождение морской волны от первого ряда к последнему ряду.

II) Полет птицы. Акустический кластер может состоять из двух или трех кресел. Крик, издаваемый птицей, звук полета перемещается по кинозалу в соответствии с траекторией полета птицы. Например, при переключении акустических кластеров звук опишет несколько кругов по залу. У зрителей будет реальное ощущения, что вокруг них летает птица, а зрители, сидящие в креслах кластеров, через которые проходит траектория движения звука, будут ощущать полет птицы прямо над ними.

III) Стрельба. Стрелок на экране или сцене стреляет под углом к залу. Звук летящих пуль перемещается по диагонали зала от кресел первого ряда до кресел последнего ряда. Акустический кластер может состоять в таком случае из единственного кресла. Звук, перемещаясь по соответствующим кластерам зала, будет создавать эффект пролетевшей пули.

IV) Бег. Например, бегущее животное бежит слева направо, а потом бежит прямо на зрителей. Звук ног и шелест растений, задеваемых животным, перемещается по залу слева направо, а потом перемещается от первого ряда зала к последнему ряду зала, по соответствующим кластерам.

V) Движение автомобиля. Машина быстро проезжает на экране справа налево и резко останавливается. Звук проезжающей машины и визг покрышек об асфальт перемещается от правых рядов кресел к левым рядам кресел и останавливается, например, в середине зала, перемещаясь по соответствующим кластерам. У зрителей будет ощущения, что машина проехала справа налево и остановилась почти в центре зала.

VI) Бой. Одновременно может быть задействовано любое количество акустических кластеров, в зависимости от замысла создателя фильма или концертной постановки, каждый из кластеров будет соответствовать одному звуковому действию - летящие пули, гранаты, мины, взрывы, шум разрушения зданий и т.д. У зрителей создается впечатление, что они находятся прямо на том самом месте, где происходят события, показываемые на экране или сцене. Кругом будут свистеть пули пролетать самолеты, взрываться в разных концах зала снаряды и т.д. Зритель будет погружен внутрь действий и станет как бы их участником.

При этом специалистам понятно, что помимо перечисленных вариантов осуществления способа управления звуком возможны иные разнообразные вариации его исполнения в конкретных случаях, определяемых сценарием фильма или представления, акустическими свойствами зрительного зала и т.п.

Таким образом, как и было описано выше, обеспечивается динамическое управление перемещением звука по «линейным» и «нелинейным» траекториям («полосам» движения звука, «сотам» звукового поля), пересекающим зрительный зал. Эта новая технология озвучивания кинофильмов, концертов и шоу-представлений на порядок повысит зрелищность и впечатление от их просмотров.

1. Способ управления звуком в зрительном зале с использованием динамиков, расположенных в креслах для зрителей, при котором осуществляют перемещение звука по пространству зала путем поступательного переключения динамиков, расположенных в креслах, в соответствии с заданными линейными и нелинейными траекториями, пересекающими зрительный зал.

2. Способ по п. 1, отличающийся тем, что формируют акустические кластеры, каждый из которых представляет собой совокупность акустического оборудования любого заданного количества кресел зрительного зала, расположенных рядом друг с другом.

3. Способ по п. 1 или 2, отличающийся тем, что указанные траектории переключения динамиков формируют в соответствии с записью на любом носителе звука и изображения, преимущественно на кинопленке или цифровом носителе звука, который используется для озвучивания фильмов, концертов и шоу-программ.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к плавательным средствам и может быть использовано для проведения различных видов подводных шоу или спортивных мероприятий. Плавучее сооружение (1, 11) содержит резервуар (2, 12), частично или полностью заполненный водой.

Настоящее изобретение относится к системе для генерации запаха, применяемой для формирования обонятельного эффекта в демонстрационных залах, например, в кинотеатре.

Предложена система для управления эффектом на сиденье в помещении для кинопоказа, и пользователь в заднем ряду может самостоятельно легко и безопасно управлять эффектом, обеспечиваемым для пользователя, даже когда сиденье находится в режиме перемещения во время показа кинофильма, посредством управления эффектом, синхронизированным с кинофильмом, путем ретрансляции данных управления эффектом, введенных пользователем на сиденье заднего ряда с использованием устройства управления эффектом сиденья переднего ряда, в помещении для кинопоказа, что обеспечивает эффект (например, брызги воды, порыв воздуха или аромат), синхронизированный с кинофильмом, для пользователя на сиденье заднего ряда.

Изобретение относится к системе для поддержки распространения развлечений по меньшей мере через одну сеть связи. .
Наверх