Способ прокладки подземного трубопровода

Изобретение относится к подземной прокладке трубопроводов в многолетнемерзлых грунтах (ММГ) преимущественно островного типа. Перед укладкой трубопровода готовят многослойное основание, для чего поперек траншеи раскатывают силовые пояса, концы которых крепятся на берме траншеи временными штырями, и на дно траншеи укладываются пустотелые плиты-перекрытия. По уложенным плитам формируются теплоизолирующие «матрасы», состоящие из двух-трех слоев песка перлитового вспученного мелкого, заключенного в нетканый синтетический материал (НСМ). Края НСМ сваривают тепловым нагревом. На подготовленное основание укладывают трубопровод, после чего перекрывают его, многослойное основание дна траншеи и боковые поверхности траншеи гибкими водопроницаемыми коврами с последующей засыпкой гранулированным керамзитом высотой не менее 200 мм над верхней образующей. Перед засыпкой трубопровода грунтом концы силовых поясов освобождаются от временных штырей и с натяжением по замкнутому в НСМ керамзиту производят их связку. Окончательная засыпка с обваловкой производится традиционным способом. Технический результат - повышение эксплуатационной надежности трубопровода. 3 з.п. ф-лы, 3 ил.

 

Изобретение относится к строительству и может найти применение при сооружении трубопроводов, транспортирующих продукт с положительной или переменной во времени температурой, при подземной прокладке в многолетнемерзлых грунтах (ММГ) преимущественно островного типа.

Известно, что в процессе эксплуатации подземные трубопроводы меняют первоначальное положение, что происходит в связи с условиями перекачки продукта вследствие особенной укладки трубопровода при строительстве магистральных трубопроводов в многолетнемерзлых грунтах (ММГ).

Известны Рекомендации по проектированию теплоизоляционных конструкций магистральных трубопроводов в виде сплошного кольца, а также с теплоизоляционными экранами и подсыпкой («Рекомендации по проектированию теплоизоляционных конструкций магистральных трубопроводов» Р536-84 ВНИИСТ, Москва, 1985). Известны также сегменты теплоизоляционные из экструдированного пенополистирола «Экстрол», которые предназначены для тепловой изоляции трубопроводов диаметром от 57 мм до 1420 мм, в том числе в районах с многолетнемерзлыми грунтами, транспортирующими среду с температурой от минус 63°C до плюс 75°C, и плиты пенополистирольные экструзионные «Экстрол» ТУ 5767-004-77909577-12 и ТУ 5767-003-77909577-2012.

К недостаткам применения теплоизоляционных сегментов и скорлуп следует отнести увеличение размеров траншеи, потребность в дополнительной пригрузке, оснащении плетевозов съемными пеналами и деревянными ложементами дугообразной формы с резиновыми прокладками, увеличении затрат по их хранению, а главное, отсутствие инструментального контроля целостности кольцевой изоляции в процессе строительства трубопроводов при подземном методе прокладки до заполнения транспортируемым продуктом и согласно п. 5.8 СНиП 41-03-2003 при бесканальной прокладке предварительно изолированные трубопроводы с изоляцией из пенополиуретана в полиэтиленовой оболочке должны быть снабжены системой оперативного контроля влажности изоляции (ОДК).

Известны способы прокладки подземного трубопровода на участках сплошного и прерывистого распространения многолетнемерзлых грунтов (ММГ), включающие разработку траншеи в отсыпанную насыпь шириной, превышающей радиус ореола оттаивания, или укладка трубопровода в уширенную траншею с отсыпкой по поверхности и по длине трубопровода грунтовых призм с расстояниями, не превышающими балочного пролета, высотой, определяемой расчетом. В результате растепления грунтов околотрубного пространства происходит уплотнение просадочности грунтов с осадкой трубы до уровня непросадочных грунтов (патент RU 2494302, опубл. 27.09.2013).

Известны и другие способы прокладки трубопроводов в ММГ (патент RU 2244191, опубл. 10.01.2005, патент РФ 2066806, опубл. 20.09.1996).

Все приведенные способы имеют общие недостатки: увеличение, объемов земляных работ, потребность в привозном песке и непрогнозируемость возможного развития ореолов оттаивания ММГ с последующим изменением проектного положения трубопровода.

Известен способ прокладки подземного трубопровода и устройство для его осуществления при строительстве магистральных трубопроводов в зимнее время на уклонах трассы, сложенных высокольдистыми многолетнемерзлыми грунтами (патент РФ 2472053, опубл. 10.01.2013), заключающийся в раскопке траншеи, укладке на ее дно трубопровода с размещением по его сторонам двух дренажных каналов, состоящих из состыкованных между собой трубчатых элементов, и обратной засыпке траншеи грунтом. Участки поверхности дна траншеи выполняют под углом с понижением к вертикальной ее оси. Состыкованные трубчатые элементы подбивают в пространство между трубопроводом и дном траншеи, после чего перекрывают трубопровод, дно траншеи, боковые поверхности трубчатых элементов и траншеи гибкими водопроницаемыми коврами с последующей их засыпкой грунтом, перекрытием его свободными боковыми участками ковров и окончательной засыпкой траншеи. Каждый трубчатый элемент выполнен в виде изгибно-естественной прямой призмы треугольного сечения, состоящей из высокопрочного стеклопластика.

Указанному решению присущи следующие недостатки:

- конструкция не предотвращает процесс растепления ММГ околотрубного пространства при положительной температуре транспортируемого продукта;

- сложность профиля дна траншеи;

- постоянство живого сечения трубчатых элементов не гарантирует пропуск воды в течение срока эксплуатации, т.е. неремонтнопригодны без снятия с трубопровода гибких водопроницаемых ковров.

В качестве прототипа принят способ сооружения трубопровода в многолетнемерзлых грунтах с чередующимся характером рельефа (патент 2244192, опубл. 10.01.2005), заключающийся в отрывке траншеи, укладке в нее трубопровода, его фиксации и закреплении на проектных отметках грунтом засыпки. При этом на переходах со спокойным рельефом траншею отрывают в деятельном слое глубиной, обеспечивающей расположение верхней образующей трубопровода не выше уровня дневной поверхности, а перед укладкой трубопровода выстилают стенки и дно траншеи полотнищами из нетканого синтетического материала (НСМ) с перекрытием внахлест их поперечных трубопроводу кромок на бермах траншеи. Грунт засыпки размещают в навешенных на трубопровод вплотную друг к другу балластирующих полимерно-панельных устройствах (ППУ) с последующей отсыпкой защищающей трубопровод насыпи.

Недостатки способа по прототипу состоят в следующем:

- конструкция балластирующих устройств не предотвращает растепление ММГ и трудоемки при монтаже;

- отсутствие теплоизолирующего основания под теплым трубопроводом провоцирует развитие ореолов растепления ММГ;

- в протаявших грунтах в результате просадки пригруженного трубопровода не исключена вероятность нарушения закрепления продольных кромок полотнищ из НСМ на бермах траншеи;

- грунт засыпки, уложенный на НСМ за границей балластирующих полимерно-панельных устройств, не участвует в балластировке трубопровода.

Заявленное изобретение направлено на исключение непредсказуемого растепления ММГ при положительных температурах транспортируемого продукта в стальных трубопроводах большого диаметра.

Задачей изобретения является повышение надежности эксплуатации подземного трубопровода, проложенного на многолетнемерзлых грунтах преимущественно островного типа. Техническим результатом изобретения, который достигается при осуществлении данного способа, является обеспечение устойчивого положения участка трубопровода и грунта в траншее за счет многослойной конструкции, сочетающей элементы теплоизоляции и пригрузки.

Поставленная задача в способе прокладки подземного трубопровода, заключающемся в раскопке траншеи, укладке трубопровода, перекрытии трубопровода, дна траншеи и боковых поверхностей водопроницаемыми полотнищами из нетканого синтетического материала (НСМ), заполнении околотрубного пространства высотой не менее 200 мм над верхней образующей керамзитом, замыканием полотнища НСМ путем тепловой спайки, установке по концам теплоизолирующей конструкции из керамзита пригрузов и окончательной засыпке грунтом, решается тем, что перед укладкой трубопровода в поперечном сечении траншеи раскладываются гибкие силовые пояса с закреплением концов на берме траншеи временными штырями и по дну траншеи сооружением многослойного основания из пустотелых железобетонных плит-перекрытий, на поверхности которых формируется мягкая теплоизолирующая постель из песка перлитового вспученного мелкого, замкнутого тепловой спайкой в двух-трех слоях нетканого синтетического материала, а замыкаемые тепловой спайкой НСМ по верхней образующей на всей длине полотнища дополнительно укрепляются связкой с натяжением гибких силовых поясов, при этом в качестве теплоизолирующей постели могут быть использованы матрасы, изготовленные в базовых условиях.

В частных случаях выполнения способа железобетонные плиты-перекрытия снабжены проушинами и силовые пояса одним концом закреплены в проушины железобетонных плит-перекрытий, а другим концом закреплены на берме траншеи временными штырями.

Таким образом, формируется замкнутая конструкция теплоизоляции боковых и верхней поверхности теплого трубопровода, которая после связки мягких силовых поясов создает круговой теплоизолирующий слой, а наличие пустотелых железобетонных плит перекрытия, уложенных на основание ММГ, способствует рассеиванию теплового потока под трубой и предотвращению просадки всей конструкции трубопровода при экстремальном растеплении поверхностного слоя грунта обваловки. Кроме того, теплоизолирующий слой не требует уширения траншеи и специального контроля качества монтажа, т.к. аналогичная конструкция регламентирована для балластировки газопроводов минеральными грунтами в сочетании с полотнищами из нетканого синтетического материала (НСМ) (п. 2.14 ВСН 39-1.9-003-98).

Изобретение поясняется графическим материалом, где на фиг. 1 и фиг. 2 изображен поперечный разрез трубопровода, проложенного на участке ММГ, на фиг. 3 - продольный профиль с уложенными теплоизолирующими и пригружающими устройствами, при этом на фиг. 1 изображен поперечный разрез трубопровода с засыпкой керамзитом до соединения краев полотнищ НСМ, а на фиг. 2 - тот же поперечный разрез трубопровода после спайки полотнищ НСМ, связки гибких поясов и окончательной обратной засыпки траншеи грунтом.

Способ осуществляется следующим образом.

В многолетнемерзлых грунтах 1 отрывают траншею глубиной, обеспечивающей подземную прокладку трубопровода 2 с учетом теплоизоляционного основания в виде пустотелых железобетонных плит-перекрытий 3, песка перлитового вспученного мелкого (кремнезита) 4, заключенного в НСМ 5, замкнутого по периметру тепловой спайкой в трассовых условиях, либо поставляемого в виде матрасов размерами L×B×h (20×3×0,2) м, а также с учетом высоты засыпки не менее 200 мм керамзита 6 в полотнище из НСМ 7 и грунта 8 над керамзитом с общей высотой не менее 1 м от верха трубопровода 2.

Перед укладкой трубопровода 2 на определенном расстоянии, в зависимости от длины пустотелых железобетонных плит-перекрытий, по стенкам и дну траншеи выстилают силовые пояса 9, выполненные из прочных, не гниющих в грунтах нетканых материалов, которые закрепляются на берме траншеи временными штырями 10, либо одним концом пояса крепятся к плитам в специальные гнезда (проушины) до укладки их в траншею. После укладки плит второй конец поясов крепится аналогично на берме траншеи штырями 10.

По уложенным пустотелым железобетонным плитам-перекрытиям вдоль траншеи на ширину плит расстилается НСМ, на который ровным слоем насыпается песок перлитовый вспученный мелкий (кремнезит) с последующим покрытием НСМ и тепловой спайкой по периметру участками длиной ~20 м, либо кремнезитовые «матрасы» поставляются от производителей и раскладываются по плитам, что также снижает жесткость конструкции труба-плита.

На подготовленное теплоизолирующее основание укладывают трубопровод 2, после чего перекрывают трубопровод, дно и стенки траншеи гибкими водопроницаемыми полотнищами 7 (НСМ размерами 20×25 м, заготовленными в базовых условиях) с последующей их засыпкой керамзитом 7, и тепловой спайкой с последующей связкой гибких поясов 9' и установкой пригрузов 11, типа УБО-М и ПКУ, по концам теплоизолирующей конструкции из керамзита.

Окончательная засыпка грунтом 8 производится традиционным способом из отвала траншеи.

Эффект изобретения состоит в том, что вместо труб с дорогостоящей теплоизоляцией заводского изготовления с наружным гидроизолирующим покрытием, требующим особых условий транспортировки и хранения на трассе, применены стандартные гидроизолированные трубы, а околотрубное пространство формируется из конструкций, в которых применены материалы промышленного производства с низкими показателями теплопроводности:

Песок перлитовый вспученный мелкий (кремнезит) 0,05-0,06 Вт/м⋅K;

Керамзит 0,099-0,148 Вт/м⋅K;

Пустотелые плиты перекрытия 0,169 Вт/м⋅K.

В данном способе создается околотрубная среда с теплопроводностью, ограничивающей растепление ММГ, что обеспечивает устойчивое проектное положение в течение длительного срока эксплуатации.

В случае обводнения траншеи, которое происходит за счет наружного тепла, вызывающего весенне-летнее таяние снега, насыпной керамзит, находящийся в замкнутом объеме НСМ, в результате водопоглощения выполняет также роль пригрузки, обеспечивая «нулевую» плавучесть данного участка, и создается монолитность, в конструкции которой сочетаются теплоизолирующие и пригружающие свойства используемых материалов.

Таким образом, данное изобретение решает задачу повышения надежности работы трубопровода на трассах, сложенных многолетнемерзлыми грунтами.

1. Способ прокладки подземного трубопровода, заключающийся в раскопке траншеи, укладке трубопровода, перекрытии трубопровода, дна траншеи и боковых поверхностей водопроницаемыми полотнищами из нетканого синтетического материала (НСМ), заполнении околотрубного пространства высотой не менее 200 мм над верхней образующей керамзитом, замыканием полотнища НСМ путем тепловой спайки, установке по концам теплоизолирующей конструкции из керамзита пригрузов и окончательной засыпке грунтом, отличающийся тем, что перед укладкой трубопровода в поперечном сечении траншеи раскладываются гибкие силовые пояса с закреплением концов на берме траншеи временными штырями и сооружением по дну траншеи многослойного основания из пустотелых железобетонных плит-перекрытий, на поверхности которых формируется мягкая теплоизолирующая постель из песка перлитового вспученного мелкого, замкнутого тепловой спайкой в двух-трех слоях нетканого синтетического материала, а замыкаемые тепловой спайкой НСМ по верхней образующей на всей длине полотнища дополнительно укрепляются связкой с натяжением гибких силовых поясов.

2. Способ по п. 1, отличающийся тем, что в качестве теплоизолирующей постели могут быть использованы матрасы, изготовленные в базовых условиях.

3. Способ по п. 1 или 2, отличающийся тем, что железобетонные плиты-перекрытия снабжены проушинами.

4. Способ по п. 3, отличающийся тем, что одним концом силовые пояса закреплены в проушины железобетонных плит-перекрытий, а другим концом закреплены на берме траншеи временными штырями.



 

Похожие патенты:
Изобретение относится к трубопроводному транспорту и используется для выполнения специальных сварочных работ при ремонте трубопроводов. Для осуществления ремонта трубопровода вырезают дефектный элемент, центрируют концы трубопровода и вваривают катушку трубы.

Изобретение относится к области трубопроводного транспорта и может быть использовано для сооружения переходов трубопроводов над естественными преградами, реками, оврагами.

Изобретение относится к области судостроения и касается укладки трубопровода с трубоукладочного судна. Предложен способ укладки трубопровода с судна (103) по S-образной траектории.

Изобретение относится к области строительства трубопроводных систем и используется при сооружении коллекторов газосборных на переходах через автомобильные дороги в сложных инженерно-геокриологических условиях.

Группа изобретений относится к трубопроводному транспорту и может быть использована при укладке трубопроводов на дно водоема с судна. Трубоукладочное судно включает главную палубу и трубоукладочную вышку, направленную вверх от судна.

Группа изобретений относится к укладке подводных трубопроводов с судна и может быть использована в случае необходимости оставить трубопровод на дне или поднять его обратно на судно.

Изобретение относится к эксплуатации магистральных трубопроводов, в частности к эксплуатации потенциально опасных участков (ПОУ) трубопроводов, содержащих отводы холодного гнутья (ОХГ) с непроектным уровнем напряженно-деформированного состояния (НДС).

Группа изобретений относится к трубопроводному транспорту и может быть использована при ремонте трубопроводов с наружным диаметром 700-1420 мм для обеспечения повторного использования демонтированных труб.

Изобретение относится к соединениям магистральных трубопроводов. Соединение содержит два узла соединения трубопроводов, один из которых предназначен для разветвления магистрального трубопровода на два: основной и параллельно проложенный резервный, а другой узел предназначен для соединения основного и резервного трубопроводов в один магистральный трубопровод.

Изобретение относится к эксплуатации магистральных трубопроводов, в частности к эксплуатации потенциально опасных участков (ПОУ) с непроектным уровнем напряженно-деформированного состояния (НДС).

Группа изобретений относится к трубопроводному транспорту и может быть использована для ремонта подводных трубопроводов. Устройство (10) для уплотнения трубы содержит уплотнительную мембрану (12), имеющую первую и вторую части (14, 16) для соединения с наружной поверхностью трубы. Удерживающие элементы (18, 20) расположены напротив друг друга относительно уплотнительной мембраны (12) и прикреплены друг к другу с помощью запорного элемента, при этом с помощью удерживающих элементов (18, 20) поддерживается уплотняющее соединение между уплотнительной мембраной (12) и трубой. Каждый из удерживающих элементов (18, 20) содержит отстоящие друг от друга плиты (22, 24), расположенные в поперечном направлении относительно продольной оси уплотнительной мембраны (12). 3 н. и 24 з.п. ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к области маркировки и последующей идентификации трубных изделий. Технический результат - обеспечение возможности идентификации завода-изготовителя трубных секций как во время строительства и реконструкции трубопровода, так и в процессе эксплуатации трубопровода подземной прокладки при проведении плановой и внеплановой инспекции с использованием внутритрубного инспекционного прибора. Способ маркировки трубных изделий характеризуется тем, что осуществляют кодирование идентификационной информации путем ее преобразования из десятичной системы счисления в шестнадцатеричную систему счисления, рассчитывают геометрические размеры элементов маркировки, соответствующие полученным значениям идентификационной информации в шестнадцатеричной системе счисления, после чего в соответствии с рассчитанными геометрическими размерами наносят элементы маркировки путем наплавления металла на наружную поверхность трубного изделия. 3 н. и 12 з.п. ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к средствам для транспортирования нефти, газа и нефтепродуктов, в частности к магистральным трубам нефтепроводов, газопроводов и нефтепродуктопроводов. Магистральная труба нефтепроводов, газопроводов и нефтепродуктопроводов имеет поперечное сечение в виде треугольника Релло. Один из углов треугольника Релло располагается в верхней сводной части трубы. На грунтовое основание труба опирается одной из граней треугольника Релло. Технический результат - повышение прочности трубы и ее устойчивости при взаимодействии со слабым основанием. 1 ил.

Изобретение относится к способу ремонта магистральных трубопроводов надземной прокладки методом вырезки/врезки катушки. Перед вырезкой дефектного участка трубопровода осуществляют подъем корпуса-ложемента с трубопроводом посредством грузоподъемного механизма, установку антифрикционного прокладочного материала между опорной поверхностью корпуса-ложемента и верхней поверхностью стола-ростверка. Затем осуществляют фиксацию трубопровода на опорах по обеим сторонам от мест реза посредством прижимных приспособлений и выполняют вырезку дефектного участка трубопровода. После приведения концов трубопровода в соосность с применением прижимных приспособлений и грузоподъемного механизма производят монтаж ремонтного участка трубопровода при помощи сварного соединения с соосными концами трубопровода. Прижимные приспособления выполнены в виде сборных устройств, содержащих верхнюю и нижнюю части, состоящих из стальных профилей, жестко соединенных между собой в поперечном направлении. Технический результат заключается в предотвращения движения прилегающих к месту реза свободных концов трубы в процессе остывания металла трубы. 6 з.п. ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к области ремонта и восстановления трубопроводов, в частности к ремонту без выкапывания трубопровода из земли с обеспечением на его внутренней кольцевой поверхности облицовки с помощью сегмента. Сегмент для восстановительной трубы, используемой для ремонта внутренней поверхности действующего трубопровода, содержит внутреннюю поверхностную пластину, образующую внутреннюю окружную поверхность, боковые пластины и торцевые пластины, расположенные вертикально на периферийном крае внутренней поверхностной пластины, причем внутренняя поверхностная пластина, боковые пластины и торцевые пластины выполнены за одно целое из пластмассы. Сегмент выполнен с возможностью соединения посредством соединительных элементов с другим сегментом в окружном направлении и вдоль трубы с формированием сегментной восстановительной трубы, предназначенной для установки внутрь ремонтируемого трубопровода, при этом в торцевых пластинах выполнено отверстие, обеспечивающее вставку соединяющего элемента, когда сегменты соединяются в окружном направлении, и отверстие для прохождения через него заполняющего материала, предназначенного для формирования облицовки на внутренней поверхности ремонтируемого трубопровода и вводимого в пространство между ним и сегментной восстановительной трубой. Изобретение позволяет создать сегмент для восстановительной трубы, который дает возможность плавного, равномерного и быстрого введения заполняющего материала, предназначенного для формирования облицовки на внутренней поверхности ремонтируемого трубопровода и вводимого в пространство между ним и сегментной восстановительной трубой. 4 н. и 6 з.п. ф-лы, 9 ил.

Изобретение относится к области ремонта подводных трубопроводов. Способ ремонта обетонированного участка подводного трубопровода заключается в наложении муфты на поврежденный участок трубопровода и заполнении ее полости композиционным герметизирующим полимеризующимся составом. Для исключения разрушения бетонного покрытия обетонированной трубы трубопровода на поврежденный участок трубы накладывают выполненный из полимерного материала бандаж в виде разрезной вдоль образующей тонкостенной трубы или последовательно располагаемых труб. На внутреннюю поверхность бандажа нанесен указанный герметизирующий полимеризующийся состав. Затем поверх бандажа размещают муфты, охватывающие бандаж и прижимающие его к поверхности бетонного слоя. При этом полумуфты каждой муфты стягивают болтами с гайками в направлении навстречу друг другу. Указанные муфты размещают последовательно по длине бандажа с примыканием торца одной муфты к торцу другой муфты. Технический результат: сокращение времени ремонта, упрощение конструкции. 2 н. и 2 з.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к строительству трубопроводов и может найти применение при сооружении сборно-разборных трубопроводов. На самоходной подвижной базовой платформе установлены боковая стрела, механизм регулирования угла наклона стрелы, грузоподъемный агрегат с тяговым механизмом, на подвеске которого прикреплено сборочное устройство 7. Сборочное устройство 7 представляет собой траверсу 9, состоящую из подвижной внутренней балки 10 и неподвижной внешней балки 11. На торцах балок размещены гидравлические захваты 13 и 16 трубопроводных модулей 15 и 18 соответственно. При перемещении от усилия силового гидроцилиндра 12 внутренней балки 10 с зажатым гидравлическим захватом 13 трубопроводным модулем 15 последний своей манжетой 23 заходит во внутреннюю полость раструба 24 другого зажатого гидравлическим захватом 16 трубопроводного модуля 18, где фиксируется запорным кольцом 25. Достигается сокращение трудозатрат и повышение темпа монтажа сборно-разборного трубопровода, расширяется область функциональных возможностей при монтаже трубопроводов как в военных, так и в гражданских интересах. 6 ил.

Изобретение относится к машиностроению, в частности к технологии изготовления и монтажа труб различного назначения, например судовых. Способ компенсации отклонений при изготовлении труб с соединениями включает установку соединений с использованием сборочного стенда, имитирующего плоскости координат для ориентации присоединительных поверхностей соединений. На стенде осуществляют поворот трубы в первом соединении до совпадения центра торца трубы с осью одного из координатных направлений второго соединения и передвигают второе соединение в выбранном координатном направлении до совмещения с трубой для последующей сборки. При этом фактические размеры трубы отличаются от теоретических размеров только в одном координатном направлении на величину передвижения второго соединения. Технический результат - повышение точности изготовления и монтажа труб. 6 ил.

Изобретение относится к области нефтяной и газовой промышленности и может быть использовано при прокладке магистральных и промысловых трубопроводов, проходящих в талых с островной мерзлотой просадочных многолетнемерзлых (ММГ) грунтах. Обеспечение высотного положения трубопровода на проектных отметках осуществляется путем установки опор, выполненных в виде усеченных правильных четырехгранных пирамид, составленных из мешков из полиэфирных нитей, заполненных с мелким щебнем. Расчет минимально допустимой высоты опоры по предлагаемой зависимости позволит уменьшить объемы земляных работ по устройству выемок для установки опор. Составление опоры из мешков с щебнем в виде правильной четырехгранной усеченной пирамиды обеспечит устойчивость самой опоры и позволит воспринимать большую нагрузку от трубопровода и вышележащих слоев грунта. По сравнению с подземной прокладкой трубопровода на свайных опора применение такого способа прокладки значительно снижает металлоемкость, трудоемкость, не требует применения специализированной техники. 5 з.п. ф-лы, 3 ил.

Группа изобретений относится к строительству подводных трубопроводов. Электронная система для управления спусковой аппарелью судна-трубоукладчика при укладке трубопровода на дно водоема выполнена с возможностью сбора данных, относящихся к конфигурации спусковой аппарели, к судну-трубоукладчику, и данных, относящихся к силам, передаваемых спусковой аппарелью и судном-трубоукладчиком трубопроводу. На основании полученных данных выполняется генерация множества последовательностей шагов для изменения конфигурации спусковой аппарели судна-трубоукладчика от первой ко второй рабочей конфигурации. Затем для минимизации напряжения, вызванного в трубопроводе в каждой промежуточной конфигурации между первой и второй рабочими конфигурациями, осуществляется выбор наилучшей последовательности шагов как функции множества последовательностей шагов и собранных данных. 6 н. и 23 з.п. ф-лы, 5 ил.

Изобретение относится к подземной прокладке трубопроводов в многолетнемерзлых грунтах преимущественно островного типа. Перед укладкой трубопровода готовят многослойное основание, для чего поперек траншеи раскатывают силовые пояса, концы которых крепятся на берме траншеи временными штырями, и на дно траншеи укладываются пустотелые плиты-перекрытия. По уложенным плитам формируются теплоизолирующие «матрасы», состоящие из двух-трех слоев песка перлитового вспученного мелкого, заключенного в нетканый синтетический материал. Края НСМ сваривают тепловым нагревом. На подготовленное основание укладывают трубопровод, после чего перекрывают его, многослойное основание дна траншеи и боковые поверхности траншеи гибкими водопроницаемыми коврами с последующей засыпкой гранулированным керамзитом высотой не менее 200 мм над верхней образующей. Перед засыпкой трубопровода грунтом концы силовых поясов освобождаются от временных штырей и с натяжением по замкнутому в НСМ керамзиту производят их связку. Окончательная засыпка с обваловкой производится традиционным способом. Технический результат - повышение эксплуатационной надежности трубопровода. 3 з.п. ф-лы, 3 ил.

Наверх