Способ изготовления корпуса ракетного двигателя твердого топлива

Изобретение относится к машиностроению, а именно к способу изготовления корпуса ракетного двигателя твердого топлива из композиционного материала, получаемого методом непрерывной намотки армирующей ленты. Способ изготовления корпуса ракетного двигателя твердого топлива из композиционного материала, заключающийся в установке на оправку внутреннего теплозащитного покрытия, намотке поверх его силовой оболочки из полимерного композиционного материала с последующей полимеризацией, при этом между оправкой и внутренним теплозащитным покрытием устанавливают изолированную антиадгезионной пленкой манжету из эластичного материала, например силикона с толщиной стенки, соизмеримой с толщиной внутреннего теплозащитного покрытия. Манжета может быть выполнена в виде герметичного мешка, который в процессе полимеризации силовой оболочки корпуса нагружают гидравлическим давлением, превышающим контактное давление на оправку, создаваемое усилием намотки материала силовой оболочки. Изобретение обеспечивает повышение прочностных и адгезионных характеристик конструкции днищ корпуса. 2 з.п. ф-лы, 2 ил.

 

Изобретение относится к машиностроению, а именно к способу изготовления корпусов твердотопливных двигателей ракет (РДТТ) из композиционного материала (КМ), получаемых методом непрерывной намотки армирующей ленты (жгута).

Известен традиционный способ изготовления корпуса РДТТ из КМ [И.М. Буланов, В.В. Воробей. Технология ракетных и аэрокосмических конструкций из композиционных материалов. - М.: изд. МГТУ им. Н.Э. Баумана, 1998, стр. 434-438, рис. 6.11], по которому на оправку устанавливается внутреннее теплозащитное покрытие корпуса (ТЗП) и производят намотку на оправку полимерным КМ с последующей термообработкой (полимеризацией) (прототип).

Известны способы изготовления изделий из КМ в автоклавах [И.М. Буланов, В.В. Воробей. Технология ракетных и аэрокосмических конструкций из композиционных материалов. - М.: изд. МГТУ им. Н.Э. Баумана, 1998, стр. 140-156], [Устройство для отверждения композиционных материалов, патент РФ №2404054] с применением гибких диафрагм, вакуумных мешков, нагружаемых давлением и с нагревом рабочей среды.

Вышеуказанные способы обеспечивают получение прочностных характеристик КМ за счет создания требуемого уровня контактного давления между слоями стенки корпуса, а также за счет создания требуемого уровня натяжения армирующей ленты. В автоклавах контактное давление (уровень 0,7…1,0 МПа) создается внешним источником (гидронасосом, вакуумом) при помощи гибких диафрагм, а на оправках при намотке (технология «кокон») - за счет натяжения армирующей ленты (уровень 2,0…10,0 МПа).

Недостатком вышеуказанных способов изготовления корпусов из КМ является неполная реализация возможностей оборудования для получения более легкой и прочной конструкции корпуса РДТТ по следующим причинам:

- после намотки и в процессе полимеризации корпуса контактное давление на поверхности оправки, особенно на днищах, неравномерно;

- профиль днищ оправки не соответствует теоретическим параметрам, так как сложно выполнить требуемую толщину ТЗП вследствие ее переменной величины по профилю днища и эластичности материалов ТЗП (резина, капрон и т.д.);

- сложно обеспечить точную укладку ленты по геодезическим траекториям из-за неточного профиля наружной поверхности оправки с установленным ТЗП и нестабильным натяжением ленты в процессе намотки (переход от цилиндра на днище и наоборот, возможная нестабильность работы оборудования), приводящим к сползанию уложенной на оправку ленты.

При неравномерном контактном давлении на поверхности оправки армирующий материал корпуса в различных его зонах имеет разный начальный уровень растягивающих напряжений, который «фиксируется» режимом полимеризации. При эксплуатации корпуса РДТТ нагружение его внутренним рабочим давлением вызывает дополнительное растяжение армирующего материала. В результате различия напряжений в материале корпуса днища становятся неравнопрочными, что обуславливает необходимость введения дополнительных армирующих слоев, увеличивающих массу корпуса.

Практическая сложность реализации точного выполнения соответствия профиля оправки и траектории укладки ленты теоретическим параметрам также приводит к различию напряжений в материале силовой оболочки корпуса при работе РДТТ. В то же время известно [Д.В. Росато, К.С. Грове. Намотка стеклонитью. – М.: Машиностроение, 1969], [И.Ф. Образцов, В.В. Васильев, В.А. Бунаков. Оптимальное армирование оболочек вращения из композиционных материалов. - М.: Машиностроение, 1977], что натянутая нить, уложенная на выпуклую поверхность, при отсутствии трения занимает геодезическую траекторию. Напряжения в такой нити в любой ее точке одни и те же. Таким образом, при реализации в процессе полимеризации корпуса нагружения днищ давлением, близким к равномерному, с учетом размягчения связующего в начальной стадии полимеризации (что снижает силу трения между армирующими лентами в стенке днища), армирующие ленты днищ займут положение, близкое к геодезическим траекториям. В этом случае не требуется точного выполнения соответствия профиля оправки и траектории укладки ленты теоретическим параметрам.

При неравномерном контактном давлении на поверхности оправки снижается адгезионная прочность, увеличивается разброс (нестабильность) адгезионных характеристик клеевых составов по границе ТЗП-армирующий материал корпуса, что сказывается на надежности работы РДТТ.

Автоклавная технология с применением гибких диафрагм, обеспечивающих равномерное контактное давление, неприменима для технологии «кокон» по ряду причин, в том числе по уровню контактных давлений (0,7…1,0 МПа против 2,0…10,0 МПа) и не устранит вышеуказанные недостатки.

Задачей изобретения является создание равномерного контактного давления на внутренней поверхности днища корпуса в процессе полимеризации силовой оболочки корпуса, обеспечивающего повышение прочностных и адгезионных характеристик конструкции днищ корпуса.

Технический результат заключается в том, что в процессе полимеризации силовой оболочки корпуса между оправкой и внутренним теплозащитным покрытием создают равномерное давление, которое передается на внутреннюю поверхность днищ.

Технический результат достигается тем, что в способе по п. 1 изготовления корпуса ракетного двигателя твердого топлива из композиционного материала, который заключается в установке на оправку внутреннего теплозащитного покрытия, намотке поверх его силовой оболочки из полимерного композиционного материала с последующей полимеризацией, между оправкой и внутренним теплозащитным покрытием устанавливают изолированную антиадгезионной пленкой манжету из эластичного материала.

Эластичность материала манжеты при температуре полимеризации возрастает (материал становится более текучим) и вследствие перетекания материала манжеты в замкнутом объеме из зоны повышенного давления в зону пониженного давление на внутреннюю поверхность днища, созданное натяжением при намотке армирующего материала, становится равномерным.

Манжету изолируют антиадгезионной пленкой для исключения склеивания ее с материалами корпуса.

В способе по п. 2 технический результат достигается тем, что манжета выполнена из силикона с толщиной стенки, соизмеримой с толщиной внутреннего теплозащитного покрытия.

Силикон, эластичность которого возрастает при температуре полимеризации корпуса, обладая несжимаемостью и текучестью (подвижностью), создает равномерное контактное давление на внутренней поверхности днища, созданное усилием натяжения армирующего материала, за счет его перетекания в замкнутом объеме из зоны повышенного давления в зону пониженного при толщине стенки манжеты, соизмеримой с толщиной внутреннего теплозащитного покрытия.

Толщина манжеты определяется из расчета свободного объема между оправкой и ТЗП, манжета должна исключить контакт ТЗП с оправкой.

Практически это обеспечивается при толщине манжеты, соизмеримой с толщиной ТЗП. ТЗП выполняется из эрозионно-стойких резин и обладает ограниченной способностью перетекания по сравнению с тем же силиконом и не может обеспечить равномерное контактное давление.

На фиг. 1 приведено сечение песчано-полимерной оправки 1 на металлическом валу с установленной на нее эластичной манжетой 2, изолированной антиадгезионной пленкой 3. Поверх манжеты 2 установлено ТЗП 4 и намотана силовая оболочка днищ 5 с цилиндрической частью 6 длиной L и диаметром D. В днищах с экваторами У1 (переднее) и У2 (заднее) установлены полюсные фланцы корпуса 7.

Изготовление корпуса производят следующим образом. Сначала готовится оправка 1, наружная поверхность которой с учетом толщины ТЗП 4 и эластичной манжеты 2 обеспечивает расчетный профиль днищ 5. Песчано-полимерная оправка 1 изготавливается прессованием на металлической форме заданного профиля с последующей полимеризацией. В ряде случаев производится токарная обработка полимеризованной оправки для получения заданного профиля.

На подготовленную оправку 1 в зоне каждого днища укладывают эластичную манжету 2, затем поверх манжеты укладывают антиадгезионную пленку 3, на нее устанавливают ТЗП 4, которое закрепляют на оправке 1, и осуществляют намотку армирующей лентой, пропитанной связующим. По окончании намотки сборку устанавливают в термопечь и нагревают сборку по программе полимеризации корпуса. По окончании процесса полимеризации отключают нагрев, остужают сборку и направляют ее на выпаривание песчано-полимерной оправки. Из корпуса извлекают оснастку оправки (вал, закладные и т.п.), песок и манжеты.

В способе по п. 3 технический результат достигается тем, что манжета выполнена в виде герметичного мешка, который в процессе полимеризации силовой оболочки корпуса нагружают гидравлическим давлением, превышающим контактное давление на оправку, создаваемое усилием намотки материала силовой оболочки.

В этом случае гарантированно исключается контакт ТЗП с оправкой и создается равномерное давление на внутренней поверхности днищ в процессе полимеризации корпуса ввиду текучести и несжимаемости гидравлической жидкости (техническое масло, глицерин).

На фиг. 2 приведено сечение песчано-полимерной оправки 1 на металлическом валу с установленным на нее герметичным мешком 2 с трубопроводом давления 8, поверх мешка 2 уложена антиадгезионная пленка 3, установлено ТЗП 4 и намотана силовая оболочка днищ 5 с цилиндрической частью 6 длиной L и диаметром D. В днищах с экваторами У1 (переднее) и У2 (заднее) установлены полюсные фланцы корпуса 7.

Изготовление корпуса производят следующим образом. Сначала готовится оправка 1, наружная поверхность которой с учетом толщины ТЗП 4 и герметичных мешков 2 обеспечивает расчетный профиль днищ 5. Песчано-полимерная оправка 1 изготавливается прессованием на металлической форме заданного профиля с последующей полимеризацией.

На подготовленную оправку 1 укладывают герметичные мешки 2 (два днища - два мешка), на них укладывают антиадгезионную пленку 3 и устанавливают ТЗП 4, которые закрепляются на оправке 1, и осуществляют намотку армирующей лентой, пропитанной связующим. По окончании намотки сборку устанавливают в термопечь, в герметичные мешки 2 через трубопроводы давления 8 подают избыточное гидравлическое давление и нагревают сборку по программе полимеризации корпуса. Гидравлическое давление можно подавать только на начальном этапе процесса полимеризации, после чего герметичные мешки заглушаются. Уровень давления должен соответствовать максимальному контактному давлению, создаваемому натяжением армирующего материала на днищах (оно рассчитывается по разработанным методикам и составляет от 2 до 10 МПа).

По окончании процесса полимеризации давление сбрасывают, отключают нагрев, остужают сборку и направляют ее на выпаривание песчано-полимерной оправки. Из корпуса извлекают оснастку оправки (вал, закладные и т.п.), песок и герметичные мешки.

Данное изобретение позволяет создать равномерное давление на внутренней поверхности днищ корпуса, что обеспечит повышение прочностных и адгезионных характеристик конструкции днищ корпуса, а также надежность и массовую эффективность конструкции корпусов ракетных двигателей твердого топлива.

1. Способ изготовления корпуса ракетного двигателя твердого топлива из композиционного материала, заключающийся в установке на оправку внутреннего теплозащитного покрытия, намотке поверх его силовой оболочки из полимерного композиционного материала с последующей полимеризацией, отличающийся тем, что между оправкой и внутренним теплозащитным покрытием устанавливают изолированную антиадгезионной пленкой манжету из эластичного материала.

2. Способ изготовления по п. 1, отличающийся тем, что манжета выполнена из силикона с толщиной стенки, соизмеримой с толщиной внутреннего теплозащитного покрытия.

3. Способ изготовления по п. 1, отличающийся тем, что манжета выполнена в виде герметичного мешка, который в процессе полимеризации силовой оболочки корпуса нагружают гидравлическим давлением, превышающим контактное давление на оправку, создаваемое усилием намотки материала силовой оболочки.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области машиностроения и предназначено для использования в конструкциях узлов воспламенения заряда твердого топлива. Корпус воспламенителя заряда твердого топлива из композиционных материалов, содержит цилиндрическую оболочку с наружным теплозащитным покрытием.

Изобретение относится к области ракетной техники и может быть использовано в ракетных двигателях твердого топлива с зарядами из смесевых топлив, скрепленных со стенками корпуса.

Изобретение относится к области ракетной техники и может быть использовано при создании твердотопливных импульсных двигателей, к которым предъявляются повышенные требования разноимпульсности при работе в паре или в целой связке.

Изобретение относится к ракетной технике и может быть использовано при создании ракетного двигателя твердого топлива летательного аппарата, имеющего габаритные ограничения в исходном состоянии, с полезным грузом, длина которого сопоставима с длиной корпуса ракетного двигателя.

Изобретение относится к области машиностроения, в частности, к изготовлению теплозащитных покрытий камер сгорания ракетных двигателей. При формировании внутреннего теплозащитного покрытия корпуса ракетного двигателя в процессе выкладки слоев невулканизованной резины между слоями размещают оптическое волокно для измерения температуры в процессе вулканизации.

Изобретение относится к ракетной технике и может быть использовано при изготовлении корпусов ракетных двигателей с относительно малым временем работы, например, для двигателей ракетно-артиллерийских боеприпасов.

Камера сгорания силовой установки крылатой ракеты выполнена в виде многослойного изделия и содержит обечайку, несущую механическую нагрузку внутреннего давления, и слой теплозащитного керамического композиционного материала, контактирующего с образующимися при сжигании топлива газами.

При изготовлении внутреннего теплозащитного покрытия с тканевым защитно-крепящим слоем корпуса ракетного двигателя твердого топлива изготавливают, формуют и вулканизируют внутреннее теплозащитное покрытие с тканевым защитно-крепящим слоем.

Изобретение относится к области ракетной техники и может быть использовано в ракетных двигателях твердого топлива с зарядами из смесевых топлив, скрепленных со стенками корпуса.

Изобретение относится к области ракетной техники и может быть использовано в ракетных двигателях твердого топлива с зарядами из смесевых топлив, скрепленных с корпусом по цилиндрической части и раскрепленных манжетами по эллиптическим торцевым поверхностям.

Изобретение относится к области ракетной техники, в частности к способам обеспечения непрерывного контроля состояния твердотопливных зарядов ракетных двигателей. Твердотопливный ракетный двигатель включает композитный корпус и защитный слой, состоящий из теплозащитного покрытия и защитно-крепящего слоя, выполнен раскрепленным для снижения уровня напряжений, возникающих при эксплуатации со стороны переднего и заднего торцов, при помощи манжет, а также снабжен системой контроля отслоений. Система контроля отслоений включает систему датчиков магнитного поля на основе эффекта Холла, детектируемую систему, в виде группы неодимовых магнитных элементов, а также электронно-вычислительную машину. Детектируемая группа неодимовых магнитных элементов размещена на защитно-крепящем слое в зонах вершин раскрепляющих манжет днищ корпуса двигателя, являющихся зонами перехода раскрепленной части заряда в скрепленную, а также в средней по длине части твердотопливного заряда. Изобретение позволяет обеспечить контроль отслоений на границах защитный слой-заряд и защитный слой-корпус, упростить систему контроля отслоений, а также сохранить конструктивную целостность двигателя при выявлении отслоений. 2 ил.

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при изготовлении корпусов, контейнеров, емкостей, баллонов давления из композиционного материала. Емкость из композиционного материала содержит силовую оболочку, образованную сопряженной с днищами обечайкой, и узел стыка, расположенный в зоне сопряжения днища с обечайкой. Причем узел стыка сформирован приматываемыми к силовой оболочке пакетами композиционного материала и содержит выполненную из металла крепежную арматуру, образованную силовой рамой и хвостовиком. Хвостовик выполнен в виде кольца, скрепленного с силовой рамой продольными перемычками, а с кольцом скреплены продольные лапки. При этом кольцо, продольные перемычки и продольные лапки расположены между силовой оболочкой и пакетами композиционного материала. Изобретение направлено на уменьшение массы и длины узла стыка. 5 з.п. ф-лы, 4 ил.

При изготовлении теплозащитного покрытия передней крышки корпуса ракетного двигателя твердого топлива, содержащей кольцевую вставку из композиционного материала, разделяющую теплозащитное покрытие на центральную и периферийные части, осуществляют заполнение пресс-формы с установленной в ней крышкой разогретой резиновой смесью через литниковые каналы матрицы пресс-формы. Сначала производят заполнение через направленные к центральной части крышки литниковые каналы матрицы, исключающие проход резиновой смеси к периферийной части крышки, формуя теплозащитное покрытие в центральной части крышки с посадочной поверхностью под кольцевую вставку. Затем извлекают матрицу из пресс-формы и устанавливают кольцевую вставку. После чего производят заполнение через направленные к периферийной части крышки литниковые каналы другой матрицы, формуя теплозащитное покрытие остальной поверхности крышки. Изобретение позволяет повысить качество и снизить трудоемкость изготовления теплозащитного покрытия передней крышки корпуса ракетного двигателя. 3 ил.

Изобретение относится к ракетной технике и может быть использовано при создании корпуса ракетного двигателя твердого топлива. Корпус ракетного двигателя твердого топлива содержит днище с центральным отверстием и манжету, имеющую отогнутую внутрь корпуса часть, расположенную в районе центрального отверстия и выполненную с возможностью установки технологического клина между днищем и отогнутой внутрь корпуса частью манжеты. Между днищем и манжетой установлены радиальные ленты. Ленты закреплены одной краевой частью на отогнутой внутрь корпуса части манжеты, со стороны ее поверхности, обращенной к днищу, а второй краевой частью скреплены с днищем. Средняя часть лент образует петли, расположенные между днищем и манжетой. Петли выполнены с возможностью установки в них технологического клина, имея длину, равную сопрягаемому с ними периметру поперечного сечения технологического клина. Краевые части лент могут быть снабжены хвостиками, длина которых обеспечивает возможность их скрепления между собой. Изобретение позволяет повысить надежность ракетного двигателя твердого топлива. 1 з.п. ф-лы, 5 ил.

Изобретение относится к ракетно-космической технике, в частности к способам нанесения теплозащитного покрытия на наружную поверхность корпусных изделий, а именно, корпусов твердотопливных ракетных двигателей, обтекателей и головных частей ракет, в том числе гиперзвуковых летательных аппаратов. Способ нанесения теплозащитного покрытия на наружную поверхность включает изготовление заготовки в виде чехла, размеры внутренней поверхности которого соответствуют размерам наружной поверхности корпуса, нанесение путем надевания чехла на изделие, пропитку чехла связующим и уплотнение теплозащитного покрытия с последующей полимеризацией. Чехол изготавливают бесшовным длиной, превышающей длину изделия на величину технологического припуска. Торцы чехла закрепляют и фиксируют по всему периметру в зажимных кольцах. Зажимные кольца раздвигают до придания формы оболочки с последующей их фиксацией и центрированием с осью корпусного изделия. Затем кольцо с чехлом, обращенное к торцу изделия, протягивают по наружной поверхности корпуса до полного надевания чехла на изделие. Изобретение позволяет повысить технологичность нанесения теплозащитного покрытия на наружную поверхность крупногабаритных корпусных изделий. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к ракетно-космической технике, в частности к способам нанесения теплозащитного покрытия на наружную поверхность корпусных изделий, а именно, корпусов твердотопливных ракетных двигателей, обтекателей и головных частей ракет, в том числе гиперзвуковых летательных аппаратов. Способ нанесения теплозащитного покрытия на наружную поверхность включает изготовление заготовки в виде чехла, размеры внутренней поверхности которого соответствуют размерам наружной поверхности корпуса, нанесение путем надевания чехла на изделие, пропитку чехла связующим и уплотнение теплозащитного покрытия с последующей полимеризацией. Чехол изготавливают бесшовным длиной, превышающей длину изделия на величину технологического припуска. Торцы чехла закрепляют и фиксируют по всему периметру в зажимных кольцах. Зажимные кольца раздвигают до придания формы оболочки с последующей их фиксацией и центрированием с осью корпусного изделия. Затем кольцо с чехлом, обращенное к торцу изделия, протягивают по наружной поверхности корпуса до полного надевания чехла на изделие. Изобретение позволяет повысить технологичность нанесения теплозащитного покрытия на наружную поверхность крупногабаритных корпусных изделий. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.
Наверх