Способ тренировки игровых действий и технических приемов

Изобретение относится к физической культуре и спорту и предназначено, прежде всего, для тренировки игровых действий и технических приемов в футболе, хоккее и баскетболе. Оно направлено на повышение эффективности тренировки. Результат достигается тем, что тренировки спортсменов осуществляются на игровом поле с управляемой светодинамической подсветкой, формирующей разрешенные зоны, в которых спортсмен должен находиться, удерживая спортивный снаряд. При этом непредсказуемо для спортсмена меняют положение, форму и площадь разрешенных зон, вместе с тем в пределах видимости спортсмена задается стационарный или мобильный ориентир, на который спортсмен должен ориентировать свою грудь во время выполнения своих упражнений. Дополнительно в заданных местах игрового поля устанавливают плоские и/или объемные фигуры-препятствия, через которые перемещают разрешенную светодинамическую зону. Этим вынуждают спортсмена преодолевать препятствия с выполнением прыжка и переброса снаряда через высоту препятствия. Предложенный способ позволяет интенсифицировать развитие спортсменов по требуемым характеристикам с учетом оценки текущей функциональной подготовленности игрока. Благодаря искусственно созданной среде тренировочные задания выполняются с оптимальной скоростью и необходимым числом повторений до усвоения требуемого навыка. Сравнивая результаты показателей разновременных тренировок, можно оценить динамику развития игровых навыков и технической подготовленности спортсмена. Данный способ тренировки отличается положительным эффектом и получением новых знаний об уровне подготовленности спортсмена, которые ранее были недоступны.

 

Изобретение относится к физической культуре и спорту и предназначено, прежде всего, для тренировки игровых действий и технических приемов в футболе, хоккее и баскетболе. Вместе с тем данное изобретение может найти применение и в других видах спорта, а также в физиологической, медицинской и спортивной науке и практике.

Обучение техническим действиям наиболее типично для первой стадии технической подготовки спортсмена, охватывающей так называемую стадию «базовой» технической подготовки, на которой базовыми элементами техники владения клюшкой или мячом являются передача, ведение, обводка, бросок и удар [1-4].

Согласно исследованиям В.В. Плотникова [3] результативность технических действий в хоккее, в частности, обводки, должна быть выше 46,5%. По данным В.В. Суворова [1] результативность обводки у юных футболистов менее 60%, однако используется она в структуре соревновательной деятельности сравнительно редко, не более 7% суммарного объема технических действий, что является следствием недостаточной обучености данному элементу техники игры.

Традиционным методикам технической подготовки более 40 лет, поэтому проблемой роста технического мастерства является укоренившаяся система обучения элементам техники. По мнению М.А. Вершинина и соавторов [5], необходим системный подход к разработке и совершенствованию методики тренировки технических действий в спортивных играх, что предполагает поиск и разработку новых решений.

Уровень техники

Известны световые интерактивные панели и интерактивный пол, на который передается изображение, способное изменяться в зависимости от перемещений человека. Использование интерактивной компьютерной графики позволяет создать на поверхности интерактивного пола большое число динамичных световых эффектов[6]. Однако такие системы не предназначены для проведения спортивных тренировок.

Близким по технической сущности к предлагаемому способу является способ, где тренировки спортсменов со спортивным снарядом осуществляются на игровом поле с управляемой светодинамической подсветкой. При помощи светодинамической подсветки задают разрешенные зоны, в которых спортсмен должен находиться, удерживая спортивный снаряд, при этом непредсказуемо для спортсмена меняют положение, форму и площадь разрешенных зон. По возможности спортсмена постоянно находиться и удерживать спортивный снаряд в разрешенной зоне судят о росте спортивного мастерства спортсмена и об эффективности тренировок [7].

Недостатком способа является отсутствие возможности тренировки разносторонних игровых действий и технических приемов спортсмена.

Для эффективного развития спортсмена важно иметь в арсенале тренировочных упражнений действия, приближенные к реальной игре, включающие бег спиной вперед, приставные шаги и прыжки. Бег спиной, приставные и скрестные шаги используются практически всеми игроками для смены позиции и при сопровождении противника, владеющего снарядом и пытающегося применить обводку. Данные возможности описывает способ тренировки по патенту [8], который выбран прототипом раскрываемого изобретения.

Недостатком данного способа, при всем возможном многообразии моделируемых упражнений, является удаленность способа от реальных игровых условий из-за отсутствия тренировочных упражнений, где спортсмену требуется перебросить спортивный снаряд и самому перепрыгнуть через препятствие, что часто встречается в игровой практике.

Технический результат, на достижение которого направлено заявляемое изобретение, заключается в повышении эффективности тренировки игровых действий и технических приемов спортсмена.

Технический результат достигается тем, что тренер или спортсмен выбирает программу, задающую режим тренировки, которая осуществляется на игровом поле с управляемой программно-аппаратным комплексом или тренером вручную светодинамической подсветкой, формирующей разрешенные зоны, в которых спортсмен должен находиться, удерживая спортивный снаряд. При этом непредсказуемо для спортсмена меняют положение, форму и площадь разрешенных зон, вместе с тем в пределах видимости спортсмена задается стационарный или мобильный световой ориентир, на который спортсмен должен ориентировать свою грудь во время выполнения своих упражнений. Причем новым является то, что ориентир эпизодически отключается на заданное время, а в заданных местах игрового поля устанавливаются плоские и/или объемные фигуры-препятствия заданной формы и размера, которые ограничивают передвижение спортсмена. При этом перемещение-перетекание разрешенной светодинамической зоны спортсмена осуществляется по этим препятствиям с заданной эпизодичностью и вынуждает спортсмена преодолевать их, выполняя прыжок и переброс снаряда через высоту препятствия.

В этом заключается совокупность существенных признаков, обеспечивающая получение технического результата во всех случаях, на которые распространяется испрашиваемый объем правовой охраны.

Предлагаемый способ тренировки игровых действий и технических приемов осуществляется следующим образом. На игровом поле в заданных местах устанавливают заданное количество плоских и/или объемных фигур, которые препятствуют свободному перемещению спортсмена. Объем и высота фигур соответствует параметрам препятствий, которые спортсмен может преодолеть во время реальной игры (выставленная нога, клюшка или лежащий соперник). Тренер или спортсмен выбирает программу, задающую режим тренировки, при котором на игровом поле формируются разрешенные и запрещенные светодинамические зоны, перемещаемые вручную или программно-аппаратным комплексом.

В зависимости от подготовленности спортсмена задается скоростной уровень трансформации и перемещений зон на игровом поле. Для начинающих спортсменов устанавливается минимальная скорость и высота препятствий и не формируется ориентир - световая метка. Более подготовленным спортсменам предъявляют сложные задания, имитирующие реальную игру с опытным соперником.

Задача спортсмена - удерживаться в границах разрешенной светодинамической зоны, контролировать перемещение светового ориентира-метки и выполнять игровые действия с преодолением препятствий (переброс снаряда, прыжок), ориентируя свою грудь на предъявляемый ориентир.

Ошибкой признается попадание спортсмена или снаряда на площадь запрещенной зоны или выполнение технических действий в положении не ориентированным на метку, а также касание препятствий снарядом или частями тела. При отсутствии заступов спортсмена на запрещенную зону свободное пространство вокруг спортсмена-площадь разрешенной зоны уменьшают, а высоту, объем препятствий и/или динамику игры увеличивают до тех пор, пока спортсмен не сможет безошибочно выполнять данное упражнение.

По минимальному размеру, максимальной скорости разрешенной зоны и максимальной высоте, объеме препятствий, при которой спортсмен, выполняя данное упражнение, не допускает ошибок, судят о технической подготовленности спортсмена и его качестве игровых действий.

Пример. На футбольном поле установлены в заданных местах 4 препятствия - щиты из легкого листового материала высотой 0,5 м и длиной 2 м. Программно-аппаратный комплекс, содержащий световой излучатель, формирует разрешенную зону футболиста - световое пятно диаметром два метра. После команды «Старт» пятно непредсказуемо для спортсмена перемещается в пределах игровой площадки, эпизодически перетекает через препятствия. Спортсмен перемещает спортивный снаряд, следуя за центром разрешенной зоны, и ориентирует свою грудь на световой ориентир-метку, которую создает на заданное время программно-аппаратный комплекс на границе светового пятна. Футболист контролирует перемещение непредсказуемо появляющейся метки и границы разрешенной зоны, осуществляет перемещения спортивного снаряда с преодолением препятствий и ориентацией своей груди на метку. При этом тренер наблюдает за качеством и скоростью разноплановых действий игрока, при необходимости корректирует режим тренировки и предлагает ему больший объем работы на отработку технических приемов, которые выполняются спортсменом с большим числом ошибок.

Очевидно, что совокупность приемов и порядок практических действий в данном изобретении обеспечивает достижение заявленного технического результата.

Технический характер решения подтверждается наличием технического результата, получаемого при осуществлении данного изобретения. Предложенный способ впервые указывает путь и технические средства, при помощи которых поставленная задача может быть решена.

При осуществлении заявляемого способа могут использоваться известные технические решения и средства, включая использование известного или оригинального программного обеспечения.

Заявляемый способ позволяет повысить эффективность тренировки игровых действий и технических приемов в игровых видах спорта, а также оценить подготовленность спортсменов на всех этапах их профессиональной карьеры.

Данный способ дает возможность на качественно новом уровне организовать техническую подготовку спортсменов, где тренировка максимально вариабельна, приближена к реальным условиям игры и обладает эффектом присутствия активно противодействующих соперников.

Предложенный способ позволяет интенсифицировать развитие спортсменов по требуемым характеристикам с учетом оценки текущей функциональной подготовленности игрока. Благодаря искусственно созданной среде тренировочные задания выполняются с оптимальной скоростью и необходимым числом повторений до усвоения требуемого навыка. Сравнивая результаты показателей разновременных тренировок, можно оценить динамику развития двигательных навыков и технической подготовленности спортсмена.

Таким образом, заявляемый способ тренировки игровых действий и технических приемов спортсмена обладает новыми свойствами, обуславливающими получение положительного эффекта и получение новых количественных показателей уровня подготовленности спортсмена, которые ранее были недоступны.

Источники информации

1. Суворов В.В. Индивидуальные типологические показатели технико-тактических действий футболистов 12-15 лет // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2007. - №6. - С. 85-89.

2. Рами З. М.А. Возрастная дифференцировка состава критериев отбора юных спортсменов к специализации в мини-футболе // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. - 2011. - №2. - С. 232-236.

3. Плотников В.В. Технико-тактическая подготовка хоккеистов на этапе углубленной специализации // Омский научный вестник. - 2012. - №5. - С. 211-214.

4. Быков А.В. Программированное обучение двигательным действиям в командных игровых видах спорта // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. - 2012. - №28. - С. 707-710.

5. Вершинин М.А., Корзун Д.Л., Москвичев Ю.Н. Сравнительный анализ технико-тактических действий юных футболистов // Фундаментальные исследования. - 2013. - №6-4. - С. 976-981.

6. Eagles Hi-Tech // Marketingpro. - 2009. - №3. - V. 52. - P. 76.

7. Патент 2444392 РФ, МПК А63В 69/00. Способ тренировки игроков и спортсменов / Афоньшин В.Е.; опубл. 10.03.12, Бюл. №7.

8. Патент 2557503 РФ, МПК А63В 71/00. Способ тренировки двигательных действий и технических приемов / Афоньшин В.Е. №2014141224/12; заявл. 13.10.2014; опубл. 20.07.2015, Бюл. №20.

Способ тренировки спортсменов, которая осуществляется на игровом поле с управляемой программно-аппаратным комплексом или тренером вручную светодинамической подсветкой, формирующей разрешенные зоны, в которых спортсмен должен находиться, удерживая спортивный снаряд, при этом непредсказуемо для спортсмена меняют положение, форму и площадь разрешенных зон, вместе с тем в пределах видимости спортсмена задается стационарный или мобильный световой ориентир, на который спортсмен должен ориентировать свою грудь во время выполнения своих упражнений, отличающийся тем, что ориентир эпизодически отключается на заданное время, а в заданных местах игрового поля устанавливаются плоские и/или объемные фигуры-препятствия заданной формы и размера, которые ограничивают передвижение спортсмена, при этом перемещение-перетекание разрешенной светодинамической зоны спортсмена осуществляется по этим препятствиям с заданной эпизодичностью и вынуждает спортсмена преодолевать их, выполняя прыжок и переброс снаряда через высоту препятствия.



 

Похожие патенты:
Изобретение относится к способам корректировки двигательных стереотипов спортсменов (ДСС) в игровых видах спорта: хоккее, футболе, баскетболе и др., а также к медицине, психологии, физиологии.
Изобретение относится к физической культуре и спорту и предназначено для тренировки технико-тактических действий спортсменов в игровых видах спорта. Оно может быть использовано в тренировках футболистов, хоккеистов и баскетболистов, а также в целях увеличения двигательной активности населения и профилактики гиподинамии.
Изобретение относится к физической культуре и спорту и предназначено для технико-тактической подготовки спортсменов в игровых видах спорта. Оно может быть использовано в тренировках футболистов, хоккеистов и баскетболистов, а также в целях увеличения двигательной активности населения и профилактики гиподинамии.

Изобретение относится к робототехнике, а именно к устройствам, с помощью которых осуществляют испытания мобильных роботов, в том числе, в рамках игровых мероприятий и соревнований.
Предложен способ тренировки технических приемов и двигательных действий, в котором тренировка спортсмена осуществляется на поле с управляемой светодинамической подсветкой, формирующей разрешенные зоны, где должен находиться спортсмен.

Изобретение относится к физической культуре и спорту и предназначено для тренировки активных технических действий в игровых видах спорта, в частности проведения атакующих действий.
Изобретение относится к способам тренировки футболистов и предназначено для обучения навыкам ведения мяча. Технический результат, на достижение которого направлено заявляемое изобретение, заключается в повышении эффективности обучения умению ведения мяча по игровому полю за счет возможности контроля, измерения и оценки показателей данного умения.
Изобретение относится к физической культуре и спорту и предназначено, прежде всего, для тренировки двигательных действий и технических приемов в футболе, хоккее и баскетболе.
Изобретение относится к спорту и предназначено для тренировки технико-тактических действий спортсменов в игровых видах спорта. На игровом поле формируется тренировочная площадь и световые зоны - условные соперники, которые перемещаются по тренировочной площади с заданной максимальной скоростью.
Изобретение относится к физической культуре и спорту и предназначено для проведения интерактивной тренировки с контролем нагрузки в игровых видах спорта, аэробике, фитнесе и других видах спорта, для которых характерны разнообразные двигательные действия.
Изобретение относится к физической культуре и спорту и предназначено для подготовки спортсменов, оценки их зрительных, когнитивных и двигательных способностей. Оно может быть использовано в физиологической, медицинской, психологической науке и практике, а также при создании игровых и обучающих комплексов. Изобретение повышает эффективность тренировки спортсменов с использованием светодинамических зон для многовариантного моделирования игровых ситуаций. Технический результат достигается тем, что заданное количество видеокамер и световых излучателей, формирующих светодинамические зоны, закреплены на заданном числе дронов, летающих над игровым полем. Программно-аппаратный комплекс управляет каждым дроном, содержащим систему гироскопической ориентации видеокамер и световых излучателей, которая в зависимости от поворотов, наклонов и вертикальных перемещений дрона, а также его перемещений по игровому полю по заданной программе во время тренировки, автоматически корректирует положение проекций светодинамических зон относительно спортсмена, сохраняя их целевое расположение или перемещение, заданное выбранной программой тренировки.
Изобретение относится к спортивной медицине, педагогике, способам определения стереотипа реагирования спортсмена в игровых видах спорта. Светодинамической подсветкой, управляемой программно-аппаратным комплексом (ПАК), на игровом поле формируют мобильные запрещенные и разрешенные зоны для движения спортсмена. При этом с помощью световых зон моделируют режимы тренировок, фиксируемые видеокамерой. На верхней части головы спортсмена закреплен точечный световой индикатор – излучатель или отражатель, позволяющий фиксировать пространственное положение головы спортсмена на игровом поле. Видеокамера фиксирует перемещения точечного индикатора с заданными промежутками времени. Видеосигнал передается в ПАК для обработки и графического выражения траектории перемещения спортсмена в ответ на трансформацию и/или перемещение запрещенных зон. В моделируемых на тренировке повторяющихся игровых ситуациях ПАК в заданном отрезке времени осуществляет наложение графических изображений траекторий возможных путей решения когнитивно-двигательной задачи спортсмена и реального перемещения его точечного индикатора. На основании этого судят о динамическом стереотипе спортсмена. Способ обеспечивает эффективное определение стереотипа реагирования спортсмена в игровых видах спорта, оценку силы стереотипа игрока.
Изобретение относится к способам тренировки обводки в игровых видах спорта. На игровом поле задают световые зоны заданной величины, изменение положения световых зон и режимов тренировки задают программно-аппаратным комплексом. Световые зоны или их часть, выделенные заданным цветом, являются запрещенными для нахождения спортсмена и/или спортивного снаряда, имитируют противодействие игроков-соперников и целенаправленно перемещаясь, препятствуют передвижению спортсмена. Зоны реагируют на изменение направления движения спортсмена с заданной инерционностью, обусловленной задержкой перемещения из-за наличия времени сенсомоторной реакции игроков-соперников. Движение спортсмена снимают расположенной на заданной высоте над игровым полем видеокамерой. Видеоизображение анализируется в программно-аппаратном комплексе. По количеству попаданий спортсмена и/или спортивного снаряда в запрещенную зону, по максимальной величине запрещенной зоны, стартовому минимальному значению ее инерционности, при котором спортсмен, выполняя обманные движения, совершает качественную обводку, судят о технической подготовленности спортсмена. Технический результат, на достижение которого направлено заявляемое изобретение, заключается в повышении эффективности тренировки и точности оценки действий спортсмена.

Изобретение относится к физической культуре и спорту и предназначено для оценки двигательных действий спортсмена в бадминтоне. В игровом центре ИЦ на поверхности корта для игры в бадминтон световым излучателем, размещенным на заданной высоте над поверхностью корта, управляемым компьютером, создают световое пятно заданного диаметра. В заданных игровых зонах на заданной высоте размещают контактные устройства, в центре корта у сетки на заданной высоте размещают табло с индикаторами, отображающее корт с игровыми зонами, контактные устройства в игровых зонах и табло с индикаторами соединяют с компьютером. На компьютере задают последовательность движений спортсмена от игрового центра до заданных игровых зон и время задержки подачи сигнала о движении к игровой зоне от момента времени возвращения спортсмена в игровой центр. Направление движения к игровой зоне задают подачей сигнала на соответствующий индикатор табло. Изображение корта с игровым центром и спортсменом снимают видеокамерой, расположенной совместно с световым излучателем, видеоизображение передают в компьютер. Спортсмен двигается из игрового центра к заданной игровой зоне, замыкает касанием ракеткой или рукой соответствующее контактное устройство и возвращается в игровой центр. Сигналы о замыкании контактных устройств в игровых зонах передают в компьютер, который определяет момент времени начала движения спортсмена из игрового центра, измеряет время от момента подачи сигнала на индикатор табло до начала движения спортсмена из игрового центра, время движения спортсмена от игрового центра до заданной игровой зоны и замыкания соответствующего контактного устройства, определяет момент времени возвращения спортсмена в игровой центр, измеряет время движения спортсмена от момента замыкания контактного устройства в заданной игровой зоне до игрового центра, вычисляет время движения спортсмена от игрового центра до заданной игровой зоны и обратно. После каждого цикла движений спортсмена от игрового центра до всех игровых зон компьютер вычисляет оптимальное положение игрового центра по формуле: , где ИЦx,y - положение игрового центра с координатами x, y; ti - время движения спортсмена от игрового центра до i-й игровой зоны и обратно; tj - время движения спортсмена от игрового центра до j-й игровой зоны и обратно, симметричной i-й игровой зоне относительно линий, проходящих через игровой центр параллельно границам корта, или симметричной i-й игровой зоне относительно положения игрового центра, и перемещает световое пятно в вычисленное оптимальное положение игрового центра. Заявляемый способ позволяет определить время сенсомоторной реакции как время от момента подачи сигнала на индикатор табло до начала движения спортсмена из игрового центра, время движения спортсмена от игрового центра до заданной игровой зоны, время движения спортсмена от заданной игровой зоны до игрового центра, время движения спортсмена от игрового центра до заданной игровой зоны и обратно, оптимизировать положение игрового центра. На основании полученных данных возможны отбор перспективных детей для занятий бадминтоном, индивидуальная тренировка двигательных действий бадминтонистов. 2 ил.
Изобретение относится к способам тренировки обводки в игровых видах спорта. Тренировка обводки соперника проводится на игровом поле с управляемой светодинамической подсветкой. Световыми излучателями формируют световые зоны, имитирующие соперников, которые спортсмен должен обойти заданное количество раз. Изменение световых зон и режимов тренировки задают программно-аппаратным комплексом или вручную. При этом заданное количество стационарных световых зон с контрастными границами, имитирующих соперников формируется в виде одноцветного или двухцветного круга заданного размера. Один цвет зоны задается как сигнал для запрещения передвижения спортсмена, другой - как сигнал к свободному проходу. Освещение каждой зоны непредсказуемо для спортсмена переключается программно или вручную тренером. Программно-аппаратный комплекс осуществляет видеорегистрацию передвижения спортсмена, регистрирует ошибки спортсмена. По максимальной скорости спортсмена, скорости трансформации и площади зон, при которой спортсмен, выполняя данное упражнение, не допускает ошибок, судят о технической подготовленности спортсмена и его качестве двигательных действий. Техническим результатом изобретения является повышение точности оценки технической подготовленности спортсмена.

Изобретение относится к системам виртуальной реальности. Технический результат заключается в обеспечении локомоционного устройства, предоставляющего возможность пользователям безопасно осуществлять доступ к виртуальным окружениям. Локомоционная система включает в себя платформу, сконфигурированную, чтобы поддерживать пользователя, узел поддержки со страховочным поясом, соединенный с платформой и протягивающийся вверх от платформы, и страховочный пояс, сконфигурированный, чтобы надеваться на пользователя. Узел поддержки со страховочным поясом включает в себя гало-опору, расположенную над платформой и протягивающуюся вокруг вертикальной центральной оси. Страховочный пояс включает в себя структуру сопряжения, подвижно соединенную с гало-опорой. 3 н. и 28 з.п. ф-лы, 56 ил.
Способ подготовки и тестирования спортсменов на игровом поле, где программно-аппаратным комплексом управляют заданным числом радиоуправляемых дронов, имеющих систему гироскопической ориентации в объеме игрового поля. При этом к каждому дрону, в его нижней части, закреплена юбка заданного размера, выполненная из эластичного материала, которая надувается воздушным потоком дрона и формирует объемную фигуру, имитирующую статичного или динамичного партнера, или соперника, или тренировочный инвентарь.
Изобретение относится к способам тренировки технико-тактических действий спортсменов в игровых видах спорта и может быть использовано в тренировках футболистов, хоккеистов и баскетболистов. Способ тренировки осуществляют на поле со светодинамической подсветкой. Выделенные светом зоны, запрещенные для нахождения спортсмена и/или спортивного снаряда, имитируют противодействие игроков-соперников и, перемещаясь, препятствуют передвижению спортсмена. Спортсмен оценивает смоделированную игровую ситуацию, соизмеряет свои технические и скоростные возможности с динамикой перемещения запрещенных зон и совершает обводку запрещенных световых зон, имитирующих соперников. Задают сбалансированный режим физической и интеллектуальной нагрузки, в котором на игровом поле перемещают заданное число запрещенных светодинамических зон заданного диаметра. Их перемещения предсказуемы для спортсмена. Предсказуемость изменения игровой ситуации определяют программно-аппаратным комплексом, который перемещает световые зоны прямолинейными отрезками до столкновения их с границами тренировочной площади и/или между собой. Программа комплекса перемещает зоны, как имитацию ударных взаимодействий абсолютно упругих тел равной массы согласно существующим законам механики. В зависимости от подготовленности спортсмена и задач тренировки задается диаметр, количество и скорость запрещенных зон. Задача спортсмена - выполнить обводку зон при перемещении до заданных графиком тренировки участков тренировочной площади. Скорость перемещения запрещенных зон задается тренером в ручном режиме, корректировкой вводных данных программно-аппаратного комплекса во время тренировки, в зависимости от скорости и качества выполнения технико-тактических действий спортсмена на игровом поле. Обеспечивается повышение эффективности тренировки технико-тактических действий спортсменов в игровых видах спорта.
Наверх