Приработочное масло

Изобретение относится к области производства смазочных масел и может быть использовано при выполнении технологической операции обкатки новых или отремонтированных двигателей и применимо в условиях автотранспортных и сельскохозяйственных предприятий, эксплуатирующих и ремонтирующих двигатели внутреннего сгорания, а также прочих предприятий ремонтно-технического назначения. Приработочное масло содержит глубокоочищенное отработанное минеральное моторное масло, олеиновую кислоту, карбамид, графены, молибденсодержащую присадку при следующем соотношении компонентов, мас.%:

Олеиновая кислота 1-4 Карбамид 0,5-1,5 Молибденсодержащая присадка 2-4 Графены 0,05-0,15 Глубокоочищенное отработанное минеральное моторное масло 96,45-90,35

Использование приработочного масла позволит повысить качество приработки, снизить длительность времени технологической приработки поверхностей деталей двигателя, а также способствовать более эффективному использованию ресурсов за счет замены минеральных товарных масляных основ на основу из отработанных моторных масел. 1 ил., 2 табл.

 

Изобретение относится к области производства смазочных масел и может быть использовано при выполнении технологической операции обкатки новых или отремонтированных двигателей и применимо в условиях автотранспортных и сельскохозяйственных предприятий, эксплуатирующих и ремонтирующих двигатели внутреннего сгорания, а также прочих предприятий ремонтно-технического назначения.

Известно приработочное масло для двигателей внутреннего сгорания на минеральной основе (см. патент РФ №2340657, МПК С10М 141/08, С10М 129/40, С10М 135/10, С10М 133/04, C10N 30/06, опубл. 10.12.2008, Бюл. №34), содержащее олеиновую кислоту, тетраборат этилендиаммония, октадецилсульфонат натрия в следующем соотношении компонентов, мас.%:

Олеиновая кислота 0,1-1,1
Тетраборат этилендиаммония 0,1-0,5
Октадецилсульфонат натрия 0,1-0,5
Минеральное масло до 100

К недостаткам данного приработочного масла следует отнести длительность времени приработки двигателя, низкое качество поверхностей трения деталей. Компонент тетраборат этилендиаммония при нагреве масла до температуры 240…250°С распадается на оксид бора, этилендиамин и воду. Присутствие воды в масле негативно сказывается на его качестве, в частности ухудшается термоокислительная стабильность, начинается процесс деструкции масла, и в картере двигателя образуется водно-масляный шлам. Состав является высокозатратным, так как используемые компоненты, в частности минеральное масло, являются дорогим сырьем, а приработочное масло повторно не используется.

Известно приработочное масло на основе минерального масла (см. авторское свидетельство СССР 1456453, МПК С10М 141/10 от 24.06.87), содержащее хлорокись меди, 0,0-диалкил-S-трихлорамилдитиофасфат, олеиновую кислоту в следующем компонентном соотношении, мас.%:

Хлорокись меди 0,1-0,9
0,0-диалкил-S-трихлорамилдитиофасфат 0,07-0,63
Олеиновая кислота 0,5-4,5
Минеральное масло до 100

Недостатками данного приработочного масла являются низкое качество приработки, значительное время приработки, а также низкие противоизносные и противокоррозионные свойства масла.

Наиболее близким к заявленному является приработочное масло на минеральной основе (см. авторское свидетельство СССР №1803419, МПК С10М 141/02, от 16.07.90), содержащее сверхтонкий порошкообразный наполнитель Cu-Zn, олеиновую кислоту и октадециламин в следующем соотношении компонентов, мас.%:

Порошкообразный наполнитель 0,1-0,9
Олеиновая кислота 0,07-0,63
Октадециламин 0,5-4,5
Минеральное масло до 100

Данное масло обладает удовлетворительными противозадирными и антифрикционными характеристиками, однако не дает должного качества приработки поверхностей трения. В составе смазочного материала до 100 мас.% используется минеральное масло, что увеличивает затраты на его приготовление.

Целью изобретения является повышение качества приработки, снижение времени технологической приработки поверхностей деталей двигателя, повышение эффективности использования ресурсов при приготовлении масел.

Поставленная цель достигается тем, что приработочное масло, содержащее масляную основу, олеиновую кислоту, согласно изобретению дополнительно содержит карбамид, графены, молибденсодержащую присадку, в качестве масляной основы используют глубокоочищенное отработанное минеральное моторное масло, при следующем соотношении компонентов, мас.%:

Олеиновая кислота 1-4
Карбамид 0,5-1,5
Молибденсодержащая присадка 2-4
Графены 0,05-0,15
Глубокоочищенное отработанное
минеральное моторное масло 96,45-90,35

Молибденсодержащая присадка в масле выполняет функцию металлоплакирующего компонента, т.е. во время приработки мелкодиспергированные частицы присадки заполняют микровпадины на поверхностях деталей двигателя, тем самым увеличивая фактическую площадь контакта в узле трения, что приводит к значительному снижению приработочного износа.

Молибденсодержащая присадка является смазочной композицией (см. патент РФ №2260035, С10М 125/00, С10М 171/06, С10М 125/00, С10М 125/04, С10М 125/22, С10М 125/24, C10N 30/06, опубл. 10.09.2005, Бюл. №25; авторы Сафонов В.В., Добринский Э.К. и др.), состоящей из соотношения следующих компонентов, мас. %:

Порошкообразный наполнитель,
состоящий из наноразмерного порошка
дисульфида молибдена и наноразмерного
порошка сплава латуни и фосфора с
соотношением компонентов 55:30:15 0,2-0,25
Минеральное масло 99,75-99,8

Карбамид, вносимый в приработочное масло в расплавленном состоянии, в процессе перекристаллизации образует игловидные кристаллы размером 0,5…5 мкм, которые выполняют функцию мягкой абразивной шлифовки шероховатостей поверхностей трения в узлах двигателя, и в то же время увеличивает прочность смазочной пленки.

Графены, добавляемые в приработочное масло, выполняют роль высокоэффективного противоизносного компонента. Поверхности графенов, равномерно распределенных в масле, плотно притираются к поверхности трущихся деталей, оставляя множество «чешуек» различной толщины, препятствующих повышенному притирочному износу и образованию задиров, а также способствующих улучшению теплоотдачи нагретых поверхностей деталей двигателя.

Составы приработочных масел готовят по технологии следующим образом.

Отработанное минеральное моторное масло очищается по способу, представленному в патенте РФ №2556221, МПК С10М 175/00, опубл. 10.07.2015, Бюл. №19, авторы Остриков В.В. и др.

Карбамид в концентрации 0,5-1,5% от массы основы приработочного масла нагревают до температуры 130-140°С, после чего происходит его переход в жидкое агрегатное состояние. Предварительно очищенное отработанное моторное минеральное масло нагревают до температуры 130-150°С и добавляют в него расплавленный карбамид. После остывания масла до температуры 120-130°С в него вносят графены в количестве 0,05-0,15 мас.% и олеиновую кислоту в концентрации 1-4 мас.%. Полученную смесь перемешивают в течение 15 минут механическим способом без нагрева. После охлаждения разрабатываемого приработочного масла до температуры 20-30°С в него вносят молибденсодержащую присадку в количестве 2-4 мас.%. Полученный смазочный материал перемешивают до полного растворения присадок механическим способом без нагрева.

Используемое очищенное отработанное моторное масло, в отличие от традиционно используемых при приготовлении приработочных масел, содержит в своем составе до 30% противоизносных антикоррозионных присадок, что делает их использование предпочтительным и ресурсосберегающим фактором.

Сравнительную оценку трибологических свойств приработочного масла выполняли с помощью машины трения, работающей по схеме «колодка-ролик». Материал ролика - сталь 45, материал колодки - сталь 40ХГ. Исходная шероховатость образцов: у ролика - 0,32 мкм, у колодки - 0,32 мкм. Испытание проводили при постоянной нагрузке 100 H между телами трения и частоте вращения 76 мин-1. В ходе исследований определяли следующие показатели: время приработки, износ образцов, шероховатость поверхностей ролика и колодки, температуру масляной пленки на поверхности ролика.

Время приработки образцов определяли по моменту стабилизации температуры на поверхности ролика, получаемому с помощью термодатчиков, и моменту стабилизации величины силы питающего тока электродвигателя, определяемому по шкале амперметра стенда. Износ образцов оценивали с помощью аналитических весов с точностью измерения 0,0001 г по разности массы исходных материалов до и после эксперимента. Значение шероховатости поверхности ролика получали при помощи профилографа-профилометра.

Время приработки двигателя определяли в ходе технологической операции обкатки дизельного двигателя Д-240 согласно режимам, установленным техническими требованиями для данной марки дизеля. С целью получения данных в ходе экспериментов проводился периодический отбор проб масла для определения момента стабилизации величины механических потерь в двигателе.

Отбор проводился с интервалов времени 10 мин - в период стендовой обкатки и с интервалом времени в 4 ч - в период эксплуатационной обкатки дизеля. Содержание железа в пробах масла определяли согласно методике ОСТ 102.25-87 «Испытания сельскохозяйственной техники. Оценка эксплуатационных свойств топлива и смазочных материалов».

Для проведения исследований было взято известное приработочное масло (прототип), описанное в авторском свидетельстве СССР №1803419, и предлагаемое приработочное масло.

В таблице 1 представлены результаты исследований, выполненных в лаборатории использования смазочных материалов и отработанных нефтепродуктов ФГБНУ ВНИИТиН, по оценке трибологических свойств приработочных масел.

Графики изменения содержания железа в масле при технологической операции обкатки двигателя Д-240 с использованием приработочного масла, описанного в прототипе, и с применением предлагаемого масла представлены на фигуре.

Исходя из полученных данных в ходе лабораторных исследований можно сделать вывод, что предлагаемое приработочное масло имеет высокие трибологические характеристики. Оно позволяет сократить время приработки деталей, уменьшить их износ, добиться снижения шероховатости поверхностей трения до величины, соответствующей современным техническим требованиям по эксплуатации машинно-тракторного парка.

Из графика также видно, что момент стабилизации механических потерь составил 40 м-ч для эксперимента с использованием прототипа и 30 м-ч для эксперимента с использованием предлагаемого приработочного масла, что говорит о сокращении длительности приработки двигателя.

Использование в качестве основы приработочных масел глубокоочищенного моторного минерального масла значительно снижает затраты на изготовление продукта.

В таблице 2 представлены результаты анализа приработочного масла по прототипу и масла по предлагаемому составу.

Физико-химический анализ свойств масел показал, что приработочное масло по предлагаемому составу имеет более высокое качество, характеризуемое более высоким щелочным числом, корреспондирующимся с высокими антиокислительными, противоизносными и моюще-диспергирующими свойствами.

Использование предлагаемого приработочного масла позволит повысить качество приработки, снизить длительность времени технологической приработки поверхностей деталей двигателя, а также способствовать более эффективному использованию ресурсов за счет замены минеральных товарных масляных основ на основу из отработанных моторных масел.

Приработочное масло, содержащее масляную основу, олеиновую кислоту, отличающееся тем, что масло дополнительно содержит карбамид, графены, молибденсодержащую присадку, в качестве масляной основы используют глубокоочищенное отработанное минеральное моторное масло, при следующем соотношении компонентов, мас.%:

Олеиновая кислота 1-4
Карбамид 0,5-1,5
Молибденсодержащая присадка 2-4
Графены 0,05-0,15
Глубокоочищенное отработанное
минеральное моторное масло 96,45-90,35



 

Похожие патенты:

Настоящее изобретение относится к композиции смазки, содержащей по отношению к общей массе композиции смазки: по меньшей мере 50 мас.% одного или более чем одного базового масла, от 0,1 до 10 мас.% по меньшей мере одного производного димеркаптотиадиазола, от 1 до 20 мас.% по меньшей мере одного сополимера этилена и альфа-олефина и от 0,2 до 10 мас.% по меньшей мере одного тиофосфата амина общей формулы (IVa), в которой X1 и Х2 представляют собой, независимо друг от друга, атом серы или атом кислорода, по меньшей мере один из них представляет собой атом серы, R1 и R2 представляют собой либо атом водорода, либо алкильные группы, имеющие от 1 до 22 атомов углерода, М представляет собой аммоний, образованный из первичного, вторичного или третичного амина, имеющий формулу R3R4R5R6N, где R3, R4, R5, R6 представляют собой либо атом водорода, либо алкильную группу, включающую от 1 до 18 атомов углерода, и тогда n=1.

Изобретение относится к области нефтепереработки. Способ включает в себя получение малозольной алкилсалицилатной детергентно-диспергирующей магниевой присадки путем нейтрализацией алкил(C8-18)салициловой кислоты расчетным количеством оксида магния MgO в присутствии воды, бензина прямой перегонки с интервалами кипения 80-180°C и масла M-6 при температуре 70-80°C в течение 1-2 часов.

Настоящее изобретение относится к композиции смазочного масла, содержащей смесь: (A) углеводорода в качестве компонента с низкой вязкостью, причем кинематическая вязкость при 40°C указанного компонента с низкой вязкостью находится в диапазоне от 5 до 500 мм2/с, (B) полиалкиленгликоля (PAG) в качестве компонента с высокой вязкостью, в котором массовое отношение кислород/углерод находится в диапазоне от 0,450 до 0,580, причем кинематическая вязкость при 100°C указанного компонента с высокой вязкостью находится в диапазоне от 2,5 до 100 мм2/с, и (C) соединения, используемого в качестве регулирующего компонента, в котором отношение кислород/углерод находится в диапазоне от 0,080 до 0,350, причем указанный регулирующий компонент представляет собой соединение, содержащее алифатический сложный эфир, причем углеродная цепь, отличная от цепи в сложноэфирной группе, составляет от С4 до С18.

Настоящее изобретение относится к композиции смазочного масла, содержащего: (A) базовое масло, кинематическая вязкость которого при 100°С находится в диапазоне от 1,4 до 6 мм2/с, (B) от 250 до 2000 ч./млн.

Настоящее изобретение относится к смазке для герметизации резьбовых соединений, содержащей фторсополимер, графит, ингибитор коррозии, дополнена упруго-эластичным акриловым сополимером и растворителем при следующем составе компонентов в %: Упруго-эластичный акриловый сополимер 10-18; Фторсополимер 25-40; Графит 4-6; Ингибитор коррозии 0,5-5,0; Растворитель 49-58.

Настоящее изобретение относится к составу резьбовой смазки на основе индустриального масла И-20А и ПАОМ-20, содержащей стеарат кальция, окись кальция, уксусную кислоту, депрессант Максойл Д, при этом она содержит концентрат графена и компоненты, при следующем соотношении компонентов, % масс: .Техническим результатом настоящего изобретения является улучшение трибологических характеристик смазки на поверхности резьбовых соединений обсадных, насосно-компрессорных и трубопроводных труб, повышение герметизирующих способностей смазки при нормальных и пониженных температурах, а также улучшение противозадирных свойств.

Настоящее изобретение относится к смазочному материалу для цепей или конвейерных лент, содержащему силиконовое масло, имеющее вязкость 70-200 сСт при комнатной температуре, полифункциональный амин и по меньшей мере одну добавку, выбранную из группы, состоящей из анионных, неионных, катионных и/или амфотерных поверхностно-активных веществ, в виде эмульсии в водной фазе, где амин выбран из аминных солей, в которых катион содержит первичные, вторичные, третичные и/или четвертичные амины, и анион представляет собой органическую группу с молекулярной массой более 350, и где смазочный материал для цепей или конвейерных лент содержит: - 10-95 масс.% водной фазы, - 0,01-30 масс.% силиконового масла, - 3,00-40 масс.% полифункционального амина, и - 0,01-25 масс.% поверхностно-активного вещества.

Настоящее изобретение относится к брикетированной графитовой смазке, используемой при горячей обработке металлов давлением, представляющей собой графитовые блоки, пропитанные водным раствором, содержащим поверхностно-активное вещество и растворимые в воде неорганические плавкие компоненты, причем последние выбирают из группы гидратированных солей натрия и калия фосфорсодержащих кислот либо их смесей, предпочтительно из группы ортофосфатов, и/или гидрофосфатов, и/или полифосфатов, и/или метафосфатов, либо их смесей.

Настоящее изобретение относится к смазочной композиции, содержащей: (а) одно или несколько полиалкиленгликолевых базовых масел, представляющих собой сополимеры бутиленоксида и пропиленоксида, (б) по меньшей мере один детергент, выбранный из салицилатов или фенолятов, в количестве от 0,2 до 2 мас.%, где полиалкиленгликолевое(ые) базовое(ые) масло(а) (а) получено(ы) в результате реакции по меньшей мере одного спирта, содержащего от 8 до 20 атомов углерода, и смеси бутиленоксида и пропиленоксида, причем указанная смесь имеет массовое соотношение бутиленоксида к пропиленоксиду, составляющее от 3:1 до 1:3, и кинематическая вязкость полиалкиленгликолевых базовых масел при 100°C, измеренная в соответствии со стандартом ASTM D445, составляет от 1 до 12 сСт.

Настоящее изобретение относится к композиции для формирования смазочного покрытия на трубном резьбовом соединении, содержащей: меламинцианурат; основную соль металла и ароматической органической кислоты; и один или более компонентов, выбранных из группы, состоящей из материала на основе сосновой смолы, воска, металлического мыла и порошкообразной смазки, в которой основная соль металла и ароматической органической кислоты представляет собой один или более компонентов, выбранных из группы, состоящей из основного сульфоната, основного салицилата, основного фенолята и основного карбоксилата: количество меламинцианурата составляет от 0.5 до 30% по массе в расчете на совокупное количество нелетучих компонентов композиции, количество основной соли металла и ароматической органической кислоты составляет от 20 до 75% по массе в расчете на совокупное количество нелетучих компонентов композиции, количество материала на основе сосновой смолы составляет от 5 до 30% по массе в расчете на совокупное количество нелетучих компонентов композиции, если в композиции присутствует материал на основе сосновой смолы, количество воска составляет от 2 до 25% по массе в расчете на совокупное количество нелетучих компонентов композиции, если в композиции присутствует воск, количество металлического мыла составляет от 2 до 30% по массе в расчете на совокупное количество нелетучих компонентов композиции, если в композиции присутствует металлическое мыло, количество порошкообразной смазки составляет от 0.5 до 20% по массе в расчете на совокупное количество нелетучих компонентов композиции, если в композиции присутствует порошкообразная смазка.

Настоящее изобретение относится к моторному маслу, включающему в качестве основы минеральное масло, многофункциональный пакет присадок, содержащий смесь высокощелочных сульфонатов, высокощелочных фенолятов, салицилатов, дитиофосфатов, композицию синтетическую базовую КСБ-1, представляющую собой смесь сложных эфиров триметилолпропана и карбоновых кислот С7-С9 и полиметилсилоксановую жидкость ПМС-200А при следующем соотношении компонентов, мас.%: вышеуказанный пакет присадок 8,9-9,3; вышеуказанная синтетическая базовая композиция КСБ-1 1,5-3,0; полиметилсилоксановая жидкость ПМС-200А 0,003-0,005; минеральное масло остальное.

Изобретение относится к консервационному маслу, которое содержит, % мас.: 2,6-ди-трет-бутил-4-метилфенол - 0,8-1,0; сукцинированный низкомолекулярный полимер, аминированный алкенилянтарным ангидридом - 3,0-3,2; окисленный петролатум с числом окисления 50-60 мг КОН/г - 2,4-2,5; высокомолекулярный полиизобутилен с молекулярной массой 18-20·104 - 0,3-0,4; продукт конденсации олеиновой кислоты с диаминами и борной кислотой, модифицированный натрием, - 5,0-6,0; смесь нефтяных масел, имеющая кинематическую вязкость при 100°C 15,5-21,0 сСт и температуру застывания не выше минус 25°C, - остальное до 100.
Изобретение относится к противотурбулентной присадке, содержащей высокомолекулярный полиизобутилен, при этом он представляет собой раствор высокомолекулярного полиизобутилена в смеси органических растворителей, с добавкой индустриального масла и 1,2-эпоксипропана, при следующем соотношении компонентов, масс.%: высокомолекулярный полиизобутилен 2,0-7,0; нефрас 15-30; уайт-спирит 45-62,5; индустриальное масло 15-20; 1,2-эпоксипропан 0,25-0,75.

Настоящее изобретение относится к консервационному составу, содержащему, масс.% 2,6-ди-трет-бутил-4-метилфенол - 0,8-1,0; сукцинированный низкомолекулярный полимер, аминированный алкенилянтарным ангидридом - 3,0-3,2; герметизирующая жидкость - 4,5-5,5; высокомолекулярный полиизобутилен с молекулярной массой 18-20·104 - 0,3-0,4; продукт конденсации олеиновой кислоты с диаминами и борной кислотой, модифицированный натрием - 5,0-6,0; смесь нефтяных масел, имеющая кинематическую вязкость при 100°C 15,5-21,0 сСт и температуру застывания не выше минус 25°C - до 100.

Настоящее изобретение относится к высокотемпературной смазочной композиции, содержащей присадку в виде ультрадисперсного порошка углекислого кальция с размером частиц не более 0,1 мкм, олеиновую кислоту и базовую основу, при этом размер частиц углекислого кальция не превышает 0,1 мкм, соотношение компонентов в высокотемпературной смазочной композиции, мас.%: Ультрадисперсный порошок углекислого кальция   с размером частиц не более 0,1 мкм 7,0÷10,0 Олеиновая кислота 1,0÷2,0 Базовая основа Остальное Техническим результатом настоящего изобретения является повышение антифрикционных свойств смазочной композиции и возможность использования в интервалах высоких температур (130-400°C).
Настоящее изобретение относится к смазке для механической обработки металлов, содержащей касторовое масло в количестве 40-60 мас.%, олеиновую кислоту в количестве 10-30 мас.%, стеариновую кислоту в количестве 17-25 мас.% и серу мелкого помола в количестве 5-7 мас.%.
Настоящее изобретение относится к смазочно-охлаждающей жидкости для шлифования плазменных покрытий на никелевой основе, содержащей эмульсол «ЭПМ-1ш» и воду, отличающейся тем, что смазочно-охлаждающая жидкость дополнительно содержит присадку ML - RM 20 и присадку ML - 5331 при следующем соотношении компонентов, мас.%: Эмульсол «ЭПМ-1ш» 2,0-3,2 Присадка ML - RM 20 0,45-0,65 Присадка ML - 5331 0,05-0,08 Вода остальное Техническим результатом настоящего изобретения является достижение высокой производительности обработки и высокой стойкости абразивного инструмента, а также получение удовлетворительной шероховатости обрабатываемой поверхности.

Изобретение относится к композиции для углеводородной смеси с низким содержанием серы. .

Изобретение относится к смазочным материалам и может быть использовано для защиты от коррозии металлических изделий, преимущественно кузовов автомобилей в технологических процессах производства автомобилей и станций антикоррозионной обработки.
Изобретение относится к модифицированию смазочных материалов, в частности к получению добавок к моторным маслам, и может быть использовано для повышения износостойкости трущихся деталей.

Изобретение относится к области производства смазочных масел и может быть использовано при выполнении технологической операции обкатки новых или отремонтированных двигателей и применимо в условиях автотранспортных и сельскохозяйственных предприятий, эксплуатирующих и ремонтирующих двигатели внутреннего сгорания, а также прочих предприятий ремонтно-технического назначения. Приработочное масло содержит глубокоочищенное отработанное минеральное моторное масло, олеиновую кислоту, карбамид, графены, молибденсодержащую присадку при следующем соотношении компонентов, мас.: Олеиновая кислота 1-4 Карбамид 0,5-1,5 Молибденсодержащая присадка 2-4 Графены 0,05-0,15 Глубокоочищенное отработанное минеральное моторное масло 96,45-90,35 Использование приработочного масла позволит повысить качество приработки, снизить длительность времени технологической приработки поверхностей деталей двигателя, а также способствовать более эффективному использованию ресурсов за счет замены минеральных товарных масляных основ на основу из отработанных моторных масел. 1 ил., 2 табл.

Наверх