Спасательный подводный аппарат



Спасательный подводный аппарат
Спасательный подводный аппарат
Спасательный подводный аппарат

 


Владельцы патента RU 2615029:

Акционерное общество "Центральное конструкторское бюро "Лазурит" (RU)

Изобретение относится к области судостроения, в частности к спасательным подводным аппаратам (СПА), предназначенным для спасения экипажей аварийных подводных лодок (ПЛ) и других подводных объектов. СПА имеет стыковочный узел для стыковки его с аварийными ПЛ. В люке аппарата установлен иллюминатор, на котором крепится видеодатчик системы автоматической посадки, который распознает реперные знаки, нанесенные на корпусе аварийной ПЛ, определяет взаимное расположение СПА и комингс-площадки ПЛ, а также параметры их относительного движения и передает управляющие сигналы в систему управления движением аппарата для обеспечения сближения его с комингс-площадкой ПЛ и последующей автоматической посадки на нее. Технический результат заключается в повышении надежности узла стыковки СПА с ПЛ за счет повышения точности посадки СПА на комингс-площадку ПЛ и, соответственно, обеспечения достаточной герметизации стыковочного узла. 2 ил.

 

Изобретение относится к подводному судостроению, в частности к спасательным подводным аппаратам (СПА), предназначенным для спасания экипажей аварийных подводных лодок (ПЛ) и других обитаемых и подводных объектов, предназначенных для выполнения подводно-технических работ и стыкующихся под водой с другими подводными объектами, имеющими специальные стыковочные узлы для стыковки с подводными аппаратами.

Известно много зарубежных и отечественных подводных аппаратов, стыкующихся под водой с другими объектами. Наиболее характерными из них являются СПА, предназначенные для спасения экипажей аварийной ПЛ путем стыковки с ее комингс-площадкой, приема спасаемых подводников в СПА и доставки их на надводное спасательное судно или другую ПЛ.

Аналогами могут служить: отечественный СПА по патенту №2082646, зарубежные СПА "Remora" (Австралия), S-SRV (Швеция, Италия), СПА, входящий в единую систему оказания помощи аварийной ПЛ NSRS-HATO Sabmarine Rescue System, в разработке которой участвуют ВМС Великобритании, Франции, Норвегии и Турции, СПА, входящий в глубоководный спасательный де-компрессионный комплекс SRDRS ВМС США («Дайджест» зарубежной прессы, выпуск №3), и другие СПА.

Как показывает опыт эксплуатации отечественных СПА, одной из самых ответственных и сложных операций по спасанию экипажей аварийных ПЛ является операция стыковки СПА со стыковочным узлом (комингс-площадкой аварийно-спасательного люка ПЛ) аварийной ПЛ. Точность стыковки камеры присоса СПА с комингс-площадкой аварийной ПЛ для обеспечения последующей герметизации узла стыковки должна быть довольно высока (±60…70 мм).

Достичь такой точности оператору СПА при ручном управлении движением СПА довольно сложно, что усугубляется наличием подводных течений, кренов и дифферентов аварийной ПЛ, недостаточной прозрачностью воды. Успешность выполнения операции стыковки в большой степени зависит от тренировки личного состава СПА.

Известен патент №2239581 RU на спасательный подводный аппарат с автоматической стыковкой с аварийной подводной лодкой и другими обитаемыми подводными объектами, в котором СПА при наведении его на аварийную ПЛ ориентируется на белый круг, нанесенный на боевой ПЛ в районе аварийной комингс-площадки с помощью стереопары - две телевизионные камеры, установленные снаружи СПА и ориентированные так, чтобы в зоне их видимости находилось стыковочное кольцо стыковочной камеры СПА и белый круг в районе комингс-площадок ПЛ.

Однако при морских испытаниях такого СПА выяснилось, что автоматическая посадка аппарата на комингс-площадку ПЛ не обеспечивает точность посадки, достаточную для герметизации стыковочного узла СПА с ПЛ, которая должна быть в пределах ±60…70 мм от центра комингс-площадки.

Это объясняется искажением телевизионного изображения белого кольца, нанесенного в районе комингс-площадки, при кренах и дифферентах ПЛ, и невозможностью учета этих искажений при обработке вычислительным комплексом СПА из-за отсутствия достоверной информации по фактическим кренам и дифферентам аварийной ПЛ.

Целью предлагаемого изобретения является создание подводного аппарата, обеспечивающего автоматическую стыковку его с подводным объектом с необходимой точностью для герметизации узла стыковки. Для этого СПА при автоматической посадке на ПЛ должен ориентироваться на реперные знаки, нанесенные в районе комингс-площадки ПЛ, жестко координирующие расположение их относительно центра комингс-площадки.

Ниже приводится описание схемы СПА с автоматической стыковкой с ПЛ.

Комингс-площадки ПЛ оборудуются специальными реперными знаками, схема расположения которых заносится в память системы автоматической посадки, которая устанавливается на СПА.

Автоматическая посадка на ПЛ обеспечивается за счет выделения и распознавания реперных знаков на комингс-площадке видеодатчиком, входящим в систему автоматической посадки СПА, обработки полученной информации в электронном вычислительном комплексе системы автоматической посадки, выработки управляющих сигналов и передачей их в систему управления движением.

Автоматическое управление движителями, сближение и посадка на комингс-площадку ПЛ происходит с точностью, необходимой для закрепления СПА на ПЛ.

Структурная схема СПА представлена на фиг. 1.

СПА 1 имеет стыковочный узел 2 для стыковки с комингс-площадкой ПЛ, внутри которого имеется иллюминатор, на который установлен видеодатчик 3 системы САП. В посту управления СПА установлен электронный вычислительный комплекс 4 системы САП, а также установлена система управления движением 5 движительно-рулевого комплекса в составе маршевых движителей 6, движителей вертикального 8 и лагового 7 перемещений.

На фиг. 2 показана схема комингс-площадки ПЛ с опорным кольцом комингс-площадки 9, на которую должен производить посадку СПА. На комингс-площадке нанесены реперные знаки 10.

Технология автоматической посадки СПА на ПЛ заключается в следующем:

- производится поиск и обнаружение ПЛ с помощью гидролокационного оборудования СПА. Дальнейшее обследование ПЛ производится визуально через иллюминаторы СПА и при помощи аппаратуры подводного телевидения;

- при обнаружении ПЛ оператор включает аппаратуру САП и после захвата реперных знаков система САП определяет взаимное положение СПА и комингс-площадки, а также параметры их относительного движения. Система САП вырабатывает управляющие сигналы для передачи их на органы управления движительно-рулевого комплекса, которые обеспечивают сближение СПА с комингс-площадкой и его автоматическую посадку с необходимой для стыковки и закрепления СПА на комингс-площадке аварийной ПЛ точностью.

Предлагаемая к патентованию конструкция СПА в других странах отсутствует. В РФ разработан и изготовлен опытный образец системы автоматической посадки САП. Опытный образец СПА прошел все виды испытаний, включая государственные испытания, и принят в состав ВМФ РФ.

Спасательный подводный аппарат, имеющий движительно-рулевой комплекс, систему управления движением, аппаратуру подводного телевидения, стыковочный узел для стыковки с другим подводным объектом, отличающийся тем, что на аппарате установлена система автоматической посадки, включающая в себя видеодатчик, установленный на иллюминаторе крышки люка стыковочной камеры, подключенный к электронному вычислительному комплексу, обрабатывающему полученную информацию о расположении комингс-площадки аварийной подводной лодки относительно спасательного подводного аппарата и передающего управляющие сигналы в систему автоматического управления движением управляющих сигналов для движительно-рулевого комплекса на сближение и посадку спасательного подводного аппарата на комингс-площадку подводной лодки.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области подводной техники и может быть использовано для спасения подводников из затонувших подводных объектов. Для попадания подводников, вышедших из аварийной подводной лодки, лежащей на грунте, в спасательные плоты, выпущенные и одерживаемые на поверхности моря над ней, подводник всплывает на поверхность моря и подплывает к выпущенному плоту.

Изобретение предназначено для обеспечения спасания экипажей аварийных подводных объектов, преимущественно подводных лодок в подводном положении. Предложено съемно-закрепляющее устройство для транспортирования, подводного выпуска и приема спасательного подводного аппарата (СПА) подводной лодкой (ПЛ), а также для обеспечения перехода спасенных подводников из СПА в ПЛ в подводном положении.

Изобретение относится к способам обеспечения воздухом подводного объекта в экстренных ситуациях. Для подачи воздуха в подводный объект включают подъем воздуховода низкого давления над поверхностью воды, подъем компрессора и связанного с ним воздуховода высокого давления от подводного объекта.

Изобретение относится к аварийно-спасательному оборудованию подводных технических средств. Предложено устройство для разделения всплывающей камеры с подводным техническим средством, которое содержит комингсы всплывающей камеры и подводного технического средства, образующие комингс-площадку, трубопровод с арматурой, сообщающий внутреннюю полость комингс-площадки с забортной водой, а также воздушную магистраль, соединяющую внутреннюю полость комингс-площадки с отсеком прочного корпуса подводного технического средства, при этом магистраль снабжена кольцевым коллектором с установленными по его окружности клапанами и размещена в верхней части комингс-площадки.

Изобретение относится к области кораблестроения и касается конструкции подводной лодки и ее эксплуатации в ледовых условиях. Предложена подводная лодка, которая имеет направленное вверх буровое устройство (12, 12′), при этом буровое устройство (12, 12′) расположено в прочном корпусе (4) подводной лодки и имеет бур (14, 14′), выдвигаемый из расположенного на верхней палубе отверстия (10) прочного корпуса (4), буровая головка (42, 42′) бура (14, 14′) образует закрывающее тело, закрывающее отверстие (10) прочного корпуса (4).

Изобретение относится к области судостроения, в частности к технике спасения экипажа аварийной подводной лодки, находящейся на грунте. Способ обеспечения эвакуации экипажа аварийной подводной лодки из всплывшей спасательной камеры (ВСК) заключается в том, что эвакуация экипажа основана на использовании спуско-подъемного устройства спасательного судна и судового трапа.

Изобретение относится к области кораблестроения и касается буксировки подводных аппаратов, в частности спасательных, подводной лодкой. Предложено устройство для буксировки подводных аппаратов подводной лодкой, устанавливаемое на палубу ПЛ в районе комингс-площадки.

Изобретение относится к области судостроения и касается контроля и проверок спасательных люков с комингс-площадками подводных лодок. Предложено устройство для контроля и проверок спасательного люка с комингс-площадкой подводной лодки, имитирующее камеру присоса глубоководного спасательного аппарата, включающее корпус в виде вертикальной цилиндрической обечайки с фланцами на торцах.
Изобретение относится к способам спасания личного состава из аварийной подводной лодки. Способ эвакуации экипажа аварийной подводной лодки включает операции по эвакуации экипажа за пределы прочного корпуса подводной лодки, которые осуществляют шлюзованием через средства обеспечения выхода экипажа из объема прочного корпуса каждого отсека подводной лодки во внутренний объем балластных цистерн.

Изобретение относится к области судостроения, более конкретно к технике доставки на подводных носителях и обеспечения работы спасательных подводных аппаратов, предназначенных для спасания людей с аварийных подводных объектов, находящихся под водой.

Изобретение относится к судостроению, а именно к конструкции аварийно-спасательного устройства подводной лодки. Аварийно-сигнальный буй устанавливается в шахте надстройки вгладь с палубой подводной лодки и выносит на поверхность после отдачи его крепления к корпусу подводной лодки радиопередатчик.

Изобретение относится к области подводной техники. .

Изобретение относится к телевизионным системам для подводного обследования. .

Изобретение относится к судовым устройствам и может быть использовано на подводных судах для постановки и выборки буксируемого антенного кабеля. .

Изобретение относится к военно-морскому флоту и применяется для обзора морской поверхности из погруженной подводной лодки. .

Изобретение относится к судостроению, в частности, к подводным аппаратам для проведения аварийно-спасательных работ на подводных лодках. .

Изобретение относится к судостроению, в частности к подводным аппаратам, и может быть эффективно использовано при аварийно-спасательных работах на подводных лодках.

Изобретение относится к подводному судостроению, в частности к спасательным подводным аппаратам (СПА). .

Изобретение относится к области гидроакустики и радиолокации и может быть использовано для обнаружения летательного аппарата, в частности вертолета-разведчика, над морской акваторией с подводного плавсредства, находящегося в погруженном состоянии.

Изобретение относится к области судостроения, в частности к подводным судам, разрушающим ледяной покров резонансным методом. Устройство для разрушения ледяного покрова состоит из подводного судна, способного возбуждать резонансные изгибно-гравитационные волны при движении судна подо льдом с резонансной скоростью.
Наверх