Способ снижения повышенного мышечного тонуса при последствиях перинатального поражения цнс


 

A61H1/00 - Устройства для физиотерапии, например устройства для определения местонахождения или стимулирования рефлекторных точек на поверхности тела; искусственное дыхание; массаж; устройства для купания со специальными терапевтическими или гигиеническими целями (способы или устройства, позволяющие инвалидам приводить в действие приспособления или устройства, не являющиеся частями тела A61F 4/00; электротерапия, магнитотерапия, лучевая терапия, ультразвуковая терапия A61N)

Владельцы патента RU 2615869:

Федеральное государственное автономное учреждение "Научный центр здоровья детей" Министерства здравоохранения Российской Федерации (ФГАУ "НЦЗД" Минздрава России) (RU)

Изобретение относится к медицине, абилитации и реабилитации при неврологических нарушениях, может быть использовано для реабилитации детей с последствиями перинатального поражения ЦНС с нарушением мышечного тонуса. В процессе занятия ребенок проходит природную онтогенетическую последовательность с уменьшением площади опоры с каждой стороны. Выраженное воздействие на рецепторный аппарат двигательных структур, мышц, суставно-связочного аппарата рук, ног, позвоночника осуществляют за счет специальных поз, которые представляют собой базовые позиции здоровых доношенных детей, реализующих моторный онтогенез. Позиции переработаны и адаптированы в соответствии с анатомо-физиологическими особенностями детей с последствиями перинатального поражения ЦНС. В течение занятия происходит последовательное изменение позиции и вовлечение в работу всех мышц, задействованных в удержании тела в неустойчивом положении. Данный комплекс назван RBA - Reduction of the bearing area - «уменьшение площади опоры» и предназначен для детей с последствиями перинатального поражения ЦНС. Комплекс предполагает использование последовательности 5-и упражнений: «положение на спине – устойчивое положение на боку – наклонное сидение – трехопорная стойка – четырехопорная стойка», которые приведены в формуле изобретения. Способ обеспечивает формирование двигательных навыков в физиологичном контексте, устранение патологических установок в неустойчивых физиологичных положениях (патологической тонической активности), за счет снижения мышечного тонуса, увеличения амплитуды активных движений, с одновременной стимуляцией установочных рефлексов. 2 пр.

 

Изобретение относится к медицине, а именно к способам абилитации и реабилитации при неврологических нарушениях, и может быть использовано для реабилитации детей с последствиями перинатального поражения ЦНС с нарушением мышечного тонуса.

Известен способ нормализации мышечного тонуса и воспитания нормализованных двигательных навыков у больных ДЦП по методике Б. Бобат и К. Бобат, описанной в книге (М. Вейсс, А. Зембатый. Физиотерапия. М.: Медицина, 1986, с. 114-131), согласно которой, используя мяч большого диаметра и манипулируя телом ребенка, переводят его из исходных положений на спине и животе в положения на четвереньках, сидя с опорой на руки, тренируя при этом опору на руки, на ноги, повороты тела ребенка. Недостатком способа является отсутствие комплексного воздействия на миофасциальные структуры.

Известен способ снижения повышенного мышечного тонуса при детском церебральном параличе, согласно которому осуществляют сочетанную трансспинальную микрополяризацию и магнито-импульсную стимуляцию. Трансспинальную микрополяризацию (ТСМП) проводят постоянным током 100-300 мкА путем наложения накожных электродов с площадью 20-35 см2, а магнито-импульсную стимуляцию проводят короткими импульсами, по два в каждом посыле, стимуляцию начинают с шейного отдела, курс лечения составляет 6-7 процедур с интервалом не менее одного и не более двух дней (Патент РФ №2262357).

Известен способ восстановления мышечного тонуса у больных с вертеброгенной патологией, включающий комплекс лечебной гимнастики из 4-х упражнений: сгибание-разгибание пальцев правой, а затем левой кисти в течение 5 секунд, сгибание-разгибание пальцев правой, а затем левой стопы в течение 5 секунд, упражнения выполняют в одно и то же время 4 раза в день, через равные промежутки времени, в первый день упражнения выполняют от 10 повторений, доводя до 30 повторений на 11 день, с 12-го дня комплекс повторяют, весь комплекс лечебной гимнастики выполняют в течение 3-х месяцев (Патент РФ №2386426). Способ не предполагает комплексного воздействия на двигательные функции.

Известен способ восстановления мышечного тонуса у детей со спастическими формами церебрального паралича, включающий комплекс лечебной гимнастики, отличающийся тем, что с помощью методиста-реабилитолога проводят комплекс упражнений в рефлексподавляющих позах с одновременным приданием туловищу и конечностям физиологичных положений, не типичных для детей со спастическими формами нарушения мышечного тонуса, согласно 10 упражнениям, представленным в формуле изобретения. В процессе всего занятия ребенок находится в позах, подавляющих патологические рефлексы, и проходит всю последовательность моторного онтогенеза, на фоне постоянной стимуляции вестибуло-тонических реакций за счет придания ребенку изначально «нестабильных», «неудобных» для него поз. Воздействие на рецепторный аппарат двигательных структур, мышц, суставно-связочного аппарата рук, ног, позвоночника осуществляют за счет специальных поз, которые представляют собой базовые элементы индийской йоги, переработанные и адаптированные в соответствии с анатомо-физиологическими особенностями детского организма и имеющейся неврологической и нейроортопедической патологией (Патент РФ №2482827).

Известен способ восстановления нормального мышечного тонуса у детей с перинатальным поражением центральной нервной системы, включающий проведение в воде гимнастических упражнений в форме индивидуальных или малогрупповых занятий не менее 3 раз в неделю по 45-50 мин. Перед водными процедурами в помещении при 24-26°С проводят массаж ребенка. Затем в положении его на спине выполняют подъем его головы до касания подбородком груди и опускание головы на поверхность, где проводят упражнения. Курс - не менее 10 процедур со снижением температуры воды в течение занятия до 32-33°С в холодное время года, до 30-32°С в теплое время (Патент РФ №2489127).

Известен способ восстановления нормального мышечного тонуса у детей, основанный на проведении механических манипуляций с мышцами ребенка, отличающийся тем, что первоначально для каждой мышцы с выраженным высоким тонусом диагностируют наличие ее отклика на силовое воздействие руками реабилитолога, выражающегося в возникновении резкого механического сопротивления при определенной величине воздействия и тактильно ощущаемого реабилитологом, принимают установленную величину в качестве верхнего предела воздействия, далее в процессе проведения манипуляций осуществляют многократные, случайные по направлению силовые воздействия, по величине не превосходящие ранее установленного упомянутого верхнего предела воздействия (Патент РФ №2214209).

Известен способ нормализации мышечного тонуса у детей со спастическими формами церебрального паралича, заключающийся в том, что проводят упражнения на растяжение мышц и суставно-связочного аппарата рук, ног, позвоночника, с помощью методистов, для чего расслабляют ребенка на не полностью накачанном мяче диаметром 120 см, для чего вначале ребенка укладывают на мяч лицом вниз, при этом один методист фиксирует его плечи на поверхности мяча, руки - симметрично вдоль туловища, другой методист фиксирует нижние конечности на поверхности мяча, и по мере достижения расслабления разводит их, выполняя медленные покачивания вперед-назад, вправо-влево и по кругу, при этом голову ребенка через несколько покачиваний поворачивают то в одну, то в другую сторону, затем выполняют упражнения на растяжение конечностей и туловища ребенка симметрично, с одинаковым усилием, в одной горизонтальной плоскости, последовательно, начиная с верхних конечностей и плечевого пояса, в течение 3-5 секунд, с усилием 3-5 кг у детей младшего школьного возраста или 6-8 кг - старшего, с последующим выполнением растяжений нижних конечностей и в исходном положении на спине.

Недостатком этого способа является отсутствие целостного подхода, нет гашения патологических тонических рефлексов, без чего затруднено формирование физиологических навыков (Патент РФ №2289381). Этот способ выбран нами в качестве прототипа.

Задачей предлагаемого изобретения является разработка способа снижения повышенного мышечного тонуса при последствиях перинатального поражения ЦНС.

Технический результат изобретения - разработка эффективного комплекса упражнений, приводящего к снижению мышечного тонуса и увеличению амплитуды активных движений, а также к устранению патологических установок конечностей в неустойчивых физиологичных положениях.

Поставленная задача решается тем, что методист-реабилитолог проводит с ребенком комплекс упражнений в физиологичных позах с одновременным приданием туловищу и конечностям неустойчивых положений, используемых здоровыми детьми для уменьшения площади опоры в онтогенетической последовательности, на фоне гашения патологической тонической активности с одновременной стимуляцией установочных рефлексов.

Этот комплекс назван RBA - Reduction of the bearing area - «уменьшение площади опоры» и предназначен для детей с последствиями перинатального поражения ЦНС, предполагает использование последовательности 5-и упражнений: «положение на спине - устойчивое положение на боку - наклонное сидение - трехопорная стойка - четырехопорная стойка». Сущность изобретения заключается в том, что в процессе занятия ребенок проходит природную онтогенетическую последовательность с уменьшением площади опоры с каждой стороны. Выраженное воздействие на рецепторный аппарат двигательных структур, мышц, суставно-связочного аппарата рук, ног, позвоночника осуществляют за счет специальных поз, которые представляют собой базовые позиции здоровых доношенных детей, реализующих моторный онтогенез, позиции переработаны и адаптированы в соответствии с анатомо-физиологическими особенностями детей с последствиями перинатального поражения ЦНС, в течение занятия происходит последовательное изменение позиции и вовлечение в работу всех мышц, задействованных в удержании тела в неустойчивом положении.

Способ осуществляют следующим образом.

Методист-реабилитолог проводит с ребенком с последствия перинатального поражения ЦНС комплекс из 5 упражнений. Упражнения проводят в физиологичных позах с одновременным приданием туловищу и конечностям неустойчивых положений, используемых здоровыми детьми для уменьшения площади опоры в онтогенетической последовательности. 1-е упражнение: и.п. - ребенок лежит на спине, голова-позвоночник-таз на одной оси, методист приподнимает ноги ребенка вместе с тазом и вкладывает стопы в руки ребенку, затем поочередно выполняет перекрестный захват руками ребенка его ног (правой рукой захватывает левую ногу и наоборот), и поочередно наклоняет таз и согнутые ноги в правую и левую стороны, плечевой пояс фиксирован на коврике, выполняют по 2 повторения в каждую сторону; 2-е упражнение: и.п. - ребенок лежит на левом боку с выпрямленной перпендикулярно туловищу левой рукой, методист фиксирует таз ребенка в положении на боку, правую ногу сгибает в тазобедренном и коленном суставах, при этом коленный, тазобедренный суставы и пятка находятся в одной плоскости, носок правой ноги отведен наружу, затем методист стимулирует ребенка к подъему на локте; 3-е упражнение: и.п. - ребенок лежит на правом боку, таз фиксирован, правая нога выпрямлена, левая нога согнута в тазобедренном, коленном суставах, пятка и колено находятся в одной плоскости, затем методист производит смену положений ног: правую ногу сгибает под прямым углом, колено левой ноги фиксирует у стопы правой ноги, правый седалищный бугор фиксирован на поверхности коврика, методист контролирует положение позвоночника в вытяжении; 4-е упражнение: и.п. - правая нога согнута под прямым углом, а колено левой ноги методист фиксирует у стопы правой ноги, правый седалищный бугор фиксирован на поверхности коврика, затем методист переводит таз ребенка в сагиттальную плоскость, с опорой на седалищный бугор согнутой ноги, пятка правой согнутой ноги упирается в лобковый симфиз, левую ногу методист выпрямляет и укладывает передней поверхностью бедра на коврик и фиксирует в таком положении ребенка на 10-20 секунд, затем методист переводит согнутую правую ногу в положение, параллельное туловищу, при этом пяточная кость находится под правым седалищным бугром, выпрямленная левая нога находится в свободном положении, руки опираются на коврик; таким образом, ребенка фиксируют в трехопорной стойке; 5-е упражнение: и.п. - трехопорная стойка, методист переводит выпрямленную левую ногу под живот, фиксирует таз на пятках, колени разведены, затем методист выпрямляет руки ребенка с полным раскрытием кистей, укладывает туловище между коленей с вытяжением позвоночника и отпускает таз и руки, при этом ребенок принимает положение стоя на четвереньках - четырехопорная стойка и фиксируется на 10-20 секунд.

Существенным отличием заявляемого способа от известных является целостный подход для реализации двигательного потенциала ребенка, т.е. сочетание физиологичных позиций из моторного онтогенеза.

Кроме того, мощный афферентный поток от суставных проприорецепторов позволяет задействовать «запасные» нейроны, в большом количестве присутствующие в раннем детском возрасте, сформировать правильную «схему тела» и активизировать процессы «мышечной памяти» для последующей самостоятельной реализации последовательности уменьшения площади опоры. Эти отличительные признаки в известных способах не обнаружены. Изобретение является новым, так как оно неизвестно из уровня медицины в области лечебной физкультуры для больных детей последствиями перинатального поражения ЦНС.

Примеры конкретного осуществления способа.

Пример 1. Больной С., 11 месяцев, диагноз: Последствия перинатального поражения ЦНС. Из осмотра: контакт рука-рука+, пересечение срединной линии верхними конечностями-, голову удерживает, на живот самостоятельно не переворачивается. До поступления получил 3 курса Войта терапии, 3 курса массажа по 10 процедур.

С целью реализации двигательного потенциала на фоне выраженного повышения тонуса мышц конечностей с ребенком проводили комплекс из 10 упражнений с максимально возможной амплитудой движений в суставах. Для формирования навыков моторного онтогенеза упражнения выполняли в течение 30 мин с поэтапной стимуляцией установочных рефлексов. Было проведено 10 сеансов. Всего ребенок получил 3 курса комплексного лечения с использованием методики RBA. В результате лечения увеличился объем активных движений: раскрылась кисть, появился пальцевой захват, появилась опора на руки, четырехопорная стойка, появились ротационные движения в позвоночнике: голова - туловище, туловище - таз, самостоятельные повороты на живот. Биомеханическим путем установлено увеличение амплитуды разгибания в локтевых и голеностопных суставах на 135° и 14° соответственно. Значительно увеличилось разведение в тазобедренных суставах.

Пример 2. Больной В., 1 год 3 месяца, диагноз: ДЦП, спастическая диплегия. Получил 3 курса комплекса упражнений реабилитации с применением методики RBA. В результате лечения значительно снизился мышечный тонус, увеличилась амплитуда активных движений, появились самостоятельные повороты на живот, передвижение по-пластунски.

Впервые автором установлено, что, используя заявляемый комплекс упражнений, на фоне гашения патологических лабиринтных и шейных тонических рефлексов с последовательным формированием онтогенетических навыков, возможно добиться реализации двигательного потенциала ребенка, устранения патологических установок конечностей, которые затрудняют дальнейшее моторное и психоэмоциональное развитие.

Способ позволяет формировать двигательные навыки в физиологичном контексте, корректировать патологические установки. Гашение патологических тонических рефлексов создает благоприятный фон для формирования этих навыков, а придание изначально неустойчивых поз способствует формированию вестибуло-моторных реакций, таких как равновесие и координация. Движения с максимально возможной амплитудой в суставах способствуют профилактике контрактур и обеспечивают активизацию процессов мышечной памяти. Наиболее эффективно изобретение может быть использовано в реабилитационно-восстановительных учреждениях для восстановления амплитуды движений в суставах и становления двигательных навыков детей с последствиями поражения ЦНС. В сочетании с дифференцированным применением основных средств ЛФК способ позволяет повысить эффективность физической реабилитации детей с ППЦНС.

Способ снижения повышенного мышечного тонуса при последствиях перинатального поражения ЦНС, включающий комплекс лечебной гимнастики, отличающийся тем, что комплекс включает пять упражнений, где 1-е упражнение: из исходного положения (и.п.) - ребенок лежит на спине, голова-позвоночник-таз на одной оси, методист приподнимает ноги ребенка вместе с тазом и вкладывает стопы в руки ребенку, затем поочередно выполняет перекрестный захват руками ребенка его ног, для чего правой рукой захватывает левую ногу и наоборот, и поочередно наклоняет таз и согнутые ноги в правую и левую стороны, плечевой пояс фиксирован на коврике, выполняют по 2 повторения в каждую сторону; 2-е упражнение: и.п. - ребенок лежит на левом боку с выпрямленной перпендикулярно туловищу левой рукой, методист фиксирует таз ребенка в положении на боку, правую ногу сгибает в тазобедренном и коленном суставах, при этом коленный, тазобедренный суставы и пятка находятся в одной плоскости, носок правой ноги отведен наружу, затем методист стимулирует ребенка к подъему на локте; 3-е упражнение: и.п. - ребенок лежит на правом боку, таз фиксирован, правая нога выпрямлена, левая нога согнута в тазобедренном, коленном суставах, пятка и колено находятся в одной плоскости, затем методист производит смену положений ног: правую ногу сгибает под прямым углом, колено левой ноги фиксирует у стопы правой ноги, правый седалищный бугор фиксирован на поверхности коврика, методист контролирует положение позвоночника в вытяжении; 4-е упражнение: и.п. - правая нога согнута под прямым углом, а колено левой ноги методист фиксирует у стопы правой ноги, правый седалищный бугор фиксирован на поверхности коврика, затем методист переводит таз ребенка в сагиттальную плоскость, с опорой на седалищный бугор согнутой ноги, пятка правой согнутой ноги упирается в лобковый симфиз, левую ногу методист выпрямляет и укладывает передней поверхностью бедра на коврик и фиксирует в таком положении ребенка на 10-20 секунд, затем методист переводит согнутую правую ногу в положение, параллельное туловищу, при этом пяточная кость находится под правым седалищным бугром, выпрямленная левая нога находится в свободном положении, руки опираются на коврик; таким образом, ребенка фиксируют в трехопорной стойке; 5-е упражнение: и.п. - трехопорная стойка, методист переводит выпрямленную левую ногу ребенка под живот, фиксирует таз на пятках, колени разведены, затем методист выпрямляет руки ребенка с полным раскрытием кистей, укладывает туловище ребенка между коленей с вытяжением позвоночника и отпускает таз и руки, при этом ребенок принимает положение стоя на четвереньках - четырехопорная стойка и фиксируется на 10-20 секунд; причем все упражнения выполняют для каждой стороны тела.



 

Похожие патенты:
Изобретение относится к медицине, восстановительному лечению инвалидов с последствиями тяжелой позвоночно-спинномозговой травмы на шейном уровне: тетраплегией, грубым тетрапарезом, путем выполнения комплекса физических упражнений в бассейне с водой.

Изобретение относится к области медицины, а именно к неврологии. Для реабилитации пациентов после травм позвоночника проводят накожную электростимуляцию, синхронно с локомоторной терапией.

Группа изобретений относится к медицине, лечебной физкультуре и может быть использована для коррекции телосложения, снижения избыточной массы тела, осложненных заболеваниями крупных суставов и/или позвоночника у пациентов, начиная с детского возраста.

Изобретение относится к медицине и медицинской технике, а более конкретно - к средствам для лечебно-механического воздействия на позвоночник. Устройство содержит кушетку, блок вытяжения поясничного отдела позвоночника, элементы фиксации пациента, полый корпус, блок вытяжения шейного отдела позвоночника два концевых выключателя, съемную перемычку, блок управления, пульт управления, тензодатчик, два элемента теплового воздействия, фиксатор угла поворота тазовой секции два регулируемых по высоте подколенника и транспортировочный узел.

Изобретение относится к медицине, способам восстановления голоса с помощью лечебно-восстановительной вокальной вибрационной гимнастики. Проводят комплекс вокально-ритмических упражнений, выполняемых на стаккато, для чего ноты музыкальной фразы пропевают ритмично, кратко, отрывисто, не связывая их между собой, а отделяя одну от другой посредством чередования активного певческого выдоха и пассивного вдоха.

Изобретение относится к медицине, физиотерапии и неврологии, лечению шейно-грудного остеохондроза. Выполняют упражнения йоги с последующим воздействием холодной водой с температурой 4-6ºС в виде душа, потока или погружения в ванну с использованием белкового питания.

Изобретение относится к медицине, лечебной гимнастике, кинезотерапевтическому воздействию на стопы. Выполняют цикл упражнений в динамическом режиме с субмаксимальным напряжением, курс 20-30 занятий.
Изобретение относится к мануальной, остеопатической медицине, способам оздоровления. Осуществляют балансировку мышечно-фасциально-висцеральных цепей в два этапа.
Изобретение относится к медицине, ангиологии, физиотерапии, кинезотерапии и медицинской реабилитации, лечению больных с хронической лимфовенозной недостаточностью нижних конечностей.
Изобретение относится к медицине, мануальной терапии, направлено на лечение заболеваний опорно-двигательной системы и внутренних органов человека. Строят последовательность манипуляций на этапе лечения в мануальной терапии, включающего расслабление мышц и связок, мобилизацию и манипуляции по устранению функциональных блоков позвоночника.
Изобретение относится к медицине, а именно к травматологии, ортопедии, физиотерапии, рефлексотерапии, и может быть использовано для лечения постиммобилизационных контрактур. Для этого осуществляют фармакопунктуру гомеопатических препаратов Траумель С и Цель Т в акупунктурные точки, расположенные вокруг пораженного сустава, по 0,2-0,3 мл препарата в каждую точку. Введение препаратов чередуют - на одном сеансе вводят Траумель С, а на следующем сеансе - Цель Т. При лечении контрактур локтевого сустава используют точки GI11, Р5, TR10, IG8, лучезапястного сустава - С7, GI5, IG5, TR5, Р7, голеностопного сустава - V60, V62, Е41, VB40, R6. После сеанса фармакопунктуры проводят вибромассаж, используя аппарат «HIVAMAT-200». Воздействие осуществляют ручным аппликатором на область пораженного сустава по лабильной методике, используя следующие режимы воздействия: 5 мин - частота 190 Гц, интенсивность 50%, отношение длительности импульса к длительности паузы - 1:1, затем 5 мин - частота 50 Гц, интенсивность 50%, отношение длительности импульса к длительности паузы - 1:1. Затем проводят разработку сустава с помощью физических упражнений в воде с солью Мёртвого моря из расчета 100 г соли на 1 литр воды при температуре воды 37-41°С. При этом в ванночку с солевым раствором погружают соответствующий дистальный отдел конечности и проводят пассивные и активные движения с возрастающей амплитудой по 5-15 раз одного вида упражнений в течение 10-15 минут до чувства усталости. Способ обеспечивает сокращение сроков лечения за счёт возможности выполнения требуемой амплитуды движений без выраженных болевых ощущений в крайних точках движения, ликвидации атрофии мышц повреждённой конечности, достижения полного объёма движений в суставе за более короткое время. 1 з.п. ф-лы, 3 пр.
Изобретение относится к медицине, неврологии, реабилитации, восстановлению двигательных функций у больных с ишемическим инсультом, имеющих грубые двигательные нарушения. Курс коррекции мелкой моторики руки включает тактильное взаимодействие пациента с сенсорной панелью цифрового графического планшета путем последовательного выполнения пациентом упражнений, направленных на развитие моторики руки, и мотивации к активной целенаправленной деятельности. Для этого пациент касается пальцем руки поверхности панели планшета в заданной точке и продолжает двигать пальцем по заданной траектории таким образом, чтобы цвет точек линии траектории по мере движения пальца менялся на заданный – свидетельствующий о положительном выполнении упражнения. Последовательность выполнения упражнений – от простых движений к сложным. При выполнении упражнения движения руки пациента по панели могут повторять движения зубной щетки в полости рта. Длительность курса определяется общей тяжестью состояния пациента и может составлять не менее 22-30 дней при времени занятия 10-30 мин. Занятия проводят 5 дней в неделю. Способ обеспечивает эффективную реабилитацию пациентов данной группы, с формированием требуемого двигательного действия как образцового (эталонного) при тренировке групп мышц, участвующих в выполнении сложных движений, обеспечивающих самообслуживание пациента. 3 з.п. ф-лы.

Изобретение относится к областям медицины и развивающей педагогики и может найти применение при восстановлении и лечении больных с патологией центральной нервной системы, двигательными нарушениями верхних конечностей, психолого-педагогической реабилитации и коррекции, а также при проведении развивающих занятий. Устройство для восстановления и развития функций кистей рук, содержащее ручной тренажер, объект управления, взаимодействующий с ручным тренажером, тензодатчики, блок сбора и предварительной обработки информации, персональный компьютер для сбора, обработки и хранения информации, устройство зрительной и слуховой связи и регулируемое средство для размещения пользователя, на котором закреплен по меньшей мере с одной стороны ручной тренажер, отличающееся тем, что ручной тренажер на свободных концах пластинчатых пружин со стороны пальцев дополнительно содержит сменные элементы с различной степенью шероховатости и плотности для стимуляции тактильных рецепторов, а в качестве объекта управления содержит набор конструкторов марионеток. Технический результат изобретения заключается в расширении области применения устройства - развивающая педагогика, повышении его функциональных возможностей в области медицины за счет определения динамики развития суставных углов и разгибательных движений кистей рук, повышении качества жизни пользователей. 3 ил.
Изобретение относится к восстановительной медицине, реабилитации, онкологии, лечебной физкультуре. После радикальной мастэктомии проводят активное воздействие на верхние конечности путем гимнастики и массажа в виде этапов. Вначале проводят гимнастику для верхних конечностей с отягощением и без него, 2 раза в день по 15-20 мин, в исходном положении (ИП) сидя и стоя. Затем – для шейно-грудного отдела позвоночника, воротниковой области 1-2 раза в день по 10-15 мин, в ИП сидя или стоя. Далее – активную, или активно-пассивную, или пассивную кистевую гимнастику 2-3 раза в день по 15-20 мин, в ИП сидя за столом, руки на столе. Воздействуют на ограниченные в движении плечевой, локтевой и лучезапястный суставы путем отведения, сгибания или разгибания.. Для этого пациентка ложится на горизонтальную поверхность, верхнюю конечность со стороны операции укладывают в положение отведения, насколько это возможно по болевым ощущениям, фиксируют мягким отягощением в области лучезапястного сустава и внутренней стороны плеча, до 40 мин в этом положении. Затем руку выкладывают в сгибании в плечевом суставе и фиксируют мягким отягощением, до 20-30 мин в этом положении. При ограничении движений в локтевом суставе делают укладки на его сгибание, разгибание при положениях: ладонная поверхность вверх, тыльная поверхность вверх, с фиксацией положений. При ограничении движений в лучезапястном суставе укладку проводят на его сгибание и разгибание с фиксацией положения по 15-20 мин, в ИП сидя за столом с мягкой поверхностью. Далее 15-30 мин проводят пассивную механотерапию аппаратами для разработки сгибания и разгибания плечевого, локтевого, лучезапястного суставов, причем увеличение угла сгибания составляет не более 5 град в сутки. Результат закрепляют в течение 2-3 занятий. После курса укладок и механотерапии, при отсутствии ликвореи, повышенной температуры тела, проводят массаж верхней конечности и задней поверхности воротниковой области, продолжая лечебную гимнастику ежедневно 2-3 раза в день. Дополнительно проводят дыхательные упражнения. Способ обеспечивает ускорение процессов восстановления здоровья и трудоспособности, позволяет увеличить и сохранить объем движений в верхних конечностях, предотвратить формирование неправильной осанки. 1 з.п. ф-лы, 2 пр.
Наверх