Технический комплекс космодрома



Технический комплекс космодрома
Технический комплекс космодрома
Технический комплекс космодрома
Технический комплекс космодрома
Технический комплекс космодрома

 


Владельцы патента RU 2616036:

Открытое акционерное общество "ИПРОМАШПРОМ" (ОАО "ИПРОМАШПРОМ") (RU)

Изобретение относится к области промышленного и специального строительства, в частности к объектам, предназначенным для подготовки и обеспечения космических запусков. Технический комплекс космодрома содержит совокупность промышленных зданий, в том числе не менее чем два монтажно-испытательных корпуса МИК-1 и МИК-2. МИК-2 сблокирован с корпусом заправочно-нейтрализационной станции. Корпуса технического комплекса сблокированы конструктивно, транспортно, коммуникационно, а также по внутренней среде через центральное многофункциональное здание комплекса - трансбордерную галерею. Сблокированные через трансбордерную галерею корпуса технического комплекса космодрома имеют выполненные непрерывно метеозащищенными совокупный объем внутренней среды и полезную площадь с образованием универсального технического комплекса. При этом в пределах метеозащищенной среды комплекс оснащен единой унифицированной внутренней транспортной системой, образованной сочетанием продольных внутрикорпусных и межкорпусных соединительных участков транспортных линий, а также поперечной транспортной линией трансбордерной галереи и верхнего отрезка стыковочного рельсового пути, смонтированного на силовой раме трансбордера, с обеспечением возвратно-поступательных перемещений трансбордера с технологическим транспортным средством для избирательной доставки объектов ракетной космической техники к МИК-1 и МИК-2 комплекса космодрома. Технический результат заключается в оптимизации условий работы технического комплекса космодрома за счет максимального конструктивного, транспортного, коммуникационного, а также по внутренней среде, объединения помещений комплекса различного функционального назначения. 11 з.п. ф-лы, 5 ил.

 

Изобретение относится к области строительства промышленных зданий космических объектов, а именно к техническим комплексам (ТК) космодромов.

Известен технический комплекс космодрома Байконур в Казахстане, включающий технические комплексы для подготовки и стартовые комплексы для запуска ракет космического назначения разных классов, командно-измерительный комплекс, узел связи, кислородно-азотный завод, аэродром, межобъектные транспортные сети (http://www.ecoruspace.me/Байконур.html. 07.07.2014 г.).

Известен технический комплекс космодрома «Плесецк», включающий технические комплексы для подготовки и стартовые комплексы для запуска ракет космического назначения разных классов, командно-измерительный комплекс, узел связи, кислородно-азотный завод, аэродром, межобъектные транспортные сети (http://www.plesetzk.ru/about, 10.08.2014 г.).

Известен технический комплекс космодрома Куру во Французкой Гвиане, включающий технические комплексы для подготовки и стартовые комплексы для запуска ракет космического назначения разных классов, командно-измерительный комплекс, узел связи, кислородно-азотный завод, аэродром, межобъектные транспортные сети (см. сайт: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/d/d8/Detail_site_Kourou-en.svg, 29.02.2016 г.).

К недостаткам технических комплексов известных космодромов относятся выполнение корпусов зданий для монтажа и испытаний ракет-носителей (РН) и блоков ракет космического назначения (РКН) в виде отдельно стоящих зданий с повышенной протяженностью транспортных путей межобъектных транспортных сетей, что связано с повышенными капиталовложениями в строительство, эксплуатацию и ремонт зданий комплекса и транспортной сети, связывающей корпуса ТК, а также увеличенные затраты времени и средств на возведение межкорпусной транспортной сети, на необходимую повторяемую очистку и термостатирование блоков РКН, последовательно доставляемых в разные монтажно-испытательные корпуса (МИК) ТК.

Задача настоящего изобретения заключается в разработке технического комплекса космодрома с улучшенными технологическими характеристиками подготовки к запуску ракет космического назначения с обеспечением возможности выполнения монтажно-испытательных, транспортных и вспомогательных операций в компактной непрерывно объединенной метеозащищенной внутренней среде конструктивно и транспортно сблокированных корпусов технического комплекса.

Поставленная задача решается тем, что технический комплекс (ТК) космодрома согласно изобретению содержит совокупность промышленных зданий, в том числе не менее, чем два монтажно-испытательных корпуса (МИК), один из которых МИК-1 - монтажно-испытательный корпус ракеты-носителя (РН), укомплектованной в МИК-1 космическими блоками ракеты космического назначения (РКН), а другой - МИК-2 - монтажно-испытательный корпус космических аппаратов (КА), разгонных блоков (РБ) и космической головной части (КГЧ) ракеты космического назначения, сблокированный с корпусом заправочно-нейтрализационной станции, при этом корпуса технического комплекса имеют фундаменты, несущие и ограждающие конструкции, а также полы, в которых выполнены внутрикорпусные транспортные линии с выходом на межкорпусные, причем корпуса технического комплекса сблокированы конструктивно, транспортно, коммуникационно, а также по внутренней среде через центральное многофункциональное здание комплекса - трансбордерную галерею, при этом здание последней имеет корпус длиной, не менее габаритной ширины между наиболее удаленными внешними стенами корпусов МИК-1 и МИК-2, включает ленточный фундамент, имеющий две продольные ленты, и каркас с поперечными рамами, включающими опертые на колонны несущие конструкции, перекрывающие пролет, который превышает ширину трансбордера на ширину двух внутренних продольных дорожных полос галереи, ассиметрично размещенных на соответствующих лентах фундамента, каждая из которых выполнена в виде массива, разделенного по ширине на две неравновеликие несущие ветви, монолитно объединенные понизу и поверху плитными участками и разделенные внутри фундамента на большей части высоты последнего полнопроходным тоннелем, в котором размещены с возможностью эксплуатационного доступа инженерные коммуникации комплекса, причем внешняя ветвь каждой из указанных фундаментных лент выполнена под опирание колонн и имеет ширину меньшую ширины внутренней ветви, по которой проложены рельсовые пути для нижних колесных тележек трансбордера, имеющего силовую раму, по которой проложен верхний стыковочный отрезок рельсового пути для передвижного монтажно-технологического средства, при этом сблокированные через трансбордерную галерею корпуса технического комплекса космодрома имеют выполненные непрерывно метеозащищенными совокупный объем внутренней среды и полезную площадь с образованием универсального технического комплекса, причем последний, по меньшей мере, в границах указанной метеозащищенной среды сблокированных корпусов оснащен единой унифицированной внутренней транспортной системой, образованной сочетанием продольных внутрикорпусных и межкорпусных соединительных участков транспортных линий, а также поперечной транспортной линии трансбордерной галереи и верхнего отрезка стыковочного рельсового пути, смонтированного на силовой раме трансбордера с обеспечением возможности перемещений трансбордера с технологическим транспортным средством для избирательной доставки объектов ракетной космической техники к технологическим постам МИК-1 и МИК-2 комплекса космодрома.

При этом МИК-1 может быть предназначен для размещения технологического оборудования и выполнения операций сборки, входного контроля, автономных и комплексных испытаний ракеты-носителя и ракет космического назначения легкого и среднего классов типа «Союз-2», при этом корпус МИК-1 может включать одноэтажную производственную часть, имеющую стальной каркас, перекрытый большепролетными металлическими фермами балочного типа, и семиэтажную административно-бытовую часть с каркасом из монолитных железобетонных конструкций.

МИК-2 может быть предназначен для обеспечения приема, хранения и проведения полного цикла работ по сборке и испытаниям космических аппаратов, разгонных блоков и космической головной части ракеты космического назначения, а также может включать конструктивно зеркально аналогичные выполненным в корпусе МИК-1 одноэтажную производственную часть, имеющую стальной каркас, перекрытый большепролетными стальными фермами балочного типа, и семиэтажную административно-бытовую часть с каркасом из монолитных железобетонных конструкций.

В блок корпусов технического комплекса могут входить примыкающие к трансбордерной галерее склад блоков с термостатирующим тамбуром, оснащенным постом мойки и сушки доставленных на космодром ракеты-носителя и/или блоков ракеты космического назначения, а также корпус энергоблока не менее чем одной холодильной станцией.

МИК-1 может быть сообщен на выходе с железнодорожной линией, соединяющей технический комплекс со стартовым комплексом космодрома с возможностью доставки на стартовую площадку последнего смонтированной, прошедшей предстартовые испытания и подготовленной к запуску ракеты космического назначения, а корпус МИК-2 может быть сблокирован с корпусом заправочно-нейтрализационной станции с возможностью заправки космических аппаратов и разгонных блоков космической головной части ракеты космического назначения компонентами ракетного топлива.

Унифицированная внутренняя транспортная система может быть выполнена, по меньшей мере, в границах метеозащищенной среды комплекса с возможностью возвратно-поступательных перемещений трансбордера и размещаемого на последнем передвижного монтажно-технологического средства с объектами ракетной космической техники, связанными с процессами монтажа и испытаний ракеты-носителя, космических аппаратов, разгонных блоков, космической головной части ракеты космического назначения при постоянном пребывании последних в непрерывно метеозащищенной внутренней среде корпусов комплекса без промежуточных покиданий указанной метеозащищенной среды до вывоза смонтированной и испытанной ракеты космического назначения на стартовую площадку космодрома,

Ширина внутренней ветви ленточного фундамента трансбордерной галереи, по которой проложены рельсовые пути трансбордера, может быть принята не менее чем в два раза большей ширины внешней ветви ленточного фундамента, выполненной под опирание колонн рам каркаса, а плитный участок ленты, перекрывающий тоннель в теле фундамента поверху и монолитно соединяющий ветви ленты, выполнен не менее, чем в два раза более тонким аналогичной нижнего плитного участка и наделен функцией несовершенного шарнира в соединении ветвей ленты фундамента, внешняя из которых подвержена напряженно-деформационному состоянию, преимущественно, от статического воздействия постоянных и длительных сезонных нагрузок, а внутренняя ветвь подвержена переменному напряженно-деформационному состоянию от динамического воздействия высоких перемежающихся нагрузок, создаваемых движущимся груженым трансбордером.

Каркас корпуса трансбордерной галереи может включать рамы стоечно-балочного типа с колоннами, жестко защемленными в фундаменте, и перекрытые пролетными конструкциями типа балочных ферм, а каждая из двух дорожных полос, расположенных в корпусе трансбордерной галереи вдоль колонн по краям пролета, может быть оперта на фундаментную ленту и предназначена для перемещения средств внутрикорпусного сервисного транспорта и персонала.

Поперечная транспортная линия трансбордерной галереи может быть выполнена в виде сдвоенных рельсов, проложенных для трансбордера в пониженном участке пола галереи и размещенных на соответствующих внутренних ветвях лент фундамента галереи с возможностью примыкания верхнего стыковочного отрезка рельсового пути на силовой раме трансбордера к соединительным участкам продольных транспортных линий комплекса, пересекающих в уровне пола продольные дорожные полосы галереи.

Уровень головки рельсов верхнего стыковочного отрезка пути на трансбордере может быть выполнен совпадающим с уровнем головки рельсов внутрикорпусных и межкорпусных соединительных участков транспортных линий комплекса, для чего центральный участок поверхности пола трансбордерной галереи и высотная отметка головки рельсов под нижнюю колесную тележку трансбордера, могут быть выполнены ниже высотной отметки головки рельсов внутрикорпусных и межкорпусных транспортных линий комплекса на перепад высот трансбордера, соответствующий габаритной разности высотных отметок головок рельсов верхнего стыковочного отрезка пути на трансбордере и нижней высотной отметки головки рельсов пути для нижних колесных тележек последнего.

Пониженный участок пола трансбордерной галереи, включающий рельсовые пути для возвратно-поступательных перемещений трансбордера, может быть выполнен ограниченным в плане длиной возможных перемещений и шириной трансбордера.

Трансбордерная галерея может быть снабжена не менее чем двумя трансбордерами с возможностью обеспечения погрузочно-разрузочных операций для каждого из них не менее чем двумя автономными подъемными механизмами типа кран-балок с радиусом охвата площади шириной, преимущество, на полпролета несущей конструкции корпуса трансбордерной галереи, подвижно прикрепленных к нижнему поясу указанных конструкций.

Технический результат, обеспечиваемый приведенной совокупностью признаков, состоит в разработке технического комплекса космодрома с улучшенными технологическими характеристиками подготовки к запуску ракет космического назначения за счет повышения компактности комплекса, оперативности и удобства выполнения монтажно-испытательных операций при минимизации общей площади, занимаемой технологическим ядром комплекса, и затрат на возведение последнего при уменьшении материало-, энерго- и трудоемкости строительства, а также эксплуатационных затрат. Это достигают путем объединения корпусов зданий в сблокированный технический комплекс, оснащенный единой унифицированной внутренней транспортной системой, с обеспечением возможности выполнения монтажно-испытательных операций в непрерывной метеозащищенной внутренней среде сблокированных корпусов, исключая тем самым влияние климатических факторов (снежные заносы, дожди, ветер) и обеспечивая возможность перемещения изделей ракетно-космической техники (РКТ) и персонала комплекса из корпуса в корпус без промежуточных попаданий в незащищенную и нетермостатированную внешнюю среду. Создание единого блока технологических корпусов обеспечено найденным в изобретении центральным многофункциональным объектом - трансбордерной галереей, к которой непосредственно примыкают монтажно-испытательные корпуса МИК-1 и сблокированный с заправочно-нейтрализационной станцией МИК-2, а также энергоблок и холодильные станции. Разработанный в изобретении технический комплекс обеспечивает возможность компактного размещения технологических сооружений и сокращения при этом протяженности железнодорожных путей на 30%, а также исключения из комплекса специальных агрегатов для внутрикосмодромных перевозок составных частей РКН. Использование трансбордера значительно сокращает время и количество погрузочно-разрузочных операций в пределах комплекса, одновременно повышая безопасность и сохранность составных частей РКН, и в конечном счете экономичность технического комплекса космодрома.

Сущность изобретения поясняется чертежами, где:

на фиг. 1 изображены сблокированные корпуса технического комплекса космодрома, в плане;

на фиг. 2 - трансбордерная галерея, продольный разрез;

на фиг. 3 - узел сопряжения трансбордера с соединительным участком внутрикорпусных и межкорпусных транспортных линий комплекса, продольный разрез;

на фиг. 4 - поперечное сечение по рельсу внутрикорпусных и межкорпусных транспортных линий комплекса;

на фиг. 5 - монтажно-испытательный корпус МИК-1, продольный разрез.

Технический комплекс космодрома содержит совокупность промышленных зданий и сооружений, в том числе не менее чем два монтажно-испытательных корпуса МИК-1 и МИК-2. МИК-1 - монтажно-испытательный корпус 1 ракеты-носителя (РН), укомплектованной в корпусе 1 космическими блоками ракеты космического назначения (РКН). МИК-2 - монтажно-испытательный корпус 2 космических аппаратов (КА), разгонных блоков (РБ) и космической головной части (КГЧ) ракеты космического назначения. Корпус МИК-2 сблокирован с корпусом 3 заправочно-нейтрализационной станции.

Корпуса технического комплекса имеют фундаменты, несущие и ограждающие конструкции, а также полы, в которых выполнены внутрикорпусные транспортные линии с выходом на межкорпусные. Корпуса технического комплекса сблокированы конструктивно, транспортно, коммуникационно, а также по внутренней среде через центральное многофункциональное здание комплекса - трансбордерную галерею 4.

Трансбордерная галерея 4 имеет корпус 5 длиной не менее габаритной ширины между наиболее удаленными внешними стенами 6 и 7 корпусов МИК-1 и МИК-2. Корпус 5 трансбордерной галереи 4 включает ленточный фундамент, имеющий две продольные ленты 8 и 9, и каркас 10 с поперечными рамами, включающими опертые на колонны 11 несущие конструкции 12, перекрывающие пролет. Ширина пролета превышает ширину трансбордера 13 на ширину двух внутренних продольных дорожных полос 14 галереи, асимметрично размещенных на соответствующих лентах 8, 9 фундамента. Каждая лента фундамента 8, 9 выполнена в виде массива, разделенного по ширине на две неравновеликие внешнюю и внутреннюю несущие ветви 15 и 16. Ветви 15 и 16 ленты фундамента монолитно объединены понизу и поверху плитными участками - нижней участком 17 и верхним участком 18. Участки 17 и 18 разделены внутри фундамента на большей части высоты последнего полнопроходным тоннелем 19. В тоннеле 19 размещены инженерные коммуникации комплекса с возможностью эксплуатационного доступа к ним. Внешняя ветвь 15 каждой фундаментной ленты 8, 9 выполнена под опирание колонн 11 и имеет ширину, меньшую ширины внутренней ветви 16. По ветви 16 проложены рельсовые пути 20 для нижних колесных тележек 21 трансбордера 13. Трансбордер 13, в свою очередь, имеет силовую раму 22, по которой проложен верхний стыковочный отрезок дорожного рельсового пути 23 для передвижного монтажно-технологического средства.

Сблокированные через трансбордерную галерею 4 корпуса технического комплекса космодрома имеют выполненные непрерывно метеозащищенными совокупный объем внутренней среды и полезную площадь с образованием универсального технического комплекса.

Технический комплекс космодрома, по меньшей мере, в границах метеозащищенной среды оснащен единой унифицированной внутренней транспортной системой. Транспортная система образована сочетанием продольных внутрикорпусных транспортных линий 24 и межкорпусных соединительных участков 25 транспортных линий 24, а также поперечной транспортной линией 26 трансбордерной галереи 4 и верхнего стыковочного отрезка рельсового пути 23, смонтированного на силовой раме 22 трансбордера 13 с обеспечением возможности перемещений трансбордера с технологическим транспортным средством для избирательной доставки обьектов ракетной космической техники к технологическим постам МИК-1 и МИК-2 технического комплекса космодрома.

Монтажно-испытательный корпус 1 - МИК-1 (фиг. 5) предназначен для размещения технологического оборудования и выполнения операций сборки, входного контроля, автономных и комплексных испытаний ракеты-носителя и ракет космического назначения легкого и среднего классов типа «Союз-2». МИК-1 включает одноэтажную производственную часть 27, имеющую стальной каркас 28, перекрытый большепролетными металлическими фермами 29 балочного типа, и семиэтажную административно-бытовую часть 30 с каркасом 31 из монолитных железобетонных конструкций.

Монтажно-испытательный корпус 2 - МИК-2 предназначен для обеспечения приема, хранения и проведения полного цикла работ по сборке и испытаниям космических аппаратов, разгонных блоков и космической головной части ракеты космического назначения. МИК-2 включает конструктивно зеркально аналогичные выполненным в корпусе МИК-1 одноэтажную производственную часть, имеющую стальной каркас, перекрытый большепролетными стальными фермами балочного типа, и семиэтажную административно-бытовую часть с каркасом из монолитных железобетонных конструкций (на чертежах не показано).

В блок корпусов технического комплекса входят также примыкающие к трансбордерной галерее 4 склад 32 блоков и корпус 33 энергоблока. Склад 31 блоков выполнен с термостатирующим тамбуром 34, оснащенным постом мойки и сушки доставленных на космодром ракеты-носителя и/или блоков ракеты космического назначения. Корпус 33 энергоблока снабжен не менее чем одной холодильной станцией.

МИК-1 сообщен на выходе с железнодорожной линией 35, соединяющей технический комплекс со стартовым комплексом космодрома с возможностью доставки на стартовую площадку смонтированной, прошедшей предстартовые испытания и подготовленной к запуску ракеты космического назначения. Корпус 2 МИК-2 сблокирован с корпусом 3 заправочно-нейтрализационной станции с возможностью заправки космических аппаратов и разгонных блоков космической головной части ракеты космического назначения компонентами ракетного топлива.

Унифицированная внутренняя транспортная система технического комплекса выполнена, по меньшей мере, в границах метеозащищенной среды комплекса с возможностью возвратно-поступательных перемещений трансбордера и размещаемого на последнем передвижного монтажно-технологического средства с объектами ракетной космической техники связанными с процессами монтажа и испытаний ракеты-носителя и космических аппаратов, разгонных блоков, космической головной части ракеты космического назначения при постоянном пребывании последних в непрерывно метеозащищенной внутренней среде корпусов технического комплекса без промежуточных покиданий указанной метеозащищенной среды до вывоза смонтированной и испытанной ракеты космического назначения на стартовую площадку космодрома.

Ширина внутренней ветви 16 ленточного фундамента трансбордерной галереи 4, по которой проложены рельсовые пути 20 трансбордера 13, принята не менее чем в два раза большей ширины внешней ветви 15 ленточного фундамента, выполненной под опирание колонн 11 рам каркаса. Плитный участок 18, перекрывающий тоннель 19 в теле фундамента поверху и монолитно соединяющий ветви 15 и 16 ленты фундамента, выполнен не менее чем в два раза более тонким аналогичного нижнего плитного участка 17 и наделен функцией несовершенного шарнира в соединении ветвей 15 и 16 лент 8, 9 фундамента. Внешняя ветвь 15 лент подвержена напряженно-деформационному состоянию, преимущественно, от статического воздействия постоянных и длительных сезонных нагрузок. Внутренняя ветвь 16 лент подвержена переменному напряженно-деформационному состоянию от динамического воздействия высоких перемежающихся нагрузок, создаваемых движущимся груженым трансбордером.

Каркас корпуса 5 трансбордерной галереи 4 включает рамы 10 стоечно-балочного типа с колоннами 11, жестко защемленными в фундаменте, и перекрытые пролетными конструкциями типа балочных ферм 12. Каждая из двух дорожных полос 14, расположенных в корпусе 5 трансбордерной галереи 4 вдоль колонн 11 по краям пролета, оперта на фундаментную ленту 8, 9 и предназначена для перемещения средств внутрикорпусного сервисного транспорта и персонала.

Поперечная транспортная линия 25 трансбордерной галереи 4 выполнена в виде сдвоенных рельсов 36, проложенных для трансбордера 13 в пониженном участке 37 пола галереи и размещенных на соответствующих внутренних ветвях 16 фундаментных лент 8, 9 с возможностью примыкания верхнего стыковочного отрезка рельсового пути 23 на силовой раме 22 трансбордера 13 к соединительным участкам 25 транспортных линий 24, пересекающих в уровне пола продольные дорожные полосы 14 галереи 4.

Уровень головки 38 рельсов 39 верхнего стыковочного отрезка пути 23 на трансбордере выполнен совпадающим с уровнем головки 40 рельсов 41 межкорпусных соединительных участков 25 транспортных линий 24 комплекса. Для этого центральный участок 42 поверхности пола трансбордерной галереи и высотная отметка головки 43 рельсов 36 под нижнюю колесную тележку 21 трансбордера выполнены ниже высотной отметки головки 40 рельсов 41 внутрикорпусных и межкорпусных транспортных линий на перепад высот трансбордера 13, соответствующий габаритной разности высотных отметок головок 38 рельсов 39 верхнего стыковочного отрезка пути 23 на трансбордере и нижней высотной отметки головки 43 рельсов 36 пути 20 для нижних колесных тележек 21 последнего.

Пониженный участок 37 пола трансбордерной галереи 4, включающий рельсовые пути 20 для возвратно-поступательных перемещений трансбордера 13, выполнен ограниченным в плане длиной возможных перемещений и шириной трансбордера.

Трансбордерная галерея снабжена автономным подъемным механизмом 44 типа кран-балка с возможностью обеспечения погрузочно-разрузочных операций.

Вариантно трансбордерная галерея снабжена не менее чем двумя трансбордерами 13 с возможностью обеспечения погрузочно-разрузочных операций для каждого из них не менее чем двумя автономными подъемными механизмами 44 типа кран-балок с радиусом охвата площади шириной преимущественно на полпролета несущей конструкции корпуса трансбордерной галереи, подвижно прикрепленных к нижнему поясу указанных конструкций.

Пример реализации изобретения

Технический комплекс космодрома содержит совокупность промышленных зданий и сооружений, в том числе два монтажно-испытательных корпуса МИК-1 и МИК-2. Корпус МИК-2 сблокирован с корпусом 3 заправочно-нейтрализационной станции. Корпуса технического комплекса сблокированы конструктивно, транспортно, коммуникационно, а также по внутренней среде через центральное многофункциональное здание комплекса - трансбордерную галерею 4. В технический комплекс входят также примыкающие к трансбордерной галерее 4 склад 32 блоков и корпус 33 энергоблока. Склад 32 блоков оснащают постом мойки и сушки доставленных на космодром ракеты-носителя и/или блоков ракеты космического назначения и зоной отстоя вагонов. Корпус 33 энергоблока снабжают не менее чем одной холодильной станцией. МИК-1 сообщают на выходе с железнодорожной линией 35, соединяющей технический комплекс со стартовым комплексом космодрома с возможностью доставки на стартовую площадку смонтированной, прошедшей предстартовые испытания и подготовленной к запуску ракеты космического назначения.

Трансбордерную галерею 4 выполняют длиной 290 м и шириной 36 м. В галерее 4 предусматривают отопление и термостатирование в интервале температур (+5÷+35)°С и снабжают системой приточно-вытяжной вентиляции.

Для возвратно-поступательных перемещений трансбордера 13 выполняют пониженный участок 37 пола - приямок на всю длину галереи с уложенными в нем двумя рельсовыми путями 20. С двух сторон трансбордерной галереи 4 по всей ее длине выполняют площадки для прохода персонала и дорожные полосы 14 проезда электрифицированного внутрикорпусного сервисного транспорта. Под проходными площадками в полнопроходном тоннеле 19 прокладывают сети отопления, водоснабжения корпусов и другие инженерные коммуникации. Вдоль внутренних ветвей 16 лент 8, 9 фундамента в открытых притяженных приямках 45 размещают гибкий ленточный кабель электропривода трансбордера 13.

Для доставки изделий из корпусов 1 и 2 на трансбордер 13 прокладывают рельсовые пути 24 с выходом из корпусов в галерею 4.

Трансбордер 13 представляет собой электромеханическое транспортное средство, перемещающееся с помощью двигателей электропривода по двухколейным железнодорожным путям 20. Трансбордер 13 состоит из силовой рамы 22 и комплекта колесных пар нижних тележек 21, две из которых являются приводными. В верхней части силовой рамы прокладывают рельсовые пути 23 для заезда передвижного монтажно-технологического средства. Стыковку рельсового пути 20 на трансбордере 13 с соединительными участками 25 транспортных линий 24 осуществляют с помощью клинового доводчика.

Технологический маршрут подготовки изделий РКТ

Блоки РН поступают на склад 32 в спецвагонах. В термостатирующем тамбуре 34 производят их мойку и сушку сжатым воздухом. После чего вагоны с изделиями выстаивают в течение определенного времени до выравнивания температуры. Из тамбура 34 вагоны поступают на склад 32 блоков. Изделия РКТ выгружают и устанавливают на передвижные монтажно-технологические средства - транспортировочные тележки или на ложементы.

В МИК-2 проходят предстартовую подготовку космические аппараты (КА) и разгонные блоки (РБ) космической головной части (КГЧ) ракеты космического назначения (РКН). КА и РБ по трансбордерной галерее 4 поступают в МИК-2 на транспортировочных тележках. В тамбуре МИК-2 производят очистку контейнера, после чего контейнер передают в зал сборки и испытаний. Выполняют входной контроль КА и РБ, проводят необходимые регламентные работы по досборке изделий. После чего проводят полный цикл контрольных испытаний с использованием штатной контрольно-проверочной и телеметрической аппаратуры. Параллельно проводят подготовку других составляющих КГЧ. После проведения испытаний КА и РБ поступают в заправочно-нейтрализационную станцию, где производят заправку компонентами ракетного топлива и сжатыми газами. Заправленные КА и РБ вновь поступают на рабочее место подготовки, где выполняют заключительные операции. Далее КА и РБ поступают на участок сборки КГЧ. Собранные КГЧ проходят испытания с использованием оборудования контрольно-испытательной станции (КИС).

Собранная и испытанная КГЧ на транспортировочных тележках по трансбордерной галерее 4 поступает в МИК-1 ракеты-носителя (РН-РКН) для сборки в составе РКН. В МИК-1 производят входной контроль поступивших по трансбордерной галерее 4 со склада 32 ракетных блоков, включая пневмоиспытания. Прошедшие испытания ракетные блоки первой и второй ступеней поступают на участок общей сборки, где производят механическую и электрическую стыковку ступеней РН. Далее на участок поступает третья ступень РН, которую стыкуют электрически с блоком первой и второй ступеней. После чего проводят их электроиспытания в КИС. Затем третью ступень отстыковывают и передают на заправочно-нейтрализационную станцию для заправки ракетным топливом и сжатыми газами. Заправленная третья ступень вновь поступает на МИК-1, где выполняют ее стыковку с КГЧ и проверку на КИС вновь образованных цепей.

В МИК-1 подают состав для транспортировки РКН на стартовый комплекс. Собранный блок первой и второй ступеней укладывают на установщик. После чего к нему пристыковывают блок КГЧ, соединенный с третьей ступенью, и проводят проверку цепей. Подключают систему автономного термостатирования и производят вывоз РКН на стартовую площадку.

Таким образом, предлагаемый технический комплекс, выполненный в виде единого блока технологических корпусов, объединенных трансбордерной галерей, с унифицированной в границах метеозащищенной средой комплекса внутренней транспортной системой обеспечивает возможность компактного решения технологических сооружений и сокращения протяженности железнодорожных путей, снижая тем самым материало-, энерго- и трудоемкость строительства и выполнения монтажно-испытательных операций подготовки к запуску ракет космического назначения в техническом комплексе космодрома.

1. Технический комплекс космодрома, характеризующийся тем, что содержит совокупность промышленных зданий, в том числе не менее чем два монтажно-испытательных корпуса (МИК), один из которых МИК-1 - монтажно-испытательный корпус ракеты-носителя (РН), укомплектованной в МИК-1 космическими блоками ракеты космического назначения (РКН), а другой - МИК-2 - монтажно-испытательный корпус космических аппаратов (КА), разгонных блоков (РБ) и космической головной части (КГЧ) ракеты космического назначения, сблокированный с корпусом заправочно-нейтрализационной станции, при этом корпуса технического комплекса имеют фундаменты, несущие и ограждающие конструкции, а также полы, в которых выполнены внутрикорпусные транспортные линии с выходом на межкорпусные, причем корпуса технического комплекса сблокированы конструктивно, транспортно, коммуникационно, а также по внутренней среде через центральное многофункциональное здание комплекса - трансбордерную галерею, при этом здание последней имеет корпус длиной, не менее габаритной ширины между наиболее удаленными внешними стенами корпусов МИК-1 и МИК-2, включает ленточный фундамент, имеющий две продольные ленты, и каркас с поперечными рамами, включающими опертые на колонны несущие конструкции, перекрывающие пролет, который превышает ширину трансбордера на ширину двух внутренних продольных дорожных полос галереи, ассиметрично размещенных на соответствующих лентах фундамента, каждая из которых выполнена в виде массива, разделенного по ширине на две неравновеликие несущие ветви, монолитно объединенные понизу и поверху плитными участками и разделенные внутри фундамента на большей части высоты последнего полнопроходным тоннелем, в котором размещены с возможностью эксплуатационного доступа инженерные коммуникации комплекса, причем внешняя ветвь каждой из указанных фундаментных лент выполнена под опирание колонн и имеет ширину, меньшую ширины внутренней ветви, по которой проложены рельсовые пути для нижних колесных тележек трансбордера, имеющего силовую раму, по которой проложен верхний стыковочный отрезок рельсового пути для передвижного монтажно-технологического средства, при этом сблокированные через трансбордерную галерею корпуса технического комплекса космодрома имеют выполненные непрерывно метеозащищенными совокупный объем внутренней среды и полезную площадь с образованием универсального технического комплекса, причем последний по меньшей мере в границах указанной метеозащищенной среды сблокированных корпусов оснащен единой унифицированной внутренней транспортной системой, образованной сочетанием продольных внутрикорпусных и межкорпусных соединительных участков транспортных линий, а также поперечной транспортной линией трансбордерной галереи и верхнего отрезка стыковочного рельсового пути, смонтированного на силовой раме трансбордера с обеспечением возможности перемещений трансбордера с технологическим транспортным средством для избирательной доставки объектов ракетной космической техники к технологическим постам МИК-1 и МИК-2 комплекса космодрома.

2. Технический комплекс по п. 1, отличающийся тем, что МИК-1 предназначен для размещения технологического оборудования и выполнения операций сборки, входного контроля, автономных и комплексных испытаний ракеты-носителя и ракет космического назначения легкого и среднего классов типа «Союз-2», при этом корпус МИК-1 включает одноэтажную производственную часть, имеющую стальной каркас, перекрытый большепролетными металлическими фермами балочного типа, и семиэтажную административно-бытовую часть с каркасом из монолитных железобетонных конструкций.

3. Технический комплекс по п. 1, отличающийся тем, что МИК-2 предназначен для обеспечения приема, хранения и проведения полного цикла работ по сборке и испытаниям космических аппаратов, разгонных блоков и космической головной части ракеты космического назначения, а также включает конструктивно зеркально аналогичные выполненным в корпусе МИК-1 одноэтажную производственную часть, имеющую стальной каркас, перекрытый большепролетными стальными фермами балочного типа, и семиэтажную административно-бытовую часть с каркасом из монолитных железобетонных конструкций.

4. Технический комплекс по п. 1, отличающийся тем, что в блок корпусов технического комплекса входят примыкающие к трансбордерной галерее склад блоков с термостатирующим тамбуром, оснащенным постом мойки и сушки доставленных на космодром ракеты-носителя и/или блоков ракеты космического назначения, а также корпус энергоблока не менее чем одной холодильной станцией.

5. Технический комплекс по п. 1, отличающийся тем, что МИК-1 сообщен на выходе с железнодорожной линией, соединяющей технический комплекс со стартовым комплексом космодрома с возможностью доставки на стартовую площадку последнего смонтированной, прошедшей предстартовые испытания и подготовленной к запуску ракеты космического назначения, а корпус МИК-2 сблокирован с корпусом заправочно-нейтрализационной станции с возможностью заправки космических аппаратов и разгонных блоков космической головной части ракеты космического назначения компонентами ракетного топлива.

6. Технический комплекс по п. 1, отличающийся тем, что унифицированная внутренняя транспортная система выполнена по меньшей мере в границах метеозащищенной среды комплекса с возможностью возвратно-поступательных перемещений трансбордера и размещаемого на последнем передвижного монтажно-технологического средства с объектами ракетной космической техники, связанными с процессами монтажа и испытаний ракеты-носителя, космических аппаратов, разгонных блоков, космической головной части ракеты космического назначения при постоянном пребывании последних в непрерывно метеозащищенной внутренней среде корпусов комплекса без промежуточных покиданий указанной метеозащищенной среды до вывоза смонтированной и испытанной ракеты космического назначения на стартовую площадку космодрома,

7. Технический комплекс по п. 1, отличающийся тем, что ширина внутренней ветви ленточного фундамента трансбордерной галереи, по которой проложены рельсовые пути трансбордера, принята не менее чем в два раза большей ширины внешней ветви ленточного фундамента, выполненной под опирание колонн рам каркаса, а плитный участок ленты, перекрывающий тоннель в теле фундамента поверху и монолитно соединяющий ветви ленты, выполнен не менее чем в два раза более тонким аналогичной нижнего плитного участка и наделен функцией несовершенного шарнира в соединении ветвей ленты фундамента, внешняя из которых подвержена напряженно-деформационному состоянию, преимущественно, от статического воздействия постоянных и длительных сезонных нагрузок, а внутренняя ветвь подвержена переменному напряженно-деформационному состоянию от динамического воздействия высоких перемежающихся нагрузок, создаваемых движущимся груженым трансбордером.

8. Технический комплекс по п. 1, отличающийся тем, что каркас корпуса трансбордерной галереи включает рамы стоечно-балочного типа с колоннами, жестко защемленными в фундаменте, и перекрытые пролетными конструкциями типа балочных ферм, а каждая из двух дорожных полос, расположенных в корпусе трансбордерной галереи вдоль колонн по краям пролета, оперта на фундаментную ленту и предназначена для перемещения средств внутрикорпусного сервисного транспорта и персонала.

9. Технический комплекс по п. 1, отличающийся тем, что поперечная транспортная линия трансбордерной галереи выполнена в виде сдвоенных рельсов, проложенных для трансбордера в пониженном участке пола галереи и размещенных на соответствующих внутренних ветвях лент фундамента галереи с возможностью примыкания верхнего стыковочного отрезка рельсового пути на силовой раме трансбордера к соединительным участкам продольных транспортных линий комплекса, пересекающих в уровне пола продольные дорожные полосы галереи.

10. Технический комплекс по п. 1, отличающийся тем, что уровень головки рельсов верхнего стыковочного отрезка пути на трансбордере выполнен совпадающим с уровнем головки рельсов внутрикорпусных и межкорпусных соединительных участков транспортных линий комплекса, для чего центральный участок поверхности пола трансбордерной галереи и высотная отметка головки рельсов под нижнюю колесную тележку трансбордера выполнены ниже высотной отметки головки рельсов внутрикорпусных и межкорпусных транспортных линий комплекса на перепад высот трансбордера, соответствующий габаритной разности высотных отметок головок рельсов верхнего стыковочного отрезка пути на трансбордере и нижней высотной отметки головки рельсов пути для нижних колесных тележек последнего.

11. Технический комплекс по п. 1, отличающийся тем, что пониженный участок пола трансбордерной галереи, включающий рельсовые пути для возвратно-поступательных перемещений трансбордера, выполнен ограниченным в плане длиной возможных перемещений и шириной трансбордера.

12. Технический комплекс по п. 1, отличающийся тем, что трансбордерная галерея снабжена не менее чем двумя трансбордерами с возможностью обеспечения погрузочно-разрузочных операций для каждого из них не менее чем двумя автономными подъемными механизмами типа кран-балок с радиусом охвата площади шириной преимущественно на полпролета несущей конструкции корпуса трансбордерной галереи, подвижно прикрепленных к нижнему поясу указанных конструкций.



 

Похожие патенты:
Изобретение относится к области промышленного строительства, а именно к области сооружения предприятий энергетики или машиностроения. Способ монтажа оборудования в боксе промышленного здания включает предварительное размещение оборудования бокса в разборных контейнерах.

Группа изобретений относится к строительству, а именно к конструкции сборных или монолитных строительных возводимых или реконструируемых сооружений, таких как здания АЭС и т.п., сооружаемых с использованием монолитных блоков и/или плит из бетона, и к конструкции предназначенных для этих сооружений блоков или плит, изготавливаемых на месте строительства или в заводских условиях.

Воздухозаборная система газотурбинной установки, расположенной в укрытии, содержит установленное снаружи укрытия воздухоочистительное устройство, включающее фильтрующие элементы и осадкозадерживающие козырьки и конфузор, соединенный через воздуховод с газотурбинной установкой.

Изобретение относится к строительству, в частности к способам возведения и укрытия атомных станций, и может найти применение в условиях холодного климата. Технический результат заключается в повышении защитных свойств укрываемых объектов и персонала от внешних угроз, снижении трудозатрат на строительство.

Изобретение относится к области гидроэнергетики, в частности к строительству речных низконапорных гидроэлектростанций. Сущность изобретения заключается в том, что фундамент под общее сооружение собирают из стальных или железобетонных блоков, обладающих достаточным запасом плавучести, буксируют к месту перекрытия русла реки, где предварительно установлены бетонные упоры, обеспечивающие остановку фундамента в заданной точке.

Изобретение относится к строительству заводов по производству автомобильных транспортных средств. .

Изобретение относится к землепользованию и электроэнергетике. .

Изобретение относится к получению алюминия электролизом в криолит-глиноземных расплавах, в частности к конструкции электролизного корпуса для производства алюминия.

Изобретение относится к производственному зданию для промышленной установки, в частности для установки для выработки энергии, которое содержит насосную камеру и очистную камеру для охлаждающей воды.

Изобретение относится к области строительства. Здание, сооружение выполнено в качестве единого технического решения строительного объекта жилого и промышленного комплекса.

Изобретение относится к области строительства зданий различного назначения в районах с повышенной сейсмической активностью. Здание содержит стены, в конструкции которых имеется каркас из силовых элементов в виде вертикальных, горизонтальных и наклонных балок.

Предложена система строительных светопрозрачных ограждающих конструкций, преимущественно балконов и лоджий. Она состоит из отдельных блоков (модулей), каждый из которых содержит каркас рамы, выполненный из металлических боковых профильных стоек с соединенными встык с ними нижнего и верхнего профильных импостов, заполненных листовым материалом, закрепленным посредством упругого уплотнения и штапика.

Дом // 2579047
Изобретение относится к области строительства и может быть использовано при возведении малоэтажных строений. Дом содержит установленные на фундаментах внутренние и наружные стены, перекрытия и конструкции, обеспечивающие перемещения с этажа на этаж.

Изобретение относится к строительству, к каркасным зданиям рамного типа. Здание комплектной поставки включает ригели (или их части) и стойки (или их части) каркаса, состоящие из универсальных типовых элементов, содержащих переменно-гофрированную стенку, либо из комплекса универсальных типовых элементов, одна часть из которых, расположенная на участках интенсивных поперечных сил и/или крутящих моментов, содержит традиционно или переменно-гофрированную стенку, а другая часть элементов, расположенных на участке с высокой интенсивностью изгибающих моментов и сравнительно малой интенсивностью поперечных сил и/или крутящих моментов, содержит плоскую стенку.

Изобретение относится к области строительства. Панельно-каркасное здание представляет собой строительную конструкцию с неполным каркасом, состоящую из колонн, имеющих в плоскости перекрытия пропуски бетона для монолитного узлового соединения, в котором объединяются несущие и связевые ригели с колоннами и перекрытием, состоящим из плит перекрытия, опертых непосредственно на несущие ригели.

Изобретение относится к строительным конструкциям, а именно к многопролетным неразрезным балкам. Технический результат изобретения заключается в снижении расхода материала.

Изобретение относится к быстровозводимым строительным конструкциям. Мультифункциональный строительный комплекс состоит из конструктивных элементов и устройств с электронной системой контроля и управления.

Изобретение относится к области строительства многоэтажных жилых и общественных зданий из сборного и монолитного железобетона. Конструкция многоэтажного здания выполнена из установленных друг на друга через стыки с выпусками арматуры сборных колонн, состоящих из вертикальных ветвей, образующих в плане Г- или Т-образные сечения, сборных ригелей, установленных на этажах между колоннами, из плит перекрытий, опирающихся на ригели, и самонесущих, навесных или несущих наружных стен.

Изобретение относится к несущей конструкции по меньшей мере с одним несущим элементом, способной уменьшать колебания вследствие динамических воздействий. Несущая конструкция по меньшей мере с одним несущим элементом, содержащим по меньшей мере одну полость, в которой расположен по меньшей мере один стержень, причем общая площадь поперечных сечений всех расположенных в полости стержней меньше, чем площадь поперечного сечения этой полости, а оставшийся объем полости заполнен веществом, причем, когда несущий элемент деформируется, стержень может смещаться вдоль своей продольной протяженности относительно несущего элемента, причем стержень только в одном месте зафиксирован без возможности смещения относительно несущего элемента и выполнен таким образом, что он при возникновении относительного смещения относительно несущего элемента рассеивает энергию, причем вещество состоит из газа, а полость выполнена с возможностью герметичного закрытия.

Изобретение относится к устройствам установочно-обслуживающего наземного оборудования космических ракетных комплексов. Устройство установочно-обслуживающее содержит подвижную платформу с механизмами передвижения, механизмами фиксации и опорами для закрепления на фундамент стартового сооружения.
Наверх