Способ предотвращения столкновения транспортных средств



Способ предотвращения столкновения транспортных средств
Способ предотвращения столкновения транспортных средств

 


Владельцы патента RU 2616114:

Гимранов Артем Эрнстович (RU)
Стефашкин Александр Анатольевич (RU)

Изобретение относится к области обеспечения безопасности движения транспортных средств и может быть использовано для предупреждения столкновения транспортных средств, движущихся по одной полосе друг за другом. В способе предотвращения столкновений транспортных средств, движущихся по одной полосе друг за другом, согласно изобретению на впереди движущемся транспортном средстве определяют минимальную безопасную дистанцию до сзади движущегося транспортного средства, необходимую для его экстренного безаварийного торможения при скорости движения впереди движущегося транспортного средства, измеряют расстояние до сзади движущегося транспортного средства и сравнивают его со значением минимально безопасной дистанции, в случае, если дистанция нарушена, информируют водителя сзади движущегося транспортного средства о нарушении безопасной дистанции прерывистым сигналом задних световых приборов, информирующих о торможении. Кроме того, в случае нарушения минимальной безопасной дистанции сзади движущимся транспортным средством дополнительно оповещают водителя впереди движущегося транспортного средства световым и/или звуковым сигналом устройства, установленного в его кабине. Обеспечивается повышение безопасности движения транспортных средств, движущихся по одной полосе друг за другом. 1 ил.

 

Изобретение относится к области обеспечения безопасности движения транспортных средств и может быть использовано для предупреждения столкновения транспортных средств, движущихся по одной полосе друг за другом.

Обычно безопасность движения транспортных средств обеспечивается визуально водителем из расчета, что водитель самостоятельно оценивает дорожную ситуацию, безопасную дистанцию перед транспортным средством или позади него и обеспечивает такой выбор параметров движения (скорость, ряд, маневрирование, торможение и т.д.), при которых исключается столкновение с другим транспортным средством.

В настоящее время разработаны различные способы предотвращения столкновения или предупреждения о возможном столкновении транспортных средств. Основной задачей большинства способов является информирование водителя транспортного средства об опасности, и они рассчитаны на самостоятельное принятие решения о дальнейшем действии во избежание аварийной ситуации, а некоторые - и на полное исключение человека в принятии решений (системы автоматического торможения или автоматического контроля дистанции, контроля разметки, парковки и др.).

Известен способ предотвращения столкновений автомобилей, заключающийся в том, что принимают оптическое излучение от автомобилей, находящихся на попутной и встречной полосах движения, преобразовывают их в электрические сигналы, определяют расстояния до транспортных средств, находящихся на попутной и встречной полосах движения, определяют скорости сближения с ними, определяют геометрические размеры впереди идущего транспортного средства и на основе данной информации обеспечивают выдачу рекомендаций водителю о соблюдении безопасной дистанции до впереди идущего транспортного средства и о возможности выполнения маневра по его обгону в условиях встречного движения транспортного средства по встречной полосе (патент РФ №2310922, опубл. 20.11.2007).

Недостатком известного способа является его сложность из-за выдачи сразу нескольких рекомендаций водителю, что способно привести его к неправильной оценке ситуации, в том числе к игнорированию информации, что приводит к нарушению безопасности движения. Кроме того, рекомендации водителю выдаются только в отношении впереди движущегося транспортного средства, при этом информированность водителя сзади движущегося транспортного средства о возможности нарушения безопасной дистанции полностью отсутствует.

Наиболее близким к предлагаемому техническому решению является способ предотвращения столкновения транспортных средств, движущихся по одной полосе друг за другом, путем оповещения водителя сзади движущегося транспортного средства об экстренном торможении впереди движущегося транспортного средства прерывистым сигналом его задних фонарей. Способ реализован системой выработки управляющих сигналов на исполнительные механизмы ESS. У разных автопроизводителей этот режим реализован по-разному, в нем могут быть задействованы разные исполнительные (сигнальные) устройства: FORD, BMW, OPEL, CITROEN, MITSUBISHI, PEUGEOUT, HUNDAI, KIA - начинают часто мигать указатели поворотов; WOLKSVAGEN, VOLVO - мигают стоп-сигналы; MERCEDES - загораются указатели поворотов, стоп-сигналы, противотуманные фары (http://znanieavto.ru/stop/sistema-preduprezhdeniya-ob-ekstrennom-tormozhenii.html).

Несмотря на то, что известный способ позволяет предупредить водителя сзади движущегося транспортного средства о возникновении впереди опасной ситуации и предпринять экстремальное торможение, недостатком этого способа является отсутствие информации у водителя сзади движущегося транспортного средства о дистанции, необходимой для его экстренного безаварийного торможения при скорости движения впереди движущегося транспортного средства, что повышает возможность столкновения транспортных средств, движущихся по одной полосе друг за другом. Водитель движущегося сзади транспортного средства при экстренном торможении впереди движущегося транспортного средства не в состоянии вовремя остановиться, даже предприняв экстренное торможение, т.к. длина тормозного пути может превышать минимально допустимую дистанцию, что приводит к столкновению.

Задачей предлагаемого изобретения является повышение информированности водителя сзади движущегося транспортного средства.

Технический результат заключается в повышении безопасности движения транспортных средств, движущихся по одной полосе друг за другом.

Поставленная задача решается тем, что в способе предотвращения столкновений транспортных средств, движущихся по одной полосе друг за другом, согласно изобретению на впереди движущемся транспортном средстве определяют минимальную безопасную дистанцию до сзади движущегося транспортного средства, необходимую для его экстренного безаварийного торможения при скорости движения впереди движущегося транспортного средства, измеряют расстояние до сзади движущегося транспортного средства и сравнивают его со значением минимально безопасной дистанции, в случае, если дистанция нарушена, информируют водителя сзади движущегося транспортного средства о нарушении безопасной дистанции прерывистым сигналом задних световых приборов, информирующих о торможении.

Кроме того, в случае нарушения минимальной безопасной дистанции сзади движущимся транспортным средством дополнительно оповещают водителя впереди движущегося транспортного средства световым и/или звуковым сигналом устройства, установленного в его кабине.

Большинство водителей не могут достаточно достоверно определить размер безопасного расстояния между своим транспортным средством и впереди движущимся транспортным средством. Соблюдение безопасной дистанции между транспортными средствами, движущимися по одной полосе друг за другом, особенно важно в таких случаях, как торможение впереди движущегося транспортного средства, при котором несоблюдение дистанции обязательно приведет к столкновению. Поэтому для обеспечения безопасности дорожного движения актуальны своевременное обнаружение опасности и быстрая реакция водителя.

Определение на впереди движущемся транспортном средстве минимальной безопасной дистанции до сзади движущегося транспортного средства, необходимой для его экстренного безаварийного торможения, последующее его сравнение с расстоянием до сзади движущегося транспортного средства и оповещение его водителя в случае нарушения минимальной безопасной дистанции прерывистым сигналом задних световых приборов, информирующих о торможении, позволяет обеспечить водителям постоянный контроль безопасной дистанции между транспортными средствами в процессе их движения. Поскольку определение минимальной безопасной дистанции осуществляется в динамике с учетом скорости впереди движущегося транспортного средства, это позволяет при любом его скоростном режиме движения повысить информированность водителя сзади движущегося транспортного средства о потенциально опасном сближении. Оповещение о нарушении минимальной безопасной дистанции позволяет повысить безопасность движения транспортных средств, так как у водителя движущегося сзади транспортного средства имеется возможность увеличить или уменьшить в случае снижения скорости движения транспортных средств минимально безопасную дистанцию. Безопасность движения транспортных средств повышается также за счет того, что во время оповещения водителя сзади движущегося транспортного средства о нарушении минимальной безопасной дистанции процесс торможения впереди движущегося транспортного средства не происходит, а водитель сзади движущегося транспортного средства, воспринимая визуальную информацию о предполагаемом торможении впереди движущегося транспортного средства, предпринимает действия к торможению управляемого им (своего) транспортного средства, что позволяет резко увеличить дистанцию между транспортными средствами.

Оповещение водителя сзади идущего транспортного средства световым прерывистым сигналом приборов, информирующих о торможении, позволяет использовать естественную реакцию водителя на свечение световых приборов, отвечающих за торможение впереди идущего транспортного средства и соответственно вовремя среагировать на них, что повышает безопасность движения транспортных средств.

Дополнительное оповещение водителя впереди движущегося транспортного средства световым или звуковым или одновременно световым и звуковым сигналами устройства, установленного в его кабине, позволяет ему предпринять соответствующие меры для предотвращения потенциально аварийной ситуации, например увеличить скорость движения и соответственно увеличить расстояние между транспортными средствами, перестроиться в другую полосу движения (уступить дорогу), не совершать резкого торможения, что повышает безопасность движения.

Настоящее изобретение поясняется примером, изображенным на схеме, на которой показано нарушение сзади движущимся транспортным средством минимальной безопасной дистанции.

Способ реализован в устройстве для предотвращения столкновения транспортных средств, движущихся по одной полосе друг за другом.

Устройство состоит из блока управления 1, установленного на движущемся впереди транспортном средстве 2, датчика 3, установленного на задней части впереди движущегося транспортного средства 2 для измерения расстояния до сзади движущегося транспортного средства 4. В качестве датчика может быть использован прибор измерения расстояния различного типа (ультразвуковой, лазерный и др.), имеющей возможность измерять расстояние до объекта и фиксировать его перемещение (приближение, удаление). Блок управления 1 состоит из различных электронных, механических и технологических элементов, собранных в одном или нескольких корпусах с целью обработки входящих и выработки исходящих управляющих сигналов, и представляет собой устройство, реализующее алгоритм определения минимальной безопасной дистанции до сзади движущегося транспортного средства, необходимой для его экстренного безаварийного торможения при скорости движения впереди движущегося транспортного средства. Блок управления 1 подключен к электросети транспортного средства 5, к датчику торможения 6, датчику заднего хода 7, к прибору определения скорости движения 8. К блоку управления 1 подключены штатные световые приборы 9, информирующие о торможении, и светозвуковое устройство 10, установленное в кабине впереди движущегося транспортного средства 2, для подачи светового или звукового сигнала или одновременно светового и звукового сигналов его водителю. В качестве штатных световых приборов, отвечающих за информирование сзади движущегося транспортного средства о торможении, могут быть использованы тормозные задние фонари и дополнительные тормозные фонари или специально установленные приборы, имеющие возможность излучать свет с целью передачи информации о торможении.

Устройство работает следующим образом.

При движении транспортного средства 2 блок управления 1, подключенный к электросети 5, принимает от прибора определения скорости движения 8 информацию о скорости движения транспортного средства 2, обрабатывает ее и в соответствии с программой определяет минимальную безопасную дистанцию при данной скорости движения транспортного средства 2 в постоянном режиме. Одновременно блок управления 1 подает сигнал на датчик 3, который излучает сигнал и получает обратно отраженный сигнал от сзади движущегося транспортного средства 4. Отраженный сигнал обрабатывается блоком управления 1 для вычисления расстояния до транспортного средства 4. Блок управления 1 сравнивает информацию о расстоянии до транспортного средства 4 с определенной им минимальной безопасной дистанцией для получения ответа «НЕТ» или «ДА». «НЕТ» означает, что расстояние до транспортного средства 4 превышает минимальную безопасную дистанцию, «ДА» означает, что расстояние до транспортного средства 4 равно или меньше минимальной безопасной дистанции. По результатам вычисления блок управления 1 подает соответствующие команды: в случае получения «ДА» - подает прерывистый электрический сигнал на штатные световые приборы 9, информирующие о торможении, и сигнал на светозвуковое устройство 10; в случае «НЕТ» - никакие сигналы от блока управления 1 не подаются. В случае подачи сигнала от датчика заднего хода 7, а также при поступлении сигнала от тормозного датчика 6 (при нажатии на педаль тормоза) блок управления 1 подает команду на отключение подачи сигналов на световые приборы 9, информирующие о торможении, и на светозвуковое устройство 10. Если во время движения транспортного средства 2 расстояние до транспортного средства 4 не изменяется с течением определенного запрограммированного времени, блок управления 1 также отключает подачу сигналов на световые приборы 9, информирующие о торможении, и на светозвуковое устройство 10 (например, если транспортное средство снабжено прицепом). При подаче прерывистого сигнала на световые приборы 9 блок управления 1 не принимает информацию от тормозного датчика во избежание блокирующего сигнала.

Способ предотвращения столкновений транспортных средств, движущихся по одной полосе друг за другом, включающий измерение расстояния и определение минимально безопасной дистанции между транспортными средствами, отличающийся тем, что определение минимально безопасной дистанции до сзади движущегося транспортного средства, необходимой для его экстренного безаварийного торможения при скорости движения впереди движущегося транспортного средства, и измерение расстояния до сзади движущегося транспортного средства осуществляют на впереди движущемся транспортном средстве, сравнивают расстояние до сзади движущегося транспортного средства со значением минимально безопасной дистанции, в случае, если дистанция нарушена, информируют водителя сзади движущегося транспортного средства о нарушении безопасной дистанции прерывистым сигналом задних световых приборов, информирующих о торможении, при этом дополнительно оповещают водителя впереди движущегося транспортного средства световым и/или звуковым сигналом устройства, установленного в его кабине.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к приводу гибридного транспортного средства. Способ управления системой привода транспортного средства, где система привода содержит тормозное устройство в активном и пассивном состоянии, где двигатель не может вращаться и может вращаться.

Изобретение относится к гибридным транспортным средствам. Система управления приводом для гибридного транспортного средства с двигателем, устройством распределения энергии, тормозным устройством и моторами содержит контроллер, устанавливающий первый рабочий режим, где транспортное средство приводится в движение посредством первого мотора и второго мотора.

Изобретение относится к гибридным транспортным средствам. Устройство управления для транспортного средства с компрессором и конденсатором для кондиционирования воздуха в автомобиле, при этом требуемый крутящий момент для источника приведения в движение определяется как сумма нагрузки кондиционирования воздуха, которая тратится для приведения в действие компрессора и движущего крутящего момента, необходимого для приведения в движение транспортного средства.

Изобретение относится к гибридным транспортным средствам. Система управления приводом для гибридного транспортного средства содержит механизм распределения мощности, включающий водило, солнечную и коронную шестерню.

Изобретение относится к приводу транспортного средства. Система привода для транспортного средства содержит двигатель внутреннего сгорания, коробку передач, тормозное устройство, электрическую машину, аккумулятор энергии, узел, приводимый в действие электрической энергией из аккумулятора, планетарную передачу и сочленяющий элемент.

Группа изобретений относится к системам помощи водителю и технологиям активной безопасности для транспортных средств, в частности к узлу датчика угла сцепки, который может использоваться вместе с системой помощи при движении задним ходом с прицепом.

Изобретение может быть использовано для регулирования частоты вращения двигателей внутреннего сгорания дорожно-строительных машин. Способ регулирования частоты вращения двигателя (1) внутреннего сгорания предназначен для дорожно-строительной машины, которая наряду с приводом (2) движения имеет подключенные к двигателю (1) внутреннего сгорания гидромоторы (3) для приведения в действие рабочих агрегатов и у которой частота вращения регулируется в зависимости от моментальной потребляемой мощности рабочих агрегатов.

Изобретение относится к позиционированию транспортных средств на проезжей части. Система для направления водителя транспортного средства содержит светочувствительный датчик, выполненный с возможностью принимать и обнаруживать свет из множества источников света и процессор.

Изобретение относится к гибридным транспортным средствам. Устройство управления для гибридного транспортного средства с двигателем внутреннего сгорания, электродвигателем, ведущим колесом и муфтой сцепления, причем двигатель отделяется от ведущего колеса для приведения в движение ведущего колеса электродвигателем.

Заявленное изобретение относится к способу и системе для управления опорной скоростью транспортного средства. Система регулирования скорости на спуске в транспортном средстве в связи с уклоном спуска, который приводит к повышенной опорной скорости в конечной части упомянутого уклона, может изменять опорную скорость.

Предложена система (1) оценки стиля вождения автомобиля (2), сконфигурированная с возможностью вычисления показателя оценки стиля вождения (DSEI) на основании следующего суммарного показателя: показателя экономии топлива (FEI), который характеризует стиль вождения водителя автомобиля с точки зрения экономии топлива и вычисляется на основании предварительных суммарных показателей, вычисляемых на основании соответствующих частных показателей, в свою очередь вычисляемых на основании комбинации физических величин. При этом предварительные суммарные и частные показатели взвешиваются посредством соответствующих динамических весовых коэффициентов. Достигается экономия топлива. 11 з.п. ф-лы, 11 ил.

Изобретение относится к гибридным автомобилям. Автомобиль с гибридным приводом содержит колесо, приводимое в движение электромашиной, устройство рекуперации энергии торможения, тормозную систему с педалью, главным тормозным цилиндром и колесным тормозом, редукционное клапанное устройство, понижающее тормозное давление на стадии рекуперации, и компенсатор гидравлического эффекта редукционного клапанного устройства. Также имеется дополнительный главный тормозной цилиндр, содержащий поршни, которые спарены друг с другом посредством первого соединительного элемента и разделяют главный тормозной цилиндр на три камеры. Первая и вторая камеры - гидравлические, а третья содержит компенсирующий элемент и выполнена в виде компенсатора с функцией сброса. Первый поршень содержит сквозное отверстие для гидравлического соединения первой камеры со второй камерой. Первый поршень в направлении, противоположном направлению торможения, спарен посредством второго соединительного элемента с поршнем гидропривода редукционного клапанного устройства и выполнен с возможностью закрывания. Предусмотрен стопор для первого или второго поршня. Главный тормозной цилиндр также выполняет функцию узла регулирования давления. Тормозная система регулируется на стадии рекуперации. 10 з.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к управлению давлением на элементе сцепления. Контроллер для транспортного средства с множеством элементов сцепления для выполнения операции сцепления с использованием гидравлического давления содержит электронный блок управления, выполненный с возможностью остановки двигателя и переключения множества элементов сцепления между состояниями зацепления и состояниями расцепления, когда подтверждено заданное условие начала экономичного режима работы. Первый элемент сцепления начинает переключение из состояния зацепления в состояние расцепления после того, как второй элемент сцепления начинает переключение из состояния зацепления в состояние расцепления. Повышается скорость сцепления. 5 з.п. ф-лы, 9 ил.

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в бесщеточных электроприводах постоянного тока без использования датчиков. Техническим результатом является уменьшение шума посредством управления вибрацией вследствие колебаний при вращении и в потреблении необходимого только для поддержания вращения тока посредством приближения тока для приведения в действие двигателя к состоянию синхронизации. Приводное средство приводит в действие бесщеточный электродвигатель постоянного тока без датчиков посредством переключения шаблона подачи питания с постоянной частотой для определения положения поворота ротора бесщеточного электродвигателя постоянного тока без датчиков. Средство обнаружения обнаруживает сигнал перехода через нуль, представляющий собой переключение фазы ротора. Средство вычисления вычисляет коэффициент определения синхронизации, представляющий собой процент количества обнаруженных сигналов перехода через нуль. Средство управления шириной импульса управляет шириной импульса широтно-импульсно модулированной приводной мощностью в приводном средстве так, чтобы вычисленный коэффициент определения синхронизации попадал в пределы целевого диапазона. 2 н.и 4 з.п. ф-лы, 12 ил.
Наверх