Система топливопитания камеры сгорания газотурбинного двигателя

Система топливопитания камеры сгорания газотурбинного двигателя относится к автоматическому регулированию подачи топлива в камеру сгорания (КС) газотурбинного двигателя (ГТД). В систему дополнительно введены шунтирующий и электромагнитный клапаны, причем запорный элемент шунтирующего клапана установлен с возможностью соединения канала выхода в I коллектор с каналом выхода во II коллектор, а полость управления шунтирующего клапана соединена с электромагнитным клапаном и через жиклер с источником постоянного давления. Это позволяет улучшить работу КС ГТД, увеличить диапазон расхода топлива в КС и повысить надежность и ресурс системы. 2 ил.

 

Предлагаемая система относится к автоматическому регулированию подачи топлива в камеру сгорания (КС) газотурбинного двигателя (ГТД).

Известна система топливопитания камеры сгорания газотурбинного двигателя (КС ГТД), содержащая топливные магистрали, по которым топливо от источника давления через распределительный и запорные клапаны поступает в топливные коллекторы, соединенные каналами с форсунками, для впрыска в КС. Для запуска двигателя топливо сначала через распределительный и первый запорный клапаны поступает в первый коллектор, после розжига, по мере увеличения частоты вращения двигателя, давление топлива возрастает, и топливо через распределительный и второй запорный клапан поступает во второй коллектор (см. патент RU 2034166, опубл. 30.04.1995 г., кл. F02C 9/26).

Недостатком данной системы является наличие в топливной магистрали между источником давления и запорными клапанами дополнительного элемента - распределительного клапана. Это приводит к повышению уровня давления топлива, связанного с дросселированием потока топлива на клапане. Высокий уровень давления в топливной системе снижает надежность и ресурс системы топливопитания КС ГТД.

Наиболее близким техническим решением (прототипом) является система топливопитания КС ГТД, содержащая топливные магистрали для подачи топлива от источника давления через запорные клапаны и топливные коллекторы к форсункам для впрыска в КС, в которой один из запорных клапанов выполняет функцию распределительного клапана (запорно-распределительный клапан).

При запуске двигателя запорно-распределительный клапан закрыт и топливо поступает к форсункам I коллектора. После розжига КС, с увеличением частоты вращения двигателя и возрастанием давления, топливо через запорно-распределительный клапан поступает во II коллектор КС (см. патент RU 2490493, опубл. 20.08.2013 г., кл. F02C 9/26).

Недостатком этой системы является дросселирование на запорно-распределительном клапане потока топлива, поступающего в КС через II коллектор. На запуске при закрытом запорно-распределительном клапане топливо к форсункам I коллектора поступает с давлением, обеспечивающим качественный распыл. При открытии запорно-распределительного клапана топливо начинает поступать во II коллектор, но за счет дросселирования потока топлива на клапане давление во II коллекторе значительно меньше давления в I коллекторе. Вследствие чего во II коллекторе нет качественного распыла. При дальнейшем увеличении расхода топлива давление во II коллекторе повышается, улучшая распыл топлива, но при этом повышается давление топлива перед запорно-распределительным клапаном и давление в I коллекторе. Из-за чрезмерно высокого давления подача топлива в КС через I коллектор нарушается и система топливопитания может выйти из строя.

В связи с этим указанная система топливопитания КС имеет ограничение по диапазону подаваемого в КС расхода топлива, а высокий уровень давления топлива снижает надежность и уменьшает ресурс системы.

Техническим результатом, на достижение которого направлено предлагаемое изобретение, является улучшение работы КС ГТД, увеличение диапазона расхода топлива в КС и повышение надежности и ресурса системы.

Технический результат достигается за счет того, что в систему топливопитания КС ГТД, которая содержит топливные магистрали, каналы выхода в I и II коллекторы форсунок камеры сгорания, запорный клапан, соединенный с источником высокого давления и с каналом выхода в I коллектор, и распределительный клапан, который соединен с одной стороны с каналом выхода в I коллектор, а с другой - с каналом выхода во II коллектор, дополнительно введены шунтирующий и электромагнитный клапаны, причем запорный элемент шунтирующего клапана установлен с возможностью соединения канала выхода в I коллектор с каналом выхода во II коллектор, а полость управления шунтирующего клапана соединена с электромагнитным клапаном и через жиклер с источником постоянного давления.

Такая система топливопитания КС ГТД отличается:

- повышенной надежностью и увеличенным ресурсом за счет уменьшения давления топлива в системе;

- более качественным распылом топлива и возможностью увеличения диапазона расхода топлива за счет выравнивания давлений в I и II коллекторах;

- устойчивостью горения топливовоздушной смеси, которая достигается за счет равномерности поля температуры горения в КС ГТД.

Предложенная система топливопитания КС ГТД представлена на чертежах (фиг. 1, 2) и описана ниже.

На фиг. 1 дано схематическое изображение системы топливопитания.

На фиг. 2 - шунтирующий клапан.

Система содержит (см. фиг. 1) топливные магистрали 1, 2, 3, канал 4 выхода в I коллектор и канал 5 выхода во II коллектор, запорный клапан 6, отделяющий топливную магистраль 1 из полости высокого давления (Рв) от канала 4, шунтирующий клапан 7, распределительный клапан 8 и электромагнитный клапан 9. Управляющая полость 10 шунтирующего клапана 7 соединена с электромагнитным клапаном 9 и через демпфер 11 и топливную магистраль 3 с полостью постоянного давления (Pconst), а вход и выход распределительного клапана 8 соединены с каналами 4 и 5 соответственно.

Шунтирующий клапан 7 выполнен (см. фиг. 2) в виде золотника 12, запорного устройства типа седло 13 - заслонка 14, штока 15 с манжетным уплотнением 16, поджатого пружиной 17 через заслонку 14 к торцу золотника 12. Вход в запорное устройство шунтирующего клапана 7 соединен с каналом 4 выхода в I коллектор, а выход - с каналом выхода во II коллектор.

Сливные полости запорного клапана 6, шунтирующего клапана 7 и электромагнитного клапана 9 соединены каналом 18 и топливной магистралью 2 с полостью низкого давления (слив).

Система работает следующим образом.

В исходном положении перед запуском двигателя подвижные элементы системы под действием монтажных пружин находятся на соответствующих упорах, при этом запорный 6 и распределительный 8 клапаны закрыты, а запорное устройство шунтирующего клапана 7 открыто. Электромагнитный клапан 9 обесточен и закрыт.

В процессе запуска двигателя давление топлива в магистрали 3 источника постоянного давления (насос, клапан постоянного давления) и в магистрали 1 источника высокого давления (насос, дозатор) (на чертеже данные элементы не показаны) повышается и соответственно повышается давление топлива перед запорным клапаном 6 и в управляющей полости 10 шунтирующего клапана 7.

Золотник 12 шунтирующего клапана 7 под действием давления топлива перемещается и через шток 15, преодолевая усилие пружины 17, перемещает заслонку 14 до упора в седло 13. При этом запорное устройство отсоединяет канал 4 выхода в I коллектор от канала 5 выхода во II коллектор.

При повышении давления перед запорным клапаном 6 он открывается, преодолевая усилие пружины, и топливо из топливной магистрали 1 поступает по каналу 4 к форсункам I коллектора. Давление, при котором открывается запорный клапан 6, определяется усилием пружины, которая отрегулирована таким образом, что запорный клапан открывается после сработки (закрытия) запорного устройства шунтирующего клапана 7.

При дальнейшем повышении давления (увеличение расхода топлива) в магистрали 1 и в канале 4 выхода в I коллектор открывается распределительный клапан 8 и топливо через профилированные пазы клапана, определяющие расход топлива во II коллектор, и канал 5 поступает к форсункам II коллектора.

По мере увеличения расхода топлива в КС и достижения устойчивого горения топливовоздушной смеси II коллектора подается команда на электромагнитный клапан 9, который открывается и соединяет управляющую полость 10 со сливом. Давление в управляющей полости 10 шунтирующего клапана 7 уменьшается, заслонка 14 под действием пружины перемещается на открытие и соединяет канал 4 выхода в I коллектор с каналом 5 выхода во II коллектор. Давления топлива в каналах 4 и 5 (на форсунках I и II коллекторов) выравниваются, и распределительный клапан 8, при отсутствии на нем перепада, закрывается.

Таким образом, предложенная система топливопитания камеры сгорания газотурбинного двигателя позволяет улучшить тонкость распыла топлива и увеличить диапазон его расхода в камере сгорания, повысить устойчивость горения топливовоздушной смеси, что улучшает работу КС ГТД и обеспечивает увеличение надежности и ресурса системы топливопитания в целом.

Система топливопитания камеры сгорания газотурбинного двигателя, содержащая топливные магистрали, каналы выхода в I и II коллекторы форсунок камеры сгорания, запорный клапан, соединенный с источником высокого давления и с каналом выхода в I коллектор, распределительный клапан, соединенный с одной стороны с каналом выхода в I коллектор, а с другой - с каналом выхода во II коллектор, отличающийся тем, что система содержит клапан шунтирования и электромагнитный клапан, причем запорный элемент клапана шунтирования установлен с возможностью соединения канала выхода в I коллектор с каналом выхода во II коллектор, а полость управления клапана шунтирования соединена с электромагнитным клапаном и через жиклер с источником постоянного давления.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к энергетике. Устройство (2) впрыска воздуха и топлива для камеры сгорания турбомашины, содержащее топливную форсунку, по меньшей мере один первый элемент (21), установленный на топливной форсунке, и по меньшей мере один второй элемент (27, 28), установленный на донной стенке (6) камеры сгорания.

Изобретение относится к топливным системам для газовой турбины и соответствующим способам контроля разделения текучих сред в топливных системах. В частности, системы и способы включают измерение перепадов давления и сравнение результатов измерений с заранее заданным значением.

Изобретение относится к области очистки деталей топливного коллектора газотурбинного двигателя от нагара и углеродных загрязнений. Выдержку деталей осуществляют при температуре от 100 до 150°C в водном растворе щелочи, содержащем от 600 до 800 г/л гидроксида натрия и дополнительно содержащем от 0,5 до 2 г/л нитрата натрия или от 0,2 до 0,5 г/л сульфата натрия, после выдержки в водном растворе щелочи проводят очистку деталей топливного коллектора в растворе ортофосфорной кислоты с концентрацией от 50 до 150 г/л при температуре от 80 до 105°C, причем выдержку в водном растворе щелочи, очистку деталей топливного коллектора в растворе ортофосфорной кислоты, промывку в воде и продувку сжатым воздухом проводят по меньшей мере два раза.

Изобретение относится к энергетике. Камера сгорания газотурбинного двигателя, содержащая внешний корпус, жаровую трубу и плиту кольцевой формы с установленными на ней форсуночными модулями и топливный коллектор, соединенный с плитой и установленный в воздушной полости перед форсуночной плитой, полость которого соединена с одной стороны с топливопроводом, а с другой топливными каналами с форсуночными модулями, содержащими струйную топливную форсунку и каналы подвода и закрутки воздуха.

Изобретение относится к энергетике. Топливная форсунка 2 для двух видов топлива с внутренней трубой 5 с радиально ориентированными выходными отверстиями для первого вида топлива и с окружающей внутреннюю трубу внешней трубой 6 с ориентированными по оси выходными отверстиями 10 для второго вида топлива.

Турбомашина для летательного аппарата, содержащая вал турбомашины и насосный модуль (100), содержащий конструктивный корпус (9), насосный вал (11), связанный с валом (1) турбомашины, насос (3) питания топливом турбомашины, установленный на упомянутом насосном валу (11) и внутри конструктивного блока (9), и электрическое устройство (5), установленное на упомянутом насосном валу (11) и выполненное с возможностью вращения упомянутого насосного вала (11) для приведения в действие насоса (3) питания или с возможностью быть приведенным во вращение упомянутым насосным валом (11) для электрического питания агрегата (8) турбомашины, при этом электрическое устройство содержит элементы ротора (51), установленные на наружной периферии подвижной части (32) насоса питания, и элементы статора (52), установленные на внутренней периферии конструктивного корпуса.

Изобретение относится к турбомашине, оснащенной камерой сгорания, устройством впрыска топлива в камеру сгорания и средствами подачи топлива в устройство впрыска топлива.

Заявлен способ контроля для контроля фильтра контура питания для питания авиационного двигателя топливом, при этом способ содержит этап определения текущей стадии из множества последовательных стадий полета летательного аппарата, содержащих по меньшей мере стадию, в течение которой забивание фильтра не может быть вызвано льдом, и стадии, в течение которой забивание фильтра может быть вызвано льдом; и в ответ на обнаружение забивания - этап определения типа забивания в зависимости от упомянутой текущей стадии; при этом во время этапа выдачи индикаторного сообщения сообщение, которое выдается, зависит от типа забивания.

Изобретение относится к энергетике. Щелевой инжектор-генератор вихрей, установленный в канале вдоль направления движения высокоэнергетического газового потока.

Изобретение относится к энергетике. Способ управления работой установки внутреннего сгорания с повышением давления, включающий: нахождение скважности импульсов топливной форсунки и частоты циклов сгорания, которые соответствуют заданной рабочей точке нагрузки и заданному коэффициенту заполнения камеры сгорания установки; определение уставки давления подачи топлива, уставки момента впрыска для топливной форсунки и уставки момента зажигания, которые обеспечивают найденную скважность импульсов топливной форсунки и найденную частоту циклов сгорания; и передачу управляющего сигнала давления подачи топлива, содержащего уставку давления подачи топлива, в устройство обеспечения давления топлива, управляющего сигнала топливной форсунки, содержащего уставку момента впрыска топлива, в топливную форсунку и управляющего сигнала момента зажигания, содержащего уставку момента зажигания, в узел зажигания установки.

Система для подачи топлива в камеру сгорания содержит камеру горения и топливную форсунку, которая находится в проточном сообщении с камерой горения. Несколько каналов расположены в окружном направлении вокруг камеры горения для обеспечения с ней проточного сообщения. Камера для жидкого топлива находится в проточном сообщении с указанными каналами. Перегородка в окружном направлении окружает по меньшей мере часть камеры для жидкого топлива внутри указанных каналов и образует впадины вокруг камеры для жидкого топлива. Изобретение направлено на повышение кпд камеры сграния без увеличения выбросов NОx. 3 н. и 17 з.п. ф-лы, 6 ил.

Камера сгорания газотурбинного двигателя содержит внешний корпус, жаровую трубу, форсуночную плиту и форсунки, кольцевой коллектор. Кольцевой коллектор, к которому присоединен топливопровод, установлен в передней полости на форсуночной плите. Внутри кольцевого коллектора концентрично выполнены два кольцевых электрода, соединенные изолированными высоковольтными проводами с блоком высокого напряжения. Изобретение направлено на повышение полноты сгорания топлива в камере сгорания газотурбинного двигателя. 4 з.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к области регулирования авиационных газотурбинных двигателей и может быть использовано в их системах топливопитания для снижения подогрева топлива, подаваемого на форсунки основной и/или форсажной камер сгорания на режимах глубокого дросселирования. Снижение подогрева топлива в топливной системе газотурбинного двигателя осуществляют путем регулирования параметров центробежного насоса топливной системы, в качестве которых используют число оборотов рабочего колеса насоса и положение максимального КПД насоса на оси расхода напорной характеристики насоса, причем при переходе работы насоса на режимы глубокого дросселирования, для снижения подогрева топлива изменяют характеристику отвода топлива от рабочего колеса, которую осуществляют смещением максимального КПД насоса в область минимальных расходов топлива, оставляя постоянным число оборотов рабочего колеса насоса. Изобретение позволяет повысить эффективность снижения подогрева топлива в топливной системе ГТД на режимах глубокого дросселирования. 6 ил.

Изобретение относится к энергетике. Топливная форсунка, содержащая поточный проход для топливовоздушной смеси, направляемой в камеру сгорания, который продолжается через топливную форсунку в продольном направлении. Топливная форсунка, к тому же, может содержать канал для жидкого топлива, который охватывает, по меньшей мере, часть поточного прохода. Канал может содержать множество топливных патрубков, сформированных для доставки жидкого топлива из топливного канала к поточному проходу. Топливная форсунка также может содержать кольцевой наружный кожух, который окружает указанный канал, формируя изолирующую воздушную полость, по меньшей мере, вокруг части указанного канала. Наружный кожух может содержать по меньшей мере одно отверстие для продувки, обеспечивающее связь между изолирующей воздушной полостью и окружающим кольцевой кожух пространством. Также представлен способ работы двухтопливного газотурбинного двигателя. Изобретение позволяет поддерживать температуру канала жидкого топлива топливной форсунки ниже температуры коксования топлива. 2 н. и 8 з.п. ф-лы, 5 ил.

Изобретение относится к энергетике. Узел трубопровода впрыска турбомашины, содержащий первый набор труб передачи, соединенных так, чтобы образовывать главный контур для подачи топлива первому и второму наборам инжекторов, и второй набор труб передачи, соединенных параллельно первому набору так, чтобы образовывать вспомогательный контур для подачи топлива указанному первому набору инжекторов. Узел трубопровода также включает одно двойное соединение, включающее один первый наконечник, принимающий один конец трубы передачи главного контура, второй наконечник, принимающий один конец трубы передачи вспомогательного контура, и поверхность установки с первым отверстием, находящимся в сообщении по потоку текучей среды с первым наконечником, и вторым отверстием, находящимся в сообщении по потоку текучей среды со вторым наконечником. Причем указанная поверхность установки двойного соединения является подходящей для соединения двойного соединения с инжектором указанного первого набора инжекторов. Также представлены камера сгорания и турбомашина. Изобретение позволяет создать узел трубопровода впрыска для турбомашины, который является простым для сборки и при этом обеспечивает подачу топлива выборочно некоторым инжекторам с помощью вспомогательного контура параллельно с главным контуром. 3 н. и 6 з.п. ф-лы, 21 ил.

Изобретение относится к энергетике. Топливный инжектор газотурбинного двигателя содержит центральное тело, расположенное на продольной оси, и камеру предварительного смешивания, расположенную в радиальном направлении внешне относительно центрального тела и образующую кольцевой канал между ними. Кольцевой канал проходит от входного патрубка, соединенного с возможностью передачи потока с компрессором, к выходному патрубку, соединенному с возможностью передачи потока с камерой сгорания. Камера предварительного смешивания содержит первый участок, расположенный на входном патрубке и состоящий из нержавеющей стали, и второй участок, расположенный на выходном патрубке, состоящий из жаропрочного сплава на основе никеля и присоединенный к первому участку посредством лазерной наплавки. При этом наклоненная стенка первого участка образует острый угол с продольной осью. Также представлен способ изготовления камеры предварительного смешивания топливного инжектора газовой турбины. Изобретение позволяет минимизировать неблагоприятное воздействие процесса лазерной наплавки. 2 н. и 8 з.п. ф-лы, 7 ил.

Изобретение относится к энергетике. Предложен трубный узел, который содержит кожух, ограничивающий топливное пространство и пространство для охлаждающей текучей среды, расположенное ниже по потоку от топливного пространства и отделенное от него промежуточной стенкой. Трубный узел также содержит трубки, которые проходят через указанный кожух и каждая из которых проточно соединена с указанной камерой подачи текучей среды и топочной камерой ниже по потоку от трубного узла, а также содержит заднюю пластину, расположенную у нижнего по потоку конца пространства для охлаждающей текучей среды. При этом задняя пластина имеет отверстие, которое проходит сквозь нее для содействия смешиванию текучих сред, поступающих из пространства для охлаждающей текучей среды и трубок. Также представлен топочный узел. Изобретение позволяет снизить тепловую нагрузку на заднюю пластину и трубки, а также увеличивает долговечность узла впрыска топлива. 2 н. и 8 з.п. ф-лы, 8 ил.

Изобретение относится к энергетике. Система для постепенного окисления топлива включает в себя окислительный реактор, который имеет реакционную камеру с входным отверстием и выходным отверстием. Реакционная камера выполнена с возможностью приема текучей среды, содержащей окисляемое топливо, через входное отверстие. Окислительный реактор выполнен с возможностью поддержания процесса беспламенного окисления. Система также включает в себя камеру сгорания со входным отверстием и выходным отверстием. Входное отверстие камеры сгорания находится в гидравлическом сообщении с выходным отверстием реакционной камеры. Камера сгорания выполнена с возможностью приема текучей среды из реакционной камеры и избирательного нагрева текучей среды. Также представлены способ запуска постепенного окисления в газовой турбине и вариант системы для постепенного окисления топлива. Изобретение позволяет обеспечить улучшенное управление процессом окисления топлива. 3 н. и 28 з.п. ф-лы, 21 ил.

Изобретение относится к энергетике. Система для постепенного окисления топлива включает в себя окислительный реактор, который имеет реакционную камеру с входным отверстием и выходным отверстием. Реакционная камера выполнена с возможностью приема текучей среды, содержащей окисляемое топливо, через входное отверстие. Окислительный реактор выполнен с возможностью поддержания процесса беспламенного окисления. Система также включает в себя камеру сгорания со входным отверстием и выходным отверстием. Входное отверстие камеры сгорания находится в гидравлическом сообщении с выходным отверстием реакционной камеры. Камера сгорания выполнена с возможностью приема текучей среды из реакционной камеры и избирательного нагрева текучей среды. Также представлены способ запуска постепенного окисления в газовой турбине и вариант системы для постепенного окисления топлива. Изобретение позволяет обеспечить улучшенное управление процессом окисления топлива. 3 н. и 28 з.п. ф-лы, 21 ил.

Изобретение относится к области аэрокосмической техники и может быть использовано для подачи горючего в высокоскоростной поток воздуха в перспективных прямоточных воздушно-реактивных двигателях внутриатмосферных летательных аппаратов. Блиск охлаждаемых пилонов подачи горючего в высокоэнтальпийный воздушный поток внутри камеры сгорания с круглым поперечным сечением. Причём в каждом пилоне выполнены по три заглушенных с одной стороны канала, открытые концы двух из этих каналов закрыты заглушками, каналы соединены отверстиями, а в центральном канале расположена заслонка с несколькими отверстиями. Изобретение позволяет исключить возможность прогара пилонов при высоких тепловых нагрузках, тем самым повысить надежность блиска подачи горючего, а также позволяет расширить режимный диапазон по расходу горючего при практически неизменном перепаде давления на форсунках для улучшения эффективности горения смеси горючего с воздухом. 1 з.п. ф-лы, 4 ил.

Система топливопитания камеры сгорания газотурбинного двигателя относится к автоматическому регулированию подачи топлива в камеру сгорания газотурбинного двигателя. В систему дополнительно введены шунтирующий и электромагнитный клапаны, причем запорный элемент шунтирующего клапана установлен с возможностью соединения канала выхода в I коллектор с каналом выхода во II коллектор, а полость управления шунтирующего клапана соединена с электромагнитным клапаном и через жиклер с источником постоянного давления. Это позволяет улучшить работу КС ГТД, увеличить диапазон расхода топлива в КС и повысить надежность и ресурс системы. 2 ил.

Наверх