Способ деоксигенации стеариновой кислоты на кристаллическом и нанесённом фталоцианиновом катализаторе

Изобретение относится к области нефтехимии, а именно к способу получения углеводородов, пригодных для использования в качестве компонентов дизельного топлива, заключающемуся в декарбонилировании/декарбоксилировании стеариновой кислоты в растворителе в атмосфере водорода при 350-400°С и давлении водорода 0,1-5 МПа в присутствии гетерогенного катализатора, представляющего собой октанатриевую соль 2,3,9,10,16,17,23,24-октакарбоксифталоцианина кобальта, нанесенную на оксид алюминия. Изобретение обеспечивает создание каталитического способа получения углеводородов из возобновляемых источников сырья с заменой дорогостоящего палладиевого катализатора на катализатор, не содержащий благородные металлы. 3 з.п. ф-лы, 1 табл., 7 пр.

 

Настоящее изобретение относится к области нефтехимии, в частности, касается перспективного способа получения насыщенных углеводородов, пригодных в качестве компонентов дизельного топлива, деоксигенацией жирных насыщенных и ненасыщенных кислот в присутствии катализатора.

Получение моторных топлив, в том числе и дизельного, из возобновляемых источников сырья является перспективным дополнительным источником в топливном балансе. Сырьем для таких процессов являются различные растительные масла, животные жиры и отходы пищевой промышленности (т.н. жарочные масла), состоящие в основном из триглицеридов карбоновых кислот. Дизельные топлива, получаемые в процессах переработки масел и жиров, называют "биодизелем первого поколения", по систематике, которая предложена в руководстве Original Equipment Manufacturer, представляющие собой метиловые эфиры жирных кислот с длиной углеводородной цепи С8-С26. Обычно эфиры этих кислот получают из жиров реакцией переэтерификации низшими спиртами в присутствии катализаторов. Тем не менее, низкая калорийность и морозостойкость полученных топлив ограничивает область их применения. Наличие в таких топливах эфирного кислорода приводит к нежелательному повышенному выбросу NOx в сравнении с обычным дизельным топливом (Schmidt K., Van Gerpen J. «The Effect of Biodiesel Fuel Composition on Diesel Combustion and Emissions» / SAE Technical Paper 961086 / 1996).

Для получения углеводородов, пригодных в качестве компонентов дизельного топлива и лишенных вышеназванных недостатков, можно использовать соответствующие жирные кислоты, которые обычно получают гидролизом масел и жиров (Б.Н. Тютюнников, Г.Л. Юхновский, А.Л. Маркман. «Технология переработки жиров», Пищепромиздат, Москва 1950; Б.Н. Тютюнников. «Химия жиров», Пищевая промышленность, Москва, 1966). Одновременно с получением кислот образуется глицерин, который является товарным продуктом и сырьем для различных процессов. Полученные таким образом кислоты подвергают деоксигенации в присутствии катализаторов, при этом, как правило, получают углеводороды, содержащие на один атом углерода меньше, чем исходная кислота.

В патенте RU 2397199 С2 (опубл. 20.08.2010) и в международной заявке на патент WO 2006075057 А2 (опубл. 20.07.2006) рассматриваются два способа селективного получения углеводородов, пригодных для дизельного топлива, один из которых характеризуется тем, что в нем есть стадия, где проводится деоксигенация (декарбонилирование/декарбоксилирование). Реакция осуществляется приведением сырья, полученного из возобновляемых источников и содержащего С824 жирные кислоты, их сложные эфиры, в том числе триглицериды, или соли металлов, а также их сочетание, в присутствии растворителей или без них, в контакт с катализатором, содержащим от 0,5 до 20% одного или нескольких металлов группы VIII периодической системы, например платины, палладия, иридия, рутения и родия, или от 2 до 55% никеля на носителе. Катализатор до реакции обрабатывают водородом при температуре 100-500°С. Каталитический процесс проводят при температуре 200-400°С и давлении от 0,1 до 15 МПа и получают углеводороды для дизельного топлива, которые могут быть подвергнуты далее изомеризации.

Согласно представленным в цитированных источниках результатам недостатками указанного способа являются низкая эффективность (конверсия, селективность) предложенных катализаторов и высокое содержание активного компонента (Pd) в них.

Из уровня техники (патент RU 2472764 С1, опубл. 20.01.2013) известен способ селективного получения углеводородов, пригодных для использования в качестве дизельного топлива, заключающийся в декарбонилировании/декарбоксилировании смеси насыщенных и ненасыщенных карбоновых кислот С824 в растворителе в атмосфере водорода в присутствии гетерогенного катализатора, представляющего собой палладий на оксиде алюминия, при температуре 200-400°С и давлении 0,1-5 МПа, характеризующийся тем, что используют гранулированный катализатор, в котором палладий распределен в поверхностном слое носителя с глубиной проникновения 0,1-0,6 мм при содержании палладия в катализаторе 0,25-5% мас. Приведенный способ позволяет достичь выхода углеводородов ~71% мол. при 350°С, давлении водорода 15 МПа за 3 часа.

Недостатком указанного способа является использование катализатора, включающего достаточно высокое содержание весьма дорогостоящего активного компонента (0,25-5% мас. Pd).

Технический результат настоящего изобретения заключается в создании каталитического способа получения углеводородов из возобновляемых источников сырья с заменой дорогостоящего палладиевого катализатора на катализатор, не содержащий благородные металлы.

Ориентируясь на коммерчески доступные и получившие в последние десятилетия применение в нефтепереработке фталоцианиновые катализаторы (Ахмадуллина А.Г. и др. Опыт гетерогенно-каталитической демеркаптанизации сырья МТБЭ в ОАО «Славнефть - Ярославнефтеоргсинтез» // Нефтепереработка и нефтехимия. - 2005. - №3. - С. 15-17; Вильданов А.Ф. Опыт эксплуатации установок очистки бутан-бутиленовой фракции и сточных вод от соединений серы на Омском НПЗ с использованием гомогенного и гетерогенного катализаторов \ Химия и технология топлив и масел. - 2013. - №3. - С. 13-16), нами выбраны для испытаний доступные водорастворимые фталоцианины кобальта.

Указанный технический результат достигается тем, что декарбонилирование/декарбоксилирование C18-карбоновой кислоты (стеариновая кислота), выбранной в качестве модели класса жирных кислот, проводят в растворителе в атмосфере водорода при 350-400°С и давлении водорода 0,1-5 МПа в присутствии гетерогенного катализатора, представляющего собой октанатриевую соль 2,3,9,10,16,17,23,24-октакарбоксифталоцианина кобальта (РсСо), нанесенную на оксид алюминия.

В предпочтительном варианте осуществления настоящего изобретения содержание кобальта (Со) в катализаторе составляет 1-2% мас., предпочтительно 2% мас.

Еще в одном предпочтительном варианте осуществления настоящего изобретения время проведения процесса составляет 4,5-8 часов, предпочтительно 6 часов.

Приведенные условия реакции декарбонилирования/декарбоксилирования стеариновой кислоты и используемый катализатор на основе октанатриевой соли 2,3,9,10,16,17,23,24-октакарбоксифталоцианина кобальта, распределенный на поверхности оксида алюминия, являются определяющими факторами для процесса.

В качестве растворителя для данного способа может быть использована любая смесь углеводородов, например парафины, изопарафины, нафтены с диапазоном температур кипения 150-300°С, предпочтительно парафиновые углеводороды С1016 или их комбинации. В качестве растворителя можно использовать также рецикловые потоки технологических процессов, в том числе и данного метода.

В качестве сырья для получения кислот методом гидролиза жиров используют подходящие фракции рапсового, льняного, подсолнечного, кукурузного, кокосового, таллового и др. масел, бараньего и свиного жиров, а также фракции масляных и жировых отходов пищевой промышленности.

Пример 1. В автоклав с мешалкой фирмы Autoclave Engineers емкостью 50 см3, изготовленный из коррозионно-стойкого материала "Хастеллой", загружали 0,45 г РсСо, в качестве катализатора (количество соответствует количеству фталоцианина, используемому при приготовлении 1 г катализатора с содержанием Со 2% масс.). Катализатор обрабатывали в токе азота (4-6 л/час) при давлении 1 МПа в течение 3 часов при температуре 200°С и слабом перемешивании (400-500 об./мин). Далее автоклав охлаждали до комнатной температуры, стравливали азот и, не вскрывая автоклава для предотвращения контакта катализатора с кислородом и влагой воздуха, в него вводили 12 г додекана в качестве растворителя. Автоклав затем открывали, в реакционную смесь добавляли 4 г стеариновой кислоты, полученной предварительным гидролизом масел и жиров, например кукурузного масла, вновь закрывали и проводили деоксигенацию (декарбонилирование/декарбоксилирование) в атмосфере водорода при давлении 1,6 МПа при температуре 350°С и интенсивном перемешивании (900-1100 об./мин) в течение 6 часов. После окончания процесса автоклав быстро охлаждали водой до комнатной температуры, проводили анализ продуктов. Для определения количества непрореагировавшей стеариновой кислоты продукты реакции оттитровывали спиртовым раствором щелочи в соответствии с ГОСТ 5476-80. Содержание насыщенных и ненасыщенных углеводородов в продукте после предварительного метилирования определяли методом ГЖХ с использованием газового хроматографа Кристалл 2000М с ПИД и кварцевой капиллярной колонкой HP-ultra-2. При определении количества образовавшихся углеводородов пользовались методом внутреннего стандарта (тридекан). Данные по конверсии стеариновой кислоты приведены в таблице 1.

Примеры 2-4. Катализатор готовили следующим образом: 0,6 г γ-Al2O3 (фракции 0,1-1 мм) прокаливают 2 часа при 400°С, носитель охлаждают, добавляют суспензию 0,45 г РсСо (для получения катализатора содержащего 2% масс. Со) в 3 мл дистиллированной воды, тщательно перемешивают, выдерживают при перемешивании 1 час. Смесь помещают в фарфоровую чашку, сушат в токе воздуха и перемешивают при 30-40°С до полного высыхания, которое определяется по степени сыпучести катализатора. 1 г полученного катализатора загружают в автоклав и проводят процесс аналогично примеру 1, варьируя время процесса от 4,5 до 8 часов. Для проведения испытаний при каждом времени контакта в реактор загружали свежую порцию катализатора. Результаты испытаний приведены в таблице 1.

Пример 5. Процесс проводят аналогично примерам 2-4, используя катализатор, приготовленный из 0,78 г γ-Al2O3 и 0,23 г РсСо (содержащий 1% масс. Со).

Пример 6. Процесс проводят аналогично примерам 2-4 в атмосфере азота при давлении 1,6 МПа.

Пример 7 (сравнительный). Процесс проводят в условиях, близких к прототипу, используя катализатор, содержащий 0,5% масс. Pd.

При осуществлении способа по настоящему изобретению достигается конверсия стеариновой кислоты до 90%. При проведении деоксигенации в отсутствие водорода в реакционной смеси выход углеводородов резко понижается до 24%. Уменьшение времени проведения реакции до 3 часов и ниже также приводит к уменьшению выхода углеводородов ниже 22%. Продукт, полученный по предложенному способу и содержащий в основном линейные углеводороды, может быть подвергнут изомеризации с целью снижения температуры его замерзания, что, в свою очередь, облегчит его использование в качестве компонента дизельного топлива. Изомеризацию проводят при давлении 2-15 МПа (лучше 3-10 МПа) и температуре 200-500°С (предпочтительно проводить 280-400°С) в присутствии известных катализаторов изомеризации, соответствующих современному уровню технологи (Ю.М. Жоров. «Изомеризация углеводородов», Москва, Химия, 1983).

Согласно результатам испытаний, приведенных в таблице 1, следует, что использование нового катализатора в способе получения углеводородов, пригодных для использования в качестве компонентов дизельного топлива, является эффективным, предпочтительным является использование катализатора, подставляющего собой РсСО, нанесенный на γ-Al2O3 (2% мас. Со), при времени реакции 6 часов.

Полученные данные по конверсии стеариновой кислоты сравнимы с данными по прототипу, но без использования благородных металлов (Pd).

1. Способ получения углеводородов, пригодных для использования в качестве компонентов дизельного топлива, заключающийся в декарбонилировании/декарбоксилировании стеариновой кислоты в растворителе в атмосфере водорода при 350-400°C и давлении водорода 0,1-5 МПа в присутствии гетерогенного катализатора, представляющего собой октанатриевую соль 2,3,9,10,16,17,23,24-октакарбоксифталоцианина кобальта, нанесенную на оксид алюминия.

2. Способ по п. 1, отличающийся тем, что содержание кобальта в катализаторе составляет 1-2 мас.%.

3. Способ по п. 1, отличающийся тем, что время проведения процесса составляет 4,5-8 часов.

4. Способ по п. 2, отличающийся тем, что оптимальное содержание кобальта в катализаторе составляет 2 мас.%, а время проведения реакции составляет 6 часов.



 

Похожие патенты:

Изобретение раскрывает способ получения неэтилированного авиационного бензина, который включает компаундирование алкилата, изомеризата, ароматических углеводородов каталитического риформинга и монометиланилина, при этом в качестве основы используют дебутанизированную фракцию алкилата 45-135°C, содержащую не более 2 мас.% бутанов, которую получают ректификацией из широкой фракции алкилбензина, а в качестве ароматических углеводородов используют толуол и ксилол, при следующем соотношении компонентов, мас.%: Фракция алкилата 45-135°C 40,0-80,0 Толуол и ксилол 10,0-30,0 Изомеризат 5-35,0 Монометиланилин 0,5-1,5, где массовое соотношение ксилола и монометиланилина находится в интервале от 1:1 до 5:1.

Изобретение описывает способ получения композиции авиационного топлива, который включает в себя стадию смешивания смесевого компонента авиационного топлива синтеза Фишера-Тропша (ФТ), имеющего плотность при температуре 15°C от 0,720 до 0,780 г/см3, температуру вспышки от 38 до 48°C и температуру замерзания от -47 до -43°C, со смесевым компонентом авиационного топлива на нефтяной основе, имеющим плотность при температуре 15°C от 0,770 до 0,850 г/см3, температуру вспышки от 40 до 48°C, температуру замерзания от -70 до -50°C и содержание ароматических соединений от 10 до 30 об.

Изобретение раскрывает способ получения неэтилированного авиационного бензина, включающий компаундирование алкилата, изомеризата, ароматических углеводородов каталитического риформинга и монометиланилина, характеризующийся тем, что в качестве основы используют фракцию алкилата 40-135°C, которую получают ректификацией из широкой фракции алкилбензина, в качестве ароматических углеводородов используют толуол и ксилол, при следующем соотношении компонентов, % масс.: Фракция алкилата 40-135°C 40,0-70,0 Толуол и ксилол 20,0-34,0 Изомеризат 5,0-35,0 Монометиланилин 1,0-2,5, при этом массовое соотношение ксилола и монометиланилина находится в интервале от 1:1 до 5:1.

Изобретение относится к способу получения и использования углеводородного топлива. Способ включает либо добычу СO2 из дымового газа объекта, сжигающего покупное углеводородное топливо, либо CO2 со стороны, либо добычу СО2 из воздуха, либо одновременное или частичное использование всех трех указанных источников СО2, и включающего добычу Н2 из воды способом ее электролиза с использованием электроэнергии ветровой энергетической установки (ВЭУ), с последующим соединением СО2 и Н2, реакция которых дает углеводородное топливо.

Изобретение раскрывает многофункциональную добавку к авиационным бензинам, которая включает тетраэтилсвинец, 1,2-дибромэтан и 2,6-ди-трет-бутил-4-метилфенол, добавка имеет температуру начала кристаллизации не выше минус 40°C и содержит углеводородную фракцию, имеющую температуру конца кипения не выше 201°C, давление насыщенных паров при 38,7°C не более 51 кПа, содержащую не менее 10% масс.

Изобретение относится к нефтедобывающей промышленности, в частности к подготовке товарной нефти. Установка подготовки продукции скважин включает подводящий трубопровод, устройство подогрева, узел разрушения бронирующих оболочек, соединенный с концевым делителем фаз, трехфазный сепаратор с линией отвода воды, нефтяную и водяную буферные емкости, линию выхода воды, соединенную посредством кустовой насосной станции с входом узла разрушения бронирующих оболочек, при этом концевой делитель фаз снабжен двумя дозвуковыми соплами с возбудителями акустических колебаний в виде упругих пластин, закрепленных на соплах поперек потока воды, первый из которых с постоянной настройкой, а второй - с возможностью изменения длины активной части, при этом сопла соединены с кустовой насосной станцией патрубком.

Изобретение относится к способу селективного получения фракции алканов, пригодной для бензинового и дизельного топлива. Способ характеризуется тем, что включает стадию, на которой одновременно проводят реакции декарбонилирования/декарбоксилирования и прямой гидродеоксигенации сырьевого материала, происходящего из возобновляемых источников и содержащего триглицериды жирных кислот и/или их производные, при температуре 350-450°C и давлении от 10 до 50 атм в присутствии гетерогенного катализатора, который предварительно восстановлен водородом при температуре 400-500°C в течение 11-12 часов перед вступлением в контакт с сырьевым материалом, при этом используют приготовленный с применением ацетатной платиновой сини гетерогенный катализатор на основе гамма-оксида алюминия, содержащий от 0,1 до 1 мас.% платины.

Изобретение раскрывает комбинированный способ получения судовых высоковязких топлив и нефтяного кокса, включающий использование легкого и тяжелого газойлей коксования, характеризующийся тем, что при перегонке нефти выделяют фракцию вакуумного газойля, 95% которого выкипает в пределах от 350 до 500°С, и гудрон-фракцию, выкипающую выше 500°С, при этом каталитическому крекингу с выделением тяжелой газойлевой фракции от 180 до 400°C подвергают фракцию вакуумного газойля от 350 до 500°С, предварительно гидроочищенную, висбрекингу - гудрон с выделением висбрекинг-остатка, а замедленному коксованию - смесь гудрона и тяжелого газойля каталитического крекинга, взятых в массовом соотношении 70-90:10-30, с выделением из продуктов реакций легкого газойля замедленного коксования от 180 до 360°C и нефтяного электродного кокса и последующим компаундированием висбрекинг-остатка (ВО) и легкого газойля замедленного коксования (ЛГЗК) от 180 до 360° для получения судовых высоковязких топлив, взятых в массовом соотношении: Висбрекинг-остаток 10-70 Легкий газойль замедленного коксования 30-90 Технический результат заключается в получении низкосернистого судового высоковязкого топлива и нефтяного электродного кокса высокого качества - с низким содержанием серы и ванадия для нужд электродной промышленности.

Изобретение относится к топливной композиции авиационного неэтилированного бензина с октановым числом не менее 93,0 ед., определенным по моторному методу, которая содержит алкилбензин, ароматические углеводороды и монометиланилин, при этом в качестве алкилбензина используется алкилбензин, имеющий температуру конца кипения до 200°С, в качестве ароматических углеводородов композиция содержит толуол или его смесь с п-ксилолом при массовом соотношении толуол:п-ксилол от 1:1 до 5:1 и дополнительно содержит гексановый изомеризат при следующем соотношении компонентов, % масс.: толуол или его смесь с п-ксилолом 30,0-32,0; изомеризат гексановый 10,0-37,0; монометиланилин 1,0-3,0; алкилбензин с Ткк до 200°С до 100.

Изобретение раскрывает способ получения экологически чистого судового маловязкого топлива, включающий атмосферно-вакуумную перегонку нефти с выделением фракций, гидроочистку, каталитический крекинг, компаундирование фракций, введение присадки в полученную смесь, при этом при атмосферно-вакуумной перегонке выделяют фракцию вакуумного газойля 240-560°С, которую подвергают гидроочистке на сульфидированном алюмокобальтмолибденовом катализаторе с выделением фракций дизельного топлива 216-358°С и гидроочищенного вакуумного газойля 325-548°С (ГОВГ), с последующим каталитическим крекингом ГОВГ и выделением фракции легкого газойля каталитического крекинга 219-357°С; далее осуществляют компаундирование фракций дизельного топлива, ГОВГ и фракции легкого газойля каталитического крекинга в соотношении 75-83:2-6:15-19% соответственно, вводят депрессорно-диспергирующую присадку в количестве 0,06% мас.

Настоящее изобретение относится к борированным производным фторированных бактериохлоринов и их металлокомплексов. Соединения имеют общую формулу I в которой М=2Н, X=Cs (Ia), M=Cu, X=Cs (Iб), М=Zn, X=Cs (Iв), М=Ni, X=Cs (Iг), M=Pd, X=Cs (Iд), M=2H, X=Na (Ie), M=Cu, X=Na (Iж), М=Zn, X=Na (Iз), М=Ni, X=Na (Iи), М=Pd, X=Na (Iк).
Изобретение относится к способу получения 2,6,8,12-тетраацетил-2,4,6,8,10,12-гексаазатетрацикло[5,5,0,03,11,05,9]додекана, включающего каталитическое гидрирование 4,10-дибензил-2,6,8,12-тетраацетил-2,4,6,8,10,12-гексаазатетрацикло[5,5,0,03,11,05,9]додекана с использованием отработанного катализатора, подачу водорода под давлением, в котором гидрирование 4,10-дибензил-2,6,8,12-тетраацетил-2,4,6,8,10,12-гексаазатетрацикло[5,5,0,03,11,05,9]додекана осуществляют в смеси с катализатором, отработанным на стадии каталитического гидрирования 2,4,6,8,10,12-гексабензил-2,4,6,8,10,12-гексаазатетрацикло[5,5,0,03,11,05,9]додекана, в течение 10-40 минут, при этом отношение 4,10-дибензил-2,6,8,12-тетраацетил-2,4,6,8,10,12-гексаазатетрацикло[5,5,0,03,11,05,9]додекана к отработанному катализатору составляет 3,0-5,0, а подачу водорода при проведении гидрирования осуществляют при достижении реакционной массой температуры 85-99°С.
Изобретение относится к области органической химии, конкретно к способу получения 2,4,6,8,10,12-гексанитро-2,4,6,8,10,12-гексаазатетрацикло[5,5,0,03,11,05,9]додекана, используемого в качестве высокоэффективного взрывчатого вещества.

Изобретение относится к способу получения лиганда 2-гидроксифталоцианина формулы I, включающему смешанную циклизацию незамещенного фталонитрила с 4-(о-гидроксиметилбензилокси)фталонитрилом в присутствии метилата лития и ацетата магния при кипячении в течение 3-5 ч в изоамиловом спирте, последующее отделение нерастворимого симметричного продукта - фталоцианина магния - путем простого фильтрования, разделение смеси растворимых продуктов низкосимметричного строения с помощью гельпроникающей хроматографии, гидролиз и деметаллирование выделенного 2-(о-гидроксиметилбензилокси)фталоцианина магния концентрированной серной кислотой или хлорной кислотой в растворе ацетонитрила.

Изобретение относится к соединению формулы I, в которой кольцо А и кольцо В представляют собой конденсированную бициклическую группу, R1 обозначает заместитель, выбранный из водорода, галогена или ORf7; каждый R2a, R2b, R2c, R3 независимо выбраны из водорода, галогена, -CN, -ORf7 или C1-6 алкила, в случае необходимости замещенного одним или более заместителями, выбранными из =O и Е1; X обозначает прямую связь; Y обозначает -арилен-, -гетероарилен-, причем -арилен- и -гетероарилен- могут быть замещены Е3, причем Е3 обозначает галоген, или -гетероциклоалкилен-, в случае необходимости замещенный одним или более заместителями, выбранными из =O и Е4, RN обозначает водород или C1-6 алкил, в случае необходимости замещенный одним или более заместителями, выбранными из =O и Е5; Z обозначает -С(О)-[Т1] - или -С(О)N(Rx3)-[Т1]-, в которых Т1 обозначает -(СН2)0-4-Т2- и Т2 обозначает прямую связь или -С(O)-N(Н)-СН2-; или его фармацевтически приемлемый сложный эфир, амид, причем эти соединения являются пригодными для использования в лечении заболеваний, в которых желательно и/или требуется ингибирование протеин- или липид-киназы (например, PI3-K, особенно класса I PI3K, семейства киназ PIM и/или mTOR), и особенно в лечении рака.
Настоящее изобретение относится к способу получения фталоцианина кобальта и его галогензамещенных производных. Способ включает взаимодействие фталевого ангидрида и/или его галогенпроизводного, взятого в виде ангидрида или соли моногалогенфталевой кислоты, карбамида, хлористого аммония и соли кобальта при повышенной температуре.

Изобретение относится к соединению Формулы I или его фармацевтически приемлемым солям, которые являются ингибиторами киназ Trk и полезны для лечения боли, злокачественного онкологического заболевания, воспаления, нейродегенеративных заболеваний и инфекции Trypanasoma Crusi.

Предложены варианты способа получения тетрапиррольного соединения и бактериальная клетка для его получения. Способ предусматривает выращивание бактериальных клеток Escherichia coli в среде культивирования с получением целевого соединения из среды культивирования.

Изобретение относится к способу получения комплексов лютеция и гадолиния с тетрабензопорфирином. Способ включает взаимодействие фталимида с ацетатом цинка при температуре 230-240°C в течение 20-30 мин.

Изобретение относится к тетра-4-(1-бензотриазолил)тетра-5-[1(2)нафтокси]фталоцианинам кобальта общей формулы где или Соединения являются исходными для синтеза водорастворимых комплексов кобальта с тетра-4-(1-бензотриазолил)тетра-5-(сульфонафтокси)фталоцианинами, обладающих каталитической активностью при окислении серосодержащих органических соединений и красящей способностью по отношению к шерсти.

Изобретение относится к способу получения 1,5,8-n-ментатриена в реакциях превращения карвона или карвеола в присутствии катализатора. Способ характеризуется тем, что реакцию превращения карвона или карвеола осуществляют в сверхкритическом двухкомпонентном растворителе, который включает в себя CO2 и изопропиловый спирт при температуре 220-300°C и давлении 150-200 атм на гетерогенном катализаторе оксиде алюминия Al2O3.

Изобретение относится к области нефтехимии, а именно к способу получения углеводородов, пригодных для использования в качестве компонентов дизельного топлива, заключающемуся в декарбонилированиидекарбоксилировании стеариновой кислоты в растворителе в атмосфере водорода при 350-400°С и давлении водорода 0,1-5 МПа в присутствии гетерогенного катализатора, представляющего собой октанатриевую соль 2,3,9,10,16,17,23,24-октакарбоксифталоцианина кобальта, нанесенную на оксид алюминия. Изобретение обеспечивает создание каталитического способа получения углеводородов из возобновляемых источников сырья с заменой дорогостоящего палладиевого катализатора на катализатор, не содержащий благородные металлы. 3 з.п. ф-лы, 1 табл., 7 пр.

Наверх