Зубчатое колесо



Зубчатое колесо
Зубчатое колесо

 


Владельцы патента RU 2617011:

Мендрух Николай Викторович (RU)

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в зубчатых передачах с колесами большого диаметра. Зубчатое колесо содержит ступицу, тело в виде двух рядов спиц, обод и зубчатый венец. По наружной поверхности ступицы и внутренней поверхности обода в плоскости вращения каждого ряда спиц выполнены ребра жесткости, соединяющие между собой концы соседних спиц. Объем кольцеобразного желоба, образованного внутренней поверхностью обода, внутренними поверхностями ребер и участками внутренних поверхностей концов спиц, расположенными между этими соседними ребрами и имеющими высоту ребер, заполнен кольцеобразной вставкой, ширина которой равна ширине желоба, высота ее боковых стенок равна высоте ребер, а поверхность вставки, обращенная в сторону ступицы, выполнена симметрично выпуклой. Обеспечивается повышение эксплуатационных характеристик зубчатого колеса. 3 ил.

 

Изобретение относится к машиностроению, в частности к деталям машин, и может быть использовано в зубчатых передачах с колесами большого диаметра.

Известна конструкция зубчатого колеса большого диаметра, содержащего ступицу, тело в виде двух рядов спиц, обод и зубчатый венец, у которого по наружной поверхности ступицы и внутренней поверхности обода, в плоскости вращения каждого ряда спиц, выполнены ребра жесткости, соединяющие между собой концы соседних спиц, - см., например: Гузенков П.Г. Детали машин: Учеб. пособие для вузов. - 4-е изд., испр. М.: Высш. шк., 1986. - 359 с.: ил.», стр. 178, рис. 12.13, б.

Недостаток данной конструкции зубчатого колеса состоит в том, что участок внутренней поверхности обода, расположенный между ребрами жесткости, совместно с внутренними поверхностями этих ребер, а также с участками концов спиц, расположенными между этими ребрами и примыкающими к ободу, образуют вогнутую кольцеобразную поверхность, в которую при работе колеса со смазыванием (методом погружения, полива и т.п.) неизбежно попадает жидкий смазочный материал, то же происходит и при смазывании колеса пластичным смазочным материалом. Кроме того, эта вогнутая поверхность является аккумулятором различных загрязнений из окружающей среды; эта аккумуляция интенсифицируется при наличии смазочного материала. Все это ухудшает эксплуатационные характеристики зубчатого колеса.

В качестве прототипа взята конструкция зубчатого колеса большого диаметра, содержащего ступицу, тело в виде двух рядов спиц, обод и зубчатый венец, у которого по наружной поверхности ступицы и внутренней поверхности обода, в плоскости вращения каждого ряда спиц, выполнены ребра жесткости, соединяющие между собой концы соседних спиц, - см.: Анурьев В.И. Справочник конструктора-машиностроителя. В 3-х т. Т. 2. - 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Машиностроение, 1982. - 584 с., ил., стр. 309, рис. 22.

Недостатки прототипа - те же, что и у аналога.

Изобретением решается задача повышения эксплуатационных характеристик зубчатого колеса.

Для этого зубчатое колесо большого диаметра содержит ступицу, тело в виде двух рядов спиц, обод и зубчатый венец. На наружной поверхности ступицы и внутренней поверхности обода, в плоскости вращения каждого ряда спиц, выполнены ребра жесткости, соединяющие между собой концы соседних спиц. Причем объем кольцеобразного желоба, образованного внутренней поверхностью обода, внутренними поверхностями ребер и участками внутренних поверхностей концов спиц, расположенными между этими соседними ребрами и имеющими высоту ребер, заполнен кольцеобразной вставкой, ширина которой равна ширине желоба, высота боковых стенок вставки равна высоте ребер, а поверхность вставки, обращенная в сторону ступицы, выполнена симметрично выпуклой.

Сущность изобретения поясняется чертежами, на которых изображены: зубчатое колесо - вид с торца (фиг. 1), то же колесо - вид сбоку в разрезе (фиг. 2) и фрагмент зубчатого колеса - вид сбоку в разрезе (фиг. 3).

На чертежах показаны: ступица 1, два ряда спиц - 2 и 3, обод 4, зубчатый венец 5, ребра жесткости 6 на наружной поверхности ступицы, ребра жесткости 7 на внутренней поверхности обода, вставка 8, ширина В зубчатого венца; расстояние а между рядами спиц 2 и 3; высота в1 ребер жесткости 7; высота в2 вставки.

Зубчатое колесо содержит ступицу 1, тело в виде двух рядов спиц 2 и 3 с расстоянием а между этими рядами, обод 4 и зубчатый венец 5 шириной В. В плоскости вращения каждого ряда спиц выполнены ребра жесткости: по наружной поверхности ступицы - ребра 6, по внутренней поверхности обода - ребра 7; эти ребра соединяют между собой концы соседних спиц, между которыми они расположены. Объем кольцеобразного желоба, образованного внутренней поверхностью обода 4, внутренними поверхностями пары ребер жесткости 7 (высотой в1) и участками внутренних поверхностей спиц 2 и 3, расположенными между соседними ребрами 7 и имеющими высоту ребер (размером в1), заполнены кольцевой вставкой 8. Ширина вставки равна ширине а желоба, высота боковых стенок вставки равна высоте в1 ребер 7, а поверхность вставки, обращенная в сторону ступицы (1), выполнена симметрично выпуклости.

При работе колеса кольцевая вставка 8, заполняющая вышеуказанный желоб, не позволяет накапливаться в нем смазочному материалу и различным загрязнениям из окружающей среды. При попадании на поверхность вставки жидкого смазочного материала он будет стекать с этой поверхности и, например, при картерном смазывании колеса возвращаться обратно в картер. При попадании на поверхность вставки различных материалов из окружающей среды они или будут самоудаляться под собственным весом, или могут быть легко удалены принудительно. Выпуклая форма поверхности вставки 8, обращенной в сторону ступицы 1, облегчает удаление попавших на нее материалов из окружающей среды, смазочного материала и т.п.

По сравнению с прототипом предлагаемая конструкция зубчатого колеса позволяет снизить загрязнение его рельефных поверхностей, что повышает эксплуатационные характеристики данного колеса.

Зубчатое колесо, содержащее ступицу, тело в виде двух рядов спиц, обод и зубчатый венец, у которого по наружной поверхности ступицы и внутренней поверхности обода в плоскости вращения каждого ряда спиц выполнены ребра жесткости, соединяющие между собой концы соседних спиц, отличающееся тем, что объем кольцеобразного желоба, образованного внутренней поверхностью обода, внутренними поверхностями ребер и участками внутренних поверхностей концов спиц, расположенными между этими соседними ребрами жесткости и имеющими высоту ребер жесткости, заполнен кольцеобразной вставкой, ширина которой равна ширине кольцеобразного желоба, высота боковых ее стенок равна высоте ребер жесткости, а ее поверхность, обращенная в сторону ступицы, выполнена симметрично выпуклой.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению. Зубчатое колесо содержит тело, зубчатый венец с полыми зубьями, выполненными из пластин, изогнутых по наружному профилю зубьев с образованием в их набегающих боковых поверхностях сквозных отверстий в месте примыкания этих поверхностей к телу колеса, и пары кольцевых накладок.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в тихоходных зубчатых передачах с крупномодульными зубчатыми колесами, смазываемых жидкими смазочными материалами методом погружения.

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в зубчатых передачах с колесами большого диаметра. Зубчатое колесо содержит ступицу, тело в виде спиц, обод и зубчатый венец.

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в зубчатых передачах с колесами большого диаметра. Зубчатое колесо содержит ступицу, тело в виде двух рядов спиц, обод и зубчатый венец.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в тяжелонагруженных передачах с крупномодульными зубчатыми колесами, смазываемыми пластичными смазочными материалами.

Изобретение относится к машиностроению, в частности к деталям машин, и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых пластичными смазочными материалами.

Изобретение относится к машиностроению, в частности к деталям машин, и может быть использовано в зубчатых передачах с валами-шестернями, шестерни которых коррегированы и смазываются пластичными смазочными материалами.

Изобретение относится к машиностроению, в частности - к деталям машин, и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых пластичными смазочными материалами.

Изобретение относится к машиностроению, в частности к деталям машин, и может быть использовано в зубчатых передачах с валами-шестернями, шестерни которых коррегированы и смазываются пластичными смазочными материалами.

Группа изобретений относится к системе из шкива и приводного ремня, самовыравнивающейся системе из шкива и приводного ремня, велосипеду и шкиву. Система из шкива и приводного ремня содержит приводной ремень и, по меньшей мере, один шкив, выполненный с возможностью зацепления с поверхностью приводного ремня.

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в зубчатых передачах с колесами большого диаметра. Зубчатое колесо содержит ступицу, тело в виде двух рядов спиц, обод и зубчатый венец. По наружной поверхности ступицы и внутренней поверхности обода в плоскости вращения каждого ряда спиц выполнены ребра жесткости, соединяющие между собой концы соседних спиц. В кольцеобразном желобе, образованном внутренней поверхностью обода, внутренними поверхностями ребер жесткости и участками внутренних поверхностей концов спиц, расположенными между этими соседними ребрами и имеющими высоту этих ребер, установлена кольцевая вставка, имеющая в своем поперечном сечении П-образную форму. Вставка установлена в желобе зеркально ему. Высота ее боковых сторон равна высоте ребер жесткости, ширина вставки равна ширине желоба, а ее верхняя сторона выполнена симметрично выпуклой. Обеспечивается повышение эксплуатационных характеристик зубчатого колеса. 3 ил.

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в зубчатых передачах с колесами большого диаметра. Зубчатое колесо содержит ступицу, тело в виде спиц, обод и зубчатый венец, по наружной поверхности ступицы и внутренней поверхности обода расположены ребра жесткости, соединяющие концы спиц между собой. С обоих торцов колеса на наружных торцевых поверхностях спиц и ребер жесткости укреплена пара плоских кольцевых накладок, перекрывающих проемы между ступицей и ободом с ребрами жесткости и соседними спицами. Обеспечивается повышение эксплуатационных характеристик зубчатого колеса. 3 ил.

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в зубчатых передачах с колесами большого диаметра. Зубчатое колесо содержит ступицу 1, тело в виде двух рядов спиц - 2 и 3, обод 4 и зубчатый венец 5. По наружной поверхности ступицы и внутренней поверхности обода расположены ребра жесткости 6 и 7, связывающие между собой концы спиц. В кольцеобразном желобе, образованном на внутренней поверхности обода внутренними торцами ребер жесткости 7, участками внутренней поверхности обода между этими ребрами и участками внутренних поверхностей концов спиц 2 и 3, расположенных между ребрами, установлена кольцевая вставка 8, поперечное сечение которой имеет П-образную форму. Вставка установлена в желобе зеркально ему. Высота боковых сторон равна высоте ребер 6, а ширина вставки равна расстоянию между этими ребрами. Обеспечивается повышение эксплуатационных характеристик зубчатого колеса. 3 ил.

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в редукторах общего машиностроения, в тяговых передачах локомотивов. Колесо передачи зацеплением содержит венец и ступицу с радиальным зазором, соединенные диском с упругими элементами, образованными цилиндрическими проточками глубиной, превышающей половину толщины диска. Расположение проточек по высоте диска обеспечивает образование упругих перемычек и подвижность венца колеса относительно ступицы при его взаимодействии с зацепляющейся с колесом шестерней передачи. Обеспечивается повышение работоспособности зубчатой передачи. 2 ил.
Наверх