Система самовытаскивания гусеничного транспортного средства, гусеничная лента и гусеничное транспортное средство, содержащее такую гусеничную ленту

Группа изобретений относится к системе самовытаскивания гусеничного транспортного средства, к гусеничной ленте и гусеничному транспортному средству. Система самовытаскивания гусеничного транспортного средства включает в себя гусеничную ленту, содержащую бесконечную ленту с поперечно размещенными в ней стержнями и грунтозацепами, и лебедку, выполненную с возможностью прикрепления одним концом к гусеничной ленте, а другим к внешнему объекту. Стержень выполнен с возможностью крепления к нему лебедки, а гусеничная лента дополнительно содержит центрирующий паз, выполненный с возможностью частичного размещения лебедки и расположенный по центру гусеничной ленты, и по меньшей мере одно отверстие для доступа к стержню. Гусеничная лента приспособлена для использования системы самовытаскивания. Гусеничное транспортное средство содержит гусеничную ленту с системой самовытаскивания. Достигается упрощение процесса самовытаскивания гусеничного транспортного средства за счет упрощения центрирования лебедки без использования дополнительного направляющего устройства. 3 н. и 20 з.п. ф-лы, 5 ил.

 

Область техники, к которой относится изобретение

Группа изобретений относится к области транспортной техники и может найти применение при разработке различных видов снегоходной и другой гусеничной техники. Более конкретно заявленное изобретение относится к системам самовытаскивания гусеничных транспортных средств, а также к гусеничным лентам и гусеничным транспортным средствам, использующим такие гусеничные ленты.

Уровень техники

Известна лебедочная система снегохода (описание к патенту US5560441, опубл. 01.10.1996, МПК B62D 57/00), состоящая из каната и съемного центрирующего приспособления, представляющего собой ремень и кольцо. Канат цепляется за гусеницу снегохода с помощью металлических крюков, центрирующий ремень крепится к передней части снегохода и держит кольцо, которое направляет канат. Один конец каната крепится к гусенице, а другой - к неподвижному объекту. При передаче момента от двигателя на гусеницу, гусеница вращается, вследствие чего снегоход движется вдоль каната по направлению к неподвижному объекту, к которому привязан канат. Данная система является наиболее близкой к заявленному решению и принята в качестве прототипа.

Известная система крайне сложна в использовании, т.к. для центрирования лебедки используется дополнительное направляющее устройство, которое необходимо установить или закрепить на транспортном средстве.

В описании указанного патента приведен пример, в котором в качестве транспортного средства используется снегоход, на амортизаторы которого устанавливают упомянутое направляющее устройство, через которое пропускают лебедку. Установка направляющего устройства сложна ввиду необходимости точной настройки его положения. При неправильном размещении направляющего устройства возникает дополнительная нагрузка на переднюю часть транспортного средства, что может привести к выходу его из строя. Кроме того, возможны случаи, когда доступ к передней части транспортного средства затруднен, а установка направляющего устройства также затруднена или невозможна. В упомянутых случаях размещение направляющего устройства требует значительных затрат времени и ресурсов, в том числе, физических усилий.

Размещение упомянутого направляющего устройства в задней части снегохода потребует изменения конструкции снегохода. Известны снегоходы, выполненные с возможностью заднего хода. Однако известная система самовытаскивания не может в полной мере использовать возможности заднего хода для извлечения снегохода, т.к. для центрирования лебедки необходимо использовать дополнительное направляющее устройство.

Раскрытие изобретения

Задачей настоящей группы изобретений является создание системы самовытаскивания, обеспечивающей простой и универсальный способ извлечения застрявшего гусеничного транспортного средства за счет облегчения центрирования лебедки без применения дополнительных центрирующих приспособлений, а также создание гусеничной ленты, позволяющей использовать такую систему самовытаскивания, и гусеничного транспортного средства, содержащего такую гусеничную ленту.

Технический результат, достигаемый настоящей группой изобретений, заключается в упрощении процесса самовытаскивания гусеничного транспортного средства, в частности центрирования лебедки, за счет исключения необходимости использования дополнительного направляющего устройства. Дополнительным техническим результатом является обеспечение универсального способа самовытаскивания, а именно возможности извлечения транспортного средства как в прямом, так и в обратном направлении посредством заднего хода. Кроме того, предложенное техническое решение позволяет уменьшить износ канатов лебедки.

Для решения поставленной задачи предложена система самовытаскивания гусеничного транспортного средства, включающая в себя гусеничную ленту, содержащую бесконечную ленту с поперечно размещенными в ней стержнями и рядами грунтозацепов, и лебедку, выполненную с возможностью прикрепления одним концом к гусеничной ленте, а другим к внешнему объекту. Заявленная система отличается тем, что по меньшей мере один стержень выполнен с возможностью крепления к нему лебедки, а гусеничная лента дополнительно содержит центрирующий паз, выполненный с возможностью частичного размещения лебедки и расположенный по центру гусеничной ленты, и по меньшей мере одно отверстие для доступа к по меньшей мере одному стержню.

Предпочтительно по меньшей мере одно отверстие для доступа к по меньшей мере одному стержню расположено по центру гусеничной ленты с возможностью центрирования лебедки. По меньшей мере один стержень предпочтительно выполнен из материала, модуль упругости которого составляет не менее 120 ГПа, в частности выполнен из стали или углеволокна.

Предпочтительно центрирующий паз выполнен в виде по меньшей мере одного паза, выполненного в по меньшей мере одном центральном грунтозацепе гусеничной ленты.

По меньшей мере один боковой грунтозацеп гусеничной ленты предпочтительно содержит вырез, выполненный с возможностью частичного размещения в нем лебедки.

Предпочтительно лебедка содержит по меньшей мере один канат, конец которого выполнен с возможностью разъемного крепления к стержню.

Лебедка может содержать основной канат, соединенный с по меньшей мере двумя вспомогательными канатами, концы которых выполнены с возможностью разъемного крепления к стержню.

Основной канат может быть соединен с по меньшей мере двумя вспомогательными канатами как неразъемным образом, так и разъемным образом.

Система может дополнительно содержать, по меньшей мере, одну защитную клипсу, установленную в месте соединения лебедки и стержня.

Ширина гусеничной ленты предпочтительно составляет не менее 44, 45 см.

Кроме того, в другом аспекте изобретения заявлена гусеничная лента транспортного средства, содержащая бесконечную ленту с поперечно размещенными внутри нее стержнями, рядами грунтозацепов и отверстий для зубчатых колес ведущего вала, отличающаяся тем, что по меньшей мере один стержень выполнен с возможностью крепления к нему лебедки, а гусеничная лента дополнительно содержит центрирующий паз, выполненный с возможностью частичного размещения лебедки и расположенный по центру гусеничной ленты, и по меньшей мере одно отверстие для доступа к по меньшей мере одному стержню.

Гусеничная лента предпочтительно дополнительно содержит по меньшей мере одно центральное отверстие для доступа к по меньшей мере одному стержню, расположенное по центру гусеничной ленты с возможностью центрирования лебедки.

Предпочтительно по меньшей мере один стержень выполнен из материала, модуль упругости которого составляет не менее 120 ГПа, в частности из стали или углеволокна.

Центрирующий паз, в частности, представляет собой, по меньшей мере, один паз, выполненный в по меньшей мере одном центральном грунтозацепе.

По меньшей мере один боковой грунтозацеп может содержать вырез, выполненный с возможностью частичного размещения в нем лебедки.

Ширина гусеничной ленты предпочтительно составляет не менее 44, 45 см.

Также заявлено гусеничное транспортное средство, в частности снегоход, содержащий вышеописанную гусеничную ленту.

Заявляемый технический результат достигается тем, что специально разработанная гусеничная лента имеет центрирующий паз, а также специальные отверстия для зацепления канатов лебедки. Ввиду того, что данные отверстия приводят к уменьшению площади поперечного сечения гусеницы, делая ее менее прочной, для сохранения способности гусеницы выдерживать необходимую нагрузку она имеет ширину 17,5 дюймов (44, 45 см), тогда как ширина обычной гусеницы составляет 15-16 дюймов (38, 1-40, 64 см).

Преимуществом данного изобретения по сравнению с известным из уровня техники решением является исключение из системы центрирующего приспособления за счет изменения конструкции гусеницы с целью центрирования каната. В гусенице имеется центрирующий паз, проходящий по центру гусеницы через грунтозацепы. Во время вращения гусеницы в данный паз укладывается канат, в результате чего и происходит выравнивание направления движения снегохода.

Краткое описание чертежей

Заявленная группа изобретений иллюстрируется на чертежах на Фиг. 1-5.

На Фиг. 1 показан принцип использования системы самовытаскивания с помощью лебедки.

На Фиг. 2 показана система самовытаскивания в сборе.

На Фиг. 3 показан поперечный разрез фрагмента гусеничной ленты.

На Фиг. 4 показан фрагмент внутренней поверхности гусеничной ленты.

На Фиг. 5 показан фрагмент наружной поверхности гусеничной ленты.

Осуществление изобретения

На Фиг. 1 и 2 представлена заявленная система самовытаскивания (также называемая далее лебедочной системой). Система, представленная на Фиг. 1, включает в себя специально разработанную гусеничную ленту 1 (далее - гусеница) и лебедку 2. В предпочтительном варианте лебедка представляет собой систему нейлоновых канатов, состоящую из основного каната 3 и вспомогательных канатов 4, прикрепленных одним своим концом к основному канату 3, в примере на Фиг. 2 показано три вспомогательных каната. Однако специалисту очевидно, что технический результат будет достигаться и при использовании одного или двух вспомогательных канатов 4. Лебедка 2 может также представлять собой единый канат. В общем случае в заявленной системе самовытаскивания может быть использована любая известная из уровня техники лебедка.

На Фиг. 2 показана лебедка, содержащая три вспомогательных каната 4, неразъемно прикрепленных к основному канату 3 посредством петли. Однако специалисту в области техники очевидно, что способы крепления вспомогательных канатов могут быть любыми, в том числе разъемными, например, с использованием карабинов или быстросъемных автомобильных крюков.

Гусеница 1 на Фиг. 3-5 представляет собой бесконечную резиновую или резинотканевую ленту шириной 44, 45 см, армированную синтетическим кордом с завулканизированными в ней стержнями 5, 5', расположенными в поперечном направлении. С наружной стороны гусеница 1 содержит ряды грунтозацепов 6, а также два продольных ряда отверстий 8 для звездочек снегохода.

Грунтозацепы 6 расположены в пять рядов: один центральный ряд, два боковых ряда по краям гусеницы 1 и два промежуточных ряда. Каждый промежуточный ряд расположен между одним из боковых рядов и центральным рядом грунтозацепов 6, например, на продольной оси ряда отверстий 8 для звездочек снегохода.

Для удешевления и облегчения конструкции часть стержней 5 может быть выполнена из стекловолокна, и только часть стержней 5', используемых для крепления к ним лебедки, выполнена из стали для придания им необходимой для этого прочности. Для снижения массы конструкции стержни 5', используемые для крепления лебедки, могут быть выполнены из углеволокна. Всего в гусенице имеется четыре таких стержня 5', соответственно имеется четыре возможных положения для зацепления канатов 4. Также гусеница 1 содержит четыре пары боковых отверстий 7 и четыре центральных отверстия для доступа с наружной стороны к каждому стержню 5'. Таким образом, предпочтительный вариант исполнения гусеницы 1 содержит двенадцать отверстий 7.

Часть грунтозацепов 6, расположенных на центральной продольной оси гусеницы 1, снабжены пазами 9, образующими центрирующий паз для частичного размещения в нем основного каната 3 лебедки 2. Кроме того, грунтозацепы 6, расположенные в боковых рядах, содержат вырезы 10 для размещения в них канатов 4. Паз 9 предназначен для центрирования и обеспечивает ровное и равномерное наматывание лебедки 2 вокруг гусеницы 1, а также уменьшает вероятность зацепления сучков, веточек, камней и т.п. во время использования лебедки 2 в процессе самовытаскивания. Пазы 9 и вырезы 10 также предотвращают контакт лебедки с грунтом и соответственно способствуют уменьшению ее износа. Таким образом, глубина пазов 9 и вырезов 10 подбирается с учетом размеров поперечного сечения каната 2 лебедки для предотвращения его контакта с грунтом.

На Фиг. 4 представлен фрагмент гусеницы 1 с внутренней стороны. В варианте системы, представленной на Фиг. 4, гусеница дополнительно снабжена защитными клипсами 11, которые устанавливаются в местах соединения лебедки 2 и стержней 5'. Защитные клипсы 11 предназначены для защиты гусеницы 1 от воздействия чрезмерных нагрузок, передающихся лебедкой 2. Защитные клипсы расположены с внутренней стороны гусеницы 1.

Принцип работы заявленной системы основан на следующем. Лебедочная система, показанная на Фиг. 2, состоит из четырех нейлоновых канатов. Основной канат 3 одним концом цепляется за неподвижный объект, а другим концом соединяется с вспомогательными канатами 4. Канаты 4 в свою очередь зацепляются за стержень 5' гусеничной ленты 1 в специально предназначенных для этого отверстиях 7 соответственно.

Самовытаскивание застрявшего снегохода осуществляют следующим образом. Концы канатов 4 лебедки 2 прикрепляют к одному из стержней 5' в отверстиях 7. Часть каната 3 лебедки 2 размещают в центрирующем пазу 9, а канаты 4 размещают в вырезах 10. Свободный конец лебедки 2 цепляют за внешний неподвижный или подвижный объект, например дерево. Затем включают двигатель снегохода и медленно увеличивают скорость, заставляя вращаться гусеницу 1. Лебедка 2 начинает обматываться вокруг гусеницы 1 и по мере обматывания расстояние между внешним объектом и снегоходом уменьшается до того момента, когда снегоход сможет самостоятельно перемещаться без помощи лебедки 2.

Таким образом, представленный выше пример использования предлагаемого изобретения демонстрирует достижение технического результата, а именно упрощение извлечения застрявшего транспортного средства за счет исключения дополнительного приспособления для центрирования лебедки и связанных с ним процедур по его установке и закреплению. Кроме того, очевидно, что транспортное средство может быть извлечено как в прямом направлении посредством переднего хода транспортного средства, так и в обратном направлении посредством его заднего хода. Очевидно, что описанный выше способ использования предложенного изобретения может быть использован как для извлечения транспортного средства из оврага, кювета, мягкого снега и т.п., так и для подъема по крутому склону.

Предлагаемое изобретение также обладает дополнительными преимуществами. В частности, оно является простым и быстрым в установке, настройке и использовании, не требует дополнительных изменений конструкции корпуса транспортного средства и установки дополнительного оборудования, как в случае использования электрической лебедки. Кроме того, использование преимуществ лебедки позволяет избежать использования приводного барабана и электродвигателя, что также уменьшает вес снегохода в целом. Система самовытаскивания компактна, не требует применения значительной физической силы, как в случае извлечения транспортного средства посредством ручной силы и/или ручных лебедок, и специальных знаний.

1. Система самовытаскивания гусеничного транспортного средства, включающая в себя гусеничную ленту, содержащую бесконечную ленту с поперечно размещенными в ней стержнями, рядами грунтозацепов и отверстий для зубчатых колес ведущего вала, и лебедку, выполненную с возможностью прикрепления одним концом к гусеничной ленте, а другим – к внешнему объекту, отличающаяся тем, что по меньшей мере один стержень выполнен с возможностью крепления к нему лебедки, а гусеничная лента дополнительно содержит центрирующий паз, выполненный с возможностью частичного размещения лебедки и расположенный по центру гусеничной ленты, и по меньшей мере одно отверстие для доступа к по меньшей мере одному стержню.

2. Система по п.1, отличающаяся тем, что по меньшей мере одно отверстие для доступа к по меньшей мере одному стержню расположено по центру гусеничной ленты с возможностью центрирования лебедки.

3. Система по п.1, отличающаяся тем, что по меньшей мере один стержень выполнен из материала, модуль упругости которого составляет не менее 120 ГПа.

4. Система по п.3, отличающаяся тем, что по меньшей мере один стержень выполнен из стали.

5. Система по п.3, отличающаяся тем, что по меньшей мере один стержень выполнен из углеволокна.

6. Система по п.1, отличающаяся тем, что центрирующий паз представляет собой по меньшей мере один паз, выполненный в по меньшей мере одном центральном грунтозацепе гусеничной ленты.

7. Система по п.1, отличающаяся тем, что по меньшей мере один боковой грунтозацеп гусеничной ленты содержит вырез, выполненный с возможностью частичного размещения в нем лебедки.

8. Система по любому из пп.1-7, отличающаяся тем, что лебедка содержит по меньшей мере один канат, конец которого выполнен с возможностью разъемного крепления к стержню.

9. Система по п.8, отличающаяся тем, что лебедка содержит основной канат, соединенный с по меньшей мере двумя вспомогательными канатами, концы которых выполнены с возможностью разъемного крепления к стержню.

10. Система по п.9, отличающаяся тем, что основной канат соединен с по меньшей мере двумя вспомогательными канатами неразъемным образом.

11. Система по п.9, отличающаяся тем, что основной канат соединен с по меньшей мере двумя вспомогательными канатами разъемным образом.

12. Система по п.1, отличающаяся тем, что она дополнительно содержит, по меньшей мере, одну защитную клипсу, установленную в месте соединения лебедки и стержня.

13. Система по п.1, отличающаяся тем, что ширина гусеничной ленты составляет не менее 44,45 см.

14. Гусеничная лента транспортного средства, содержащая бесконечную ленту с поперечно размещенными внутри нее стержнями, рядами грунтозацепов и отверстий для зубчатых колес ведущего вала, отличающаяся тем, что меньшей мере один стержень выполнен с возможностью крепления к нему лебедки, а гусеничная лента дополнительно содержит центрирующий паз, выполненный с возможностью частичного размещения лебедки и расположенный по центру гусеничной ленты, и по меньшей мере одно отверстие для доступа к по меньшей мере одному стержню.

15. Гусеничная лента по п.14, отличающаяся тем, что по меньшей мере одно отверстие для доступа к по меньшей мере одному стержню расположено по центру гусеничной ленты с возможностью центрирования лебедки.

16. Гусеничная лента по п.14, отличающаяся тем, что по меньшей мере один стержень выполнен из материала, модуль упругости которого составляет не менее 120 ГПа.

17. Гусеничная лента по п.16, отличающаяся тем, что по меньшей мере один стержень выполнен из стали.

18. Гусеничная лента по п.16, отличающаяся тем, что по меньшей мере один стержень выполнен из углеволокна.

19. Гусеничная лента по п.14, отличающаяся тем, что центрирующий паз представляет собой, по меньшей мере, один паз, выполненный в по меньшей мере одном центральном грунтозацепе.

20. Гусеничная лента по п.14, отличающаяся тем, что по меньшей мере один боковой грунтозацеп содержит вырез, выполненный с возможностью частичного размещения в нем лебедки.

21. Гусеничная лента по п.14, отличающаяся тем, что ее ширина составляет не менее 44,45 см.

22. Гусеничное транспортное средство, содержащее гусеничную ленту по любому из пп. 14-21.

23. Гусеничное транспортное средство по п.22, отличающееся тем, что оно является снегоходом.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к конструкции шасси для наземных механических транспортных средств, обладающих возможностью комбинированного использования различных движителей.

Изобретение относится к транспортным средствам с инерционным двигателем. Транспортное средство содержит платформу с колёсами, имеющими возможность свободного вращения, на которой смонтирован инерционный привод с двигателем.

Изобретение относится к внедорожным транспортным средствам. Пневмогусеничный вездеход содержит несущую платформу с приводными валками на торцах, перекатывающимися по внутренней поверхности пневматической оболочки, источник избыточного давления и устройство привода валков.

Робот-шар // 2600043
Изобретение относится к робототехнике и может быть использовано для создания новых моделей как автономных, так и дистанционно управляемых мобильных роботов. Робот-шар содержит полый корпус, выполненный в виде двух соединенных полусфер, рабочий орган и параллельный манипулятор.

Устройство содержит тягово-пружинный механизм, включающий буксирный трос, установленный в буксировочном устройстве передней части трактора и заблокированный в окончании витой пружины, буксирный трос, установленный и заблокированный между окончаниями витых пружин, а также буксирный трос, установленный между окончаниями витой пружины и якорным зацепом, содержащим фигурные зацепы и обратный фиксатор, предназначенный для его установки в технологические отверстия диска ведущего колеса.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в качестве привода автомобиля, тягача, робота и т.д. Сферомобиль состоит из несущей рамы, и не менее двух или более колес, состоящих из двух последовательно соединенных сферических сегментов - один из которых усеченный, а другой - малый - установлен на его усеченную часть соосно с ним, с возможностью свободного вращения вокруг их общей оси.

Изобретение относится к колесным транспортным средствам и предназначено для использования в условиях ограниченной свободы маневра и на дорогах без твердого покрытия.

Изобретение относится к транспортному машиностроению. Устройство для самовытаскивания транспортного средства содержит силовой элемент, расположенный под рамой транспортного средства, систему управления и гидроаккумулятор.

Группа изобретений относится к транспортным средствам, а именно к движителям. Движитель содержит платформу, взаимодействующую с опорной поверхностью, расположенную на ней раму, в раме установлен вал с колесом, рычагом его поворота и наружным валом, связанным с грузами и приводом вращения.

Изобретение относится к транспорту. Транспортное средство содержит три с каждого борта последовательно расположенных колеса, приводной двигатель, связанный через сцепление и коробку передач с раздаточной коробкой, содержащей блокируемый межосевой дифференциал, устройство для поддержания гусеничных лент, бортовые передачи передних управляемых ведущих колес с муфтами отключения последних от привода, механизм поворота-двойной дифференциал с управляющими устройствами, имеющими элементы торможения дифференциальной связи между задними управляемыми ведущими колесами и бортовыми передачами для задних управляемых ведущих колес, ленточными и гидравлическими тормозными элементами, дополнительным тормозным элементом, обеспечивающим радиус поворота, равный ширине колеи, водометами, переходным коромыслом и поперечными тягами трапеций передних и задних управляемых ведущих колес.

Изобретение относится к многозвенным автопоездам гусеничного хода. Большегрузное многозвенное транспортное средство, содержащее головной тягач с гусеничным движителем и прицепные платформы санного типа, связанные сцепками с возможностью разворота платформ относительно соседних. Головной тягач выполнен с возможностью ударного разрушения корпусом ледяных торосов и преодоления водоемов с глубиной до 3 м. Кабина управления установлена на корпусе и выполнена с возможностью размещения экипажа тягача и пассажиров. В объеме корпуса размещены дополнительные топливные баки и дизель-генератор, при этом над моторным отделением корпуса установлены и герметично скреплены с ним выхлопной и воздухоподающий патрубки. Передняя кромка корпуса заострена, а прицепные платформы выполнены с возможностью перевозки стандартного грузового контейнера. Полозья прицепной платформы выполнены в виде герметичных закрытых корпусов. Сцепки платформ выполнены с возможностью их поворота относительно друг друга в вертикальной продольной плоскости и горизонтальной плоскости. Достигается повышение проходимости транспортного средства. 3 з.п. ф-лы, 4 ил.
Наверх