Устройство спасательное для эвакуации людей из зданий

Изобретение относится к средствам спасательной техники и может быть использовано для эвакуации людей при чрезвычайных ситуациях. Устройство спасательное для эвакуации людей из высотных зданий и сооружений, содержащее гибкий спасательный рукав 1, внутри которого в виде каскада с определенным шагом, равным среднему росту человека, расположены средства торможения 2, выполненные в виде усеченного конуса или имеющие форму половины фигуры гиперболоида, при этом выходное отверстие тормозного средства соединено с рукавом посредством гибких элементов 5, расположенных радиально в один или два ряда по высоте каждого средства. В зоне большого диаметра средства торможения 2 на спасательном рукаве 1 выполнен люк 6 и укреплено кольцо из каната 7 со свободно свисающими отрезками, на концах которых имеются петли 8, при этом выходное отверстие спасательного рукава 1 снабжено внутри эластической сеткой 9, а снаружи имеет кольцо с растяжками 11. 1 з.п. ф-лы, 6 ил.

 

Изобретение относится к средствам спасательной техники и может быть использовано для эвакуации людей, животных и ценного имущества из высотных зданий при чрезвычайных ситуациях, например при пожаре.

Для эвакуации людей из высотных зданий, наряду с другими спасательными средствами, также применяются гибкие спасательные рукава (ГОСТ Р53271-2009 «Техника пожарная. Рукава спасательные пожарные». Нормы пожарной безопасности НПБ187-99). Например, НТТП «Барьер-С» (г. Москва, проспект Буденного, 20, корп.1) выпускает по ТУ 8193-001-26273020-96 гибкий спасательный рукав. Известен также вертикальный спасательный рукав «Самоспас» (samospas.ru/cat/99).

Принцип работы спасательного рукава основан на создании достаточной силы трения за счет обжатия рукавом движущегося в нем тела. Рукав состоит из двух слоев:

а) внутренний (эластичный в поперечном направлении рукав);

б) наружный (прочный широкий нерастяжимый) рукав.

Скорость спуска в рукаве составляет 1÷3 м/с и регулируется за счет разведения (сведения) локтей и коленей спускаемого человека.

Другим способом гашения скорости спуска людей может быть закручивание рукава или оттягивание нижнего конца рукава в сторону. Для гашения скорости спуска в рукаве в известных конструкциях применяют внутренний рукав спиралевидной формы, например рукав фирмы HURACHS-I (Германия, estatelinne.ru/catalogue/goods/g - 2014 г.) или по патенту SU №1790948 A1, кл. A62B 1/20 «Устройство для замедления падения тел», в котором в шахтном канале эластический рукав расположен зигзагообразно.

Основным недостатком указанных устройств является низкая надежность гашения (замедления) скорости падения человека, т.к. с увеличением высоты скорость падения также увеличивается. Не каждый человек сможет при спуске в рукаве выполнять какие-либо движения руками, ногами (человек находится в шоке, испуге, или больной, или ветеран и т.д.).

Известны также устройства для эвакуации людей с высотных зданий, в которых для гашения скорости падения применены специальные механизмы. Например, в устройстве по патенту RU №2233679, кл. A62B 1/20, внутри спасательного гибкого рукава установлены две дугообразные термобиметаллические пластины, которые своими выступами контактируют с поверхностью рукава и соединены между собой с помощью пружины.

В устройстве по патенту RU №2155087, кл. A62B 1/20, для гашения скорости падения предложен механизм, работа которого основана на поочередном перерезании гибких нитей при спуске, и за счет этого скорость падения снижается.

Недостатками этих известных устройств являются сложность конструкции, низкая эффективность процесса торможения (за счет изменения температуры пластины также изменяют свою форму и контакт их с рукавом нарушается), а величина сопротивления перерезанию нитей зависит от многих факторов (острота ножей, эластичность нитей, температура нитей).

Наиболее близким устройством того же назначения к заявляемому объекту по совокупности признаков является спасательное спусковое устройство С.Л.Соколова (патент SU №1685474, кл. A62B 1/20), содержащее эластичный рукав с входным и выходным отверстиями, причем выходное отверстие выполнено в виде полого цилиндра, внутри которого с помощью стопорно-кольцевого элемента укреплено средство торможения в виде конического участка, при этом рукав располагается на наружной поверхности полого цилиндра. Все это оборудование размещено на раме транспортного средства.

Недостатком этого устройства (прототипа) является низкая безопасность процесса спуска (эвакуации), обусловленная отсутствием регулятора скорости спуска (гасителя скорости) по длине спасательного рукава и наличием в зоне выходного отверстия эластического рукава полого цилиндра со стопорно-кольцевым элементом, что может привести к травматизму эвакуируемого. Кроме этого такое устройство рукава позволяет производить эвакуацию людей только с одного места (этажа).

Сущность заявляемого устройства заключается в создании конструкции устройства для аварийной эвакуации людей с высотных зданий, сохраняющего простоту и повышающего надежность спуска людей, расширяющего технологические возможности эвакуации людей с разных этажей, содержащего гибкий спасательный рукав, внутри которого в виде каскада с определенным шагом расположены средства торможения, каждое из которых выполнено в виде конусообразной воронки (усеченный конус) или в виде части поверхности гиперболоида и соединено с рукавом посредством гибких связей (элементов) в один или в два ряда по высоте, а в зоне расположения средств торможения между малым диаметром предыдущего средства торможения и большим диаметром последующего средства торможения спасательный рукав снабжен люками и имеет кольцо с канатами, на концах которых имеются петли, при этом входное и выходное отверстия спасательного рукава имеют кольцо с растяжками, причем выходное отверстие спасательного рукава снабжено эластической сеткой.

Технический результат - повышение безопасности эвакуации за счет обеспечения постоянной скорости спуска, независимо от высоты установки спасательного рукава, и расширение технологических возможностей путем проведения эвакуации одновременно с нескольких этажей здания.

Указанный технический результат при осуществлении изобретения достигается тем, что устройство снабжено каскадом средств торможения, выполненных из эластических тканей в форме усеченного конуса или части формы тела вращения - гиперболоида и расположенных внутри спасательного рукава с определенным шагом, величина которого равна среднему росту человека. При этом нижний конец средства торможения (зона меньшего диаметра) соединен с рукавом посредством гибких связей, а в зоне большого диаметра средства торможения, на наружной стороне спасательного рукава, размещено кольцо со свисающими концами каната.

Техническое решение заявленного устройства соответствует критерию «новизна», т.к. оно неизвестно из уровня техники на дату подачи заявки.

Техническое решение заявленного устройства соответствует критерию «изобретательский уровень», т.к. не выявлены решения, имеющие признаки, совпадающие с его отличительными признаками, и не обнаружена известность влияния отличительных признаков на получаемый технический результат.

Сущность изобретения поясняется чертежами, где на фиг. 1 схематично изображено предлагаемое устройство (общий вид - вертикальное положение); на фиг. 2 показан узел 1 фиг. 1 - вариант исполнения тормозного средства в виде поверхности усеченного конуса; на фиг. 3 показан узел 1 фиг. 1 - вариант исполнения тормозного средства в виде поверхности части гиперболоида; на фиг. 4 приведен общий вид устройства в наклонном положении; на фиг. 5 - сечение А-А фиг. 4 и на фиг. 6 - сечение Б-Б фиг. 4.

Устройство спасательное для эвакуации людей из зданий содержит гибкий спасательный рукав 1, верхний конец которого крепится на строительный элемент здания (окно, балкон и др.). Внутри рукава 1 каскадно, с определенным шагом (h), расположено тормозное средство 2, которое может быть выполнено из эластического материала в виде усеченного конуса 3 или половины фигуры гиперболоида 4 (половина фигуры гиперболоида - это часть вертикально расположенного гиперболоида, находящаяся выше горизонтальной плоскости симметрического сечения) и связано с рукавом 1 посредством гибких радиально расположенных связей 5 в один или два ряда по высоте устройства. Шаг (h) расположения тормозных средств в спасательном рукаве 1 равен среднему росту человека. Нижняя часть тормозного средства 2 имеет меньший диаметр (d) и соединена с рукавом 1 посредством радиально расположенных гибких связей 5.

Диаметр (d) выбирается по средней величине толщины человека. В зоне большого диаметра средства торможения (D) на спасательном рукаве 1 выполнен люк 6 и установлено кольцо из каната 7, на свисающих концах которого имеются петли 8. В нижней части спасательного рукава в зоне выходного отверстия, которое выполнено в стенке рукава, установлена эластическая сетка 9 и кольцо 10 с растяжками 11, а верхняя часть рукава заканчивается входным отверстием 12 с кольцом и устройством для его фиксации на здании (на чертежах не показано).

Работа предлагаемого устройства осуществляется следующим образом.

При возникновении чрезвычайной ситуации в здании спасательный рукав 1 доставляется на необходимый этаж здания одним из известных способом и укрепляется на элементах здания с помощью кольца входного отверстия 12. Нижний конец рукава 1 фиксируется растяжками 11 к твердой поверхности. Рукав 1 может быть установлен как вертикально (фиг. 1), так и наклонно (фиг. 4), в зависимости от конкретной чрезвычайной ситуации.

Эвакуируемый через входное отверстие 12 спускается в рукав 1 и под влиянием силы тяжести движется (скользит) вниз, соприкасаясь при этом любыми частями тела с оболочкой эластических элементов 3 или 4 тормозного средства 2, вследствие чего автоматически гасится скорость его движения и на выходе из спасательного рукава 1 скорость минимальная и близкая к нулю. При этом эвакуируемый попадает на эластическую сетку 9 и выходит из рукава 1 через выходное отверстие (на чертежах не показано) на твердую поверхность.

Средства торможения 2 расположены по длине спасательного рукава 1 каскадно с шагом (h) на величину среднего роста человека, при этом человек выходит из одного отверстия тормозного средства (меньшего диаметра) и сразу заходит в другое (ниже расположенное) тормозное средство (отверстие большого диаметра). Величина среднего роста человека, как известно, составляет 160 см. Величина шага (h) может также определяться как половина стандартной (3 м) высоты между этажами здания. При таком способе движения скорость эвакуируемого минимальная и постоянная по всей длине (высоте) спасательного рукава 1.

Наличие радиально расположенных гибких связей 5 на нижней части тормозного средства 2 позволяет ориентировать отверстие (меньшего диаметра) по отношению к вертикальной оси спасательного рукава 1, что способствует плавному движению эвакуируемого в спасательном рукаве 1, а также с помощью гибких связей можно регулировать величину диаметра меньшего отверстия тормозного средства.

Предложенное устройство позволяет производить одновременно эвакуацию людей и с нижерасположенных этажей здания (фиг. 1), для этого в спасательном рукаве 1 в зоне большего диаметра тормозного средства 2 выполнен люк 6. Кроме этого на наружной поверхности рукава 1 в зоне большого диаметра (D) каждого тормозного средства расположено кольцо 7, а на свободно свисающих концах каната кольца имеются петли 8.

Кольца 7 и люки 6 расположены на рукаве 1 с шагом (t), равным высоте между этажами (стандартное значение). За свисающие концы каната 8 спасательный рукав 1 подтягивается к этажу здания и производится его фиксация. Эвакуируемый открывает люк 6 и спускается в рукав 1, попадая при этом сразу в тормозное средство 2, и постепенно движется вниз.

В нижней части спасательного рукава 1 в зоне выходного отверстия размещена эластическая сетка 9, служащая для подстраховки эвакуируемого, что позволяет исключить всякое жесткое соприкосновение эвакуируемого с какой-либо твердой поверхностью. Из сетки 9 спасаемый выходит на твердую поверхность (в конце рукава 1 имеется выходное отверстие (люк) - на чертежах не показано). Все это позволяет обеспечивать безопасный спуск практически с любого этажа здания при сохранении постоянства скорости минимальной для безопасности человека. Если на нижерасположенном этаже по отношению к этажу, где проводится эвакуация, нет пожара, то эвакуируемый, медленно спускаясь в спасательном рукаве 1, может открыть люк 6 и выйти на этот этаж, т.е. не спускается вниз в конец спасательного рукава 1.

Таким образом, заявленное техническое решение обеспечивает достижение поставленной цели и получение нового технического результата. Устройство довольно универсальное, достаточное простое в изготовлении и эксплуатации.

1. Устройство спасательное для эвакуации людей из зданий, содержащее эластичный спасательный рукав с входным и выходным отверстиями, причем внутри рукава расположены тормозные средства в виде усеченного конуса, отличающееся тем, что тормозные средства в рукаве расположены с разрывом друг относительно друга, при этом каждое тормозное средство соединено с рукавом посредством гибких связей, расположенных радиально, причем один ряд связей установлен на выходном отверстии тормозного средства, а второй ряд посередине тормозного средства.

2. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что в зоне расположения тормозных средств, между малым диаметром предыдущего средства торможения и большим диаметром последующего средства торможения, спасательный рукав снабжен люками и имеет кольцо с канатами, на концах которых имеются петли.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к устройствам для эвакуации людей при пожарах в высотных административных и промышленных зданиях. Для проведения пожароспасательных работ автомобиль доставляет конвейер в сложенном состоянии в нужную точку.

В научно-технической литературе большое внимание уделяется способам и устройствам для спасения жизни людей путем эвакуации из горящих буровых платформ и других аварийных ситуациях.

Изобретение относится к спасательным эвакуационным устройствам, применяемым в зданиях. Эвакуационный желоб включает в себя верхний прямой желоб, нижний прямой желоб и поворотный желоб, содержащий переднюю секцию, среднюю секцию и заднюю секцию.

Изобретение относится к области спасательной службы и предназначено для эвакуации людей из многоэтажных зданий во время пожара или других чрезвычайных ситуациях. Устройство для спасения людей при пожаре содержит каркас, закрепленный на стене здания в междуэтажном пространстве под оконным проемом, рабочую площадку, передний борт, два боковых борта и замковый механизм, причем боковые борта выполнены складными, и устройство содержит раздвижной механизм, представляющий собой совокупность трех тяг с каждой боковой стороны.

Изобретение относится к средствам спасения людей из горящих зданий. Устройство для спуска груза в атмосфере содержит: внешний парашютный купол и внутренний парашютный купол меньшего размера, соединенные друг с другом по всему периметру посредством кольцевой перемычки, с образованием между ними замкнутой полости, устройство выработки сжатого газа, соединенное с полостью с возможностью подачи сжатого газа внутрь нее, стропы, выполненные с возможностью изменения их длины, одни концы которых соединены с упомянутыми куполами, а другие концы выполнены с возможностью присоединения к грузу, сопла, оснащенные клапанами, выполненными с возможностью их принудительного открытия и закрытия, размещенные на перемычке и сообщенные с полостью, кольцевые конфузоры, выполненные с возможностью их принудительного открытия и закрытия, размещенные на внешнем куполе, сообщенные с полостью и ориентированные вдоль поверхности внешнего купола, проходящей через груз.

Способ функционирования устройства активации и радиомаяка при поиске пострадавших под завалами относиться к области обеспечения безопасности работ в горной промышленности и может использоваться для определения местоположения персонала под завалами в шахтах. Новым в способе поиска пострадавших под завалами является снабжение всего персонала шахты радиомаяками, встраиваемыми в аккумуляторный блок шахтерского фонаря, и организация поисковой группы, которую снабжают устройством активации радиомаяков и устройствами поиска.

Изобретение относится к сфере бытовых нужд и в сельскохозяйственном производстве, в частности к средствам для обеспечения дополнительной пожаробезопасности печей бань, каминов в коттеджах, буржуек в палатках, в телятниках на фермах при малых формах хозяйствования как внутри помещений, так и на кровле.

Изобретение направлено на систему воздушной подушки безопасности и, в частности, на систему, используемую в качестве системы спасения или сохранения жизни, позволяющей человеку выжить в лавине.

Изобретение относится к воздухоплавательной технике. Аварийно-спасательный аэромобильный подъемник содержит: оболочки с несущим газом; органы управления; двигательную установку; места для экипажа; выдвижной трап; устройства для сцепления; лестницу; парашют и аварийную подушку.

Способ поиска пострадавших под завалами относиться к области обеспечения безопасности работ в горной промышленности и может использоваться для определения местоположения персонала под завалами в шахтах. Новым в способе поиска пострадавших под завалами является снабжение всего персонала шахты радиомаяками и организация поисковой группы, которую снабжают устройством активации радиомаяков и устройствами поиска в количестве трех штук. Устройство активации возбуждает переменное низкочастотное магнитной поле с одной частотой и заданной мощности.

Изобретение относится к способам проведения поисково-спасательных работ с помощью авиационных средств. Способ проведения поисково-спасательных работ включает введение перед запуском беспилотного летательного аппарата (БПЛА) координат границ поиска, высоту полета, направление и шаг сканирования. БПЛА, обладающий ГЛОНАС, производит поиск, сканируя территорию при помощи сверхширокополосного радара (СШПР), при этом рассчитывают расстояние между беспилотным летательным аппаратом и обнаруженным пострадавшим, определяют его физическое состояние, устанавливают уровень углекислого газа в атмосфере с помощью газоанализатора. По изображению с инфракрасной видеокамеры определяют источники огня и повышенной температурной опасности. С помощью лазерного 3D сканера определяют местонахождение препятствий, которые необходимо облететь. Данные со всех детектирующих устройств поступают в микрокомпьютер БПЛА и на пульт оператора. При обнаружении человека в области сканирования на пульт оператора подают сигнал и с помощью БПЛА доставляют средства индивидуальной защиты, медикаменты, мобильный телефон. Достигается ускорение и улучшение качества поисково-спасательных работ. 3 ил.

Блокировочное устройство страховочной веревки, имеющее корпус, снабженный сквозным отверстием для прохода анкерного кольца, и криволинейный паз, открывающийся в сквозное отверстие для прохода страховочной веревки сквозь анкерное кольцо, причем корпус имеет возможность поворачиваться между положением блокировки, в котором страховочная веревка блокирована анкерным кольцом прижатием ее к корпусу, и положением разблокировки, в котором страховочная веревка скользит в криволинейном пазу, а криволинейный паз содержит отклоняющий элемент, в положении разблокировки позволяющий страховочной веревке скользить в криволинейном пазу и снаружи сквозного отверстия. Согласно изобретению отклоняющий элемент представляет собой стенку, разделяющую внутреннее пространство сквозного отверстия и внутреннее пространство криволинейного паза, чтобы в положении разблокировки позволить анкерному кольцу упираться в отклоняющий элемент, разрешая страховочной веревке скользить, в то же время предотвращая трение страховочной веревки об анкерное кольцо. 8 н.п. ф-лы, 10 ил.

Изобретение относится к области навигации и может быть использовано для передачи и/или ретрансляции заинтересованным лицам (объектам) высокоточных координат геодезического пункта. Технический результат – расширение функциональных возможностей. Для этого при определении и ретрансляции географических координат (геопространственного позиционирования точечного объекта) обеспечивают расположение на местности по меньшей мере одного маркерного маяка с зафиксированными и постоянными координатами и наличие в течение длительного времени в воздушном пространстве над таким маяком летательного аппарата (ЛА). Последний выполнен с возможностью постоянного высокоточного определения своих координат относительно указанного маяка и ретрансляции полученных данных потребителям в пределах радионавигационного поля. Предлагаемое решение позволяет расширить возможности доступа заинтересованных лиц (объектов) к геодезическим координатам с сохранением высокой точности и помехозащищенности их определения. 1 ил.

Изобретение относится к спасательным техническим средствам и служит для защиты и спасения людей в высотных зданиях и сооружениях при возникновении чрезвычайных ситуаций. Спасательная капсула выполнена герметичной с защитными слоями, предотвращающими угрозы механических повреждений, химических, термических и радиоактивных воздействий, а также снабжена запасом воды, воздуха, пищи и связью. Внутри капсулы расположены кресла с ремнями безопасности. Капсула выполнена в виде цилиндра с полусферическими торцами и состоит из корпуса и поворотной крышки, причем в цилиндрической части корпуса и крышки установлены кольцевые перегородки, обеспечивающие жесткость конструкции и делящие ее внутреннее пространство на секции. Кресла качающегося типа с фиксацией в заданном положении, перед каждым креслом на крышке капсулы выполнено передвижное окно с защитным бронированным и теплостойким стеклом, которое крепится к раме окна с помощью разъемного соединения, например, резьбового. В нижней части корпуса расположены съемные ролики с регулируемой высотой их установки, а по торцам корпуса и в верхней части крышки установлены кольца. Внутри корпуса размещен поворотный уровень для определения горизонтальности капсулы в двух взаимно перпендикулярных плоскостях. В одном торцевом отсеке капсулы размещена туалетная комната с отсеком для воды, а в противоположном торцевом отсеке размещены баллон со сжатым воздухом, вода, набор продуктов и энергетический модуль. 5 з.п. ф-лы, 6 ил.

Изобретение относится к области деятельности служб министерства чрезвычайных ситуаций (МЧС) и предназначено для спасения людей и различных объектов при их эвакуации из высотных зданий и сооружений. Технической задачей предлагаемого изобретения является повышение надежности устройства и комфортности для падающего человека на спасательное устройство. Устройство для спасения падающих с высоты тел содержит пневматическую камеру, боковые стенки которой снабжены клапанами и выполнены из прочного гибкого эластичного материала. Клапаны выполнены в форме рукавов. Во внутренней полости пневмокамеры установлены поворотные штанги, шарнирно соединенные с опорными штангами, установленными с ее наружной стороны. Поворотные штанги снабжены роликами и противовесами. Изменение положения поворотных штанг осуществляется с помощью фалов, выведенных наружу из пневмокамеры, 6 ил.

Устройство для гравитационного спуска вдоль троса относится к средствам эвакуация людей с высоты. Устройство для гравитационного спуска людей, выполненное в виде троса и направляющей для него. Согласно изобретению направляющая выполнена в виде трубчатого витка цилиндрической спирали, образующего кольцо, предназначенное для размещения пользователя, выполняющее функцию фрикционного барабана, а трос размещен внутри трубки, при этом верхний конец трубки изогнут таким образом, что сопрягается с окружностью спирали и с вертикалью, которая проходит через центр окружности. Технический результат заключается в упрощении конструкции и повышении надежности устройства. 3 ил.
Наверх