Способ обучения летчиков по управлению летательным аппаратом в процессе захода на посадку

Изобретение относится к способам обучения летчиков. Для обучения летчиков пилотированию ЛА в процессе захода на посадку заставляют летчика совершать посадки в заданный рубеж ожидаемого места посадки, осуществляют инструментальную коррекцию процесса сбора летчиком приборной информации путем закрытия механическими приспособлениями ненужных приборов для данного этапа посадки, побуждая его к дополнительной коррекции своих действий. Предварительно проводят расчет рационального набора информации, необходимой летчику, учитывая влияние интерференции потоков информации на восприятие ее летчиком. Обеспечивается повышение качества обучения летчика пилотированию при заходе на посадку. 3 з.п. ф-лы, 5 ил.

 

Изобретение относится к области обучения летного состава управлению летательным аппаратом (ЛА).

Известно техническое решение, защищенное патентом №2484534 C2, 08.06.2011, МПК G09B 9/08, способ обучения пилотов путем моделирования полета на тренажере. Способ обучения заключается в предъявлении информации о пространственном положении ВС в реальном масштабе времени, в котором выполняют последовательно полеты в горизонтальной и вертикальной плоскостях с демонстрацией на мониторе объемного изображения ВС, соответствующего виду сзади с последующим выполнением полетов поочередно в горизонтальной и вертикальной плоскостях и совместного представления на мониторе объемного изображения ВС и отображения показаний авиагоризонта и последующего дополнения показаниями высотомера и указателя скорости.

Недостатком описанного способа, цель которого состоит в привитии навыков пространственного представления положения ВС, является отсутствие предъявления всей приборной информации, которой располагает кабина летчика ВС, что осложняет восприятие информации и перенесение привитых на тренажере навыков при выполнении реального полета.

В качестве прототипа авторами рассматривается техническое решение, защищенное патентом №2227935 C1, 09.12.2002, МПК G09B 9/08, способ обучения пилота посадке самолетов в сложных метеорологических условиях. Сущность способа в прототипе состоит в том, что в процессе захода на посадку летчику дополнительно осуществляют коррекцию ожидаемого образа полета относительно места посадки путем смещения самолета в другую точку пространства на заданную величину в зависимости от уровня подготовки пилота с отображением смещения на экране имитатора визуальной обстановки при сохранении показаний приборов.

Способ прототипа реализуется следующим образом.

Обучение производят с инструктором с использованием технического средства обучения, задают рубеж визуальной оценки ожидаемого образа полета. Обязывают пилота выполнять первый этап снижения по приборам, простирающегося до заданного рубежа, второй этап снижения под облака с принятием решения о продолжении захода на посадку, либо об уходе на второй круг, и третий этап визуального подхода к ВПП - после заданного рубежа с маневром доворота самолета на заданное направление посадки. На втором этапе захода на посадку дополнительно осуществляют инструментальную коррекцию ожидаемого образа полета относительно места посадки путем смещения самолета в другую точку пространства на заданную величину, выбранную в зависимости от уровня подготовки пилота с отображением смещения на экране имитатора визуальной обстановки при сохранении показаний приборов. Указанной коррекцией ожидаемого образа полета побуждают пилота к дополнительной коррекции своих управляющих действий на втором этапе захода на посадку. А также, при выполнении первого этапа захода на посадку дополнительно осуществляют инструментальную коррекцию процесса сбора летчиком приборной информации путем индикации ему на приборной доске световых контрастных сигналов, обрамляющих каждый из необходимых приборов, по заданной программе очередности и интервалов времени, составленной с возможностью интерпретации процесса обучения при учете индивидуальных особенностей летчика. Указанной коррекцией сбора приборной информации побуждают пилота к дополнительной коррекции своих управляющих действий на первом этапе захода на посадку. На третьем этапе захода на посадку дополнительно осуществляют инструментальную коррекцию полученного образа полета относительно области допустимых отклонений путем периодической индикации границ области полета перед летчиком на экране имитатора визуальной обстановки по заданной программе интервалов времени, составленной с возможностью интерпретации процесса обучения при учете уровня подготовки летчика, указанной коррекцией полученного образа полета, побуждая летчика к дополнительной коррекции своих управляющих действий на третьем этапе захода на посадку.

Недостатком данного способа, цель которого состоит в повышении качества обучения летчиков, является то, что в процессе посадки не учитывается избыток передаваемой летчику информации и влияние интерференции ее потоков на восприятие летчиком информации, а инструментальная коррекция процесса сбора пилотом приборной информации и введение дополнительных корректирующих действий по смещению ЛА в сторону может противоречить привитию эффективных навыков по пилотированию ЛА.

Целью предлагаемого изобретения является повышение качества пилотирования ЛА путем упрощения восприятия приборной информации с помощью закрытия лишних приборов механическими приспособлениями типа «заглушки» и реализации принципа от простого к сложному с учетом поэтапного накопления летчиком в памяти информации при выполнении последовательных заходов на посадку.

Цель способа достигается тем, что выполняется предварительный расчет информации, которая будет предъявляться в процессе выполнения последовательных заходов на посадку, а также производится расчет последовательности ее предъявления, с опорой на метод математического расчета, который заключается в следующем. Берется общее количество источников информации, которые находятся в визуальном секторе обзора летчика. Заход на посадку условно разделяется на этапы. Далее, основываясь на принципах выполнения захода на посадку и аэродинамике ВС для каждого этапа, выводят численное соотношение - вероятность прохождения этапа j в i-м заходе, где m - это необходимое число параметров, которое должен выдерживать летчик, чтобы успешно пройти этап, k - число параметров, которое может наблюдать летчик на данном этапе. После чего для j-го этапа i-го захода на посадку вычисляют вероятности выполнения заходов с учетом заданных m и k по формуле, основанной на теореме Бэйеса:

где - априорная вероятность текущего этапа захода на посадку и она же - апостериорная вероятность последующего захода на посадку.

Далее выполняется расчет полезной, т.е. воспринятой летчиком информации , информационного шума H(x|y) и невоспринятой летчиком информации H(y|x) по формулам:

По данным формулам была составлена программа на языке программирования С++ (рис. 1). Подставляя различные условия захода на посадку m и k, можно подобрать такое их взаимное соотношение, что можно будет наблюдать рост воспринимаемой информации на фоне понижения информационного шума и невоспринятой информации. Такой результат расчета достигается при общем сокращении количества наблюдаемых летчиком параметров m при выполнении заходов на посадку, в особенности на втором и третьем этапах выполнения посадки, при условии, что один заход на посадку разделен на пять этапов. Источники же предъявления информации необходимо увеличивать с первого по третий этап и значительно сокращать на пятом.

Способ реализуется в следующей последовательности

Обучение подразделяется на шесть упражнений. В первых трех упражнениях летчика обязывают выполнять посадку в произвольную точку ВПП и в первом упражнении закрывают механическими приспособлениями типа «заглушки» указатель вертикальной скорости снижения и указатель высоты (рис. 2). Во втором упражнении закрывают указатель высоты (рис. 3). В третьем упражнении открытыми оставляют все приборы (рис. 4). Это позволяет летчику осуществлять управление ЛА в усложненной обстановке и привыкать к дефициту информации и в тоже время облегчает процесс пилотирования в связи с выбором произвольного места посадки. В последующих трех упражнениях летчику назначают место посадки. Так, в четвертом упражнении «заглушками» закрывают авиагоризонт и указатель высоты (рис. 5), в пятом упражнении закрывают указатель высоты (рис. 6), а в шестом упражнении оставляют открытыми все приборы (рис. 4). В процессе всех заходов на посадку с высоты 100 метров до высоты 25 метров летчику вслух диктуется текущая высота полета по внутренней бортовой связи. Это позволяет усложнить выполнение пилотирования и помогает усвоить навык восприятия информации от различных источников в условиях ее дефицита и с учетом накопления навыка предыдущих трех упражнений.

Эффективность реализации предложенного способа состоит:

- в привитии навыка по счислению информации одного и того же параметра с различных приборов;

- в повышении качества принятия решения заходу на посадку при управлении ВС в условиях дефицита информации;

- в развитии способности летчика пилотировать ЛА по естественному горизонту на первоначальном этапе обучения, и, как следствие, повысить надежность пилотирования в процессе захода на посадку.

Список документов

1. RU 2227935 C1, 09.12.2002, МПК G09B 9/08.

2. RU 2484534 C2, 08.06.2011, МПК G09B 9/08.

1. Способ обучения летчиков пилотированию ЛА в процессе захода на посадку, заключающийся в последовательном выполнении заходов на посадку, в которых задают рубеж ожидаемого места посадки и обязывают летчика выполнять посадки в указанный рубеж и дополнительно осуществляют инструментальную коррекцию процесса сбора летчиком приборной информации, побуждая к дополнительной коррекции своих управляющих действий, отличающийся тем, что предварительно, с помощью специально разработанной программы на ЭВМ, осуществляют расчет инструментальной коррекции процесса сбора летчиком информации, которая реализуется закрытием приборов, ненужных для данного этапа посадки, механическими приспособлениями типа «заглушки», методом расчета рационального предъявления этой информации, учитывающим влияние интерференции потоков информации на восприятие ее летчиком.

2. Способ по п. 1, отличающийся тем, что последовательные выполнения заходов на посадку делятся на два этапа по три упражнения, в первом из которых обязывают выполнять посадки в любую точку ВПП, а во втором - в назначенную точку ВПП.

3. Способ по п. 1, отличающийся тем, что последовательные выполнения заходов на посадку делятся на два этапа по три упражнения, в первом из которых визуальным указанием обязывают выполнять посадки в любую точку ВПП в первой посадке с закрытыми указателем вертикальной скорости и указателем высоты, во второй - с закрытым указателем высоты, в третьей - со всеми открытыми приборами, а во втором этапе визуальным указанием обязывают выполнять посадки в назначенную точку ВПП, в первой посадке с закрытыми авиагоризонтом и указателем высоты, во второй посадке с закрытым указателем высоты, в третьей посадке со всеми открытыми приборами.

4. Способ по пп. 1-3, отличающийся тем, что в процессе заходов на посадку с высоты 100 метров до высоты 25 метров летчику вслух, по внутренней бортовой связи, диктуется текущая высота полета.



 

Похожие патенты:

Способ комплексной подготовки парашютистов состоит в том, что формируют навыки выполнения прыжков с парашютом типа крыло с длительной задержкой раскрытия, на точность приземления и прыжков с различных высот в составе группы с немедленным раскрытием парашюта на больших высотах и преодолением различных дистанций с навигационным оборудованием, в полном боевом снаряжении.

Изобретение относится к авиационно-космическому тренажеростроению. Кресло пилотажного тренажера с имитатором вибрации и ударов, установленное на демпфирующих опорах, содержит механизмы возбуждения вибрации в виде динамика, звуковые волны которого через мембрану и дополнительные механизмы воздействуют на сиденье и на летчика, обеспечивая функциональность устройства за счет создания требуемых характеристик излучения возбуждаемых волн в различных диапазонах частот и амплитуд волновых колебаний в соответствии с условиями реального полета летательного аппарата.

Изобретение относится к учебным тренажерам боевых расчетов зенитно-ракетных комплексов. Учебный тренажер содержит рабочее место (РМ) 1 командира и оператора пусковой установки (ПУ), РМ 7 руководителя тренировки, РМ 11 начальника станции, РМ 16 офицера управления ПУ, РМ 19 оператора второго, РМ 24 оператора первого, РМ 34 инструктора ПУ, РМ 38 командира зенитно-ракетного комплекса, сетевое оборудование, обеспечивающее управление и коммутацию в тренажере.

Изобретение относится к области авиационной техники, к учебно-тренировочным системам. Полиэргатический тренажерный комплекс (ПТК) обучения предупреждения столкновения летательных аппаратов включает рабочие места пилотов в кабинах двух летательных аппаратов (ЛА), содержащих систему органов управления самолетом и автомат тяги двигателей, самолетный бортовой вычислитель, связанный с центральным вычислителем и связанный через адаптеры ввода с пилотажным навигационным оборудованием, систему отображения информации, аппаратуру межсамолетного обмена.

Изобретение относится к авиации и предназначено для обучения и подготовки пилотов. .

Изобретение относится к тренажеростроению и может быть использовано для обучения летного состава применению авиационных средств поражения (АСП). .

Изобретение относится к области тренажерной техники и предназначено для применения в космических моделирующих стендах и тренажерах. .

Изобретение относится к тренажеростроению и может быть использовано для создания тренажеров для обучения и тренировки летчиков. .

Изобретение относится к аттракционам. .

Процедурный тренажер с системой инженерной поддержки технической эксплуатации воздушных судов содержит тренажный комплекс с автоматизированной системой тренажной подготовки в учебном классе с автоматизированными рабочими местами (АРМ) обучаемых на базе персональных компьютеров с 3D-моделями воздушного судна и его узлов и агрегатов, систему инженерной (информационной) поддержки специалистов инженерно-авиационной службы, размещенную в местах технической эксплуатации воздушных судов с портативными АРМ специалистов на базе планшетных компьютеров. Обеспечивается теоретическая и практическая подготовка специалистов инженерно-технического состава авиации. 1 ил.

Изобретение относится к военной технике, а именно к средствам для профессионального отбора и начального обучения операторов управляемого вооружения. Устройство содержит блок моделирования реальных процессов, блок отображения информации и имитатор рабочего места оператора с пультом оператора, имитатором механизма пуска и блоком имитации динамических нагрузок и блок формирования отклонений от заданных законов управления. Блок моделирования реальных процессов, блок отображения информации, пульт оператора, имитатор механизма пуска, блок имитации динамических нагрузок и блок формирования отклонений от заданных законов управления объединены в локальную вычислительную сеть (ЛВС) с помощью коммутатора ЛВС. Техническим результатом является обеспечение достаточно большого разброса параметров динамики пультов управления, критичных по времени динамической адаптации оператора к особенностям пультов управления, используемых в реальных комплексах вооружения. 1 з.п. ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к оборонной технике, в частности к области испытаний вооружения, и может быть использовано при испытаниях систем защиты объектов от поражения высокоточным оружием (ВТО). Технический результат – расширение функциональных возможностей на основе получения оценок промахов ВТО противника, адекватных к реальной фоноцелевой обстановке, определяемой условиями функционирования систем защиты объектов. Для этого предварительно на заданных высоте, направлении и дальности до объекта как со средствами защиты, функционирующими в штатном режиме, так и без них, измеряют параметры излучений и запоминают их, формируют сигналы фоноцелевой обстановки путем пролонгации измеренных значений параметров излучений и моделируют контур наведения ВТО. 1 ил.

Изобретение относится к военной технике, точнее к средствам для профессионального отбора и начального обучения операторов комплексов управляемого вооружения (КУВ). Устройство содержит формирователь стимульного материала в виде координограммы траекторий движения объекта управления и курсора-указателя его положения на траектории. Блок регистрации содержит счетчики регистрации показателей, характеризующих качество двухкоординатного сопровождения. Стимульный материал размещен в четырех граничащих друг с другом зонах, каждая из которых представляет зеркальное отражение двух соседних зон по одной из осей координат. Таким образом, изобретение обеспечивает объективную регистрацию наиболее информативных показателей качества двухкоординатного сопровождения и позволяет определить интегральный критерий уровня сенсомоторной координации - производительности безошибочной работы. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к авиационному тренажеростроению и может быть использовано для обучения пилотированию летательных аппаратов и тренировки летных экипажей. Комплексная система дистанционного обучения пилотированию летательных аппаратов включает в себя блок серверов со специализированное программное обеспечением. Блоки авиатренажеров, авиасимуляторов, пользователей, слушателей и блок диспетчера подключены к интерактивному блоку и информационному узлу посредством каналов связи. Блоки авиатренажеров и авиасимуляторов включают в себя группы авиатренажеров и авиасимуляторов. Техническим результатом является увеличение количества обучаемых пилотированию за счет введения в комплексную систему группы авиасимуляторов при возможности организации интернет-трансляции с записью видеоархива. 12 з.п. ф-лы, 4 ил.

Предлагаемое изобретение относится к средствам подготовки расчетов пунктов управления (ПУ) зенитных ракетно-пушечных комплексов (ЗРПК) и может быть применено в составе учебно-тренировочных средств для одновременного обучения боевых расчетов одного полкового ПУ и трех батарейных ПУ ЗРПК в условиях, имитирующих массированные ракетно-авиационные удары и сложную помеховую обстановку. Тренажер для подготовки боевых расчетов батарейных и полковых пунктов управления зенитных ракетно-пушечных комплексов содержит средства моделирования работы боевых машин (БМ), моделирования автоматизированных комплексов средств связи (АКСС), навигационной системы (НС), радиолокационной станции (РЛС) и вышестоящего командного пункта (ВКП), а также четыре пункта управления (ПУ). Один ПУ используется в качестве полкового ПУ и три ПУ – в качестве подчиненных батарейных ПУ. Каждый ПУ содержит автоматизированные рабочие места командира ПУ, оператора боевых действий и оператора разведки и центральную вычислительную систему (ЦВС). Техническим результатом является расширение функциональных возможностей тренажера для обеспечения совместной тренировки всех экипажей батарейных и полкового ПУ группировки средств ПВО на уровне полкового звена. 9 з.п. ф-лы, 3 ил.
Наверх