Автоматизированная система оплаты проезда и контроля проездных документов

Изобретение относится к средствам автоматизации оплаты и контроля проездных документов и может быть использовано для дифференцированной оплаты проезда и контроля проездных документов преимущественно в метрополитене и на железной дороге. Техническим результатом является повышение достоверности оплаты проезда за счет повышения точности при определении расстояния поездки и дифференцирования цен. Система включает: центральный комплекс и станционные комплексы, содержащие пункты оплаты, входные и выходные пункты контроля, причем центральный комплекс выполнен с возможностью формирования маршрутных схем дальности и длительности поездки; формирования дополнительных характеристик, включающих фиксированную дальность, временные суточные интервалы и день недели поездки; формирования дифференцированных цен, соответствующих дополнительным характеристикам, и дифференцированных цен за превышение сформированной в маршрутной схеме длительности поездки; получения данных о доплатах за поездки, превышающие основные и дополнительные характеристики, и сформированную в маршрутной схеме длительность поездки; расчета стоимости поездки при безналичной оплате. 6 з.п. ф-лы, 1 ил.

 

Настоящее изобретение относится к средствам автоматизации процессов оплаты и контроля проездных документов на транспорте, преимущественно в метрополитене и на железной дороге, а более конкретно - к автоматизированной системе оплаты проезда и контроля проездных документов.

Настоящее изобретение может быть использовано для осуществления дифференцированной автоматизированной оплаты проезда и контроля проездных документов на транспорте, преимущественно в метрополитене и на железной дороге.

Известно, что в большинстве случаев оплата проезда конкретного пассажира на транспорте не соответствует реальной стоимости проезда этого пассажира, так как учитывает не все возможное количество характеристик маршрута его движения.

Дифференцированная оплата проезда, учитывающая максимально возможное количество характеристик маршрута движения конкретного пассажира, приближает оплату проезда конкретного пассажира к реальной стоимости проезда, что снижает финансовые потери перевозчика и обеспечивает более справедливую оплату проезда каждому пассажиру.

Известна автоматизированная система оплаты проезда и контроля проездных документов (ЕР 0 163 507). Эта система включает устройства выпуска билетов и устройства продажи билетов, которые через соответствующие шины связи взаимодействуют с центральным комплексом управления, но работают независимо от него. Каждая станция имеет станционный комплекс, выполненный с возможностью взаимодействия через соответствующую шину связи с центральным комплексом управления. Каждый станционный комплекс выполнен с возможностью локального мониторинга и контроля за устройством выпуска билетов и с возможностью передачи данных в центральный комплекс управления, который выполнен с возможностью получения, обработки и хранения данных от всех станционных комплексов.

Данная система позволяет выпускать и продавать билеты, а также контролировать билеты в автоматическом режиме за счет хранения в памяти билета его характеристик. При этом данная система позволяет получать, хранить и обрабатывать данные от всех станционных комплексов.

Однако данная автоматизированная система не учитывает характеристики маршрута движения каждого пассажира и время его перемещения в транспорте. В результате этого оплата проезда конкретного пассажира не соответствует реальной стоимости его проезда, что увеличивает финансовые потери перевозчика, исключает справедливую оплату проезда каждому пассажиру, снижает мобильность работающих пассажиров, а также не позволяет снизить загруженность транспорта в часы "пик".

Известна автоматизированная система оплаты проезда и контроля проездных документов (RU 2121163), включающая центральный комплекс управления, выполненный с возможностью формирования характеристик проездных документов и соответствующих цен проездных документов, с возможностью получения, обработки и хранения данных от станционных комплексов управления, с возможностью анализа этих данных и формирования данных о просроченных, утративших платежный ресурс и фальшивых проездных документах, с возможностью передачи сформированных данных в станционные комплексы, выполненные с возможностью получения, хранения и использования данных центрального комплекса, с возможностью продажи в пунктах оплаты проездных документов с фиксацией в них соответствующих характеристик и по ценам, сформированным в центральном комплексе, с возможностью формирования данных о проданных проездных документах, с возможностью получения и обработки данных проверки и регистрации характеристик проездных документов от входных пунктов контроля и управления работой этих пунктов.

Данная система позволяет контролировать билеты в автоматическом режиме за счет хранения в памяти билета его характеристик. Кроме того, данная система позволяет централизованно формировать и передавать в станционные комплексы характеристики и цены проездных документов, а также получать, хранить и обрабатывать данные от всех станционных комплексов с возможностью анализа этих данных и формирования данных о просроченных, утративших платежный ресурс и фальшивых проездных документах.

Однако данная автоматизированная система, также как и описанная выше система, учитывает недостаточное количество существенных характеристик маршрута движения каждого пассажира и времени его перемещения в транспорте. В результате этого оплата проезда конкретного пассажира не соответствует реальной стоимости его проезда, что увеличивает финансовые потери перевозчика, исключает справедливую оплату проезда каждому пассажиру, снижает мобильность работающих пассажиров, а также не позволяет снизить загруженность транспорта в пиковые часы.

Известна автоматизированная система оплаты проезда и контроля проездных документов (RU 2176107), включающая центральный комплекс управления, множество станционных комплексов управления, выполненных с возможностью получения хранения и использования данных центрального комплекса, включающих множество пунктов оплаты проездных документов, выполненных с возможностью фиксации в соответствующем проездном документе соответствующих характеристик и цен, сформированных в центральном комплексе, множество входных пунктов контроля проездных документов, выполненных с возможностью проверки основных и дополнительных характеристик проездных документов, и регистрации данных в соответствующем станционном комплексе, множество выходных пунктов контроля проездных документов, выполненных с возможностью проверки соответствия совершенных поездок основным и дополнительным характеристикам проездных документов и регистрации данных в соответствующем станционном комплексе. Центральный комплекс, выполнен с возможностью формирования характеристик проездных документов и соответствующих цен проездных документов; с возможностью формирования дополнительных характеристик проездных документов, включающих, по меньшей мере, временные суточные интервалы совершения поездки и дальность поездки, содержащую количество зон следования пассажира, для каждого станционного комплекса; с возможностью формирования дифференцированных цен проездных документов, соответствующих основным и дополнительным характеристикам проездных документов для каждого станционного комплекса; с возможностью передачи сформированных данных в станционные комплексы; с возможностью получения, обработки и хранения данных о проездных документах от станционных комплексов, в том числе данных о проездных документах, проданных по дифференцированным ценам; с возможностью анализа этих данных и формирования данных о просроченных, утративших платежный ресурс и фальшивых проездных документах. Каждый станционный комплекс выполнен с возможностью обмена данными с центральным комплексом, хранения и использования данных центрального комплекса; с возможностью продажи проездных документов в пунктах оплаты с фиксацией в проездных документах соответствующих характеристик и цен, дифференцированных в центральном комплексе, в том числе в соответствии с временными суточными интервалами совершения поездки и дальностью поездки, содержащей количество зон следования пассажира; с возможностью формирования данных о проездных документах, проданных по дифференцированным ценам; с возможностью получения и обработки данных проверки и регистрации основных и дополнительных характеристик проездных документов от входных пунктов контроля проездных документов и управления работой входных пунктов; с возможностью получения и обработки данных проверки и регистрации основных и дополнительных характеристик проездных документов от выходных пунктов контроля проездных документов.

Данная система обеспечивает значительную достоверность работы путем получения данных о проданных проездных документах с дополнительными характеристиками, включающими временные суточные интервалы совершения поездки и дальность поездки, содержащую количество зон следования пассажира, получения данных о результатах проверки и регистрации основных и дополнительных характеристик проездных документов при входе пассажиров через входные пункты контроля и данных о результатах проверки проездных документов и регистрации основных и дополнительных характеристик, включающих временные суточные интервалы совершения поездки и дальность поездки, содержащую количество зон следования пассажира, от выходных пунктов контроля.

Однако данная автоматизированная система при дифференцированной оплате проезда в соответствии с зональным делением транспортной сети уравнивает стоимость оплаты проезда пассажира, следующего до первой станции в конкретной зоне, и пассажира, следующего до последней или промежуточной станции в конкретной зоне. Кроме того, данная автоматизированная система учитывает недостаточное количество других существенных характеристик маршрута движения каждого пассажира (например, таких как точность определения расстояния поездки, дифференцирование цен по дням недели, мобильность работающих пассажиров и тому подобное). В результате оплата проезда конкретного пассажира не соответствует реальной стоимости проезда этого пассажира, что увеличивает финансовые потери перевозчика, исключает справедливую оплату проезда каждому пассажиру и снижает мобильность работающих пассажиров, а также не позволяет снизить загруженность транспорта в пиковые часы.

В основу настоящего изобретения поставлена задача создания автоматизированной системы оплаты проезда и контроля проездных документов с такими возможностями, которые обеспечивают дифференцированную оплату проезда, позволяющую увеличить учитываемое количество характеристик маршрута движения конкретного пассажира и учитывать характеристики фактической поездки, что приближает оплату проезда конкретного пассажира к реальной стоимости проезда, снижает финансовые потери перевозчика и обеспечивает более справедливую оплату проезда каждому пассажиру.

Эта задача решена созданием автоматизированной системы оплаты проезда и контроля проездных документов, включающей центральный комплекс управления и множество станционных комплексов управления, содержащих множество пунктов оплаты проездных документов, множество входных пунктов контроля проездных документов, множество выходных пунктов контроля проездных документов, при этом центральный комплекс выполнен с возможностью формирования характеристик проездных документов и соответствующих цен проездных документов; с возможностью формирования дополнительных характеристик проездных документов, включающих, в том числе, временные суточные интервалы поездки для каждого станционного комплекса; с возможностью формирования дифференцированных цен проездных документов, соответствующих дополнительным характеристикам проездных документов для каждого станционного комплекса; с возможностью передачи сформированных дифференцированных цен проездных документов в станционные комплексы; с возможностью получения, обработки и хранения данных о проездных документах от станционных комплексов, в том числе данных о проездных документах, проданных по дифференцированным ценам; с возможностью анализа этих данных и формирования данных о просроченных, утративших платежный ресурс и фальшивых проездных документах, каждый станционный комплекс выполнен с возможностью обмена данными с центральным комплексом, хранения и использования данных центрального комплекса; с возможностью фиксации в памяти проездных документов в пунктах оплаты основных и дополнительных характеристик, включающих, в том числе, временные суточные интервалы поездки; с возможностью продажи проездных документов в пунктах оплаты по ценам, дифференцированным в центральном комплексе; с возможностью формирования данных о проездных документах, проданных по дифференцированным ценам; с возможностью получения и обработки данных проверки и регистрации основных и дополнительных характеристик проездных документов во входных пунктах контроля и управления работой этих входных пунктов; с возможностью получения и обработки данных проверки и регистрации основных и дополнительных характеристик проездных документов в выходных пунктах контроля, при этом, согласно изобретению, центральный комплекс выполнен с возможностью формирования для каждой станции транспортной сети маршрутных схем дальности поездки, содержащих расстояния от фиксированных начальных станций до фиксированных конечных станций, и маршрутных схем длительности поездки, содержащих лимиты времени на совершение поездок от фиксированных начальных станций до фиксированных конечных станций; с возможностью формирования дополнительных характеристик проездных документов, включающих фиксированную дальность поездки, содержащую фиксированные начальную и конечную станции, и день недели поездки; с возможностью формирования для каждого станционного комплекса дифференцированных цен проездных документов, соответствующих дополнительным характеристикам проездных документов, включающих фиксированную дальность поездки и день недели поездки; с возможностью формирования для каждого станционного комплекса дифференцированных цен за превышение сформированной в маршрутной схеме длительности поездки; с возможностью получения от станционных комплексов и обработки данных о доплатах за совершенные поездки, превышающие фиксированную дальность поездки и сформированную в маршрутной схеме длительность поездки; с возможностью расчета стоимости совершенной поездки при безналичной оплате проезда, каждый станционный комплекс выполнен с возможностью регистрации в выходных пунктах контроля дополнительных характеристик проездных документов, соответствующих фиксированной дальности поездки и дню недели поездки; с возможностью регистрации в выходных пунктах контроля характеристик фактической поездки, включающих фактическую дальность поездки, содержащую фиксированную начальную станцию и фактическую конечную станцию, данные об интенсивности предыдущих поездок и фактическую длительность поездки, содержащую время начала и время окончания фактической поездки; с возможностью проверки в выходных пунктах контроля соответствия характеристик фактической поездки дополнительным характеристикам проездных документов и сформированной в маршрутной схеме длительности поездки; с возможностью расчета в выходных пунктах контроля стоимости фактической поездки при наличной оплате проезда; с возможностью доплаты за совершенные поездки, превышающие фиксированную дальность поездки и сформированную в маршрутной схеме длительность поездки; с возможностью предоставления льготного бонуса по оплате проезда в зависимости от зарегистрированных в выходных пунктах контроля данных об интенсивности предыдущих поездок; с возможностью учета при формировании дифференцированных цен проездных документов льготных коэффициентов для пассажиров, имеющих льготу по оплате проезда; с возможностью управления работой выходных пунктов контроля.

Технический результат настоящего изобретения заключается в дифференцированной оплате проезда, позволяющей увеличить учитываемое количество характеристик маршрута движения конкретного пассажира и учитывать характеристики фактической поездки, что приближает оплату проезда конкретного пассажира к реальной стоимости проезда, снижает финансовые потери перевозчика и обеспечивает более справедливую оплату проезда каждому пассажиру. При этом дифференцирование цен в соответствии с маршрутными схемами дальности поездки, содержащими расстояния от фиксированных начальных станций до фиксированных конечных станций, по сравнению с фиксированием дальности поездки, содержащей количество зон следования пассажира (зональное деление транспортной сети) повышает точность определения расстояния поездки и обеспечивает более справедливую оплату проезда каждого пассажира. Дифференцирование цен по дням недели позволяет повысить мобильность работающих пассажиров, например, за счет более низкой стоимости проезда в рабочие дни. Дифференцирование цен за превышение сформированной в маршрутной схеме длительности поездки обеспечивает устранение финансовых потерь перевозчика в условиях бесплатной пересадки между прямым и обратным направлением движения транспорта. Возможность доплаты за совершенные поездки, превышающие фиксированную дальность поездки и сформированную в маршрутной схеме длительность поездки, позволяет снизить потери перевозчика от оплаты проезда, не соответствующей характеристикам маршрута движения каждого пассажира. Дифференцирование цен путем предоставления льготного бонуса по оплате проезда в зависимости от интенсивности предыдущих поездок позволяет увеличить интенсивность поездок пассажиров и привлекать новых пассажиров, например, с небольшим материальным достатком, что позволяет повысить доходы перевозчика и снижает расходы пассажиров, регулярно пользующихся данным транспортом. Дифференцирование цен с учетом льготных коэффициентов для пассажиров, имеющих льготу по оплате проезда, позволяет реализовать меры по социальной поддержке малоимущих граждан. Возможность безналичной оплаты проезда позволяет снизить расходы перевозчика на выпуск и логистику проездных документов, дифференцировать расходы пассажиров на оплату проезда за счет автоматического выбора минимального тарифа, уменьшить очереди в пункты оплаты. Управление работой выходных пунктов контроля проездных документов обеспечивает возможность повышения мобильности работающих пассажиров путем обеспечения безопасного выхода пассажиров в часы "пик", а также повышения мобильности пассажиров в праздничные дни, при перемещении на зрелищные и спортивные мероприятия и тому подобное.

Для осуществления вышеописанной дифференцированной оплаты проезда целесообразно, чтобы центральный комплекс содержал следующее оборудование, взаимодействующее через соответствующие шины связи: сервер управления работой автоматизированной системы и обработки данных, получаемых от станционных комплексов; блок обмена данными центрального комплекса и станционных комплексов; блок памяти данных, получаемых от станционных комплексов; блок памяти деления транспортной сети по дальности поездки, содержащей расстояния от фиксированных начальных станций до фиксированных конечных станций, и по длительности поездки, содержащей лимиты времени на совершение поездок от фиксированных начальных станций до фиксированных конечных станций; сервер формирования для каждой станции маршрутных схем дальности поездки и маршрутных схем длительности поездки; блок памяти для каждой станции маршрутных схем дальности поездки и маршрутных схем длительности поездки; сервер формирования для каждой станции дифференцированных цен проездных документов, соответствующих дополнительным характеристикам проездных документов, включающим фиксированную дальность поездки, временные суточные интервалы поездки и день недели поездки, и формирования для каждой станции дифференцированных цен за превышение сформированной в маршрутной схеме длительности поездки; блок памяти для каждой станции дифференцированных цен проездных документов, соответствующих дополнительным характеристикам проездных документов, включающим фиксированную дальность поездки, временные суточные интервалы поездки и день недели, и дифференцированных цен за превышение сформированной в маршрутной схеме длительности поездки; блок памяти льготных коэффициентов для формирования дифференцированных цен проездных документов для пассажиров, имеющих льготу по оплате проезда; блок памяти льготных бонусов в зависимости от интенсивности предыдущих поездок; сервер расчета стоимости фактической поездки на основе фактической дальности поездки, фактической длительности поездки, временных суточных интервалов поездки, дня недели поездки, данных об интенсивности предыдущих поездок и данных о льготах по оплате проезда при безналичной оплате проезда.

Для осуществления вышеописанной дифференцированной оплаты проезда также желательно, чтобы каждый станционный комплекс содержал следующее оборудование, взаимодействующее через соответствующие шины связи: сервер управления станционным комплексом; блок управления множеством входных и выходных пунктов контроля проездных документов; блок индикации состояния проездных документов, содержащий информационный терминал; автомат доплаты за совершенные поездки, превышающие фиксированную дальность поездки и сформированную в маршрутной схеме длительность поездки.

Для осуществления вышеописанной дифференцированной оплаты проезда также благоприятно, чтобы блок управления множеством входных и выходных пунктов контроля проездных документов каждого станционного комплекса был выполнен с возможностью диагностики каждого входного и выходного пунктов контроля проездных документов, с возможностью периодической отправки через шину связи полученных данных на сервер управления каждым станционным комплексом и с возможностью изменения направления прохода через множество входных и выходных пунктов контроля каждого станционного комплекса.

Для повышения удобства оплаты проезда и снижения финансовых потерь перевозчика полезно, чтобы каждый станционный комплекс был выполнен с возможностью внесения и фиксации в памяти соответствующего проездного документа в пунктах оплаты авансовой суммы для оплаты проезда; с возможностью резервирования из авансовой суммы во входных пунктах контроля дифференцированной цены за максимальную дальность поездки, сформированную в маршрутных схемах для каждого станционного комплекса; с возможностью списания из зарезервированной дифференцированной цены авансовой суммы в выходных пунктах контроля стоимости фактической поездки.

Для снижения финансовых потерь перевозчика предпочтительно, чтобы каждый станционный комплекс был выполнен с возможностью запрета выхода пассажира и фиксации этого запрета в памяти соответствующего проездного документа в выходном пункте контроля при несоответствии между стоимостью оплаченной поездки и стоимостью фактической поездки и/или при недостаточности авансовой суммы для оплаты проезда, а также с возможностью фиксации в выходном пункте контроля соответствующего запрета в памяти соответствующего проездного документа.

Для снижения финансовых потерь перевозчика целесообразно, чтобы каждый станционный комплекс был выполнен с возможностью удаления запрета выхода из памяти соответствующего проездного документа в автомате доплаты после совершения доплаты за разницу между стоимостью оплаченной поездки и стоимостью фактической поездки и/или после внесения дополнительной авансовой суммы для оплаты проезда.

Таким образом, предлагаемая автоматизированная система оплаты проезда и контроля проездных документов обладает такими возможностями, которые позволяют осуществлять дифференцированную оплату проезда, позволяющую увеличить учитываемое количество характеристик маршрута движения конкретного пассажира и учитывать характеристики фактической поездки, что приближает оплату проезда конкретного пассажира к реальной стоимости проезда, снижает финансовые потери перевозчика и обеспечивает более справедливую оплату проезда каждому пассажиру.

Кроме того, предлагаемая автоматизированная система оплаты проезда и контроля проездных документов обладает такими возможностями, которые позволяют повысить точность определения расстояния поездки и обеспечить более справедливую оплату проезда каждого пассажира, позволяет повысить мобильность работающих пассажиров, например, за счет более низкой стоимости проезда в рабочие дни, обеспечивают устранение финансовых потерь перевозчика в условиях бесплатной пересадки между прямым и обратным направлением движения транспорта, обеспечивают возможность доплаты за совершенные поездки, превышающие фиксированную дальность поездки и сформированную в маршрутной схеме длительность поездки, позволяют снизить потери перевозчика от оплаты проезда, не соответствующей характеристикам маршрута движения каждого пассажира, позволяют увеличить интенсивность поездок пассажиров и привлекать новых пассажиров, например, с небольшим материальным достатком, что позволяет повысить доходы перевозчика и снижает расходы пассажиров, регулярно пользующихся данным транспортом, позволяют реализовать меры по социальной поддержке малоимущих граждан, позволяют снизить расходы перевозчика на выпуск и логистику проездных документов, дифференцировать расходы пассажиров на оплату проезда за счет автоматического выбора минимального тарифа, уменьшить очереди в пункты оплаты, позволяют повысить мобильность работающих пассажиров путем обеспечения безопасного выхода пассажиров в часы "пик", повысить мобильность пассажиров в праздничные дни, при перемещении на зрелищные и спортивные мероприятия и тому подобное, а также повысить удобство оплаты проезда и снизить финансовые потери перевозчика.

Для лучшего понимания настоящего изобретения ниже приведены конкретные примеры его выполнения, не ограничивающие настоящее изобретение, со ссылками на сопроводительный чертеж, на котором изображена схема предлагаемой автоматизированной системы оплаты проезда и контроля проездных документов.

Предлагаемая автоматизированная система включает центральный комплекс 1 управления и множество станционных комплексов 2 управления, выполненных с возможностью обмена данными с центральным комплексом 1.

Центральный комплекс 1 содержит следующее оборудование, взаимодействующее через соответствующие шины связи: сервер 3 управления работой автоматизированной системы и обработки данных, получаемых от станционных комплексов 2; блок 4 памяти данных, получаемых от станционных комплексов 2; блок 5 обмена данными центрального комплекса 1 и станционных комплексов 2; блок 6 памяти деления транспортной сети по дальности поездки, содержащей расстояния от фиксированных начальных станций до фиксированных конечных станций, и по длительности поездки, содержащей лимиты времени на совершение поездок от фиксированных начальных станций до фиксированных конечных станций; сервер 7 формирования для каждой станции маршрутных схем дальности поездки и маршрутных схем длительности поездки; блок 8 памяти для каждой станции маршрутных схем дальности поездки и маршрутных схем длительности поездки; сервер 9 формирования для каждой станции дифференцированных цен проездных документов, соответствующих дополнительным характеристикам проездных документов, включающим фиксированную дальность поездки, временные суточные интервалы поездки и день недели поездки и формирования для каждой станции дифференцированных цен за превышение сформированной в маршрутной схеме длительности поездки; блок 10 памяти для каждой станции дифференцированных цен проездных документов, соответствующих дополнительным характеристикам проездных документов, включающим фиксированную дальность поездки, временные суточные интервалы поездки и день недели поездки, и дифференцированных цен за превышение сформированной в маршрутной схеме длительности поездки; блок 11 памяти льготных коэффициентов для формирования дифференцированных цен проездных документов для пассажиров, имеющих льготу по оплате проезда; сервер 12 расчета стоимости фактической поездки на основе фактической дальности поездки, фактической длительности поездки, временных суточных интервалов поездки, дня недели поездки, данных об интенсивности предыдущих поездок и данных о льготах по оплате проезда при безналичной оплате проезда; блок 13 памяти льготных бонусов в зависимости от интенсивности предыдущих поездок.

Каждый станционный комплекс 2 содержит следующее оборудование, взаимодействующее через соответствующие шины связи: сервер 14 управления станционным комплексом 2; множество пунктов 15 оплаты проездных документов; множество входных пунктов 16 контроля проездных документов; множество выходных пунктов 17 контроля проездных документов; блок 18 управления множеством входных и выходных пунктов 16, 17 контроля проездных документов; блок 19 индикации состояния проездных документов, содержащий информационный терминал; автомат 20 доплаты за совершенные поездки, превышающие фиксированную дальность поездки и сформированную в маршрутной схеме длительность поездки, то есть при несоответствии между стоимостью оплаченной поездки и стоимостью фактической поездки.

В других вариантах выполнения настоящего изобретения центральный комплекс 1 и станционные комплексы 2 могут содержать любое другое известное оборудование, позволяющее выполнять описанные ниже функции центрального комплекса 1, станционных комплексов 2 и содержащегося в них оборудования.

Центральный комплекс 1 выполнен с возможностью формирования для каждой станции транспортной сети маршрутных схем дальности поездки, содержащих расстояния от фиксированных начальных станций до фиксированных конечных станций и маршрутных схем длительности поездки, содержащих лимиты времени на совершение поездок от фиксированных начальных станций до фиксированных конечных станций (на чертеже не показано); с возможностью формирования для каждого станционного комплекса 2 основных характеристик проездных документов; с возможностью формирования для каждого станционного комплекса 2 дополнительных характеристик проездных документов, включающих фиксированную дальность поездки, содержащую фиксированную начальную станцию и фиксированную конечную станцию, временные суточные интервалы поездки и день недели поездки; с возможностью формирования для каждого станционного комплекса 2 дифференцированных цен проездных документов, соответствующих основным и дополнительным характеристикам проездных документов; с возможностью формирования для каждого станционного комплекса 2 дифференцированных цен за превышение сформированной в маршрутной схеме длительности поездки; с возможностью передачи сформированных дифференцированных цен в станционные комплексы 2; с возможностью получения, обработки и хранения данных о проездных документах от станционных комплексов 2, в том числе данных о проездных документах, проданных по дифференцированным ценам; с возможностью анализа этих данных и формирования данных о просроченных, утративших платежный ресурс и фальшивых проездных документах; с возможностью получения от станционных комплексов и обработки данных о доплатах за совершенные поездки, превышающие фиксированную дальность поездки и сформированную в маршрутной схеме длительность поездки; с возможностью расчета стоимости совершенной поездки при безналичной оплате проезда.

Каждый станционный комплекс 2 выполнен с возможностью обмена данными с центральным комплексом 1, хранения и использования данных центрального комплекса 1; с возможностью фиксации в памяти проездных документов основных характеристик и дополнительных характеристик, включающих фиксированную дальность поездки, содержащую фиксированную начальную станцию и фиксированную конечную станцию, временные суточные интервалы поездки и день недели поездки для каждого станционного комплекса 2; с возможностью продажи проездных документов в пунктах 15 оплаты по ценам, дифференцированным в центральном комплексе 1; с возможностью формирования данных о проездных документах, проданных по дифференцированным ценам; с возможностью получения и обработки данных проверки и регистрации во входных пунктах 16 контроля основных и дополнительных характеристик проездных документов и управления работой входных пунктов 16; с возможностью получения и обработки данных проверки и регистрации в выходных пунктах 17 контроля основных и дополнительных характеристик проездных документов; с возможностью регистрации в выходных пунктах 17 контроля дополнительных характеристик проездных документов, соответствующих фиксированной дальности поездки, содержащей фиксированную начальную станцию и фиксированную конечную станцию, и дню недели поездки; с возможностью регистрации в выходных пунктах 17 контроля характеристик фактической поездки, включающих фактическую дальность поездки, содержащую фиксированную начальную станцию и фактическую конечную станцию, данные об интенсивности предыдущих поездок и фактическую длительность поездки, содержащую время начала и время окончания фактической поездки; с возможностью проверки в выходных пунктах 17 контроля соответствия характеристик фактической поездки дополнительным характеристикам проездных документов и сформированной в маршрутной схеме длительности поездки, то есть соответствия между стоимостью оплаченной поездки и стоимостью фактической поездки; с возможностью расчета в выходных пунктах 17 контроля стоимости фактической поездки при наличной оплате проезда; с возможностью доплаты за совершенные поездки, превышающие фиксированную дальность поездки и сформированную в маршрутной схеме длительность поездки; с возможностью предоставления льготного бонуса по оплате проезда в зависимости от зарегистрированных в выходных пунктах 17 контроля данных об интенсивности предыдущих поездок; с возможностью учета при формировании дифференцированных цен проездных документов льготных коэффициентов для пассажиров, имеющих льготу по оплате проезда; с возможностью управления работой выходных пунктов 17 контроля проездных документов.

Каждый станционный комплекс 2 выполнен с возможностью фиксации в памяти соответствующего проездного документа в пунктах 15 оплаты основных и дополнительных характеристик и дифференцированных цен, сформированных в центральном комплексе 1.

Каждый станционный комплекс 2 может быть выполнен с возможностью внесения и фиксации в памяти соответствующего проездного документа в пунктах 15 оплаты авансовой суммы для оплаты проезда; с возможностью резервирования из авансовой суммы во входных пунктах 16 контроля дифференцированной цены за максимальную дальность поездки, сформированную в маршрутных схемах для каждого станционного комплекса 2; с возможностью списания из зарезервированной дифференцированной цены авансовой суммы в выходных пунктах 17 контроля стоимости фактической поездки.

Каждый станционный комплекс 2 может быть выполнен с возможностью запрета выхода пассажира и фиксации этого запрета в памяти соответствующего проездного документа в выходном пункте 17 контроля при несоответствии между стоимостью оплаченной поездки и стоимостью фактической поездки и/или при недостаточности авансовой суммы для оплаты проезда, а также с возможностью фиксации в выходном пункте 17 контроля соответствующего запрета в памяти соответствующего проездного документа.

Каждый станционный комплекс 2 может быть выполнен с возможностью удаления запрета выхода из памяти соответствующего проездного документа в автомате 20 доплаты после совершения доплаты за разницу между стоимостью оплаченной поездки и стоимостью фактической поездки и/или после внесения дополнительной авансовой суммы для оплаты проезда.

Каждый входной пункт 16 контроля проездных документов выполнен с возможностью проверки и регистрации основных и дополнительных характеристик проездных документов, а также с возможностью резервирования в памяти соответствующего проездного документа из авансовой суммы дифференцированной цены за максимальную дальность поездки, сформированную в маршрутных схемах для каждого станционного комплекса.

Каждый выходной пункт 17 контроля проездных документов выполнен с возможностью проверки и регистрации соответствия характеристик фактических поездок основным и дополнительным характеристикам проездных документов. При этом каждый выходной пункт 17 контроля проездных документов выполнен с возможностью расчета стоимости совершенной поездки на основе дополнительных характеристик, включающих фактическую дальность поездки, содержащую фиксированную начальную станцию и фактическую конечную станцию, временные суточные интервалы поездки и день недели поездки, на основе фактической длительности поездки, данных о льготах по оплате проезда и данных об интенсивности предыдущих поездок при наличной оплате проезда, а также с возможностью списания из зарезервированной дифференцированной цены авансовой суммы стоимости фактической поездки.

Блок 18 управления множеством входных и выходных пунктов 16, 17 контроля проездных документов каждого станционного комплекса 2 выполнен с возможностью диагностики каждого входного и выходного пунктов 16, 17 контроля проездных документов, с возможностью периодической отправки через шину связи полученных данных на сервер 14 управления каждым станционным комплексом 2 и с возможностью изменения направления прохода через множество входных и выходных пунктов 16, 17 контроля проездных документов каждого станционного комплекса 2.

Сервер 3 управления работой автоматизированной системы и обработки данных, получаемых от станционных комплексов 2, выполнен, например, на ЭВМ HP Integrity rx8640 или IBM Power 770 с соответствующей периферией с использованием СУБД Oracle и системного ПО HP-UX, AIX или Linux.

Блок 4 памяти данных, получаемых от станционных комплексов 2, выполнен, например, с использованием долговременной и оперативной памяти HP Integrity rx8640 или IBM Power 770.

Блок 5 обмена данными центрального комплекса 1 и станционных комплексов 2 выполнен, например, на ЭВМ HP Integrity rx8640 или IBM Power 770 с соответствующей периферией с использованием СУБД Oracle и системного ПО HP-UX, Microsoft Windows или Linux.

Блок 6 памяти деления транспортной сети по дальности поездки и длительности поездки, выполнен, например, с использованием долговременной и оперативной памяти HP Integrity rx8640 или IBM Power 770.

Сервер 7 формирования маршрутных схем для каждой станции выполнен, например, на ЭВМ HP Integrity rx8640 или IBM Power 770 с соответствующей периферией с использованием СУБД Oracle и системного ПО HP-UX, Microsoft Windows или Linux.

Блок 8 памяти маршрутных схем каждой станции выполнен, например, с использованием долговременной и оперативной памяти HP Integrity rx8640 или IBM Power 770.

Сервер 9 формирования дифференцированных цен проездных документов для каждой станции выполнен, например, на ЭВМ HP Integrity rx8640 или IBM Power 770 с соответствующей периферией с использованием СУБД Oracle и системного ПО HP-UX, Microsoft Windows или Linux.

Блок 10 памяти дифференцированных цен проездных документов для каждой станции выполнен с использованием долговременной и оперативной памяти HP Integrity rx8640 или IBM Power 770.

Блок 11 памяти льготных коэффициентов для пассажиров, имеющих льготу по оплате проезда, выполнен, например, с использованием долговременной и оперативной памяти HP Integrity rx8640 или IBM Power 770.

Сервер 12 расчета стоимости совершенной поездки при безналичной оплате проезда выполнен на ЭВМ HP Integrity rx8640 или IBM Power 770 с соответствующей периферией с использованием СУБД Oracle и системного ПО HP-UX, Microsoft Windows или Linux.

Блок 13 памяти льготных бонусов в зависимости от интенсивности предыдущих поездок выполнен, например, с использованием долговременной и оперативной памяти HP Integrity rx8640 или IBM Power 770.

Серверы 14 управления станционными комплексами 2 выполнены на промышленных компьютерах без дисплея, например Allen-Bradley 750R с системным ПО Microsoft Windows.

Пункты 15 оплаты проездных документов выполнены на персональном компьютере форм-фактора Mini-ITX, с возможностью фиксации основных и дополнительных характеристик в памяти проездного документа.

В качестве основных характеристик фиксируют:

- вид проездного документа, например, разовый, с лимитом поездок, без лимита поездок и тому подобное;

- категорию проездного документа, например полный, детский, студенческий, льготный и тому подобное;

- срок действия проездного документа;

- число поездок по проездному документу;

- задержку повторного прохода по проездному документу.

В качестве основных характеристик могут быть зафиксированы и любые другие возможные характеристики, например дата начала действия проездного документа.

В качестве дополнительных характеристик фиксируют:

- начальную станцию;

- конечную станцию;

- временные суточные интервалы поездки;

- день недели поездки.

Входные пункты 16 контроля проездных документов выполнены, например, на устройствах АСТ-07 или ACT-100 с системным ПО Advantech Embedded Linux, включающих блок считывания/записи, информационный экран, индикаторы разрешения/запрещения прохода, блок обработки (например, микропроцессор Intel) с соответствующей периферией для сбора и передачи данных.

Выходные пункты 17 контроля проездных документов выполнены, например, на устройствах АСТ-07 или ACT-100 с системным ПО Advantech Embedded Linux, включающих блок считывания/записи, информационный экран, индикаторы разрешения/запрещения прохода, блок обработки (например, микропроцессор Intel) с соответствующей периферией для сбора и передачи данных.

Блоки 18 управления множеством входных и выходных пунктов 16, 17 контроля проездных документов выполнены, например, на моноблочном персональном компьютере с настольным или настенным креплением, оснащенном сенсорным экраном диагональю не менее 15''.

Блоки 19 индикации состояния проездных документов, содержащий информационный терминал, выполнены, например, на промышленном компьютере, включающем размещенные в одном защищенном от вандализма корпусе сенсорный экран, блок считывания/записи, аудиосистему (микрофон, динамик), видеокамеру.

Автоматы 20 доплаты за совершенные поездки, превышающие фиксированную дальность поездки и сформированную в маршрутной схеме длительность поездки, то есть при несоответствии между стоимостью оплаченной поездки и стоимостью фактической поездки, выполнены, например, на промышленном компьютере, включающем размещенные в одном корпусе блок считывания/записи, блок приема монет, блок выдачи сдачи монетами, блок приема бумажных банкнот, блок выдачи сдачи бумажными банкнотами, экран для отображения информации.

Сервер 3 управления работой автоматизированной системы осуществляет сбор и обработку данных о проданных проездных документах с дифференцированной оплатой проезда, данных о проверке проездных документов от станционных комплексов 2, данных о доплатах от станционных комплексов 2 и передает обработанную информацию для хранения в блоке 4 памяти данных, получаемых от станционных комплексов 2.

В других вариантах выполнения настоящего изобретения может быть использовано другое известное оборудование центрального комплекса 1 и станционных комплексов 2, позволяющее выполнять описанные функции.

Сервер 3 управления работой автоматизированной системы осуществляет формирование данных о просроченных, утративших платежный ресурс и фальшивых проездных документах и передает эту информацию в виде «стоп-листа» в блок 4 памяти данных центрального комплекса 1.

Сервер 3 управления работой автоматизированной системы осуществляет аналитическую обработку накопленной информации (например, определяет параметры пассажиропотоков и характеристики распределения видов и категорий проездных документов, баланс проданных и использованных проездных документов и тому подобное).

Данные «стоп-листа» передают в серверы 14 управления станционными комплексами 2 через блок 5 обмена данными центрального комплекса 1 и станционных комплексов 2.

Блок 6 памяти деления транспортной сети хранит расстояния между станциями транспортной сети и лимиты времени по длительности поездок между станциями транспортной сети.

Сервер 7 формирования маршрутных схем рассчитывает маршрутные схемы для каждой станции на основе данных блока 6 памяти деления транспортной сети и передает эти схемы в блок 8 памяти маршрутных схем каждой станции для хранения, откуда их передают в сервер 9 для формирования дифференцированных цен проездных документов для каждой станции в соответствии с фиксированной дальностью поездки, временными суточными интервалами поездки, днем недели поездки и льготными коэффициентами блока 11 памяти льготных коэффициентов дифференцированных цен проездных документов для пассажиров, имеющих льготу по оплате проезда.

Полученные данные фиксируют в блоке 10 памяти дифференцированных цен проездных документов для каждой станции и передают в станционные комплексы 2 через блок 5 обмена данными центрального комплекса 1 и станционных комплексов 2.

Сервер 12 расчета стоимости совершенной фактической поездки осуществляет расчет на основе данных блока 4 памяти данных центрального комплекса 1, полученных от выходных пунктов 17 контроля проездных документов (стоимости фактической поездки на основе фактической дальности поездки, фактической длительности поездки, временных суточных интервалов поездки, дня недели поездки, данных об интенсивности предыдущих поездок и данных о льготах по оплате проезда) при безналичной оплате проезда.

Блок 13 памяти льготных бонусов хранит льготные бонусы в зависимости от интенсивности предыдущих поездок. Данные блока 13 памяти льготных бонусов передают в станционные комплексы 2 через блок 5 обмена данными центрального комплекса 1 и станционных комплексов 2.

Сервер 14 управления каждым станционным комплексом 2 выполняет функции обмена различной информацией с центральным комплексом 1 и распределения необходимой информации по блокам каждого станционного комплекса 2, а также управления работой блоков каждого станционного комплекса 2.

Пункты 15 оплаты осуществляют фиксацию в памяти проездных документов основных и дополнительных характеристик и дифференцированных цен, сформированных в центральном комплексе 1, и продажу проездных документов пассажирам. Кроме того, при необходимости, пункты 15 оплаты получают внесенную пассажиром авансовую сумму для оплаты проезда и фиксируют эту сумму в памяти соответствующего проездного документа.

Входные пункты 16 контроля проездных документов осуществляют считывание и проверку основных и дополнительных характеристик проездных документов при входе пассажиров, а также при необходимости резервируют в памяти соответствующего проездного документа из авансовой суммы дифференцированную цену за максимальную дальность поездки, сформированную в маршрутных схемах для каждого станционного комплекса.

Выходные пункты 17 контроля проездных документов осуществляют считывание основных и дополнительных характеристик проездных документов, осуществляют расчет стоимости совершенной поездки на основе фактической дальности поездки, фактической длительности поездки, временных суточных интервалов поездки, дня недели поездки, данных об интенсивности предыдущих поездок и данных о льготах по оплате проезда и проверку основных и дополнительных характеристик рассчитанной стоимости совершенной поездки при наличной оплате проезда, а также при необходимости списывают из зарезервированной дифференцированной цены авансовой суммы стоимость фактической поездки.

Кроме того, выходные пункты 17 контроля проездных документов при необходимости осуществляют запрет выхода пассажира и фиксацию этого запрета в памяти соответствующего проездного документа при несоответствии между стоимостью оплаченной поездки и стоимостью фактической поездки и/или при недостаточности авансовой суммы для оплаты проезда, а также фиксируют соответствующий запрет в памяти соответствующего проездного документа.

Блок 18 управления входными и выходными пунктами 16, 17 контроля проездных документов осуществляет местный контроль и управление работой входных и выходных пунктов 16, 17.

Блоки 19 индикации состояния проездных документов осуществляют считывание характеристик, записанных в памяти проездных документов, и отображают их на информационном терминале.

Автомат 20 доплаты осуществляет прием доплаты за совершенные поездки, превышающие фиксированную дальность поездки и сформированную в маршрутной схеме длительность поездки, то есть при несоответствии между стоимостью оплаченной поездки и стоимостью фактической поездки, а также, при необходимости, прием дополнительной авансовой суммы, превышающей разницу между зарезервированной дифференцированной ценой авансовой суммы и стоимостью фактической совершенной поездки, то есть при несоответствии между стоимостью оплаченной поездки и стоимостью фактической поездки. Кроме того, автомат 20 доплаты, при необходимости, осуществляет удаление запрета выхода из памяти соответствующего проездного документа после совершения доплаты за разницу между стоимостью оплаченной поездки и стоимостью фактической поездки и/или после внесения дополнительной авансовой суммы для оплаты проезда.

Все блоки предлагаемой автоматизированной системы выполнены на известных средствах вычислительной техники с необходимыми стандартными и дополнительными периферийными средствами.

Автоматизированная система оплаты проезда и контроля проездных документов работает следующим образом.

Сервер 7 формирования маршрутных схем, используя информацию из блока 6 памяти деления транспортной сети по дальности и длительности поездки, формирует маршрутные схемы для каждой станции и передает их в блок 8 памяти маршрутных схем каждой станции. Сервер 9 формирования дифференцированных цен проездных документов, используя информацию из блока 8 памяти маршрутных схем каждой станции, формирует дифференцированные цены для каждого маршрута движения от одной станции до любой другой. При этом сервер 9 формирования дифференцированных цен проездных документов учитывает данные о фиксированной в маршрутной схеме дальности поездки, содержащей расстояние от фиксированной начальной станции до фиксированной конечной станции, временных суточных интервалах поездки и днях недели поездки из блока 6 памяти деления транспортной сети и льготные коэффициенты блока 11 памяти льготных коэффициентов для пассажиров, имеющих льготу по оплате проезда. Все необходимые данные, включая данные блока 13 памяти льготных бонусов в зависимости от интенсивности предыдущих поездок, через блок 5 обмена данными центрального комплекса 1 и станционных комплексов 2 передают в серверы 14 управления станционными комплексами 2. Серверы 14 управления станционными комплексами 2 размещают полученные данные в блоках станционных комплексов 2.

Пункты 15 оплаты станционных комплексов 2 осуществляют продажу проездных документов с фиксацией в памяти проездных документов основных и дополнительных характеристик, сбор и передачу в сервер 14 управления каждым станционным комплексом 2 данных о проданных проездных документах, запись этой информации в фискальную память (не показана), а также, при необходимости, получают внесенную пассажиром авансовую сумму и фиксируют эту сумму в памяти соответствующего проездного документа.

Входной пункт 16 контроля проверяет действительность проездных документов для совершения поездки по основным характеристикам, а именно проверяет срок действия проездного документа, количество совершенных поездок по проездному документу, проверяет действительность проездных документов для совершения поездки по дополнительным характеристикам, а именно, проверяет начальную станцию, временный суточный интервал поездки и день недели поездки, фиксирует в памяти проездного документа станцию начала поездки, дату и время прохода, а также отсутствие проездного документа в «стоп-листе», списывает поездку со счетчика в памяти проездного документа, аннулирует проездной документ, содержащийся в «стоп-листе», и передает в сервер 14 управления каждым станционным комплексом 2 данные о проверке проездных документов. Кроме того, при наличии в памяти соответствующего проездного документа авансовой суммы, входной пункт 16 резервирует из этой авансовой суммы дифференцированную цену за максимальную дальность поездки, сформированную в маршрутных схемах для каждого станционного комплекса.

Выходной пункт 17 контроля осуществляет считывание основных и дополнительных характеристик проездных документов, осуществляет расчет стоимости совершенной поездки в соответствии с ее фактической дальностью, фактической длительностью, временными суточными интервалами, днем недели, льготным коэффициентом для пассажиров, имеющих льготу по оплате проезда, а также льготным бонусом в зависимости от интенсивности предыдущих поездок и проверку рассчитанной дифференцированной цены совершенной поездки в соответствии с основными и дополнительными характеристиками проездных документов. При несоответствии основных и дополнительных характеристик проездного документа рассчитанной дифференцированной цене поездки, то есть при несоответствии между стоимостью оплаченной поездки и стоимостью фактической поездки (пассажир проехал дальше, чем оплатил, находился дольше, чем требуется для совершения поездки) выходной пункт 17 контроля осуществляет запрет выхода пассажира и фиксирует этот запрет в памяти проездного документа. Данные о проверке проездных документов передают в сервер 14 управления каждым станционным комплексом 2. При этом, при наличии в памяти соответствующего проездного документа зарезервированной дифференцированной цены авансовой суммы, выходной пункт 17 контроля списывает из зарезервированной дифференцированной цены авансовой суммы стоимость фактической поездки. В случае недостаточности авансовой суммы для оплаты проезда выходной пункт 17 контроля осуществляет запрет выхода пассажира и фиксирует этот запрет в памяти проездного документа.

Запрет выхода удаляет из памяти проездного документа автомат 20 доплаты после совершения доплаты пассажиром за разницу между стоимостью оплаченной поездки и стоимостью фактической совершенной поездки, а также после внесения пассажиром дополнительной авансовой суммы для оплаты проезда, превышающей разницу между зарезервированной дифференцированной ценой авансовой суммы и стоимостью фактической совершенной поездки. Данные о доплатах передают в сервер 14 управления каждым станционным комплексом 2.

Блок 18 управления множеством входных и выходных пунктов 16, 17 контроля проездных документов осуществляет местный контроль и управление работой входных пунктов 16 контроля и выходных пунктов 17 контроля проездных документов.

Сервер 14 управления каждым станционным комплексом 2 осуществляет сбор и передачу в блок 5 обмена данными центрального комплекса 1 и станционных комплексов 2 данных о проданных проездных документах от пунктов 15 оплаты, данных о контроле проездных документов от входных пунктов 16 контроля, данных о контроле проездных документов от выходных пунктов 17 контроля, данных о доплате от автоматов 20 доплаты.

Центральный комплекс 1 осуществляет сбор и хранение данных от станционных комплексов 2. Сервер 3 управления работой автоматизированной системы и обработки данных, получаемых от станционных комплексов 2, осуществляет сбор и обработку данных о проданных проездных документах с дифференцированной оплатой проезда от пунктов 15 оплаты, данных о проверке проездных документов от входных пунктов 16 контроля, данных об аннулировании проездных документов от входных пунктов 16 контроля, данных о проверке проездных документов от выходных пунктов 17 контроля, данных о доплатах от станционных комплексов 2 и передает обработанную информацию для хранения в блоке 4 памяти данных, получаемых от станционных комплексов 2. Кроме того, сервер 3 осуществляет формирование данных о просроченных, утративших платежный ресурс и фальшивых проездных документах и передает эту информацию в виде «стоп-листа» в блок 4 памяти данных, получаемых от станционных комплексов 2. Также сервер 3 осуществляет аналитическую обработку накопленной информации (например, определяют параметры пассажиропотоков и характеристики распределения видов и категорий проездных документов, баланс проданных и использованных проездных документов и тому подобное).

Сервер 12 расчета стоимости совершенной поездки осуществляет расчет стоимости на основе данных от выходных пунктов 17 контроля (фактическую дальность поездки, фактическую длительность поездки, временные суточные интервалы поездки, день недели поездки, интенсивность предыдущих поездок, льготы по оплате проезда) при безналичной оплате проезда. Данные расчетов сервера 12 используют для выставления счета банку на списание средств с банковского счета пассажира.

Таким образом, предлагаемая автоматизированная система оплаты проезда и контроля проездных документов обладает такими возможностями, которые обеспечивают дифференцированную оплату проезда, позволяющую увеличить учитываемое количество характеристик маршрута движения конкретного пассажира и позволяющую учитывать характеристики фактической поездки, что приближает оплату проезда конкретного пассажира к реальной стоимости проезда, снижает финансовые потери перевозчика и обеспечивает более справедливую оплату проезда каждому пассажиру.

1. Автоматизированная система оплаты проезда и контроля проездных документов, включающая центральный комплекс управления и множество станционных комплексов управления, содержащих множество пунктов оплаты проездных документов, множество входных пунктов контроля проездных документов, множество выходных пунктов контроля проездных документов, при этом центральный комплекс выполнен с возможностью формирования характеристик проездных документов и соответствующих цен проездных документов; с возможностью формирования дополнительных характеристик проездных документов, включающих, в том числе, временные суточные интервалы поездки для каждого станционного комплекса; с возможностью формирования дифференцированных цен проездных документов, соответствующих дополнительным характеристикам проездных документов для каждого станционного комплекса; с возможностью передачи сформированных дифференцированных цен проездных документов в станционные комплексы; с возможностью получения, обработки и хранения данных о проездных документах от станционных комплексов, в том числе данных о проездных документах, проданных по дифференцированным ценам; с возможностью анализа этих данных и формирования данных о просроченных, утративших платежный ресурс и фальшивых проездных документах, каждый станционный комплекс выполнен с возможностью обмена данными с центральным комплексом, хранения и использования данных центрального комплекса; с возможностью фиксации в памяти проездных документов в пунктах оплаты основных и дополнительных характеристик, включающих, в том числе, временные суточные интервалы поездки; с возможностью продажи проездных документов в пунктах оплаты по ценам, дифференцированным в центральном комплексе; с возможностью формирования данных о проездных документах, проданных по дифференцированным ценам; с возможностью получения и обработки данных проверки и регистрации основных и дополнительных характеристик проездных документов во входных пунктах контроля и управления работой входных пунктов; с возможностью получения и обработки данных проверки и регистрации основных и дополнительных характеристик проездных документов в выходных пунктах контроля, отличающаяся тем, что центральный комплекс выполнен с возможностью формирования для каждой станции транспортной сети маршрутных схем дальности поездки, содержащих расстояния от фиксированных начальных станций до фиксированных конечных станций, и маршрутных схем длительности поездки, содержащих лимиты времени на совершение поездок от фиксированных начальных станций до фиксированных конечных станций; с возможностью формирования дополнительных характеристик проездных документов, включающих фиксированную дальность поездки, содержащую фиксированные начальную и конечную станции, и день недели поездки; с возможностью формирования для каждого станционного комплекса дифференцированных цен проездных документов, соответствующих дополнительным характеристикам проездных документов, включающих фиксированную дальность поездки и день недели поездки; с возможностью формирования для каждого станционного комплекса дифференцированных цен за превышение сформированной в маршрутной схеме длительности поездки; с возможностью получения от станционных комплексов и обработки данных о доплатах за совершенные поездки, превышающие фиксированную дальность поездки и сформированную в маршрутной схеме длительность поездки; с возможностью расчета стоимости совершенной поездки при безналичной оплате проезда, каждый станционный комплекс выполнен с возможностью регистрации в выходных пунктах контроля дополнительных характеристик проездных документов, соответствующих фиксированной дальности поездки и дню недели поездки; с возможностью регистрации в выходных пунктах контроля характеристик фактической поездки, включающих фактическую дальность поездки, содержащую фиксированную начальную станцию и фактическую конечную станцию, данные об интенсивности предыдущих поездок и фактическую длительность поездки, содержащую время начала и время окончания фактической поездки; с возможностью проверки в выходных пунктах контроля соответствия характеристик фактической поездки дополнительным характеристикам проездных документов и сформированной в маршрутной схеме длительности поездки; с возможностью расчета в выходных пунктах контроля стоимости фактической поездки при наличной оплате проезда; с возможностью доплаты за совершенные поездки, превышающие фиксированную дальность поездки и сформированную в маршрутной схеме длительность поездки; с возможностью предоставления льготного бонуса по оплате проезда в зависимости от зарегистрированных в выходных пунктах контроля данных об интенсивности предыдущих поездок; с возможностью учета при формировании дифференцированных цен проездных документов льготных коэффициентов для пассажиров, имеющих льготу по оплате проезда; с возможностью управления работой выходных пунктов контроля.

2. Автоматизированная система по п. 1, отличающаяся тем, что центральный комплекс содержит следующее оборудование, взаимодействующее через соответствующие шины связи: сервер управления работой автоматизированной системы и обработки данных, получаемых от станционных комплексов; блок обмена данными центрального комплекса и станционных комплексов; блок памяти данных, получаемых от станционных комплексов; блок памяти деления транспортной сети по дальности поездки, содержащей расстояния от фиксированных начальных станций до фиксированных конечных станций, и по длительности поездки, содержащей лимиты времени на совершение поездок от фиксированных начальных станций до фиксированных конечных станций; сервер формирования для каждой станции маршрутных схем дальности поездки и маршрутных схем длительности поездки; блок памяти для каждой станции маршрутных схем дальности поездки и маршрутных схем длительности поездки; сервер формирования для каждой станции дифференцированных цен проездных документов, соответствующих дополнительным характеристикам проездных документов, включающим фиксированную дальность поездки, временные суточные интервалы поездки и день недели поездки, и формирования для каждой станции дифференцированных цен за превышение сформированной в маршрутной схеме длительности поездки; блок памяти для каждой станции дифференцированных цен проездных документов, соответствующих дополнительным характеристикам проездных документов, включающим фиксированную дальность поездки, временные суточные интервалы поездки и день недели, и дифференцированных цен за превышение сформированной в маршрутной схеме длительности поездки; блок памяти льготных коэффициентов для формирования дифференцированных цен проездных документов для пассажиров, имеющих льготу по оплате проезда; блок памяти льготных бонусов в зависимости от интенсивности предыдущих поездок; сервер расчета стоимости фактической поездки на основе фактической дальности поездки, фактической длительности поездки, временных суточных интервалов поездки, дня недели поездки, данных об интенсивности предыдущих поездок и данных о льготах по оплате проезда при безналичной оплате проезда.

3. Автоматизированная система по п. 2, отличающаяся тем, что каждый станционный комплекс содержит следующее оборудование, взаимодействующее через соответствующие шины связи: сервер управления станционным комплексом; блок управления множеством входных и выходных пунктов контроля проездных документов; блок индикации состояния проездных документов, содержащий информационный терминал; автомат доплаты за совершенные поездки, превышающие фиксированную дальность поездки и сформированную в маршрутной схеме длительность поездки.

4. Автоматизированная система по п. 3, отличающаяся тем, что блок управления множеством входных и выходных пунктов контроля проездных документов каждого станционного комплекса выполнен с возможностью диагностики каждого входного и выходного пунктов контроля проездных документов, с возможностью периодической отправки через шину связи полученных данных на сервер управления каждым станционным комплексом и с возможностью изменения направления прохода через множество входных и выходных пунктов контроля каждого станционного комплекса.

5. Автоматизированная система по п. 1, отличающаяся тем, что каждый станционный комплекс выполнен с возможностью внесения и фиксации в памяти соответствующего проездного документа в пунктах оплаты авансовой суммы для оплаты проезда; с возможностью резервирования из авансовой суммы во входных пунктах контроля дифференцированной цены за максимальную дальность поездки, сформированную в маршрутных схемах для каждого станционного комплекса; с возможностью списания из зарезервированной дифференцированной цены авансовой суммы в выходных пунктах контроля стоимости фактической поездки.

6. Автоматизированная система по п. 5, отличающаяся тем, что каждый станционный комплекс выполнен с возможностью запрета выхода пассажира и фиксации этого запрета в памяти соответствующего проездного документа в выходном пункте контроля при несоответствии между стоимостью оплаченной поездки и стоимостью фактической поездки и/или при недостаточности авансовой суммы для оплаты проезда, а также с возможностью фиксации в выходном пункте контроля соответствующего запрета в памяти соответствующего проездного документа.

7. Автоматизированная система по п. 6, отличающаяся тем, что каждый станционный комплекс выполнен с возможностью удаления запрета выхода из памяти соответствующего проездного документа в автомате доплаты после совершения доплаты за разницу между стоимостью оплаченной поездки и стоимостью фактической поездки и/или после внесения дополнительной авансовой суммы для оплаты проезда.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к системе взимания платы за проезд. Технический результат изобретения заключается в повышении эффективности контроля проезжающих транспортных средств за счет размещения антенной системы вдоль продольного направления контролирующего транспортного средства.

Изобретение относится к устройствам и к способам управления для системы взимания дорожных сборов, которая основана на бортовых устройствах, базирующихся в транспортных средствах, с использованием регистрирующих транспортных средств, контролирующих транспортных средств и сервера регистрации нарушений, в которой регистрирующее транспортное средство считывает параметр дорожного сбора с бортового устройства проезжающего мимо транспортного средства через интерфейс DSRC-радиосвязи, сравнивает его с параметром, характеризующим форму транспортного средства, который обнаружен датчиком, и на основании этого, в случае несоответствия, генерирует запись с данными о нарушении и передает ее в сервер регистрации нарушений, при этом контролирующее транспортное средство регистрирует свое местоположение или его окрестность в сервере регистрации нарушений, и сервер регистрации нарушений делает записи с данными о нарушениях в местах, где произошли нарушения, при этом, когда контролирующее транспортное средство обнаруживает транспортное средство-нарушитель в окрестности, оно выдает предупреждающее сообщение, и при передаче записи с данными о нарушении из регистрирующего транспортного средства в сервер регистрации нарушений и/или из сервера регистрации нарушений в контролирующее транспортное средство запись с данными о нарушении разделяют на одну часть, передаваемую по протоколу управления передачей, и на другую часть, передаваемую по протоколу передачи дейтаграмм пользователя.

Изобретение относится к средствам контроля оплаты проезда в общественном транспорте. Технический результат заключается в повышении надежности и качества контроля оплаты проезда.

Изобретение относится к способу дорожного сбора с транспортных средств в открытой системе платной дороги. Технический результат заключается во взимании дорожного сбора с транспортных средств открытой системы платной дороги, с динамичным расчетом суммы дорожного сбора при проходе маяка в режиме реального времени с возможностью обновления данных.

Изобретение относится к системам пропускного режима на автомобильные парковки, оборудованные системами идентификации транспортных средств и водителей. Технический результат заключается в повышении надежности работы устройства управления автомобильной парковкой.

Изобретение относится к системе и способу предоставления доступа к точке с использованием процесса авторизации в режиме реального времени. Технический результат заключается в повышении надежности и безопасности предоставления доступа к точке за счет процесса авторизации в режиме реального времени.

Изобретение относится к способу регистрации автомобилей, подлежащих оплате дорожного сбора, на платных дорогах дорожной сети. .

Изобретение относится к средствам передачи и контроля электронных билетов для пользователей в сети связи. .
Изобретение относится к средствам проверки электронных билетов. .

Изобретение относится к автоматической системе взимания платы за проезд по автомобильным дорогам. Технический результат заключается в отслеживании автотранспортного средства на участках дорог с нестабильной или отсутствующей связью. Система содержит установленные на автотранспортном средстве бортовой компьютер с функцией Wi-Fi и приемопередающее устройство, навигационную спутниковую систему, передающую на бортовой компьютер данные о координатах местоположения автотранспортного средства для их передачи через приемопередающее устройство на центральный компьютер, содержащий базу данных об автотранспортных средствах, установленных на них бортовых компьютерах и лицевых счетах грузоперевозчиков, выполненный с возможностью расчета платежей за езду по платным автомобильным дорогам и списания денежных средств с лицевых счетов грузоперевозчиков, при этом на участках автомобильной дороги с нестабильной или отсутствующей связью дополнительно установлены образующие локальную сеть маршрутизаторы с функцией Wi-Fi для передачи на центральный компьютер данных об идентификационном номере бортового навигационного устройства бортового компьютера и данных об автотранспортном средстве для позиционирования его на карте дорог в центральном компьютере по координатам установки маршрутизаторов. 4 з.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к устройству, серверу, транспортным средствам и способу управления для системы взимания дорожных сборов. Технический результат заключается в управлении выявлением нарушений правил движения. Устройство содержит регистрирующее транспортное средство и контролирующее транспортное средство, каждое из которых содержит устройство считывания регистрационного номера транспортного средства и поддерживает беспроводную связь с центральным сервером регистрации нарушений, при этом регистрирующее транспортное средство обнаруживает факт нарушения правил движения или оплаты дорожных сборов бортовым устройством или транспортирующим его транспортным средством и, если совершено нарушение, передает запись с данными о нарушении в сервер, который регистрирует контролирующие транспортные средства, включая их местоположения, и предоставляет данные о нарушениях, сведения о местах нарушений, которые находятся в окрестности местоположения, в контролирующее транспортное средство, зарегистрированное в этом местоположении, которое регистрирует местоположение в сервере, определяет данные о нарушении, предоставленные сервером регистрации нарушений для считанного регистрационного номера, и выдает предупреждающее сообщение. 5 н. и 19 з.п. ф-лы, 7 ил.

Изобретение относится к системе, способу, устройству и машиночитаемому носителю для сбора оплаты. Технический результат заключается в повышении безопасности передачи сообщений. Устройство содержит задающий модуль, выполненный с возможностью задания протокола передачи потока сообщений, содержащего заданный набор сообщений, причем при задании протокола передачи сообщений флаг состояния ожидания устанавливается до тех пор, пока не будет принят ответ на предыдущий запрос, и никакое сообщение не отправляется до приема подтверждения приема предыдущего сообщения, инициализирующий модуль, выполненный с возможностью инициализации формата сообщения для каждого из сообщений, причем формат сообщения содержит часть с постоянной длиной и часть с переменной длиной с по меньшей мере одной таблицей состояний, причем таблица состояний переносит информацию с бортового устройства на сервер, и устанавливающий модуль, выполненный с возможностью установления многоуровневой защиты с использованием по меньшей мере двух уровней защиты, присоединяемых к сообщениям и выдаваемых серверу и бортовому устройству, при этом один из уровней защиты относится к обеспечению контроля целостности сообщения, а другой один из уровней защиты относится к применению шифрования к сообщению. 4 н. и 6 з.п. ф-лы, 8 ил.

Настоящее изобретение относится к способу управления бортовым модулем (OBU) транспортного средства в зоне связи модуля (RSU) на обочине дороги станции электронного дорожного сбора. OBU может быть установлен в активный режим (15) и режим (14) ожидания, в котором OBU устанавливается в упомянутый режим (14) ожидания, когда OBU принимает команду на отключение от RSU, и электронное оборудование OBU, таким образом, отключается так, что потребляется минимальная электроэнергия или электроэнергия не потребляется, и устанавливается в упомянутый активный режим (15), когда OBU входит в зону (4; 7) связи. Модуль связи упомянутого OBU, таким образом, получает питание так, что OBU может осуществлять связь с RSU. OBU может быть установлен в режим (16) отслеживания RSU, в результате чего в режиме (16) отслеживания по меньшей мере модуль связи отключен и активизируется таймер в OBU так, что в OBU может быть выполнен повторный запуск упомянутого модуля связи в течение установленного предела времени после его отключения. Уменьшается расход электроэнергии OBU. 2 н. и 7 з.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к средствам автоматизации процессов на транспорте. Технический результат заключается в повышении точности и достоверности работы системы и расширения ее функциональных возможностей. Технический результат достигается за счет автоматизированной системы оплаты проезда и контроля проездных документов, которая содержит центральный комплекс, станционный комплекс, транспортные средства передвижения пассажиров, центральный комплекс содержит серверы управления и обработки, блоки памяти, блок обмена, блок памяти зонного деления транспортной сети и временных интервалов, сервер формирования маршрутной схемы для каждой станции, блок памяти маршрутных схем станций, сервер формирования тарифов маршрутных схем и тарифных коэффициентов для каждой станции, блок памяти тарифов маршрутных схем станций, блок памяти льготных коэффициентов, станционный комплекс содержит сервер управления, сервер формирования дифференцированных цен билетов и тарифных коэффициентов для каждого маршрута станции, блок памяти зональных тарифов маршрутов станции, блок памяти льготных коэффициентов, пункты продажи проездных документов, пункты контроля проездных документов, расположенные в транспортных средствах. 1 ил.

Изобретение относится к технологиям связи с использованием мобильного терминала, и более конкретно, к технологии, предназначенной для использования в мобильном терминале или в программе мобильного терминала, которая осуществляет информационный обмен с устройством или прибором, имеющим функцию устройства считывания/записи для метки радиочастотной идентификации (RFID), и которая служит в качестве пассивной метки RFID, и к системе управления пункта проверки или к способу управления пункта проверки, который использует такой мобильный терминал. Технический результат – обеспечение мобильного терминала, имеющего возможность осуществления информационного обмена с множеством типов устройств считывания/записи, каждое из которых включает в себя управляющую программу, имеющую функцию идентификации или аутентификации метки RFID. Мобильный терминал включает в себя программное приложение, блок GPS обработки, блок обработки метки RFID, устройство считывания/записи, контроллер терминала, обеспечивающие передачу соответствующей информации на сервер приложений. 5 н. и 11 з.п. ф-лы, 18 ил.
Изобретение относится к области средств автоматического сбора платы за проезд в транспортном средстве. В способе взимание платы происходит в результате звонка с предварительно зарегистрированного в качестве платежного устройства мобильного коммуникатора, принадлежащего пользователю. Пользователь связывается с модулем идентификации процессингового центра системы выбранного вида общественного транспорта, осуществляя звонок без соединения по номеру, указанному на транспортном средстве. В модуле идентификации происходит сравнение номера СИМ-карты мобильного коммуникатора, с которого произведен звонок, с сохраненным в модуле регистрации номером, и при совпадении номеров в случае удовлетворения условия оплаты осуществляется погашение платежа и его подтверждение. Регистрация мобильного коммуникатора может происходить непосредственно при попадании в транспортное средство. Достигается повышение оперативности оплаты проезда и ее учета. 6 з.п. ф-лы.

Изобретение относится к средствам автоматизации оплаты и контроля проездных документов и может быть использовано для дифференцированной оплаты проезда и контроля проездных документов преимущественно в метрополитене и на железной дороге. Техническим результатом является повышение достоверности оплаты проезда за счет повышения точности при определении расстояния поездки и дифференцирования цен. Система включает: центральный комплекс и станционные комплексы, содержащие пункты оплаты, входные и выходные пункты контроля, причем центральный комплекс выполнен с возможностью формирования маршрутных схем дальности и длительности поездки; формирования дополнительных характеристик, включающих фиксированную дальность, временные суточные интервалы и день недели поездки; формирования дифференцированных цен, соответствующих дополнительным характеристикам, и дифференцированных цен за превышение сформированной в маршрутной схеме длительности поездки; получения данных о доплатах за поездки, превышающие основные и дополнительные характеристики, и сформированную в маршрутной схеме длительность поездки; расчета стоимости поездки при безналичной оплате. 6 з.п. ф-лы, 1 ил.

Наверх