Способ получения антифрикционного покрытия на контактирующих трущихся поверхностях

Изобретение относится к смазочным композициям, в частности к составам для обработки пар трения, и может быть использовано в машиностроении для обработки пар трения, а также при эксплуатации механизмов и машин для продления межремонтного ресурса или во время ремонтно-восстановительных работ. Способ получения антифрикционной композиции для обработки контактирующих поверхностей пары трения включает проведение гидродинамической кавитационной диспергации модифицированного вермикулита в углеводородном связующем с частотой 200 Гц не менее 30 мин с получением дисперсных твердых частиц крупностью меньше 1 мкм и размещение полученной композиции между контактирующими поверхностями пары трения. Модифицированный вермикулит получают путем обработки раствором 6-12% соляной кислоты из расчета 10-15 мл 6-12% раствора соляной кислоты на 1 г вермикулита, затем сухой вермикулит крупностью 5-20 нм вводят в раствор полифенилсилоксана в толуоле, содержащего 1 г полифенилсилоксана на 5 мл толуола, после чего суспензию с помешиванием доводят до кипения и кипятят 1 час, затем суспензию фильтруют, осадок сушат при температуре 105°С и прокаливают 1 час при температуре 600-700°С. Обеспечивается повышение триботехнических свойств антифрикционной композиции за счет относительной подвижности твердых частиц композиции, при этом повышаются стабильность, прочность и долговечность антифрикционного покрытия. 5 ил., 3 табл.

 

Изобретение относится к смазочным композициям и может быть использовано в машиностроении для обработки пар трения, а также при эксплуатации механизмов и машин для продления межремонтного ресурса или во время ремонтно-восстановительных работ.

Известен способ получения состава для модифицирования металлов и восстановления металлических поверхностей, представляющий собой смесь вспученного вермикулита, полимагнийфенилсилоксана и углеводородного связующего. Полимагнийфенилсилоксан используется для модифицирования поверхности вермикулита, при этом антифрикционную композицию получают путем смешивания упомянутых смеси и связующего в гидродинамическом кавитационном диспергаторе с получением дисперсных твердых частиц крупностью меньше 1 мкм, а антифрикционное покрытие получают при трении контактирующих поверхностей (см. RU 2559077, МПК C23C 26/00, B23P 6/00, 2015).

Недостаток этого решения – существенная абразивность компонентов материала, входящих в состав вермикулита, что ограничивает применение данного состава для модифицирования металлов и восстановления металлических поверхностей до случаев обработки поверхностей, имеющих задиры, нагартовки на черных металлах (в пределах допуска).

Известен также способ получения антифрикционного покрытия контактирующих трущихся поверхностей, заключающийся в размещении между ними антифрикционной композиции, модифицирующей контактирующие трущиеся поверхности, содержащей смешанную с углеводородным связующим, смесь природных дисперсных серпентинсодержащего материала и вспученного вермикулита (см. RU 2361015, МПК C23C 26/00, B23P 6/00, 2008).

Недостаток этого решения – недостаточно высокие триботехнические характеристики антифрикционной композиции, необходимость использования в составе смеси достаточно дефицитного компонента – чистого серпентинсодержащего минерала (распространенного далеко не во всех регионах страны). Кроме того, авторы изобретения не приводят каких-либо данных определения триботехнических свойств композиции по принятым методикам, что не позволяет сопоставить характеристики известного материала с аналогичными характеристиками других композиций сходного назначения.

Известен способ получения антифрикционного покрытия на контактирующих трущихся поверхностях, включающий размещение между контактирующими трущимися поверхностями антифрикционной композиции, содержащей вермикулит, модифицированный хитозаном, и углеводородное связующее, при этом антифрикционную композицию подвергают гидродинамической кавитационной диспергации с частотой около 200 Гц предпочтительно не менее 30 мин, с получением дисперсных твердых частиц крупностью меньше 1 мкм (см. RU 2487192, МПК C23C 26/00, 2013).

Недостаток этого решения - существенная абразивность вермикулита, что ограничивает применение данного состава для модифицирования металлов и восстановления металлических поверхностей, имеющих задиры.

Задачей предлагаемого изобретения является повышение триботехнических характеристик антифрикционной композиции.

Технический результат, проявляющийся при решении поставленной задачи изобретения, выражается в снижении фрикционных качеств композиции за счет удаления значительной части абразивных элементов, таких как Al2O3, TiO2 и др. При этом обеспечивается возможность изменения структуры вермикулита при использовании недорогого и широко распространенного вермикулита. Кроме того, обеспечивается возможность плакирования частиц модифицированного вермикулита при использовании полифенилсилоксана. При этом создается основа, на которой формируется металлокерамическое покрытие. Благодаря этому повышаются стабильность, прочность и долговечность антифрикционного покрытия.

Решение поставленной задачи обеспечивается тем, что способ получения антифрикционного покрытия на контактирующих трущихся поверхностях, включающий размещение между контактирующими трущимися поверхностями антифрикционной композиции, содержащей модифицированный вермикулит и углеводородное связующее, при этом антифрикционную композицию подвергают гидродинамической кавитационной диспергации с частотой около 200 Гц предпочтительно не менее 30 мин, с получением дисперсных твердых частиц крупностью меньше 1 мкм, отличается тем, что в процессе модификации вермикулит обрабатывают раствором 6-12% соляной кислоты, из расчета 10-15 мл 6-12% соляной кислоты на 1 г вермикулита, после чего сухой вермикулит крупностью 5-20 нм вводят в раствор полифенилсилоксана в толуоле, содержащего 1 г полифенилсилоксана на 5 мл толуола, после чего суспензию с помешиванием доводят до кипения и кипятят 1час, после чего суспензию фильтруют, осадок сушат при температуре 105ºС и прокаливают 1 час при температуре 600-700ºС.

Сопоставительный анализ признаков заявленного решения с признаками прототипа и аналогов свидетельствует о соответствии заявленного решения критерию «новизна».

Признаки отличительной части формулы изобретения обеспечивают решение следующих функциональных задач.

Признак, указывающий, что «в процессе модификации вермикулит обрабатывают раствором 6-12% соляной кислоты, из расчета 10-15 мл 6-12% соляной кислоты на 1 г вермикулита» позволяет уменьшить как количество абразивных элементов, так и размер частиц на два порядка.

Признаки, указывающие, что «сухой вермикулит крупностью 5-20 нм вводят в раствор полифенилсилоксана в толуоле, содержащего 1 г полифенилсилоксана на 5 мл толуола, после чего суспензию с помешиванием доводят до кипения и кипятят 1 час, после чего суспензию фильтруют, осадок сушат при температуре 105ºС» приводит к изменению природы поверхности за счет появления на ней фенильных радикалов и эксфолиации кристаллов.

Прокаливание в течение «1 час при температуре 600-700ºС» приводит к тому, что на поверхности практически отсутствует адсорбированная вода.

Заявленный способ иллюстрируется чертежами, где на фиг.1 показана морфология поверхности исходного вермикулита; на фиг. 2 – морфология поверхности вермикулита, обработанного кислотой; фиг. 3 – дифрактограмма исходного вермикулита; фиг.4 – дифрактограмма вермикулита после модификации соляной кислотой; на фиг. 5 – дифрактограмма вермикулит +9% ПФС (после прокаливания).

Способ осуществляют следующим образом.

Вермикулит обрабатывают раствором 6 - 12% соляной кислоты (на 1 г вермикулита 10-15 мл 6-12% соляной кислоты). Затем вермикулит (10 г) помещают в круглодонную колбу, снабженную мешалкой и обратным холодильником, приливают 50 мл раствора толуола, содержащего 1 г полифенилсилоксана (брутто-формула: [C6H5SiO1.5]). Суспензию кипятят в течение 1 часа. Раствор с суспензией фильтруют, осадок на фильтре сушат на воздухе и в шкафу при температуре 105°С и прокаливают в течение 1 часа при температуре 600-700ºС».

Выход продукта составил 10,9 г. Содержание углерода равно 5,23 %. После прокаливания в течение 1 часа при температуре 600-700ºС содержание углерода составило 2,3%.

Количество кремния после обработки вермикулита кислотой увеличивается за счет значительного снижения содержания магния, алюминия и железа (табл. 1), а также частично из-за высокого значения pH, равного 10.

Таблица 1

Элементный состав композитов на основе вермикулита

Образец Содержание элементов, %
SiO2 MgO Al2O3 CaO Fe2O3 TiO2 С Следы
1 Исходный вермикулит 44.65 29.76 15.14 5.7 7.85 0.78 - 0.580
2 Вермикулит + 12% HCl 89.26 6.72 3.64 1.0 0.34 0.17 - 0.017

Исходный вермикулит после механической активации (фиг.1) имеет плотную кристаллическую поверхность гидрослюды и размер частиц примерно 5 мкм. После обработки кислотой размеры частиц уменьшаются до 6-10 нм (фиг.2). Таким образом, модифицирование вермикулита кислотой позволяет уменьшить как количество абразивных элементов, так и размер частиц на два порядка.

Вермикулит имеет слоистую структуру, причем размер «галереи» [1] равен 14.3 Å-9.2 Å = 5.1 Å. При обработке кислотой происходит увеличение размера «галереи» за счет извлечения ионов алюминия, железа и магния. Увеличение размера «галереи» за счет расширяющейся решетки позволяет вводить полимерную молекулу полифенилсилоксана (ПФС), толщина которой равна 4.6-4.8 Å, согласно данным рентгенофазового анализа (РФА) и позитронно-аннигиляционной спектроскопии [2], а структуры их во многом близки по природе. Это также подтверждается данными РФА-спектроскопии (фиг. 3-5). При введении в «галерею» ПФС происходит эксфолиация вермикулита, что подтверждается данными РФА-спектроскопии (фиг.3-5).

При модификации вермикулита в растворе происходит образование покрытия молекулярного характера в связи с близостью физико-химических характеристик ПФС и силиката.

После модифицирования вермикулита полифенилсилоксаном в РФА-спектре (фиг. 4 и фиг.5) исчезает отражение (14.3 Å), которое имеется в исходном вермикулите.

Таким образом, модификация вермикулита ПФС приводит к изменению природы поверхности за счет появления на ней фенильных радикалов и эксфолиации кристаллов. Прокаливание приводит к тому, что на поверхности практически отсутствует адсорбированная вода.

Модифицированный вермикулит вводят в дизельное топливо из расчета 220-300 г смеси на литр и подвергают гидродинамической кавитационной диспергации с частотой около 200 Гц предпочтительно не менее 30 минут, которые определяют режимные параметры способа, обеспечивающие получение антифрикционной композиции.

Модифицирование поверхности вращающегося образца проводили фрикционно-механическим методом при нагрузке 400 Н в течение 1 мин. Толщина модифицированного слоя достигает 1 мкм.

Нагрузку при формировании покрытия и трибоиспытаниях изменяли в соответствии с режимами, приведенными в табл. 2. Время получения покрытия и трибоиспытаний каждой пары трения составляло 1 час.

Таблица 2

Режимы получения покрытия триботехнических испытаний

Нагрузка, Н 100 200 400
Время получения покрытия, мин 5 10 45
Время трибоиспытаний, мин 5 10 45

Исследования триботехнических свойств покрытий проводили на универсальной машине трения модели УМТВК производства АО «АвтоВАЗ» по схеме «ролик – колодка» при постоянной скорости скольжения 0,63 м/с. Для триботехнических испытаний образцы изготавливали из стали 40Х твердостью 230 НВ в форме роликов диаметром 45 мм, шириной 10 мм. Перед проведением испытаний образцы полировали до Ra=0,32мкм.

В качестве неподвижного образца использовались колодки, вырезанные из вкладышей судовых среднеоборотных дизелей типа «Rillenlager» («Miba» 33). Смазку пары трения осуществляли капельным способом (5–6 капель в минуту). Для смазки применялось работающее дизельное масло марки М-14-Д2(цл 30) ГОСТ 12337-84.

В результате сравнительных триботехнических испытаний пары трения «вал – вкладыш» при различных упрочняющих покрытиях установлено (табл. 3), что модифицирование стали композитом вермикулит + HCl + ПФС + ТО (ТО - термообработка (прокаливание) при температуре 600-700ºС в течение 1 часа) существенно снижает скорость изнашивания стали при нанесении покрытия и в процессе триботехнических испытаний, а также коэффициент трения по сравнению с упрочнением составом вермикулит + полимагнийфенилсилоксан, несколько меньший эффект достигается при использовании состава вермикулит + HCl + ПФС без последующей термообработки

Скорость изнашивания антифрикционного покрытия вкладыша также ниже при использовании вермикулита, модифицированного кислотой и ПФС.

Исследование полученного металлокерамического покрытия при упрочнении композитом вермикулит + HCl + ПФС + ТО с помощью рентгено-электронной спектроскопии позволило установить состав тонкопленочного покрытия (в атомных процентах): C = 48,3; O = 30,3; Fe = 13,8; Al = 3,3; Si = 3,2; Ca = 1,1.

Таблица 3

Скорости изнашивания стали 40Х на различных этапах получения покрытия, деталей сопряжения в процессе трибоиспытаний и материалах для получения покрытия

№п/п Триботехнический материал для получения покрытия Скорость изнашивания стали, мг/ч Скорость изнашивания вкладыша, мг/ч Коэффициент трения
при максимальной
нагрузке
при нанесении триботех-нического материала при формиро-вании покрытия в процессе трибоиспытаний
1 Вермикулит + полимагнийфенилсилоксан 60 0,1 0,4 2,2 0,022
2 Вермикулит + HCl + 9% ПФС 16 1,4 0,6 1,2 0,014
3 Вермикулит + HCl + 9% ПФС + ТО 8 1,4 0,1 1,9 0,007

Литература

1. S.Sinha Ray, M. Bousmina. Biodegradable polymers and their layered silicate nanocomposites // Progress in Materials Science. – 2005.–V.50.– P.962–1079.

2. Н.П. Шапкин, Ю.Н. Кульчин, В.И. Разов и др. / Исследование поливинилполифенилсилсесквиоксанов методами рентгеновской дифрактометрии, позитронной диагностики, спектроскопии ЯМР Si29 и изучение пленок на их основе // Изв. АН РФ. Сер. Химия. – 2011.– № 8.– С.1614–1620.


    Способ получения антифрикционной композиции для обработки контактирующих поверхностей пары трения, включающий проведение гидродинамической кавитационной диспергации модифицированного вермикулита в углеводородном связующем с частотой 200 Гц не менее 30 мин с получением дисперсных твердых частиц крупностью меньше 1 мкм и размещение полученной композиции между контактирующими поверхностями пары трения, отличающийся тем, что модифицированный вермикулит получают путем обработки раствором 6 - 12% соляной кислоты из расчета 10 - 15 мл 6 - 12% раствора соляной кислоты на 1 г вермикулита, затем сухой вермикулит крупностью 5 - 20 нм вводят в раствор полифенилсилоксана в толуоле, содержащего 1 г полифенилсилоксана на 5 мл толуола, после чего суспензию с помешиванием доводят до кипения и кипятят 1 час, затем суспензию фильтруют, осадок сушат при температуре 105°С и прокаливают 1 час при температуре 600 - 700°С.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к способам антикоррозионной обработки поверхности изделий из алюминия или алюминиевых сплавов. Поверхность изделия подвергают импульсному энергетическому воздействию излучением импульсного оптоволоконного иттербиевого лазера с длиной волны 1,065 мкм при удельной мощности излучения 4,539⋅1010…8,536⋅1010 Вт/см2, частоте следования импульсов 20…40 кГц и скорости сканирования поверхности лазерным излучением 250…700 мм/с.
Способ относится к формированию в изделии износостойкого приповерхностного слоя, содержащего соединения кобальта с водородом и кислородом в виде гидроксида кобальта Со(ОН)2 и гетерогенитов 3R - Со+3[O(ОН)] и 2Н-СоО(ОН), и заключается в том, что изделие из кобальтсодержащего материала нагревают во влажном воздухе при температуре от 100°С до менее 200°С в течение от 0,5 до 2,0 час.

Изобретение относится к способу лазерно-порошковой наплавки защитного покрытия на входную кромку рабочей лопатки паровой турбины из стали марки 13Х11Н2В2МФ-Ш, или 15Х11МФ-Ш, или 20X13.

Изобретение относится к упрочняющей обработке металлов с использованием концентрированных потоков энергии, в частности к получению на техническом титане ВТ1-0 поверхностных слоев с градиентной многофазной структурой, которые могут быть использованы для повышения ресурса работы деталей машин и механизмов, работающих в условиях многоциклового усталостного разрушения.

Изобретение относится к способу ввода пучка электронов в среду с повышенным давлением, при котором подачу газа осуществляют через систему напуска в сопловой блок, состоящий из двух кольцевых сопел (внутреннего и внешнего, по оси внутреннего кольцевого сопла имеется отверстие для прохождения пучка электронов), при расширении из которого в среду с повышенным давлением в приосевой области течения формируется «зона спокойствия», параметры которой зависят только от параметров, определяющих работу внутреннего кольцевого сопла (в частности, его геометрии и расхода газа), являющаяся частью транспортного канала для ввода пучка электронов из объема электронной пушки в среду с повышенным давлением.
Изобретение относится к триботехнике и может быть использовано при безразборном восстановительном ремонте, профилактике и предотвращении износа рабочих поверхностей деталей машин, подверженных износу, таких как поршневые узлы, подшипниковые пары трения, шестеренные передачи.

Изобретение относится к металлургическому производству, а именно к способу изготовления горячедеформированных изделий и может быть использовано при обработке наружной поверхности заготовки перед различными видами деформирования.

Изобретение относится к машиностроению, в частности к металлическим изделиям. Раствор для получения диффундированного металлокерамического поверхностного слоя металлического изделия содержит активные минеральные вещества, растворители, наполнители и красители, и дистиллированную воду, при следующем соотношении компонентов: растворители - 1 часть, активные вещества от 0,05 до 0,5 частей, наполнители и красители от 0,5 частей до 3 частей, дистиллированная вода от 0,1 части до 1 части, при этом в качестве активных минеральных веществ используют следующие компоненты с размером частиц от 0.5 мкм до 50 мкм, мас.%: силикаты природные - 10-80, бораты - 1-40, хлориты - 1-10, углеродосодержащие минералы - 1-25, остаточные примеси минералов - 5-30%.
Изобретение относится к общему машиностроению, в частности к ремонту транспортных средств, машин и механизмов. В способе осуществляют приготовление восстановительного состава добавок, содержащего, мас.%: минеральные вещества в виде каолина не более 55, катализаторы не более 43 и фуллерены не более 2, подают упомянутый восстановительный состав в зону трения в один этап и осуществляют приработку трибосистемы.

Изобретение относится к металлическому листу с предварительным покрытием для применения в автомобилях, который имеет превосходную пригодность в контактной сварке, коррозионную стойкость и формуемость.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при ремонте деталей, в частности зубьев каретки синхронизатора. В способе наплавляют с помощью проволоки из материала с высокой твердостью слой в среде углекислого газа, затем восстанавливают поверхность зубьев до номинального размера, требуемой формы и чистоты поверхности путем электроэрозионной обработки слоя наплавленного высокотвердого материала с использованием шаблонного графитового электрода-инструмента, поверхность которого представляет собой копию поверхности сопряжения ответной детали.

При оптимизации газовой турбины, имеющей лопатки с первым керамическим теплоизоляционным покрытием, к области ее применения извлекают лопатки из газовой турбины, после чего удаляют, по меньшей мере, частично первое керамическое теплоизоляционное покрытие с извлеченных из турбины лопаток и/или берут новые лопатки.

Изобретение относится к области ремонта, выполненного как единое целое моноколеса турбореактивного двигателя летательного аппарата, и предназначено для ремонта любой лопатки турбомашины.

Изобретение относится к области ремонта и восстановления трубопроводов, в частности к ремонту без выкапывания трубопровода из земли с обеспечением на его внутренней кольцевой поверхности облицовки с помощью сегмента.

Изобретение относится к авиационной промышленности и может быть использовано для изготовления моноколес турбомашин. Способ включает последовательную черновую обработку концевыми фрезами верхних, средних и концевых участков лопаток и дальнейшую их чистовую обработку.

Изобретение относится к восстановлению изношенных боковых поверхностей шлицев. Осуществляют нагрев и раздачу боковых поверхностей шлицев электрод-инструментом для электромеханической обработки, движущимся вдоль шлица по его поверхности.

Изобретение относится к металлургии, а именно к восстановительной обработке деталей из жаропрочных сплавов на никелевой основе, и может быть использовано в авиационной и энергетической промышленности для продления ресурса работы деталей газотурбинных двигателей и установок.

Изобретение относится к сварке плавлением сверхпрочных сплавов и может использоваться для изготовления и ремонта элементов газотурбинных двигателей. На основной материал из сверхпрочного сплава наносят композитный присадочный порошок, содержащий 5-50% по массе порошка твердого припоя, который включает депрессанты температуры плавления, и 50-95% по массе высокотемпературного сварочного порошка.

Изобретение относится к ремонту изношенных деталей, в частности к способам восстановления шлицевых втулок карданных валов, и может быть использовано в машиностроении.

Изобретение может быть использовано для упрочнения рабочих поверхностей почвообрабатывающих орудий сельскохозяйственных машин, эксплуатирующихся в условиях абразивного изнашивания.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для ремонта деталей, содержащих шлицевые соединения, в частности шлицов каретки синхронизатора. В способе наплавляют проволоку из материала с высокой твердостью на изношенную поверхность в среде углекислого газа, при этом после наплавки поверхность шлицов каретки синхронизатора восстанавливают до номинального размера, требуемой формы и чистоты поверхности готовой детали путем электроэрозионной обработки наплавленного высокотвердого материала с использованием шаблонного графитового электрода-инструмента, изготовленного по форме шлицов каретки синхронизатора с поверхностью в виде копии поверхности сопряжения ответной детали. Техническим результатом предлагаемого изобретения является обеспечение возможности многократного восстановления поверхности шлицов каретки синхронизатора без механической обработки до номинального размера, требуемой формы и чистоты поверхности. 1 ил.
Наверх