Автоматическая система взимания платы за проезд по автомобильным дорогам

Изобретение относится к автоматической системе взимания платы за проезд по автомобильным дорогам. Технический результат заключается в отслеживании автотранспортного средства на участках дорог с нестабильной или отсутствующей связью. Система содержит установленные на автотранспортном средстве бортовой компьютер с функцией Wi-Fi и приемопередающее устройство, навигационную спутниковую систему, передающую на бортовой компьютер данные о координатах местоположения автотранспортного средства для их передачи через приемопередающее устройство на центральный компьютер, содержащий базу данных об автотранспортных средствах, установленных на них бортовых компьютерах и лицевых счетах грузоперевозчиков, выполненный с возможностью расчета платежей за езду по платным автомобильным дорогам и списания денежных средств с лицевых счетов грузоперевозчиков, при этом на участках автомобильной дороги с нестабильной или отсутствующей связью дополнительно установлены образующие локальную сеть маршрутизаторы с функцией Wi-Fi для передачи на центральный компьютер данных об идентификационном номере бортового навигационного устройства бортового компьютера и данных об автотранспортном средстве для позиционирования его на карте дорог в центральном компьютере по координатам установки маршрутизаторов. 4 з.п. ф-лы, 1 ил.

 

Изобретение относится к автоматическим системам безостановочного взимания платы за проезд по автомобильным дорогам большегрузного автомобильного транспорта.

Известна автоматическая системы сбора с грузоперевозчика компенсации за наносимый автомобильным дорогам ущерб, включающая компьютер, соединенные с ним по каналам связи через приемопередающее устройство блок весового контроля и приемопередающее устройство малого радиуса, образующие пост весового контроля, и находящийся у грузоперевозчика радиочастотный идентификатор, содержащий данные о государственном номере транспортного средства, его владельце и индивидуальном номере грузоперевозчика. Компьютер содержит базу данных владельцев транспортных средств и индивидуальных номеров и лицевых счетов грузоперевозчиков и выполнен с возможностью расчета компенсации за превышение транспортным средством весовых параметров, списания денежных средств с лицевого счета грузоперевозчика и информирования его об этом списании (патент RU №127503, опубл. 27.04.2013 г.).

В известной системе для распознавания грузоперевозчика применен радиочастотный идентификатор, который обеспечивает качественное распознавание транспортного средства. Однако известная система не позволяет контролировать передвижение транспортного средства по маршруту и взимать плату за фактически пройденное расстояние.

Известна система сбора платежей за пользование платной дорогой с использованием искусственных спутников. Система содержит автотранспортное средство с установленными на нем бортовым компьютером, содержащим идентификационный номер и данные об автотранспортном средстве, и приемопередающее устройство, навигационную спутниковую систему и центральный компьютер. Бортовой компьютер принимает сигнал от искусственного спутника, вычисляет широту, долготу и высоту в качестве местоположения автотранспортного средства согласно принятому сигналу и сохраняет их во внешнем блоке хранения данных в виде последовательных во времени файлов, которые при помощи приемопередающего устройства передаются на центральный компьютер, где данные накапливаются в блоке хранения данных для каждого автотранспортного средства. Центральный компьютер содержит базу данных об автотранспортных средствах, идентификационных номерах установленных на них бортовых компьютеров и лицевых счетах грузоперевозчиков и выполнен с возможностью расчета платежей за езду по платным автомобильным дорогам и списания денежных средств с лицевых счетов грузоперевозчиков. Центральный компьютер согласно переданным от бортового компьютера данным начисляет платеж за езду по платной автомобильной дороге для каждого грузоперевозчика согласно тарифам, определенным для каждой секции дороги (РФ №2336569 опубл. 20.10.2008).

В приведенной системе улучшен недостаток предыдущей. Однако применение ее целесообразно лишь на ограниченной по протяженности дорог территории. Применение ее в отношении дорог РФ, организационно разделенных на федеральные и региональные, может быть проблематично, поскольку плата за использование дорог должна поступать в различные финансовые организации (федеральные или региональные). Это требует учета множества постоянно меняющихся факторов, что приводит к усложнению системы.

Кроме того, часть дорог проходит через территории, не обеспеченные устойчивой мобильной связью, которая является поставщиком Интернет услуг и связи с ГЛОНАСС или GPS. На этих участках автотранспортное средство не отслеживается и не может передавать информацию о себе.

И, наконец, связь устройств, осуществляющих навигацию, зависит от качества связи сотовых операторов, которая плоха или полностью отсутствует в туннелях, под мостами и эстакадами, на подземных автостоянках, рядом с металлоконструкциями, в горах, на периферийных и региональных автодорогах, в лесу, в тайге и так далее.

Система, приведенная последней, является наиболее близким решением по технической сущности.

Задачей настоящего изобретения является расширение технологических возможностей системы за счет обеспечения отслеживания передвижения автотранспортного средства на участках автомобильных дорог с нестабильной или отсутствующей связью.

Эта задача решается таким образом, что в автоматической системе взимания платы за проезд по автомобильным дорогам, содержащей установленные на автотранспортном средстве бортовой компьютер, содержащий идентификационный номер и данные об автотранспортном средстве, и приемопередающее устройство, навигационную спутниковую систему, определяющую и передающую на бортовой компьютер данные о координатах местоположения автотранспортного средства в заданный временной интервал, сохранение их в базе данных бортового компьютера для передачи через приемопередающее устройство на центральный компьютер, содержащий базу данных об автотранспортных средствах, идентификационных номерах установленных на них бортовых компьютеров и лицевых счетах грузоперевозчиков, выполненный с возможностью расчета платежей за езду по платным автомобильным дорогам и списания денежных средств с лицевых счетов грузоперевозчиков, согласно изобретению на участках автомобильных дорог с нестабильной или отсутствующей связью дополнительно установлены образующие локальную сеть маршрутизаторы с функцией Wi-Fi, для передачи на центральный компьютер данных об идентификационном номере бортового навигационного устройства, находящегося в составе бортового компьютера, и данных об автотранспортном средстве для позиционирования его на карте дорог в центральном компьютере по координатам установки маршрутизаторов, при этом бортовые компьютеры выполнены с функцией доступа в сеть Wi-Fi.

Центральный компьютер может быть выполнен с возможностью передачи через приемопередающее устройство на бортовой компьютер данных об автомобильной дороге и тарифе за проезд по ней, расчете стоимости за проезд и наличии денежных средств на лицевом счете грузоперевозчика и т.п.

Бортовой компьютер может быть соединен через локальную сеть маршрутизаторов с местными службами оказания помощи при аварии или неисправности автотранспортного средства.

Маршрутизатор может быть подключен к системе питания и управления светофором, подключенным к модему связи и Интернету для взаимодействия с автотранспортными средствами, управляемыми навигационными спутниковыми системами в режиме автопилота, что позволяет обеспечить в случае потери связи и Интернета безаварийное прохождение автотранспортным средством перекрестка.

Бортовой компьютер через локальную сеть маршрутизаторов и центральный компьютер может быть соединен со службами поставщиков платных услуг: автостоянки, автозаправки, автомойки и т.д.

Предлагаемая система взимания платы за проезд с дополнительной или параллельной локальной сетью доступа в интернет, обеспечиваемой маршрутизаторами (роутерами) с функцией Wi-Fi, позволяет повысить объем и достоверность сбора информации о перемещениях автотранспортных средств и, соответственно, обоснованность взимания платы за проезд. При этом сводятся к минимуму риски неучтенного нахождения автотранспортного средства на региональных дорогах в административных границах субъектов федерации с конкретными тарифами за проезд, а также на стоянках автомобильного транспорта.

Предлагаемая система позволяет обеспечить качественное распознавание автотранспортного средства на участках дорог с нестабильной или отсутствующей связью, осуществлять контроль за его передвижением, определять пройденное расстояние и в автоматическом режиме взимать плату за проезд по фактически пройденному по конкретной автомобильной дороге расстоянию.

Кроме того, система обеспечивает возможность оплаты дополнительно предоставленных платных услуг: автостоянки, автомойки, автозаправки и т.д., а также услуг скорой помощи и служб МЧС.

Заявителю неизвестно использование в науке и технике отличительных признаков автоматической системы взимания платы за проезд по автомобильным дорогам с достижением указанного технического результата.

На фиг. представлена функциональная блок-схема системы.

Система содержит установленные на автотранспортном средстве бортовой компьютер 1 с функцией Wi-Fi, содержащий идентификационный номер и данные об автотранспортном средстве (Vin, информация о владельце) и приемопередающее устройство 2. Бортовой компьютер 1 выполнен с возможностью передачи данных об автотранспортном средстве, идентификационном номере и лицевом счете грузоперевозчика через приемопередающее устройство 2 на центральный компьютер 3. Центральный компьютер 3 содержит базу данных об автотранспортных средствах, идентификационных номерах установленных на них бортовых компьютеров и лицевых счетах грузоперевозчиков. Центральный компьютер выполнен с возможностью расчета платежей за езду по платным автомобильным дорогам и списания денежных средств с лицевых счетов грузоперевозчиков. Бортовой компьютер 1, выполняющий функцию навигационного оборудования, соединен по каналам связи с навигационной спутниковой системой 4 ГЛОНАСС или GPS, передающей ему данные о координатах местоположения автотранспортного средства в заданный временной интервал. Связь между устройствами осуществляется при помощи сотовой связи. На участках трассы с нестабильной или полностью отсутствующей связью установлены образующие локальную сеть маршрутизаторы 5 с функцией Wi-Fi для обеспечения доступа из локальной сети в глобальную сеть Интернет.

Центральный компьютер 3 передает данные об автомобильной дороге, тарифе за проезд по ней, расчете стоимости и наличии денежных средств на лицевом счете грузоперевозчика через приемопередающее устройство 2 на бортовой компьютер 1. Бортовой компьютер 1 соединен через локальную сеть маршрутизаторов 5 со службами оказания помощи при аварии или неисправности автотранспортного средства. Маршрутизатор 5, подключенный к системе питания и управления светофором, подключенным к модему связи и Интернету, обеспечивает взаимодействие с автотранспортными средствами, управляемыми навигационной спутниковой системой 4 в режиме автопилота. Маршрутизаторы 5 и центральный компьютер 3 соединены со службами поставщиков платных услуг: автостоянки, автозаправки, автомойки и т.д.

Система работает следующим образом.

При движении автотранспортного средства по дороге навигационная спутниковая система 4 ГЛОНАСС или GPS определяет его координаты местоположения в заданный временной интервал и передает их на бортовой компьютер 1, который через приемопередающее устройство 2 передает их на центральный компьютер 3. Ряд последовательных координат нахождения транспортного средства являются исходными данными центральному компьютеру 3 для определения маршрута передвижения и расчета длины пройденного пути. Центральный компьютер 3 накапливает данные о перемещениях автотранспортного средства, исходя из которых, учитывая переданные бортовым компьютером 1 данные об автотранспортном средстве, идентификационном номере и лицевом счете грузоперевозчика, сравнении их с содержащимися в нем данными, и тарифы данного участка дороги с заданной периодичностью предъявляет счет грузоперевозчику через соответствующий финансовый орган. Связь между бортовым компьютером 1, центральным компьютером 3 и навигационной спутниковой системой 4 осуществляется при помощи сотовой связи. На участках дорог с нестабильной или отсутствующей мобильной связью автотранспортное средство попадает в зону действия маршрутизаторов 5, которые обеспечивают связь центрального компьютера 3 с бортовым компьютером 1. При этом происходит обмен данными между бортовым компьютером 1 и центральным компьютером 3. Если координаты от бортового компьютера 1 не переданы, то маршрутизатор 5 получает от бортового компьютера 1 по системе Wi-Fi идентификационный номер бортового навигационного устройства, находящегося в составе бортового компьютера, и данные об автотранспортном средстве и передает их на центральный компьютер 3, который позиционирует автотранспортное средство по координатам установки маршрутизатора 5. Перемещаясь от одного маршрутизатора до другого, автотранспортное средство позиционируется на карте дорог в центральном компьютере 3, который осуществляет расчет платежа за езду по платной дороге и при съезде с нее списывает денежные средства с лицевого счета грузоперевозчика. Маршрутизаторы предлагаемой системы взимания платы могут быть соединены с центральным компьютером по любым существующим системам связи: спутниковая, Wi-Мах, проводная, кабельная, оптико-волоконная и сотовая через кабель на модем, установленный в зоне устойчивой связи на столбах, усилителях связи и так далее.

При поломке автотранспортного средства или аварии маршрутизатор 5 передает данные об этом в местные службы оказания помощи или поставщикам платных услуг. Маршрутизатор 5, подключенный к системе питания и управления светофором, подключенным к модему связи и Интернету, дублирует сигналы светофора на автотранспортное средство и бортовой компьютер. Таким образом, обеспечивается взаимодействие с транспортными средствами, управляемыми навигационной спутниковой системой в режиме автопилота, что позволяет в случае потери связи и Интернета безаварийное прохождение ими перекрестка посредством связи Wi-Fi маршрутизатора с бортовым компьютером 1. Установленный на автостоянке маршрутизатор 5 передает на центральный компьютер 3 данные о количестве проведенного на ней автотранспортным средством времени. Центральный компьютер 3 производит расчет повременной оплаты стоянки согласно переданным поставщиком услуг тарифам и передает его данные через приемопередающее устройство 2 на бортовой компьютер 1.

Предлагаемая система взимания платы за проезд по автомобильным дорогам расширяет возможности системы по качественному отслеживанию передвижения автотранспорта по автомобильным дорогам. Через маршрутизаторы и бортовой компьютер можно получать счет и производить оплату за проезд по региональным и федеральным автомобильным дорогам и оплачивать услуги платных стоянок, автозаправок, автомоек и т.д.

1. Автоматическая система взимания платы за проезд по автомобильным дорогам, содержащая установленные на автотранспортном средстве бортовой компьютер, содержащий идентификационный номер и данные об автотранспортном средстве, и приемопередающее устройство, навигационную спутниковую систему, определяющую и передающую на бортовой компьютер данные о координатах местоположения автотранспортного средства в заданный временной интервал, сохранение их в базе данных бортового компьютера для передачи через приемопередающее устройство на центральный компьютер, содержащий базу данных об автотранспортных средствах, установленных на них бортовых компьютерах и лицевых счетах грузоперевозчиков, выполненный с возможностью расчета платежей за езду по платным автомобильным дорогам и списания денежных средств с лицевых счетов грузоперевозчиков, отличающаяся тем, что на участках автомобильной дороги с нестабильной или отсутствующей связью дополнительно установлены образующие локальную сеть маршрутизаторы с функцией Wi-Fi, для передачи на центральный компьютер данных об идентификационном номере бортового навигационного устройства, находящегося в составе бортового компьютера, и данных об автотранспортном средстве для позиционирования его на карте дорог в центральном компьютере по координатам установки маршрутизаторов, при этом бортовые компьютеры выполнены с функцией доступа в сеть Wi-Fi.

2. Автоматическая система по п. 1, отличающаяся тем, что центральный компьютер выполнен с возможностью передачи через приемопередающее устройство на бортовой компьютер данных об автомобильной дороге и тарифе за проезд по ней, расчете стоимости за проезд и наличии денежных средств на лицевом счете грузоперевозчика.

3. Автоматическая система по п. 1, отличающаяся тем, что бортовой компьютер соединен через локальную сеть маршрутизаторов с местными службами оказания помощи при аварии или неисправности автотранспортного средства.

4. Автоматическая система по п. 1, отличающаяся тем, что маршрутизатор подключен к системе питания и управления светофором, подключенным к модему связи и Интернету.

5. Автоматическая система по п. 1, отличающаяся тем, что бортовой компьютер через локальную сеть маршрутизаторов и центральный компьютер соединены со службами поставщиков платных услуг.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к средствам автоматизации оплаты и контроля проездных документов и может быть использовано для дифференцированной оплаты проезда и контроля проездных документов преимущественно в метрополитене и на железной дороге.

Изобретение относится к системе взимания платы за проезд. Технический результат изобретения заключается в повышении эффективности контроля проезжающих транспортных средств за счет размещения антенной системы вдоль продольного направления контролирующего транспортного средства.

Изобретение относится к устройствам и к способам управления для системы взимания дорожных сборов, которая основана на бортовых устройствах, базирующихся в транспортных средствах, с использованием регистрирующих транспортных средств, контролирующих транспортных средств и сервера регистрации нарушений, в которой регистрирующее транспортное средство считывает параметр дорожного сбора с бортового устройства проезжающего мимо транспортного средства через интерфейс DSRC-радиосвязи, сравнивает его с параметром, характеризующим форму транспортного средства, который обнаружен датчиком, и на основании этого, в случае несоответствия, генерирует запись с данными о нарушении и передает ее в сервер регистрации нарушений, при этом контролирующее транспортное средство регистрирует свое местоположение или его окрестность в сервере регистрации нарушений, и сервер регистрации нарушений делает записи с данными о нарушениях в местах, где произошли нарушения, при этом, когда контролирующее транспортное средство обнаруживает транспортное средство-нарушитель в окрестности, оно выдает предупреждающее сообщение, и при передаче записи с данными о нарушении из регистрирующего транспортного средства в сервер регистрации нарушений и/или из сервера регистрации нарушений в контролирующее транспортное средство запись с данными о нарушении разделяют на одну часть, передаваемую по протоколу управления передачей, и на другую часть, передаваемую по протоколу передачи дейтаграмм пользователя.

Изобретение относится к средствам контроля оплаты проезда в общественном транспорте. Технический результат заключается в повышении надежности и качества контроля оплаты проезда.

Изобретение относится к способу дорожного сбора с транспортных средств в открытой системе платной дороги. Технический результат заключается во взимании дорожного сбора с транспортных средств открытой системы платной дороги, с динамичным расчетом суммы дорожного сбора при проходе маяка в режиме реального времени с возможностью обновления данных.

Изобретение относится к системам пропускного режима на автомобильные парковки, оборудованные системами идентификации транспортных средств и водителей. Технический результат заключается в повышении надежности работы устройства управления автомобильной парковкой.

Изобретение относится к системе и способу предоставления доступа к точке с использованием процесса авторизации в режиме реального времени. Технический результат заключается в повышении надежности и безопасности предоставления доступа к точке за счет процесса авторизации в режиме реального времени.

Изобретение относится к способу регистрации автомобилей, подлежащих оплате дорожного сбора, на платных дорогах дорожной сети. .

Изобретение относится к средствам передачи и контроля электронных билетов для пользователей в сети связи. .
Изобретение относится к средствам проверки электронных билетов. .

Изобретение относится к способу обработки данных в электронной торговой системе. Технический результат заключается в обработке данных в электронной торговой системе.

Изобретение относится к средствам обработки идентификаторов продукта. Технический результат заключается в повышении надежности обработки.

Группа изобретений относится к средствам аутентификации идентичности отслеживаемого объекта при прохождении по цепочке поставок. Технический результат заключается в повышении надежности мониторинга аутентифицируемых изделий в системе цепочки поставок.

Изобретение относится к области игр с заключением пари и может быть использовано, в частности, в букмекерской деятельности. Технический результат заключается в расширении арсенала технических средств по автоматическому преобразованию событий для последующего приема букмекерских ставок.

Изобретение относится к области медицины, медицинской диагностики, электронным медицинским информационным системам. Для повышения качества медицинской помощи проводят дистанционное электронное тестирование пациента путем самостоятельного входа пациента в «блок пациента» системы, при этом взрослые проводят тестирование самостоятельно, а с детьми его осуществляют родители.

Изобретение относится к области электронной торговли и транзакций, а именно к обеспечению и эксплуатации защищенной сети связи. Техническим результатом является обеспечение анонимного администрирования данных, касающихся транзакций и содержания, в соответствии с существующими юридическими требованиями.

Изобретение относится к системе и способу сбора данных и контроля для заданного пространства в пределах общественного или коммерческого объекта. Технический результат заключается в обеспечении сбора и обработки данных, получаемых с датчиков.

Изобретение относится к средствам лояльности покупателя. Техническим результатом является повышение достоверности электронного отслеживания информации о покупках для системы предоставления вознаграждения лояльности покупателя.

Изобретение относится к способам и устройству выполнения транзакции погашения в реальном времени. Технический результат заключается в обеспечении выполнения транзакции погашения.

Изобретение относится к телематическим бортовым устройствам для транспортных средств. Бортовое устройство для транспортного средства включает в себя средство сбора данных эксплуатации транспортного средства, средство передачи данных телематической сервисной платформе, средство идентификации водителя и контроллер для управления передачей данных телематической сервисной платформе в ответ на предоставленную идентификацию водителя.

Изобретение относится к системе преобразования, анализа и оценки информационных признаков объекта. Технический результат заключается в повышении эффективности обработки данных. Система содержит блок формирования информационных признаков системы (1), блок сравнения и выбора существенных признаков (2), блок выбора решателей (3), блок формирования правил решателя (4), блок установки шкалы преобразования (5), блок преобразования абсолютных значений признаков в относительные (6), сервер баз данных (7), блок вычисления показателей состояния системы (8), блок вычисления корреляционных зависимостей между информационными признаками (9), блок определения оптимальных значений информационных признаков (10), блок вычисления коэффициента эффективности системы (11), блок выбора рекомендаций (12), блок визуализации данных (13), АРМ пользователя (14). 3 ил.
Наверх