Зубчатое колесо

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к зубчатым колесам. Зубчатое колесо содержит ступицу, тело в виде спиц и обод с зубчатым венцом. На наружной поверхности ступицы и внутренней поверхности обода расположены ребра жесткости, связывающие концы спиц по полкам их поперечного двутаврового сечения. На боковой поверхности колеса имеются сложные поверхности в виде желоба. В каждом замкнутом желобе П-образного поперечного сечения установлена вставка, форма и размеры которой равны форме и размерам этого желоба. Достигается повышение эксплуатационных характеристик. 3 ил.

 

Изобретение относится к машиностроению, в частности к деталям машин, и может быть использовано в зубчатых передачах с колесами большого диаметра.

Известно зубчатое колесо, содержащее ступицу, тело в виде спиц, поперечные сечения которых имеют форму двутавра с полками, ориентированными в плоскости вращения колеса, обод и зубчатый венец. По наружной поверхности ступицы и внутренней поверхности обода, в плоскости вращения колеса, выполнены ребра жесткости, соединяющие концы соседних спиц (см., например, Заплетохин В. А. Конструирование деталей механических устройств: Справочник. - Л.: Машиностроение, Ленингр. отделение, 1990. - 669 с., ил., с. 468, табл. 4.27).

Недостаток данной конструкции зубчатого колеса состоит в том, что спицы, в виде которых выполнено тело колеса, имеют в своем поперечном сечении вид двутавров, полки которых ориентированы в плоскости вращения колеса. Таким образом, спицы, совместно с ребрами жесткости, расположенными на наружной поверхности ступицы и внутренней поверхности обода, образуют сложные поверхности, в частности - вогнутые, расположенные между внутренними поверхностями спиц, внутренними поверхностями ребер жесткости и поверхностями ступицы и обода, расположенными между ребрами жесткости. Эти вогнутые поверхности, образующие замкнутые желоба между соседними спицами, являются аккумуляторами различных загрязнений из окружающей среды; также они, при вращении колеса, захватывают и перемещают жидкий смазочный материал, используемый для смазывания зубчатого колеса, что нежелательно. Все это ухудшает эксплуатационные характеристики зубчатого колеса.

В качестве прототипа взята конструкция зубчатого колеса, содержащего ступицу, тело в виде спиц, поперечные сечения которых имеют форму двутавра с полками, ориентированными в плоскости вращения колеса, обод и зубчатый венец; а по наружной поверхности ступицы и внутренней поверхности обода выполнены ребра жесткости, связывающие между собой концы соседних спиц (см. Анурьев В. И. Справочник конструктора-машиностроителя. В 3-х т. Т. 2. - 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Машиностроение, 1982. - 584 с., ил., стр. 309, рис. 22).

Недостатки прототипа - те же, что и у аналога.

Изобретением решается задача повышения эксплуатационных характеристик зубчатого колеса.

Для этого зубчатое колесо содержит ступицу, тело в виде спиц, поперечное сечение которых имеет форму двутавра с полками, ориентированными в плоскости вращения колеса, обод и зубчатый венец; по наружной поверхности ступицы и внутренней поверхности обода, в плоскости вращения колеса, расположены ребра жесткости, соединяющие концы соседних спиц. Причем в каждом замкнутом желобе П-образного поперечного сечения, между каждой парой соседних спиц, образованном внутренними поверхностями этих соседних спиц, обращенных друг к другу, внутренними поверхностями ребер жесткости, расположенных на поверхности ступицы и обода между спицами, и участками поверхностей ступицы и обода между этими ребрами жесткости, установлена вставка, форма и размеры которой равны форме и размерам этого обода.

Сущность изобретения поясняется чертежами, на которых изображены: зубчатое колесо - вид с торца с местными разрезами (фиг. 1), то же - вид сбоку в разрезе (фиг. 2), поперечное сечение зубчатого колеса - фиг. 3.

На чертежах показаны: ступица 1, тело в виде спиц 2, обод 3, зубчатый венец 4, ребра жесткости 5 на ступице, ребра жесткости 6 на ободе, полки 7 и 8 двутаврового сечения спиц, стенки 9 двутаврового сечения спиц, вставки 10.

Зубчатое колесо содержит ступицу 1, тело в виде спиц 2, обод 3 и зубчатый венец 4. На наружной поверхности ступицы 1)и внутренней поверхности обода 3 расположены два ряда ребер жесткости, связывающих концы спиц в области ступицы и обода - ребра 5 и 6. Спицы 2 в своем поперечном сечении имеют вид двутавров, полки 7 и 8 которых ориентированы в плоскости вращения колеса; между этими полками расположены стенки 9 этих двутавров. В каждом замкнутом желобе П-образного поперечного сечения, между каждой парой соседних спиц 2, образованном внутренними поверхностями этих соседних спиц, обращенных друг к другу (боковыми внутренними поверхностями полок 7, 8 и поверхностями стенок 9), внутренними поверхностями ребер жесткости 5 и 6, расположенными на поверхностях ступицы 1 и обода 3, и участками поверхностной ступицы 1 и обода 3 между этими ребрами жесткости, установлена вставка 10, форма и размеры которой равны форме и размерам этого желоба.

Вставки 10, установленные в вышеописанных желобах, не позволяют накапливаться в этих желобах различным загрязнениям (а эти загрязнения усиливаются при наличии смазочного материала, используемого для смазывания зубчатого колеса). Кроме того, наличие таких вставок не позволяет жидкому смазочному материалу, используемому для смазывания колеса (методом погружения или полива), быть захваченным этими желобами и перемещаться по этим желобам, переливаясь при вращении колеса на его элементы, загрязняя при этом и их.

По сравнению с прототипом, тем самым, предлагаемая конструкция зубчатого колеса имеет лучшие эксплуатационные характеристики.

Зубчатое колесо, содержащее ступицу, тело в виде спиц с поперечными сечениями в форме двутавров, полки которых ориентированы в плоскости вращения колеса, обод и зубчатый венец, у которого по наружной поверхности ступицы и внутренней поверхности обода, в плоскостях вращения полок двутавров спиц, выполнены ребра жесткости, соединяющие между собой концы соседних спиц, отличающееся тем, что в каждом замкнутом желобе П-образного поперечного сечения, между каждой парой соседних спиц, образованном внутренними поверхностями этих соседних спиц, обращенными друг к другу, внутренними поверхностями ребер жесткости, расположенных на поверхностях ступицы и обода между спицами, и участками поверхностей ступицы и обода между этими ребрами жесткости, установлена вставка, форма и размеры которой равны форме и размерам этого желоба.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах с ударными режимами нагружения зубьев, смазываемых пластичными смазочными материалами.

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых жидкими смазочными материалами. Цилиндрическое зубчатое колесо плоской формы содержит ступицу (1), тело (2) в виде диска, обод (3) и зубчатый венец (4).

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к конструкции зубчатых колес, смазываемых жидкими смазочными материалами. Цилиндрическое зубчатое колесо содержит выступающую в одну сторону ступицу (1), тело (2) в виде диска, обод (3) и зубчатый венец (4), ширина В которого больше толщины диска.

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в редукторах общего машиностроения, в тяговых передачах локомотивов. Колесо передачи зацеплением содержит венец и ступицу с радиальным зазором, соединенные диском с упругими элементами, образованными цилиндрическими проточками глубиной, превышающей половину толщины диска.

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в зубчатых передачах с колесами большого диаметра. Зубчатое колесо содержит ступицу 1, тело в виде двух рядов спиц - 2 и 3, обод 4 и зубчатый венец 5.

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в зубчатых передачах с колесами большого диаметра. Зубчатое колесо содержит ступицу, тело в виде спиц, обод и зубчатый венец, по наружной поверхности ступицы и внутренней поверхности обода расположены ребра жесткости, соединяющие концы спиц между собой.

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в зубчатых передачах с колесами большого диаметра. Зубчатое колесо содержит ступицу, тело в виде двух рядов спиц, обод и зубчатый венец.

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в зубчатых передачах с колесами большого диаметра. Зубчатое колесо содержит ступицу, тело в виде двух рядов спиц, обод и зубчатый венец.

Изобретение относится к машиностроению. Зубчатое колесо содержит тело, зубчатый венец с полыми зубьями, выполненными из пластин, изогнутых по наружному профилю зубьев с образованием в их набегающих боковых поверхностях сквозных отверстий в месте примыкания этих поверхностей к телу колеса, и пары кольцевых накладок.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в тихоходных зубчатых передачах с крупномодульными зубчатыми колесами, смазываемых жидкими смазочными материалами методом погружения.

Изобретение относится к области машиностроения, а более конкретно к планетарным передачам. Планетарная передача для вычитания и сложения угловых скоростей двух двигателей содержит валы (1) и (2), шестерни (3), (4) и (5), водило (6). Вал (1) соединен с солнечной шестерней (3), а вал (2) соединен с водило (6). Шестерни сателлиты (4) установлены на водило с возможностью вращения. Кольцевая шестерня (5) установлена на подшипнике на водило (6). Вращательные движения вала (1) и вала (2) преобразуются во вращательное движение кольцевой шестерни (5): С1±С2, где С1 и С2 угловые скорости вала (1) и вала (2). Достигается расширение функциональных возможностей. 3 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, работающих со смазыванием. Зубчатое колесо содержит ступицу с посадочным отверстием, зубчатый венец и тело в виде диска, в котором между ступицей и зубчатым венцом выполнены углубления. Полости углублений заполнены материалом, отличным от материала тела колеса, например пластмассой. Обеспечивается повышение эксплуатационных характеристик колеса, работающего со смазыванием. 2 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах с крупномодульными зубчатыми колесами. Зубчатое колесо содержит тело, зубчатый венец с полыми зубьями, каждый из которых выполнен из пары прямоугольных пластин, изогнутых по профилю рабочих участков боковых поверхностей зуба, расчетного для данного колеса, и пару кольцевых накладок, укрепленных на торцах тела колеса, между которыми укреплены зубья зубчатого венца. Толщина пластин вдоль высоты зубьев выполнена переменной, увеличивающейся от минимума на линии начальной окружности зубчатого венца в стороны окружностей вершин и оснований зубчатого венца. Это увеличение прямо пропорционально увеличению скоростей скольжения на боковых поверхностях зубьев в этих направлениях; причем увеличение толщины выполнено вовнутрь полостей зубьев. Обеспечивается оптимизация конструкции зубьев и снижение издержек на его изготовление. 2 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах. Зубчатое колесо содержит тело, зубчатый венец с полыми зубьями, каждый из которых выполнен из пары пластин, изогнутых по профилю боковых поверхностей зуба, расчетного для данного колеса, и пары кольцевых накладок, укрепленных на торцах тела. Наружный диаметр накладок равен диаметру окружности зубчатого венца; диаметр внутреннего периметра накладок меньше диаметра окружности оснований зубчатого венца. Пластины каждого зуба укреплены между накладками и по окружности тела. Пластины по всей своей длине выполнены гофрированными, с круглыми гофрами, параллельные складки которых ориентированы вдоль высоты зубьев параллельно плоскости вращения колеса. Обеспечивается повышение износостойкости зубьев зубчатого колеса. 3 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых жидкими смазочными материалами методом погружения. Зубчатое колесо содержит тело, зубчатый венец с полыми зубьями, каждый из которых выполнен из одной прямоугольной пластины, изогнутой по профилю зуба, расчетного для данного колеса, и пары кольцевых накладок, наружный диаметр которых равен диаметру окружности вершин зубчатого венца, укрепленных на торцах тела. Зубья зубчатого венца укреплены между накладками и на теле колеса. В опережающих при вращении колеса, боковых поверхностях зубьев выполнены зазоры относительно тела колеса. В участках пластин, образующих отстающие боковые поверхности зубьев, в области вершин зубьев и с примыканием к этим вершинам, выполнены сквозные отверстия, расположенные вдоль ширины этих участков, Внутри полости каждого зуба, с эквидистантным примыканием к участку пластины, образующей отстающую боковую поверхность зуба, укреплена вставка в виде клина, ширина которого равна ширине зуба. Основание клина эквидистантно примыкает к телу колеса. Вершина клина примыкает к сквозным отверстиям в области вершины зуба. Грань клина, обращенная вовнутрь полости зуба, выполнена плоской. Обеспечивается повышение качества смазывания зубчатого колеса. 5 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах с крупномодульными зубчатыми колесами, смазываемых жидкими смазочными материалами методом погружения. Зубчатое колесо содержит тело, зубчатый венец с полыми зубьями и пару кольцевых накладок, укрепленных на торцах тела и между которыми укреплены зубья зубчатого венца. У каждого зуба в каждой пластине выполнена пара вырезов шириной, равной половине ширины зуба, и расположенных симметрично относительно кольцевых накладок. Один вырез в каждой пластине примыкает к телу колеса и высота его равна сумме высоты нерабочего участка боковой поверхности и высоты рабочего участка боковой поверхности со стороны тела, работающего в режиме двухпарного зацепления. Второй вырез примыкает к вершине зуба и его высота равна высоте рабочего участка со стороны вершины зуба, работающего в режиме двухпарного зацепления. Внутри полости каждого зуба расположена вставка, имеющая сечение в плоскости вращения колеса Л-образный вид, перекрывающая вырезы в пластинах и закрепленная своими полками на внутренних поверхностях пластин. Полка, укрепленная на отстающей пластине, примыкает к телу колеса, а полка, укрепленная на опережающей пластине, выполнена с зазором относительно тела. Обеспечивается повышение качества смазывания зубчатого колеса и снижение издержек на его изготовление. 3 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах с крупномодульными зубчатыми колесами, смазываемых жидкими смазочными материалами методом погружения. Зубчатое колесо содержит тело, зубчатый венец с полыми зубьями, каждый из которых выполнен из пары пластин, идентичных по профилю и размерам рабочим участкам боковых поверхностей зуба, расчетного для данного колеса, и пары кольцевых накладок, наружный диаметр которых равен диаметру окружности вершин зубчатого венца, укрепленных на торцах тела, и между которыми укреплены пластины, образующие зубья. Внутри полости каждого зуба, с прилеганием к телу колеса, расположен, с креплением в этой полости и полным ее заполнением, полый вкладыш, поверхности которого образуют замкнутый объем. В участке поверхности вкладыша, прилегающем к отсутствующему нерабочему участку боковой поверхности зуба, являющейся опережающей по ходу вращения колеса, выполнен сквозной вырез, размер которого равен размеру этого отсутствующего участка. Обеспечивается повышение качества смазывания зубчатого колеса. 2 ил.

Изобретение относится к машиностроению. Зубчатое колесо содержит тело, зубчатый венец с полыми зубьями и пару кольцевых накладок. У каждого зуба в пластине, являющейся опережающей по ходу вращения колеса, в области ее примыкания к телу и в области ее примыкания к окружности зубчатого венца выполнена пара вырезов, ширина которых равна половине ширины зубчатого венца, вырезы расположены симметрично относительно кольцевых накладок. Высота первого выреза равна сумме высоты нерабочего участка боковой поверхности и высоты рабочего участка боковой поверхности со стороны тела колеса, работающего в режиме двухпарного зацепления. Высота второго выреза равна высоте рабочего участка боковой поверхности со стороны вершины зуба, работающего в режиме двухпарного зацепления. Внутри полости каждого зуба расположен Г-образный элемент, одна полка которого шириной, равной ширине зуба, закреплена в области вершины зуба и перекрывает зазор между пластинами по окружности зубчатого венца. Вторая пластина элемента ориентирована в сторону тела колеса, эквидистантна внутренней поверхности опережающей пластины, закреплена на ней с перекрытием выреза в пластине в области вершины зуба и образованием зазора относительно тела колеса, соизмеримого по высоте с высотой выреза в пластине со стороны тела колеса. Обеспечивается повышение качества смазывания зубчатого колеса и снижение издержек на его изготовление. 2 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, зубья зубчатых колес которых подвержены нагружениям разной величины при вращении колес в прямом и обратном направлениях вращения. Зубчатое колесо содержит тело, зубчатый венец, состоящий из полых зубьев, каждый из которых выполнен из пары прямоугольных пластин, изогнутых по профилю боковых поверхностей зуба, расчетного для данного колеса, и пары кольцевых накладок, укрепленных на торцах тела, между которыми и на окружности тела колеса укреплены зубья зубчатого венца. Cоотношение между толщинами обеих пластин каждого зуба прямо пропорционально соотношению испытываемых этими пластинами нагрузок при работе колеса. Обеспечивается оптимизация конструкции зубьев зубчатого колеса, а также снижение издержек на его изготовление. 1 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых жидкими смазочными материалами методом погружения. Зубчатое колесо содержит тело, зубчатый венец с полыми зубьями, каждый из которых выполнен из одной прямоугольной пластины, изогнутой по профилю зуба, расчетного для данного колеса, и пары кольцевых накладок, наружный диаметр которых равен диаметру окружности вершин зубчатого венца, укрепленных на торцах тела. Зубья зубчатого венца укреплены между накладками и на теле колеса. В опережающих при вращении колеса, боковых поверхностях зубьев выполнены зазоры относительно тела колеса, а отстающие боковые поверхности зубьев выполнены перфорированными. Обеспечивается повышение качества смазывания зубчатого колеса. 3 ил.
Наверх