Способ оценки реакции спортсмена на движущийся объект

Изобретение относится к спортивной медицине и предназначено для тестирования реакции игроков в футболе, хоккее, баскетболе и других видах спорта. Оценку реакции испытуемого осуществляют программно-аппаратным комплексом, содержащим видеокамеру, компьютер и световой излучатель, которым на игровом поле испытуемому предъявляют мобильную световую метку, движущуюся с заданной скоростью по прямой на заданном расстоянии от испытуемого. Испытуемый направляет в метку спортивный снаряд, после чего вычисляют результат - отклонение центра снаряда от центра метки, причем выполняют с одновременным тестированием двух партнеров-испытуемых в условиях, близких к реальным игровым. Испытуемых вводят в искусственное игровое состояние вынужденными перемещениями по игровому полю с выполнением технико-тактических действий в границах заданных индивидуальных непредсказуемо перемещающихся и/или изменяющихся по форме и/или площади световых зон. При этом на заданном расстоянии между партнерами-испытуемыми, световая метка заданной формы и площади проходит заданное число раз. Каждый испытуемый, со спортивным снарядом или без него, находясь в центре светодинамической зоны, следует за ней, не выходя за границы своей разрешенной зоны, одновременно следит за перемещением своего партнера-испытуемого и перемещением световой метки. Испытуемый, обладающий снарядом, посылает пас партнеру таким образом, чтобы спортивный снаряд попал в изображение проходящей между ними метки, а затем в зону партнера-испытуемого для приема снаряда. Через заданное время движение метки с изображением возобновляется с заданной скоростью в том же или противоположном направлении. Испытуемых, изображения зон и метки снимают видеокамерой, видеоизображение передают в программно-аппаратный комплекс, который фиксирует моменты выхода партнеров-испытуемых из световых зон, попадание или непопадание спортивного снаряда в изображение метки и зону партнера-испытуемого. Программно-аппаратный комплекс вычисляет и фиксирует индивидуальные результаты испытуемых: расстояние упреждения или запаздывания от центра спортивного снаряда до центра метки при пересечении снарядом траектории движения метки и попадание в зону, где принимается снаряд. Описанную процедуру повторяют заданное число раз, после чего вычисляют среднеарифметическое значение ошибок запаздывания и среднеарифметическое значение ошибок упреждения, сопоставление рассчитанных среднеарифметических значений дает представление о реакции испытуемого, взаимоотношении процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга. Способ позволяет повысить эффективность тестирования реакции спортсмена на движущийся объект за счет создания условий тестирования, наиболее соответствующих реальной игре.

 

Изобретение относится к спортивной медицине и предназначено для тестирования реакции игроков в футболе, хоккее, баскетболе и других видах спорта.

Одним из методов повышения надежности и эффективности профессиональной деятельности человека является диагностика и прогнозирование его функционального состояния. Простым и достаточно точным психофизиологическим показателем функционального состояния служит реакция на движущийся объект [1], являющаяся сложным пространственно-временным рефлексом [2].

Анализ специальной литературы показывает, что единого универсального метода оценки реакции спортсменов на движущийся объект не существует. Для получения точной оценки реакции спортсменов рекомендуется использовать разнородные тесты.

Уровень техники. Известен способ тестирования реакции человека на движущийся объект, согласно которому испытуемым предъявляют циферблат обычного стрелочного секундомера, одно деление которого равно 0,01 сек. Испытуемые по команде «Можно» нажатием кнопки пускают секундомер и останавливают его в момент достижения стрелкой заданного деления на циферблате. Проводится 13 измерений, три из которых считаются ориентировочными и при оценке времени реакции на движущийся объект не учитываются. Индикатором реакции на движущийся объект является средняя величина ошибок запаздывания и средняя величина ошибок упреждения. Для оценки средней величины ошибок запаздывания подсчитывается сумма отклонений с положительным знаком и количество ошибок такого рода. Деление суммарной величины ошибок на их количество дает искомую величину. Аналогичным образом вычисляется критерий, характеризующий среднюю величину ошибок упреждения. Сопоставление рассчитанных средних величин дает представление о преобладании средней величины ошибок запаздывания или упреждения, то есть об оценке реакции на движущийся объект [2].

Известен способ тестирования реакции человека на движущийся объект путем предъявления испытуемому на экране видеомонитора окружности, на которой помещена метка и точечный объект. Точечный объект движется с заданной скоростью по окружности, а в момент предполагаемого совпадения положения движущегося точечного объекта с меткой, испытуемый нажатием кнопки «Стоп» останавливает движение точечного объекта на окружности. Затем вычисляют ошибку несовпадения точечного объекта и метки - время ошибки запаздывания с положительным знаком или упреждения с отрицательным знаком. Через заданное время возобновляют движение точечного объекта по окружности. Описанную процедуру повторяют заданное число раз, после чего вычисляют оценку времени реакции Тр человека на движущийся объект как среднеарифметическое значение по формуле:

,

где ti - i-я ошибка запаздывания с положительным знаком или упреждения с отрицательным знаком, мс; n - число остановок точечного объекта в области положения метки [3].

Вместе с тем, известен способ тестирования реакции человека на движущийся объект, заключающийся в том, что на экране видеомонитора испытуемому предъявляют точечный объект и метку, где точечный объект движется по прямой горизонтальной линии, проходя путь от начала линии до метки, расположенной в конце линии. В момент предполагаемого совпадения движущегося точечного объекта с меткой, испытуемый нажатием кнопки «Стоп», останавливает движение точечного объекта. Затем вычисляют ошибку несовпадения положений точечного объекта и метки - время ошибки запаздывания, взятое с положительным знаком, или время ошибки упреждения, взятое с отрицательным знаком. Через заданное время возобновляют движение точечного объекта по линии. Описанную процедуру повторяют заданное число раз, после чего вычисляют среднеарифметическое значение ошибок запаздывания и среднеарифметическое значение ошибок упреждения, при этом сопоставление рассчитанных среднеарифметических значений дает представление о взаимоотношении процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга [4].

Недостатком указанных способов является отсутствие возможности проводить тестирование на реальном игровом поле со спортивным снарядом.

Известен способ тренировки игроков и спортсменов со спортивным снарядом на игровом поле, включающий выполнение тренировки на поле с управляемой светодинамической подсветкой. При помощи светодинамической подсветки задают разрешенные зоны, в которых спортсмен должен находиться, удерживая спортивный снаряд, при этом непредсказуемо для спортсмена меняют положение, форму и площадь разрешенных зон [5].

Однако данный способ имеет иное целевое назначение, он не предназначен для исследования реакции спортсмена на движущийся объект.

Наиболее близким по технической сущности к предлагаемому способу является изобретение по патенту 2496405 РФ [6], где тестирование выполняют на игровом поле, с формированием изображения мобильной метки, которую создают световым излучателем, управляемым компьютером. В данном способе испытуемый находится со спортивным снарядом в заданной точке игрового поля и посылает спортивный снаряд таким образом, чтобы он попал в изображение движущейся метки. Движения метки и испытуемого снимают видеокамерой, видеоизображение передают в компьютер, который фиксирует момент попадания спортивного снаряда в изображение метки.

Недостаток способа - низкая эффективность и удаленность от реальных игровых условий.

Технический результат предлагаемого способа заключается в повышении эффективности тестирования реакции спортсмена на движущийся объект и создании условий тестирования, наиболее соответствующих реальной игре.

Технический результат достигается тем, что оценку реакции испытуемого осуществляют программно-аппаратным комплексом, содержащим видеокамеру, компьютер и световой излучатель, которым на игровом поле испытуемому предъявляют мобильную световую метку, движущуюся с заданной скоростью по прямой на заданном расстоянии от испытуемого. Испытуемый направляет в метку спортивный снаряд, после чего вычисляют результат - отклонение центра снаряда от центра метки. Причем новым является то, что с целью повышения эффективности тестирования, его выполняют с одновременным тестированием двух партнеров-испытуемых в условиях, близких к реальным игровым;

испытуемых вводят в искусственное игровое состояние вынужденными перемещениями по игровому полю с выполнением технико-тактических действий в границах заданных индивидуальных непредсказуемо перемещающихся и/или изменяющихся по форме и/или площади световых зон;

при этом на заданном расстоянии между партнерами-испытуемыми световая метка заданной формы и площади проходит заданное число раз;

каждый испытуемый, со спортивным снарядом или без него, контролирует границы своей разрешенной зоны, следует за ней, одновременно контролирует перемещения своего партнера-испытуемого и перемещения световой метки;

испытуемый, обладающий снарядом, посылает пас партнеру таким образом, чтобы спортивный снаряд попал в изображение проходящей между ними метки, а затем в зону партнера-испытуемого для приема снаряда;

через заданное время изображение и движение метки возобновляется с заданной скоростью в том же или противоположном направлении;

испытуемых, изображения зон и метки снимают видеокамерой, видеоизображение передают в программно-аппаратный комплекс, который фиксирует моменты выхода партнеров-испытуемых из световых зон, попадание или непопадание спортивного снаряда в изображение метки и зону партнера-испытуемого;

программно-аппаратный комплекс вычисляет и фиксирует индивидуальные результаты испытуемых: расстояние упреждения или запаздывания от центра спортивного снаряда до центра метки при пересечении снарядом траектории движения метки и попадание в зону, где принимается снаряд;

описанную процедуру повторяют заданное число раз, после чего вычисляют среднеарифметическое значение ошибок запаздывания и среднеарифметическое значение ошибок упреждения, сопоставление рассчитанных среднеарифметических значений дает представление о реакции испытуемого, взаимоотношении процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга.

В этом заключается совокупность существенных признаков, обеспечивающая получение технического результата во всех случаях, на которые распространяется испрашиваемый объем правовой охраны.

Предлагаемый способ тестирования реакции спортсмена на движущийся объект осуществляется следующим образом. Исследователь из библиотеки компьютерных программ выбирает программу теста и его параметры, которые соответствует, по его мнению, уровню развития испытуемых и ориентирован на уточнение оценки их реакции на движущийся объект. Тестирование выполняют на игровом поле, на которое световым излучателем программно-аппаратного комплекса проецируют две светодинамические зоны испытуемых и мобильную световую метку. Двое партнеров-испытуемых располагаются в центрах индивидуальных светодинамических зон. После команды «Старт» партнеры-испытуемые следуют за своими зонами, не выходя за их границы, и контролируют перемещения своего партнера и спортивного снаряда. При этом программно-аппаратный комплекс формирует в заданном месте игрового поля изображение мобильной метки, которая с заданной скоростью по заданной прямолинейной траектории многократно проходит между зонами испытуемых. Задача испытуемых - посылать снаряд друг другу в движении или стоя на месте через проходящую их мобильную метку с попаданием в удобное для приема снаряда место зоны своего партнера, предугадывая его положение и действие. В данном случае, мобильная метка символизирует свободный коридор для паса партнеру, который часто открывается лишь на мгновение в реальной игре с активным соперником. Грубой ошибкой считается непопадание снаряда в заданные размеры метки или зоны приема, что приравнивается к потере снаряда в реальной игре. При наличии грубых ошибок со стороны испытуемых исследователь переходит на более простые условия теста.

На малых скоростях испытуемым легко реагировать и не трудно предугадывать положения зон и метки на игровом поле. Однако с уменьшением размера метки и зон, возрастанием их скорости возникает лимит времени для принятия правильного решения. Как показали первые эксперименты, в созданных искусственных условиях состояние испытуемых мало чем отличается от их состояний в реальной игровой обстановке, где они вынуждены одновременно контролировать спортивный снаряд, действия партнеров и соперников.

В процессе теста фиксируется вся совокупность величин запаздывания и упреждения действий испытуемых, рассчитывается средняя величина их персональных ошибок, которая и является индикатором их персональных реакции.

Очевидно, что совокупность приемов и порядок практических действий в данном изобретении обеспечивают достижение заявленного технического результата. Заявленный способ впервые указывает путь и технические средства, при помощи которых поставленная задача может быть решена. Следует отметить, что при осуществлении заявляемого способа могут использоваться известные технические решения, для проведения тестов может быть использовано известное или оригинальное программное обеспечение.

Практическое использование данного способа оценки реакции спортсмена показывает эффективность и высокий потенциал данного изобретения. Созданы многоуровневые тестовые режимы, которые вариабельны в широком диапазоне большого числа параметров теста. Это способствует более точной оценке реакции спортсменов различной квалификации при адекватных игровых нагрузках.

Особенностью данного способа оценки реакции спортсменов на движущийся объект является то, что в нем тестовые процедуры органически сочетаются с процессом психомоторного, эмоционального развития спортсменов. Заявляемый способ придает процессу тестирования эмоционально-игровой характер, в котором дети и взрослые раскрепощены, не стесняются, проявляют инициативу и соревновательность. А это позволяет быстро раскрыть их уровень подготовленности, оценить их способность к игре и обучению в выбранном виде спорта.

Данный способ расширяет арсенал средств когнитивно-моторного тестирования человека на всех этапах профессиональной карьеры, дает возможность на качественно новом уровне организовать оценку реакции спортсменов в среде, где тестирование максимально приближено к реальным условиям игры и обладает эффектом присутствия активного соперника.

Благодаря искусственно созданной среде, тестовые задания выполняются подконтрольно и с оптимальной скоростью. Сравнивая результаты показателей разновременных тестов на разных режимах, можно оценить динамику развития испытуемых.

Заявляемый способ отличается от известных способов новыми свойствами, обуславливающими получение положительного эффекта, он позволяет повысить эффективность оценки реакции спортсменов на движущийся объект получением данных, которые до этого были недоступны.

Источники информации.

1. Сурнина О.Е., Лебедева Е.В. Половые и возрастные различия времени реакции на движущийся объект у детей и взрослых // Физиология человека. - 2001. - Т. 27, №4. - С. 56-60.

2. Методы и портативная аппаратура для исследования индивидуально-психологических различий человека / Н.М. Пейсахов, А.П. Кашин, Г.Г. Баранов, Р.Г. Вагапов; Под ред. В.М. Шадрина. - Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 1976. - 238 с.

3. Патент 2326595 РФ, МПК А61В 5/16. Способ оценки времени реакции человека на движущийся объект / Песошин А.В., Петухов И.В., Роженцов В.В. - №2326595/14; заявл. 04.06.2007; опубл. 20.06.2008, Бюл. №17.

4. Патент 2386395 РФ, МПК А61В 5/16. Способ тестирования реакции человека на движущийся объект / Лежнина Т.А., Роженцов В.В. - №2008115066/14; заявл. 16.04.2008; опубл. 20.04.2010, Бюл. №11. - 8 с.

5. Патент 2444392 РФ, МПК А63В 69/00. Способ тренировки игроков и спортсменов / Афоньшин В.Е.; опубл. 10.03.12, Бюл. №7.

6. Патент 2496405 РФ, МПК А61В 5/00. Способ тестирования реакции спортсмена игровых видов спорта на движущийся объект / Афоньшин В.Е., Роженцов В.В. - №2012137345/14; заявл. 31.08.2012; опубл. 27.10.2013, Бюл. №30. - 6 с.

Способ оценки реакции спортсмена на движущийся объект, в котором программно-аппаратным комплексом, содержащим световой излучатель, видеокамеру, компьютер, которым на игровом поле испытуемому предъявляют мобильную световую метку, движущуюся с заданной скоростью по прямой на заданном расстоянии от испытуемого; испытуемый направляет в метку спортивный снаряд, после чего вычисляют результат -отклонение центра снаряда от центра метки, отличающийся тем, что оценку выполняют с одновременным тестированием двух партнеров-испытуемых в условиях, близких к реальным игровым; испытуемых вводят в искусственное игровое состояние вынужденными перемещениями по игровому полю с выполнением технико-тактических действий в границах заданных индивидуальных непредсказуемо перемещающихся и/или изменяющихся по форме и/или площади световых зон; при этом на заданном расстоянии между партнерами-испытуемыми, световая метка заданной формы и площади проходит заданное число раз; каждый испытуемый, со спортивным снарядом или без него, находясь в центре светодинамической зоны, следует за ней, не выходя за границы своей разрешенной зоны, одновременно следит за перемещением своего партнера-испытуемого и перемещением световой метки; испытуемый, обладающий снарядом, посылает пас партнеру таким образом, чтобы спортивный снаряд попал в изображение проходящей между ними метки, а затем в зону партнера-испытуемого для приема снаряда; через заданное время изображение и движение метки возобновляется с заданной скоростью в том же или противоположном направлении; испытуемых, изображения зон и метки снимают видеокамерой, видеоизображение передают в программно-аппаратный комплекс, который фиксирует моменты выхода партнеров-испытуемых из световых зон, попадание или непопадание спортивного снаряда в изображение метки и зону партнера-испытуемого; программно-аппаратный комплекс вычисляет и фиксирует индивидуальные результаты испытуемых: расстояние упреждения или запаздывания от центра спортивного снаряда до центра метки, при пересечении снарядом траектории движения метки и попадание в зону, где принимается снаряд; описанную процедуру повторяют заданное число раз, после чего вычисляют среднеарифметическое значение ошибок запаздывания и среднеарифметическое значение ошибок упреждения, сопоставление рассчитанных среднеарифметических значений дает представление о реакции испытуемого, взаимоотношении процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга.



 

Похожие патенты:

Изобретения относятся к медицине. Способ автоматизированного мониторинга пациента осуществляют с помощью системы для автоматизированного мониторинга пациента и обнаружения делирия у пациента.

Изобретение относится к психологии, в частности к психодиагностике. Проводят оценку степени импульсивности поведения и выраженности социальной активности человека.
Изобретение относится к медицине, а именно к физиологии зрительной системы. На испытуемом закрепляют устройство, формирующее дополненную реальность, подают на него последовательность двух световых импульсов длительностью 10 мс, разделенных паузой, равной 150 мс, повторяющихся через постоянный временной интервал 1,5 с.

Изобретение относится к области медицины, а именно к неврологии. Проводят балльную оценку эмоциональных, когнитивных нарушений, социальной адаптации и реакции на противосудорожную лекарственную терапию у больных эпилепсией на основе: критериев комплексной оценки данных сфер по жалобам пациентов, наличия связанных с эпилепсией психотических состояний в анамнезе, уровня тревоги и депрессии «Госпитальной шкалы тревоги и депрессии», характеристик Краткой шкалы оценки психического статуса и батареи лобной дисфункции, показателей шкалы «Ролевое функционирование, обусловленное физическим состоянием» опросника SF-36 и раздела «Социальное функционирование» опросника QOLIE-31, а также наличия инвалидности, количества принимаемых антиконвульсантов, числа сложных парциальных, первично- и вторичногенерализованных приступов до и после коррекции противосудорожной терапии.

Изобретение относится к области безопасности жизнедеятельности человека, а более конкретно к обеспечению защиты человека от шума. Определяют по результатам медицинского обследования объективные и получают анкетированием респондентов субъективные характеристики с последующим расчетом коэффициента эргономичности средства коллективной защиты от шума.
Изобретение относится к медицине, а именно к психофизиологической диагностике, и может быть использовано для выявления риска аддиктивного поведения у подростков и лиц юношеского возраста, учащихся образовательных учреждений.
Изобретение относится к области медицины, в частности к нейрофизиологическим и психофизиологическим исследованиям. Определяют усредненный уровень постоянных потенциалов (УПП) головного мозга, зарегистрированных от областей - лобной, центральной, затылочной, правой и левой височных.

Изобретение относится к спортивной медицине и предназначено для оценки точности двигательных действий спортсмена игровых видов спорта, в которых очко счета разыгрывается в результате серии ударов по спортивному снаряду.

Изобретение относится к медицинской технике. Устройство для треморометрии содержит корпус (1), планшет (2), блок регистрации (12), электропроводный щуп (3), соединительный кабель (4), высокочастотный генератор (5), проводящую пластину (7), диэлектрическую прокладку с прорезями (6), контурный конденсатор (8), контурную индуктивность (9), элемент связи (10) и амплитудный детектор (11).

Изобретение относится к медицине, а именно к функциональной диагностике, гериатрии и геронтологии и может быть использовано для определения биологического возраста у женщин.

Изобретение относится к области медицины, а именно к области проведения психофизиологических исследований, например анализа психофизиологических реакций человека, и может быть использовано в медицинских целях, функциональной диагностике, педагогике, психологии, судебной практике и криминалистике. В процессе интерактивного психофизиологического тестирования предъявляют тестируемому лицу вопросы. Регистрируют физиологические параметры тестируемого лица, а также регистрируют психологическую составляющую путем измерения электрической проводимости головного мозга с помощью электродов, наложенных на височные области, а также непосредственно над ушами на участках, где отсутствуют волосы в области левого и правого висков в 5 см от верхних краев ушей. Измерение электрической проводимости в височной области и в области над ушами осуществляют постоянно в течение всего времени предъявления тестируемому вопросов. По изменению электрической проводимости, измеряемой в височной области, судят о повышении эмоционального напряжения тестируемого лица при предъявлении вопроса. По изменению электрической проводимости, измеряемой в области над ушами, судят об актуализации образов в долговременной памяти тестируемого лица при предъявлении вопроса. Способ позволяет определить функциональную природу психофизиологических реакций при предъявлении тестируемому вопросов, и возможности определить, вспоминает человек что-либо при предъявлении вопроса или нет за счет проведения интерактивного психофизиологического тестирования с использованием электродов, наложенных на височные области, а также непосредственно над ушами. 8 з.п. ф-лы, 5 ил., 4 табл., 3 пр.

Изобретение относится к области медицины, а именно к стоматологии, и может быть использовано для оценки проведенного стоматологического лечения парафункции жевательных мышц. Определяют тонус и синхронность работы жевательных мышц, измеряют амплитуду открывания рта и учитывают субъективную оценку симптомов заболевания пациентом. Проводят балльную оценку функционального состояния в жевательных мышцах. Причем как на этапе диагностики, так и после проведенного стоматологического лечения рассчитывают процент снижения симптомов заболевания по математической формуле. В зависимости от полученного значения определяют полное излечение, отличный результат, хороший результат, удовлетворительный результат, незначительный результат или отсутствие результата. Способ позволяет оценить эффективность лечения парафункции жевательных мышц за счет определения фукционального состояния жевательных мышц и субъективной оценки симптомов заболевания. 1 табл., 1 пр.

Изобретение относится к оптике, стереоскопии, физиологии, психологии, экспериментальной психологии, квантовой психологии и может применяться в области образования, нейронауке, когнитивной науке, нейрофизиологии, психофизиологии, использоваться для изучения процессов инсайтных механизмов мышления. Для выявления инсайтных способностей мышления предлагается использовать стереограммы (СТг), растровые 3D-изображения (РИ), плоскостные изображения (ПИ), проводить на бинокулярном айтрекере регистрацию разности X-координат направления взора правого и левого глаза на плоскости стимульных изображений, определение диаметра зрачков глаз. При наличии корреляции увеличения диаметра зрачка с медианным значением Δвз_г определяют возникновение инсайтного решения процесса мышления, где Δвз_г=Хпр_г-Хлев_г. Предлагаемый способ позволяет проводить количественное изучение инсайтной способности при восприятии стереоскопической глубины стереограмм, глубины растровых изображений и глубины образов плоскостных изображений. 9 ил.

Изобретение относится к области психологии труда и практической психологии для определения природного формата мышления человека и пригодности к определенному виду деятельности и может быть использовано для определения личного потенциала работника, тестирования должностных обязанностей сотрудников, построения эффективных команд в организации. Проводят тестирование работника путем задания ему групп вопросов, характеризующих категории форматов мышления индивидуального профиля мышления работника по объему обрабатываемой информации: «Я ФОРМАТ» - способность обрабатывать наименьший объем информации: «ЯФ - системщик» и «ЯФ - аналитик»; «МЫ ФОРМАТ» - способность обрабатывать средний объем информации: «МЫФ - системщик» и «МЫФ - аналитик»; «МИР ФОРМАТ» - способность обрабатывать самый большой объем информации: «МИРФ - системщик» и «МИРФ - аналитик». Производят оценку ответов на заданные вопросы. Ответы суммируются для каждой категории отдельно. По результатам строят гистограмму. По оси х от нуля откладывают последовательно столбцы по значению суммы ответов на вопросы, относящиеся к форматам мышления. Далее для каждого формата мышления суммируют результаты тестирования категорий форматов мышления по математическим формулам. Затем в доминирующем формате мышления определяют максимальный и минимальный по абсолютной величине столбцы. Коэффициент презентации высчитывается путем вычитания из максимального значения минимального значения, по абсолютным значениям. По величине коэффициента презентации находят диапазон, который определяет природный формат мышления работника. Способ позволяет повысить точность оценки и объективизации исследования человека за счет проведения тестирования и построения гистограмм. 4 ил., 2 табл., 1 пр.

Изобретение относится к области медицины, в частности к детской хирургии, и может быть использовано для оценки качества жизни больных с диагнозом крестцово-копчиковой тератомы в послеоперационном периоде. Заполняют опросник из 20 вопросов, который включает в себя образ жизни и социальную адаптацию больного, его психоэмоциональный статус, болевой синдром, изменения со стороны органов пищеварительной и мочевыделительной системы:: «Нарушения со стороны выделительных органов ограничивают ребенка в повседневных действиях и поведении», «Во время пребывания в учебном заведении или детском саду ребенок дезадаптирован, не общается со сверстниками, не может долго сидеть», «Ребенок старается лишний раз не появляться на людях, на кружках, игровых площадках», «Вы составляете распорядок дня исходя из нарушения стула и мочеиспускания», «Длительная езда на транспорте приводит к дискомфорту и беспокойству ребенка», «Из-за нарушений стула Вы вынуждены ограничить ребенка в некоторых продуктах», «Ребенок не испытывает в полной мере радости жизни», «Ребенок стесняется своего внешнего вида или чувствует себя дефектным», «Часто отмечается отсутствие настроения или тоска», «Настроение ребенка зависит от функции выделительных органов», «Боли в животе», «Боль при акте дефекации или после нее», «Боль в области послеоперационного рубца», «Боль при мочеиспускании», «Недержание стула, каломазание», «Недержание мочи, подтекание», «Невозможность различать выделение газов и стула», «Необходимость частой смены нижнего белья и использования прокладок», «Запоры и задержка газов», «Необходимость значительного напряжения при акте дефекации». Каждый вариант ответа оценивают по пятибалльной шкале, в зависимости от частоты встречаемости событий. Полученные баллы суммируют и используют в математической формуле. В зависимости от полученного значения, КЖ расценивают как неудовлетворительное, что требует коррекции в дальнейшем послеоперационного периода. Способ позволяет обеспечить оценку качества жизни в послеоперационном периоде больных крестцово-копчиковой тератомой при упрощении опроса за счет уменьшения количества вопросов в опроснике, который может быть использован для разных возрастных групп детей и подростков, а также при соответствии оценки влияния на качество жизни изменений состояния органов мочевыделительной, пищеварительной систем и психоэмоционального статуса. 1 табл., 3 пр.
Изобретение относится к медицине и предназначено для определения времени возбуждения зрительного анализатора человека. На испытуемом закрепляют устройство, формирующее дополненную реальность, которое входит в состав исследовательского программно-аппаратного комплекса. Исследователь из библиотеки программ комплекса выбирает и задает испытуемому режим двигательного или нагрузочного теста или испытуемый занимается какой-либо деятельностью. Затем на устройство, формирующее дополненную реальность, подают последовательность парных световых импульсов заданной длительности, равной 200 мс, разделенных межимпульсным интервалом, равным 70 мс, повторяющихся через постоянный временной интервал 1 с. На первом этапе измерений длительность межимпульсного интервала между световыми импульсами в паре уменьшают при каждом последующем предъявлении дискретно с заданным постоянным шагом 0,5 мс, пока испытуемый не определит момент слияния двух световых импульсов в паре в один. На втором этапе измерений длительность межимпульсного интервала между световыми импульсами в паре увеличивают при каждом последующем предъявлении дискретно с заданным постоянным шагом 0,1 мс, пока испытуемый не определит момент ощущения раздельности двух световых импульсов в паре. Длительность межимпульсного интервала между двумя световыми импульсами в паре в момент ощущения раздельности двух световых импульсов фиксируют. Время возбуждения зрительного анализатора принимают равным значению длительности межимпульсного интервала между двумя световыми импульсами в паре в момент ощущения раздельности двух световых импульсов, определенной на втором этапе измерений. Далее периодически с заданным периодом испытуемому предъявляют последовательность парных световых импульсов с длительностью межимпульсного интервала между двумя световыми импульсами в паре с последней зафиксированной длительностью межимпульсного интервала. Если испытуемый ощущает слияние двух световых импульсов в паре в один, увеличивают длительность межимпульсного интервала между двумя световыми импульсами в паре при каждом последующем предъявлении дискретно с заданным постоянным шагом 0,1 мс, пока испытуемый не определит момент ощущения раздельности двух световых импульсов в паре. Длительность межимпульсного интервала между двумя световыми импульсами в паре в момент ощущения раздельности двух световых импульсов фиксируют. Если испытуемый ощущает два световых импульса в паре раздельными, уменьшают длительность межимпульсного интервала между двумя световыми импульсами в паре при каждом последующем предъявлении дискретно с заданным постоянным шагом 0,1 мс, пока испытуемый не определит момент слияния двух световых импульсов в паре в один. Длительность межимпульсного интервала между двумя световыми импульсами в паре в момент слияния двух световых импульсов в паре в один фиксируют. Фиксация длительности межимпульсного интервала между двумя световыми импульсами в паре. При удалении испытуемого на значительное расстояние от исследователя, связь и обмен информацией осуществляется по радиоканалу. Способ позволяет определить время возбуждения зрительного анализатора за счет выполнения двигательного или нагрузочного тестов в условиях дополненной реальности.
Изобретение относится к медицине и предназначено для определения времени инерционности зрительной системы человека. На испытуемом закрепляют носимое устройство, формирующее дополненную реальность, которое входит в состав исследовательского программно-аппаратного комплекса. Исследователь из библиотеки программ комплекса выбирает и задает испытуемому режим двигательного или нагрузочного теста. Затем на устройство, формирующее дополненную реальность, подают пары световых импульсов, эталонного длительностью 80 мс и регулируемого по длительности, повторяющихся через временной интервал, равный 1 с. Регулируемый по длительности импульс задерживают или оканчивают раньше относительно времени предъявления эталонного. На первом этапе измерений время задержки или раннего окончания регулируемого по длительности импульса относительно эталонного увеличивают дискретно с заданным постоянным шагом 0,5 мс, пока испытуемый не определит момент ощущения, что световые импульсы начинаются или оканчиваются не одновременно. На втором этапе измерений время задержки или раннего окончания регулируемого по длительности импульса уменьшают дискретно с заданным постоянным шагом 0,1 мс, пока испытуемый не определит момент ощущения, что световые импульсы начинаются или оканчиваются одновременно. Время задержки или раннего окончания регулируемого по длительности импульса относительно эталонного в момент ощущения, что световые импульсы начинаются или оканчиваются одновременно, фиксируют. Время инерционности зрительной системы принимают равным значению времени задержки или времени раннего окончания регулируемого по длительности светового импульса относительно эталонного, зафиксированного на втором этапе измерений. Далее, в процессе выполнения двигательного или нагрузочного теста в стационарных условиях или наземных, водных или полетных перемещениях периодически с заданным периодом испытуемому предъявляют световые импульсы с последним зафиксированным временем задержки или временем раннего окончания регулируемого по длительности светового импульса относительно эталонного. Если испытуемый ощущает, что световые импульсы начинаются или оканчиваются одновременно, увеличивают время задержки или время раннего окончания регулируемого по длительности светового импульса относительно эталонного при каждом последующем предъявлении дискретно с заданным постоянным шагом 0,1 мс, пока испытуемый не определит момент ощущения, что световые импульсы начинаются или оканчиваются не одновременно. Время задержки или время раннего окончания регулируемого по длительности светового импульса относительно эталонного в момент ощущения, что световые импульсы начинаются или оканчиваются не одновременно, фиксируют. Если испытуемый ощущает, что световые импульсы начинаются или оканчиваются не одновременно, уменьшают время задержки или время раннего окончания регулируемого по длительности светового импульса относительно эталонного при каждом последующем предъявлении дискретно с заданным постоянным шагом 0,1 мс, пока испытуемый не определит момент ощущения, что световые импульсы начинаются или оканчиваются одновременно. Время задержки или время раннего окончания регулируемого по длительности светового импульса относительно эталонного в момент ощущения, что световые импульсы начинаются или оканчиваются одновременно, фиксируют. Фиксация времени задержки или времени раннего окончания регулируемого по длительности светового импульса относительно эталонного производится по условным действиям или сигналам испытуемого, которые фиксируются программно-аппаратным комплексом или исследователем. При удалении испытуемого на значительное расстояние от исследователя связь и обмен информацией осуществляется по радиоканалу. Способ позволяет определить время инерционности за счет проведения двигательного или нагрузочного тестов в условиях дополненной реальности.
Изобретение относится к медицине и предназначено для определения времени восприятия зрительной информации. На испытуемом закрепляют носимое устройство, формирующее дополненную реальность, которое входит в состав исследовательского программно-аппаратного комплекса. Исследователь из библиотеки программ комплекса выбирает и задает испытуемому режим двигательного или нагрузочного теста. Затем на устройство, формирующее дополненную реальность, подают последовательность двух световых импульсов длительностью 50 мс, разделенных паузой, равной 150 мс, повторяющихся через постоянный временной интервал 1,5 с. На первом этапе измерений уменьшают длительность паузы между двумя световыми импульсами при каждом последующем предъявлении дискретно с заданным постоянным шагом 0,5 мс, пока испытуемый не определит момент слияния двух световых импульсов в один. На втором этапе измерений увеличивают длительность паузы между двумя световыми импульсами при каждом последующем предъявлении дискретно с заданным постоянным шагом 0,1 мс, пока испытуемый не определит момент ощущения раздельности двух световых импульсов. Длительность паузы между двумя световыми импульсами в момент ощущения раздельности двух световых импульсов фиксируют. Время восприятия зрительной информации человека принимают равным значению суммы длительности светового импульса и длительности паузы между двумя световыми импульсами в момент ощущения раздельности двух световых импульсов, определенной на втором этапе измерений. Далее, в процессе выполнения двигательного или нагрузочного теста в стационарных условиях или наземных, водных или полетных перемещениях периодически с заданным периодом испытуемому предъявляют световые импульсы с последней зафиксированной длительностью паузы. Если испытуемый ощущает слияние двух световых импульсов в один, увеличивают длительность паузы между двумя световыми импульсами при каждом последующем предъявлении дискретно с заданным постоянным шагом 0,1 мс, пока испытуемый не определит момент ощущения раздельности двух световых импульсов. Длительность паузы между двумя световыми импульсами в момент ощущения раздельности двух световых импульсов фиксируют. Если испытуемый ощущает два световых импульса раздельными, уменьшают длительность паузы между двумя световыми импульсами при каждом последующем предъявлении дискретно с заданным постоянным шагом 0,1 мс, пока испытуемый не определит момент слияния двух световых импульсов в один. Длительность паузы между двумя световыми импульсами в момент слияния двух световых импульсов в один фиксируют. Фиксация длительности паузы производится по условным действиям или сигналам испытуемого, которые фиксируются программно-аппаратным комплексом или исследователем. При удалении испытуемого на значительное расстояние от исследователя связь и обмен информацией осуществляется по радиоканалу. Заявляемый способ позволяет определить время восприятия зрительной информации в процессе выполнения двигательного или нагрузочного теста в условиях дополненной реальности.
Изобретение относится к области медицины, а именно к терапии и пульмонологии, и может быть использовано для прогнозирования уровня контроля бронхиальной астмы после обучения больного по программе стандартной групповой астма-школы. До начала обучения в астма-школе определяют объем форсированного выдоха за 1 секунду (ОФВ1) в % от должных величин, высчитывают по тестам показатели мотивационной направленности (МНап) и потребности в одобрении (ОМОд). Затем прогнозируют контроль бронхиальной астмы по истечении 4-5 недель после обучения в астма-школе с помощью уравнений функции классификации. При вычислениях результат, имеющий наибольшее значение, указывает на прогнозируемую после обучения в групповой астма-школе принадлежность больного к одной из двух групп: больные с контролируемой бронхиальной астмой и больные с неконтролируемой бронхиальной астмой. Способ позволяет повысить эффективность обучения больных бронхиальной астмой в групповой астма-школе за счет учета объема форсированного выдоха за 1 секунду и проведения психологических тестирований. 2 пр.

Изобретение относится к медицине, психиатрии, психологии, психоанализу, наркологии, нейропсихологии, психосемантике. Формируют в электронной форме базу следующих блоков предъявления: оптимизационный (ОПТ), содержащий словесные стимулы «Успокаиваюсь» и «Расслабляюсь», использование которого направлено на снижение уровня психоэмоционального напряжения тестируемого; смысловой (СМ), состоящий из смысловых стимулов в виде вопросов, с максимальным количеством знаков 32, включая пробелы, использование которого направлено на выявление уровня субъективной значимости для тестируемого данных стимулов, сгруппированных в семантические группы по заданному признаку; бессмысленный (БС), состоящий из чередующихся цифр, общим числом от 17 до 23, использование которого направлено на выявление нейтрального уровня реагирования тестируемого; реперный (РП), содержащий словесные стимулы «Слишком рано» и «Слишком поздно», использование которого направлено на выявление отрицательного уровня реагирования тестируемого; операторский (ОГ), содержащий стимулы в виде геометрических фигур – квадрата, круга и треугольника, использование которого направлено на повышение уровня концентрации внимания тестируемого. При этом СМ, РП или ОПТ блоки всегда расположены между двумя БС блоками. Перед тестированием проводят адаптацию сенсорики и мелкой моторики тестируемого к тестам. При тестировании определяют ответ на стимулы в виде моторных реакций тестируемого: время нажатия кнопки компьютерной мыши после предъявления стимула, время удержания тестируемым кнопки мыши, время ее отпускания. Стимул предъявляют в центре экрана монитора, работающего на фиксированной частоте 60 Гц, на черном фоне белыми буквами и/или цифрами. В качестве вопросов СМ блока используют 2-4 словесные фразы в прошедшем времени от первого лица. После предъявления вопроса СМ блока маскируют его стимулом из БС блока, для чего на месте предъявленного вопроса предъявляют в течение 500-700 мс маскер в виде беспорядочного набора цифр, выдерживают паузу 150-250 мс. При предъявлении маскера пределы реагирования устанавливают от 100 мс до 700 мс. Варьируют частоту предъявления замаскированных вопросов в зависимости от времени реакций тестируемого. Время предъявления выбранного типа стимула на экране монитора 16-34 мс при строго фиксированном времени предъявления одинаковых стимулов и разном времени предъявления различных типов стимулов. Уровень операторской готовности поддерживают предъявлением неосознанных стимулов ОГ блока (квадрат, круг, треугольник), чередуя с СМ с частотой 1-2 раза в мин. Общая длительность теста 8-25 мин для предъявления 60-130 вопросов СМ блока, структурированных в 6-13 тематически смысловых групп. Используют методы непараметрической статистической обработки, определяя значимость каждой моторной реакции тестируемого на стимул, субъективную значимость стимула – разницу между усредненной результирующей скоростью моторных реакций тестируемого на один и тот же СМ стимул и усредненной результирующей скоростью его моторных реакций на БС стимулы. Способ обеспечивает высокую точность и достоверность диагностики настоящих, искренних переживаний, представлений человека, утаиваемых им чувств, замыслов, намерений, осознанного и неосознанного отношения человека к себе, другим, к различным видам деятельности и побуждений к ним, силы различных потребностей человека. 4 з.п. ф-лы, 14 ил., 1 пр., 7 табл.
Наверх