Способ выявления инсайтных способностей мышления

Изобретение относится к оптике, стереоскопии, физиологии, психологии, экспериментальной психологии, квантовой психологии и может применяться в области образования, нейронауке, когнитивной науке, нейрофизиологии, психофизиологии, использоваться для изучения процессов инсайтных механизмов мышления. Для выявления инсайтных способностей мышления предлагается использовать стереограммы (СТг), растровые 3D-изображения (РИ), плоскостные изображения (ПИ), проводить на бинокулярном айтрекере регистрацию разности X-координат направления взора правого и левого глаза на плоскости стимульных изображений, определение диаметра зрачков глаз. При наличии корреляции увеличения диаметра зрачка с медианным значением Δвз_г определяют возникновение инсайтного решения процесса мышления, где Δвз_гпр_глев_г. Предлагаемый способ позволяет проводить количественное изучение инсайтной способности при восприятии стереоскопической глубины стереограмм, глубины растровых изображений и глубины образов плоскостных изображений. 9 ил.

 

Изобретение относится к оптике, стереоскопии, физиологии, психологии, экспериментальной психологии, квантовой психологии и может применяться в области образования, нейронауке, когнитивной науке, нейрофизиологии, психофизиологии, использоваться для изучения процессов инсайтных механизмов мышления.

Известно, в современной компьютеризованной среде обитания происходит изменение восприятия плоскостных изображений [1]. Зрительная система приобретает способность воспринимать образы плоскостных изображений с эффектами глубины, объема, пространственной перспективой [2-4]. Ощущение восприятия глубины на плоскостных изображениях (ПИ) не меньше, чем при наблюдении 3D-растровых изображений, стереоскопической глубины стереограмм [5]. В условиях восприятия глубины плоскостных изображений фокусировка правого и левого глаза (плоскости воспринимаемых изображений - ПВИ) осуществляется вне плоскости расположения стимульного изображения. В зависимости от типа изображения ПВИ могут располагаться в метрах за плоскостью ПИ. Фокусировка глаз вне плоскости ПИ приводит к тому, что непосредственно на плоскости ПИ возникает разность Х-координат направления взора правого и левого глаза [6].

Известно, что фокусировка глаз вне плоскости изображения используется в областях стереоиндустрии: изготовление стереограмм, стереопар и т.д. [7]. Для получения глубины при построении стереограмм (и др.) применяется естественно природный принцип зрительного восприятия - бинокулярная диспарантность. Стереоиндустрия основана на получении как минимум двух изображений, на которых проведено смещение одних образов относительно других. Именно бинокулярная диспарантность позволяет воспринимать стереоскопическую глубину стереограмм в условиях наложения стереопроекций [8].

Развитие способности воспринимать образы плоскостных изображений с эффектами глубины, объема, пространственной перспективой включает тренинг наблюдения стереоскопической глубины стереограмм (обобщенных стереоскопических проекций, идентично-подобных структур) [2, 4]. Тренинг проводится в условиях восприятия статического и динамического изменения направления вектора стереоскопической глубины. Стереоскопическую глубину стереограмм можно наблюдать двумя способами: при фокусировке глаз «до» или «за» плоскостью стереограммы. Процесс наблюдения стереоглубины стереограмм состоит как минимум из двух этапов - подбор способа фокусировки глаз и распознавание различных составляющих глубины. В процессе тренинга (т.е. обучения) возможно появление третьего этапа, когда формируются дополнительные эффекты объема, глубины, не «закладываемые» в принципы построения стереограмм. Для таких эффектов не вносились компоненты смещения, т.е. элементы бинокулярного смещения. Структуризация способности воспринимать плоскостные изображения с эффектами глубины, объема не относится к логическому результату проведения тренинга на стереограммах. Она возникает внезапно. Сначала на единичных образах (как цветовой палитре изображения) и отдельных типах изображений. Затем распространяется на любые плоскостные изображения. Формируются и стабилизируются условия пространственной перспективы образов [5].

Известно, что для тренинга по приобретению способности воспринимать плоскостные изображения как трехмерные объекты можно использовать и 3D-растровые изображения [9, 10]. Принцип их построения аналогичен построению стереограмм. Наблюдать глубину таких изображений проще. Техника построения позволяет воспринимать эффекты глубины с регулируемым направлением вектора пространственного построения. Экспериментально показано, что при восприятии глубины растра на плоскости пластины фиксируется разность Х-координат правого и левого глаза. Особенностью 3D- растровых изображений является возможность ощущать глубину образов значительно большей величины по сравнению с техническими характеристиками возможностей построения изображений. Иными словами, на стереограммах, 3D-растровых изображениях и любых плоскостных изображениях возможно возникновение пространства образов, не «закладываемых» в технологию их построения. Пространственные эффекты зависят исключительно от подготовки человека, его способности и желания увидеть новые пространственные конструкции.

Известно, что в психологии сложились два основных подхода к определению творчества: по его продукту или результату, с одной стороны, и по особенностям протекания его процесса - с другой. В рамках первого подхода творчеством признается любая активность, которая приводит к созданию субъективно или объективно нового. В рамках второго подхода при характеристике творчества отмечается невозможность алгоритмизировать его процесс; неразделимое сосуществование и тесное переплетение в нем осознаваемых и неосознаваемых компонентов; внезапное нахождение решения, т.е. инсайтная стратегия [11]. Такие этапы наблюдаются и для плоскостных изображений, когда возникают эффекты глубины, объема плоскостного построения. Или для завершающих процессов тренинга наблюдения пространственных построений стереограмм, 3D-растровых изображений.

Известно, что в процессе решения инсайтных (творческих) задач, на завершающей стадии внезапного возникновения решения, происходит расширение зрачка глаза [12].

Задачей изобретения является получение экспериментального доказательства процесса возникновения творческих, инсайтных решений при наблюдении стереограмм, растровых 3D-изображений, для способности воспринимать плоскостные изображения с феноменами глубины, объема, пространственной перспективой образов.

Задача достигается на первом этапе на плоскости стимульных изображений определением разности X-координат Δвз_гпр_глев_г при восприятии стереоскопической глубины стереограмм (СТг), глубины растровых изображений (РИ) и на образах плоскостного изображения (ПИ), во-вторых, если для ПИ Δвз_г≠0, то фиксацией величины раскрытия зрачка и нахождением, что разность Х-координат коррелирует с величиной раскрытия зрачка с коэффициентами корреляции Спирмана r=0,24-0.61, р<.001 для СТг; r=0,45-0,7, р<.001 для РИ и r=0,39-0,75, р<.001 для ПИ.

На фиг. 1 показана схема, иллюстрирующая принцип проведения экспериментов. На схеме показаны местоположения правого и левого глаза, поверхность экрана, на котором экспонируются стимульные изображения. Две черные точки в нижней части - местоположение глаз с межзрачковым расстоянием Δмз. Расстояние до экрана от глаз - Δэкр. Точки расположения глаз, их фокусировка образуют треугольники. Угол вергенции α - это угол в вершине треугольника. При фокусировке глаз на поверхности экрана X координаты правого и левого глаза совпадают. Если фокусировка осуществляется за плоскостью экрана, возникает разность X координат Δвз_г, а расстояние до точки фокусировки глаз Н>Δэкр. На схеме показано расположение поверхности экрана, на котором экспонируются стимульные изображения. На фиг. 2 - фиг. 4 показаны три стереограммы с различным вариантом построения и наблюдения. На фиг. 2 представлена стереограмма CTг1, на которой проведено бинокулярное смещение для 17 уровней наблюдения стереоскопической глубины. На фиг. 3 показана вторая, усложненная стереограмма СТг2 с двумя наборами периодики: высокочастотная и низкочастотная. Первая образует фон, состоящий из 26 изображений вертикальных рядов. Низкочастотная периодика образована наборами из трех изображений. На фиг. 4 показано два набора стереопроекций, полученных по картине «Голгофа». Их расположение получено так, что требует длительного навыка наблюдения. Задачей является воспринимать глубину проекций и их пространственное построение относительно друг друга. Такое условие требует состояния повышенного напряжения глаз. В верхнем ряду располагается три проекции, в нижнем - 2. При наблюдении стереоскопической глубины следует сконцентрировать взгляд вне плоскости расположения стереограмм, получить двоение и последующее наложение такое, чтобы в горизонтальных рядах стало на одно изображение больше. Если наблюдать глубину на СТг 2, то вертикально сформируется слово РОССИЯ. При фокусировке глаз перед фиг. 4 в каждом ряду должно быть на одну проекцию больше. На средних проекциях воспринимается прозрачность образов и их объемности. На фиг. 5 показано изображение, на базе которого было получено первое 3D-растровое изображение. В изображение выделено 18 слоев глубины по методике изготовителя. На фиг. 6 показаны стереоизображения, которые были использованы при получении второго растрового изображения. Стереоизображения были получены с нарушений рекомендаций разработчиков. Для того чтобы увидеть глубину растрового изображения, необходимо проводить настройку ориентации глаз с возникновением повышенного напряжения.

На фиг. 7 - фиг. 9 показаны плоскостные изображения, на которых испытуемый наблюдает глубину, объемность с различным уровнем состояния глубины. На фиг. 7 показан фотофрагмент каменной плитки, на которой воспринимается объемность цветовой палитры. На фиг. 8 представлен фрагмент картины Д. Поллока «Лавандовый туман». На фиг. 9 размещены два изображения картины «Голгофа». На изображениях фиг. 7 – фиг. 9 испытуемый наблюдает глубину, объемность отдельных элементов цветовой палитры. Более того, на фиг. 9 все трехмерные атрибуты идентичны наблюдаемой стереоскопической глубине фиг. 4.

Способ работает следующим образом. Обучают испытуемого наблюдать стереоскопическую глубину стереограмм, 3D-растровых изображений, доводят зрительное восприятие испытуемого до уровня наблюдения глубины, объема плоскостных изображений. В циклах обучения используется тренинг наблюдения стереоскопической глубины с постоянным изменением угла вергенции глаз. Проверяют способность наблюдения глубины на бинокулярном айтрекере. В том случае, если при наблюдении плоскостного изображения (ПИ) регистрируется значение разности , проводят комплексные исследования на бинокулярном айтрекере при регистрации направления взора глаз на стимульных изображениях и фиксацией величины раскрытия зрачков глаз.

Регистрация движений глаз выполнялась с помощью установки SMI HiSpeed в бинокулярном режиме (Частота регистрации 500 Гц). Первичная запись движений глаз содержит координаты взора (на поверхности экрана монитора) и величину раскрытия зрачка по отдельности для левого и правого глаза.

Изображения экспонируются на 19'' ЭЛТ мониторе ViewSonic 90Gf, расположенном на расстоянии 58 см от глаз наблюдателя (разрешение 1280×1024 пикселей; 38 пикселей/см). Время экспозиции составляет 30-150 с. При записи движений глаз во время рассматривания растрового стереоизображения последнее устанавливается непосредственно перед экраном монитора.

По значениям горизонтальных координат взора левого и правого глаза Xлев_г и Xпр_г вычислялась разность координат Δвз_г=Xпр_г-Xлев_г. Для случая рассматривания экспонируемого на мониторе плоского изображения (фиг. 1) расстояние до плоскости воспринимаемого изображения H равно расстоянию до поверхности экрана Δэкр, а горизонтальные координаты взора левого и правого глаза совпадают, соответственно Δвз_г=0.

При рассматривании стереограммы неперекрещенными глазами (или при фокусировке глаз за плоскостью расположения стимульного изображения) (фиг. 1) горизонтальная координата взора левого глаза меньше, чем горизонтальная координата взора правого глаза, и соответственно Δвз_г>0.

При рассматривании стереограммы перекрещенными глазами (фокусировка глаз перед плоскостью стимульного изображения) горизонтальная координата взора левого глаза больше, чем горизонтальная координата взора правого глаза, и соответственно формально можно принять Δвз_г<0.

На основании вышеизложенного получаем следующую схему расчетов. Сначала на основании первичных данных (горизонтальные координаты левого и правого глаза) для данной экспериментальной ситуации рассчитываются медианное значение Δвз_г М(Δвз_г) (или статистическое значение Δвз_г) и 90% межквантильный размах RQ90вз_г) - интервал, в который попадают 90% значений Δвз_г. Затем для каждой экспериментальной ситуации рассчитывался коэффициент корреляции Спирмена между разностью горизонтальных координат Δвз_г и величиной раскрытия зрачка (средней для левого и правого глаза).

При рассматривании автостереограммы фиг. 2 медианное значение разности горизонтальных координат Δвз_г М(Δвз_г)=-43.3 мм, RQ90вз_г)=|-35.4 мм, -49.2 мм|. Знак «минус» здесь означает, что позиция левого глаза в плоскости экрана находилась правее, чем позиция правого глаза, т.е. рассматривание выполнялось «перекрещенными» глазами. По отчету испытуемого выполнялась концентрация взгляда в точку перед экраном. При этом наблюдалось до 17 уровней глубины стереограммы. Величина Δвз_г положительно коррелирует с величиной раскрытия зрачка: коэффициент корреляции Спирмена r=0.4; р<.001.

При рассматривании автостереограммы фиг. 3 Δвз_г М(Δвз_г)=-59.9 мм, RQ90вз_г)=|-54 мм, -65.5 мм|. Знак «минус» здесь означает, что позиция левого глаза в плоскости экрана находилась правее, чем позиция правого глаза, т.е. рассматривание выполнялось «перекрещенными» глазами. Величина Δвз_г положительно коррелирует с величиной раскрытия зрачка: коэффициент корреляции Спирмена r=0.37; р<.001. На общем фоне можно прочитать вертикальное слово «Россия».

При рассматривании набора стереопроекций картины Флавинской «Голгофа» (фиг. 4) (верхний ряд, три стереопроекции) перекрещенными глазами по отчету наблюдателя наблюдалась стереоглубина. Для анализа использовался фрагмент записи продолжительностью 14 с, на котором устойчиво наблюдалась глубина изображения.

Медианная разность горизонтальных координат левого и правого глаза Δвз_г М(Δвз_г)=-101.3 мм, RQ90вз_г)=|-95 мм, -109.7 мм|. Величина Δвз_г положительно коррелирует с величиной раскрытия зрачка: коэффициент корреляции Спирмена r=0.61; р<.001.

При рассматривании набора стереопроекций картины «Голгофа» (фиг. 4) (нижний ряд, две стереопроекции) перекрещенными глазами по отчету наблюдателя наблюдалась стереоглубина. Для анализа использовался фрагмент записи продолжительностью 13.5 с, на котором устойчиво наблюдалась глубина изображения. Медианная разность горизонтальных координат левого и правого глаза Δвз_г М(Δвз_г)=-158.2 мм, RQ90вз_г)=|-153.2 мм, -162.4 мм|. Величина Δвз_г положительно коррелирует с величиной раскрытия зрачка: коэффициент корреляции Спирмена r=0.24; р<.001.

При рассматривании растрового стереоизображения «Мехмату 50» (фиг. 5), установленного непосредственно перед ЭЛТ монитором, Δвз_г М(Δвз_г)=18.4 мм, RQ90вз_г)=|7.4 мм, 31.3 мм|. Величина Δвз_г положительно коррелирует с величиной раскрытия зрачка: коэффициент корреляции Спирмена r=0.45; р<.001. По отчету испытуемого без особых усилий наблюдаются эффекты глубины. Однако они изменяются при сканировании взгляда по растру.

При рассматривании сложного для восприятия растрового 3D-изображения (созданного на основе картины Бориса Валледжо), (фиг. 6), составленного из трех стереопроекций (не оптимальные условия изготовления растровых изображений), для того, чтобы увидеть объем, испытуемому потребовалось подобрать область концентрации взгляда. Медианная разность горизонтальных координат левого и правого глаза Δвз_г М(Δвз_г)=24.9 мм, RQ90вз_г)=|14.2 мм, 35.2 мм|. Величина Δвз_г положительно коррелирует с величиной раскрытия зрачка: коэффициент корреляции Спирмена r=0.7; р<.001.

При рассматривании фотоизображения каменной плитки (фиг. 7) медианное значение разности горизонтальных координат Δвз_г М(Δвз_г)=30.5 мм, RQ90вз_г)=|22.7 мм, 39.3 мм|. По отчету испытуемого во время всей экспозиции сохранялось восприятие глубины и объема изображения. Величина Δвз_г положительно коррелирует с величиной раскрытия зрачка: коэффициент корреляции Спирмена r=0.54; р<.001.

При рассматривании фрагмента картины Поллока (фиг. 8) медианное значение разности горизонтальных координат Δвз_г М(Δвз_г)=21 мм, RQ90вз_г)=|12.3 мм, 28.6 мм|. Величина Δвз_г положительно коррелирует с величиной раскрытия зрачка: коэффициент корреляции Спирмена r=0.39; р<.001.

При рассматривании изображения картины «Голгофа» (фиг. 9, верхняя) по отчету наблюдателя возникает состояние как бы проникновения за плоскость изображения. Наблюдаются эффекты глубины некоторых образов. Изображение становится прозрачным. Медианная разность горизонтальных координат левого и правого глаза Δвз_г М(Δвз_г)=7.6 мм, RQ90вз_г)=|-0.8 мм, -13.4 мм|. Величина Δвз_г положительно коррелирует с величиной раскрытия зрачка: коэффициент корреляции Спирмена r=0.75; р<.001.

При рассматривании изображения картины «Голгофа» (фиг. 9, нижняя) по отчету наблюдателя возникает состояние как бы проникновения за плоскость изображения. Наблюдаются эффекты глубины некоторых образов. Изображение становится прозрачным. Медианная разность горизонтальных координат левого и правого глаза Δвз_г М(Δвз_г)=13.4 мм, RQ90вз_г)=|6.6 мм, -20.5 мм|. Величина Δвз_г положительно коррелирует с величиной раскрытия зрачка: коэффициент корреляции Спирмена r=0.46; р<.001.

Представленные экспериментальные данные показывают: при наблюдении стереоскопический глубины стереограмм, восприятии глубины растровых и плоскостных изображений параметр разности координат Δвз_г на плоскости стимульных изображений положительно коррелирует с величиной раскрытия зрачка.

Аналогичного типа изображения используются в системе обучения развития способности воспринимать плоскостные изображения с эффектами глубины, объема, пространственной перспективы. В процессе обучения происходит непрерывный тренинг восприятия стереоскопической глубины при фокусировке глаз вне плоскости расположения обучающих пособий (т.е. изменение угла вергенции). Для определенного типа стереограмм, растровых изображений в процессе проведения обучения и тренинга возникают элементы глубины, для которых не было проведено смещение образов. Иными словами, в отсутствие бинокулярного смещения образуются неожиданные решения восприятия пространства. Аналогично и для структуризации способности воспринимать плоскостные изображения с атрибутами пространственных эффектов. Сначала возникают отдельные элементы глубины, объема на некоторых изображениях. Затем процесс распространяется на любые плоскостные изображения. Возникают эффекты восприятия пространства. Представленный материал показывает, что перечисленные способности восприятия образов плоскостных изображений сопровождаются расширением зрачков глаз. Аналогичные характерные элементы фиксируются и при решении инсайтных умственных задач.

Список литературы

1. Антипов В.Н., Жегалло А.В. Восприятие объема в техногенной среде // Эволюционная и сравнительная психология в России: традиции и перспективы. / Под ред. А.Н. Харитонова. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2013. - С. 333-336.

2. Пат. 2264299 RU. Способ формирования трехмерных изображений (варианты). / В.Н. Антипов. - Опубл. 20.11.05; Бюл. №32.

3. Антипов В.Н., Балтина Т.В., Якушев Р.С., Антипов А.В. Когнитивный контроль зрительного восприятия современного человека как объект изучения биоэкологии // Ученые записки КазГУ. Серия естест. науки. - 2008. – Т. 150, кн. 3. - С. 145-151.

4. Пат. №2493773. Способ развития способности зрительного анализатора к восприятию глубины и объема плоскостного изображения. / В.Н. Антипов, А.В. Антипов. - Опубл. 27.09. 2013. - Бюл. 27.

5. Антипов В.Н., Жегалло А.В. Трехмерное восприятие плоскостных изображений в условиях компьютеризованной среды обитания // Экспериментальная психология. 2014. Т.7. №3. С. 97-111.

6. Антипов В.Н., Жегалло А.В. О возможности тестирования технологии обучения по 3D-восприятию плоских изображений // Образование и саморазвитие. - 2011. - №3(25). - С. 163-169.

7. Перельман Я.И. Занимательная физика. Книга первая (Семнадцатое издание). М., 1965.

8. Хьюбел Д. Глаз, мозг, зрение. / Пер.с анг. - М.: Мир, 1990. - 239 с.

9. Пат. №2436139. Способ восприятия плоских изображений. / В.Н. Антипов и др. - Опубл. 10.12.2011. - Бюл. №34.

10. Пат №2484790. Способ развития когнитивного трехмерного восприятия плоскостных изображений. / В.Н. Антипов и др. - Опубл. 20.06.2013 - Бюл. №17.

11. Дикая Л.А., Карпова В.В. Динамика функциональной организации коры головного мозга у испытуемых с профессиональной художественной подготовкой на разных этапах творческого процесса // «Естественно-научный подход в современной психологии». / Отв. ред. В.А. Барабанщиков. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2014. С. 254-259.

12. Чистопольская А.В. Показатель ширины зрачка как способ фиксации динамики решения инсайтных задач // «Естественно-научный подход в современной психологии». / Отв. ред. В.А. Барабанщиков. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2014. С. 600-603.

Способ идентификации инсайтного процесса мышления, включающий использование зрительной системы, стереограмм, растровых 3D-изображений, демонстрируемых на экране монитора бинокулярного айтрекера, фиксацию направления взора глаз, определение разности (Δвз_г) координат правого (Хпр_г) и левого (Хлев_г) глаза на экране монитора, определение диаметра зрачков глаз, отличающийся тем, что при наличии корреляции увеличения диаметра зрачка с медианным значением Δвз_г определяют возникновение инсайтного решения процесса мышления, где

Δвз_гпр_глев_г.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области медицины, а именно к стоматологии, и может быть использовано для оценки проведенного стоматологического лечения парафункции жевательных мышц.

Изобретение относится к области медицины, а именно к области проведения психофизиологических исследований, например анализа психофизиологических реакций человека, и может быть использовано в медицинских целях, функциональной диагностике, педагогике, психологии, судебной практике и криминалистике.

Изобретение относится к спортивной медицине и предназначено для тестирования реакции игроков в футболе, хоккее, баскетболе и других видах спорта. Оценку реакции испытуемого осуществляют программно-аппаратным комплексом, содержащим видеокамеру, компьютер и световой излучатель, которым на игровом поле испытуемому предъявляют мобильную световую метку, движущуюся с заданной скоростью по прямой на заданном расстоянии от испытуемого.

Изобретения относятся к медицине. Способ автоматизированного мониторинга пациента осуществляют с помощью системы для автоматизированного мониторинга пациента и обнаружения делирия у пациента.

Изобретение относится к психологии, в частности к психодиагностике. Проводят оценку степени импульсивности поведения и выраженности социальной активности человека.
Изобретение относится к медицине, а именно к физиологии зрительной системы. На испытуемом закрепляют устройство, формирующее дополненную реальность, подают на него последовательность двух световых импульсов длительностью 10 мс, разделенных паузой, равной 150 мс, повторяющихся через постоянный временной интервал 1,5 с.

Изобретение относится к области медицины, а именно к неврологии. Проводят балльную оценку эмоциональных, когнитивных нарушений, социальной адаптации и реакции на противосудорожную лекарственную терапию у больных эпилепсией на основе: критериев комплексной оценки данных сфер по жалобам пациентов, наличия связанных с эпилепсией психотических состояний в анамнезе, уровня тревоги и депрессии «Госпитальной шкалы тревоги и депрессии», характеристик Краткой шкалы оценки психического статуса и батареи лобной дисфункции, показателей шкалы «Ролевое функционирование, обусловленное физическим состоянием» опросника SF-36 и раздела «Социальное функционирование» опросника QOLIE-31, а также наличия инвалидности, количества принимаемых антиконвульсантов, числа сложных парциальных, первично- и вторичногенерализованных приступов до и после коррекции противосудорожной терапии.

Изобретение относится к области безопасности жизнедеятельности человека, а более конкретно к обеспечению защиты человека от шума. Определяют по результатам медицинского обследования объективные и получают анкетированием респондентов субъективные характеристики с последующим расчетом коэффициента эргономичности средства коллективной защиты от шума.
Изобретение относится к медицине, а именно к психофизиологической диагностике, и может быть использовано для выявления риска аддиктивного поведения у подростков и лиц юношеского возраста, учащихся образовательных учреждений.
Изобретение относится к области медицины, в частности к нейрофизиологическим и психофизиологическим исследованиям. Определяют усредненный уровень постоянных потенциалов (УПП) головного мозга, зарегистрированных от областей - лобной, центральной, затылочной, правой и левой височных.

Изобретение относится к области психологии труда и практической психологии для определения природного формата мышления человека и пригодности к определенному виду деятельности и может быть использовано для определения личного потенциала работника, тестирования должностных обязанностей сотрудников, построения эффективных команд в организации. Проводят тестирование работника путем задания ему групп вопросов, характеризующих категории форматов мышления индивидуального профиля мышления работника по объему обрабатываемой информации: «Я ФОРМАТ» - способность обрабатывать наименьший объем информации: «ЯФ - системщик» и «ЯФ - аналитик»; «МЫ ФОРМАТ» - способность обрабатывать средний объем информации: «МЫФ - системщик» и «МЫФ - аналитик»; «МИР ФОРМАТ» - способность обрабатывать самый большой объем информации: «МИРФ - системщик» и «МИРФ - аналитик». Производят оценку ответов на заданные вопросы. Ответы суммируются для каждой категории отдельно. По результатам строят гистограмму. По оси х от нуля откладывают последовательно столбцы по значению суммы ответов на вопросы, относящиеся к форматам мышления. Далее для каждого формата мышления суммируют результаты тестирования категорий форматов мышления по математическим формулам. Затем в доминирующем формате мышления определяют максимальный и минимальный по абсолютной величине столбцы. Коэффициент презентации высчитывается путем вычитания из максимального значения минимального значения, по абсолютным значениям. По величине коэффициента презентации находят диапазон, который определяет природный формат мышления работника. Способ позволяет повысить точность оценки и объективизации исследования человека за счет проведения тестирования и построения гистограмм. 4 ил., 2 табл., 1 пр.

Изобретение относится к области медицины, в частности к детской хирургии, и может быть использовано для оценки качества жизни больных с диагнозом крестцово-копчиковой тератомы в послеоперационном периоде. Заполняют опросник из 20 вопросов, который включает в себя образ жизни и социальную адаптацию больного, его психоэмоциональный статус, болевой синдром, изменения со стороны органов пищеварительной и мочевыделительной системы:: «Нарушения со стороны выделительных органов ограничивают ребенка в повседневных действиях и поведении», «Во время пребывания в учебном заведении или детском саду ребенок дезадаптирован, не общается со сверстниками, не может долго сидеть», «Ребенок старается лишний раз не появляться на людях, на кружках, игровых площадках», «Вы составляете распорядок дня исходя из нарушения стула и мочеиспускания», «Длительная езда на транспорте приводит к дискомфорту и беспокойству ребенка», «Из-за нарушений стула Вы вынуждены ограничить ребенка в некоторых продуктах», «Ребенок не испытывает в полной мере радости жизни», «Ребенок стесняется своего внешнего вида или чувствует себя дефектным», «Часто отмечается отсутствие настроения или тоска», «Настроение ребенка зависит от функции выделительных органов», «Боли в животе», «Боль при акте дефекации или после нее», «Боль в области послеоперационного рубца», «Боль при мочеиспускании», «Недержание стула, каломазание», «Недержание мочи, подтекание», «Невозможность различать выделение газов и стула», «Необходимость частой смены нижнего белья и использования прокладок», «Запоры и задержка газов», «Необходимость значительного напряжения при акте дефекации». Каждый вариант ответа оценивают по пятибалльной шкале, в зависимости от частоты встречаемости событий. Полученные баллы суммируют и используют в математической формуле. В зависимости от полученного значения, КЖ расценивают как неудовлетворительное, что требует коррекции в дальнейшем послеоперационного периода. Способ позволяет обеспечить оценку качества жизни в послеоперационном периоде больных крестцово-копчиковой тератомой при упрощении опроса за счет уменьшения количества вопросов в опроснике, который может быть использован для разных возрастных групп детей и подростков, а также при соответствии оценки влияния на качество жизни изменений состояния органов мочевыделительной, пищеварительной систем и психоэмоционального статуса. 1 табл., 3 пр.
Изобретение относится к медицине и предназначено для определения времени возбуждения зрительного анализатора человека. На испытуемом закрепляют устройство, формирующее дополненную реальность, которое входит в состав исследовательского программно-аппаратного комплекса. Исследователь из библиотеки программ комплекса выбирает и задает испытуемому режим двигательного или нагрузочного теста или испытуемый занимается какой-либо деятельностью. Затем на устройство, формирующее дополненную реальность, подают последовательность парных световых импульсов заданной длительности, равной 200 мс, разделенных межимпульсным интервалом, равным 70 мс, повторяющихся через постоянный временной интервал 1 с. На первом этапе измерений длительность межимпульсного интервала между световыми импульсами в паре уменьшают при каждом последующем предъявлении дискретно с заданным постоянным шагом 0,5 мс, пока испытуемый не определит момент слияния двух световых импульсов в паре в один. На втором этапе измерений длительность межимпульсного интервала между световыми импульсами в паре увеличивают при каждом последующем предъявлении дискретно с заданным постоянным шагом 0,1 мс, пока испытуемый не определит момент ощущения раздельности двух световых импульсов в паре. Длительность межимпульсного интервала между двумя световыми импульсами в паре в момент ощущения раздельности двух световых импульсов фиксируют. Время возбуждения зрительного анализатора принимают равным значению длительности межимпульсного интервала между двумя световыми импульсами в паре в момент ощущения раздельности двух световых импульсов, определенной на втором этапе измерений. Далее периодически с заданным периодом испытуемому предъявляют последовательность парных световых импульсов с длительностью межимпульсного интервала между двумя световыми импульсами в паре с последней зафиксированной длительностью межимпульсного интервала. Если испытуемый ощущает слияние двух световых импульсов в паре в один, увеличивают длительность межимпульсного интервала между двумя световыми импульсами в паре при каждом последующем предъявлении дискретно с заданным постоянным шагом 0,1 мс, пока испытуемый не определит момент ощущения раздельности двух световых импульсов в паре. Длительность межимпульсного интервала между двумя световыми импульсами в паре в момент ощущения раздельности двух световых импульсов фиксируют. Если испытуемый ощущает два световых импульса в паре раздельными, уменьшают длительность межимпульсного интервала между двумя световыми импульсами в паре при каждом последующем предъявлении дискретно с заданным постоянным шагом 0,1 мс, пока испытуемый не определит момент слияния двух световых импульсов в паре в один. Длительность межимпульсного интервала между двумя световыми импульсами в паре в момент слияния двух световых импульсов в паре в один фиксируют. Фиксация длительности межимпульсного интервала между двумя световыми импульсами в паре. При удалении испытуемого на значительное расстояние от исследователя, связь и обмен информацией осуществляется по радиоканалу. Способ позволяет определить время возбуждения зрительного анализатора за счет выполнения двигательного или нагрузочного тестов в условиях дополненной реальности.
Изобретение относится к медицине и предназначено для определения времени инерционности зрительной системы человека. На испытуемом закрепляют носимое устройство, формирующее дополненную реальность, которое входит в состав исследовательского программно-аппаратного комплекса. Исследователь из библиотеки программ комплекса выбирает и задает испытуемому режим двигательного или нагрузочного теста. Затем на устройство, формирующее дополненную реальность, подают пары световых импульсов, эталонного длительностью 80 мс и регулируемого по длительности, повторяющихся через временной интервал, равный 1 с. Регулируемый по длительности импульс задерживают или оканчивают раньше относительно времени предъявления эталонного. На первом этапе измерений время задержки или раннего окончания регулируемого по длительности импульса относительно эталонного увеличивают дискретно с заданным постоянным шагом 0,5 мс, пока испытуемый не определит момент ощущения, что световые импульсы начинаются или оканчиваются не одновременно. На втором этапе измерений время задержки или раннего окончания регулируемого по длительности импульса уменьшают дискретно с заданным постоянным шагом 0,1 мс, пока испытуемый не определит момент ощущения, что световые импульсы начинаются или оканчиваются одновременно. Время задержки или раннего окончания регулируемого по длительности импульса относительно эталонного в момент ощущения, что световые импульсы начинаются или оканчиваются одновременно, фиксируют. Время инерционности зрительной системы принимают равным значению времени задержки или времени раннего окончания регулируемого по длительности светового импульса относительно эталонного, зафиксированного на втором этапе измерений. Далее, в процессе выполнения двигательного или нагрузочного теста в стационарных условиях или наземных, водных или полетных перемещениях периодически с заданным периодом испытуемому предъявляют световые импульсы с последним зафиксированным временем задержки или временем раннего окончания регулируемого по длительности светового импульса относительно эталонного. Если испытуемый ощущает, что световые импульсы начинаются или оканчиваются одновременно, увеличивают время задержки или время раннего окончания регулируемого по длительности светового импульса относительно эталонного при каждом последующем предъявлении дискретно с заданным постоянным шагом 0,1 мс, пока испытуемый не определит момент ощущения, что световые импульсы начинаются или оканчиваются не одновременно. Время задержки или время раннего окончания регулируемого по длительности светового импульса относительно эталонного в момент ощущения, что световые импульсы начинаются или оканчиваются не одновременно, фиксируют. Если испытуемый ощущает, что световые импульсы начинаются или оканчиваются не одновременно, уменьшают время задержки или время раннего окончания регулируемого по длительности светового импульса относительно эталонного при каждом последующем предъявлении дискретно с заданным постоянным шагом 0,1 мс, пока испытуемый не определит момент ощущения, что световые импульсы начинаются или оканчиваются одновременно. Время задержки или время раннего окончания регулируемого по длительности светового импульса относительно эталонного в момент ощущения, что световые импульсы начинаются или оканчиваются одновременно, фиксируют. Фиксация времени задержки или времени раннего окончания регулируемого по длительности светового импульса относительно эталонного производится по условным действиям или сигналам испытуемого, которые фиксируются программно-аппаратным комплексом или исследователем. При удалении испытуемого на значительное расстояние от исследователя связь и обмен информацией осуществляется по радиоканалу. Способ позволяет определить время инерционности за счет проведения двигательного или нагрузочного тестов в условиях дополненной реальности.
Изобретение относится к медицине и предназначено для определения времени восприятия зрительной информации. На испытуемом закрепляют носимое устройство, формирующее дополненную реальность, которое входит в состав исследовательского программно-аппаратного комплекса. Исследователь из библиотеки программ комплекса выбирает и задает испытуемому режим двигательного или нагрузочного теста. Затем на устройство, формирующее дополненную реальность, подают последовательность двух световых импульсов длительностью 50 мс, разделенных паузой, равной 150 мс, повторяющихся через постоянный временной интервал 1,5 с. На первом этапе измерений уменьшают длительность паузы между двумя световыми импульсами при каждом последующем предъявлении дискретно с заданным постоянным шагом 0,5 мс, пока испытуемый не определит момент слияния двух световых импульсов в один. На втором этапе измерений увеличивают длительность паузы между двумя световыми импульсами при каждом последующем предъявлении дискретно с заданным постоянным шагом 0,1 мс, пока испытуемый не определит момент ощущения раздельности двух световых импульсов. Длительность паузы между двумя световыми импульсами в момент ощущения раздельности двух световых импульсов фиксируют. Время восприятия зрительной информации человека принимают равным значению суммы длительности светового импульса и длительности паузы между двумя световыми импульсами в момент ощущения раздельности двух световых импульсов, определенной на втором этапе измерений. Далее, в процессе выполнения двигательного или нагрузочного теста в стационарных условиях или наземных, водных или полетных перемещениях периодически с заданным периодом испытуемому предъявляют световые импульсы с последней зафиксированной длительностью паузы. Если испытуемый ощущает слияние двух световых импульсов в один, увеличивают длительность паузы между двумя световыми импульсами при каждом последующем предъявлении дискретно с заданным постоянным шагом 0,1 мс, пока испытуемый не определит момент ощущения раздельности двух световых импульсов. Длительность паузы между двумя световыми импульсами в момент ощущения раздельности двух световых импульсов фиксируют. Если испытуемый ощущает два световых импульса раздельными, уменьшают длительность паузы между двумя световыми импульсами при каждом последующем предъявлении дискретно с заданным постоянным шагом 0,1 мс, пока испытуемый не определит момент слияния двух световых импульсов в один. Длительность паузы между двумя световыми импульсами в момент слияния двух световых импульсов в один фиксируют. Фиксация длительности паузы производится по условным действиям или сигналам испытуемого, которые фиксируются программно-аппаратным комплексом или исследователем. При удалении испытуемого на значительное расстояние от исследователя связь и обмен информацией осуществляется по радиоканалу. Заявляемый способ позволяет определить время восприятия зрительной информации в процессе выполнения двигательного или нагрузочного теста в условиях дополненной реальности.
Изобретение относится к области медицины, а именно к терапии и пульмонологии, и может быть использовано для прогнозирования уровня контроля бронхиальной астмы после обучения больного по программе стандартной групповой астма-школы. До начала обучения в астма-школе определяют объем форсированного выдоха за 1 секунду (ОФВ1) в % от должных величин, высчитывают по тестам показатели мотивационной направленности (МНап) и потребности в одобрении (ОМОд). Затем прогнозируют контроль бронхиальной астмы по истечении 4-5 недель после обучения в астма-школе с помощью уравнений функции классификации. При вычислениях результат, имеющий наибольшее значение, указывает на прогнозируемую после обучения в групповой астма-школе принадлежность больного к одной из двух групп: больные с контролируемой бронхиальной астмой и больные с неконтролируемой бронхиальной астмой. Способ позволяет повысить эффективность обучения больных бронхиальной астмой в групповой астма-школе за счет учета объема форсированного выдоха за 1 секунду и проведения психологических тестирований. 2 пр.

Изобретение относится к медицине, психиатрии, психологии, психоанализу, наркологии, нейропсихологии, психосемантике. Формируют в электронной форме базу следующих блоков предъявления: оптимизационный (ОПТ), содержащий словесные стимулы «Успокаиваюсь» и «Расслабляюсь», использование которого направлено на снижение уровня психоэмоционального напряжения тестируемого; смысловой (СМ), состоящий из смысловых стимулов в виде вопросов, с максимальным количеством знаков 32, включая пробелы, использование которого направлено на выявление уровня субъективной значимости для тестируемого данных стимулов, сгруппированных в семантические группы по заданному признаку; бессмысленный (БС), состоящий из чередующихся цифр, общим числом от 17 до 23, использование которого направлено на выявление нейтрального уровня реагирования тестируемого; реперный (РП), содержащий словесные стимулы «Слишком рано» и «Слишком поздно», использование которого направлено на выявление отрицательного уровня реагирования тестируемого; операторский (ОГ), содержащий стимулы в виде геометрических фигур – квадрата, круга и треугольника, использование которого направлено на повышение уровня концентрации внимания тестируемого. При этом СМ, РП или ОПТ блоки всегда расположены между двумя БС блоками. Перед тестированием проводят адаптацию сенсорики и мелкой моторики тестируемого к тестам. При тестировании определяют ответ на стимулы в виде моторных реакций тестируемого: время нажатия кнопки компьютерной мыши после предъявления стимула, время удержания тестируемым кнопки мыши, время ее отпускания. Стимул предъявляют в центре экрана монитора, работающего на фиксированной частоте 60 Гц, на черном фоне белыми буквами и/или цифрами. В качестве вопросов СМ блока используют 2-4 словесные фразы в прошедшем времени от первого лица. После предъявления вопроса СМ блока маскируют его стимулом из БС блока, для чего на месте предъявленного вопроса предъявляют в течение 500-700 мс маскер в виде беспорядочного набора цифр, выдерживают паузу 150-250 мс. При предъявлении маскера пределы реагирования устанавливают от 100 мс до 700 мс. Варьируют частоту предъявления замаскированных вопросов в зависимости от времени реакций тестируемого. Время предъявления выбранного типа стимула на экране монитора 16-34 мс при строго фиксированном времени предъявления одинаковых стимулов и разном времени предъявления различных типов стимулов. Уровень операторской готовности поддерживают предъявлением неосознанных стимулов ОГ блока (квадрат, круг, треугольник), чередуя с СМ с частотой 1-2 раза в мин. Общая длительность теста 8-25 мин для предъявления 60-130 вопросов СМ блока, структурированных в 6-13 тематически смысловых групп. Используют методы непараметрической статистической обработки, определяя значимость каждой моторной реакции тестируемого на стимул, субъективную значимость стимула – разницу между усредненной результирующей скоростью моторных реакций тестируемого на один и тот же СМ стимул и усредненной результирующей скоростью его моторных реакций на БС стимулы. Способ обеспечивает высокую точность и достоверность диагностики настоящих, искренних переживаний, представлений человека, утаиваемых им чувств, замыслов, намерений, осознанного и неосознанного отношения человека к себе, другим, к различным видам деятельности и побуждений к ним, силы различных потребностей человека. 4 з.п. ф-лы, 14 ил., 1 пр., 7 табл.

Изобретение относится к области педагогики, в частности к педагогике профессионально-технического образования и среднего специального образования (инклюзивное образование), социальной педагогике, и может быть использовано для реабилитации и социализации молодых инвалидов с сохранным интеллектом и людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Реабилитация и социализации юношей и девушек с инвалидностью или ОВЗ основаны на роботометоде и включают совместное обучение учащихся с инвалидностью или ОВЗ и их здоровых сверстников рабочим профессиям в условиях инклюзивного профессионального обучения лицея или колледжа. Проводят серию уроков по выбранной рабочей профессии мастером производственного обучения. Причем каждый урок включает постановку целей и задач урока, инструктаж по технике безопасности, объяснение новой темы с демонстрацией учащимся конкретных трудовых операций по выбранной рабочей профессии. Осуществляют проведение оздоровительных пауз, психологическое тестирование и диагностику самочувствия, активности и настроения учащихся во время урока, постоянное ведение диалога с учащимися путем одобрения их действий и указания на недостатки, а также подведение итогов урока и объяснение домашнего задания на следующий урок. Причем в процессе обучения используют реального человекоподобного робота-тьютора или виртуального человекоподобного робота-тьютора в виде 3D-модели, который восполняет умственные и физические недостатки учащихся с инвалидностью или ОВЗ. Способ позволяет освоить инвалидам и учащимся с ОВЗ рабочие профессии, восполнить умственные и физические недостатки учащихся за счет привлечения к обучению реального человекоподобного робота-тьютора или виртуального человекоподобного робота-тьютора в виде 3D-модели. 2 з. п. ф-лы, 2 ил., 3 пр.

Группа изобретений относится к здравоохранению, а также наукометрическим способам и системам анализа данных о научно-исследовательских проектах с целью выявления перспективного проекта в предметной области «биомедицина» с точки зрения технологизации его результата по максимальному количеству набранных баллов по оцениваемым критериям и построения рейтинга для нескольких оцениваемых проектов по возрастанию или убыванию упомянутых баллов. Используют комплекс «оценочных» критериев с количественными параметрами, в качестве которых предложено оценивать: динамику патентной (изобретательской) активности; рост патентной (или изобретательской) активности в развитых или ведущих странах; соотношение числа патентных заявок к числу действующих патентов. Также проводят сравнение динамики подачи патентных заявок и динамики выдачи патентов; соотношение количеств научно-исследовательских организаций и производственных компаний в числе первых 10-20 правообладателей, отобранных по максимальному количеству имеющихся у них патентных документов по направлению исследований; соотношение количеств зарубежных и национальных заявителей в патентных документов; наличие по теме проекта авторов патентных документов различных правообладателей; динамику грантового финансирования по направлению исследования. Группа изобретений позволяет автоматизировать процесс оценки научно-исследовательских проектов в предметной области «биомедицина» на предмет возможности их практической реализации за счет использования комплекса оценочных критериев с количественными параметрами. 4 н. и 21 з.п. ф-лы, 17 ил., 2 табл.

Изобретение относится к области медицины, конкретно к психотерапии, и касается способов лечения психосоматических расстройств, в частности снижения избыточного веса и обучения навыкам самоконтроля, особенно навыкам рационального питания. Заключают психотерапевтический контракт и проводят лечение в виде курсов групповой и индивидуальной психотерапии. После заключения психотерапевтического контракта делят пациентов на четыре группы по уровням интеллекта и депрессии. В первой группе обучают навыкам правильного пищевого поведения, проводят индивидуальную психотерапию, медикаментозную терапию, направленную на лечение депрессии. Во второй группе обучают навыкам правильного пищевого поведения, проводят групповую психотерапию. В третьей группе проводят индивидуальную психотерапию. В четвертой группе проводят индивидуальную психотерапию, медикаментозную терапию, направленную на лечение депрессии, и групповую психотерапию. Для всех групп проводят ежемесячные психотерапевтические тематические занятия, а также лечение, причем параллельно с психотерапевтическим лечением для всех пациентов проводят телесную реабилитацию, в качестве которой используют лимфодренаж, дополнительно проводят липосакцию, лифтинг, массаж. Затем проводят поддерживающий курс массажа. Причем в зависимости от индекса массы тела определяют длительность лечения. Способ позволяет повысить эффективность коррекции веса тела пациента за счет формирования навыков самоконтроля и поддержания достигнутого результата в течение длительного периода времени. 2 табл.

Изобретение относится к оптике, стереоскопии, физиологии, психологии, экспериментальной психологии, квантовой психологии и может применяться в области образования, нейронауке, когнитивной науке, нейрофизиологии, психофизиологии, использоваться для изучения процессов инсайтных механизмов мышления. Для выявления инсайтных способностей мышления предлагается использовать стереограммы, растровые 3D-изображения, плоскостные изображения, проводить на бинокулярном айтрекере регистрацию разности X-координат направления взора правого и левого глаза на плоскости стимульных изображений, определение диаметра зрачков глаз. При наличии корреляции увеличения диаметра зрачка с медианным значением Δвз_г определяют возникновение инсайтного решения процесса мышления, где Δвз_гХпр_г-Хлев_г. Предлагаемый способ позволяет проводить количественное изучение инсайтной способности при восприятии стереоскопической глубины стереограмм, глубины растровых изображений и глубины образов плоскостных изображений. 9 ил.

Наверх