Узел крышки светозащитного устройства космического аппарата

Изобретение относится к устройству для открытия и закрытия отверстия в бленде, защищающей оптико-электронную аппаратуру космического аппарата (КА) от воздействия внешних тепловых и световых факторов. Узел содержит крышку, снабженную электроприводом с выходным валом. Один конец этого вала кинематически жестко связан с крышкой посредством двух сопрягаемых зубчатых полумуфт с четным и нечетным количеством зубьев. Между полумуфтами предусмотрен переходник, количество зубьев которого со стороны взаимодействующей с ним полумуфты соответствует количеству зубьев этой полумуфты. Полумуфта с нечетным количеством зубьев выполнена с возможностью осевого перемещения относительно выходного вала при предполетной подготовке узла крышки. Полумуфта с четным количеством зубьев жестко закреплена на крышке. Другой конец вала электропривода связан с крышкой посредством разрезной втулки с хомутом. Внутренний диаметр этой втулки при ослаблении хомута больше наружного диаметра выходного конца вала. Техническим результатом изобретения является упрощение предполетной подготовки указанного узла крышки путём исключения оборудования для её обезвешивания. 6 ил.

 

Изобретение относится к космической технике и используется для открытия и закрытия отверстия в бленде, которая обеспечивает защиту оптико-электронной аппаратуры космических аппаратов (КА) от воздействия внешних тепловых и световых факторов.

Известно светозащитное устройство космического аппарата по патенту RU 2391264, в котором узел крышки светозащитного устройства (УК СЗУ), содержащий основание с электроприводом, крышку, состоящую из двух створок, выполненные заодно с узлами их вращения.

Недостатком известного узла крышки СЗУ является сложное техническое обеспечение его функционирования при предполетной подготовке, когда требуется провести проверки электрических связей электропривода с системой управления КА в различных режимах эксплуатации узла крышки СЗУ. Проверки электропривода приходится проводить совместно с движением крышек, переводя их из «Закрытого» положения в «Открытое» и обратно. В некоторых случаях такие проверки затруднены в виду невозможности использования системы, исключающей влияние силы веса конструкции крышки как на сам электропривод, в виде дополнительной нагрузки на выходной вал, так и на элементы его кинематической связи с крышкой. Особенно, когда ось вращения крышки находится в горизонтальной плоскости, а перемещение крышки происходит в вертикальной плоскости.

Задачей предлагаемого технического решения является упрощение предполетной подготовки узла крышки светозащитного устройства космического аппарата в части исключения оборудования для обезвешивания крышки в процессе его технологического функционирования.

Поставленная задача решается тем, что в узле крышки светозащитного устройства космического аппарата, включающего крышку и электропривод, согласно изобретению выходной вал электропривода своими выходными концами связан с крышкой, при этом один конец выходного вала кинематически жестко связан с крышкой посредством двух сопрягаемых зубчатых полумуфт с четным и нечетным количеством зубьев и переходника между полумуфтами, количество зубьев которого со стороны взаимодействующей с ним полумуфты соответствует количеству зубьев этой полумуфты, при этом зубчатая полумуфта с нечетным количеством зубьев выполнена с возможностью осевого перемещения относительно выходного вала при предполетной подготовке узла крышки, а зубчатая полумуфта с четным количеством зубьев жестко закреплена на крышке, при этом другой конец выходного вала связан с крышкой посредством разрезной втулки с хомутом, внутренний диаметр которой при ослаблении хомута больше наружного диаметра выходного конца вала.

Заявляемая конструкция поясняется чертежами:

- фиг. 1 - общий вид УК СЗУ КА;

- фиг. 2 - вид А на фиг. 1;

- фиг. 3 - сечение Б-Б на фиг. 2 (УК СЗУ при штатной работе);

- фиг. 4 - сечение Б-Б на фиг. 2 (УК СЗУ при предполетной подготовке);

- Фиг. 5 - вид В на фиг. 3;

- фиг. 6 - сечение Г-Г на фиг. 3.

Узел крышки светозащитного устройства космического аппарата 1 содержит:

- электропривод 2 с крышкой 3, установленные на КА 1;

- оба конца выходных валов 4, 5 электропривода 2 связаны с крышкой 3. Конец выходного вала 4 кинематически жестко связан с крышкой 3 посредствам двух зубчатых полумуфт 6 и 7 с нечетным и четным количеством зубьев и взаимодействующих с переходником 8, который установлен между полумуфтами 6, 7, количество зубьев которого соответствует количеству зубьев сопрягаемых полумуфт 6 и 7. Для обеспечения жесткой кинематической связи конца выходного вала 4 электропривода 2 с крышкой 3 в процессе штатной работы УК СЗУ полумуфты 6, 7 и переходник 8 стянуты гайкой 9. При предполетной подготовке УК СЗУ зубчатая полумуфта 6 с нечетным количеством зубьев имеет возможность осевого перемещения относительно выходного вала 4 посредством, например, шпоночного, шлицевого или другого соединения 10, обеспечивающего при этом передачу крутящего момента кинематической связи, а другая зубчатая полумуфта 7 с четным количеством зубьев жестко закреплена на крышке 3. Сама крышка 3 установлена на конце выходного вала 4 при помощи подшипника скольжения 11.

Конец выходного вала 5 электропривода 2 кинематически жестко связан с крышкой 3 посредством разрезной втулки 12 с хомутом 13, внутренний диаметр которой при ослаблении хомута больше наружного диаметра выходного конца вала 5 электропривода 2.

При штатной работе узла крышки СЗУ в составе КА 1 за счет жесткой связи выходных валов 4 и 5 электропривода 2 с крышкой 3 осуществляется прямая кинематическая связь и при подаче команды на электропривод 2 из системы управления на открытие или закрытие осуществляется заданный поворот крышки 3.

При предполетной подготовке космического аппарата 1, когда требуется провести необходимые проверки электрических связей УК СЗУ с бортовым комплексом управления и проводить включения электропривода 2 без движения крышки 3, появляется необходимость расстыковки кинематической связи электропривода 2 с крышкой 3. Для этого на конце выходного вала 4 отворачивается гайка 9, выводится из зацепления или демонтируется первая полумуфта 6, путем перемещения с помощью соединения 10 по концу выходного вала 4, с переходником 8. Тем самым расстыковывается кинематическая связь крышки 3 с электроприводом 2. На конце выходного вала 5 электропривода 2 ослабляется хомут 13, при этом разжимается разрезная втулка 12 и освобождает конец выходного вала 5. После этого при подаче напряжения на электропривод 2 его выходной вал, освобожденный от крышки 3, начинает вращаться и по определенной программе системы управления КА имитирует движение крышки 3, при этом крышка 3 остается неподвижной, а выходной вал электропривода 2 вращается в подшипнике скольжения 11 и в свободной разрезной втулке 12.

После окончания электрических проверок КА с УК СЗУ кинематическая цепь электропривода 2 с крышкой 3 восстанавливается в обратном порядке - устанавливается необходимый зазор «δ» между крышкой 3 и корпусом КА 1. В этом положении крышки 3 хомут 13 стягивается и обжимает разрезную втулку 12, тем самым обеспечивает жесткую связь конца выходного вала 5 электропривода 2 с крышкой 3.

На конце выходного вала 4 электропривода 2 зубчатая полумуфта 6 с переходником 8 вводится в зацепление по соединению 10 с полумуфтой 7. Благодаря нечетному количеству зубьев на первой полумуфте 6, например N1=61, и четному количеству зубьев на второй полумуфте 7, например N2=60, можно восстановить кинематическую цепь и обеспечить зазор «δ» между крышкой 3 корпусом КА 1 с точностью до одной угловой минуты. Установка зазора «δ» обеспечивается путем вращения вокруг своей оси переходника 8 и подбора сопрягаемых зубьев полумуфт 6 и 7.

Использование предложенного технического решения позволяет упростить предполетную подготовку узла крышки светозащитного устройства космического аппарата в части исключения оборудования для обезвешивания крышки в процессе технологического функционирования УК СЗУ.

Узел крышки светозащитного устройства космического аппарата, содержащий крышку и электропривод, отличающийся тем, что выходной вал электропривода своими выходными концами связан с крышкой, при этом один конец выходного вала кинематически жестко связан с крышкой посредством двух сопрягаемых зубчатых полумуфт с четным и нечетным количеством зубьев и переходника между полумуфтами, количество зубьев которого со стороны взаимодействующей с ним полумуфты соответствует количеству зубьев этой полумуфты, при этом зубчатая полумуфта с нечетным количеством зубьев выполнена с возможностью осевого перемещения относительно выходного вала при предполетной подготовке узла крышки, а зубчатая полумуфта с четным количеством зубьев жестко закреплена на крышке, при этом другой конец выходного вала связан с крышкой посредством разрезной втулки с хомутом, внутренний диаметр которой при ослаблении хомута больше наружного диаметра выходного конца вала.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к космической технике и может быть использовано при внештатной посадке многоразового спускаемого аппарата на воду. Дренажное устройство состоит из дренажной системы, которая выполнена в виде емкости, в нижней части которой выполнено посадочное отверстие с уплотнительной поверхностью и сосной ей резьбой.

Группа изобретений относится к методам и средствам защиты бортового оборудования космических аппаратов (КА), а также экипажей пилотируемых КА (станций). Способ включает в себя металлизацию оборудования так, что агрегаты и аппаратуру (1) служебных систем КА выводят на одну шину (2), а комплекс (5) целевой и/или научной аппаратуры - на другую шину (4).

Изобретение относится к средствам защиты и предназначено для изменения орбиты массивных космических тел (КТ), угрожающих столкновением с Землей. Устройство состоит из корпуса, системы наведения и ориентации, лазерного дальномера.

Изобретение относится к средствам защиты и предназначено для изменения орбиты массивных космических тел, угрожающих столкновением с Землей. Устройство состоит из корпуса, системы наведения и ориентации, лазерного дальномера.

Группа изобретений относится к структуре и технологии изготовления конструктивных элементов (КЭ) аэрокосмических и иных изделий. КЭ содержит первый и второй композитные слои.

Изобретение относится к средствами защиты и предназначено для изменения орбиты массивных космических тел, угрожающих столкновением с Землей. Устройство состоит из корпуса, системы наведения и ориентации, лазерного дальномера.

Изобретение относится к космической технике. Космическое радиационное убежище (КРУ) включает сферический корпус жилого отсека из поглощающего радиацию легкоатомного материала, наклеенные на корпус сферические зеркала.

Изобретение относится к способам защиты космических аппаратов (КА) от столкновения на орбите с другими телами, в частности, космическим мусором. Способ включает импульсное расталкивание и разведение связанных тросом модулей, образующих КА, для их вывода из опасной зоны.

Изобретение относится к трансформируемым космическим структурам. Многослойная трансформируемая герметичная оболочка (МТГО) включает ЭВТИ с защитой от атомарного кислорода, противометеороидную защиту в виде защитных противометеороидных экранов с межэкранными разделителями, армирующий слой, герметизирующий слой, слой, защищающий от повреждений изнутри.

Изобретение относится к надувным развертываемым космическим конструкциям, преимущественно обитаемым модулям. Модуль включает в себя жесткий несущий отсек (1) в виде неравносторонней призмы с полезной зоной (2) постоянного объема.

Изобретение относится к области предохранительных и аварийных устройств космических кораблей (КК), применяемых на стартовой позиции космодрома. Предлагаемое устройство содержит башню (1), устройство подъема (2), галерею эвакуации (3), силовые опоры (4), защитное сооружение (5), кабину посадки экипажа (не показана), поворотную кабину (7), стационарный чехол (8) и гидропривод (9). В исходном положении устройство подъема (2) находится внизу, а кабина (7) с чехлом (8) подведена к кабине КК. Прибывший экипаж поднимается на уровень посадки устройством (2) и через лифтовой холл, техническую зону, зоны предварительной очистки и зону чистоты проходит в кабину КК. При штатной ситуации после пуска двигателей по датчику контакта поворотные секции чехла (8) смыкаются, и кабина (7) отводится в крайнее положение. При аварийной ситуации непосредственно перед пуском кабина (7) гидропневмоприводом (9) подводится к головной части носителя, откуда экипаж по галерее (3) перемещается в защитное сооружение (5). Техническим результатом является обеспечение защиты кабины КК от неблагоприятных факторов внешней среды, повышение безопасности эвакуации космонавтов в аварийных ситуациях и повышение качества очистки экипажа, расчета, переносного оборудования и оснастки перед обслуживанием кабины КК. 3 ил.
Наверх