Жиклер для смазки цепи привода распределительного вала

Изобретение относится к устройству смазки цепи привода распределительного вала автотранспортного средства. Устройство содержит опорный подшипник, содержащий два элемента подшипника с полуцилиндрической внутренней поверхностью, скрепленные друг с другом по поверхности (17) контакта и выполненные с возможностью охвата подвижного вращающегося вала, на конце которого закреплено зубчатое колесо, которое содержит радиальную стенку и вокруг которого проходит цепь. По меньшей мере один из указанных элементов подшипника содержит кольцевую канавку (18) для циркуляции масла на своей внутренней полуцилиндрической поверхности (16). Поверхность (17) контакта указанного по меньшей мере одного элемента подшипника содержит маслораспределительную канавку (20), по существу параллельную оси (X) вала, выходящую из элемента подшипника и соединенную с кольцевой канавкой (18) циркуляции масла. Технический результат: создание простого устройства смазки цепи привода распределительного вала, обеспечивающее получение компактной масляной струи. 6 з.п. ф-лы, 2 ил.

 

Область техники, к которой относится изобретение

Изобретение относится к области автотранспортных средств и, в частности, касается смазки распределительной цепи двигателя внутреннего сгорания автотранспортного средства.

Более конкретно изобретение касается элементов опорного подшипника коленчатого вала или распределительных валов двигателя внутреннего сгорания автотранспортного средства.

Уровень техники

Система распределения объединяет элементы, обеспечивающие впуск и выпуск газов в цилиндрах двигателя внутреннего сгорания, основными составляющими которого являются распределительный вал, клапаны или распределительный приводной ремень. Вместо указанного ремня некоторые двигатели могут быть оснащены приводной распределительной цепью, преимуществом которой является срок службы, по существу равный сроку службы двигателя, при условии хорошей смазки.

Для смазки указанной цепи предусмотрены средства смазки, содержащие жиклеры, сопло которых направлено в сторону элемента цепи, при этом указанные средства соединены с находящимся под давлением масляным контуром смазки или охлаждения элементов двигателя.

В документе DE 102006058429 раскрыто устройство смазки распределительной цепи, содержащее сопло, направленное в сторону указанной цепи и соединенное с масляным контуром двигателя. Установка на место указанного сопла и его соединение с масляным контуром через контур подачи масла являются довольно сложными.

В публикации US 4974561 раскрыто устройство смазки распределительной цепи, содержащее отверстие, направленное в сторону указанной цепи, выполненное в головке блока цилиндров и сообщающееся с кольцевой канавкой, выполненной на распределительном валу. Масло поступает из масляного контура через указанный распределительный вал и выходит из отверстия, попадая на указанную цепь. Канал циркуляции масла в головке блока цилиндров можно выполнить посредством литья. Получаемая масляная струя по существу распространяется в направлении цепи привода распределительного вала.

Установка на место этих устройств является сложной и требует выполнения соответствующих приспособлений на различных элементах двигателя.

Указанные устройства расположены, начиная от распределительного вала, и масляная струя рассеивается, что снижает эффективность смазки цепи.

Раскрытие изобретения

Задача изобретения состоит в устранении вышеуказанных недостатков за счет создания простого устройства смазки цепи привода распределительного вала, выполненного на конце подвижного вращающегося вала, которое является более дешевым и позволяет получать более компактную масляную струю, чем в известных решениях.

Объектом изобретения является устройство смазки цепи привода распределительного вала автотранспортного средства, содержащее:

- опорный подшипник, содержащий два элемента подшипника с полуцилиндрической внутренней поверхностью, скрепленные друг с другом по поверхности контакта и выполненные с возможностью охвата подвижного вращающегося вала, на конце которого закреплено зубчатое колесо, которое содержит радиальную стенку и вокруг которого проходит цепь, при этом по меньшей мере один из указанных элементов подшипника содержит кольцевую канавку для циркуляции масла на своей внутренней полуцилиндрической поверхности,

отличающееся тем, что поверхность контакта указанного по меньшей мере одного элемента подшипника содержит маслораспределительную канавку, по существу параллельную оси вала, выходящую из элемента подшипника и соединенную с кольцевой канавкой циркуляции масла.

Согласно другим предпочтительным отличительным признакам изобретения:

- маслораспределительная канавка направлена к стенке шестерни, поэтому выполнение этой канавки является простым;

- сечение маслораспределительной канавки по существу меньше сечения канавки циркуляции масла, при этом расход масла, отбираемого для смазки цепи, является небольшим и не влияет на смазку двигателя;

- маслораспределительная канавка имеет сужающееся сечение на выходе элемента подшипника, поэтому получаемая масляная струя является более компактной, чтобы достигать цели;

- маслораспределительная канавка содержит по существу конусный выходной участок на выходе элемента подшипника, поэтому получаемая масляная струя является более компактной и более направленной, чтобы достигать цели;

- маслораспределительная канавка окружает крепежное отверстие для прохождения крепежного винта, при этом смазочное масло, проходящее через крепежные отверстия подшипника, тоже участвует в смазке цепи;

- вал является распределительным валом или коленчатым валом, при этом устройство можно выполнить на элементах подшипника коленчатого вала и/или распределительного вала для смазки цепи, которая обеспечивает передачу движений вращения коленчатого вала на распределительный вал.

Краткое описание чертежей

На фиг. 1 схематично показан конец распределительного вала;

на фиг. 2 схематично показан элемент подшипника, вид сверху в разрезе.

Осуществление изобретения

Дальнейшее описание представлено с учетом продольной оси X.

Дальнейшее описание относится к распределительному валу двигателя внутреннего сгорания автотранспортного средства, однако изобретение можно применять без каких-либо изменений для других составных частей двигателя, таких как коленчатый вал, или вал коробки передач, или вал компрессора.

Показанный на фиг. 1 распределительный вал 11 установлен с возможностью вращения вокруг продольной оси X в камере блока цилиндров (не показан) двигателя внутреннего сгорания автотранспортного средства (не показано).

На одном конце вала неподвижно закреплено зубчатое колесо 12, содержащее круглую радиальную стенку, на окружности которой выполнены зубья 14. Вокруг указанного зубчатого колеса проходит цепь привода распределительного вала (не показана), предназначенная для передачи по меньшей мере на вал вращения коленчатого вала (не показан), расположенного вдоль оси, по существу параллельной продольной оси X, и тоже содержащего зубчатое колесо (не показано), вокруг которого тоже проходит указанная цепь.

Указанный вал удерживается в указанной камере по меньшей мере одним опорным подшипником, установленным на конце вала вблизи зубчатого колеса 12 и по существу ближе к центру вала. Указанный подшипник содержит два элемента 15 подшипника, каждый из которых содержит по существу полуцилиндрическую внутреннюю поверхность, при этом указанные поверхности являются ответными и окружают указанный вал. По меньшей мере один из двух элементов 15 содержит на указанной полуцилиндрической поверхности кольцевую канавку 18 для циркуляции масла, соединенную с контуром масла под давлением (не показан) для обеспечения смазки наружной поверхности распределительного вала 11, входящей в контакт с элементом 15 подшипника.

Как показано на фиг. 2, элемент 15 подшипника содержит две диаметрально противоположные поверхности 17 контакта с вторым элементом подшипника. Указанная контактная поверхность 17 содержит проходное отверстие 19 для крепежного винта (не показан).

По меньшей мере, одна контактная поверхность 17 содержит маслораспределительную канавку 20, по существу параллельную оси подшипника, параллельной оси вала X, когда подшипник охватывает указанный вал в установленном положении, и выходящую из элемента 15 подшипника напротив радиальной стенки 13 зубчатого колеса 12. Предпочтительно маслораспределительная канавка 20 имеет по существу конусное устье 21, при этом сечение отверстия снаружи элемента подшипника по существу уменьшено по сравнению с проходным сечением маслораспределительной канавки 20 на входе устья.

Указанная канавка 20 соединена с масляным контуром смазки в варианте выполнения, показанном на фиг. 2, через вторую канавку 22, содержащую первую часть 23, по существу ортогональную к маслораспределительной канавке 20, и вторую часть 24, окружающую проходное отверстие 19 для крепежного винта. Указанная первая часть выходит в кольцевую канавку 18 циркуляции масла. Масляный контур может также проходить через проходное отверстие 19 для винта. Поперечное сечение маслораспределительной канавки по существу меньше поперечного сечения канавки 19 циркуляции масла. Размеры маслораспределительной канавки 20 и второй канавки 22 являются по существу идентичными, при этом их ширина и/или глубина предпочтительно составляет от 0,3 мм до 2 мм. Расход масла, проходящего в указанной канавке, составляет примерно 0,2-4 л/мин.

Предпочтительно канавки получают посредством механической обработки или литья.

В собранном положении смазочное масло проходит через кольцевую канавку 18, затем через вторую канавку 22 и, наконец, попадает в маслораспределительную канавку 20. Вторая часть 22 вокруг крепежного отверстия 19 обеспечивает также прохождение части масла, поступающей от подшипника. Затем масло выходит из подшипника и выбрасывается на радиальную стенку 13 зубчатого колеса. Конусная форма устья 21 маслораспределительной канавки 20 позволяет получать достаточно высокую скорость выброса и масляную струю, по существу ориентированную в направлении радиальной стенки 13 зубчатого колеса, при этом струя является по существу компактной и не рассеянной, чтобы достигать указанной стенки. Масло попадает на радиальную стенку зубчатого колеса, которая, вращаясь, увлекает его за счет центробежной силы к зубьям 14, входящим в контакт с распределительной цепью, что обеспечивает смазку указанной цепи.

Таким образом, достигается технический результат изобретения: маслораспределительная канавка 20 питается маслом от контура смазки или охлаждения двигателя и позволяет получать компактную масляную струю, направленную на стенку 13 зубчатого колеса, после чего масло направляется на распределительную цепь для обеспечения смазки этой цепи. Данный вариант осуществления является простым и не дорогим.

Изобретение не ограничивается представленным выше вариантом осуществления, и специалист может предусмотреть другие варианты осуществления, например, за счет сокращения пути второй канавки, чтобы обеспечить возможность регулирования расхода масла для смазки цепи.

1. Устройство смазки цепи привода распределительного вала автотранспортного средства, содержащее:

- опорный подшипник, содержащий два элемента (15) подшипника с полуцилиндрической внутренней поверхностью (16), скрепленные друг с другом по поверхности (17) контакта и выполненные с возможностью охвата подвижного вращающегося вала (11), на конце которого закреплено зубчатое колесо (12), которое содержит радиальную стенку (13) и вокруг которого проходит цепь, при этом по меньшей мере один из указанных элементов (15) подшипника содержит кольцевую канавку (18) для циркуляции масла на своей внутренней полуцилиндрической поверхности (16),

отличающееся тем, что поверхность (17) контакта указанного по меньшей мере одного элемента (15) подшипника содержит маслораспределительную канавку (20), по существу параллельную оси (X) вала, выходящую из элемента (15) подшипника и соединенную с кольцевой канавкой (18) циркуляции масла.

2. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что маслораспределительная канавка (20) направлена к радиальной стенке (13) зубчатого колеса (12).

3. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что сечение маслораспределительной канавки (20) меньше сечения канавки (18) циркуляции масла.

4. Устройство по п. 3, отличающееся тем, что маслораспределительная канавка (20) имеет сужающееся сечение на выходе элемента подшипника.

5. Устройство по п. 4, отличающееся тем, что маслораспределительная канавка (20) содержит конусное устье (21) на выходе элемента подшипника.

6. Устройство по п. 5, отличающееся тем, что маслораспределительная канавка (20) соединена с кольцевой канавкой (18) циркуляции масла через вторую канавку (22), окружающую проходное отверстие (19) для крепежного винта.

7. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что подвижный вращающийся вал является валом из списка, в который входят распределительный вал, коленчатый вал, вал компрессора, вал коробки передач.



 

Похожие патенты:

Изобретение может быть использовано в маслоснабжающих устройствах для цепного привода двигателя внутреннего сгорания. Маслоснабжающее устройство для цепного привода (18) двигателя внутреннего сгорания с деталью (12) содержит маслоуловитель (10) для улавливания просочившегося масла детали (12) и сообщенную с маслоуловителем (10) подающую линию (14), по которой собранное в маслоуловителе (10) просочившееся масло поступает в цепной привод (18).

Изобретение относится к общему и сельскохозяйственному машиностроению и может найти широкое применение в производстве роликовых длиннозвенных цепей для транспортеров и элеваторов.

Изобретение относится к машиностроению , а именно к тяговым органам подъемнотранспортных машин. .

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в качестве элемента цепных передач и цепных конвейеров. .

Изобретение относится к упорному подшипнику скольжения, в частности к упорному подшипнику скольжения, предназначенному для использования в качестве подшипника скольжения для подвески стоечного типа (подвески МакФерсона) в четырехколесном транспортном средстве, и к комбинированному устройству из упорного подшипника скольжения и поршневого штока.

Изобретение относится к технической области сочленений кольцевого, поворотного или скользящего типа с приспособлениями, пригодными для выполнения функции резервуара для смазки с целью увеличения промежутков времени, в которые необходимо выполнять смазывание.

Изобретение в целом относится к подшипниковым узлам и в частности к подшипниковым узлам, предназначенным для использования в дробилках для породы. Подшипниковый узел (20) установлен на дробилке (22) для породы, включающей основной корпус (24), приводной вал (26), эксцентрик (28) и дробящую головку (30).

Изобретение предназначено для главных упорно-опорных подшипников судовых валопроводов. Упорно-опорный подшипник с индивидуальной смазкой, содержащий корпус (1) с постоянно находящимся в нем запасом масла, которое не имеет возможности по конструкции стечь в боковые полости, совмещенные с картерами (8).

Изобретение относится к упорному подшипнику скольжения, более точно к упорному подшипнику скольжения, применимому в подвеске стоечного типа (подвеске Макферсона) четырехколесного транспортного средства, а также к комбинированному устройству из упорного подшипника скольжения и поршневого штока.

Изобретение относится к упорному подшипнику скольжения, более точно к подшипнику скольжения из синтетической смолы, применимому в качестве упорного подшипника скольжения в подвеске стоечного типа (подвеске Макферсона) четырехколесного транспортного средства.

Изобретение относится к технологии изготовления изделий навивкой и применяется в машиностроении. Способ изготовления тонкостенного самосмазывающегося подшипника скольжения заключается в том, что латунную ленту толщиной 1…2 мм с предварительно накатанными на ее рабочую поверхность канавками, заполненными твердосмазочным графитизированным полимеризующимся материалом, навивают виток к витку встык с образованием трубчатой заготовки на оправку с последующей установкой на нее деталей-тел вращения, зафиксированных с помощью анаэробного материала, и отрезкой полученных узлов трения по ширине подшипников скольжения.

Изобретение относится к системе для использования в гидростатическом подшипнике (10) прокатного стана для удаления ламинарного потока масла, выходящего тангенциально из зазора между вращающейся опорной втулкой (12) и фиксированным вкладышем (18), окружающим втулку (12).

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для повышения износостойкости смазываемых поверхностей трения различных деталей механизмов и машин.

Изобретение относится к подшипнику, вкладышу и способу формирования механизма перераспределения масла на вкладыше опорного подшипника скольжения. Подшипник (40) содержит кольцо (42), имеющее по меньшей мере одну удерживающую головку, по меньшей мере один вкладыш (44), расположенный в кольце (42) и имеющий нижнюю выемку, выполненную с возможностью помещения по меньшей мере одной удерживающей головки, механизм распределения масла, выполненный с возможностью введения масла на переднем крае по меньшей мере одного вкладыша (44) с обеспечением протекания к его заднему краю, и механизм перераспределения масла на по меньшей мере одном вкладыше (44), выполненный с возможностью перераспределения масла от заднего края по меньшей мере одного вкладыша (44) к его переднему краю.

Изобретение относится к области транспортной техники, в частности к конструкциям планетарных трансмиссий. Трансмиссия содержит первую составную планетарную передачу, имеющую первый тормоз (16), сцепленный с солнечным зубчатым колесом, вторую составную планетарную передачу, имеющую второй тормоз (27), сцепленный с эпициклическим зубчатым колесом.

Система возврата кинетической энергии для вспомогательной системы с ременным приводом, содержащая устройство накопления кинетической энергии, приводное устройство, имеющее выход привода, соединенную с выходом привода трансмиссию, имеющую передаточное отношение, вспомогательную систему с ременным приводом, подсоединенную к трансмиссии через первую муфту, устройство накопления кинетической энергии, соединенное со вспомогательной системой с ременным приводом трансмиссии через вторую муфту, и устройство накопления кинетической энергии и трансмиссия, соединяемые через первую муфту и через вторую муфту.

Изобретение может быть использовано в маслоснабжающих устройствах для цепного привода двигателя внутреннего сгорания. Маслоснабжающее устройство для цепного привода (18) двигателя внутреннего сгорания с деталью (12) содержит маслоуловитель (10) для улавливания просочившегося масла детали (12) и сообщенную с маслоуловителем (10) подающую линию (14), по которой собранное в маслоуловителе (10) просочившееся масло поступает в цепной привод (18).

Изобретение может быть использовано в двигателестроении. Четырехтактный двигатель внутреннего сгорания содержит коленчатый вал 10 с ведущей звездочкой, систему газораспределения, выполненную в головке (8) цилиндров, систему впуска топливовоздушной смеси, систему выхлопа продуктов сгорания по меньшей мере один цилиндр (1) с установленным в нем поршнем и систему зажигания со свечой зажигания (1), установленной на каждом торце цилиндра.

Изобретение может быть использовано в двигателях внутреннего сгорания. Двухтактный двигатель внутреннего сгорания содержит коленчатый вал (10) с ведущей звездочкой, систему газораспределения, выполненную в головке (8) цилиндров, систему (12) впуска топливовоздушной смеси, систему выхлопа (13) продуктов сгорания, по меньшей мере один цилиндр (1) с установленным в нем поршнем и систему зажигания со свечой (37) зажигания, установленной на каждом торце цилиндра (1).

Изобретение относится к области машиностроения, в частности транспортного машиностроения, и представляет собой конструкцию наземного транспортного средства, в частности легкового автомобиля, снабженного шумопонижающим кожухом, смонтированным в подкапотном пространстве на приводе газораспределительного механизма (ГРМ) двигателя внутреннего сгорания (ДВС).

Изобретение относится к области транспортного машиностроения и может быть использовано в конструкции военных машин. .
Наверх