Установка для определения скорости горения твердого топлива

Изобретение относится к измерительной технике: устройству приборов, предназначенных для определения скорости горения твердых топлив, используемых в аккумуляторах давления нефтеносных скважин, ствольных системах различного назначения, работающих при высоких давлениях. Установка для определения скорости горения твердого топлива содержит источник давления газов, камеру сгорания, датчик давления, затвор с укрепленным топливным образцом, запалом и гермовыводом. Камера сгорания выполнена из нескольких радиально установленных в горизонтальной плоскости одинаковых камер. В каждой из камер размещен контрольный образец в виде цилиндрической бесканальной шашки, снабженной со стороны запала форсажными канальными шашками и надетой на бесканальную шашку с натягом в 1…2 мм эластичной трубкой, соединяющей шашку с измерительной вставкой. Длина эластичной трубки превышает длину шашки на величину, составляющую 0,7…1,4 от внутреннего диаметра эластичной трубки. В центральной части вставки расположены светопровод и фотодатчик. В полость корпуса помещена вода, заполняющая около 90% этой полости, и установлена сменная сопловая втулка с расходным отверстием, диаметр которого подбирается для каждого типа топлива. Изобретение позволяет проводить прямое измерение скорости горения твердого топлива при высоком давлении, а также исключить применение внешнего источника давления газа. 3 ил.

 

Изобретение относится к измерительной технике, а именно к приборам, предназначенным для определения скорости горения твердого топлива при высоких давлениях: от двадцати до нескольких сотен мегапаскалей.

Актуальность поставленной задачи обусловлена необходимостью измерения скорости горения твердых топлив (ТТ, далее именуемых - образцы), применяемых для изделий различного назначения:

- нефтеносных глубоких скважин;

- ствольных систем различного назначения;

- твердотопливных устройств для глубоководных систем;

- пороховых аккумуляторов давления,

работающих при высоких давлениях.

Известно устройство для определения скорости горения порохов при высоком переменном давлении: манометрический сосуд (камера), описанный в книге М.Е. Серебрякова - Внутренняя баллистика. М.: Оборонгиз, 1949, стр. 43-46, 105-113.

Манометрический сосуд представляет собой стальной толстостенный корпус с двумя резьбовыми отверстиями, заглушенными запальной и измерительной втулками с уплотнительными кольцами. В измерительную втулку установлен датчик давления. Для создания заданного давления в полость сосуда помещен малогабаритный тонкосводный (порядка 1…3 мм) пороховой цилиндрический образец с каналом и воспламенитель.

Для пороха с линейным законом, где скорость горения при высоком давлении равна произведению условной единичной скорости на давление, при интегральном методе обработки единичная скорость находится по отношению величины горящего свода образца к импульсу давления, полученному по результатам обработки измеренной зависимости «давление-время».

Недостатками такого метода являются:

- не прямое измерение скорости горения, а расчетное определение единичной скорости (для линейной формы закона горения вида U=U1⋅P, где U1 - единичная скорость, Р - давление) при определенных допущениях;

- переменное (нарастающее до заданного уровня) высокое давление;

- относительно малая величина горящего свода.

Перечисленные недостатки приводят к значительной (порядка 8%) погрешности определения скорости горения.

Известны метод, описанный в статье Аксенова B.C., Леонова Г.Н., Любимова А.В., Парфенова А.К., Чикова В.М. Дифференциальный метод измерения скорости горения конденсированных систем в манометрической камере - сб. Физика горения и взрыва. Нсб,. «Наука» СО, 1979, 15, №2, с. 103-107 и устройство Косточко А.А., Александрова В.Н., Диновецкого Б.Д., Косточко А.В. Патент РФ №2236003 опубликован 10.09.2004

Этот метод определения скорости горения базируется на экспериментальной регистрации изменения давления и его производной в процессе горения.

Усилитель сигнала давления выполнен на базе интегральной микросхемы по схеме масштабного усилителя. Он имеет два выхода, один из которых используется для записи давления, а другой - для подачи сигнала на дифференцирующий усилитель.

Последовательное использование характеристических соотношений для определенной формы порохового элемента позволяет по известному значению величины сгоревшего свода к данному моменту времени определить давление в камере и рассчитать скорость горения при этом давлении. Предложенный манометрический сосуд с применением дифференциального метода расчета скорости горения позволил снизить погрешность до 4%, что положительно по сравнению с предыдущим аналогом.

Однако серьезным недостатком этого аналога является сложность его применения в условиях промышленного производства при сохранении основных недостатков манометрической камеры с интегральным методом обработки измерений.

Известна конструкция установки для определения скорости горения твердого топлива по патенту РФ на изобретение №2406864 от 27.12.2010, авторы Милехин Ю.М., Кондаков М.А., Гусев С.А., Кононов В.Б., Завьялов А.Т., Калашников В.И. Установка содержит внешний источник давления газов, камеру сгорания, датчик давления и затвор, на котором установлены образцы твердого топлива с запальным проводником и гермовыводом для этого проводника. Образец ТТ выполнен составным и включает бронированный цилиндрический запальный образец с укрепленным на одном его торце запальным проводником и пристыкованные к его противоположному торцу один или несколько последовательно установленных контрольных бронированных образцов. В местах стыков образцов и в конце последнего контрольного образца помещены навески дымного ружейного пороха или твердого топлива с высоким уровнем газообразования. Места стыков прикрыты теплоизолирующей лентой. Длина запального образца ТТ превышает его диаметр. К торцу запального образца со стороны запального проводника прикреплен внутрикамерный источник давления газов в виде небронированного образца ТТ, предназначенный для дополнительного наддува камеры сгорания. Он не может быть использован для значительного повышения давления (в десятки раз выше достигнутого) и времени горения вследствие недостаточного газоприхода и горящего свода, не превышающего свод горения запального образца.

Значительное повышение уровня давления (десятки - сотни мегапаскалей) в подобной установке связано с разработкой - изготовлением (а также эксплуатацией) уникального внешнего источника давления газов в виде сложного компрессора сверхвысокого давления.

Последовательно установленные контрольные образцы твердого топлива сгорают поочередно при относительно низких давлениях, время горения каждого измеряется по всплескам давления на осциллограмме «давление-время». В качестве сигнализаторов для определения моментов прохождения фронта пламени в указанном выше патенте применяются подсыпки дымного ружейного пороха между контрольными образцами.

Установка по указанному выше патенту принята за прототип.

К недостаткам установки-прототипа относятся следующие:

- в условиях значительного неизменного свободного объема установки и относительно малого газоприхода при последовательном сгорании каждого контрольного образца весьма сложно создать повышенное давление без применения внешнего источника давления газов;

- из-за сглаженного характера всплеска давления при срабатывании порохового сигнализатора появляется повышенная погрешность измерения времени и скорости горения;

- так как в камеру сгорания компрессором нагнетается сжатый воздух, а из баллона подается азот, то кислород воздуха, находясь в зоне горения и участвуя в процессе горения топливного контрольного образца, приводит к искажению результата измеренной скорости горения;

- повышенная опасность в случае применения внешнего источника давления газов в установке, подобной прототипу, при обслуживании баллонов, компрессоров и магистралей высокого давления.

Поэтому измерение скорости горения при давлениях от двадцати до нескольких сотен мегапаскалей в указанной установке представляется весьма проблематичным.

Технической задачей, на решение которой направлено предлагаемое изобретение, является создание более простой, удобной в обслуживании, экономичной установки, позволяющей проведение прямого измерения скорости горения топлива при повышенных (от 20 до 200 МПа) давлениях и значительном повышении производительности, надежности, безопасности испытаний.

Технический результат достигается тем, что в установке для определения скорости горения твердого топлива, содержащей источник давления газов, камеру сгорания, датчик давления и затвор, на котором укреплены образец с запалом и гермовыводом, камера сгорания выполнена из нескольких радиально установленных в горизонтальной плоскости одинаковых камер с размещенным в каждой контрольным образцом в виде цилиндрической бесканальной шашки, снабженной со стороны запала форсажными канальными шашками и надетой на бесканальную шашку с натягом в 1…2 мм эластичной трубкой, соединяющей шашку с измерительной вставкой. Длина этой трубки превышает длину шашки на величину крепления к вставке Lкрепл.=(0,7…1,4)d, где Lкрепл. - дополнительная длина трубки для крепления образца к измерительной вставке, d - внутренний диаметр эластичной трубки различных типоразмеров, а в центральной части вставки расположены светопровод и фотодатчик. В полость корпуса помещена вода, заполняющая около 90% этой полости, в нижней части корпуса установлена сменная сопловая втулка с расходным отверстием, диаметр которого подбирается для каждого вида топлива.

Предлагаемое изобретение поясняется фигурами 1, 2 и 3.

На фиг. 1 схематически представлена установка для определения скорости горения твердого топлива при высоком давлении.

На фиг. 2 - вид на установку сверху.

На фиг. 3 представлена типовая осциллограмма испытания образца ТТ, собранного из четырех контрольных и форсажных шашек, в установке.

1 - воспламенитель; 2 - запальная вставка; 3 - затвор; 4 - форсажные шашки; 5 - контрольный образец; 6 - камера сгорания; 7 - эластичная трубка; 8 - пороховой сигнализатор; 9 - светопровод; 10 - измерительная вставка; 11 - фотодатчик; 12 - зажим; 13 - корпус; 14 - вода; 15 - сопловая втулка; 16 - датчик давления; 17 - вышибная пробка.

На фиг. 3 - следующие обозначения: Р - запись кривой давления, τ - время горения образцов; а, б, в, г - световые импульсы в конце горения каждого образца.

Установка для определения скорости горения твердого топлива при высоком давлении (УВД) состоит из корпуса 13 и нескольких камер сгорания 6.

Сверху в горловине корпуса 13 закреплена запальная втулка 2 и воспламенитель 1.

Напротив воспламенителя 1 размещены в горизонтальной плоскости одинаковые камеры сгорания 6, в каждую из которых установлен контрольный образец 5 в виде цилиндрической бесканальной шашки, собранной с эластичной обжимающей трубкой 7 с натягом в 1…2 мм. Длина трубки выполнена больше на величину крепления Lкрепл.=(0,7…1,4)⋅d, где Lкрепл. - дополнительная длина трубки для крепления образца 5 к измерительной вставке 10, d - внутренний диаметр трубки. К запальному торцу каждого контрольного образца пристыкованы канальные небронированные форсажные шашки 4, другим торцом контрольный образец прикреплен эластичной трубкой 7 к измерительной вставке 10, в центральную часть которой вставлен конический светопровод 9 и фотодатчик 11. Между конечным торцом каждого образца и внутренним торцом каждой измерительной вставки помещен сигнализатор 8 сферического тонкосводного пороха.

В полость корпуса 13 помещена вода 14, заполняющая около 90% этой полости.

В нижней части корпуса 13 размещены датчик давления 16, сопловая втулка 15 со сменным вкладышем и вышибная пробка 17.

Перед огневыми испытаниями по измерению скорости горения твердотопливного образца при заданном высоком давлении в нижнее отверстие корпуса 13 устанавливается датчик давления 16, крепится сопловая втулка 15 заданного размера, подбираемого для каждого вида испытуемого топлива. В сопловую втулку вставляется вышибная пробка 17.

Полость корпуса заполняется водой 14 до уровня, на 1…1,5 см ниже кромки отверстий, соединяющих внутреннюю полость с присоединенными камерами сгорания 6. Это составляет около 90% объема полости.

Каждая контрольная бесканальная шашка 5 собирается с натягом в 1…2 мм с эластичной трубкой 7, в которую помещается пороховой сигнализатор 8. Этим концом эластичная трубка за счет дополнительной длины Lкрепл. крепится к измерительной вставке 10.

Закрепление подготовленных сборок с контрольными образцами в камерах сгорания производится зажимами 12, в которые вставляются фотодатчики 11.

В горловину корпуса устанавливаются запальная вставка 2 с подсоединенным к ней воспламенителем 1 и затвор 3.

Установка работает следующим образом. При подаче электропитания через запальную вставку 2 с помощью воспламенителя 1 происходит зажигание небронированных форсажных шашек 4 (с относительно малым горящим сводом) и контрольных бесканальных образцов 5, расположенных в камерах сгорания 6. Зажигание всех топливных образцов происходит одновременно вследствие наличия газовой связи между камерами сгорания.

Постоянство высокого давления в установке предлагаемой конструкции обеспечивается применением воды (вместо высокотемпературных продуктов сгорания топлива, содержащих определенное количество конденсированных частиц в виде, например, оксидов металлов и соляной кислоты для отдельных типов топлив) во время измерения скорости горения, вследствие чего расходное отверстие сопловой втулки сохраняет свои размеры.

При достижении фронтом горения порохового сигнализатора 8 происходит быстрое (вследствие малого горящего свода и большой скорости горения при высоком давлении) сгорание этого сигнализатора, а световой импульс по светопроводу 9 измерительной вставки поступает на фотодатчик 11 и регистрирующую аппаратуру в форме автономного четкого пика для каждого контрольного образца.

Время горения каждого контрольного образца - τк находится как τкконнач, где τнач - начало горения в момент достижения 0,75⋅Pсpср - среднеинтегральное давление), τкон - конец горения, определяется по моменту засветки фотодатчика.

При проведении огневых испытаний контролируется по монитору компьютера внутрикамерное давление. После окончания горения контрольных образцов и истечения продуктов сгорания из установки наблюдается снижение давления до атмосферного.

Конструктивные решения предлагаемой установки позволяют устранить отмеченные для аналогов и прототипа недостатки.

С применением предлагаемой УВД обеспечивается проведение прямого измерения скорости горения широкого ряда твердых топлив, горящих по различным законам при высоком постоянном давлении.

Применение нескольких одинаковых бесканальных контрольных образцов (с форсажными канальными шашками), расположенных радиально в одной плоскости, позволяет создавать высокое давление (от 20 до 200 МПа и более) без использования внешнего источника давления газа.

Указанные конструктивные решения наряду с измерением времени горения с помощью фотодатчиков позволяют измерять скорость горения с заданной погрешностью (не более 2%).

При этом снижена опасность, возникающая при обслуживании устройств высокого давления, в результате исключения применения внешнего источника давления газа.

Постоянное давление при нарастающем приходе газа поддерживается за счет увеличения объема полости при истечении из нее воды через сменную сопловую втулку с расходным отверстием, диаметр которого подбирается для каждого типа топлива. Именно применение воды позволяет сохранить диаметр отверстия сопловой втулки во время испытаний.

Таким образом, обеспечивается надежное измерение скорости горения контрольных образцов ТТ при высоком постоянном давлении с одновременным снижением опасности разборки УВД вследствие отсутствия внутрикамерного давления после испытания и в связи с удалением внешнего источника давления газа.

Испытания предлагаемой установки в условиях опытного полузаводского производства АО «НИИПМ» подтвердили ее эффективность.

Установка для определения скорости горения твердого топлива (ТТ), содержащая источник давления газов, камеру сгорания, датчик давления и затвор, на котором укреплены образец ТТ с запалом и гермовыводом, отличающаяся тем, что камера сгорания выполнена из нескольких радиально установленных в горизонтальной плоскости одинаковых камер с размещенным в каждой контрольным образцом в виде цилиндрической бесканальной шашки, снабженной со стороны запала форсажными канальными шашками и надетой на бесканальную шашку с натягом в 1…2 мм эластичной трубкой, соединяющей шашку с измерительной вставкой, причем длина этой трубки превышает длину шашки на величину крепления к вставке Lкрепл.=(0,7…1,4)⋅d, где Lкрепл. - дополнительная длина трубки для крепления образца к измерительной вставке, d - внутренний диаметр эластичной трубки различных типоразмеров, в центральной части вставки расположены светопровод и фотодатчик; при этом в полость корпуса помещена вода, заполняющая около 90% этой полости, а в нижней части корпуса установлена сменная сопловая втулка с расходным отверстием, диаметр которого подбирается для каждого типа топлива.



 

Похожие патенты:

При экспериментальном определении поправки к суммарному импульсу тяги двигателя при стендовых огневых испытаниях, включающих регистрацию диаграммы тяги датчиком силы, определяют силу сопротивления перемещению подвижных опор стенда с закрепленным на них двигателем путем приложения силовых нагрузок.

Изобретение относится к области ракетной техники, а именно к стендовому оборудованию, применяемому при огневых стендовых испытаниях ракетных двигателей на твердом топливе, и предназначено для гашения РДТТ при наземной отработке, в том числе высотных РДТТ.

Изобретение относится к ракетной технике, а именно к стендовому оборудованию, применяемому при огневых стендовых испытаниях ракетных двигателей твердого топлива с имитацией высотных условий.

Изобретение относится к радиотехническому испытательному оборудованию, предназначенному для проведения стендовых испытаний ракетных двигателей космических аппаратов, в частности для измерения электромагнитного излучения.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при испытании жидкостных ракетных двигателей (ЖРД) и других энергетических установок. Стенд для испытаний энергетических установок содержит систему подачи компонентов топлива с агрегатами управления и систему подачи технологического газа, при этом на выходе энергетической установки установлен трубопровод, связанный с газгольдером, газгольдер соединен с компрессором, который в свою очередь соединен с системой баллонов высокого давления, газгольдер установлен на подвижной платформе, полость наддува газом расходной емкости с компонентом топлива соединена со входом компрессора, а выход компрессора соединен со входом газа в систему баллонов высокого давления.

Изобретение относится к ракетной технике, а именно к ракетным двигателям твердого топлива, и, в частности, может найти применение при испытаниях скрепленных с корпусом крупногабаритных зарядов в ракетных системах различного назначения, преимущественно эксплуатирующихся на подвижных носителях автомобильного или железнодорожного типа.

Изобретение относится к ракетной технике, а именно к способам определения характеристик новых композиций твердого ракетного топлива, в частности для прямоточных воздушно-реактивных двигателей.

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к ракетной технике, и может быть использовано при отработке корпусов ракетных двигателей твердого топлива.

Изобретение относится к области ракетной техники, а именно к стендовому оборудованию, применяемому при огневых стендовых испытаниях ракетных двигателей на твердом топливе.

Изобретение относится к испытаниям ракетной техники, а именно к испытаниям и утилизации ракетных двигателей твердого топлива, имеющих сопла, направленные перпендикулярно оси стенда.

Изобретение относится к области энергомашиностроения и предназначено для осуществления испытаний энергоустановок с последующим проведением контроля параметров и состава продуктов сгорания. Способ испытания энергоустановок, основанный на управлении процессом испытания, включающем в себя поэтапную подачу компонентов топлива в камеру сгорания, их сжигание и смешение с балластировочной средой, контроль параметров энергоустановки, согласно изобретению продукты сгорания направляют в емкость с химически нейтральным газом, затем осуществляют контроль параметров и состава продуктов сгорания, в том числе полноты сгорания горючего, причем перед началом и по завершении подачи компонентов топлива в камеру сгорания осуществляют продувку полостей, магистралей энергоустановки, а также наддув емкости химически нейтральным газом, создавая в ней избыточное давление, а отбор пробы продуктов сгорания на анализ проводят из емкости без ограничения времени анализа. При запуске и остановке энергоустановки продукты сгорания сбрасываются в атмосферу, а забор продуктов сгорания в емкость с химически нейтральным газом, из которой проводят отбор пробы, проводят на стационарном режиме работы энергоустановки. Рассмотрен стенд для реализации способа. Изобретение обеспечивает повышение экологичности энергоустановки за счет снижения выброса вредных веществ в продуктах сгорания, предотвращения накопления в системах утилизации продуктов сгорания энергоустановки непрореагировавших компонентов топлива с целью обеспечения пожаровзрывобезопасности, а также повышение надежности работы энергоустановок. 2 н. и 2 з.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к ракетно-космической технике. Способ моделирования процесса тепло- и массообмена элемента конструкции летательного аппарата (ЭКЛА) с окружающей средой в условиях снижения абсолютного давления основан на введении в экспериментальную модельную установку (ЭМУ) потока газа, обеспечении условий взаимодействия потока газа в зоне контакта с ЭКЛА, измерении температуры, давления, скорости. К ЭКЛА подают дополнительное количество теплоты путем сжигания пиротехнической смеси, закрепленной на ЭКЛА. Параметры потока газа, давление и состав газа в ЭМУ выбирают в соответствии с параметрами атмосферы на текущей высоте при движении ЭКЛА. Дополнительное количество теплоты подают путем нагрева ЭКЛА тепловым эквивалентом пиротехнической смеси, например электронагревателем. В зону нагрева ЭКЛА дополнительно подают энергию в виде акустического, лазерного воздействия, параметры которых определяют из условия повышения эффективности нагрева ЭКЛА. Устройство для реализации способа включает в свой состав экспериментальный стенд, в виде замкнутого объема для создания пониженного абсолютного давления, ЭМУ, содержащую систему фиксации ЭКЛА, датчики температуры, давления, входной и выходной патрубки, газоанализатор для определения процентного содержания газов на входе и выходе. В состав ЭМУ дополнительно введены пиротехническая смесь с системой зажигания, скоростная видеокамера, система подготовки потока газа, система поворота ЭКЛА с закрепленным источником подвода теплоты относительно направления потока газа, акустический, лазерный излучатели, электрический нагреватель. Изобретение позволяет расширить границы моделирования процесса тепло- и массообмена элемента конструкции ЭКЛА с окружающей средой в условиях снижения абсолютного давления. 2 н. и 2 з.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к ракетно-космической технике. Способ моделирования процесса газификации жидкого компонента ракетного топлива в баке ступени ракеты-носителя, основанный на подводе в экспериментальную модельную установку (ЭМУ) теплоты, проведении измерений температуры, давления в различных точках ЭМУ, сбросе парогазовой смеси (ПГС) через дренажную магистраль (ДМ), при этом осуществляют подвод газа наддува и кондуктивный подвод теплоты в ЭМУ, количество которых определяют из условия равенства парциальных давлений газа наддува и паров жидкости в ЭМУ и топливном баке, а суммарное давление соответствует началу сброса ПГС в ДМ, диаметр ДМ определяют из условия сброса заданного избытка давления за такое же время, как и в реальном баке, при этом давление срабатывания дренажного клапана выбирают предварительно из заданного интервала, нижняя граница которого - минимальное давление наддува в баке, а верхняя - максимальное давление, при котором сохраняется прочность конструкции ЭМУ, осуществляют определение области параметров процесса газификации, при которых появляется конденсат на внутренней поверхности ДМ и кристаллизация, осуществляют дополнительный подвод тепла к ДМ для предотвращения ее замерзания. Рассмотрено устройство для реализации способа, включающее в свой состав ЭМУ в виде модельного бака, содержащего поддон для жидкости, датчики температуры, давления, входной патрубок, ДМ, дренажный клапан, газоанализатор, при этом дополнительно в ЭМУ введены нагревательные элементы для жидкости и ДМ, в ДМ установлена аппаратура регистрации конденсата и его кристаллизации, а ЭМУ и ДМ выполнены из материала, аналогичного материалу исследуемого топливного бака ракеты-носителя. Изобретение обеспечивает выявление условий появления конденсата в дренажной магистрали с последующей кристаллизацией при заправке ракеты-носителя криогенными компонентами топлива или стоянки в заправленном состоянии на старте при тепловом нагружении топливного бака от окружающей среды. 2 н.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к ракетной технике, а именно к стендовому оборудованию, применяемому при огневых стендовых испытаниях ракетных двигателей с имитацией высотных условий. Стенд для высотных испытаний ракетных двигателей содержит барокамеру и выхлопной диффузор с выходной секцией, включающей две торцевые, внешнюю и внутреннюю стенки, образующие кольцевое пространство рубашечной системы охлаждения. По периметру задней торцевой стенки выходной секции выхлопного диффузора равномерно расположены отверстия или форсунки, обеспечивающие выход рабочей жидкости из рубашечной системы охлаждения за срез выхлопного диффузора. Изобретение позволяет повысить эффективность охлаждения стенок выходной секции диффузора за счет формирования равномерного течения рабочей жидкости вдоль горячей стенки рубашечной системы охлаждения, а также позволяет обеспечить орошение струи продуктов сгорания ракетного двигателя за срезом выхлопного диффузора. 2 з.п. ф-лы, 5 ил.

Изобретение относится к области ракетной техники, а именно к стендовому оборудованию, применяемому при огневых стендовых испытаниях ракетных двигателей твердого топлива (РДТТ), и предназначено для гашения РДТТ при наземной отработке, в том числе удлиненных РДТТ сложной конфигурации корпуса. Установка для гашения ракетного двигателя твердого топлива при испытаниях содержит полую штангу с форсункой, связанную с системой подачи охлаждающей жидкости телескопически сочлененными между собой полыми поршнями с коллекторами, форсунками и выполненными у днищ поршней радиальными каналами. На полом поршне, расположенном в выдвинутом положении за соплом ракетного двигателя твердого топлива, соосно закреплена крыльчатка, а сочленение этого полого поршня со смежным полым поршнем, расположенным ближе к системе подачи охлаждающей жидкости, выполнено с зазором с возможностью вращения под действием возникающего на крыльчатке осевого момента вращения при ее обтекании паром охлаждающей жидкости в процессе гашения. Изобретение позволяет обеспечить эффективное гашение РДТТ и получение достоверной информации о состоянии материальной части, в том числе удлиненных РДТТ сложной конфигурации корпуса. 5 ил.

Изобретение относится к измерительной технике: устройству приборов, предназначенных для определения скорости горения твердых топлив, используемых в аккумуляторах давления нефтеносных скважин, ствольных системах различного назначения, работающих при высоких давлениях. Установка для определения скорости горения твердого топлива содержит источник давления газов, камеру сгорания, датчик давления, затвор с укрепленным топливным образцом, запалом и гермовыводом. Камера сгорания выполнена из нескольких радиально установленных в горизонтальной плоскости одинаковых камер. В каждой из камер размещен контрольный образец в виде цилиндрической бесканальной шашки, снабженной со стороны запала форсажными канальными шашками и надетой на бесканальную шашку с натягом в 1…2 мм эластичной трубкой, соединяющей шашку с измерительной вставкой. Длина эластичной трубки превышает длину шашки на величину, составляющую 0,7…1,4 от внутреннего диаметра эластичной трубки. В центральной части вставки расположены светопровод и фотодатчик. В полость корпуса помещена вода, заполняющая около 90 этой полости, и установлена сменная сопловая втулка с расходным отверстием, диаметр которого подбирается для каждого типа топлива. Изобретение позволяет проводить прямое измерение скорости горения твердого топлива при высоком давлении, а также исключить применение внешнего источника давления газа. 3 ил.

Наверх