Способ оценки качества жизни в послеоперационном периоде больных крестцово-копчиковой тератомой

Изобретение относится к области медицины, в частности к детской хирургии, и может быть использовано для оценки качества жизни больных с диагнозом крестцово-копчиковой тератомы в послеоперационном периоде. Заполняют опросник из 20 вопросов, который включает в себя образ жизни и социальную адаптацию больного, его психоэмоциональный статус, болевой синдром, изменения со стороны органов пищеварительной и мочевыделительной системы:: «Нарушения со стороны выделительных органов ограничивают ребенка в повседневных действиях и поведении», «Во время пребывания в учебном заведении или детском саду ребенок дезадаптирован, не общается со сверстниками, не может долго сидеть», «Ребенок старается лишний раз не появляться на людях, на кружках, игровых площадках», «Вы составляете распорядок дня исходя из нарушения стула и мочеиспускания», «Длительная езда на транспорте приводит к дискомфорту и беспокойству ребенка», «Из-за нарушений стула Вы вынуждены ограничить ребенка в некоторых продуктах», «Ребенок не испытывает в полной мере радости жизни», «Ребенок стесняется своего внешнего вида или чувствует себя дефектным», «Часто отмечается отсутствие настроения или тоска», «Настроение ребенка зависит от функции выделительных органов», «Боли в животе», «Боль при акте дефекации или после нее», «Боль в области послеоперационного рубца», «Боль при мочеиспускании», «Недержание стула, каломазание», «Недержание мочи, подтекание», «Невозможность различать выделение газов и стула», «Необходимость частой смены нижнего белья и использования прокладок», «Запоры и задержка газов», «Необходимость значительного напряжения при акте дефекации». Каждый вариант ответа оценивают по пятибалльной шкале, в зависимости от частоты встречаемости событий. Полученные баллы суммируют и используют в математической формуле. В зависимости от полученного значения, КЖ расценивают как неудовлетворительное, что требует коррекции в дальнейшем послеоперационного периода. Способ позволяет обеспечить оценку качества жизни в послеоперационном периоде больных крестцово-копчиковой тератомой при упрощении опроса за счет уменьшения количества вопросов в опроснике, который может быть использован для разных возрастных групп детей и подростков, а также при соответствии оценки влияния на качество жизни изменений состояния органов мочевыделительной, пищеварительной систем и психоэмоционального статуса. 1 табл., 3 пр.

 

Изобретение относится к области медицины, в частности к детской хирургии, и может быть использовано для оценки качества жизни больных с диагнозом крестцово-копчиковой тератомы в послеоперационном периоде.

Крестцово-копчиковые тератомы относятся к орфанным порокам развития, но в 30-65% случаев сопровождаются формированием свищей, дренирующихся в просвет прямой кишки, влагалище, органы мочевыделительной системы, что сопровождается осложнениями со стороны внутренних органов и рецидивами.

В настоящее время имеется большое количество опросников оценки качества жизни, используемых как в педиатрической, так и во взрослой практике. Самый распространенный и часто используемый опросник SF-36 (http://www.rand.org/health/surveys_tools/mos/mos_core_36item.html) является общим для всех заболеваний и не отражает специфику изучаемой патологии.

К недостаткам опросника относятся:

- трудность перекодировки данных и подсчета шкал;

- большое количество вопросов (36 вопросов, 8 шкал);

- наличие лицензии на коммерческое использование.

Известен способ (Помазкин В.И. «Способ оценки качества жизни больных после операций на прямой кишке с сохранением анального сфинктера» (RU 2401054) на основании заполнения и анализа опросника.

Известный способ имеет ряд недостатков:

- опросник разработан для старшей возрастной группы,

- учитывает преимущественно функцию прямой кишки,

- применение его в детской хирургии относительно крестцово-копчиковых тератом не представляется возможным;

- содержит 33 вопроса разделенных на 7 групп, что может утомить ребенка при его заполнении.

Предлагаемое изобретение направлено на обеспечение оценки качества жизни в послеоперационном периоде больных крестцово-копчиковой тератомой при упрощении опроса путем уменьшения количества вопросов в опроснике, который может быть использован для разных возрастных групп детей и подростков, а также при соответствии оценки влияния на качество жизни изменений состояния органов мочевыделительной, пищеварительной систем и психоэмоционального статуса.

Указанный технический результат достигается тем, что опросник состоит из 20 вопросов, которые включают в себя образ жизни и социальную адаптацию больного, его психоэмоциональный статус, болевой синдром, изменения со стороны органов пищеварительной и мочевыделительной системы: «Нарушения со стороны выделительных органов ограничивают ребенка в повседневных действиях и поведении», «Во время пребывания в учебном заведении или детском саду ребенок дезадаптирован, не общается со сверстниками, не может долго сидеть», «Ребенок старается лишний раз не появляться на людях, на кружках, игровых площадках», «Вы составляете распорядок дня исходя из нарушения стула и мочеиспускания», «Длительная езда на транспорте приводит к дискомфорту и беспокойству ребенка», «Из-за нарушений стула Вы вынуждены ограничить ребенка в некоторых продуктах», «Ребенок не испытывает в полной мере радости жизни», «Ребенок стесняется своего внешнего вида или чувствует себя дефектным», «Часто отмечается отсутствие настроения или тоска», «Настроение ребенка зависит от функции выделительных органов», «Боли в животе», «Боль при акте дефекации или после нее», «Боль в области послеоперационного рубца», «Боль при мочеиспускании», «Недержание стула, каломазание», «Недержание мочи, подтекание», «Невозможность различать выделение газов и стула», «Необходимость частой смены нижнего белья и использования прокладок», «Запоры и задержка газов», «Необходимость значительного напряжения при акте дефекации», каждый вариант ответа оценивают по пятибалльной шкале, в зависимости от частоты встречаемости событий, а именно «никогда» - один балл, «очень редко» - два балла, «редко» - три балла, «часто» - четыре балла, «всегда» - пять баллов, полученные баллы суммируют и используют в формуле

где КЖ - качество жизни;

5 - варианты ответов в зависимости от частоты события;

20 - число пунктов в опроснике;

С - сумма баллов в опроснике;

25 - коэффициент наглядности,

и при значении КЖ менее 50, качество жизни расценивают как неудовлетворительное, что требует коррекции в дальнейшем течение послеоперационного периода.

В предлагаемом опроснике впервые использован оригинальный перечень критериев в виде вопросов, при формулировке которых учтены установленные авторами изобретения наиболее информативные события и симптомы, связанные с клинической симптоматикой и возможными осложнениями крестцово-копчиковых тератом, в том числе в послеоперационном периоде. Количество вопросов в опроснике сокращено до 20 для удобства при заполнении и расчете. Опросник заполняется родителями больного или детьми старшего возраста. При заполнении указывается фамилия, имя и отчество больного, пол и возраст, дата проведения операции и дата заполнения опросника.

Предлагаемый способ апробирован на базе областной детской клинической больницы им. Н.Н. Силищевой, г. Астрахань. Ниже приводятся результаты ацробации.

Пример 1.

Ребенок Ю. 8 лет. Оперирован в сентябре 2007 г. в возрасте 24 дней. Результаты заполнения опросника: «Нарушения со стороны выделительных органов ограничивают ребенка в повседневных действиях и поведении» - 2 балла, «Во время пребывания в учебном заведении или детском саду ребенок дезадаптирован, не общается со сверстниками, не может долго сидеть» - 3 балла, «Ребенок старается лишний раз не появляться на людях, на кружках, игровых площадках» - 4 балла, «Вы составляете распорядок дня исходя из нарушения стула и мочеиспускания» - 3 балла, «Длительная езда на транспорте приводит к дискомфорту и беспокойству ребенка» - 4 балла, «Из-за нарушений стула Вы вынуждены ограничить ребенка в некоторых продуктах» - 2 балла, «Ребенок не испытывает в полной мере радости жизни» - 3 балла, «Ребенок стесняется своего внешнего вида или чувствует себя дефектным» - 4 балла, «Часто отмечается отсутствие настроения или тоска» - 3 балла, «Настроение ребенка зависит от функции выделительных органов» - 4 балла, «Боли в животе» - 2 балла, «Боль при акте дефекации или после нее» - 2 балла, «Боль в области послеоперационного рубца» - 3 балла, «Боль при мочеиспускании» - 1 балл, «Недержание стула, каломазание» - 1 балл, «Недержание мочи, подтекание» - 1 балл, «Невозможность различать выделение газов и стула» - 2 балла, «Необходимость частой смены нижнего белья и необходимость использования прокладок» - 2 балла, «Запоры и задержка газов» - 1 балл, «Необходимость значительного напряжения при дефекации» - 1 балл. Сумма баллов опросника составила 46 баллов.

что соответствует удовлетворительному качеству жизни.

Пример 2.

Ребенок И. 5 лет. Оперирована в июле 2010 г. в возрасте 5 дней. Результаты заполнения опросника: «Нарушения со стороны выделительных органов ограничивают ребенка в повседневных действиях и поведении» - 3 балла, «Во время пребывания в учебном заведении или детском саду ребенок дезадаптирован, не общается со сверстниками, не может долго сидеть» - 5 баллов, «Ребенок старается лишний раз не появляться на людях, на кружках, игровых площадках» - 4 балла, «Вы составляете распорядок дня исходя из нарушения стула и мочеиспускание» - 4 балла, «Длительная езда на транспорте приводит к дискомфорту и беспокойству ребенка» - 5 баллов, «Из-за нарушений стула Вы вынуждены ограничить ребенка в некоторых продуктах» - 3 балла, «Ребенок не испытывает в полной мере радости жизни» - 4 балла, «Ребенок стесняется своего внешнего вида или чувствует себя дефектным» -5 баллов «Часто отмечается отсутствие настроения или тоска» - 4 балла, «Настроение ребенка зависит от функции выделительных органов» - 3 балла, «Боли в животе» - 2 балла, «Боль при акте дефекации или после нее» - 1 балл, «Боль в области послеоперационного рубца» - 4 балла, «Боль при мочеиспускании» - 2 балла, «Недержание стула, каломазание» - 3 балла, «Недержание мочи, подтекание» - 3 балла, «Невозможность различать выделение газов и стула» - 4 балла, «Необходимость частой смены нижнего белья и необходимость использования прокладок» - 4 балла, «Запоры и задержка газов» - 2 балла, «Необходимость значительного напряжения при дефекации» - 1 балл. Сумма баллов опросника составила 66 баллов.

что соответствует неудовлетворительному качеству жизни.

Пример 3.

Ребенок Н. 6 лет. Оперирована в сентябре 2009 г. в возрасте 2 месяцев. Результаты заполнения опросника: «Нарушения со стороны выделительных органов ограничивают ребенка в повседневных действиях и поведении» - 3 балла, «Во время пребывания в учебном заведении или детском саду ребенок дезадаптирован, не общается со сверстниками, не может долго сидеть» -3 балла, «Ребенок старается лишний раз не появляться на людях, на кружках, игровых площадках» - 4 балла, «Вы составляете распорядок дня исходя из нарушения стула и мочеиспускания» - 4 балла, «Длительная езда на транспорте приводит к дискомфорту и беспокойству ребенка» - 4 балла, «Из-за нарушений стула Вы вынуждены ограничить ребенка в некоторых продуктах» - 3 балла, «Ребенок не испытывает в полной мере радости жизни» - 3 балла, «Ребенок стесняется своего внешнего вида или чувствует себя дефектным» - 2 балла, «Часто отмечается отсутствие настроения или тоска» - 4 балла, «Настроение ребенка зависит от функции выделительных органов» - 2 балла, «Боли в животе» - 1 балл, «Боль при акте дефекации или после нее» - 2 балла, «Боль в области послеоперационного рубца» - 3 балла, «Боль при мочеиспускании» - 1 балл, «Недержание стула, каломазание» - 2 балла, «Недержание мочи, подтекание» - 1 балл, «Невозможность различать выделение газов и стула» - 3 балла, «Необходимость частой смены нижнего белья и необходимость использования прокладок» - 2 балла, «Запоры и задержка газов» - 1 балл, «Необходимость значительного напряжения при дефекации» - 1 балл. Сумма баллов опросника составила 49 баллов.

что соответствует удовлетворительному качеству жизни.

Как видно из примеров при использовании предлагаемого способа обеспечивается оценка качества жизни в послеоперационном периоде больных крестцово-копчиковой тератомой при упрощении опроса путем уменьшения количества вопросов в опроснике, который может быть использован для разных возрастных групп детей и подростков, а также при соответствии оценки влияния на качество жизни изменений состояния органов мочевыделительной, пищеварительной систем и психоэмоционального статуса.

Способ оценки качества жизни в послеоперационном периоде больных крестцово-копчиковой тератомой, основанный на заполнении и дальнейшем анализе опросника, который состоит из 20 вопросов, включающих в себя образ жизни и социальную адаптацию больного, его психоэмоциональный статус, болевой синдром, изменения со стороны органов пищеварительной и мочевыделительной системы:: «Нарушения со стороны выделительных органов ограничивают ребенка в повседневных действиях и поведении», «Во время пребывания в учебном заведении или детском саду ребенок дезадаптирован, не общается со сверстниками, не может долго сидеть», «Ребенок старается лишний раз не появляться на людях, на кружках, игровых площадках», «Вы составляете распорядок дня исходя из нарушения стула и мочеиспускания», «Длительная езда на транспорте приводит к дискомфорту и беспокойству ребенка», «Из-за нарушений стула Вы вынуждены ограничить ребенка в некоторых продуктах», «Ребенок не испытывает в полной мере радости жизни», «Ребенок стесняется своего внешнего вида или чувствует себя дефектным», «Часто отмечается отсутствие настроения или тоска», «Настроение ребенка зависит от функции выделительных органов», «Боли в животе», «Боль при акте дефекации или после нее», «Боль в области послеоперационного рубца», «Боль при мочеиспускании», «Недержание стула, каломазание», «Недержание мочи, подтекание», «Невозможность различать выделение газов и стула», «Необходимость частой смены нижнего белья и использования прокладок», «Запоры и задержка газов», «Необходимость значительного напряжения при акте дефекации», каждый вариант ответа оценивают по пятибалльной шкале, в зависимости от частоты встречаемости событий, а именно «никогда» - один балл, «очень редко» - два балла, «редко» - три балла, «часто» - четыре балла, «всегда» - пять баллов, полученные баллы суммируют и используют в формуле

где КЖ - качество жизни;

5 - варианты ответов в зависимости от частоты события;

20 - число пунктов в опроснике;

С - сумма баллов в опроснике;

25 - коэффициент наглядности,

и при КЖ менее 50 расценивают качество жизни как неудовлетворительное, что требует коррекции в дальнейшем течении послеоперационного периода.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области психологии труда и практической психологии для определения природного формата мышления человека и пригодности к определенному виду деятельности и может быть использовано для определения личного потенциала работника, тестирования должностных обязанностей сотрудников, построения эффективных команд в организации.

Изобретение относится к оптике, стереоскопии, физиологии, психологии, экспериментальной психологии, квантовой психологии и может применяться в области образования, нейронауке, когнитивной науке, нейрофизиологии, психофизиологии, использоваться для изучения процессов инсайтных механизмов мышления.

Изобретение относится к области медицины, а именно к стоматологии, и может быть использовано для оценки проведенного стоматологического лечения парафункции жевательных мышц.

Изобретение относится к области медицины, а именно к области проведения психофизиологических исследований, например анализа психофизиологических реакций человека, и может быть использовано в медицинских целях, функциональной диагностике, педагогике, психологии, судебной практике и криминалистике.

Изобретение относится к спортивной медицине и предназначено для тестирования реакции игроков в футболе, хоккее, баскетболе и других видах спорта. Оценку реакции испытуемого осуществляют программно-аппаратным комплексом, содержащим видеокамеру, компьютер и световой излучатель, которым на игровом поле испытуемому предъявляют мобильную световую метку, движущуюся с заданной скоростью по прямой на заданном расстоянии от испытуемого.

Изобретения относятся к медицине. Способ автоматизированного мониторинга пациента осуществляют с помощью системы для автоматизированного мониторинга пациента и обнаружения делирия у пациента.

Изобретение относится к психологии, в частности к психодиагностике. Проводят оценку степени импульсивности поведения и выраженности социальной активности человека.
Изобретение относится к медицине, а именно к физиологии зрительной системы. На испытуемом закрепляют устройство, формирующее дополненную реальность, подают на него последовательность двух световых импульсов длительностью 10 мс, разделенных паузой, равной 150 мс, повторяющихся через постоянный временной интервал 1,5 с.

Изобретение относится к области медицины, а именно к неврологии. Проводят балльную оценку эмоциональных, когнитивных нарушений, социальной адаптации и реакции на противосудорожную лекарственную терапию у больных эпилепсией на основе: критериев комплексной оценки данных сфер по жалобам пациентов, наличия связанных с эпилепсией психотических состояний в анамнезе, уровня тревоги и депрессии «Госпитальной шкалы тревоги и депрессии», характеристик Краткой шкалы оценки психического статуса и батареи лобной дисфункции, показателей шкалы «Ролевое функционирование, обусловленное физическим состоянием» опросника SF-36 и раздела «Социальное функционирование» опросника QOLIE-31, а также наличия инвалидности, количества принимаемых антиконвульсантов, числа сложных парциальных, первично- и вторичногенерализованных приступов до и после коррекции противосудорожной терапии.

Изобретение относится к области безопасности жизнедеятельности человека, а более конкретно к обеспечению защиты человека от шума. Определяют по результатам медицинского обследования объективные и получают анкетированием респондентов субъективные характеристики с последующим расчетом коэффициента эргономичности средства коллективной защиты от шума.
Изобретение относится к медицине и предназначено для определения времени возбуждения зрительного анализатора человека. На испытуемом закрепляют устройство, формирующее дополненную реальность, которое входит в состав исследовательского программно-аппаратного комплекса. Исследователь из библиотеки программ комплекса выбирает и задает испытуемому режим двигательного или нагрузочного теста или испытуемый занимается какой-либо деятельностью. Затем на устройство, формирующее дополненную реальность, подают последовательность парных световых импульсов заданной длительности, равной 200 мс, разделенных межимпульсным интервалом, равным 70 мс, повторяющихся через постоянный временной интервал 1 с. На первом этапе измерений длительность межимпульсного интервала между световыми импульсами в паре уменьшают при каждом последующем предъявлении дискретно с заданным постоянным шагом 0,5 мс, пока испытуемый не определит момент слияния двух световых импульсов в паре в один. На втором этапе измерений длительность межимпульсного интервала между световыми импульсами в паре увеличивают при каждом последующем предъявлении дискретно с заданным постоянным шагом 0,1 мс, пока испытуемый не определит момент ощущения раздельности двух световых импульсов в паре. Длительность межимпульсного интервала между двумя световыми импульсами в паре в момент ощущения раздельности двух световых импульсов фиксируют. Время возбуждения зрительного анализатора принимают равным значению длительности межимпульсного интервала между двумя световыми импульсами в паре в момент ощущения раздельности двух световых импульсов, определенной на втором этапе измерений. Далее периодически с заданным периодом испытуемому предъявляют последовательность парных световых импульсов с длительностью межимпульсного интервала между двумя световыми импульсами в паре с последней зафиксированной длительностью межимпульсного интервала. Если испытуемый ощущает слияние двух световых импульсов в паре в один, увеличивают длительность межимпульсного интервала между двумя световыми импульсами в паре при каждом последующем предъявлении дискретно с заданным постоянным шагом 0,1 мс, пока испытуемый не определит момент ощущения раздельности двух световых импульсов в паре. Длительность межимпульсного интервала между двумя световыми импульсами в паре в момент ощущения раздельности двух световых импульсов фиксируют. Если испытуемый ощущает два световых импульса в паре раздельными, уменьшают длительность межимпульсного интервала между двумя световыми импульсами в паре при каждом последующем предъявлении дискретно с заданным постоянным шагом 0,1 мс, пока испытуемый не определит момент слияния двух световых импульсов в паре в один. Длительность межимпульсного интервала между двумя световыми импульсами в паре в момент слияния двух световых импульсов в паре в один фиксируют. Фиксация длительности межимпульсного интервала между двумя световыми импульсами в паре. При удалении испытуемого на значительное расстояние от исследователя, связь и обмен информацией осуществляется по радиоканалу. Способ позволяет определить время возбуждения зрительного анализатора за счет выполнения двигательного или нагрузочного тестов в условиях дополненной реальности.
Изобретение относится к медицине и предназначено для определения времени инерционности зрительной системы человека. На испытуемом закрепляют носимое устройство, формирующее дополненную реальность, которое входит в состав исследовательского программно-аппаратного комплекса. Исследователь из библиотеки программ комплекса выбирает и задает испытуемому режим двигательного или нагрузочного теста. Затем на устройство, формирующее дополненную реальность, подают пары световых импульсов, эталонного длительностью 80 мс и регулируемого по длительности, повторяющихся через временной интервал, равный 1 с. Регулируемый по длительности импульс задерживают или оканчивают раньше относительно времени предъявления эталонного. На первом этапе измерений время задержки или раннего окончания регулируемого по длительности импульса относительно эталонного увеличивают дискретно с заданным постоянным шагом 0,5 мс, пока испытуемый не определит момент ощущения, что световые импульсы начинаются или оканчиваются не одновременно. На втором этапе измерений время задержки или раннего окончания регулируемого по длительности импульса уменьшают дискретно с заданным постоянным шагом 0,1 мс, пока испытуемый не определит момент ощущения, что световые импульсы начинаются или оканчиваются одновременно. Время задержки или раннего окончания регулируемого по длительности импульса относительно эталонного в момент ощущения, что световые импульсы начинаются или оканчиваются одновременно, фиксируют. Время инерционности зрительной системы принимают равным значению времени задержки или времени раннего окончания регулируемого по длительности светового импульса относительно эталонного, зафиксированного на втором этапе измерений. Далее, в процессе выполнения двигательного или нагрузочного теста в стационарных условиях или наземных, водных или полетных перемещениях периодически с заданным периодом испытуемому предъявляют световые импульсы с последним зафиксированным временем задержки или временем раннего окончания регулируемого по длительности светового импульса относительно эталонного. Если испытуемый ощущает, что световые импульсы начинаются или оканчиваются одновременно, увеличивают время задержки или время раннего окончания регулируемого по длительности светового импульса относительно эталонного при каждом последующем предъявлении дискретно с заданным постоянным шагом 0,1 мс, пока испытуемый не определит момент ощущения, что световые импульсы начинаются или оканчиваются не одновременно. Время задержки или время раннего окончания регулируемого по длительности светового импульса относительно эталонного в момент ощущения, что световые импульсы начинаются или оканчиваются не одновременно, фиксируют. Если испытуемый ощущает, что световые импульсы начинаются или оканчиваются не одновременно, уменьшают время задержки или время раннего окончания регулируемого по длительности светового импульса относительно эталонного при каждом последующем предъявлении дискретно с заданным постоянным шагом 0,1 мс, пока испытуемый не определит момент ощущения, что световые импульсы начинаются или оканчиваются одновременно. Время задержки или время раннего окончания регулируемого по длительности светового импульса относительно эталонного в момент ощущения, что световые импульсы начинаются или оканчиваются одновременно, фиксируют. Фиксация времени задержки или времени раннего окончания регулируемого по длительности светового импульса относительно эталонного производится по условным действиям или сигналам испытуемого, которые фиксируются программно-аппаратным комплексом или исследователем. При удалении испытуемого на значительное расстояние от исследователя связь и обмен информацией осуществляется по радиоканалу. Способ позволяет определить время инерционности за счет проведения двигательного или нагрузочного тестов в условиях дополненной реальности.
Изобретение относится к медицине и предназначено для определения времени восприятия зрительной информации. На испытуемом закрепляют носимое устройство, формирующее дополненную реальность, которое входит в состав исследовательского программно-аппаратного комплекса. Исследователь из библиотеки программ комплекса выбирает и задает испытуемому режим двигательного или нагрузочного теста. Затем на устройство, формирующее дополненную реальность, подают последовательность двух световых импульсов длительностью 50 мс, разделенных паузой, равной 150 мс, повторяющихся через постоянный временной интервал 1,5 с. На первом этапе измерений уменьшают длительность паузы между двумя световыми импульсами при каждом последующем предъявлении дискретно с заданным постоянным шагом 0,5 мс, пока испытуемый не определит момент слияния двух световых импульсов в один. На втором этапе измерений увеличивают длительность паузы между двумя световыми импульсами при каждом последующем предъявлении дискретно с заданным постоянным шагом 0,1 мс, пока испытуемый не определит момент ощущения раздельности двух световых импульсов. Длительность паузы между двумя световыми импульсами в момент ощущения раздельности двух световых импульсов фиксируют. Время восприятия зрительной информации человека принимают равным значению суммы длительности светового импульса и длительности паузы между двумя световыми импульсами в момент ощущения раздельности двух световых импульсов, определенной на втором этапе измерений. Далее, в процессе выполнения двигательного или нагрузочного теста в стационарных условиях или наземных, водных или полетных перемещениях периодически с заданным периодом испытуемому предъявляют световые импульсы с последней зафиксированной длительностью паузы. Если испытуемый ощущает слияние двух световых импульсов в один, увеличивают длительность паузы между двумя световыми импульсами при каждом последующем предъявлении дискретно с заданным постоянным шагом 0,1 мс, пока испытуемый не определит момент ощущения раздельности двух световых импульсов. Длительность паузы между двумя световыми импульсами в момент ощущения раздельности двух световых импульсов фиксируют. Если испытуемый ощущает два световых импульса раздельными, уменьшают длительность паузы между двумя световыми импульсами при каждом последующем предъявлении дискретно с заданным постоянным шагом 0,1 мс, пока испытуемый не определит момент слияния двух световых импульсов в один. Длительность паузы между двумя световыми импульсами в момент слияния двух световых импульсов в один фиксируют. Фиксация длительности паузы производится по условным действиям или сигналам испытуемого, которые фиксируются программно-аппаратным комплексом или исследователем. При удалении испытуемого на значительное расстояние от исследователя связь и обмен информацией осуществляется по радиоканалу. Заявляемый способ позволяет определить время восприятия зрительной информации в процессе выполнения двигательного или нагрузочного теста в условиях дополненной реальности.
Изобретение относится к области медицины, а именно к терапии и пульмонологии, и может быть использовано для прогнозирования уровня контроля бронхиальной астмы после обучения больного по программе стандартной групповой астма-школы. До начала обучения в астма-школе определяют объем форсированного выдоха за 1 секунду (ОФВ1) в % от должных величин, высчитывают по тестам показатели мотивационной направленности (МНап) и потребности в одобрении (ОМОд). Затем прогнозируют контроль бронхиальной астмы по истечении 4-5 недель после обучения в астма-школе с помощью уравнений функции классификации. При вычислениях результат, имеющий наибольшее значение, указывает на прогнозируемую после обучения в групповой астма-школе принадлежность больного к одной из двух групп: больные с контролируемой бронхиальной астмой и больные с неконтролируемой бронхиальной астмой. Способ позволяет повысить эффективность обучения больных бронхиальной астмой в групповой астма-школе за счет учета объема форсированного выдоха за 1 секунду и проведения психологических тестирований. 2 пр.

Изобретение относится к медицине, психиатрии, психологии, психоанализу, наркологии, нейропсихологии, психосемантике. Формируют в электронной форме базу следующих блоков предъявления: оптимизационный (ОПТ), содержащий словесные стимулы «Успокаиваюсь» и «Расслабляюсь», использование которого направлено на снижение уровня психоэмоционального напряжения тестируемого; смысловой (СМ), состоящий из смысловых стимулов в виде вопросов, с максимальным количеством знаков 32, включая пробелы, использование которого направлено на выявление уровня субъективной значимости для тестируемого данных стимулов, сгруппированных в семантические группы по заданному признаку; бессмысленный (БС), состоящий из чередующихся цифр, общим числом от 17 до 23, использование которого направлено на выявление нейтрального уровня реагирования тестируемого; реперный (РП), содержащий словесные стимулы «Слишком рано» и «Слишком поздно», использование которого направлено на выявление отрицательного уровня реагирования тестируемого; операторский (ОГ), содержащий стимулы в виде геометрических фигур – квадрата, круга и треугольника, использование которого направлено на повышение уровня концентрации внимания тестируемого. При этом СМ, РП или ОПТ блоки всегда расположены между двумя БС блоками. Перед тестированием проводят адаптацию сенсорики и мелкой моторики тестируемого к тестам. При тестировании определяют ответ на стимулы в виде моторных реакций тестируемого: время нажатия кнопки компьютерной мыши после предъявления стимула, время удержания тестируемым кнопки мыши, время ее отпускания. Стимул предъявляют в центре экрана монитора, работающего на фиксированной частоте 60 Гц, на черном фоне белыми буквами и/или цифрами. В качестве вопросов СМ блока используют 2-4 словесные фразы в прошедшем времени от первого лица. После предъявления вопроса СМ блока маскируют его стимулом из БС блока, для чего на месте предъявленного вопроса предъявляют в течение 500-700 мс маскер в виде беспорядочного набора цифр, выдерживают паузу 150-250 мс. При предъявлении маскера пределы реагирования устанавливают от 100 мс до 700 мс. Варьируют частоту предъявления замаскированных вопросов в зависимости от времени реакций тестируемого. Время предъявления выбранного типа стимула на экране монитора 16-34 мс при строго фиксированном времени предъявления одинаковых стимулов и разном времени предъявления различных типов стимулов. Уровень операторской готовности поддерживают предъявлением неосознанных стимулов ОГ блока (квадрат, круг, треугольник), чередуя с СМ с частотой 1-2 раза в мин. Общая длительность теста 8-25 мин для предъявления 60-130 вопросов СМ блока, структурированных в 6-13 тематически смысловых групп. Используют методы непараметрической статистической обработки, определяя значимость каждой моторной реакции тестируемого на стимул, субъективную значимость стимула – разницу между усредненной результирующей скоростью моторных реакций тестируемого на один и тот же СМ стимул и усредненной результирующей скоростью его моторных реакций на БС стимулы. Способ обеспечивает высокую точность и достоверность диагностики настоящих, искренних переживаний, представлений человека, утаиваемых им чувств, замыслов, намерений, осознанного и неосознанного отношения человека к себе, другим, к различным видам деятельности и побуждений к ним, силы различных потребностей человека. 4 з.п. ф-лы, 14 ил., 1 пр., 7 табл.

Изобретение относится к области педагогики, в частности к педагогике профессионально-технического образования и среднего специального образования (инклюзивное образование), социальной педагогике, и может быть использовано для реабилитации и социализации молодых инвалидов с сохранным интеллектом и людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Реабилитация и социализации юношей и девушек с инвалидностью или ОВЗ основаны на роботометоде и включают совместное обучение учащихся с инвалидностью или ОВЗ и их здоровых сверстников рабочим профессиям в условиях инклюзивного профессионального обучения лицея или колледжа. Проводят серию уроков по выбранной рабочей профессии мастером производственного обучения. Причем каждый урок включает постановку целей и задач урока, инструктаж по технике безопасности, объяснение новой темы с демонстрацией учащимся конкретных трудовых операций по выбранной рабочей профессии. Осуществляют проведение оздоровительных пауз, психологическое тестирование и диагностику самочувствия, активности и настроения учащихся во время урока, постоянное ведение диалога с учащимися путем одобрения их действий и указания на недостатки, а также подведение итогов урока и объяснение домашнего задания на следующий урок. Причем в процессе обучения используют реального человекоподобного робота-тьютора или виртуального человекоподобного робота-тьютора в виде 3D-модели, который восполняет умственные и физические недостатки учащихся с инвалидностью или ОВЗ. Способ позволяет освоить инвалидам и учащимся с ОВЗ рабочие профессии, восполнить умственные и физические недостатки учащихся за счет привлечения к обучению реального человекоподобного робота-тьютора или виртуального человекоподобного робота-тьютора в виде 3D-модели. 2 з. п. ф-лы, 2 ил., 3 пр.

Группа изобретений относится к здравоохранению, а также наукометрическим способам и системам анализа данных о научно-исследовательских проектах с целью выявления перспективного проекта в предметной области «биомедицина» с точки зрения технологизации его результата по максимальному количеству набранных баллов по оцениваемым критериям и построения рейтинга для нескольких оцениваемых проектов по возрастанию или убыванию упомянутых баллов. Используют комплекс «оценочных» критериев с количественными параметрами, в качестве которых предложено оценивать: динамику патентной (изобретательской) активности; рост патентной (или изобретательской) активности в развитых или ведущих странах; соотношение числа патентных заявок к числу действующих патентов. Также проводят сравнение динамики подачи патентных заявок и динамики выдачи патентов; соотношение количеств научно-исследовательских организаций и производственных компаний в числе первых 10-20 правообладателей, отобранных по максимальному количеству имеющихся у них патентных документов по направлению исследований; соотношение количеств зарубежных и национальных заявителей в патентных документов; наличие по теме проекта авторов патентных документов различных правообладателей; динамику грантового финансирования по направлению исследования. Группа изобретений позволяет автоматизировать процесс оценки научно-исследовательских проектов в предметной области «биомедицина» на предмет возможности их практической реализации за счет использования комплекса оценочных критериев с количественными параметрами. 4 н. и 21 з.п. ф-лы, 17 ил., 2 табл.

Изобретение относится к области медицины, конкретно к психотерапии, и касается способов лечения психосоматических расстройств, в частности снижения избыточного веса и обучения навыкам самоконтроля, особенно навыкам рационального питания. Заключают психотерапевтический контракт и проводят лечение в виде курсов групповой и индивидуальной психотерапии. После заключения психотерапевтического контракта делят пациентов на четыре группы по уровням интеллекта и депрессии. В первой группе обучают навыкам правильного пищевого поведения, проводят индивидуальную психотерапию, медикаментозную терапию, направленную на лечение депрессии. Во второй группе обучают навыкам правильного пищевого поведения, проводят групповую психотерапию. В третьей группе проводят индивидуальную психотерапию. В четвертой группе проводят индивидуальную психотерапию, медикаментозную терапию, направленную на лечение депрессии, и групповую психотерапию. Для всех групп проводят ежемесячные психотерапевтические тематические занятия, а также лечение, причем параллельно с психотерапевтическим лечением для всех пациентов проводят телесную реабилитацию, в качестве которой используют лимфодренаж, дополнительно проводят липосакцию, лифтинг, массаж. Затем проводят поддерживающий курс массажа. Причем в зависимости от индекса массы тела определяют длительность лечения. Способ позволяет повысить эффективность коррекции веса тела пациента за счет формирования навыков самоконтроля и поддержания достигнутого результата в течение длительного периода времени. 2 табл.

Группа изобретений относится к здравоохранению, а также наукометрическим способам и системам анализа данных о научно-исследовательских проектах с целью выявления перспективного проекта или направления исследования в предметной области «биомедицина» по максимальному количеству набранных баллов по оцениваемым критериям и построения рейтинга для нескольких оцениваемых проектов или направлений исследований по возрастанию или убыванию упомянутых баллов. Используют комплекс «оценочных» критериев с количественными параметрами. В качестве базовых критериев используют: динамику публикационной и/или цитатной активности, наличие направления исследований в числе 1% самых цитируемых публикаций из общего числа цитируемых публикаций, наличие направления исследований в числе 0,1% самых цитируемых публикаций из общего числа цитируемых публикаций, наличие направления исследования в мировых исследовательских фронтах, образованных содержанием научных публикаций, отражающих взаимное цитирование за период не менее 5 последних лет, динамику патентной (изобретательской) активности. Также соотношение количеств научно-исследовательских организаций и производственных компаний в числе первых 10-20 правообладателей, отобранных по максимальному количеству имеющихся у них патентных документов по направлению исследования. Сравнение динамики подачи патентных заявок и динамики выдачи патентов, динамику грантового финансирования по направлению исследования. Группа изобретений позволяет автоматизировать процесс оценки научно-исследовательских проектов или направлений исследований в предметной области «биомедицина» на предмет их соответствия мировому уровню исследований за счет использования комплекса оценочных критериев с количественными параметрами. 4 н. и 21 з.п. ф-лы, 17 ил., 2 табл.

Изобретение относится к медицине, к разделу неврологии, и может найти применение в неврологической и нейрореабилитационной клинике в процессе восстановительного обучения и профилактической тренировки вербальной памяти у больных неврологической клиники. Создание учебно-методического пособия для проведения занятий по восстановлению и профилактической тренировке вербальной памяти осуществляют путем нанесения на листы А5 различных слов, включая существительные, прилагательные, глаголы и предлоги в виде не менее двух колонок, и создания прозрачных пленок с нанесенным на них непрозрачным фоном - пленок-фильтров, таким образом, чтобы каждая пленка содержала в различном сочетании прозрачные области, соответствующие по размеру и местоположению колонкам и словам в них, причем слева и справа от каждой прозрачной области нанесены пунктирные линии, соединяющие каждое слово левой части пособия с соответствующим словом его правой части, при этом листы с нанесенными словами и пленки с прозрачными областями размещают в прозрачных файлах, а файлы закрепляют в кольцах картонных или пластиковых обложек с возможностью их переворачивания и съема. Способ обеспечивает простоту исполнения учебно-методического пособия, обеспечивающего удобство процесса занятий по восстановлению и тренировке вербальной памяти, позволяющего обеспечить возможность проведения длительного курса занятий за счет формирования большого количества заданий из готовых групп слов. 5 ил.
Наверх