Смазочное устройство зубчатой передачи



Смазочное устройство зубчатой передачи
Смазочное устройство зубчатой передачи

 


Владельцы патента RU 2626445:

Мендрух Николай Викторович (RU)

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в косозубых зубчатых передачах, смазываемых жидким смазочным материалом методом погружения. Смазочное устройство содержит масляную ванну с жидким смазочным материалом, в который погружено нижерасположенное зубчатое колесо передачи. Со стороны торца нижерасположенного зубчатого колеса, к которому обращены набегающие боковые поверхности зубьев этого колеса, с зазором относительно этого торца и параллельно ему, расположена примыкающая к днищу масляной ванны вертикально ориентированная пластина. В плане пластина перекрывает габариты погруженной в масляную ванну части нижерасположенного зубчатого колеса с образованием зазоров относительно стенок корпуса масляной ванны. Верх пластины расположен выше верхнего уровня смазочного материала масляной ванны. Обеспечивается повышение качества процесса смазывания зубчатой передачи. 3 ил.

 

Изобретение относится к машиностроению, в частности к деталям машин, и может быть использовано в косозубых зубчатых передачах, смазываемых жидким смазочным материалом методом погружения.

Известно смазочное устройство косозубой зубчатой передачи, смазываемой жидким смазочным материалом методом погружения, содержащее масляную ванну с жидким смазочным материалом, в который погружено нижерасположенное зубчатое колесо передачи (см., например, Гузенков П.Г. Детали машин: Учеб. для вузов. - 4-е изд., испр. М.: Высш. шк., 1986. - 359 с.: ил., стр. 214).

Недостаток данного смазочного устройства состоит в том, что при вращении нижерасположенного косозубого колеса, погруженного в масляную ванну, зубья этого колеса, расположенные под углом к направлению вращения этого колеса, оказывают дополнительное возмущающее воздействие на смазочный материал масляной ванны, перемещая своими набегающими боковыми поверхностями захватываемый зубьями смазочный материал в сторону торца колеса, к которому обращены эти набегающие боковые поверхности. Это перемещение оказывает возмущающее воздействие на остальной объем смазочного материала масляной ванны, что способствует взмучиванию осадка масляной ванны и т.п. Все это ухудшает процесс смазывания зубчатой передачи.

В качестве прототипа взята конструкция смазочного устройства косозубой зубчатой передачи, смазываемой жидким смазочным материалом методом погружения, содержащая масляную ванну с жидким смазочным материалом, в который погружено нижерасположенное зубчатое колесо передачи (см. Дунаев П.Ф., Леликов О.П. Конструирование узлов и деталей машин: Учеб. пособие для машиностроит. спец. вузов. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Высш. шк., 1985 - 416 с., ил., стр. 149, рис. 11.1, а).

Недостатки прототипа - те же, что и у аналога.

Изобретением решается задача повышения качества процесса смазывания косозубой зубчатой передачи.

Для этого смазочное устройство косозубой зубчатой передачи содержит масляную ванну с жидким смазочным материалом, в который погружено нижерасположенное зубчатое колесо передачи. Со стороны торца нижерасположенного зубчатого колеса, к которому обращены набегающие боковые поверхности зубьев этого колеса, с зазором относительно этого торца и параллельно ему, расположена примыкающая к днищу масляной ванны вертикально ориентированная пластина. В плане пластина перекрывает габариты погруженной в масляную ванну части нижерасположенного зубчатого колеса с образованием зазоров относительно стенок корпуса масляной ванны, а верх пластины расположен выше верхнего уровня смазочного материала масляной ванны.

Сущность изобретения поясняется чертежами, на которых изображены: схема косозубого колеса - вид сбоку (фиг. 1), зубчатый редуктор с косозубой зубчатой передачей - вид с торца в разрезе (фиг. 2), тот же редуктор с зубчатой передачей - вид сбоку в разрезе (фиг. 3).

На чертежах показаны: нижерасположенное зубчатое колесо 1, зубчатый венец с зубьями 2, линия 3 образующей колеса, жидкий смазочный материал 4, корпус 5 зубчатого редуктора, вышерасположенное зубчатое колесо 6, пластина 7; диаметр d нижерасположенного колеса (1); угол β наклона зубьев (2); зазоры Δ1 и Δ2; величина а перекрытия габаритов нижерасположенного зубчатого колеса (1); верхний уровень ВУ смазочного материала (4); глубина h1 смазочного материала (4); высота h2 пластины (7); величина в превышения пластины (7) над ВУ; направление вращения ω колеса 1; направление V3 движения зубьев (2) колеса (1); направление Vсм движения смазочного материала под воздействием зубьев (2) колеса (1).

Смазочное устройство косозубой зубчатой передачи содержит нижерасположенное косозубое колесо 1 диаметром d, зубья 2 зубчатого венца которого расположены под углом β к образующей 3 колеса. Нижняя часть колеса 1 погружена в жидкий смазочный материал 4 масляной ванны, расположенной в корпусе 5 редуктора; верхний уровень масляной ванны - ВУ, глубина смазочного материала масляной ванны - h1. Колесо 1 находится в парном зацеплении с вышерасположенным зубчатым колесом 6. Со стороны торца нижерасположенного зубчатого колеса (1), к которому обращены набегающие боковые поверхности зубьев (2) этого колеса, с зазором Δ1 относительно этого торца и параллельно ему, расположена примыкающая к днищу масляной ванны вертикально ориентированная пластина 7. В плане пластина (7) перекрывает (а) габариты погруженной в масляную ванну части нижерасположенного зубчатого колеса (1) с образованием зазоров Δ2 относительно стенок корпуса масляной ванны (редуктора). Верх пластины (7) высотой h2 расположен выше (в) верхнего уровня ВУ смазочного материала 4 масляной ванны.

При работе зубчатой передачи и вращении ω нижерасположенного косозубого зубчатого колеса 1, погруженного в жидкий смазочный материал 4 масляной ванны, перемещение V3 зубьев 2 колеса происходит в плоскости вращения (ω) этого колеса. Зубья 2 расположены под углом β к образующей 3 колеса и к направлению V3, поэтому смазочный материал, захватываемый зубьями этого колеса, перемещается по направлению Vсм - по направлению к торцу колеса 1, к которому обращены набегающие боковые поверхности зубьев 2. Наличие пластины 7 со стороны этого торца колеса позволяет экранировать объем остального смазочного материала масляной ванны от возмущающего воздействия потока смазочного материала, образующегося при вращении колеса 1. Наличие зазора Δ1 между пластиной 7 и колесом 1 не мешает вращению этого колеса. Перекрытие а в плане пластиной 7 габаритов части нижерасположенного колеса 1, погруженной в масляную ванну, и превышение в высоты h2 пластины над ВУ позволяют оптимизировать процесс экранирования пластиной 7 возмущающих потоков от вращающегося колеса 1. Наличие зазоров Δ2 между пластиной 7 и стенками корпуса 5 позволяет смазочному материалу 4 свободно перетекать по объему масляной ванны.

По сравнению с прототипом предлагаемая конструкция смазочного устройства снижает возмущающее воздействие вращающегося в смазочном материале масляной ванны нижерасположенного зубчатого колеса (косозубого) на смазочный материал масляной ванны в целом, что повышает качество процесса смазывания зубчатой передачи.

Смазочное устройство зубчатой передачи, преимущественно косозубой, смазываемой жидким смазочным материалом методом погружения, содержащее масляную ванну с жидким смазочным материалом, в который погружено нижерасположенное зубчатое колесо передачи, отличающееся тем, что со стороны торца нижерасположенного зубчатого колеса, к которому обращены набегающие боковые поверхности зубьев нижерасположенного зубчатого колеса, с зазором относительно торца нижерасположенного зубчатого колеса и параллельно ему, расположена примыкающая к днищу масляной ванны вертикально ориентированная пластина, в плане пластина перекрывает габариты погруженной в масляную ванну части нижерасположенного зубчатого колеса с образованием зазоров относительно стенок корпуса масляной ванны, а верх пластины расположен выше верхнего уровня смазочного материала масляной ванны.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах с картерным смазыванием методом погружения и расположением валов в вертикальной плоскости.

Изобретение относится к машиностроению, в частности к способам смазывания зубчатых передач. Способ смазывания зубчатой передачи включает подачу смазочного материала на профильные поверхности зубчатого венца как минимум одного зубчатого колеса передачи.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах с ударными режимами нагружения зубьев, смазываемых пластичными смазочными материалами.

Изобретение относится к машиностроению, в частности - к деталям машин, и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых магнитопорошковым методом. Зубчатый редуктор содержит закрытый корпус из диамагнитного материала, в посадочных отверстиях которого посредством подшипников качения из ферромагнитного материала установлены валы с закрепленными на них зубчатыми колесами и в котором размещен магнитоактивный порошковый смазочный материал, активируемый магнитным полем.

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых жидкими смазочными материалами. Цилиндрическое зубчатое колесо плоской формы содержит ступицу (1), тело (2) в виде диска, обод (3) и зубчатый венец (4).

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к конструкции зубчатых колес, смазываемых жидкими смазочными материалами. Цилиндрическое зубчатое колесо содержит выступающую в одну сторону ступицу (1), тело (2) в виде диска, обод (3) и зубчатый венец (4), ширина В которого больше толщины диска.

Изобретение относится к смазке и сборным резервуарам смазки в ведомых осях транспортных средств. Корпус (3, 13, 15) трансмиссии имеет наружный барьер (3) для текучей среды для размещения текучей смазки, количество которой не превышает заданный уровень.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах с картерным смазыванием методом погружения и расположением валов в вертикальной плоскости.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах с картерным смазыванием методом погружения и расположением валов в вертикальной плоскости.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах с картерным смазыванием методом погружения и расположением валов в вертикальной плоскости.
Наверх