Смазочное устройство зубчатой передачи

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в косозубых зубчатых передачах, смазываемых жидким смазочным материалом методом погружения. Смазочное устройство содержит масляную ванну с жидким смазочным материалом, в который погружено нижерасположенное зубчатое колесо передачи. Со стороны торца нижерасположенного зубчатого колеса, к которому обращены набегающие боковые поверхности зубьев этого колеса, с зазором относительно этого торца и параллельно ему, расположена примыкающая к днищу масляной ванны вертикально ориентированная пластина. В плане пластина перекрывает габариты погруженной в масляную ванну части нижерасположенного зубчатого колеса с образованием зазоров относительно стенок корпуса масляной ванны. Верх пластины расположен выше верхнего уровня смазочного материала масляной ванны. Обеспечивается повышение качества процесса смазывания зубчатой передачи. 3 ил.

 

Изобретение относится к машиностроению, в частности к деталям машин, и может быть использовано в косозубых зубчатых передачах, смазываемых жидким смазочным материалом методом погружения.

Известно смазочное устройство косозубой зубчатой передачи, смазываемой жидким смазочным материалом методом погружения, содержащее масляную ванну с жидким смазочным материалом, в который погружено нижерасположенное зубчатое колесо передачи (см., например, Гузенков П.Г. Детали машин: Учеб. для вузов. - 4-е изд., испр. М.: Высш. шк., 1986. - 359 с.: ил., стр. 214).

Недостаток данного смазочного устройства состоит в том, что при вращении нижерасположенного косозубого колеса, погруженного в масляную ванну, зубья этого колеса, расположенные под углом к направлению вращения этого колеса, оказывают дополнительное возмущающее воздействие на смазочный материал масляной ванны, перемещая своими набегающими боковыми поверхностями захватываемый зубьями смазочный материал в сторону торца колеса, к которому обращены эти набегающие боковые поверхности. Это перемещение оказывает возмущающее воздействие на остальной объем смазочного материала масляной ванны, что способствует взмучиванию осадка масляной ванны и т.п. Все это ухудшает процесс смазывания зубчатой передачи.

В качестве прототипа взята конструкция смазочного устройства косозубой зубчатой передачи, смазываемой жидким смазочным материалом методом погружения, содержащая масляную ванну с жидким смазочным материалом, в который погружено нижерасположенное зубчатое колесо передачи (см. Дунаев П.Ф., Леликов О.П. Конструирование узлов и деталей машин: Учеб. пособие для машиностроит. спец. вузов. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Высш. шк., 1985 - 416 с., ил., стр. 149, рис. 11.1, а).

Недостатки прототипа - те же, что и у аналога.

Изобретением решается задача повышения качества процесса смазывания косозубой зубчатой передачи.

Для этого смазочное устройство косозубой зубчатой передачи содержит масляную ванну с жидким смазочным материалом, в который погружено нижерасположенное зубчатое колесо передачи. Со стороны торца нижерасположенного зубчатого колеса, к которому обращены набегающие боковые поверхности зубьев этого колеса, с зазором относительно этого торца и параллельно ему, расположена примыкающая к днищу масляной ванны вертикально ориентированная пластина. В плане пластина перекрывает габариты погруженной в масляную ванну части нижерасположенного зубчатого колеса с образованием зазоров относительно стенок корпуса масляной ванны, а верх пластины расположен выше верхнего уровня смазочного материала масляной ванны.

Сущность изобретения поясняется чертежами, на которых изображены: схема косозубого колеса - вид сбоку (фиг. 1), зубчатый редуктор с косозубой зубчатой передачей - вид с торца в разрезе (фиг. 2), тот же редуктор с зубчатой передачей - вид сбоку в разрезе (фиг. 3).

На чертежах показаны: нижерасположенное зубчатое колесо 1, зубчатый венец с зубьями 2, линия 3 образующей колеса, жидкий смазочный материал 4, корпус 5 зубчатого редуктора, вышерасположенное зубчатое колесо 6, пластина 7; диаметр d нижерасположенного колеса (1); угол β наклона зубьев (2); зазоры Δ1 и Δ2; величина а перекрытия габаритов нижерасположенного зубчатого колеса (1); верхний уровень ВУ смазочного материала (4); глубина h1 смазочного материала (4); высота h2 пластины (7); величина в превышения пластины (7) над ВУ; направление вращения ω колеса 1; направление V3 движения зубьев (2) колеса (1); направление Vсм движения смазочного материала под воздействием зубьев (2) колеса (1).

Смазочное устройство косозубой зубчатой передачи содержит нижерасположенное косозубое колесо 1 диаметром d, зубья 2 зубчатого венца которого расположены под углом β к образующей 3 колеса. Нижняя часть колеса 1 погружена в жидкий смазочный материал 4 масляной ванны, расположенной в корпусе 5 редуктора; верхний уровень масляной ванны - ВУ, глубина смазочного материала масляной ванны - h1. Колесо 1 находится в парном зацеплении с вышерасположенным зубчатым колесом 6. Со стороны торца нижерасположенного зубчатого колеса (1), к которому обращены набегающие боковые поверхности зубьев (2) этого колеса, с зазором Δ1 относительно этого торца и параллельно ему, расположена примыкающая к днищу масляной ванны вертикально ориентированная пластина 7. В плане пластина (7) перекрывает (а) габариты погруженной в масляную ванну части нижерасположенного зубчатого колеса (1) с образованием зазоров Δ2 относительно стенок корпуса масляной ванны (редуктора). Верх пластины (7) высотой h2 расположен выше (в) верхнего уровня ВУ смазочного материала 4 масляной ванны.

При работе зубчатой передачи и вращении ω нижерасположенного косозубого зубчатого колеса 1, погруженного в жидкий смазочный материал 4 масляной ванны, перемещение V3 зубьев 2 колеса происходит в плоскости вращения (ω) этого колеса. Зубья 2 расположены под углом β к образующей 3 колеса и к направлению V3, поэтому смазочный материал, захватываемый зубьями этого колеса, перемещается по направлению Vсм - по направлению к торцу колеса 1, к которому обращены набегающие боковые поверхности зубьев 2. Наличие пластины 7 со стороны этого торца колеса позволяет экранировать объем остального смазочного материала масляной ванны от возмущающего воздействия потока смазочного материала, образующегося при вращении колеса 1. Наличие зазора Δ1 между пластиной 7 и колесом 1 не мешает вращению этого колеса. Перекрытие а в плане пластиной 7 габаритов части нижерасположенного колеса 1, погруженной в масляную ванну, и превышение в высоты h2 пластины над ВУ позволяют оптимизировать процесс экранирования пластиной 7 возмущающих потоков от вращающегося колеса 1. Наличие зазоров Δ2 между пластиной 7 и стенками корпуса 5 позволяет смазочному материалу 4 свободно перетекать по объему масляной ванны.

По сравнению с прототипом предлагаемая конструкция смазочного устройства снижает возмущающее воздействие вращающегося в смазочном материале масляной ванны нижерасположенного зубчатого колеса (косозубого) на смазочный материал масляной ванны в целом, что повышает качество процесса смазывания зубчатой передачи.

Смазочное устройство зубчатой передачи, преимущественно косозубой, смазываемой жидким смазочным материалом методом погружения, содержащее масляную ванну с жидким смазочным материалом, в который погружено нижерасположенное зубчатое колесо передачи, отличающееся тем, что со стороны торца нижерасположенного зубчатого колеса, к которому обращены набегающие боковые поверхности зубьев нижерасположенного зубчатого колеса, с зазором относительно торца нижерасположенного зубчатого колеса и параллельно ему, расположена примыкающая к днищу масляной ванны вертикально ориентированная пластина, в плане пластина перекрывает габариты погруженной в масляную ванну части нижерасположенного зубчатого колеса с образованием зазоров относительно стенок корпуса масляной ванны, а верх пластины расположен выше верхнего уровня смазочного материала масляной ванны.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах с картерным смазыванием методом погружения и расположением валов в вертикальной плоскости.

Изобретение относится к машиностроению, в частности к способам смазывания зубчатых передач. Способ смазывания зубчатой передачи включает подачу смазочного материала на профильные поверхности зубчатого венца как минимум одного зубчатого колеса передачи.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах с ударными режимами нагружения зубьев, смазываемых пластичными смазочными материалами.

Изобретение относится к машиностроению, в частности - к деталям машин, и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых магнитопорошковым методом. Зубчатый редуктор содержит закрытый корпус из диамагнитного материала, в посадочных отверстиях которого посредством подшипников качения из ферромагнитного материала установлены валы с закрепленными на них зубчатыми колесами и в котором размещен магнитоактивный порошковый смазочный материал, активируемый магнитным полем.

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых жидкими смазочными материалами. Цилиндрическое зубчатое колесо плоской формы содержит ступицу (1), тело (2) в виде диска, обод (3) и зубчатый венец (4).

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к конструкции зубчатых колес, смазываемых жидкими смазочными материалами. Цилиндрическое зубчатое колесо содержит выступающую в одну сторону ступицу (1), тело (2) в виде диска, обод (3) и зубчатый венец (4), ширина В которого больше толщины диска.

Изобретение относится к смазке и сборным резервуарам смазки в ведомых осях транспортных средств. Корпус (3, 13, 15) трансмиссии имеет наружный барьер (3) для текучей среды для размещения текучей смазки, количество которой не превышает заданный уровень.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах с картерным смазыванием методом погружения и расположением валов в вертикальной плоскости.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах с картерным смазыванием методом погружения и расположением валов в вертикальной плоскости.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах с картерным смазыванием методом погружения и расположением валов в вертикальной плоскости.

Изобретение относится к прокладке, установленной на двигатель автомобиля. Прокладка (105, 2100, 3100, 4100) представляет собой цельную деталь круглой кольцеобразной формы (101). Одна поверхность прокладки снабжена смазочными канавками (104, 2130, 3130, 4130), а центральная ось смазочной канавки (104, 2130, 3130, 4130) представляет собой кривую (103) или прямую линию (102). Также заявлены двигатель и автомобиль, в которых используется прокладка (105, 2100, 3100, 4100). Достигается повышение надежности устройства. 5 н. и 21 з.п. ф-лы, 12 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах с картерным смазыванием методом погружения. Масляная ванна содержит корпус (1) с жидким смазочным материалом, часть объема которого, излишняя для смазывания передачи, замещена вставкой (5) из инородного твердого материала, инертного по отношению к этому смазочному материалу, жестко закрепленной в корпусе ванны с обеспечением необходимых зазоров между ней и элементами передачи. Вставка расположена в корпусе ванны с примыканием ее к дну и стенкам корпуса ванны и с зазором между вставкой и окружностью колеса и вставкой и торцами колеса. Вертикальные поверхности вставки, обращенные к поверхностям погруженной части зубчатого колеса, эквидистантны соответствующим поверхностям колеса и образуют объем, достаточный для размещения в нем количества смазочного материала, достаточного для обеспечения нормального смазывания передачи. Верхние поверхности вставки скошены вниз вовнутрь масляной ванны. Изобретение оптимизирует расход смазочного материала. 2 ил.

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в зубчатых передачах с цилиндрическими зубчатыми колесами, смазываемыми жидкими смазочными материалами методом погружения. Зубчатое колесо содержит ступицу, тело в виде диска, обод и зубчатый венец, ширина которого больше толщины диска. С обоих торцов колеса, симметрично ему, со стороны выхода вращающегося колеса из масляной ванны и выше верхнего уровня смазочного материала ванны, расположена пара скребков, ориентированных радиально относительно колеса, с наклоном в сторону ванны. Скребки укреплены неподвижно относительно вращающегося колеса, с примыканием к поверхностям торцов диска, внутренним поверхностям обода, торцевым поверхностям обода и торцевым поверхностям зубчатого венца. Внешние концы скребков перекрывают окружность вершин зубчатого венца. Расстояние от центра колеса до скребков меньше, чем расстояние от этого центра до верхнего уровня смазочного материала ванны. А внутренние концы скребков отогнуты вниз по вертикали. Обеспечивается повышение качества смазывания зубчатого колеса. 3 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых магнитопорошковым методом. Зубчатая передача содержит герметичный корпус с размещенными в нем зубчатыми колесами, изготовленными из ферромагнитного материала, и порошкообразным магнитоактивным смазочным материалом, активируемым магнитным полем. На торцевых поверхностях каждого колеса укреплена пара накладок в виде дисков, изготовленных из магнитопассивного материала, например пластмассы. Наружные периметры накладок имеют форму окружности, их радиусы равны радиусу окружности вершин зубчатого венца колеса. А в центрах накладок выполнены сквозные отверстия радиусом, не меньшим радиуса посадочного отверстия колеса. Обеспечивается повышение качества процесса смазывания зубчатой передачи. 2 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых магнитопорошковым методом. Зубчатое колесо содержит тело и зубчатый венец с зубьями, изготовленные из ферромагнитного материала. На торцах зубьев и участках торцов тела, прилегающих к зубчатому венцу, укреплена пара кольцевых накладок, изготовленных из диамагнитного материала. Наружный диаметр накладок не меньше диаметра окружности вершин зубчатого венца. Толщина накладок выполнена переменной по их ширине, увеличивающейся от минимума по их внутреннему периметру до максимума по их наружному периметру. Обеспечивается повышение качества процесса смазывания зубчатого колеса. 2 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в косозубых зубчатых передачах, смазываемых жидким смазочным материалом методом погружения. Смазочное устройство содержит масляную ванну с жидким смазочным материалом, в который погружено нижерасположенное зубчатое колесо передачи. На торце нижерасположенного колеса, к которому обращены набегающие боковые поверхности зубьев этого колеса, и параллельно этому торцу укреплен плоский диск, диаметр которого больше диаметра окружности вершин зубчатого венца колеса. В центре диска выполнено сквозное отверстие для вала, на котором установлено данное зубчатое колесо. Диск укреплен на торце колеса с зазором относительно этого торца, посредством плоского кольца, расположенного между диском и торцом колеса и укрепленного на них. Наружный диаметр кольца не больше диаметра окружности оснований зубчатого венца колеса, а его внутренний диаметр не меньше диаметра центрального отверстия в диске. Обеспечивается повышение качества процесса смазывания зубчатого колеса. 3 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах с картерным смазыванием методом погружения и расположением валов в вертикальной плоскости. Смазочное устройство содержит масляную ванну с жидким смазочным материалом, в который погружены нижерасположенные смазываемые зубчатые колеса. Каждое колесо, со стороны своего выхода при вращении из масляной ванны, снабжено парой скребков, симметрично прилегающих к обоим его торцам. Скребки укреплены неподвижно относительно вращающегося колеса выше верхнего уровня смазочного материала с перекрытием торцов колеса и окружности, описываемой точками соприкосновения торцов вращающегося колеса с верхним уровнем смазочного материала. Каждый скребок выполнен в виде прямоугольного отрезка полосы, прилегающего к колесу своим торцом под прямым углом. Отрезок изогнут по дуге по направлению от масляной ванны вверх с пересечением окружности впадин зубчатого венца не ниже точки пересечения этой окружности с горизонтальной линией симметрии колеса. Обеспечивается повышение качества смазывания зубчатой передачи. 2 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых магнитопорошковым методом. Зубчатое колесо содержит тело и зубчатый венец с зубьями, выполненные из ферромагнитного материала. На торцах зубьев и участках торцов тела, прилегающих к зубчатому венцу, укреплена пара кольцевых накладок, выполненных из диамагнитного материала. Наружный диаметр накладок не меньше диаметра окружности вершин зубчатого венца, а сторона каждой накладки по ее внутреннему периметру расположена под тупым углом относительно торца тела колеса. Обеспечивается повышение качества процесса смазывания зубчатого колеса. 2 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в косозубых зубчатых передачах с картерным смазыванием методом погружения и нижерасположенными зубчатыми колесами большого диаметра. Смазочное устройство содержит масляную ванну с жидким смазочным материалом, в который погружено нижерасположенное зубчатое колесо передачи. На торце этого колеса, к которому обращены набегающие боковые поверхности зубьев его зубчатого венца, укреплен экран в виде профильного тарельчатого кольца, выполненного с зазором относительно торца зубчатого венца и с перекрытием его по высоте. Поперечное центральное сечение половины тела кольца имеет вид Z-образного элемента, внешняя и внутренняя части этого элемента параллельны торцу колеса, а средняя его часть перпендикулярна этому торцу. Наружный диаметр средней части экрана равен диаметру окружности оснований зубчатого венца колеса. Наружный диаметр внешней части экрана больше диаметра окружности вершин зубчатого венца колеса, а внутренний диаметр внутренней части экрана меньше диаметра окружности оснований зубчатого венца. Обеспечивается повышение качества процесса смазывания зубчатой передачи. 3 ил.

Изобретение относится к редукторам. Планетарный редуктор, в частности, для турбомашины содержит соосные внутреннюю и внешнюю планетарные шестерни, внешняя планетарная шестерня является неподвижной, по меньшей мере, один сателлит, который установлен вращающимся на водиле и осуществляет зацепление одновременно с внутренней и внешней планетарными шестернями. Водило вращается вокруг оси внутренней и внешней планетарных шестерен. Сателлит содержит цилиндрическую внутреннюю поверхность, установленную вращающейся вокруг цилиндрической поверхности водила. Также редуктор содержит средства подвода масла на уровне зоны соприкосновения между упомянутыми цилиндрическими поверхностями. Средства подвода масла содержат камеру, выполненную в водиле, которая предназначена для формирования некоторого объема буферного масла и содержит нижнюю зону, находящуюся на удалении от оси вращения водила, верхнюю зону, находящуюся близко от оси вращения водила, по меньшей мере, один основной канал, выходящий на уровне упомянутой зоны соприкосновения и на уровне верхней зоны, и по меньшей мере, один вспомогательный канал, выходящий на уровне упомянутой зоны соприкосновения и на уровне нижней зоны. Обеспечивается повышение качества смазывания планетарного редуктора. 9 з.п. ф-лы, 11 ил.
Наверх