Способ отображения информации о вертикальном перемещении корабельной взлетно-посадочной площадки при посадке вертолета на корабль

Изобретение относится к способу отображения информации о вертикальном перемещении корабельной взлетно-посадочной площадки (ВППл) при посадке вертолета на корабль. Для отображения информации устанавливают вертикально многофункциональный индикатор вертикального перемещения ВППл на надстройке корабля в сторону захода вертолета на посадку, отображают с помощью сверхъярких светодиодов, расположенных параллельно длинной стороне индикатора, вертикальную качку центра ВППл в виде столбчатой диаграммы с группами светодиодов разного цвета, одна из которых отображает начало движения, а другая – прогнозируемое завершение движения, при этом на поле бесцветной столбчатой диаграммы отображается символ третьего типа – символ индикации безопасного причаливания вертолета. Обеспечивается безопасность посадки вертолета на корабль в сложных метеоусловиях. 3 ил.

 

Способ отображения информации о вертикальном перемещении корабельной взлетно-посадочной площадки при посадке вертолета на корабль.

Изобретение относится к авиационной технике, преимущественно морской авиации, и может быть использовано для обеспечения визуальной посадки вертолета на корабельную взлетно-посадочную площадку (ВППл) днем и ночью, при бортовой и килевой качках, в простых и сложных метеоусловиях за счет повышения уровня информированности летчика при визуальном способе приземления вертолета на корабельные ВППл.

Для летчиков наиболее сложной задачей полета на вертолете является задача приземления (припалубливания) вертолета на ВППл. Для осуществления успешной посадки летчик должен спрогнозировать момент, когда центр ВППл будет двигаться вниз, а углы по дифференту и боковой качке будут стремиться к нулю, т.е. положение ВППл будет близким к горизонтальному.

Для повышения безопасности приземления разрабатываются различные способы информационного обеспечения и средства.

Известен способ обеспечения летчика визуальной информацией о вертикальном перемещении корабельной взлетно-посадочной площадки при посадке вертолета на корабль (см., Ю.Г. Басов, 1993, Светосигнальные устройства, Москва, Транспорт, стр. 269-270, 309).

Способ заключается во включении сигнализатора зеленого цвета при движении палубы вниз, сигнализатора красного цвета запрета посадки и сигнализатора желтого цвета при движении палубы вверх, сигнализатора направления дифферента вниз и сигнализатора направления дифферента вверх.

К недостаткам известного способа относится недостаточная информативность для принятия решения о приземлении на ВППл, в частности при этом способе затруднено определение момента изменения направления движения ВППл.

Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату является способ отображения информации о вертикальном перемещении корабельной взлетно-посадочной площадки при посадке вертолета на корабль (см., патент RU №2506654 МПК G09G 03/20, публикация от 10.02.2014), заключающийся в том, что на ангаре или иной надстройке корабля в положении, близком к вертикальному, лицевой стороной, направленной в сторону захода вертолета на посадку, установлен многофункциональный индикатор, на основе цветных сверхъярких светодиодов. Этот индикатор имеет два информационных поля, на одном из них, параллельно длинной стороне индикатора обеспечивается отображение шкалы высоты перемещения центра ВППл, а на втором информационном поле - отображение информации о положении ВППл в виде цветной столбчатой диаграммы, состоящей из линеек светодиодов, началом которой является линейка светодиодов, отображающая текущее положение ВППл, а концом - линейка светодиодов, отображающая прогнозируемое положение ВППл при ее движении снизу вверх или сверху вниз. Высота столбчатой диаграммы зависит от амплитуды качки центра ВППл в вертикальной плоскости, при этом столбиковая диаграмма горит в одном цвете, например в зеленом, при движении вниз, и в другом - желтом, при движении вверх. Линейка светодиодов вверху амплитуды горит зеленым цветом, а внизу другим цветом - желтым. Концы столбиковой диаграммы вычисляются вычислительным устройством, т.е. являются прогнозируемыми.

К недостаткам способа, представленного в патенте, следует отнести сложность определения летчиком момента, благоприятного для причаливания вертолета к палубе. Этот момент он определяет визуально, наблюдая за перемещением огней подсветки палубы при движении палубы вниз от вертолета. Этот момент наступает, когда угол качки по дифференту и угол боковой качки будут близкими к нулю.

В задачу изобретения входит устранение указанного недостатка.

Техническим результатом решения является повышение безопасности посадки вертолета на корабль в сложных метеоусловиях днем и ночью за счет повышения информативности индикатора.

Технический результат достигается тем, что в способ отображения информации о вертикальном перемещении корабельной взлетно-посадочной площадки при посадке вертолета на корабль, заключающийся в том, что на ангаре или иной надстройке корабля в положении, близком к вертикальному, лицевой стороной, направленной в сторону захода вертолета на посадку, устанавливают многофункциональный индикатор вертикального перемещения ВППл с информационным полем со световыми элементами на основе цветных сверхъярких светодиодов, на котором параллельно длинной стороне индикатора обеспечивается отображение вертикальной качки центра ВППл в виде столбчатой диаграммы, началом которой является группа светодиодов, отображающая начало движения центра ВППл, а концом - линейка светодиодов, отображающая прогнозируемое завершение движения ВППл при ее перемещении по траектории снизу вверх или сверху вниз, причем амплитуда столбиковой диаграммы пропорциональна амплитуде вертикального перемещения центра ВППл сверху вниз или снизу вверх, ограниченная группой светодиодов, отображающей начало отсчета столбиковой диаграммы, выполненной в виде зеленого символа первого типа при движении ВППл вниз и в виде желтого символа второго типа при движении ВППл вверх, а конец диаграммы обозначен линейкой светодиодов желтого цвета при движении ВППл вниз и линейкой светодиодов зеленого цвета при движении вверх; на поле бесцветной столбиковой диаграммы отображается символ третьего типа - символ индикации положения ВППл, безопасного для причаливания вертолета – положения, близкого к горизонтальному, которое ВППл займет при движении вниз, и имеющий цвет иной, чем цвет символа первого типа.

Сущность решения заключается в том, что используется одно информационное поле для отображения на нем величины амплитуды вертикального перемещения центра ВППл сверху вниз или снизу вверх в виде невидимой для глаза столбиковой диаграммы, начало которой есть начало изменения направления траектории движения центра ВППл сверху вниз или снизу вверх, а конец - расчетное значение амплитуды до противоположной точки траектории движения, причем на поле столбиковой диаграммы отображается символ индикации положения ВППл безопасного для причаливания вертолета.

Благодаря введению символа индикации положения ВППл, безопасного для причаливания вертолета, повышается уровень информированности летчика для принятия решения о причаливании вертолета.

На фиг. 1 показан вид панели при движении ВППл вниз - начало движения.

На фиг. 2 показан вид панели при движении ВППл вверх.

На фиг. 3 показана условная траектория движения центра ВППл и дана ее разметка по высоте, где

1 - многофункциональный индикатор вертикального перемещения;

2 - информационное поле индикатора;

3 - символ первого типа - символ индикации текущего положения центра ВППл при движении вниз.

4 - расчетная амплитуда вертикального перемещения центра ВППл при движении вниз;

5 - символ третьего типа - символ индикации положения ВППл, безопасного для причаливания вертолета на корабль;

6 - прогнозируемое нижнее положение центра ВППл при его движении вниз;

7 - прогнозируемое верхнее положение центра ВППл при его движении вверх;

8 - расчетная амплитуда вертикального перемещения центра ВППл при движении вверх;

9 - символ второго типа - символ индикации текущего положения центра ВППл при движении вверх.

На1 - амплитуда вертикальной качки центра ВППл при движении вниз.

На2 - амплитуда вертикальной качки центра ВППл при движении вверх.

hпoc - расстояние по высоте от текущего положения центра ВППл на траектории до положения, когда ВППл займет горизонтальное положение

Для осуществления заявляемого способа летчик обеспечивается информацией о наступлении момента, благоприятного для причаливания. Этот момент наступает, когда текущее положение центра ВППл будет находиться по горизонтали в зоне, близкой к зоне расположения символа.

Способ осуществляют следующим образом.

С помощью вычислительного устройства по нескольким измерениям периода качки ВППл вычисляется прогнозное значение амплитуды На1 и На2 вертикального перемещения центра ВППл на очередной период качки. Амплитуда определяется с учетом килевой, бортовой качек и вертикального перемещения центра корабля и с учетом месторасположения центра ВППл относительно месторасположения датчиков навигационной системы. В соответствии с вычисленными значениями амплитуды проводится разметка информационного поля 2 в виде невидимой столбиковой диаграммы 4 или 8. В начало этих диаграмм помещаются символы направления движения первого 3 или второго типов 9, а в конце - расчетные значения амплитуды в виде линеек светодиодов 6 или 7.

Если при движении центра ВППл вниз, ВППл может оказаться в положении, близком к горизонтальному, то на поле 4 включается символ 5 на соответствующей высоте hпoc амплитуды вертикального перемещения. При приближении символа 3 к символу третьего типа 5 летчик осуществляет маневр на причаливание вертолета практически автоматически.

Преимущество изобретения состоит в том, что летчику предоставляется информация о положении центра ВППл в виде и объеме, достаточном для своевременного принятия решения на припалубливание вертолета на корабельную ВППл.

Способ отображения информации о вертикальном перемещении корабельной взлетно-посадочной площадки при посадке вертолета на корабль, заключающийся в том, что на ангаре или иной надстройке корабля в положении, близком к вертикальному, лицевой стороной, направленной в сторону захода вертолета на посадку, устанавливают многофункциональный индикатор вертикального перемещения ВППл с информационным полем со световыми элементами на основе цветных сверхъярких светодиодов, на котором параллельно длинной стороне индикатора обеспечивается отображение вертикальной качки центра ВППл в виде столбчатой диаграммы, началом которой является группа светодиодов, отображающая начало движения центра ВППл, а концом - линейка светодиодов, отображающая прогнозируемое завершение движения ВППл при ее перемещении по траектории снизу вверх или сверху вниз, отличающийся тем, что амплитуда столбиковой диаграммы пропорциональна амплитуде вертикального перемещения центра ВППл сверху вниз или снизу вверх, ограниченная группой светодиодов, отображающей начало отсчета столбиковой диаграммы, выполненной в виде зеленого символа первого типа при движении ВППл вниз и в виде желтого символа второго типа при движении ВППл вверх, а конец диаграммы обозначен линейкой светодиодов желтого цвета при движении ВППл вниз и линейкой светодиодов зеленого цвета при движении вверх; на поле бесцветной столбиковой диаграммы, отображается символ третьего типа - символ индикации положения ВППл, безопасного для причаливания вертолета – положения, близкого к горизонтальному, которое ВППл займет при движении вниз, и имеющий цвет иной, чем цвет символа первого типа.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к способам отображения информации о вертикальном перемещении корабельной площадки при посадке вертолета на корабль. Устанавливают на надстройке корабля в положении вертикально, в сторону захода вертолета на посадку, многофункциональный индикатор вертикального перемещения ВППл, на котором находятся два информационных поля со световыми элементами на основе цветных сверхъярких светодиодов, на первом из которых отображается определенным цветом символ индикации положения ВППл, безопасного для посадки вертолета, на втором – обеспечивается отображение информации о вертикальной качке в виде столбчатой диаграммы двух других разных цветов в зависимости от движения вверх или вниз, размер диаграмм которых пропорционален расчетной величине времени движения центра ВППл вверх или вниз в каждый момент времени.

Изобретение относится к способам отображения информации о вертикальном перемещении корабельной площадки при посадке вертолета на корабль. Устанавливают на ангаре или иной надстройке корабля в положении, близком к вертикальному, лицевой стороной в сторону захода вертолета на посадку, многофункциональный индикатор вертикального перемещения взлетно-посадочной площадки (ВППл), на котором находятся два информационных поля со световыми элементами на основе цветных сверхъярких светодиодов, на втором из которых параллельно длинной стороне индикатора обеспечивается отображение амплитуды вертикальной качки и текущего положения центра ВППл в виде столбчатой диаграммы, меняющей цвет в зависимости от движения вверх или вниз, а на первом – отображается символ индикации положения ВППл, безопасного для причаливания вертолета при движении вниз, причем отображение символа индикации и столбчатой диаграммы исполнены различными цветами.

Изобретение относится к области ориентации при движении транспортных средств. Способ ориентации по лазерному лучу заключается в том, что формируют удлиненное поперечное сечение лазерного луча с отношением длин большой и малой осей 2…5, поворачивают лазерный луч относительно его продольной оси до установления большой оси поперечного сечения луча в плоскости, проходящей через продольную ось луча и заданную траекторию, и направляют в сторону транспортного средства лазерный луч параллельно или под небольшим углом к заданной траектории движения.

Группа изобретений относится к способу и устройствам ориентации транспортных средств по лазерному лучу. Для ориентации транспортного средства направляют лазерный луч в сторону транспортного средства параллельно или под небольшим углом к траектории его движения, формируют линейную поляризацию излучения, устанавливают положение плоскости поляризации перпендикулярно плоскости, проходящей через лазерный луч и траекторию движения, определяют отклонение от заданной траектории движения.

Группа изобретений относится к способу и системе обеспечения посадки ЛА в сложных метеоусловиях. Для обеспечения посадки устанавливают на уровне земли симметрично от оси ВПП вдоль заданной траектории посадки N- пар оптических излучателей с лучами малой расходимости в качестве визуальных ориентиров на линиях, образованных проекциями на уровень земли правой и левой боковых границ допустимых траекторий посадки, лучи направляют перпендикулярно плоскости глиссады, определяют отклонения ЛА от заданной траектории по изменению расстояний и углов между линейными ориентирами.

Изобретение относится к способам посадки самолета. Для определения параметров движения самолета при его посадке размещают одну телевизионную камеру около курсового радиомаяка на оси взлетно-посадочной полосы, а вторую около глиссадного радиомаяка, осуществляют слежение телевизионными камерами за выбранным фрагментом самолета путем поворота камер в горизонтальной и вертикальной плоскостях, измеряют углы поворота камер.

Лазерная система посадки летательных аппаратов содержит курсовой, глиссадные, боковые и маркерные лазерные излучатели, расположенные определенным образом на взлетно-посадочной полосе (ВПП).

Изобретение относится к области авиации, в частности к системам посадки летательных аппаратов. Лазерная система посадки содержит электросиловой агрегат, курсовой лазерный излучатель, два боковых лазерных излучателя и оптический формирователь.

Изобретение относится к области авиации, в частности к аэродромному и бортовому самолетному оборудованию. Оптическая система определения координат летательного аппарата содержит наземный оптический излучатель-маяк, расположенный в начале взлетно-посадочной полосы и устройство для приема излучения, размещенное на борту воздушного судна.

Изобретение относится к области авиации, в частности к системам посадки воздушных судов. Способ посадки воздушного судна на взлетно-посадочную полосу осуществляется при помощи ультрафиолетовых приемников.

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано для предотвращения столкновений летательных аппаратов. .

Изобретение относится к конструкции лопастей воздушных винтов для аэродинамических аппаратов. .

Изобретение относится к бортовым индикаторам летательных аппаратов и может быть использовано при пилотировании летательных аппаратов в ночных условиях экипажем в очках ночного видения.

Изобретение относится к авиации и к области оборудования вертолетов средствами аэронавигационного освещения и сигнализации и может быть использовано на вертолетах для полетов в ночное время с использованием пилотажных очков ночного видения (ОНВ).

Изобретение относится к области авиации, в частности к вертолетостроению, и может быть использовано в конструкциях лопастей несущих винтов вертолетов. .

Группа изобретений относится к способу и устройству сигнализации приводнения и взлета с водной поверхности самолета-амфибии. Для сигнализации приводнения и взлета самолета-амфибии измеряют уровень вибрации и уровень гидростатического давления на корпус лодки самолета-амфибии, сравнивают измеренные величины с пороговыми значениями, контролируют выпуск шасси, принимают решение о приводнении при превышении значений пороговых уровней, а также при условии, что выпуск шасси не был произведен, в противном случае принимают решение о нахождении самолета-амфибии в воздушной среде.

Изобретение относится к способу отображения информации о вертикальном перемещении корабельной взлетно-посадочной площадки при посадке вертолета на корабль. Для отображения информации устанавливают вертикально многофункциональный индикатор вертикального перемещения ВППл на надстройке корабля в сторону захода вертолета на посадку, отображают с помощью сверхъярких светодиодов, расположенных параллельно длинной стороне индикатора, вертикальную качку центра ВППл в виде столбчатой диаграммы с группами светодиодов разного цвета, одна из которых отображает начало движения, а другая – прогнозируемое завершение движения, при этом на поле бесцветной столбчатой диаграммы отображается символ третьего типа – символ индикации безопасного причаливания вертолета. Обеспечивается безопасность посадки вертолета на корабль в сложных метеоусловиях. 3 ил.

Наверх