Способ отображения информации о вертикальном перемещении корабельной взлетно-посадочной площадки при посадке вертолета на корабль

Изобретение относится к способу отображения информации о вертикальном перемещении корабельной взлетно-посадочной площадки (ВППл) при посадке вертолета на корабль. Для отображения информации устанавливают вертикально многофункциональный индикатор вертикального перемещения ВППл на надстройке корабля в сторону захода вертолета на посадку, отображают с помощью сверхъярких светодиодов, расположенных параллельно длинной стороне индикатора, вертикальную качку центра ВППл в виде бесцветной столбчатой диаграммы, при этом ее началом является группа светодиодов одного цвета, отображающая начало движения центра ВППл, а концом – группа светодиодов другого цвета, отображающая прогнозируемое завершение движения ВППл, при этом амплитуда бесцветной столбчатой диаграммы пропорциональна времени перемещения центра ВППл сверху вниз или снизу вверх. Группой светодиодов третьего цвета отображается символ индикации положения ВППл, безопасного для причаливания вертолета. Обеспечивается безопасность посадки вертолета на корабль в сложных метеоусловиях и в разное время суток. 3 ил.

 

Изобретение относится к авиационной технике, преимущественно морской авиации, и может быть использовано для обеспечения визуальной посадки вертолета на корабельную взлетно-посадочную площадку (ВППл) днем и ночью, при бортовой и килевой качках, в простых и сложных метеоусловиях за счет повышения уровня информированности летчика при визуальном способе приземления вертолета на корабельные ВППл.

Для летчиков наиболее сложной задачей полета на вертолете является задача приземления (припалубливания) вертолета на ВППл. Для осуществления успешной посадки летчик должен спрогнозировать момент, когда центр ВППл будет двигаться вниз, а углы по дифференту и боковой качке будут стремиться к нулю, т.е. положение ВППл будет близким к горизонтальному.

Для повышения безопасности приземления разрабатываются различные способы информационного обеспечения и средства.

Известен способ обеспечения летчика визуальной информацией о вертикальном перемещении корабельной взлетно-посадочной площадки при посадке вертолета на корабль (см. Ю.Г. Басов, 1993, Светосигнальные устройства, Москва, Транспорт, стр. 269-270, 309).

Способ заключается во включении сигнализатора зеленого цвета при движении палубы вниз, сигнализатора красного цвета запрета посадки и сигнализатора желтого цвета при движении палубы вверх, сигнализатора направления дифферента вниз и сигнализатора направления дифферента вверх.

К недостаткам известного способа относится недостаточная информативность для принятия решения о приземлении на ВППл, в частности при этом способе затруднено определение момента изменения направления движения ВППл.

Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату является способ отображения информации о вертикальном перемещении корабельной взлетно-посадочной площадки при посадке вертолета на корабль (см. патент RU №2506654 МПК G09G 03/20, публикация от 10.02.2014), заключающийся в том, что на ангаре или иной надстройке корабля в положении, близком к вертикальному, лицевой стороной, направленной в сторону захода вертолета на посадку, установлен многофункциональный индикатор, на основе цветных сверхъярких светодиодов. Этот индикатор имеет два информационных поля, на одном из них, параллельно длинной стороне индикатора обеспечивается отображение шкалы высоты перемещения центра ВППл, а на втором информационном поле - отображение информации о положении ВППл в виде цветной столбчатой диаграммы, состоящей из линеек светодиодов, началом которой является линейка светодиодов, отображающая текущее положение ВППл, а концом - линейка светодиодов, отображающая прогнозируемое положение ВППл при ее движении снизу вверх или сверху вниз. Высота столбчатой диаграммы зависит от амплитуды качки центра ВППл в вертикальной плоскости, при этом столбиковая диаграмма горит в одном цвете, например в зеленом, при движении вниз, и в другом - желтом, при движении вверх. Линейка светодиодов вверху амплитуды горит зеленым цветом, а внизу другим цветом - желтым. Концы столбиковой диаграммы вычисляются вычислительным устройством, т.е. являются прогнозируемыми.

К недостаткам способа следует отнести сложность определения летчиком момента, благоприятного для причаливания вертолета к палубе. Этот момент он определяет визуально, наблюдая за перемещением огней подсветки палубы при движении палубы вниз от вертолета. Этот момент наступает, когда угол качки по дифференту и угол боковой качки будут близкими к нулю.

В задачу изобретения входит устранение указанного недостатка.

Техническим результатом решения является повышение безопасности посадки вертолета на корабль в сложных метеоусловиях днем и ночью за счет повышения информативности индикатора.

Технический результат достигается тем, что в способ отображения информации о вертикальном перемещении корабельной взлетно-посадочной площадки при посадке вертолета на корабль, заключающийся в том, что на ангаре или иной надстройке корабля в положении, близком к вертикальному, лицевой стороной, направленной в сторону захода вертолета на посадку, устанавливают многофункциональный индикатор вертикального перемещения ВППл с информационным полем со световыми элементами на основе цветных сверхъярких светодиодов, на котором параллельно длинной стороне индикатора обеспечивается отображение вертикальной качки центра ВППл в виде бесцветной столбчатой диаграммы, началом которой является группа светодиодов, отображающая начало движения центра ВППл, а концом - линейка светодиодов, отображающая прогнозируемое завершение движения ВППл при ее перемещении по траектории снизу вверх или сверху вниз, причем амплитуда бесцветной столбиковой диаграммы пропорциональна времени перемещения центра ВППл сверху вниз или снизу вверх, ограниченная группой светодиодов в форме символа первого типа зеленого цвета и в виде символа второго типа желтого цвета при движении ВППл вверх, а конец диаграммы обозначен линейкой светодиодов желтого цвета при движении ВППл вниз и линейкой светодиодов зеленого цвета при движении вверх; на поле столбиковой диаграммы отображается символ третьего типа - символ индикации положения ВППл, безопасного для причаливания вертолета, – положения, близкого к горизонтальному, которое ВППл займет при движении вниз, и имеющий цвет иной, чем цвет символа первого типа.

Благодаря введению символа индикации положения ВППл, безопасного для причаливания вертолета, повышается уровень информированности летчика для принятия решения о причаливания вертолета.

На фиг. 1 показан вид панели при движении ВППл вниз - начало движения.

На фиг. 2 показан вид панели при движении ВППл вверх.

На фиг. 3 показана условная траектория движения центра ВППл и дана ее разметка по времени, где

1. Многофункциональный индикатор вертикального перемещения.

2. Информационное поле индикатора.

3. Символ первого типа - символ индикации текущего положения центра ВППл при движении вниз.

4. Расчетная столбиковая диаграмма времени вертикального перемещения центра ВППл при движении вниз.

5. Символ третьего типа - символ индикации наступления момента времени, безопасного для причаливания вертолета на корабль.

6. Прогнозируемое расчетное время изменения направления движения центра ВППл при его движении вниз.

7. Прогнозируемое верхнее положение центра ВППл при его движении вверх.

8. Расчетная столбиковая диаграмма времени перемещения центра ВППл от нижней точки траектории до верхней.

9. Символ второго типа - символ индикации текущего положения центра ВППл при движении вверх.

T1 - расчетное время перемещения ВППл сверху вниз.

Т2 - расчетное время перемещения ВППл снизу вверх.

tпос - время до движения до символа.

Для осуществления заявляемого способа летчик обеспечивается информацией о наступлении момента, благоприятного для причаливания. Этот момент наступает, когда текущее положение центра ВППл будет находиться по горизонтали в зоне, близкой к зоне расположения символа третьего типа.

Способ осуществляют следующим образом.

С помощью вычислительного устройства по нескольким измерениям периода качки ВППл вычисляются прогнозные значения времени Ta1 и Ta2 вертикального перемещения центра ВППл на очередной период качки. Время вычисляется с учетом килевой, бортовой качек и вертикального перемещения центра корабля и с учетом месторасположения центра ВППл относительно месторасположения датчиков навигационной системы. В соответствии с вычисленными значениями временных амплитуд включаются столбиковые диаграммы 5 или 8 и соответственно расчетные нижние строки 7 светодиодов на диаграмме 5 и верхние 10 - на диаграмме 8.

Если при движении центра ВППл вниз она (ВППл) может оказаться в положении, близком к горизонтальному, то на поле 1 включается символ 6 на соответствующей высоте tпос временной амплитуды вертикального перемещения. При приближении текущего положения ВППл 4 к символу 6 летчик осуществляет маневр на причаливание вертолета практически автоматически.

Преимущество изобретения состоит в том, что летчику предоставляется информация о положении центра ВППл в виде и объеме, достаточном для своевременного принятия решения на припалубливание вертолета на корабельную ВППл.

Способ отображения информации о вертикальном перемещении корабельной взлетно-посадочной площадки при посадке вертолета на корабль, заключающийся в том, что на ангаре или иной надстройке корабля в положении, близком к вертикальному, лицевой стороной, направленной в сторону захода вертолета на посадку, устанавливают многофункциональный индикатор вертикального перемещения ВППл с информационным полем со световыми элементами на основе цветных сверхъярких светодиодов, на котором параллельно длинной стороне индикатора обеспечивается отображение вертикальной качки центра ВППл в виде бесцветной столбчатой диаграммы, началом которой является группа светодиодов, отображающая начало движения центра ВППл, а концом - линейка светодиодов, отображающая прогнозируемое завершение движения ВППл при ее перемещении по траектории снизу вверх или сверху вниз, отличающийся тем, что амплитуда бесцветной столбиковой диаграммы пропорциональна времени перемещения центра ВППл сверху вниз или снизу вверх, ограниченная группой светодиодов в форме символа первого типа зеленого цвета и в виде символа второго типа желтого цвета при движении ВППл вверх, а конец диаграммы обозначен линейкой светодиодов желтого цвета при движении ВППл вниз и линейкой светодиодов зеленого цвета при движении вверх; на поле столбиковой диаграммы отображается символ третьего типа - символ индикации положения ВППл, безопасного для причаливания вертолета, - положения, близкого к горизонтальному, которое ВППл займет при движении вниз, и имеющий цвет иной, чем цвет символа первого типа.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к способу отображения информации о вертикальном перемещении корабельной взлетно-посадочной площадки (ВППл) при посадке вертолета на корабль.

Изобретение относится к способам отображения информации о вертикальном перемещении корабельной площадки при посадке вертолета на корабль. Устанавливают на надстройке корабля в положении вертикально, в сторону захода вертолета на посадку, многофункциональный индикатор вертикального перемещения ВППл, на котором находятся два информационных поля со световыми элементами на основе цветных сверхъярких светодиодов, на первом из которых отображается определенным цветом символ индикации положения ВППл, безопасного для посадки вертолета, на втором – обеспечивается отображение информации о вертикальной качке в виде столбчатой диаграммы двух других разных цветов в зависимости от движения вверх или вниз, размер диаграмм которых пропорционален расчетной величине времени движения центра ВППл вверх или вниз в каждый момент времени.

Изобретение относится к способам отображения информации о вертикальном перемещении корабельной площадки при посадке вертолета на корабль. Устанавливают на ангаре или иной надстройке корабля в положении, близком к вертикальному, лицевой стороной в сторону захода вертолета на посадку, многофункциональный индикатор вертикального перемещения взлетно-посадочной площадки (ВППл), на котором находятся два информационных поля со световыми элементами на основе цветных сверхъярких светодиодов, на втором из которых параллельно длинной стороне индикатора обеспечивается отображение амплитуды вертикальной качки и текущего положения центра ВППл в виде столбчатой диаграммы, меняющей цвет в зависимости от движения вверх или вниз, а на первом – отображается символ индикации положения ВППл, безопасного для причаливания вертолета при движении вниз, причем отображение символа индикации и столбчатой диаграммы исполнены различными цветами.

Изобретение относится к области ориентации при движении транспортных средств. Способ ориентации по лазерному лучу заключается в том, что формируют удлиненное поперечное сечение лазерного луча с отношением длин большой и малой осей 2…5, поворачивают лазерный луч относительно его продольной оси до установления большой оси поперечного сечения луча в плоскости, проходящей через продольную ось луча и заданную траекторию, и направляют в сторону транспортного средства лазерный луч параллельно или под небольшим углом к заданной траектории движения.

Группа изобретений относится к способу и устройствам ориентации транспортных средств по лазерному лучу. Для ориентации транспортного средства направляют лазерный луч в сторону транспортного средства параллельно или под небольшим углом к траектории его движения, формируют линейную поляризацию излучения, устанавливают положение плоскости поляризации перпендикулярно плоскости, проходящей через лазерный луч и траекторию движения, определяют отклонение от заданной траектории движения.

Группа изобретений относится к способу и системе обеспечения посадки ЛА в сложных метеоусловиях. Для обеспечения посадки устанавливают на уровне земли симметрично от оси ВПП вдоль заданной траектории посадки N- пар оптических излучателей с лучами малой расходимости в качестве визуальных ориентиров на линиях, образованных проекциями на уровень земли правой и левой боковых границ допустимых траекторий посадки, лучи направляют перпендикулярно плоскости глиссады, определяют отклонения ЛА от заданной траектории по изменению расстояний и углов между линейными ориентирами.

Изобретение относится к способам посадки самолета. Для определения параметров движения самолета при его посадке размещают одну телевизионную камеру около курсового радиомаяка на оси взлетно-посадочной полосы, а вторую около глиссадного радиомаяка, осуществляют слежение телевизионными камерами за выбранным фрагментом самолета путем поворота камер в горизонтальной и вертикальной плоскостях, измеряют углы поворота камер.

Лазерная система посадки летательных аппаратов содержит курсовой, глиссадные, боковые и маркерные лазерные излучатели, расположенные определенным образом на взлетно-посадочной полосе (ВПП).

Изобретение относится к области авиации, в частности к системам посадки летательных аппаратов. Лазерная система посадки содержит электросиловой агрегат, курсовой лазерный излучатель, два боковых лазерных излучателя и оптический формирователь.

Изобретение относится к области авиации, в частности к аэродромному и бортовому самолетному оборудованию. Оптическая система определения координат летательного аппарата содержит наземный оптический излучатель-маяк, расположенный в начале взлетно-посадочной полосы и устройство для приема излучения, размещенное на борту воздушного судна.

Изобретение относится к способу отображения информации о вертикальном перемещении корабельной взлетно-посадочной площадки (ВППл) при посадке вертолета на корабль.

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано для предотвращения столкновений летательных аппаратов. .

Изобретение относится к конструкции лопастей воздушных винтов для аэродинамических аппаратов. .

Изобретение относится к бортовым индикаторам летательных аппаратов и может быть использовано при пилотировании летательных аппаратов в ночных условиях экипажем в очках ночного видения.

Изобретение относится к авиации и к области оборудования вертолетов средствами аэронавигационного освещения и сигнализации и может быть использовано на вертолетах для полетов в ночное время с использованием пилотажных очков ночного видения (ОНВ).

Изобретение относится к области авиации, в частности к вертолетостроению, и может быть использовано в конструкциях лопастей несущих винтов вертолетов. .

Изобретение относится к способу отображения информации о вертикальном перемещении корабельной взлетно-посадочной площадки (ВППл) при посадке вертолета на корабль.
Наверх