Способ отбора проб воздуха с борта самолета для определения аэрозольных и/или газообразных примесей и устройство для его осуществления



Способ отбора проб воздуха с борта самолета для определения аэрозольных и/или газообразных примесей и устройство для его осуществления
Способ отбора проб воздуха с борта самолета для определения аэрозольных и/или газообразных примесей и устройство для его осуществления
Способ отбора проб воздуха с борта самолета для определения аэрозольных и/или газообразных примесей и устройство для его осуществления
Способ отбора проб воздуха с борта самолета для определения аэрозольных и/или газообразных примесей и устройство для его осуществления
Способ отбора проб воздуха с борта самолета для определения аэрозольных и/или газообразных примесей и устройство для его осуществления
G01N1/22 - Исследование или анализ материалов путем определения их химических или физических свойств (разделение материалов вообще B01D,B01J,B03,B07; аппараты, полностью охватываемые каким-либо подклассом, см. в соответствующем подклассе, например B01L; измерение или испытание с помощью ферментов или микроорганизмов C12M,C12Q; исследование грунта основания на стройплощадке E02D 1/00;мониторинговые или диагностические устройства для оборудования для обработки выхлопных газов F01N 11/00; определение изменений влажности при компенсационных измерениях других переменных величин или для коррекции показаний приборов при изменении влажности, см. G01D или соответствующий подкласс, относящийся к измеряемой величине; испытание

Владельцы патента RU 2627414:

Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт оптики атмосферы им. В.Е. Зуева Сибирского отделения Российской академии наук (RU)

Группа изобретений относится к контролю загрязняющих атмосферу аэрозолей и газов, а именно к методам и устройствам отбора проб из атмосферного воздуха, обеспечивающих изокинетические условия отбора проб воздуха с борта самолета для определения аэрозольных примесей и/или газообразных примесей. Отбирают пробу с соблюдением условия изокинетичности. Пробоотборник воздуха с системой воздуховодов устанавливают на внешней стороне фюзеляжа самолета в зоне, где отсутствует возмущение воздушного потока, создаваемое элементами конструкции самолета. При этом входные концы воздухозаборных патрубков системы воздуховодов упомянутого пробоотборника выносят в зону, свободную от возмущения, создаваемую элементами конструкции пробоотборника, и направляют навстречу воздушному потоку. При этом диаметр насадков входных концов воздухозаборных патрубков подбирают в зависимости от воздушной скорости полета самолета, а выходные концы воздухозаборных патрубков системы воздуховодов выводят в салон самолета и подключают к соответствующим потребителям проб воздуха. Устройство содержит систему воздуховодов для отбора проб воздуха и побудитель расхода воздуха. Система воздуховодов включает входные воздухозаборные патрубки, представляющие собой по меньшей мере две трубы различного диаметра, согнутые под углом 90 градусов, и по меньшей мере два вытяжных патрубка. В качестве побудителя расхода воздуха использована труба Вентури. При этом выходные концы вытяжных патрубков соединяются с трубой Вентури. Обеспечивается изокинетический отбор проб воздуха с борта самолета для определения аэрозольных примесей и дополнительно газообразных примесей. 2 н. и 9 з.п. ф-лы, 4 ил.

 

Изобретение относится к контролю загрязняющих атмосферу аэрозолей и газов, а именно к методам и устройствам отбора проб из атмосферного воздуха, обеспечивающих изокинетические условия отбора.

Известен автономный изокинетический пробоотборник аэрозолей в широком диапазоне скоростей ветра, достоинством которого является отсутствие побудителя расхода. [Огородников Б.И., Скитович В.И., Хабаров В.И., Шарапов А.Г. Характеристики автономного изокинетического пробоотборника аэрозолей в широком диапазоне скоростей ветра. // Оптика атмосферы и океана. 1998, т. 11, №1, с. 75-78].

В прибор воздух попадает за счет скоростного напора ветра и разрежения, создаваемого двухлопастным пропеллером (ветроколесом), вращающимся под воздействием ветрового потока. Условие изокинетичности соблюдается с помощью сменных насадков, что в условиях часто меняющихся скоростей ветра требует непрерывного контроля скорости ветра и установки насадка, соответствующего данной скорости ветра. При штиле пробоотборник не работает. Из-за конструктивных особенностей устройства использование его на самолете невозможно

Известен изокинетический пробоотборник аэрозолей [SU 930048 А1, 1982], а также [SU 1727025 А1, 1992], которые включают фильтр и соединенный с ним побудитель расхода с приводом от ветрового колеса с помощью механической передачи. За счет конструктивного решения побудителя расхода устройство имеет возможность самоориентироваться навстречу набегающему потоку.

Известен автоматический изокинетический пробоотборник аэрозолей [RU 2349893 C1, 2009], обеспечивающий изокинетические условия отбора проб атмосферных аэрозолей, который содержит воздуховод и средства для управления расходом воздуха.

Известен изокинетический пробоотборник аэрозолей [US 4159635 (А1) - 1979-07-03], в котором включение пробоотборника происходит при определенной, заранее установленной для изокинетического отбора проб, скорости ветра.

Известен изокинетический пробоотборник аэрозолей [US 6584865 (В1) - 2003-07-01], в котором реализуется изокинетический метод отбора проб аэрозоля. Новым является автоматическое согласование скорости потока на входе в пробоотборник со скоростью ветра и согласование направления отбора с направлением ветра.

Технические решения устройств, раскрытых в вышеперечисленных аналогах, из-за их конструктивных особенностей невозможно использовать на самолете.

Известен изокинетический пробоотборник аэрозолей [US 3707869 А-1973-01-02]. Устройство предназначено для установки на легких негерметичных самолетах, имеющих скорость 150-200 км/час. К недостаткам пробоотборника можно отнести определенные трудности с выдвижением пробоотборника в воздушный поток и последующую уборку его в салон самолета. На самолетах с герметичным фюзеляжем и более высокими скоростями полета эксплуатация данного пробоотборника невозможна.

Известно бортовое устройство, раскрытое в [FR 2591338 (А1) - 1987-06-12], для репрезентативной выборки частиц в атмосферном воздухе, в частности в загрязненной атмосфере. Наличие следящего устройства для выполнения условия изокинетичности, основой которого служит трубка Пито для измерения скорости воздушного потока и насосов для прокачки воздуха, производительность которых регулируется этим устройством, являются несомненным достоинством изобретения.

Однако наличие следящего устройства и насосов сильно усложняют систему в целом, требуя для работы отдельные источники питания для функционирования насосов и электрической (электронной) части системы.

Задачей и техническим результатом настоящего изобретения является создание способа и устройства, позволяющего осуществить с борта самолета изокинетический отбор проб воздуха для определения аэрозольных примесей и дополнительно газообразных примесей.

Дополнительный технический результат - многофункциональность устройства, в котором каждый аэрозольный воздуховод работает на отдельный фильтр на определенную группу химических элементов, что позволяет повысить точность определения массовой концентрации химических элементов, а каждый газоанализатор работает по-своему отдельному воздуховодному каналу.

Поставленная задача достигается тем, что как и известный предлагаемый способ отбора проб воздуха с борта самолета для определения аэрозольных примесей и/или газообразных примесей, включает отбор проб воздуха с соблюдением условия изокинетичности.

Новым является то, что для соблюдения условия изокинетичности пробоотборник воздуха с системой воздуховодов, включающей по меньшей мере,два воздухозаборных патрубка, выполненных из труб различного диаметра, устанавливают на внешней стороне фюзеляжа самолета в зоне, где отсутствует возмущение воздушного потока, создаваемое элементами конструкции самолета, при этом входные концы воздухозаборных патрубков системы воздуховодов упомянутого пробоотборника выносят в зону свободную от возмущения, создаваемую элементами конструкции пробоотборника и направляют навстречу воздушному потоку, а выходные концы воздухозаборных патрубков системы воздуховодов выводят в салон самолета и подключают к соответствующим потребителям проб воздуха.

При этом входные концы воздухозаборных патрубков, предназначенных для определения аэрозольных примесей, снабжают насадками, диаметр которых выбирают в зависимости от воздушной скорости полета самолета.

Кроме того, потребители проб воздуха устанавливают в салоне самолета в непосредственной близости от выходных концов воздухозаборных патрубков пробоотборника.

При этом анализ проб воздуха на присутствие газообразных примесей, счетной концентрации аэрозоля, спектра размеров аэрозольных частиц проводят в полете в режиме реального времени.

Кроме того, отбор проб аэрозольных примесей производят методом осаждения аэрозольных частиц по меньшей мере на один фильтр.

Поставленная задача решается также тем, что, как и известное предлагаемое устройство для отбора проб воздуха с борта самолета для определения аэрозольных и/или газообразных примесей, представляет собой изокинетический пробоотборник аэрозоля атмосферного воздуха с борта самолета, который содержит систему воздуховодов для отбора проб воздуха, и побудитель расхода воздуха.

Новым является то, что система воздуховодов включает входные воздухозаборные патрубки, представляющие собой по меньшей мере две трубы различного диаметра, согнутые под углом 90 градусов, и по меньшей мере два вытяжных патрубка, а в качестве побудителя расхода воздуха использована труба Вентури, при этом выходные концы вытяжных патрубков соединяются с трубой Вентури.

Кроме того, система воздуховодов может включать по меньшей мере один входной воздухозаборный патрубок для отбора проб воздуха для анализа аэрозольных примесей и по меньшей мере по одному входному воздухозаборному патрубку для отбора проб воздуха для определения счетной концентрации аэрозоля, для определения спектра размеров аэрозольных частиц и для определения малых газовых составляющих атмосферного воздуха, и, по меньшей мере, два вытяжных патрубка.

Система упомянутых воздухозаборных и вытяжных патрубков и труба Вентури объединены в моноблок с помощью рамы, на которой они установлены, при этом нижнее основание рамы служит для крепления моноблока к обшивке фюзеляжа самолета, а верхнее основание рамы служит ложементом, к которому крепится труба Вентури.

Моноблок для уменьшения сопротивления набегающему потоку воздуха закрыт аэродинамическим обтекателем, а входные концы воздухозаборных патрубков вынесены за пределы аэродинамического обтекателя.

Кроме того, входные концы воздухозаборных патрубков, предназначенные для отбора аэрозольных частиц с последующим осаждением их на аэрозольном фильтре снабжены изокинетическими насадками.

Труба Вентури состоит из входного конуса (конфузора), горловины и выходного конуса (диффузора), при этом горловина сообщается с полостью корпуса, в котором расположена труба Вентури посредством отверстий, выполненных в горловине трубы Вентури.

Входные концы вытяжных патрубков соединяются с выходным коллектором счетчиков объемного расхода воздуха, проходящего через фильтры и выходами газоанализаторов.

Выходные концы вытяжных патрубков соединяются с трубой Вентури.

В качестве побудителя расхода воздуха в данном изобретении предлагается использовать модифицированную трубу Вентури, выполняющую функции инжекторного насоса, в основе принципа действия которой лежит эффект Вентури - явление уменьшения давления в потоке жидкости или газа, когда этот поток проходит через суженный участок трубы.

При отборе проб аэрозоля из свободной атмосферы или из трубопроводов с целью определения массовой концентрации аэрозоля, его химического или элементно-ионного состава, счетной концентрации аэрозольных частиц, а также определения спектра размеров аэрозольных частиц важно соблюдение условия изокинетичности пробоотбора, которое заключается в следующем: для корректного отбора проб аэрозоля из движущегося потока воздуха в атмосфере или в трубопроводах сечение входного отверстия воздуховода должно быть перпендикулярно направлению потока и скорость воздуха во входном сечении должна равняться скорости потока вне его.

В реальных условиях отбора проб с самолета первый пункт условия изокинетичности выполняется почти всегда. Так, при прямолинейном полете входное сечение воздуховода перпендикулярно потоку, что достигается соответствующей установкой моноблока на борт самолета. Ось входного отверстия параллельна продольной оси самолета. При развороте самолета этот пункт также выполняется, потому что дуга траектории, по которой летит самолет, имеет малую кривизну по сравнению с геометрическими размерами пробоотборника и может считаться прямолинейной.

Второй пункт условия о равенстве скоростей во входном сечении проботборного устройства и вне его предлагается реализовать автоматически посредством использования в конструкции пробоотборника в качестве побудителя расхода воздуха трубы Вентури.

Предложенное в настоящем изобретении разделение воздухозаборных каналов позволяет производить изокинетический отбор проб воздуха как для отбора проб для анализа аэрозоля на фильтры, определения его счетной концентрации и определения спектра размеров аэрозольных частиц, так и отбор проб воздуха для определения объемной концентрации малых газовых составляющих атмосферного воздуха.

В дальнейшем изобретение поясняется графическими материалами и примером реализации способа.

На фиг. 1 приведена конструкция предлагаемого устройства (многоканального самолетного изокинетического пробоотборника).

На фиг. 2. Приведена конструкция побудителя расхода (модифицированной трубы Вентури).

На фиг. 3 приведено схематичное описание работы предлагаемого устройства для отбора проб воздуха с последующим осаждением на фильтры, иллюстрирующее пример выполнения способа.

На фиг. 4 приведено схематичное описание работы предлагаемого устройства для определения счетной концентрации аэрозоля, иллюстрирующее пример выполнения способа.

Предлагаемое в настоящем изобретении устройство представляет собой моноблок, устанавливаемый на внешней стороне фюзеляжа самолета в зоне, где отсутствует возмущение воздушного потока элементами конструкции самолета, и представляет собой неразъемную конструкцию, устройство которой показано на фиг. 1.

Основой моноблока является сварная рама, состоящая из передней стойки 1, задней стойки 2, нижнего основания 3, с помощью которого пробоотборник крепится к обшивке фюзеляжа самолета 4 и верхнего основания 5, соединяющего переднюю и заднюю стойки и служащего ложементом, к которому крепится корпус 6, внутри которого устанавливается труба Вентури 7. Схематическое изображение трубы Вентури, применяемой в данном пробоотборнике в качестве побудителя расхода, представлено на фиг. 2.

Внутри рамы закреплены семь воздуховодов 8 и 9, представляющих собой трубы из нержавеющей стали, согнутые под углом 90 градусов навстречу набегающему потоку воздуха. Внутренняя поверхность труб отполирована, чтобы исключить осаждение аэрозольных частиц на внутренней поверхности труб. Воздуховоды 8 (трубы большего диаметра) предназначены для отбора аэрозольных частиц с последующим осаждением их на аэрозольном фильтре. Входные отверстия этих воздуховодов снабжены изокинетическими насадками 10, диаметр входных концов которых рассчитывают в зависимости от воздушной скорости полета самолета для соблюдения условия изокинетичности. Воздуховоды 9 (трубы меньшего диаметра) предназначены для исследования воздуха на присутствие газообразных примесей.

Выходные концы воздуховодов 8 и 9 и входные концы вытяжных воздуховодов 11 и 12 выводятся в салон самолета, где посредством эластичных труб из химически неактивного материала соединяются с потребителями воздуха (фильтродержателями и газоанализаторами).

В состав побудителя расхода воздуха (модифицированной трубы Вентури) (фиг. 2) входит корпус 6, внутри которого закреплена труба Вентури 7, которые образуют полость низкого давления 13, труба Вентури 7 состоит из входного конуса (конфузора) 14, горловины 15 и выходного конуса (диффузора) 16. При прохождении набегающего потока воздуха через суживающийся участок трубы (горловину 16) создается пониженное давление в полости 13. Горловина 15 сообщается с полостью 13 посредством десяти отверстий 17.

В салоне самолета входные концы вытяжных патрубков 11 и 12 соединяются с выходным коллектором (не показан) счетчиков объемного расхода воздуха, проходящего через фильтры (не показаны), и выходами газоанализаторов (не показаны) и служат для отвода отработанного воздуха в полость низкого давления 13, образованную корпусом 6 и трубой Вентури 7, откуда через отверстия 17 попадает в горловину трубы Вентури и выбрасывается в атмосферу.

Воздух из вытяжных воздуховодов 11 и 12 под действием пониженного давления выходит в полость 13 и через отверстия 17 попадает в поток воздуха в горловине 15 и через выходной конус (диффузор) 16 выбрасывается в атмосферу.

Отбор проб воздуха с борта самолета для последующего его анализа, как правило, осуществляется при полете самолета с постоянной воздушной скоростью, которая определяется типом самолета и требованиями техники безопасности полета. Для самолета типа Ан-30 такой скоростью является скорость 350 км/час, а для самолета типа Ту-134 - 500 км/час. При полете самолета с постоянной скоростью в трубе Вентури 7, предлагаемого в настоящем изобретении устройства, создается разрежение (понижение статического давления), величина которого остается постоянной. Это разрежение создает поток воздуха во всем пробоотборном тракте (состоящем из входных воздухозаборных патрубков, воздуховодов, подводящих отобранный воздух к потребителям, воздуховодов, отводящих отработанный воздух к входным концам вытяжных патрубков), скорость которого постоянна и зависит от площади входного сечения изокинетического насадка 10 на входных воздуховодах 8. Корректный подбор площади сечения изокинетического насадка 10 позволяет выровнять скорость потока во входном сечении насадка и набегающего потока воздуха вне его. Подбор площади сечения изокинетического насадка включает в себя предварительный расчет площади сечения для конкретной скорости полета самолета и экспериментальную проверку в рабочих условиях. И тем самым выполнено условие изокинетичности при пробоотборе.

Пробы аэрозоля отбирали на фильтры типа АФА-20, на определение счетной концентрации аэрозоля на счетчик аэрозольных частиц Grimm 1.108, на определение спектра размеров аэрозольных частиц на диффузионный спектрометр ДСА, а также определение объемной концентрации малых газовых составляющих проводились на разных высотах в слое атмосферы от 500 до 7000 м с использованием газоанализаторов.

Пример. 1 Процедура отбора проб аэрозоля на фильтры АФА-20 заключается в следующем.

В полете самолета перед процедурой отбора проб воздуха шаровой кран 18 (фиг. 3), служащий для одновременного открытия-закрытия входных и вытяжных воздуховодов, находится в положении "закрыто". В открытые фильтродержатели 19, расположенные в салоне самолета, вставляются кассеты с фильтрами. Тип фильтра выбирается в соответствии с целями и методами последующего анализа. Наилучшие результаты получаются при применении аэрозольных фильтров типа АФА - ХА-20, АФА-ХП-20, АФА - ВП-20, так как они обладают наименьшим сопротивлением воздушному потоку в условиях полета. После установки фильтров фильтродержатели герметически закрываются. Далее отмечаются начальные показания счетчиков объемного расхода 20, которые соединены с фильтродержателями 19. Устройство готово к работе. Шаровой кран 19 открывается, воздух из патрубков 8 под действием пониженного давления в полости 13 проходит через фильтродержатели 19, где происходит осаждение аэрозольных частиц на фильтрах, счетчики объемного расхода 20, попадает в коллектор 21 и по вытяжной трубе 11 попадает в горловину 15 трубы Вентури, откуда выбрасывается в атмосферу.

Пример 2. Процедура определения счетной концентрации аэрозоля.

Схематическое изображение определения счетной концентрации аэрозоля приведено на фиг. 4. Определение счетной концентрации аэрозоля производится с помощью оптического счетчика аэрозолей Grimm 1.108 непрерывно в течение всего полета самолета от взлета до посадки.

Перед взлетом самолета воздушный вход оптического счетчика Grimm 1.108 подключается к воздухозаборному патрубку 9 посредством воздуховода 23. Воздушный выход счетчика подключается к вытяжной трубе 12 через стабилизатор расхода воздуха 24, сглаживающий пульсации скорости воздушного потока в воздуховоде. После включения электропитания счетчика прибор готов к работе. Определение счетной концентрации аэрозоля производится автоматически в непрерывном режиме на протяжении всего полета без участия оператора.

Определение спектра размеров аэрозольных частиц производится диффузионным спектрометром аэрозоля ДСА, определение малых газовых составляющих атмосферного воздуха производится соответствующими газоанализаторами по аналогичной схеме, приведенной на фиг. 4.

1. Способ отбора проб воздуха с борта самолета для определения и анализа аэрозольных и/или газообразных примесей путем отбора проб воздуха с соблюдением условия изокинетичности, отличающийся тем, что для соблюдения условия изокинетичности пробоотборник воздуха с системой воздуховодов, включающей по меньшей мере два воздухозаборных патрубка, выполненных из труб различного диаметра, устанавливают на внешней стороне фюзеляжа самолета в зоне, где отсутствует возмущение воздушного потока, создаваемое элементами конструкции самолета, при этом входные концы воздухозаборных патрубков системы воздуховодов упомянутого пробоотборника выносят в зону, свободную от возмущения, создаваемую элементами конструкции пробоотборника, и направляют навстречу воздушному потоку, а выходные концы воздухозаборных патрубков системы воздуховодов выводят в салон самолета и подключают к соответствующим потребителям проб воздуха.

2. Способ по п. 1, отличающийся тем, что входные концы воздухозаборных патрубков, предназначенных для определения аэрозольных примесей, снабжают насадками, диаметр которых выбирают в зависимости от воздушной скорости полета самолета.

3. Способ по п. 1 или 2, отличающийся тем, что потребители проб воздуха устанавливают в салоне самолета в непосредственной близости от выходных концов воздухозаборных патрубков.

4. Способ по п. 1 или 2, отличающийся тем, что анализ проб воздуха на присутствие газообразных примесей, счетной концентрации аэрозоля, спектра размеров аэрозольных частиц проводят в полете в режиме реального времени.

5. Способ по п. 1 или 2, отличающийся тем, что отбор проб аэрозольных примесей производят методом осаждения аэрозольных частиц на по меньшей мере один фильтр.

6. Устройство для отбора проб воздуха с борта самолета для определения аэрозольных и/или газообразных примесей, представляющее собой изокинетический пробоотборник, содержащий систему воздуховодов для отбора проб воздуха и побудитель расхода воздуха, отличающееся тем, что система воздуховодов включает входные воздухозаборные патрубки, представляющие собой по меньшей мере две трубы различного диаметра, согнутые под углом 90 градусов, и по меньшей мере два вытяжных патрубка, а в качестве побудителя расхода воздуха использована труба Вентури, при этом выходные концы вытяжных патрубков соединяются с трубой Вентури.

7. Устройство по п. 6, отличающееся тем, что система воздуховодов: воздухозаборных и вытяжных патрубков и труба Вентури закреплены на одной общей раме, образуя с ней единый блок (моноблок), закрытый аэродинамическим обтекателем, при этом нижнее основание рамы служит для крепления моноблока к обшивке фюзеляжа самолета, а верхнее основание рамы служит ложементом, к которому крепится корпус, внутри которого устанавливается труба Вентури.

8. Устройство по п. 6, отличающееся тем, что входные концы воздухозаборных патрубков вынесены за пределы аэродинамического обтекателя.

9. Устройство по п. 6, или 7, или 8, отличающееся тем, что входные концы воздухозаборных патрубков, предназначенные для отбора аэрозольных частиц с последующим осаждением их на аэрозольном фильтре, снабжены изокинетическими насадками.

10. Устройство по п. 6, или 7, или 8, отличающееся тем, что труба Вентури состоит из входного конуса (конфузора), горловины и выходного конуса (диффузора), при этом горловина сообщается с полостью корпуса, в котором расположена труба Вентури, посредством отверстий, выполненных в горловине трубы Вентури.

11. Устройство по п. 6, или 7, или 8, отличающееся тем, что система воздуховодов включает по меньшей мере один входной воздухозаборный патрубок для отбора проб воздуха для анализа аэрозольных примесей и по меньшей мере по одному входному воздухозаборному патрубку для отбора проб воздуха для определения счетной концентрации аэрозоля, для определения спектра размеров аэрозольных частиц и для определения малых газовых составляющих атмосферного воздуха.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к оперативному контролю скрытой и явной зараженности насекомыми зерновой насыпи и может быть использовано при исследовании качества партий продовольственного зерна, предназначенных для хранения в зерноперерабатывающей промышленности и семеноводстве.

Изобретение относится к технике океанографических и гидролого-геологических исследований прибрежных районов шельфа, предназначено для отбора проб минеральной взвеси с различных горизонтов придонного слоя моря в зоне больших скоростей турбулентного потока для получения репрезентативных данных о составе и концентрации взвеси и ее распределении по вертикали.

Изобретение относится к медицинской микробиологии, а именно к области получения и подготовки образцов проб с водных поверхностей водоемов для проведения бактериологических исследований.

Изобретение относится к устройствам для взятия проб в жидком или текучем состоянии и может быть использовано в ядерных реакторах с жидкометаллическим теплоносителем для отбора проб расплавленного теплоносителя.

Изобретение относится к технике отбора образцов воздуха мотогондол двигателей летательных аппаратов для исследования достаточности содержания паров пожаротушащих агентов (хладоны, углекислый газ, элегаз и другие) в воздухе мотогондолы при срабатывании системы пожаротушения и повышения точности их определения.

Группа изобретений относится к прозрачному мерзлому грунту, способу его получения и применению. Прозрачный мерзлый грунт получают из фторсодержащего полимера, кубикового льда и бесцветной поровой жидкости.

Группа изобретений относится к прозрачному мерзлому грунту, способу его получения и применению. Прозрачный мерзлый грунт получают из фторсодержащего полимера, кубикового льда и бесцветной поровой жидкости.

Изобретение относится к области геофизики, в частности к способам проведения сейсморазведки, и может быть использовано для поиска подводных полезных ископаемых, а также прогнозирования места, силы и времени сейсмического события, например, землетрясения, извержения подводных вулканов.
Изобретение относится к области медицины и касается способа выявления нервных структур в зубочелюстной системе. Сущность способа заключается в том, что проводят фиксацию объекта в течение 3-5 суток в растворе, содержащем концентрированную муравьиную кислоту - 3,5 мл, хлоралгидрат - 3,5 г, дистиллированную воду - 100 мл, причем 2-3 раза в сутки проводят замену фиксирующего раствора.
Изобретение относится к способам определения окислительных показателей растительных масел и может быть использовано в масложировой промышленности при технохимическом контроле в процессе производства и применения растительных масел.

Изобретение относится к области аналитической химии и может найти применение в области экологии и охраны окружающей среды при контроле загрязнения атмосферы. Производят отбор пробы при протягивании через фильтр атмосферного воздуха. Затем фильтр подвергают разложению методом подготовки проб в муфельной печи. При этом к фильтру добавляют раствор внутреннего стандарта, помещают его в муфельную печь и выдерживают последовательно при температуре 100°C 40-60 минут, при температуре 250°C 40-60 минут и далее проводят озоление при температуре 450-500°C. Золу смачивают концентрированной азотной кислотой, нагревают на песчаной бане и упаривают до состояния влажных солей. После остывания их растворяют в 5 см3 1%-ного водного раствора азотной кислоты, переносят в мерную пробирку и образовавшийся объем доводят до 10 см3 1%-ным водным раствором азотной кислоты. Помещают пробу в пробирку пробоотборного устройства масс-спектрометра с индуктивно связанной аргоновой плазмой и проводят измерение с использованием реакционно-столкновительной ячейки при пропускании через нее гелия в качестве газа-реактанта, а концентрацию конкретного металла определяют с использованием градуировочного графика с учетом приведения объема воздуха, отобранного для анализа, к нормальным условиям. При этом отбор пробы производят путем протягивания исследуемого воздуха в объеме 6-20 м3. А перед добавлением к фильтру раствора внутреннего стандарта в кварцевый стаканчик последовательно вводят 0,1 см3 этилового спирта и 0,5 см3 20%-ного раствора сульфата аммония или дисульфата калия в деионизованной воде. А вводимый затем 0,1 см3 раствора внутреннего стандарта содержит массовую концентрацию элемента сравнения – индия - в количестве 100 мкг/дм3. Причем озоление в муфельной печи при температуре 450-500°C ведут в течение 3,0-3,5 часов, а образовавшуюся при озолении золу смачивают 0,3-0,5 см3 концентрированной азотной кислоты плотностью 1,415 г/см3. При этом проведение измерений в подготовленной пробе содержания конкретного металла в масс-спектрометре проводят при пропускании через реакционно-столкновительную ячейку гелия со скоростью 5,2-5,5 см3/мин. Обеспечивается возможность определения 15 химических элементов – металлов - в атмосферном воздухе из одной пробы в широком диапазоне концентраций на уровне от 0,000001 до 5 мг/м3. 4 з.п. ф-лы, 9 табл.

Изобретение относится к области обработки металлов давлением и может быть использовано для определения сопротивления деформации металлических материалов путем испытания образцов на сжатие, для построения кривой упрочения, для определения математической зависимости между сопротивлением деформации и степенью деформации при различных температурах. Цилиндрический образец для испытания на сжатие содержит торцевые выточки и отверстие диаметром высоты образца, выполненное по оси образца. Технический результат: возможность повысить степень однородной деформации до 65-75%, за счет создания гидродинамического трения между рабочей поверхностью бойков и торцами образца в течение всего процесса сжатия. 1 ил.

Группа изобретений относится к технической физике применительно к изучению образцов двухкомпонентных металлических сплавов, а именно исследованиям термозависимостей физических свойств расплавов образцов химически активных сплавов. При осуществлении способа используют образцы шихты изучаемого сплава, их помещают в первый, второй и третий тигли или подложку, которые размещают внутри соответствующих первой, второй и третьей электропечей измерительного блока, в инертной атмосфере герметичного бокса в расплав жидкого лития многократно добавляют по одному фрагменту второго компонента в виде шихты бария, после каждой добавки в тигель вводят лопасти перемешивающего устройства, перемешивают расплав жидкого лития до растворения фрагментов шихты бария Bam, повторяют эту операцию вплоть до растворения последнего фрагмента шихты бария, после 20-30 минут работы электропечи при температуре до 400°С завершают плавку, расплав BamLin выливают в изложницу, кристаллизуют его, извлекают слиток из изложницы, разделяют его на образцы, которые помещают в изолирующий сосуд с парафином, сосуд перемещают из бокса в измерительный блок, образцы извлекают в тигли измерительного блока и исследуют. Также описан исследовательский комплекс для изучения бинарного сплава бария и лития. Достигается возможность обеспечения определения физических свойств расплава химически активного сплава BamLin, а также ускорение, упрощение и удешевление экспериментов, сохранность и однородность образцов расплава без изменения его физико-химических свойств на протяжении исследований вплоть до их завершения, уменьшение угара. 2 н. и 6 з.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к области медицины, а именно - к неонатологии, к способам мониторинга состава конденсата выдыхаемого воздуха новорожденных, находящихся на искусственной вентиляции, с целью мониторинга состояния пациента. Способ забора конденсата выдыхаемого воздуха (КВВ) новорожденных, находящихся на искусственной вентиляции легких, заключается в том, что используют систему сбора конденсата и вспомогательный измерительный модуль для контроля параметров сбора. Система сбора конденсата содержит два соосных цилиндра, изготовленных из стекла и имеющих раздельные выходы сверху, причем данную систему термостатируют хладагентом в виде охлажденной предварительно жидкости, залитой в сосуд Дьюар типа термос. Во время процедуры сбора пробы КВВ постоянно измеряют температуру хладагента с помощью вспомогательного измерительного модуля, в качестве которого используют цифровой термометр с термопарным датчиком температуры, который обладает функцией сохранения показаний температуры с заданной периодичностью и функцией хронометра. Изобретение позволяет неинвазивно и безопасно проводить отбор проб КВВ у новорожденных, находящихся на искусственной вентиляции, для их дальнейшего анализа, не внося каких-либо изменений в режим вентиляции. 4 ил., 3 табл., 5 пр.

Изобретение относится к экспериментальной медицине, а именно к микробиологии. Способ определения адгезии микроорганизмов на эпителиальных клетках слизистой оболочки полости рта и клеточной линии НЕр 2 заключается в том, что осуществляют забор материала, получают из указанного материала суспензию клеток с концентрацией 2×106 кл/мл, определенной на денситометре, смешивают 0,1 мл полученной суспензии клеток с 0,1 мл суспензии бактерий с концентрацией 2×109 кл/мл, инкубируют 30 мин при 37°С, после инкубирования смесь трехкратно отмывают забуференным физраствором при 600 об/мин по 10 мин, далее удаляют супернатант из осадка и делают мазки на стекле, фиксируют в пламени спиртовки 2-3 с и окрашивают по Граму, под микроскопом подсчитывают в 10 полях зрения среднее количество адсорбированных микроорганизмов - средний показатель адгезии, проведя не менее трех опытов, и считают степень адгезии от 0 до 1,9 - низкоадгезивной, от 2 до 4,9 - среднеадгезивной, свыше 5 - высокоадгезивной, при условии, что в случае забора эпителиальных клеток слизистой оболочки полости рта его осуществляют медицинским ершиком после предварительного полоскания раствором антисептика хитозана на Абисибе. 2 пр., 2 табл.

Устройство для измерения размеров капель воды водовоздушных потоков содержит корпус, державку с кассетой со стеклами, блок управления, подвижной цилиндрический кожух, закрывающий кассету и приводимый в движение микроэлектродвигателем, установленным в корпусе. В кожухе выполнены два прямоугольных окна, положение которых относительно направления потока устанавливается за счет поворота кожуха микродвигателем на 90° с фиксацией времени экспозиции. Технический результат заключается в повышение точности измерения размеров капель и точности определения дисперсного состава. 2 ил.

Изобретение относится к области медицины, а именно к цитологии, и может быть использовано при гистологических, онкологических, гематологических, патологоанатомических исследованиях. Фиксатор проб для цитологических исследований состоит из смеси, об.%: ХЧ изопропиловый спирт - 88, ЧДА диметилсульфоксид - 2, ЧДА глицерин - 10. Изобретение позволяет уменьшить время фиксации, расширить спектр исследований на фиксированных материалах, повысить безопасность при работе с реагентами и доступность компонентов входящих в состав фиксирующей жидкости, а также обеспечит высокую сохранность клеток. 2 ил., 1 табл.

Изобретение относится к петрофизике и может быть использовано при подготовке образцов керна слабоконсолидорованных осадочных горных пород к лабораторным исследованиям. Предлагаемый способ изготовления образца из слабоконсолидированного керна включает заморозку слабоконсолидированного и рыхлого керна в жидком азоте, выбуривание стандартных цилиндрических образцов, помещение полученных цилиндрических образцов в оболочку. В качестве оболочки используют термоусаживаемую трубку, с торцов устанавливают фильтрующие сетки и перфорированные планшайбы из немагнитного и не вступающего в реакцию с жидкостями материала. Обеспечивается сохранение правильной геометрической формы образца, его свойств и возможности проведения различных видов исследований. 1 ил.

Группа изобретений может быть использована в химической, нефтехимической, пищевой и других отраслях промышленности, в которых процесс протекает при высоком давлении и высокой температуре. Способ определения газонасыщения жидкости может быть использован для контроля гетерогенно-каталитических реакций, протекающих при высоком давлении и температуре, таких, например, - реакции гидрирования, окисления. Способ определения газонасыщения реализуется с помощью устройства, состоящего из пробоотборника и измерительного прибора. Пробоотборник включает в себя входной вентиль 1 точной регулировки, капилляр 2, калибровочную микроемкость 3 и выходной вентиль 4 точной регулировки. Измерительный прибор включает в себя мерную бюретку 5, внутреннюю трубку 6, измерительную трубку 7, вспомогательную емкость 8. Входной вентиль 1 точной регулировки плавно открывают, при этом жидкость, насыщенная газом, через капилляр 2 заполняет калибровочную микроемкость 3. Входной вентиль закрывают и плавно открывают выходной вентиль точной регулировки, жидкость под собственным давлением вытекает и попадает в мерную бюретку 5 измерительного прибора. При дросселировании жидкости происходит разделение пробы на газовую и жидкую составляющие и снижение температуры пробы до комнатной. Выделившийся из жидкости газ поступает через внутреннюю трубку 6 в верхнюю часть измерительной трубки 7 и выдавливает запорную жидкость из кольцевого пространства во вспомогательную емкость 8. По разности исходного и конечного уровней запорной жидкости определяют объем газовой составляющей, а объем жидкости измеряют в мерной бюретке. Обеспечивается упрощение конструкции устройства и способа отбора проб, повышение точности определения количества растворенного газового компонента в жидком реагенте, находящемся под высоким давлением, точности определения жидкой компоненты пробы, возможность контроля скорости протекания реакции. 2 н.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к области радиоэкологического мониторинга районов мирных подземных ядерных взрывов в пределах нефтегазоносных бассейнов, в частности к малогабаритным устройствам пробоподготовки горючих природных газовых проб в полевых условиях и перевода опасных для транспортировки горючих природных газовых проб в безопасные водные образцы для дальнейшего определения в них содержания трития в лабораторных условиях методом жидкостно-сцинтилляционной спектрометрии. Устройство включает последовательно установленные в едином корпусе и взаимосвязанные компрессор подачи горючего природного газа или попутного нефтяного газа в инжекционную горелку, водоохлаждаемый конденсатор и контейнер для сбора конденсата водяного пара - конденсированных продуктов горения, при этом инжекционная горелка установлена таким образом, что сопло ее направлено вертикально вниз для подачи продуктов горения во входное отверстие установленного ниже по ее оси водоохлаждаемого конденсатора, а держатель горелки прикреплен к конденсатору с возможностью изменения расстояния между выходом горелки и входом продуктов горения в конденсатор от 4,7 до 5,0 см в зависимости от состава горючего газа. Водоохлаждаемый конденсатор выполнен в виде дугообразно изогнутой под прямым углом трубки с внутренним диаметром не более 15 мм, переходящей в вертикальную трубку, высотой не более 20 см и внутренним диаметром не более 40 мм, закрытую воронкообразным днищем с отверстиями для слива конденсированных продуктов горения в нижеустановленный контейнер. Внутри вертикальной трубки конденсатора соосно установлена охлаждаемая трубка, на которой также соосно установлены по крайней мере три конуса с коаксиальным зазором не менее 2 мм между внутренней поверхностью конденсатора и внешними краями конусов. Техническим результатом является получение конденсата водяного пара в полевых условиях, безопасного для перевозки любым видом транспорта, в стационарную лабораторию, исключая необходимость транспортировки газовой пробы в стальных баллонах. 3 ил.

Группа изобретений относится к контролю загрязняющих атмосферу аэрозолей и газов, а именно к методам и устройствам отбора проб из атмосферного воздуха, обеспечивающих изокинетические условия отбора проб воздуха с борта самолета для определения аэрозольных примесей иили газообразных примесей. Отбирают пробу с соблюдением условия изокинетичности. Пробоотборник воздуха с системой воздуховодов устанавливают на внешней стороне фюзеляжа самолета в зоне, где отсутствует возмущение воздушного потока, создаваемое элементами конструкции самолета. При этом входные концы воздухозаборных патрубков системы воздуховодов упомянутого пробоотборника выносят в зону, свободную от возмущения, создаваемую элементами конструкции пробоотборника, и направляют навстречу воздушному потоку. При этом диаметр насадков входных концов воздухозаборных патрубков подбирают в зависимости от воздушной скорости полета самолета, а выходные концы воздухозаборных патрубков системы воздуховодов выводят в салон самолета и подключают к соответствующим потребителям проб воздуха. Устройство содержит систему воздуховодов для отбора проб воздуха и побудитель расхода воздуха. Система воздуховодов включает входные воздухозаборные патрубки, представляющие собой по меньшей мере две трубы различного диаметра, согнутые под углом 90 градусов, и по меньшей мере два вытяжных патрубка. В качестве побудителя расхода воздуха использована труба Вентури. При этом выходные концы вытяжных патрубков соединяются с трубой Вентури. Обеспечивается изокинетический отбор проб воздуха с борта самолета для определения аэрозольных примесей и дополнительно газообразных примесей. 2 н. и 9 з.п. ф-лы, 4 ил.

Наверх