Противоизносная композиция к смазочным маслам

Изобретение относится к области машиностроения и производства смазочных материалов и может быть использовано для введения в моторные, трансмиссионные, индустриальные масла и пластичные смазки. Сущность: противоизносная композиция к смазочным маслам содержит диалкилдитиофосфат молибдена с алкильными радикалами, содержащими 12 и более атомов углерода в сочетании с диэфиром малеиновый кислоты с алкильными радикалами, содержащими 12 и более атомов углерода, при этом исходные компоненты взяты в следующем соотношении, мас.%: диалкилдитиофосфат молибдена - 40-80; диэфир малеиновой кислоты - 20-60. 1 табл.

 

Изобретение относится к области машиностроения и производства смазочных материалов и может быть использовано для введения в моторные, трансмиссионные, индустриальные масла и пластичные смазки.

Из уровня техники известна противоизносная присадка ПАФ-4, представляющая собой диизобутилизооктилдитиофосфат молибдена.

Данная присадка уступает заявляемому решению по влиянию на противоизносные свойства смазочных масел в связи с отсутствием в ее составе компонента, усиливающего противоизносные свойства, а также в связи с малой длиной изобутильных и изооктильных радикалов.

Также из уровня техники известна композиция, включающая диалкилдитиофосфат молибдена (патент РФ №№2122568, МПК C10L 1/18, опубл. 27.11.1998).

Недостатком указанной композиция является то, что ее применение в смазочных маслах нецелесообразно в связи с разрушением присадки при длительной эксплуатации.

Наиболее близким по составу к заявляемому решению является нагароочищающая композиция к топливам (патент на изобретение РФ №2062288, МПК C10L 1/26, C10L 1/18, опубл. 20.06.1996), имеющая в своем составе диалкилдитиофосфат молибдена.

Недостатком указанной композиции являются ее низкие смазывающие свойства, уступающие чистым диалкилдитиофосфатам цинка и молибдена, в частности, присадкам ДФ-11 и ПАФ-4.

Технический результат заявляемого изобретения заключается в повышении противоизносных свойств смазочных масел.

Указанный технический результат достигается за счет того, что противоизносная композиция к смазочным маслам, содержащая диалкилдитиофосфат молибдена, согласно изобретению, содержит диалкилдитиофосфат молибдена с алкильными радикалами, содержащими 12 и более атомов углерода в сочетании с диэфиром малеиновой кислоты с алкильными радикалами, содержащими 12 и более атомов углерода, при этом исходные компоненты взяты в следующем соотношении, мас.%:

диалкилдитиофосфат молибдена - 40-80;

диэфир малеиновой кислоты - 20-60.

Согласно полученным авторами экспериментальным данным, диалкилдитиофосфаты молибдена с алкильными радикалами, содержащими 12 и более атомов углерода, превосходят по влиянию на противоизносные свойства смазочных масел диалкилдитиофосфаты молибдена с алкильными радикалами, содержащими 6-8 атомов углерода (в отличие от противозадирных свойств). Это обусловлено механизмом смазывающего действия диалкилдитиофосфатов металлов, заключающимся в инициировании полимолекулярной адсорбции углеводородных компонентов масла на смазываемой поверхности. Диалкилдитиофосфаты с более длинными алкильными радикалами вызывают образование адсорбционных слоев большей толщины.

Диэфиры малеиновой кислоты оказывают крайне незначительное влияние на противоизносные свойства смазочных масел. Однако при введении в смазочное масло вместе с диалкилдитиофосфатами металлов усиливают действие последних. Это объясняется особенностями структуры диэфиров малеиновой кислоты, позволяющей молекулам этих соединений встраиваться в полимолекулярный адсорбционный слой и стабилизировать его за счет большей, по сравнению с углеводородами смазочных масел, длины молекул. Кроме того, диэфиры малеиновой кислоты образуют комплексное соединение с диалкилдитиофосфатом молибдена за счет карбонильных групп. Это приводит к увеличению устойчивости присадки к химическим и термическим воздействиям.

Использование композиций, содержащих менее 40 мас. % диалкилдитиофосфата молибдена и более 60 мас. % диэфира малеиновой кислоты, нецелесообразно вследствие отсутствия усиления совместного действия при значительном избытке диэфира.

Использование композиций, содержащих более 80 мас. % диалкилдитиофосфата молибдена и менее 20 мас. % диэфира малеиновой кислоты, нецелесообразно вследствие резкого ослабления эффекта от введения диэфира при его малом содержании.

Композицию приготавливали следующим образом.

Диалкилдитиофосфаты молибдена получали путем взаимодействия гексадеканола-1 с пентасульфидом фосфора в мольном соотношении 4:1 с последующей нейтрализацией получившихся диалкилдитиофосфорных кислот оксидом молибдена трехвалентного.

Диэфиры малеиновой кислоты получали взаимодействием малеинового ангидрида с гексадеканолом-1 в мольном соотношении 1:2 при катализе серной кислотой.

Пример 1. Готовят композицию смешиванием 40% мас. дигексадецилдитиофосфата молибдена и 60% мас. дигексадецилового эфира малеиновой кислоты, предварительно растворенными в масле И-20А в концентрации 50% мас. Приготовленную смесь вводят в масло И-20А в количестве 4% мас., что соответствует 2% мас. композиции.

Пример 2. Готовят композицию смешиванием 60% мас. дигексадецилдитиофосфата молибдена и 40% мас. дигексадецилового эфира малеиновой кислоты, предварительно растворенными в масле И-20А в концентрации 50% мас. Приготовленную смесь вводят в масло И-20А в количестве 4% мас., что соответствует 2% мас. композиции.

Пример 3. Готовят композицию смешиванием 80% мас. дигексадецилдитиофосфата молибдена и 20% мас. дигексадецилового эфира малеиновой кислоты, предварительно растворенными в масле И-20А в концентрации 50% мас. Приготовленную смесь вводят в масло И-20А в количестве 4% мас., что соответствует 2% мас. композиции.

Для сравнения приготовили 2 композиции.

Пример 4. Готовят композицию смешиванием 60% мас. дигексадецилдитиофосфата молибдена и 40% мас. диоктилового эфира малеиновой кислоты, предварительно растворенными в масле И-20А в концентрации 50% мас. Приготовленную смесь вводят в масло И-20А в количестве 4% мас., что соответствует 2% мас. композиции.

Пример 5. Готовят раствор 4% мас. присадки ПАФ-4 в масле И-20А, что соответствует содержанию 2% мас. диизобутилизооктилдитиофосфата молибдена.

Трибологические характеристики полученных растворов вариантов композиции, масла И-20А и раствора присадки ПАФ-4 сравнивают путем измерения коэффициентов трения при различных значениях контактного давления в модельном узле трения при смазывании данными растворами. В таблице 1 приведены результаты испытаний узла трения «ролик - колодка», моделирующего подшипник коленчатого вала двигателя внутреннего сгорания. Диаметр ролика 90 мм, материал - сталь ШХ-15, исходная шероховатость поверхности Ra=0,18. Колодка изготовлена из фрагмента вкладыша подшипника тракторного двигателя.

Композиция 1 незначительно превосходит присадку ПАФ-4 по антифрикционным и противоизносным свойствам.

Композиция 2, содержащая компоненты в той же пропорции, что и композиция 1, но включающая компоненты с алкильными радикалами, содержащими 16 атомов углерода, имеет более высокие антифрикционные свойства. Максимальный эффект достигается при использовании композиции 2.

Композиция 3, несмотря на большее массовое содержание дигексадецилдитиофосфата молибдена, не превосходит композицию 3 по антифрикционным и противоизносным свойствам вследствие достижения предельной величины эффекта от введения в смазочное масло диалкилдитиофосфатов металлов в количестве около 1,5 мас. %

Композиция 4, содержащая диоктиловый эфир малеиновой кислоты, уступает по антифрикционным и противоизносным свойствам композиции 2, несмотря на равное содержание дигексадецилдитиофосфата молибдена.

Минимальный эффект проявляется при введении в смазочное масло около 0,3-0,4 мас. % диалкилдитиофосфатов.

Противоизносная композиция к смазочным маслам, содержащая диалкилдитиофосфат молибдена, отличающаяся тем, что в качестве диалкилдитиофосфата используется диалкилдитиофосфат молибдена с алкильными радикалами, содержащими 12 и более атомов углерода в сочетании с диэфиром малеиновой кислоты с алькильными радикалами, содержащими 12 и более атомов углерода, при этом исходные компоненты взяты в следующем соотношении, мас.%: диалкилдитиофосфат молибдена - 40-80; диэфир малеиновой кислоты - 20-60.



 

Похожие патенты:

Предлагаемое изобретение относится к смазке многоцелевой универсальной высокотемпературной, предназначенной для применения в узлах трения нагруженного промышленного оборудования, современных транспортных средств, промышленного, строительного и судового оборудования, работающего при температуре от -35°С до +160°С, в условиях высокой влажности и кислотности.

Предложена смазочная пленкообразующая композиция, содержащая в своем составе: от 40 до 80 мас.% основного масла, состоящего из одного или более веществ, выбранных из сложного эфира пентаэритрита и жирной кислоты и сложного эфира триметилолпропана и жирной кислоты; от 5 до 20 мас.% затвердевающего вещества, состоящего из парафинового воска; и от 10 до 40 мас.% твердого смазочного вещества, состоящего из одного или более веществ, выбранных из соли щелочного металла и гидроксистеариновой кислоты; и соли щелочноземельного металла и гидроксистеариновой кислоты.
Настоящее изобретение относится к смазочной композиции для четырехтактного или двухтактного судового двигателя, содержащей по меньшей мере одно базовое масло для судового двигателя, по меньшей мере один олефиновый сополимер, по меньшей мере один сополимер стирол/гидрированный изопрен, по меньшей мере один сложный эфир глицерина и по меньшей мере один детергент, использование которой способствует экономии топлива и которая имеет хорошие характеристики в отношении чистоты двигателя, в частности чистоты картера.

Изобретение относится к составу пластичных смазок, предназначенных для тяжелонагруженных узлов трения, работающих при высоких температурах, во влажных и агрессивных средах, и может быть использовано в нефтегазовой, металлургической, автомобильной отраслях промышленности.

Изобретение относится к смазочным материалам, в частности к пластичным смазкам, которые могут быть использованы в узлах трения колесных и гусеничных транспортных средств промышленного оборудования и судовых механизмах различного назначения, работающих в интервале температур от минус 60°С (кратковременно от минус 65°С) до 150°С.

Изобретение относится к водорастворимому смазочному агенту для обработки металлов, содержащему компонент А, компонент В, компонент С и компонент D, где компонент А представляет собой минеральное масло, которое обладает характеристической температурой, измеренной в соответствии с JIS K2242, 570°С или выше, и содержится в количестве 10% мас.

Изобретение относится к области нефтехимии, в частности к составам углеводородных смазок, применяемых для консервации и защиты от коррозии механизмов и приборов при хранении на длительный срок.

Изобретение относится к области нефтехимии, в частности к углеводородным составам, применяемым для защиты от атмосферных воздействий, а также от воздействия плесневых грибов изделий и конструкций.

Изобретение относится к области нефтехимии, в частности к составам углеводородных смазок, применяемых для консервации и защиты от коррозии металлических поверхностей машин при хранении на длительный срок.

Изобретение относится к области нефтехимии, в частности к составам углеводородных смазок, применяемых для смазывания стальных канатов при их изготовлении. Предлагается углеводородная смазка для стальных канатов, содержащая минеральное масло, пластификатор нефтяной, а также нефтяной отход, которая отличается тем, что в качестве пластификатора нефтяного включает пластификатор ПН-6ш, в качестве нефтяного отхода содержит осадок, образующийся на стенках трубопроводов при транспортировке нефти, а также дополнительно включает полиэтиленовый воск, при следующем соотношении компонентов, % масс.: пластификатор нефтяной ПН-6ш 25-30, осадок, образующийся на стенках трубопроводов, при транспортировке нефти 25-35, полиэтиленовый воск 3-5, минеральное масло остальное.

Настоящее изобретение относится к композиции смазочного масла, содержащей базовое масло и в качестве компонента (а) от 0,5 до 1,5 мас.% сложного моно- или диэфира глицерина и прямоцепной или разветвленной жирной кислоты с числом атомов углерода от 6 до 20, имеющей насыщенную гидрокарбильную группу; в качестве компонента (b) от 0,1 до 0,5 мас.% производного триазола, представленного общей формулой (1), где R1 представляет собой водород или гидрокарбильную группу с числом атомов углерода от 1 до 3, R2 и R3 соответственно независимо представляют водород или гидрокарбильную группу с числом атомов углерода от 1 до 20; и в качестве компонента (с) от 0,01 до 0,2 мас.% в расчете на фосфор смеси первичного диалкилдитиофосфата цинка, алкильная группа которого представляет собой первичную гидрокарбильную группу, и вторичного диалкилдитиофосфата цинка, алкильная группа которого представляет собой вторичную гидрокарбильную группу; при этом отношение компонент (а)/компонент (b) составляет от 1,5 до 8.

Настоящее изобретение относится к смазочной композиции с улучшенными противоизносными свойствами, измеренными на четырехшариковой машине, содержащей: базовое масло в количестве, большем чем 85 мас.% от массы указанной смазочной композиции; один или более ингибиторов коррозии на основе алкилэфиркарбоновой кислоты формулы (I), где R является C6-C18 алкильной группой с неразветвленной или разветвленной цепью, и n является числом от 0 до 5; и беззольную противоизносную фосфорсодержащую присадку, выбранную из (1) бутилтрифенилфосфоротионата, (2) нонилтрифенилфосфоротионата, (3) аминфосфата и дитридециламина, (4) нейтрального диалкилдитиофосфата, (5) изопропилфосфородитиоата и дитридециламина, (6) кислотного диалкилдитиофосфата и (7) кислотного диалкилдитиофосфата и дитридециламина и их комбинаций, где противоизносные свойства, измеренные на четырехшариковой машине, представлены в виде среднего диаметра пятен износа в соответствии со стандартным методом ASTM D4172, где средний диаметр пятен износа по меньшей мере на 7% меньше, чем средний диаметр пятен износа, возникающих вследствие стандарта, содержащего указанное базовое масло, противоизносную присадку и указанный один или более ингибиторов коррозии на основе алкилэфиркарбоновой кислоты, где указанная смазочная композиция содержит менее 1 мас.% воды, где указанная смазочная композиция содержит от 0,01 до менее чем 0,1 мас.% указанного одного или более ингибитора коррозии на основе алкилэфиркарбоновой кислоты, и где указанная смазочная композиция содержит антиоксидант.

Настоящее изобретение относится к композиции смазочного масла для использования в дизельных двигателях, которая содержит в базовом масле не более 0,3% (мас.) сульфатной зольности, от 0,01 до 0,2% (мас.) азота в сукцинимидах, от 0,05 до 0,12% (мас.) цинка в дитиофосфатах цинка, от 0,02 до 0,3% (мас.) азота в антиоксидантах на основе аминов и от 0,01 до 0,08% (мас.) бора, которая, кроме того, имеет суммарное значение параметра [(количество цинка в дитиофосфатах цинка)×(количество азота в сукцинимидах)] и [(количество цинка в дитиофосфатах цинка)×(количество азота в антиоксидантах на основе аминов)], составляющее не менее 0,015, при этом композиция не содержит салицилатных фенолятных или сульфонатных металлосодержащих детергентов.
Настоящее изобретение относится к взрывопожаробезопасной рабочей жидкости, содержащей смесь эфиров фосфорной кислоты, включающую трибутилфосфат, дибутилфенилфосфат и триизобутилфосфат, и присадки полибутилметакрилат, эпоксидное соединение 3,4-эпоксициклогексилметил-3,4-эпоксициклогексил карбоксилат, антиэрозионную присадку, ингибиторы окисления, в том числе 2,6-ди-трет-бутил-4-метил-фенол, 1,2,3-бензотриазол и краситель, при этом смесь эфиров фосфорной кислоты дополнительно включает триксиленилфосфат, в качестве антиэрозионной присадки жидкость содержит 4-трифторметилперфтор-3,6-диоксаоктансульфонат калия, а в качестве ингибиторов окисления дополнительно содержит пентаэритрил-тетракис-3-(3',5'-ди-трет-бутил-4-гидрокси-фенил) пропионат и алкилированный фенил-альфа-нафтиламин, при следующем соотношении исходных компонентов, мас.%: полибутилметакрилат 7,0-11,0; эпоксидное соединение 2,0-5,0; 4-трифторметилперфтор-3,6-диоксаоктансульфонат калия 0,06-0,14; 2,6-ди-трет-бутил-4-метил-фенол 0,4-1,0; пентаэритрил-тетракис-3-(3',5'-ди-трет-бутил-4-гидрокси-фенил)пропионат 0,25-0,75; алкилированный фенил-альфа-нафтиламин 0,8-1,2; 1,2,3-бензотриазол 0,005-0,015; краситель 0,001-0,005; смесь эфиров фосфорной кислоты до 100, при соотношении эфиров фосфорной кислоты в смеси, мас.%: трибутилфосфат 70,0-80,0; дибутилфенилфосфат 4,0-10,0; триизобутилфосфат 10,0-20,0; триксиленилфосфат 4,0-10,0.
Настоящее изобретение относится к компрессорному маслу, содержащему базовое нефтяное масло и полиметилсилоксан, при этом оно дополнительно содержит 4,4'-динонилдифениламин, пентаэритритовый эфир 3,5-ди-трет-бутил-4-гидроксифенилпропионовой кислоты, 1,2,3-бензотриазол, сложный эфир диалкилдитиофосфорной кислоты и смесь сложных аминов, а в качестве базового масла оно содержит гидрированный остаточный компонент с содержанием ароматических углеводородов 19,0-22,0%, при следующем соотношении компонентов, % мас.: 4,4'-динонилдифениламин 0,95-1,0; пентаэритритовый эфир 3,5-ди-трет-бутил-4-гидроксифенил пропионовой кислоты 0,55-0,65; 1,2,3-бензотриазол 0,045-0,055; сложный эфир диалкилдитиофосфорной кислоты 0,055-0,065; смесь алифатических и ароматических аминов 0,055-0,065; полиметилсилоксан 0,004-0,005; базовое масло - гидрированный остаточный компонент до 100.

Изобретение относится к композиции, применяемой в качестве жидкости для защиты металлов, в особенности цинка и алюминия, от коррозии или окислительного разрушения.
Изобретение относится к способу и композиции для снижения концентрации или ингибирования роста микробов во флюидах на водной основе. .

Изобретение относится к составам турбинных масел, применяемым в маслосистемах для смазки газовых, паровых гидротурбин, турбокомпрессоров, в качестве гидравлической жидкости в системах регулирования этих агрегатов.

Изобретение относится к смазочным композициям для силовых установок авиационной техники, а именно для ГТД самолетов, главных редукторов тяжелонагруженных агрегатов трансмиссий маслосистемы турбокомпрессора двигателя вертолетов, обладающим улучшенными антикоррозионными и смазывающими свойствами, в частности противоизносными.

Изобретение относится к турбинным маслам, в частности композиции присадок в их составе. .

Настоящее изобретение относится к пакету присадок к гидравлическим маслам, содержащему алкилсалицилат кальция и диалкилдитиофосфат цинка, при этом он дополнительно содержит пространственно затрудненные алкилалкилфенолы, азотсодержащее производное глицина, N-алкилированный бензотриазол, модифицированные полиолы в ксилоле при следующем соотношении компонентов, мас.
Наверх