Противокумулятивное средство защиты объектов

Изобретение относится к области обеспечения безопасности взрывоопасных материалов и изделий. Противокумулятивное средство защиты состоит из сеточных металлических отклоняющих элементов, размещенных между тонкостенными плоскопараллельными листами и выполненных в виде гофра с углом при вершинах гофра 20…30 градусов, и керамических элементов, также выполненых в виде гофра с углом при вершинах этого гофра 40…60 градусов и размещенных между тонкостенными плоскопараллельными листами. Тыльный тонкостенный плоскопараллельный лист для гофра в виде металлических сеток служит внутренним тонкостенным плоскопараллельным листом для гофра из керамики, а тыльный тонкостенный плоскопараллельный лист для гофра из керамики совместно с лицевым тонкостенным плоскопараллельным листом гофра в виде металлических сеток образуют обойму для размещения в ней обоих гофров, которая и представляет собой отдельный модуль. Модули закреплены на боковых поверхностях объекта и обеспечивают защиту материалов и изделий от внешнего воздействия. Достигается повышение защищенности взрывоопасных материалов или изделий за счет конструкции противокумулятивного средства защиты. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.

 

Изобретение относится к области обеспечения безопасности взрывоопасных материалов и изделий, находящихся преимущественно в подвижных транспортных средствах. К числу таких материалов и изделий относятся взрывчатые вещества (ВВ), боеприпасы, в том числе химические и ядерные, твердотопливные ракеты различных классов и др. Транспортные средства, перевозящие названные объекты, могут подвергаться воздействию поражающими элементами обычных средств поражения (ОСП): осколочными элементами боеприпасов, пулями стрелкового оружия, кумулятивными струями соответствующих боеприпасов (в частности, противотанковых гранат). Воздействие этих поражающих элементов непосредственно по взрывоопасным материалам и изделиям возможно как в условиях боевых действий, так и в условиях мирного времени при нападении диверсионных подразделений, террористических групп, нападений экстремистов. Наиболее опасным средством поражения являются кумулятивные боеприпасы, которые, как правило, в достаточном количестве имеются у диверсантов и террористов. Особая опасность воздействия кумулятивных боеприпасов на взрывоопасные материалы и изделия, находящиеся в транспортных средствах, состоит в том, что кумулятивная струя, проникающая во взрывчатое вещество или заряд твердого ракетного топлива, возбуждает в последних взрывчатое превращение в форме детонации, что чревато катастрофическими последствиями как для транспортного средства, в котором они находятся, так и для окружающей среды и окружающих объектов. Поэтому транспортные средства, в которых перевозятся взрывоопасные материалы и изделия, должны быть надежно защищены, по крайней мере, от кумулятивных боеприпасов малых калибров, которыми вооружены диверсионные и террористические подразделения.

Поиск технических решений средств защиты от кумулятивных боеприпасов выполнялся по источникам патентной и технической информации России (СССР), США, Германии, Франции, Великобритании, Европейского патентного сообщества за период с 1980 по 2014 годы.

Наиболее близким аналогом заявляемого технического решения (прототипом) можно считать «Противокумулятивное защитное устройство транспортных средств» по патенту РФ №2287128 от 10.11.2006 г. Устройство по указанному патенту является достаточно эффективным, однако имеет некоторые недостатки, к числу которых следует отнести сравнительно большие габариты средства защиты, достаточно высокую удельную массу (массу единицы поверхности), недостаточную отклоняющую способность элементов конструкции средства защиты.

Задачей настоящего изобретения является устранение указанных недостатков в части повышения отклоняющей способности одной из составляющей конструкции (первого слоя) путем использования частой объемной сетки (вместо рабицы), а также использования ее в виде гофра, закрепленного между двумя листами обоймы из тонколистового металла. Для снижения удельной массы исключено применение стального листа толщиной 10 мм, вместо которого использована высокопрочная керамика в виде пластин, геометрически уложенных также в виде гофра. Таким образом, второй слой средства защиты обладает не только высокой прочностью в сравнении со стальным листом и плотностью в 2…3 раза меньше стали, но еще и используется как отражающее (отклоняющее) кумулятивную струю средство.

Сравнительный анализ технического решения с прототипом показывает, что заявляемое техническое решение отличается от прототипа тем, что сеточные металлические элементы размещены между тонкостенными плоскопараллельными листами, разнесенными на 80…100 мм в виде гофра с углом при вершинах гофра 20…30 градусов, а керамические элементы также размещены в виде гофра между тонкостенными плоскопараллельными листами, разнесенными на 80…100 мм, углы при вершинах этого гофра 40…60 градусов, причем тыльная пластина для сеточного гофра служит внутренней пластиной для гофра из керамики и сетки, а тыльная пластина керамического гофра совместно с лицевой пластиной сеточного гофра образуют обойму для размещения в ней обоих гофров, и разделяющую их тонкостенную пластину. Обойма с размещенными в ней гофрами формируется как модуль средства защиты.

Предлагаемое противокумулятивное средство отличается также тем, что керамические элементы, образующие второй слой средства защиты, имеют толщину 10…15 мм (для керамики на основе карбида бора, карбида кремния, оксида алюминия и других высокотвердых и высокопрочных керамических материалов) и длину ребра 120…130 мм. Кроме того, средство защиты отличается тем, что обоймы с гофрами в виде модулей, закреплены на транспортном средстве с его боковых сторон в виде стенок, собранных из модулей размером, обеспечивающим защиту от внешних воздействий взрывоопасного материала или изделия, находящегося в транспортном средстве.

Таким образом, заявляемое техническое решение соответствует критерию «Новизна».

Функционирование изобретения заключается в следующем. При воздействии кумулятивного заряда на поверхность обоймы защитного устройства срабатывает взрыватель заряда и формируется кумулятивная струя, которая проходит через стенку гофра отклоняющей сетки, фрагментируется и частично отклоняется. Далее фрагментированная струя встречается с наклонной пластиной керамики, претерпевает дальнейшее фрагментирование и рассеивание фрагментов, которые к моменту выхода из тыльного слоя обоймы практически теряют свою пробивную и инициирующую способность. Поскольку находящийся в транспортном средстве взрывчатый материал или изделие имеет свою оболочку в виде, например, контейнера, то ослабленные фрагменты кумулятивной струи на предшествовавших преградах уже не способны инициировать взрывчатый материал или материал изделия. Сущность изобретения поясняется чертежом.

На Фиг. 1 представлена схема построения основной части средства защиты. Позицией 1 обозначен тонкостенный лицевой лист обоймы, позицией 2 - гофр из частой металлической сетки, позицией 3 - наклонные керамические элементы (пластины), позицией 4 - тыльный лист обоймы, позицией 5 - промежуточный тонкостенный лист, позицией 6 - шпильки, скрепляющие гофры из сетки и керамики.

На Фиг. 2 показана схема крепления модулей средства защиты на транспортном средстве. Позицией 7 обозначено транспортное средство, позицией 8 - модуль средства защиты, позицией 9 - стенка контейнера взрывоопасного изделия, позицией 10 - верхняя часть крепежа средства защиты на транспортном средстве.

Сравнение заявленного с другими техническими решениями не выявило в них признаки, отличающие заявляемое решение от прототипа, что позволяет делать вывод о соответствии критерию «Изобретательский уровень».

Представленная конструкция противокумулятивного средства защиты объектов может решить также задачи защиты от пуль стрелкового оружия и осколочных элементов.

Источники информации

1. Противогранатометное и противопульное защитное устройство. Патент РФ №2122702 от 29.12.1997 г.

2. Устройство защиты от кумулятивных снарядов. Патент США №4368660 от 18.01.1983 г.

3. Защитное устройство. Патент Великобритании №2040029 от 03.09.1983 г.

4. Броня для защиты от кумулятивных зарядов. Патент Франции №2628831 от 22.09.1989 г.

5. Конструкция защитной сетки для бронированной машины. Патент ФРГ № OS 3226478 от 14.07.1988 г.

6. Устройство для защиты объектов в транспортных средствах. Патент РФ №2196952 от 20.01.2003 г.

7. Защитное устройство транспортных средств. Патент РФ №2287128 от 10.11.2006 г.

8. Противокумулятивное и противопульное средство защиты. Патент РФ №2540358 от 18.12.2014 г.

1. Противокумулятивное средство защиты подвижных объектов, содержащих взрывоопасные материалы или изделия, включающее отклоняющие элементы в виде частых металлических сеток объемного плетения и высокопрочные керамические элементы, отличающееся тем, что отклоняющие элементы в виде металлических сеток размещены между тонкостенными плоскопараллельными листами, разнесенными на 80…100 мм, и выполнены в виде гофра с углом при вершинах гофра 20…30°, а керамические элементы также выполнены в виде гофра с углом при вершинах этого гофра 40…60° и размещены между тонкостенными плоскопараллельными листами, разнесенными на 80…100 мм, причем тыльный тонкостенный плоскопараллельный лист для гофра в виде металлических сеток служит внутренним тонкостенным плоскопараллельным листом для гофра из керамики, а тыльный тонкостенный плоскопараллельный лист для гофра из керамики совместно с лицевым тонкостенным плоскопараллельным листом гофра в виде металлических сеток образуют обойму для размещения в ней обоих гофров, которая представляет собой отдельный модуль для возможности его закрепления на боковых поверхностях объекта и обеспечения защиты материалов и изделий от внешнего воздействия.

2. Средство защиты по п.1, отличающееся тем, что керамические элементы, образующие второй слой средства защиты, имеют толщину 10…15 мм и длину ребра 120…130 мм.



 

Похожие патенты:

Группа изобретений относится к устройству усиления днища (101b) и к транспортному средству (100), содержащему усиленное днище. Устройство усиления днища транспортного средства к действию взрыва мин, где транспортное средство содержит по меньшей мере один торсионный стержень, установленный под днищем.

Изобретение относится к области броневой защиты транспортных средств, в частности к области их взрывозащиты, в том числе от мин фугасного действия, и может быть использовано в автомобилях и автомобилях-амфибиях.

Изобретение относится к боевым машинам для доставки личного состава в защищенном от поражения огнем боевого оружия отсеке в зону ведения боевых действий. Машина содержит шасси, корпус, опорное устройство на нем, несущее стрелу с защищенным отсеком, управляемую силовым приводом, места для членов экипажа с комплексом управления функцией боевой машины.

Изобретение относится к области бронирования транспортных средств, в частности к устройствам бронированных люков, расположенных на крыше. Бронированный модуль транспортного средства имеет крышу, в которой выполнен по меньшей мере один люк, снабженный закрываемой бронированной крышкой.

Изобретение относится к области транспортного машиностроения. Способ усиления центральной стойки кузова и места крепления двери автомобиля при бронировании заключается в том, что в стойку устанавливают части бронезащиты и элементов для равномерного распределения нагрузки.
Изобретение относится к области транспортного машиностроения, а именно к бронированным транспортным средствам, которые обеспечивают противопульную и противовзрывную защиту перевозимых людей и грузов.

Группа изобретений относится к вариантам выполнения броневой защиты танка. Динамическая бронезащита танка содержит бронезащитные плиты, установленные на корпусе и башне на деформируемых амортизаторах с возможностью перемещения бронезащитных плит относительно корпуса и башни танка.

Изобретение относится к области транспортного машиностроения и может быть использовано для создания бронированных кабин автомобилей из полимерных композиционных материалов, а также бронеавтомобилей, вагонов, КУНГов.
Изобретение относится к области бронированной техники, а именно к транспортным средствам, предназначенным для транспортирования пассажиров и грузов в зонах «горячих точек».
Изобретение относится к элементу броневой защиты транспортного средства, предотвращающему проникновение пули или осколка взрывного устройства в салон автомобиля через зазор бронезащиты двери и бронезащиты салона.

Изобретение относится к бронезащитной структуре и способу ее производства. Бронезащитная структура состоит из пористого открытоячеистого алюминия, содержащего 60-70% открытых взаимосообщающихся пор с диаметром в диапазоне от 0,14 мм до 0,5 мм.

Изобретение относится к средствам защиты транспортных и индивидуальных устройств от осколков и пуль стрелкового оружия. Слоистая бронеплита содержит лицевой, средний и тыльный слои из алюминиевых сплавов.

Изобретение относится к области броневой защиты транспортных средств, в частности к области их взрывозащиты, в том числе от мин фугасного действия, и может быть использовано в автомобилях и автомобилях-амфибиях.

Изобретение относится к способу выполнения брони автомобиля. Способ заключается в использовании подложки и плотно расположенных на ней защитных цилиндрических элементов, поверх которых располагают наружную облицовку.

Изобретение относится к области специальной техники и может быть использовано для подавления осколочного и фугасного действий взрывов, происходящих в результате террористических или криминальных актов.

Изобретение относится к полимерным текстильным материалам специального назначения и касается текстильного армирования, содеращего непрерывную арамидную нить. Нить имеет отделку, содержащую моно- или диалкилфосфатный сложный эфир или их смесь.
Изобретение относится к способу изготовления антибаллистического изделия, содержащему этап, на котором наносят смолу на поверхность, по меньшей мере, одного слоя ткани, причем смола образует сеть со степенью образования поперечных связей, по меньшей мере, 80% в течение не более 350 секунд при температуре не более 130°C.

Изобретение относится к броневым композитам и касается слоистых волокнистых композитов для решения баллистических задач. Защитная конструкция содержит первый наружный слой, полимерный волокнистый композитный слой, расположенный на одной стороне первого наружного слоя; второй наружный слой, расположенный на полимерном волокнистом композитном слое, на его стороне, противоположной первому наружному слою.

Изобретение относится к композитным изделиям, например к армированным волокном композитным изделиям, имеющим улучшенную баллистическую характеристику. Композитное изделие включает множество волокон, по меньшей мере частично внедренных внутрь матрицы. По меньшей мере одну из матриц и по меньшей мере одно из множества волокон формируют по меньшей мере из одного термопластичного материала, термореактивного полимера.

Изобретение относится к средствам защиты человека и техники от бронебойных пуль и снарядов, в частности к используемым для этих целей композитным броневым конструкциям.

Изобретение относится к средствам защиты от механического воздействия поражающих элементов и может быть использовано для повышения боевой живучести технических объектов, например летательных аппаратов. Устройство защиты состоит из гибкой преграды, закрепленной по периметру участка обшивки объекта с ее внутренней стороны в зоне расположения жизненно важных агрегатов. Площадь гибкой преграды, установленной в ненатянутом состоянии, выбрана из соотношения SГП≥1,15SУО, где SГП - площадь гибкой преграды, SУО - площадь защищаемого участка обшивки. Достигается повышение боевой живучести защищаемого объекта при сохранении его заданных тактико-технических характеристик. 3 ил.
Наверх