Способ тренировки и оценки зрительно-моторной координации спортсмена в игровых видах спорта

Изобретение относится к физической культуре и спорту и предназначено для тренировки технических действий, а также оценки зрительно-моторной координации спортсменов в игровых видах спорта. Изобретение направлено на повышение эффективности тренировки обводки путем моделирования программно-аппаратным комплексом игровых ситуаций и формирования игровых соперников - запрещенных световых зон на игровом поле с разносторонней инерционностью. Это достигается тем, что все светодинамические запрещенные зоны оптически разделены на две части, которые имитируют переднюю часть соперника и его спину. Инерционность каждой запрещенной зоны со стороны передней ее части меньше, чем со стороны задней. Вместе с тем, для приближения условий тренировки к реально игровым все зоны вращаются вокруг своего геометрического центра непредсказуемо для спортсмена. Спортсмен оценивает смоделированную игровую ситуацию, соизмеряет свои возможности с динамикой перемещения и вращения выбранной запрещенной зоны и совершает ее обводку, с предпочтением обход со стороны с наибольшей инерционностью. При отсутствии ошибок - заступов спортсмена или попадания спортивного снаряда на запрещенную зону, инерционность действия запрещенной зоны с одной стороны или обеих сторон уменьшают, а скорость их вращения увеличивают до тех пор, пока спортсмен не сможет безошибочно совершить обводку, выполняя данное упражнение. По минимальной среднеарифметической величине инерционности передней и задней частей зоны, максимальной скорости ее вращения, при которой спортсмен, выполняя данное упражнение, не допускает ошибок, судят о технической подготовленности спортсмена и его зрительно-моторной координации.

 

Изобретение относится к физической культуре и спорту и предназначено для тренировки технических действий, а также оценки зрительно-моторной координации спортсмена в игровых видах спорта.

Обучение техническим действиям наиболее типично для первой стадии технической подготовки спортсмена, охватывавшую, так называемую, стадию «базовой» технической подготовки, на которой базовыми элементами техники владения клюшкой или мячом являются передача, ведение, обводка, бросок и удар [1-4].

Традиционным методикам технической подготовки более 40 лет, поэтому проблемой роста технического мастерства является укоренившаяся система обучения элементам техники. По мнению М. А. Вершинина и соавторов [5], необходим системный подход к разработке и совершенствованию методики тренировки технических действий в спортивных играх, что предполагает поиск и разработку новых решений.

Известны световые интерактивные панели и интерактивный пол, на который передается изображение, способное изменяться в зависимости от перемещений человека. Использование интерактивной компьютерной графики позволяет создать на поверхности интерактивного пола большое число динамичных световых эффектов [6].

Однако такие системы не предназначены для проведения спортивных тренировок.

Известен способ тренировки игроков и спортсменов со спортивным снарядом на игровом поле, включающий выполнение тренировки на поле с управляемой светодинамической подсветкой. При помощи светодинамической подсветки задают разрешенные зоны, в которых спортсмен должен находиться, удерживая спортивный снаряд, при этом непредсказуемо для спортсмена меняют положение, форму и площадь разрешенных зон. По возможности спортсмена постоянно находиться и удерживать спортивный снаряд в разрешенной зоне судят о росте спортивного мастерства спортсмена и об эффективности тренировок [7].

Недостатком способа является отсутствие возможности тренировки обводки с применением обманных движений спортсмена.

Близким по технической сущности к предлагаемому способу является способ, где тренировки спортсменов со спортивным снарядом осуществляются с помощью формирования светодинамических запрещенных зон, которые имитируют противодействие игроков-соперников и целенаправленно перемещаются, препятствуя передвижению спортсмена. Эти зоны реагируют на изменение направления движения спортсмена с заданной инерционностью, обусловленной задержкой перемещения из-за наличия времени сенсомоторной реакции игроков-соперников. Задача спортсмена - оценить смоделированную игровую ситуацию, соизмерить свои технические и скоростные возможности с динамикой перемещения запрещенных зон, выполнить обманные движения и совершить обводку запрещенных световых зон, имитирующих соперника [8].

Недостатком данного способа тренировки является грубая приближенность и ограниченность в имитации действия соперника.

Поэтому совершенствование методов тренировки, приближение их к условиям реальной игры остается по-прежнему актуальной задачей.

Неоспоримый факт, что эффектная обводка соперника является показателем высокого мастерства и опыта спортсмена, его умения видеть свои преимущества перед соперником и своевременно их использовать.

Технический результат, на достижение которого направлено заявляемое изобретение, заключается в повышении эффективности тренировки обводки путем моделирования игровых ситуаций с формированием игровых соперников - запрещенных световых зон с разносторонней инерционностью.

Технический результат достигается тем, что световым излучателем на игровом поле формируют световые зоны, являющиеся запрещенными для нахождения спортсмена, при этом световые зоны имитируют противодействие игроков-соперников и, целенаправленно перемещаясь, препятствуют передвижению спортсмена, реагируют на изменение направления его движения с заданной инерционностью, а спортсмен оценивает игровую ситуацию, выполняет обманные движения и совершает обводку запрещенных световых зон; все движения спортсмена снимают видеокамерой, видеоизображение передают в программно-аппаратный комплекс, который фиксирует передвижение спортсмена, попадание спортсмена и/или спортивного снаряда в запрещенную зону, причем новым является то, что тренер или спортсмен выбирает программу, задающую режим тренировки, при котором каждая запрещенная зона - световой соперник формируется программно-аппаратным комплексом из двух частей, показывающих условно переднюю и заднюю часть соперника;

передняя и задняя части запрещенной зоны отличаются друг от друга цветом или яркостью освещения и хорошо видны спортсмену;

скорость реагирования запрещенной зоны - ее инерционность действия со стороны передней и задней части задается аппаратно-программным комплексом с разными значениями;

инерционность запрещенной зоны со стороны передней части меньше, чем со стороны задней, имитирующей спину соперника;

каждая запрещенная зона вращается вокруг своего геометрического центра, скорость и направление ее вращения задаются программно-аппаратным комплексом непредсказуемо для спортсмена;

спортсмен оценивает смоделированную игровую ситуацию, соизмеряет свои возможности с динамикой перемещения и вращения выбранной запрещенной зоны и совершает ее обводку, с предпочтением обхода со стороны с наибольшей инерционностью;

при отсутствии ошибок - заступов спортсмена или попадания спортивного снаряда на запрещенную зону инерционность действия запрещенной зоны с одной стороны или обеих сторон уменьшают, а скорость их вращения увеличивают до тех пор, пока спортсмен не сможет безошибочно совершить обводку, выполняя данное упражнение;

по минимальной среднеарифметической величине инерционности передней и задней частей зоны, максимальной скорости ее вращения, при которой спортсмен, выполняя данное упражнение, не допускает ошибок, судят о технической подготовленности спортсмена и его зрительно-моторной координации.

Предлагаемый способ тренировки и оценки зрительно-моторной координации спортсмена в игровых видах спорта осуществляется следующим образом.

Тренер или спортсмен выбирает программу, задающую режим тренировки, при котором на игровом поле формируется одна или несколько запрещенных светодинамических зон, имитирующих противодействующих соперников. В зависимости от подготовленности спортсмена задается уровень инерционности противодействующих светодинамических зон, их количество, скорость их перемещения и уровень сложности тренировки. Для начинающих спортсменов количество предъявляемых запрещенных светодинамических зон и скорость их противодействия минимальны. Более подготовленным спортсменам предъявляют сложные задания с эффектом одновременного присутствия большого числа соперников, где программа интерактивного слежения трансформирует окружающую обстановку с высокой скоростью, приближая ее к условиям и скоростям реальных состязаний.

Каждая светодинамическая запрещенная зона в данном способе формируется программно-аппаратным комплексом из двух частей, которые разделены отрезком прямой с контрастной границей, разделяющей различные цвета или участки, разные по яркости освещения.

Одна из частей зоны условно отображает переднюю часть соперника, а другая - заднюю.

Условно оговоренная, задняя часть запрещенной зоны имитирует спину соперника. Она указывает направление наименьшей скорости реагирования - наибольшей инерционности запрещенной зоны.

Величина инерционности реагирования со стороны передней части зоны минимальна и отличается от величины инерционности реагирования задней части на заданную величину. Параметры инерционности по сторонам зон задаются программно-аппаратным комплексом.

Для приближения условий тренировки к реальным игровым условиям каждая запрещенная зона вращается вокруг своего геометрического центра. Скорость и направление, ритм изменения ее вращения задаются программно-аппаратным комплексом непредсказуемо для спортсмена.

Задача спортсмена - выполнить тренировочное задание, например поразить ворота соперника, выполнив обводку ближайших противодействующих запрещенных зон. При этом попадание снаряда или игрока на площадь запрещенной зоны считается ошибкой.

Движение противодействующих светодинамических зон, перекрывающих путь спортсмену, задается программно-аппаратным комплексом и может быть однотипным в простых упражнениях. В сложных упражнениях оно может быть встречным, и/или поперечным, и/или попутным противодействием, непредсказуемым для спортсмена.

Спортсмен, введенный в игровое состояние, оценивает смоделированную ситуацию на игровом поле, соизмеряет свои возможности с поставленной задачей, динамикой запрещенных зон и выбирает зоны для обводки. Совершая обводку, он старается максимально реализовать свое мастерство и по возможности обходит светового соперника со стороны его наибольшей инерционности.

Программно-аппаратный комплекс осуществляет видеорегистрацию локомоций спортсмена и фиксирует все ошибки при выполнении задания.

При отсутствии ошибок - заступов спортсмена или попадания спортивного снаряда на запрещенную зону, инерционность уменьшают, а скорость их вращения увеличивают до тех пор, пока спортсмен не сможет безошибочно совершить обводку.

По минимальной среднеарифметической величине инерционности передней и задней частей зоны, максимальной скорости ее вращения, при которой спортсмен не допускает ошибок, судят о его технической подготовленности и функциональном состоянии.

При осуществлении заявляемого способа могут использоваться известные технические решения и средства, для компьютерной обработки информации может быть использовано известное или оригинальное программное обеспечение.

Заявляемый способ позволяет повысить эффективность тренировки технических действий в игровых видах спорта, а также оценить зрительно-моторную координацию спортсменов на всех этапах их подготовки.

Данный способ дает возможность на качественно новом уровне организовать техническую подготовку спортсменов, где тренировка максимально вариабельна, приближена к реальным условиям состязаний и обладает эффектом присутствия активно противодействующих соперников. Предложенный способ позволяет интенсифицировать развитие спортсменов по требуемым характеристикам с учетом оценки текущей функциональной подготовленности игрока. Благодаря искусственно созданной среде, тренировочные задания выполняются на индивидуальном уровне сложности, с оптимальной скоростью и необходимым числом повторений до усвоения требуемого навыка. Сравнивая результаты показателей разновременных тренировок, можно оценить динамику развития технической подготовленности спортсмена и его зрительно-моторной координации.

Таким образом, заявляемый способ тренировки и оценки зрительно-моторной координации спортсмена в игровых видах спорта обладает новыми свойствами, обусловливающими получение положительного эффекта.

Источники информации

1. Суворов В.В. Индивидуальные типологические показатели технико-тактических действий футболистов 12-15 лет // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2007. - №6. - С. 85-89.

2. Рами 3. М.А. Возрастная дифференцировка состава критериев отбора юных спортсменов к специализации в мини-футболе // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 3: Педагогика и психология. - 2011. - №2. - С. 232-236.

3. Плотников В.В. Технико-тактическая подготовка хоккеистов на этапе углубленной специализации // Омский научный вестник. - 2012. - №5. - С. 211-214.

4. Быков А.В. Программированное обучение двигательным действиям в командных игровых видах спорта // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. - 2012. - №28. - С. 707-710.

5. Вершинин М.А., Корзун Д.Л., Москвичев Ю.Н. Сравнительный анализ технико-тактических действий юных футболистов // Фундаментальные исследования. - 2013. - №6-4. - С. 976-981.

6. Eagles Hi-Tech // Marketingpro. - 2009. - №3. - V. 52. - P. 76.

7. Патент 2444392 РФ, МПК А63В 69/00. Способ тренировки игроков и спортсменов / Афоныпин В.Е.; опубл. 10.03.12. Бюл. №7.

8. Патент 2492896 РФ, МПК А63В 71/00. Способ тренировки технических действий в игровых видах спорта / Афоныпин В.Е., Роженцов В.В.; опубл. 20.09.2013. Бюл. №26.

Способ тренировки и оценки зрительно-моторной координации спортсмена в игровых видах спорта, в котором световым излучателем на игровом поле формируют световые зоны, являющиеся запрещенными для нахождения спортсмена, при этом световые зоны имитируют противодействие игроков-соперников и, целенаправленно перемещаясь, препятствуют передвижению спортсмена, реагируют на изменение направления его движения с заданной инерционностью, а спортсмен оценивает игровую ситуацию, выполняет обманные движения и совершает обводку запрещенных световых зон; все движения спортсмена снимают видеокамерой, видеоизображение передают в программно-аппаратный комплекс, который фиксирует передвижение спортсмена, попадание спортсмена и/или спортивного снаряда в запрещенную зону, причем новым является то, что тренер или спортсмен выбирает программу, задающую режим тренировки, при котором каждая запрещенная зона - световой соперник - формируется программно-аппаратным комплексом из двух частей, показывающих условно переднюю и заднюю часть соперника; передняя и задняя части запрещенной зоны отличаются друг от друга цветом или яркостью освещения и хорошо видны спортсмену; скорость реагирования запрещенной зоны - ее инерционность действия со стороны передней и задней части - задается аппаратно-программным комплексом с разными значениями; инерционность запрещенной зоны со стороны передней части меньше, чем со стороны задней, имитирующей спину соперника; каждая запрещенная зона вращается вокруг своего геометрического центра, скорость и направление ее вращения задаются программно-аппаратным комплексом непредсказуемо для спортсмена; спортсмен оценивает смоделированную игровую ситуацию, соизмеряет свои возможности с динамикой перемещения и вращения выбранной запрещенной зоны и совершает ее обводку, предпочитая проход со стороны с наибольшей инерционностью; при отсутствии ошибок - заступов спортсмена или попадания спортивного снаряда на запрещенную зону, инерционность действия запрещенной зоны с одной стороны или обеих сторон уменьшают, а скорость их вращения увеличивают до тех пор, пока спортсмен не сможет безошибочно совершить обводку, выполняя данное упражнение; по минимальной среднеарифметической величине инерционности передней и задней частей зоны, максимальной скорости ее вращения, при которой спортсмен, выполняя данное упражнение, не допускает ошибок, судят о технической подготовленности спортсмена и его зрительно-моторной координации.



 

Похожие патенты:

Изобретение может применяться как аттракцион на различных спортивных праздниках, в домах отдыха, санаториях, в военно-морском флоте, на туристических водных лайнерах, так и тренажер для развития необходимых качеств в этом соревновании, а именно: выносливости, силы, тактической планировки и волевых качеств.

Тонкий аккумулятор содержит: аккумуляторный блок (11), имеющий элемент (112) генерирования электричества, содержащийся в элементе (111) внешней оболочки, который состоит из ламинированной пленки, включающей в себя слой (111c) на основе смолы и который имеет герметизированные внешние периферийные секции (113); и прокладки (12), которые, когда другой тонкий аккумуляторный блок размещается на тонком аккумуляторе, располагаются между внешними периферийными секциями и которые имеют крепежные секции (121) для закрепления аккумуляторного блока в предварительно определенном положении.

Изобретение относится к спортивным играм. В спортивной игре, заключающейся в перемещении по игровому полю игроков, имеющих оружие для стрельбы игровыми элементами, и стрельбе последними по игрокам "противника", стрельбу ведут по шлему-мишени игрока, выполненному с возможностью формирования в игровой системе сигнала попадания игрового элемента.

Изобретение относится к области спорта, в частности к стрельбе из охотничьего оружия. .

Изобретение относится к спортивным тренажерам, в частности для совершенствования баскетбольной техники, а именно для отработки броска по корзине. .

Изобретение относится к области спорта, в частности к футболу, а именно к тренировочным принадлежностям, способствующим повышению индивидуального мастерства. .

Изобретение относится к спортивным тренажерам и может быть использовано в тренировке спортсменов - баскетболистов, предназначено для обучения и совершенствования броска по корзине.

Изобретение относится к спортивным играм с мячом. .
Способ подготовки и тестирования спортсменов на игровом поле, где программно-аппаратным комплексом управляют заданным числом радиоуправляемых дронов, имеющих систему гироскопической ориентации в объеме игрового поля. При этом к каждому дрону, в его нижней части, закреплена юбка заданного размера, выполненная из эластичного материала, которая надувается воздушным потоком дрона и формирует объемную фигуру, имитирующую статичного или динамичного партнера, или соперника, или тренировочный инвентарь.
Наверх