Надувная лодка с пайолом и способ разборки лодки

Изобретение относится к области малого судостроения и может быть использовано в конструкции и способе эксплуатации надувной лодки. Надувная лодка включает корпус из эластичного материала с надувными бортами и разборный пайол, который состоит из носовой, центральной и кормовых секций, снабженных соединительными профилями для разъемного соединения. Центральная секция выполнена из сегментов трапециевидной в плане формы. Для разборки надувной лодки, конструкция которой включает корпус из эластичного материала с надувными бортами и разборный пайол из носовой, центральных и кормовых секций, центральная секция выполнена из сегментов трапециевидной формы. При пайоле спускают воздух из надувных бортов, разбирают пайол и складывают эластичный материал лодки. Сначала разбирают пайол, при этом удаляют с днища кормовые секции, затем выводят из состояния расклинивания и удаляют сегменты центральной секции и, в последнюю очередь, носовую секцию, затем спускают воздух из бортов и складывают эластичный материал лодки. Достигается возможность удаления пайола без сдувания бортов надувной лодки и повышение удобства обслуживания лодки. 2 н. и 3 з.п. ф-лы, 2 ил.

 

Изобретения относятся к области малого судостроения и могут быть использованы в конструкции и способе эксплуатации надувной лодки.

Под термином «пайол» понимается съемный настил для установки на днище надувной лодки.

Пайол (слань, настил) служит для придания корпусу надувной лодки продольной и поперечной жесткости и образования устойчивой опоры под ногами пассажира. Большинство пайолов выполняют разборными из секций, установленных поперек оси симметрии лодки. Секции пайола изготавливают из фанеры, алюминиевого сплава или полимерного материала. Пайол зажимается между днищем лодки и надутыми бортами, (см.: Королев А.Н., Жохов В.П. Надувные лодки. Л.: Судостроение, 1989 г., стр. 83-84).

Из описания патента RU 136413 U1, МПК В63В 7/08, опубл. 10.01.2014 г., известна конструкция надувной лодки, включающая корпус из эластичного материала с надувными бортами, соединенными эластичным днищем, продольные стрингеры и разборный пайол, состоящий из носовой, центральной и кормовой секций, снабженных соединительными профилями для разъемного соединения. Различные соединительные профили для стыковки секций разборного пайола лодки, в том числе описанные в патенте RU 136413 U1, производит ООО «КОНТИНЕНТ-АЛ» (RU), см. официальный Интернет-сайт по адресу: http://www.continent-al.ru/.

Лодку, конструкция которой приведена в описании патента RU 136413 U1, можно разобрать только следующим способом, который продиктован особенностью ее конструкции.

Сдувают борта лодки. При этом секции пайола освобождаются от зажима со стороны бортов. Затем вынимают секции пайола и сворачивают корпус лодки.

Заметим, что продольные стрингеры не являются обязательной частью конструкции надувных лодок. В частности, из описания патента RU 155210 U1, МПК В63В 7/08, опубл. 27.09.2015 г., известна конструкция надувной лодки, включающая в себя корпус из эластичного материала с надувными бортами, соединенными эластичным днищем, и разборный пайол.

Из описания патента RU 2247054, МПК В63В 7/08, опубл. 27.02.2005 г. известна конструкция надувной лодки, включающая в себя корпус из эластичного материала с надувными бортами, соединенными эластичным днищем, продольные стрингеры и разборный пайол, состоящий из носовой, центральной и кормовой секций, разъемно соединенных отрезками профиля.

В описании патента RU 2247054 указан также способ разборки лодки, при котором стравливают воздух из бортов, вынимают стрингеры, затем вынимают поочередно центральную секцию настила, а затем носовую и кормовую секции, борта лодки укладывают на днище, после чего лодку сворачивают в скатку по длине, начиная с кормовой части.

Техническая проблема, которая присуща известным конструкциям надувных лодок, заключается в невозможности извлечения носовой и центральных секций пайола из надувной лодки, если борта лодки надуты.

Из-за наличия этой проблемы увеличивается трудоемкость обслуживания лодки, а именно мойки наружной и внутренней поверхностей днища после использования лодки в водоеме.

Перед извлечением лодки на берег с целью транспортировки по суше или хранения ее с наружной и внутренней поверхностей днища, а также секций пайола необходимо смыть песок, грязь, ил, водоросли, другой мусор. Для выполнения этой операции секции пайола необходимо извлечь из лодки перед мойкой лодки.

Если сдуть борта лодки для извлечения пайола, как это предусмотрено инструкциями на надувные лодки, после извлечения пайола борта придется снова надувать, поскольку мыть лодку со сдутыми бортами чрезвычайно неудобно.

Указанная выше техническая проблема также обуславливает выполнение пользователем жестко заданного порядка сборки или разборки надувной лодки. Неискушенный пользователь, к примеру, может забыть вставить секции пайола до того, как накачает борта лодки. Для установки секций пайола пользователь должен будет снова сдуть борта.

За ближайший аналог заявляемой надувной лодки принята конструкция, известная из описания указанного выше патента RU 2247054. Конструкция надувной лодки включает в себя корпус из эластичного материала с надувными бортами, соединенными эластичным днищем, и разборный пайол, состоящий из носовой, центральной и кормовых секций, снабженных соединительными профилями для разъемного соединения.

Недостатком конструкции ближайшего аналога является невозможность извлечения носовой и центральных секций пайола из лодки или установки их в лодку с накачанными бортами.

За ближайший аналог заявляемого способа разборки принят способ, приведенный в описании указанного выше патента RU 2247054, при котором спускают воздух из надувных бортов, вынимают секции пайола, после чего складывают эластичный материал лодки.

Технические результаты, на достижение которых направлены изобретения, заключаются в возможности удаления пайола без сдувания бортов надувной лодки и повышении удобства обслуживания лодки.

Указанные выше технические результаты достигаются в конструкции надувной лодки, включающей в себя корпус из эластичного материала с надувными бортами, соединенными эластичным днищем, и разборный пайол, состоящий из носовой, центральной и кормовых секций, снабженных соединительными профилями для разъемного соединения.

Указанные технические результаты достигаются тем, что центральная секция выполнена из сегментов трапециевидной в плане формы. При этом сегменты центральной секции могут быть снабжены соединительными профилями для разъемного соединения между собой. Центральная секция может состоять из нескольких ярусов, при этом каждый ярус выполняют из сегментов трапециевидной в плане формы. Кормовые секции при этом предпочтительно выполнить в виде планок, имеющих меньшую ширину, чем ширина сегмента центральной секции.

Выполнение сегментов центральной секции пайола трапециевидной в плане формы позволяет легко извлекать секции пайола из надувной лодки, даже если борта лодки полностью надуты.

На Фиг. 1, 2 показан вариант реализации конструкции надувной лодки, в котором центральная секция пайола состоит из двух ярусов, каждый из которых, в свою очередь, составлен из двух сегментов трапециевидной в плане формы. Для специалистов понятно, что центральная секция пайола может включать один или несколько ярусов, а количество сегментов трапециевидной формы в ярусе также может быть разным, например, ярус может быть составлен из двух, трех, четырех и т.д. сегментов трапециевидной формы.

Благодаря изменениям в конструкции лодки становится возможным извлечение пайола без сдувания бортов и мойка корпуса надувной лодки после ее использования на водоеме. Также становится возможной установка пайола на днище лодки при полностью надутых бортах.

Указанные выше новые возможности позволяют сделать обслуживание надувной лодки менее трудоемким и более удобным.

Указанные технические результаты достигаются также в способе разборки надувной лодки, включающей в себя корпус из эластичного материала с надувными бортами, соединенными эластичным днищем, и разборный пайол, состоящий из носовой, центральной и кормовых секций, выполненные из сегментов, при котором спускают воздух из надувных бортов, разбирают пайол и складывают эластичный материал лодки.

Указанные технические результаты достигаются в способе разборки надувной лодки тем, что сначала разбирают пайол, при этом удаляют с днища кормовые секции, затем выводят из состояния расклинивания и удаляют сегменты центральной секции и, в последнюю очередь, носовую секцию, затем спускают воздух из бортов и складывают эластичный материал лодки. При этом после удаления пайола поверхности корпуса лодки могут мыть, не спуская воздух из бортов.

Изобретение поясняется следующими изображениями. На Фиг. 1 изображена надувная лодка в сборе с пайолом; На Фиг. 2 изображены секции пайола.

Позициями на Фиг. 1-2 обозначены:

1 - носовая секция пайола;

2 - центральная секция пайола;

3 - кормовая секция пайола;

4 - соединительный профиль;

5 - продольный стрингер;

6 - продольный стрингер;

7 - отверстие для воздушного клапана кильсона лодки;

8 - сегмент центральной секции пайола;

9 - сегмент центральной секции пайола;

10 - надувной борт лодки;

11 - выемка под стрингер.

Изобретения могут быть успешно реализованы в конструкции надувной лодки с пайолом, включающей в себя носовую секцию 1, центральную секцию 2 и кормовые секции 3, снабженные соединительными профилями 4.

Для реализации изобретений выполняют следующие изменения в конструкции лодки.

Центральную секцию пайола 2 выполняют составной из сегментов 8 трапециевидной в плане формы, которые стыкуются между собой под острым углом к оси симметрии днища.

В предпочтительном исполнении сегменты 8 снабжают соединительными профилями 4 для разъемного соединения между собой. В сегментах 8 центральной секции 2 могут быть выполнены выемки под продольные стрингеры лодки.

Продольные стрингеры 5, 6 могут быть выполнены, например, из алюминиевого сплава или полимерного материала.

Сегменты 8 могут быть выполнены, например, из водостойкой многослойной фанеры, полимерного материала или алюминиевого сплава.

Соединительные профили могут быть выполнены, например, из алюминиевого сплава или полимерного материала.

Вариант реализации соединительных профилей, стыкующихся по принципу выступ-паз, описан в патенте RU 136413 U1, что не исключает применение соединительных профилей другого вида.

Соединительные профили неразъемно присоединяют к кромкам сегментов, например, с помощью клеевого соединения или заклепок.

Если надувная лодка имеет значительную протяженность, центральная секция пайола может быть составлена из нескольких ярусов; при этом каждый ярус выполняют из сегментов трапециевидной в плане формы, которые стыкуются между собой под острым углом к продольной оси симметрии днища надувной лодки.

Кормовые секции 3 выполняют в виде планок, имеющих меньшую ширину, чем ширина сегмента центральной секции, что облегчает сборку и разборку пайола.

Кормовые секции 3 могут быть снабжены средствами для облегчения их извлечения из лодки, например, выемками для зацепления пальцами руки.

Кормовые секции могут быть соединены между собой и с центральной секцией стрингерами 6, как это показано на Фиг. 1.

При сборке надувной лодки пайол устанавливают на эластичное днище лодки независимо от того, надуты борта лодки, приспущены или спущены полностью, следующим образом.

Носовую секцию 1 задвигают в носовую часть днища лодки.

Затем устанавливают один из сегментов 8 (яруса) центральной секции.

Следующий сегмент 8 центральной секции задвигают вдоль линии стыковки, расположенной под острым углом к оси симметрии днища. При полностью задвинутом сегменте 8 сегменты (яруса) центральной секции оказываются расклинены между продольными стрингерами, которые, в свою очередь, упираются в борта лодки.

После установки первого яруса центральной секции 2 устанавливают сегменты 9 следующего яруса центральной секции 2.

Затем устанавливают кормовые секции 3, выполненные в виде планок, которые при установке расклинивают сегменты центральной секции и поджимают носовую секцию.

Снятие пайола выполняют в обратной последовательности независимо от того, надуты борта лодки, приспущены или спущены полностью. Извлекают кормовые секции пайола.

Вытягивают один из сегментов 9 (яруса) центральной секции 2, выводя из расклинивания сегменты 9.

Как только сегмент 9 подастся в направлении кормы, за счет трапециевидной формы сегментов 9 усилие, необходимое для извлечения сегмента, резко уменьшается.

Удаляют все сегменты (ярусов) центральной секции 2.

В последнюю очередь из лодки удаляют носовую секцию пайола.

Следует заметить, что на некоторых лодках носовую секцию пайола также выполняют составной, что не меняет сущности заявленных технических решений.

Разборку надувной лодки в соответствии с заявленным способом выполняют следующим образом.

Разбирают пайол, удаляя с днища лодки последовательно кормовые секции, затем сегменты центральной секции и, в последнюю очередь, носовую секцию.

При необходимости моют корпус надувной лодки и секции пайола в водоеме.

Затем вытаскивают лодку на берег водоема, спускают воздух из бортов и складывают эластичный материал лодки и секции пайола.

Используют надувную лодку известным из уровня техники способом.

Проведенные патентные исследования подтвердили мировую новизну и наличие изобретательского уровня изобретений.

Испытания опытного образца надувной лодки подтвердили промышленную применимость изобретений и их соответствие заявленным техническим результатам.

1. Надувная лодка, включающая корпус из эластичного материала с надувными бортами, соединенными эластичным днищем, и разборный пайол, состоящий из носовой, центральной и кормовых секций, снабженных соединительными профилями для разъемного соединения, отличающаяся тем, что центральная секция выполнена из сегментов трапециевидной в плане формы.

2. Лодка по п.1, отличающаяся тем, что центральная секция составлена из нескольких ярусов, каждый из которых выполнен из сегментов трапециевидной в плане формы.

3. Лодка по п.1, отличающаяся тем, что кормовые секции выполнены в виде планок, имеющих меньшую ширину, чем ширина сегмента центральной секции.

4. Способ разборки надувной лодки, конструкция которой включает корпус из эластичного материала с надувными бортами, соединенными эластичным днищем, и разборный пайол из носовой, центральных и кормовых секций, причем центральная секция выполнена из сегментов трапециевидной формы, при котором спускают воздух из надувных бортов, разбирают пайол и складывают эластичный материал лодки, отличающийся тем, что сначала разбирают пайол, при этом удаляют с днища кормовые секции, затем выводят из состояния расклинивания и удаляют сегменты центральной секции и, в последнюю очередь, носовую секцию, затем спускают воздух из бортов и складывают эластичный материал лодки.

5. Способ по п.4, отличающийся тем, что после удаления пайола поверхности корпуса лодки моют, не спуская воздух из бортов.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к судостроению, в частности к надувным гидроциклам. Надувной гидроцикл со стационарным транцем содержит центральный несущий баллон и U-образный бортовой баллон.

Изобретение относится к маломерному судостроению и к судам специального назначения, которые состоят из четырех видов усилительной надувной конструкции. В первом виде для усиления надувных конструкций включают оболочечную конструкцию, которая напряжена избыточным давлением рабочей среды и в которую по оси симметрии закрепляют надувную плоскую ферму.

Изобретение относится к маломерному судостроению и состоит из четырех вариантов конструкции. Для изготовления надувного дна судна, с внутренней стороны которого, вдоль оси симметрии, на материал, формирующий днище и палубу, закрепляют внутренние перегородки.

Изобретение относится к маломерному судостроению, в частности к технологии изготовления надувного днища для надувной моторной лодки, и может использоваться для создания быстроходных надувных моторных лодок с высокими мореходными качествами.

Изобретение относится к судостроению, а именно к надувным моторным лодкам с жестким корпусом днища класса RIB. Складная надувная моторная лодка с жестким корпусом днища состоит из надувного жесткого корпуса днища, плоского надувного жесткого пайола, транца и надувного бортового баллона.

Группа изобретений относится к маломерному судостроению, а именно к надувным корпусным судам. Варианты четырех двухкорпусных надувных маломерных судов имеют надувные борта и надувное днище.

Изобретение относится к судостроению, а именно к надувным лодкам. Лодка имеет продольное направление и содержит первую оконечность, два боковых надувных баллона, которые продолжаются в продольном направлении лодки, и надувной корпус, который расположен между двумя боковыми надувными баллонами.

Изобретение относится к маломерному судостроению, а именно к надувным многокорпусным судам. Моторное маломерное судно катамаранного типа содержит U-образный корпус.

Изобретение относится к маломерным надувным судам с надувным килевым дном, в частности к конструкции надувного днища. Получение надувного эластичного днища килеобразной формы маломерного надувного судна, по которому в качестве средства создают килеобразную форму днища и используют формообразующие перегородки.

Изобретение относится к индивидуальным спасательным средствам малого класса для спасения на воде и предназначено для спасения человека при кораблекрушении. Предлагаемый спасательный плот представляет собой наполняемую пеной легкую конструкцию, выполненную в виде надувной лодки с суженными и высоко поднятыми носовой и кормовой оконечностями, между которыми располагается прозрачный двухскатный полог.
Наверх