Смазка многоцелевая пластичная антифрикционная

Изобретение относится к смазке многоцелевой пластичной антифрикционной, предназначенной для всех видов оборудования, испытывающего высокие удельные или ударные нагрузки (для подшипников качения и скольжения, зубчатых передач и муфт) и работоспособна в диапазоне температур от -30 до +120°С в условиях высокой влажности и кислотности. Технической задачей предлагаемого изобретения является создание универсальной смазки многоцелевого назначения на основе смеси высокоочищенных минеральных базовых масел, обладающей высокими низкотемпературными и смазывающими свойствами, работающей при низких температурах окружающей среды и сохраняющей свои эксплуатационные характеристики при высоких температурах в тяжелонагруженных узлах трения механизмов от -30 до +120°С в условиях высокой влажности и кислотности. Смазка многоцелевая универсальная антифрикционная содержит литиевое мыло 12-оксистеариновой кислоты, смесь минеральных масел и смесь присадок, включающую антиокислительную присадку, при этом она дополнительно содержит Хайтек 343 или Англамол-99 в качестве антифрикционной присадки, содержащей фосфор, серу и азот, и диалкилдитиофосфат цинка - в качестве антикоррозионной противоизносной присадки, а в качестве антиокислительной присадки - Агидол-1, Нафтам-2, Дифениламин, при этом в качестве смеси масел - содержит смесь высокоочищенных минеральных базовых масел, состоящую из компонента масел остаточного и компонента масел низкозастывающего, взятых в соотношении 4:1, при следующем соотношении компонентов, мас.%:

- литиевое мыло 12-оксистеариновой кислоты 12-17 - Агидол-1, Нафтам-2 или Дифениламин 0,5-1,0 - диалкилдитиофосфат цинка 2,0-3,0 - Хайтек 343 или Англамол-99 1,5-2,5 - смесь высокоочищенных минеральных базовых масел остальное

2 табл.

 

Изобретение относится к смазке многоцелевой пластичной антифрикционной, предназначенной для всех видов оборудования, испытывающего высокие удельные или ударные нагрузки (для подшипников качения и скольжения, зубчатых передач и муфт) и работоспособна в диапазоне температур от -30 до +120°С в условиях высокой влажности и кислотности.

Известны импортные смазки многоцелевого назначения серии ЕР, например Shell Gadus S2 V220, фирмы «Shell oil», Mobilux ЕР, фирмы «Exxonmobil», FUCHS Renolit ЕР компании «FUCHS», полученные на основе высококачественного минерального масла, литиевого загустителя (12-гидроксистеарат лития) и присадок. В настоящее время в сложившейся экономической ситуации применение их затруднено из-за их стоимости и требуется их замена менее дорогими отечественными смазками, не уступающими импортным по техническим характеристикам.

Известна отечественная смазка многоцелевого назначения ФИОЛ-2, включающая литиевое мыло 12-оксистеариновой кислоты, смесь масел и смесь присадок (см. В.В. Синицын, Справочник, «Пластичные смазки в СССР», Москва, Химия, 1984 г., с. 48).

В качестве смеси масел используют масло веретенное АУ - 21,5 мас.% и масло индустриальное И-50А - 65 мас.% В качестве смеси присадок используют антиокислительную присадку Нафтам-2 - 0,7 мас.%, вязкостную присадку П-20 - 3,5 мас.% и антикоррозионные и другие присадки. Известная смазка водостойкая, работоспособна при температуре от -40 до +120°С.

Известная смазка имеет низкие температуру каплепадения и трибологические свойства (в частности - нагрузку сваривания). Кроме того, использование вязкостной присадки П-20, содержащей полиизобутиленовый загуститель приводит к значительному удорожанию смазки, что является ее недостатком.

Наиболее близкой по составу, принятой в качестве прототипа, является антифрикционная многоцелевая водостойкая смазка Литол-24, содержащая литиевое мыло 12-оксистеариновой кислоты, смесь минеральных масел и смесь присадок, включая антиокислительную присадку (см. ГОСТ 21150-87. Смазка Литол - 24. Технические условия).

В качестве смеси масел в известной смазке используют масло базовое селективной очистки М-20 и масло индустриальное И12А. В качестве смеси присадок используют загущающую присадку КП-10 и антиокислительную присадку Нафтам-2 или Борин.

Известная смазка предназначена для применения в узлах трения колесных и гусеничных транспортных средств, промышленного оборудования и судовых механизмах различного назначения, работающих при температурах от -40 до +120°С (кратковремнно до +130°С).

Недостатком известной смазки является низкие температура каплепадения и трибологические характеристики, что ограничивает применение смазки Литол-24 в тяжелонагруженных узлах трения.

Технической задачей и техническим результатом предлагаемого изобретения является создание универсальной смазки многоцелевого назначения на основе смеси высокоочищенных минеральных базовых масел, обладающей высокими низкотемпературными и смазывающими свойствами, работающей при низких температурах окружающей среды и сохраняющей свои эксплуатационные характеристики при высоких температурах в тяжелонагруженных узлах трения механизмов от -30 до +120°С в условиях высокой влажности и кислотности.

Технический результат достигается тем, что смазка многоцелевая универсальная антифрикционная содержит литиевое мыло 12-оксистеариновой кислоты, смесь минеральных масел и смесь присадок, включающую антиокислительную присадку, при этом она дополнительно содержит Хайтек 343 или Англамол-99 в качестве антифрикционной присадки, содержащей фосфор, серу и азот, и диалкилдитиофосфат цинка - в качестве антикоррозионной противоизносной присадки, а в качестве антиокислительной присадки - Агидол-1, Нафтам-2, Дифениламин, при этом в качестве смеси масел - содержит смесь высокоочищенных минеральных базовых масел, состоящую из компонента масел остаточного и компонента масел низкозастывающего, взятых в соотношении 4:1, при следующем соотношении компонентов, мас.%:

- литиевое мыло 12-оксистеариновой кислоты 12-17
- Агидол-1, Нафтам-2 или Дифениламин 0,5-1,0
- диалкилдитиофосфат цинка 2,0-3,0
- Хайтек 343 или Англамол-99 1,5-2,5
-смесь высокоочищенных минеральных базовых масел остальное

Предлагаемая смазка многоцелевая универсальная антифрикционная, созданная на основе высокоочищенных минеральных масел, полученных гидрокаталитическим путем (СТО 00148599-029-2013. Компоненты масел. Технические условия), обладает улучшенными низкотемпературными характеристиками, обеспечивающими отличную прокачиваемость при низких температурах и улучшенные противоизносные свойства.

Смесь масел включает компонент масел остаточный, например, вид 1 или вид 4, которые имеют низкую вязкость по сравнению с видом 2 и видом 3, и компонент масел низкозастывающий, например, вид 3 или вид 4, которые имеют низкую температуру замерзания -45 и -55°С соответственно, по сравнению с видом 1 и видом 2 взятые в соотношении 4:1. Компонент масел низкозастывающий позволяет получить смазочный материал, обладающий отличными свойствами при низких температурах и в то же время сохраняющий достаточно высокие смазочные свойства и при высоких эксплуатационных температурах.

Смесь масел обладает стабильными свойствами, в частности высокой приемистостью к присадкам, обеспечивая эффективность их действия, а также хорошими смазочными свойствами, обеспечивая гидродинамический режим смазывания в эксплуатационных условиях в широком диапазоне рабочих температур.

Использование указанной смеси масел позволяет достичь оптимального результата по вязкостно-температурным и фрикционным характеристикам смазки. Применение остаточного компонента высокой степени очистки, полученного по традиционной схеме из нефтяного гудрона (деасфальтизация, селективная очистка и депарафинизация), обладающего высокой кинематической вязкостью при 100°С (18-25 сСт) и хорошими смазывающими свойствами, и низкозастывающего компонента низкой вязкости (2,5-3,7 сСт), полученного гидрокаталитическим способом из дистиллятного рафината и низкой температурой застывания обеспечивают в смазке оптимальную прокачиваемость и вязкость эффективную при -30°С в пределах 1500-1900 Па⋅с.

Кроме того, она содержит литиевое мыло 12-оксистеариновой кислоты - 12-17 мас.%, антиокислительную присадку - 0,5-1,0 мас.%, в качестве которой используют Дифениламин, Агидол-1 (4-метил-2,6-ди-трет-бутилфенол) или Нафтам-2, противоизносную и антикоррозионную присадку - диалкилдитиофосфат цинка - 2,0-3,0 мас.% и антифрикционную присадку, содержащую фосфор, серу и азот - 1,5-2,5 мас.%, в качестве которой используют Хайтек 343 или Англамол-99.

За счет использования эффективного состава присадок противоизносной и антикоррозионной присадки - диалкилдитиофосфата цинка и антифрикционной присадки, содержащей фосфор, серу и азот, улучшают смазывающие свойства, а за счет оптимального соотношения литиевого мыла 12-оксистеариновой кислоты и смеси высокоочищенных минеральных базовых масел получают улучшенные противоизносные свойства.

Использование литиевого мыла 12-оксистеариновой кислоты в качестве основного загущающего компонента повышает прочностные свойства и стабильность смазки при нагрузках.

Предлагаемую смазку готовят путем омыления 12-оксистеариновой кислоты гидроокисью лития, в присутствии воды и дисперсионной среды, состоящей из смеси высокоочищенных минеральных базовых масел, последующей выпарки воды и термообработки при нагревании до температуры 200-210°С с последующим разбавлением до необходимой консистенции смесью высокоочищенных минеральных базовых масел и гомогенизацией полученного состава.

Проведение процесса омыления в дисперсионной среде по сравнению с использованием готового мыла дает более прочные межмолекулярные связи в основе смазки, что повышает ее стабильность при длительных нагрузках.

Для выявления преимущества предлагаемой смазки по отношению к прототипу были проведены соответствующие испытания специально приготовленных образцов. Испытания осуществлены на основании утвержденных в установленном порядке методик по следующим показателям:

- температура каплепадения, определяемая по ГОСТ 6793. Нефтепродукты. Метод определения температуры каплепадения;

- вязкость эффективная, определяемая по ГОСТ 7163-84. Нефтепродукты. Метод определения вязкости автоматическим капиллярным вискозиметром;

- нагрузка сваривания, определяемая по ГОСТ 9490-75. Материалы смазочные жидкие и пластичные. Метод определения трибологических характеристик на четырехшариковой машине:

- гарантированный диапазон рабочих температур, определяли тремя методами:

- методом испытания на машине CKF ROF+ определяли верхний предел рабочих температур пластичных смазок;

- методом DIN 51.805. Определение параметров текучести под давлением для смазочных материалов;

- методом ASTM D 1478. Определение низкотемпературного момента вращения (метод Kesternich).

В таблице 1 приведен состав образцов предлагаемой смазки, приготовленных для испытаний.

В таблице 2 представлены результаты испытаний в виде перечня свойств образцов смазки в сравнении с прототипом.

Данные таблицы 2 показывают, что заявляемый состав предлагаемой смазки превосходит прототип по показателям, а именно по широте температурного диапазона применения, выше температура каплепадения, улучшены противоизносные свойства за счет применения в предлагаемом составе смеси высокоочищенных минеральных базовых масел и эффективной композиции антифрикционных присадок.

Смазка многоцелевая универсальная антифрикционная предлагаемого состава является непременным условием правильного и эффективного функционирования любого узла трения современных транспортных средств, промышленного, строительного и судового оборудования. Увеличение содержания литиевого мыла (обр. 1) приводит к увеличению вязкости (и, соответственно, ухудшению прокачиваемости), снижение содержания литиевого мыла приводит к уменьшению температуры каплепадения. В обоих случаях ухудшаются смазывающие свойства.

Высокая технологичность производства заявляемого состава смазки, применение высококачественного состава минеральных масел, позволяет изготавливать ее в промышленных масштабах, обеспечивая стабильно высокое качество готового продукта при низкой стоимости продукта.

Смазка многоцелевая универсальная антифрикционная, включающая литиевое мыло 12-оксистеариновой кислоты, смесь минеральных масел и смесь присадок, включающую антиокислительную присадку, отличающаяся тем, что она дополнительно содержит Хайтек 343 или Англамол-99 в качестве антифрикционной присадки, содержащей фосфор, серу и азот, и диалкилдитиофосфат цинка - в качестве антикоррозионной противоизносной присадки, а в качестве антиокислительной присадки - Агидол-1, Нафтам-2, Дифениламин, при этом в качестве смеси масел - содержит смесь высокоочищенных минеральных базовых масел, состоящую из компонента масел остаточного и компонента масел низкозастывающего, взятых в соотношении 4:1, при следующем соотношении компонентов, мас.%:

- литиевое мыло 12-оксистеариновой кислоты 12-17
- Агидол-1, Нафтам-2 или Дифениламин 0,5-1,0
- диалкилдитиофосфат цинка 2,0-3,0
- Хайтек 343 или Англамол-99 1,5-2,5
- смесь высокоочищенных минеральных базовых масел остальное



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области смазочных композиций для трансмиссий летательных аппаратов, в частности для смазки трансмиссий винтов вертолетов. Трансмиссионная смазочная композиция содержит базовый состав на основе полиальфаолефинового масла, включающий сложный эфир двухосновной кислоты, загущающую присадку и пакет присадок, включающий антиокислительные присадки в виде фенил-альфа-нафтиламина и 4-метил-2,6-ди-трет-бутилфенола, серуфосфоросодержащую присадку и антипенную присадку.

Настоящее изобретение относится к композиции консистентной смазки, характеризующейся высокой износостойкостью. Композиция консистентной смазки содержит базовое масло, загуститель и поли(мет)акрилат, содержащий гидроксильные группы, причем указанный загуститель представляет собой мочевиновое соединение, полученное в результате проведения реакции между изоцианатом и первичным амином, и указанный поли(мет)акрилат, содержащий гидроксильные группы, представляет собой сополимер, включающий в качестве составных мономеров алкил(мет)акрилат, содержащий C1-20 алкильную группу, и винильный мономер, содержащий гидроксильную группу.

Изобретение относится к области машиностроения и производства смазочных материалов и может быть использовано для введения в моторные, трансмиссионные, индустриальные масла и пластичные смазки.

Предлагаемое изобретение относится к смазке многоцелевой универсальной высокотемпературной, предназначенной для применения в узлах трения нагруженного промышленного оборудования, современных транспортных средств, промышленного, строительного и судового оборудования, работающего при температуре от -35°С до +160°С, в условиях высокой влажности и кислотности.

Предложена смазочная пленкообразующая композиция, содержащая в своем составе: от 40 до 80 мас.% основного масла, состоящего из одного или более веществ, выбранных из сложного эфира пентаэритрита и жирной кислоты и сложного эфира триметилолпропана и жирной кислоты; от 5 до 20 мас.% затвердевающего вещества, состоящего из парафинового воска; и от 10 до 40 мас.% твердого смазочного вещества, состоящего из одного или более веществ, выбранных из соли щелочного металла и гидроксистеариновой кислоты; и соли щелочноземельного металла и гидроксистеариновой кислоты.
Настоящее изобретение относится к смазочной композиции для четырехтактного или двухтактного судового двигателя, содержащей по меньшей мере одно базовое масло для судового двигателя, по меньшей мере один олефиновый сополимер, по меньшей мере один сополимер стирол/гидрированный изопрен, по меньшей мере один сложный эфир глицерина и по меньшей мере один детергент, использование которой способствует экономии топлива и которая имеет хорошие характеристики в отношении чистоты двигателя, в частности чистоты картера.

Изобретение относится к составу пластичных смазок, предназначенных для тяжелонагруженных узлов трения, работающих при высоких температурах, во влажных и агрессивных средах, и может быть использовано в нефтегазовой, металлургической, автомобильной отраслях промышленности.

Изобретение относится к смазочным материалам, в частности к пластичным смазкам, которые могут быть использованы в узлах трения колесных и гусеничных транспортных средств промышленного оборудования и судовых механизмах различного назначения, работающих в интервале температур от минус 60°С (кратковременно от минус 65°С) до 150°С.

Изобретение относится к водорастворимому смазочному агенту для обработки металлов, содержащему компонент А, компонент В, компонент С и компонент D, где компонент А представляет собой минеральное масло, которое обладает характеристической температурой, измеренной в соответствии с JIS K2242, 570°С или выше, и содержится в количестве 10% мас.

Изобретение относится к области нефтехимии, в частности к составам углеводородных смазок, применяемых для консервации и защиты от коррозии механизмов и приборов при хранении на длительный срок.

Изобретение относится к области смазочных композиций для трансмиссий летательных аппаратов, в частности для смазки трансмиссий винтов вертолетов. Трансмиссионная смазочная композиция содержит базовый состав на основе полиальфаолефинового масла, включающий сложный эфир двухосновной кислоты, загущающую присадку и пакет присадок, включающий антиокислительные присадки в виде фенил-альфа-нафтиламина и 4-метил-2,6-ди-трет-бутилфенола, серуфосфоросодержащую присадку и антипенную присадку.

Предлагаемое изобретение относится к смазке многоцелевой универсальной высокотемпературной, предназначенной для применения в узлах трения нагруженного промышленного оборудования, современных транспортных средств, промышленного, строительного и судового оборудования, работающего при температуре от -35°С до +160°С, в условиях высокой влажности и кислотности.
Настоящее изобретение относится к смазочной композиции для четырехтактного или двухтактного судового двигателя, содержащей по меньшей мере одно базовое масло для судового двигателя, по меньшей мере один олефиновый сополимер, по меньшей мере один сополимер стирол/гидрированный изопрен, по меньшей мере один сложный эфир глицерина и по меньшей мере один детергент, использование которой способствует экономии топлива и которая имеет хорошие характеристики в отношении чистоты двигателя, в частности чистоты картера.

Изобретение относится к водорастворимому смазочному агенту для обработки металлов, содержащему компонент А, компонент В, компонент С и компонент D, где компонент А представляет собой минеральное масло, которое обладает характеристической температурой, измеренной в соответствии с JIS K2242, 570°С или выше, и содержится в количестве 10% мас.

Изобретение относится к промывочным маслам, которые используются в дизельных двигателях внутреннего сгорания при проведении регламентной замены моторного масла, в частности промывки масляной системы двигателя.

Настоящее изобретение относится к композиции смазочного масла, содержащей смесь: (A) углеводорода в качестве компонента с низкой вязкостью, причем кинематическая вязкость при 40°C указанного компонента с низкой вязкостью находится в диапазоне от 5 до 500 мм2/с, (B) полиалкиленгликоля (PAG) в качестве компонента с высокой вязкостью, в котором массовое отношение кислород/углерод находится в диапазоне от 0,450 до 0,580, причем кинематическая вязкость при 100°C указанного компонента с высокой вязкостью находится в диапазоне от 2,5 до 100 мм2/с, и (C) соединения, используемого в качестве регулирующего компонента, в котором отношение кислород/углерод находится в диапазоне от 0,080 до 0,350, причем указанный регулирующий компонент представляет собой соединение, содержащее алифатический сложный эфир, причем углеродная цепь, отличная от цепи в сложноэфирной группе, составляет от С4 до С18.

Настоящее изобретение относится к композиции смазочного масла, содержащего: (A) базовое масло, кинематическая вязкость которого при 100°С находится в диапазоне от 1,4 до 6 мм2/с, (B) от 250 до 2000 ч./млн.

Настоящее изобретение относится к смазочной композиции, содержащей: (а) одно или несколько полиалкиленгликолевых базовых масел, представляющих собой сополимеры бутиленоксида и пропиленоксида, (б) по меньшей мере один детергент, выбранный из салицилатов или фенолятов, в количестве от 0,2 до 2 мас.%, где полиалкиленгликолевое(ые) базовое(ые) масло(а) (а) получено(ы) в результате реакции по меньшей мере одного спирта, содержащего от 8 до 20 атомов углерода, и смеси бутиленоксида и пропиленоксида, причем указанная смесь имеет массовое соотношение бутиленоксида к пропиленоксиду, составляющее от 3:1 до 1:3, и кинематическая вязкость полиалкиленгликолевых базовых масел при 100°C, измеренная в соответствии со стандартом ASTM D445, составляет от 1 до 12 сСт.

Настоящее изобретение относится к пакету присадок к моторным маслам, содержащему моющую присадку, беззольный азотсодержащий дисперсант, фенил-α-нафтиламин, антиоксиданты и деактиватор металлов в виде продукта конденсации бензотриазола, формальдегида и амина или производного толутриазола, при этом в качестве моющей присадки содержит высокощелочную коллоидную дисперсию карбоната кальция, стабилизированную алкилсалицилатом и сульфонатом кальция, в качестве антиоксидантов - раствор в масле смеси аминной соли диалкилфенилдитиофосфорной кислоты с цинковой солью диалкилдитиофосфорной кислоты, взятых в соотношении (1,5-1,7):1, алкилированный дифениламин и фенольный антиоксидант при следующем соотношении компонентов, мас.%: высокощелочная коллоидная дисперсия карбоната кальция, стабилизированная алкилсалицилатом кальция и сульфонатом кальция, 23,0-27,0; беззольный азотсодержащий дисперсант 18,0-22,0; фенил-α-нафтиламин 9,0-11,0; раствор в масле смеси аминной соли диалкилфенилдитиофосфорной кислоты с цинковой солью диалкилдитиофосфорной кислоты, взятых в соотношении (1,5-1,7):1, 10,0-14,0; алкилированный дифениламин 9,0-11,0; фенольный антиоксидант 1,0-10,0; продукт конденсации бензотриазола, формальдегида и амина или производное толутриазола - до 100.

Настоящее изобретение относится к модификатору трения, содержащему смазку, порошкообразный графит в качестве сыпучего наполнителя, при этом в качестве основы применяют отработанную смазку Буксол, кроме того, в качестве ингибитора модификатор трения содержит дистиллят талового масла, при следующем соотношении мас.%: отработанная смазка Буксол 84-88%; дистиллят талового масла 0,5-1,0; графит остальное.

Предлагаемое изобретение относится к смазке многоцелевой универсальной высокотемпературной, предназначенной для применения в узлах трения нагруженного промышленного оборудования, современных транспортных средств, промышленного, строительного и судового оборудования, работающего при температуре от -35°С до +160°С, в условиях высокой влажности и кислотности.
Наверх