Шаровая опора

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в качестве опорных узлов трения, способных сохранять свою работоспособность в широком диапазоне нагрузок и температур как в воздушной среде, так и в глубоком вакууме. Шаровая опора содержит корпус, выполненный из двух частей в виде крышек, жестко соединенных между собой, с заключенным в корпус шаровым пальцем со сферической головкой, разделенной во вкладыше, при этом между вкладышем и корпусом находится термопластичный наполнитель, а палец выполнен из сплава ВЖЛ, на сферической поверхности которого нанесено многослойное композиционное покрытие, со сдвиговым сопротивлением, меньшим сдвигового сопротивления шаровой опоры, при этом первый слой подложки методом гальванического покрытия выполнен из Та, второй слой из Ag нанесен электролитическим способом, а третий выполнен из твердосмазочного покрытия ВАП. На сферической поверхности шарового пальца сформировано многослойное твердосмазочное покрытие и методом гальванического покрытия подложка выполнена из Та и электролитического слоя Ag с последующими нанесениями твердосмазочного покрытия ВАП на обе его поверхности и с верхним слоем сплава ВЖЛ, нанесенного методом алитирования. Технический результат: повышение фрикционных характеристик, снижение коэффициента трения, а также снижение реверсивности процесса трения. 2 ил.

 

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в шаровых шарнирах опорных узлов трения рулевых механизмов различных транспортных средств.

Необходимость надежного функционирования опорных узлов трения с малым значением коэффициента трения вызвала широкие исследования в области твердых смазок и твердосмазочных покрытий (ТСП). ТСП представляют собой антифрикционные смазочные покрытия, обеспечивающие низкие коэффициенты трения и заданный ресурс работы узла трения. ТСП обладают высокой прочностью сцепления с основой и низким сопротивлением сдвигу, радиационно стойки, имеют малую склонность к разложению и старению. ТСП не загрязняют детали механизмов, отличаются простотой нанесения, особенно на большие опорные поверхности, и повышенной несущей способностью за счет более высоких прочностных свойств подложки.

Одним из основных факторов, определяющим диапазон применения ТСП, является их температурная стабильность. Различные типы ТСП предназначены для работы при температурах свыше 1000°С, они также работоспособны при работе в воздухе до 300°С и выше, в вакууме и в среде инертных газов - до значительно более высоких температур. Эти материалы применяют в низкочастотных узлах трения, в агрегатах пуска и остановки механизмов, когда другие смазочные материалы не обладают необходимой несущей способностью.

Применение ТСП позволяет избежать схватывания трущихся поверхностей в узлах трения, совершающих колебательные движения с небольшими амплитудами перемещения, а также в условиях фреттинг-коррозии.

Известны сферические шаровые опоры с подшипниками скольжения (а.с. СССР №2016277, F16C 11/06, 1992 г.; патент РФ №2049376, F16C 11/06, 1994 г.; патент РФ №2338936, F16C 11/06, 2007 г.; патент РФ №2432506, F16C 11/06, 2010 г.).

Наиболее близким по набору существенных признаков является техническое решение по патенту РФ №2588362, F16C 11/06, 2016 г., которое было принято авторами за ближайший аналог.

Шаровая опора содержит корпус, состоящий из двух крышек 1 и 2 (фиг. 1), неразъемно соединенных между собой, металлический шаровой палец 3, заключенный в корпус, выполнен их материала ВЖЛ, а на его поверхности сформировано многослойное композиционное покрытие со сдвиговым сопротивлением, меньшим сдвигового сопротивления шаровой опоры, при этом первый слой подложки методом гальванического покрытия выполнен из тантала, второй слой из серебра нанесен электролитическим способом, а третий выполнен из ТСП ВАП (микродисперсный молибден с лаком ФЛ), вкладыш полимерный 4, наполнитель 5 с металлическими гранулами 6. Вкладыш 4 выполнен из твердосмазочного материала (фторопласт-4, ЦПА-6/15 и др.). Наполнитель 5 выполнен из полимера, модифицированного металлическими гранулами 6.

Недостатком данной сферической шаровой опоры является то, что при изменении вектора нагрузки (т.е. по пути трения) происходит перераспределение зоны интенсивного изнашивания, что сильно влияет на физико-химическое состояние ТСП, его фрикционные и износные характеристики, а следовательно, и работоспособность СШП в целом.

Влияние скорости скольжения на работоспособность СШП с ТСП изучено недостаточно. При низких скоростях скольжения увеличение температуры во фрикционном контакте незначительно и можно полагать, что изменение скорости в небольших пределах мало скажется на работоспособности СШП. Процесс разрушения и восстановления защитных пленок от скорости скольжения, по всей вероятности, будет характеризоваться видом ТСП и может быть определен только в конкретных условиях.

Технической задачей является повышение фрикционных характеристик СШП, снижение коэффициента трения, а также снижение реверсивности процесса трения, что сказывается на процессах переформирования рабочих поверхностей, что в конечном итоге повышает ресурс работы шаровой опоры.

Указанная задача решается за счет того, что в шаровой опоре, содержащей корпус, выполненный из двух частей в виде крышек, жестко соединенных между собой, с заключенным в корпус шаровым пальцем со сферической головкой, размещенной во вкладыше, при этом между вкладышем и корпусом находится термопластичный наполнитель, палец выполнен из жаропрочного сплава ВЖЛ, на его сферическую поверхность нанесено многослойное композиционное покрытие со сдвиговым сопротивлением, меньшим сдвигового сопротивления шаровой опоры, при этом первый слой подложки методом гальванического покрытия выполнен из Та, второй слой из Ag нанесен электролитическим способом, а третий выполнен из твердосмазочного покрытия ВАП, на третьем слое композиционного покрытия сформировано дополнительное многослойное твердосмазочное покрытие, первый слой которого выполнен из твердосмазочного покрытия ВАП, второй - методом гальванического покрытия из Та, на который способом алитирования нанесен сплав ВЖЛ.

На представленных графических материалах изображено: на фиг. 1 - шаровая опора по патенту 2581362; фиг. 2 - шаровая опора с дополнительным многослойным покрытием, где:

1, 2 - крышки корпуса,

3 - палец,

4 - полимерный вкладыш,

5 - наполнитель,

6 - металлические гранулы наполнителя,

7 - структура многослойного композиционного покрытия.

Таким образом, формируя многослойное композиционное твердосмазочное покрытие на сферической поверхности пальца опоры, существенно снижаются направления движения в поверхностных слоях и значительно уменьшаются возникающие знакопеременные напряжения, которые увеличивают процесс изнашивания СШП.

Шаровая опора, содержащая корпус, выполненный из двух частей в виде крышек, жестко соединенных между собой, с заключенным в корпус шаровым пальцем со сферической головкой, разделенной во вкладыше, при этом между вкладышем и корпусом находится термопластичный наполнитель, а палец выполнен из сплава ВЖЛ, на сферической поверхности которого нанесено многослойное композиционное покрытие, со сдвиговым сопротивлением, меньшим сдвигового сопротивления шаровой опоры, при этом первый слой подложки методом гальванического покрытия выполнен из Та, второй слой из Ag нанесен электролитическим способом, а третий выполнен из твердосмазочного покрытия ВАП, отличающаяся тем, что на третьем слое композиционного покрытия сферической головки шарового пальца дополнительно сформировано многослойное твердосмазочное покрытие, первый слой которого выполнен из твердосмазочного покрытия ВАП, второй - методом гальванического покрытия из Та, на который методом алитирования нанесен сплав ВЖЛ.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области авиа- и ракетостроительного машиностроения и может быть использовано в создании узлов трения, где в качестве опор скольжения используются сферические шарнирные подшипники.

Изобретение относится к области безрельсовых транспортных средств и может быть использовано в конструкциях рулевого управления переднеприводного легкового автомобиля.

Группа изобретений относится к узлу опорной стойки для опоры корпуса функционального блока газовой турбины, к газовой турбине и к способу опоры корпуса функционального блока газовой турбины.

Изобретение относится к машиностроению, в частности к конструкциям защитных чехлов шаровых шарниров, закрывающим подвижные относительно друг друга элементы шарового шарнира от пыли, грязи и влаги и выполняющим роль контейнера для смазки, необходимой для работы подшипника скольжения шарового соединения.

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в качестве опор скольжения в узлах крепления, способных сохранять свою работоспособность в широком диапазоне нагрузок как в воздушной среде, так и в глубоком вакууме.

Изобретение относится к шарнирным муфтам. Синхронная муфта в виде пятизвенного сферического механизма содержит меньшую и большую вилки, соединенные последовательно через меньшую и большую крестовины шарнирами.

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в шаровых шарнирах рулевых механизмов различных транспортных средств. Шаровая опора содержит корпус, выполненный из двух частей в виде крышек, неразъемно соединенных между собой, с заключенным в корпус шаровым пальцем, сферической головкой, размещенной во вкладыше.

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в качестве опор скольжения в узлах трения, способных сохранять свою работоспособность в широком диапазоне нагрузок и температур как в воздушной среде, так и в глубоком вакууме.

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, в частности к конструированию шарниров с эластичным элементом применяемых для производства стоек стабилизатора, рулевых наконечников и шаровых опор.

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в конструкциях турбомашин, в частности в узлах соединения гидроцилиндра привода направляющих аппаратов с промежуточным корпусом газотурбинного двигателя.

Изобретение относится к шарнирному устройству. Шарнирное устройство (1), включающее в себя простирающийся аксиально палец (3) шарнира, прежде всего так называемую лапку, и полностью или частично радиально окружающий его эластично деформируемый слой (5), который на его радиальной внешней стороне (6), по меньшей мере, участками находится в контакте с корпусом (2) и который по меньшей мере на одном аксиальном конце соединен с кольцевой деталью (7), прежде всего привулканизирован к ней, причем палец (3) шарнира образует с эластично деформируемым слоем (5) и по меньшей мере одной кольцевой деталью (7) подвижное по отношению к корпусу (2) тело (8) шарнира. Возможность прокручивания тела (8) шарнира вокруг его продольной оси (9) сдерживается посредством предусмотренной на корпусе дополнительно к прилеганию внешней стороны (6) эластично деформируемого слоя защиты (10) от прокручивания, для образования которой кольцевая деталь (7) удерживается в корпусе (2) посредством прессовой посадки. На кольцевой детали (7) расположен направленный радиально наружу зубчатый профиль (12) типа накатки. Зубчатый профиль (12) входит в зацепление с геометрическим замыканием в направленную радиально наружу стенку корпуса (2). В предусмотренной в корпусе (2) канавке удерживается запорное кольцо (11), которое под аксиальным предварительным натяжением фиксирует кольцевую деталь (7) и эластично деформируемый слой (5). Технический результат: обеспечение высокой защищенности от отказов и высокого комфорта шарнира даже в случае кручения. 2 н. и 10 з.п. ф-лы, 5 ил.

Изобретение относится к шарнирному устройству. Шарнирное устройство (6) включает в себя простирающийся аксиально палец (8) шарнира и полностью или частично радиально его охватывающий корпус (11). Палец (8) шарнира и корпус (11) выполнены с возможностью, по меньшей мере, поворота относительно друг друга. С шарнирным устройством (6) соотнесена отдельная защита (12, 13) от выпадения для корпуса (11), которая выполнена в виде единого целого с центрировано охватывающей палец (8) шарнира и соотнесенной с корпусом (11) крышечной частью (11b) или другой частью корпуса (11) или закреплена на ней. Защита от выпадения (12, 13) исходит из расположенной по меньшей мере в одном поворотном положении шарнира (6) в осевом продолжении пальца (8) области (14) корпуса (11) и входит в, по меньшей мере, по существу осевой канал (15) пальца (8). Технический результат: облегчение монтажа при сохранении возможности поворачивания шарнира в любом направлении. 2 н. и 13 з.п. ф-лы, 8 ил.

Изобретение относится к области самосмазывающихся соединений, в частности к конструкции оси в шаровом шарнире или опоре, имеющей поступательное или вращательное направление хода. Изобретение преимущественно относится ко всем типам соединений, требующих эксплуатации без применения смазки, то есть самосмазывающимся в процессе функционирования, и эксплуатируемых при высоких нагрузках в динамическом состоянии. Самосмазывающийся шарнирный узел, эксплуатируемый в динамическом режиме при высоком контактном давлении, превышающем 40 МПа, содержит шаровой шарнир (1), вставленный в корпус (2), при этом упомянутый шаровой шарнир (1) принимает ось (3), выполненную с возможностью скольжения и/или вращения в нем. Шаровой шарнир (1) выполнен с использованием намотки ткани малой толщины, составляющей от 20 до 150 мкм, смешанной со смолой, содержащей наполнители, при этом указанная ткань имеет вид полос с шириной в диапазоне от 5 до 200 мм, причем указанные полосы пересекаются в нескольких слоях с использованием филаментной намотки, причем угол пересечения составляет от 10 до 90°. Технический результат: создание самосмазывающегося соединения, выполненного из полимера, однородного по всей его толщине, без армирующей подложки и эксплуатируемого при высоких нагрузках. 7 з.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к шаровому шарниру как узлу зацепления для элемента привода и системы блокировки. Шаровой шарнир и система блокировки используются, в частности, для дверей автомобиля, приводимых в действие с помощью электропривода. Шаровой шарнир (1) как узел зацепления для элемента привода (16), включающий шаровую головку (2) и гнездо (3) с опорным отверстием (4). Шаровая головка (2) содержит шип (5) для ограничения поворота шаровой головки (2) в опорном отверстии (4). Шаровая головка (2) с шипом (5) по меньшей мере частично размещена в опорном отверстии (4). По меньшей мере один амортизирующий элемент (6) размещен в опорном отверстии (4) так, чтобы во время поворота шаровой головки (2) исключался контакт шипа (5) с гнездом (3). В первом направлении (11) поверхность шара (23) шаровой головки (2) удерживается на направляющей поверхности (21) амортизирующего элемента (6). В опорном отверстии (4) предусматривается кольцо (14), которое блокирует перемещение шаровой головки (2) вдоль второго направления (12). Технический результат: повышение степени надежности шарового шарнира как узла зацепления для элемента привода системы блокировки и обеспечение возможности бесшумной эксплуатации. 3 н. и 7 з.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к области авиа- и ракетостроительного машиностроения и может быть использовано в создании опорных узлов трения, где в качестве опор скольжения используются сферические шарнирные подшипники. Шаровая опора содержит корпус, выполненный из двух частей в виде крышек, неразъемно соединенных между собой, с заключенным в корпус шаровым пальцем со сферической головкой. Пространство между шаровым пальцем и корпусом заполнено вкладышем и наполнителем с металлическими гранулами. Материал шарового пальца выполнен из литейного никелевого сплава ЭИ-578, а на его сферической поверхности электроискровым методом нанесено композиционное соединение (HfO2+HfB2). Технический результат: повышение износостойкости шаровой опоры со сферическим подшипником скольжения при рабочих температурах 1400 К за счет приобретенного свойства несхватывания при трении, а также образования на рабочих поверхностях прочных слоев новых антифрикционных материалов, увеличение ресурса работы всей опоры трения в целом. 2 ил.

Изобретение относится к самосмазывающимся шарнирам. Изобретение предпочтительно применяется для всех типов шарниров, требующих действия в отсутствие смазки, то есть с самосмазывающим действием, и действующих под высокими нагрузками в динамическом режиме. Самосмазывающийся шарнирный элемент, действующий под высокими нагрузками в динамическом режиме, сформирован путем намотки ткани небольшой толщины в диапазоне от 20 мкм до 150 мкм, смешанной со смолой, содержащей наполнители, для формирования изделия, однородного по всей своей толщине, при этом указанная ткань имеет форму полосок, имеющих ширину в диапазоне от 5 мм до 200 мм. Полоски скрещены в несколько слоев посредством намотки нитей. Технический результат: создание самосмазывающегося шарнира, изготовленного из полимера, который является однородным по всей своей толщине, без усиливающей основы, и действующего под высокими нагрузками, например более 60 МПа, в динамическом режиме. 7 з.п. ф-лы, 3 ил.
Изобретение относится к области машиностроения и предназначено для обслуживания карданных шарниров на игольчатых подшипниках. Способ технического обслуживания карданных шарниров заключается в том, что вначале проводят предварительную разметку положения вилок карданного шарнира, затем разбирают подшипники карданного вала, промывают их и обратно устанавливают. Последовательную разборку подшипников начинают с наиболее доступного из всех, расположенных в карданном валу, путем съема стопорного кольца и дальнейшего создания внутреннего избыточного давления смазочного материала, нагнетаемого через отверстие для подачи смазочного материала, приводящего к выпрессовыванию подшипника, и затем промывают. А последовательную обратную установку подшипника осуществляют с угловым смещением 30° по отношению к первоначальному положению, сравниваемому по разметке вилок карданного шарнира с фиксацией стопорным кольцом. Обслуживание остальных подшипников осуществляют аналогично после необходимого проворачивания карданного вала для доступа к очередному подшипнику. Технический результат: снижение трудоемкости технического обслуживания, повышение ремонтопригодности и долговечности карданных шарниров без снятия карданного вала и разборки полумуфт его крепления к трансмиссии.

Изобретение относится к шарнирной опоре, в частности, для шарового шарнира с вкладышем подшипника скольжения. Шаровой шарнир содержит корпус, в котором установлены палец с шаровой головкой, вкладыш, состоящий из двух частей, выполненных в виде усеченной сферической оболочки из упругопластичного материала. Вкладыш имеет радиальные отверстия, выполненные равномерно по окружности в опорной поверхности у торца усеченной части экваториальной плоскости для смазывания, а также дополнительно содержит прокладку из упругого материала в виде сегмента сферической оболочки с фланцем и радиальными отверстиями, расположенными соосно с отверстиями вкладыша, и заполненные смазочным материалом. Сверху вкладыш с прокладкой закрыты регулируемой крышкой с резьбой и головкой под ключ. Технический результат: создание самосмазывающейся шарнирной опоры, которая характеризуется простотой конструкции и улучшенными характеристиками относительно демпфирования колебаний, при этом в которой компенсирован эксплуатационный износ материала слоя скольжения при эксплуатации шарнирной опоры. 1 ил.

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в качестве опорных узлов трения, способных сохранять свою работоспособность в широком диапазоне нагрузок и температур как в воздушной среде, так и в глубоком вакууме. Шаровая опора содержит корпус, выполненный из двух частей в виде крышек, жестко соединенных между собой, с заключенным в корпус шаровым пальцем со сферической головкой, разделенной во вкладыше, при этом между вкладышем и корпусом находится термопластичный наполнитель, а палец выполнен из сплава ВЖЛ, на сферической поверхности которого нанесено многослойное композиционное покрытие, со сдвиговым сопротивлением, меньшим сдвигового сопротивления шаровой опоры, при этом первый слой подложки методом гальванического покрытия выполнен из Та, второй слой из Ag нанесен электролитическим способом, а третий выполнен из твердосмазочного покрытия ВАП. На сферической поверхности шарового пальца сформировано многослойное твердосмазочное покрытие и методом гальванического покрытия подложка выполнена из Та и электролитического слоя Ag с последующими нанесениями твердосмазочного покрытия ВАП на обе его поверхности и с верхним слоем сплава ВЖЛ, нанесенного методом алитирования. Технический результат: повышение фрикционных характеристик, снижение коэффициента трения, а также снижение реверсивности процесса трения. 2 ил.

Наверх