Смазочное устройство зубчатой передачи

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в косозубых зубчатых передачах с картерным смазыванием методом погружения и нижерасположенными зубчатыми колесами большого диаметра. Смазочное устройство содержит масляную ванну с жидким смазочным материалом, в который погружено нижерасположенное зубчатое колесо передачи. На торце этого колеса, к которому обращены набегающие боковые поверхности зубьев его зубчатого венца, укреплен экран в виде профильного тарельчатого кольца, выполненного с зазором относительно торца зубчатого венца и с перекрытием его по высоте. Поперечное центральное сечение половины тела кольца имеет вид Z-образного элемента, внешняя и внутренняя части этого элемента параллельны торцу колеса, а средняя его часть перпендикулярна этому торцу. Наружный диаметр средней части экрана равен диаметру окружности оснований зубчатого венца колеса. Наружный диаметр внешней части экрана больше диаметра окружности вершин зубчатого венца колеса, а внутренний диаметр внутренней части экрана меньше диаметра окружности оснований зубчатого венца. Обеспечивается повышение качества процесса смазывания зубчатой передачи. 3 ил.

 

Изобретение относится к машиностроению, в частности к деталям машин, и может быть использовано в косозубых зубчатых передачах с картерным смазыванием методом погружения с нижерасположенными зубчатыми колесами большого диаметра.

Известно смазочное устройство косозубой зубчатой передачи, смазываемой жидким смазочным материалом методом погружения, содержащее масляную ванну с жидким смазочным материалом, в который погружено нижерасположенное зубчатое колесо передачи (см., например, Гузенков П.Г. Детали машин: Учеб. для вузов. - 4-е изд., испр. – М.: Высш. шк., 1986. - 359 с ил., с. 214).

Недостаток данного смазочного устройства состоит в том, что при вращении нижерасположенного косозубого колеса, погруженного в масляную ванну, зубья этого колеса, расположенные под углом к направлению вращения этого колеса, оказывают дополнительное возмущающее воздействие на смазочный материал масляной ванны, перемещая своими набегающими боковыми поверхностями захватываемый зубьями смазочный материал в сторону торца колеса, к которому обращены эти набегающие боковые поверхности. Это перемещение оказывает возмущающее воздействие на остальной объем смазочного материала масляной ванны, что способствует взмучиванию осадка масляной ванны и т.п. Все это ухудшает процесс смазывания зубчатой передачи.

В качестве прототипа взята конструкция смазочного устройства косозубой зубчатой передачи, смазываемой жидким смазочным материалом методом погружения, содержащая масляную ванну с жидким смазочным материалом, в который погружено нижерасположенное зубчатое колесо передачи (см. Дунаев П.Ф., Леликов О.П. Конструирование узлов и деталей машин: Учеб. пособие для машиностроит. спец. вузов. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Высш. шк., 1985 - 416 с ил., с. 149, рис. 11.1, а.

Недостатки прототипа - те же, что и у аналога.

Изобретением решается задача повышения качества процесса смазывания косозубой зубчатой передачи.

Для этого смазочное устройство косозубой зубчатой передачи содержит масляную ванну с жидким смазочным материалом, в который погружено нижерасположенное зубчатое колесо передачи. На торце нижерасположенного зубчатого колеса, к которому обращены набегающие боковые поверхности зубьев этого колеса, укреплен экран в виде профильного тарельчатого кольца, выполненного с зазором относительно торца зубчатого венца и с перекрытием его по высоте. Поперечное центральное сечение половины тела кольца имеет вид Z-образного элемента; внешняя и внутренняя части этого элемента параллельны торцу колеса, а средняя его часть перпендикулярна этому торцу. Наружный диаметр средней части экрана равен диаметру окружности оснований зубчатого венца колеса. Наружный диаметр внешней части экрана больше диаметра окружности вершин зубчатого венца колеса, а внутренний диаметр внутренней части экрана меньше диаметра окружности оснований зубчатого венца.

Сущность изобретения поясняется чертежом, на котором изображены: схема косозубого колеса - вид сбоку (фиг. 1), зубчатый редуктор с косозубой зубчатой передачей - вид сбоку в разрезе (фиг. 2), тот же редуктор с зубчатой передачей - вид с торца в разрезе (фиг. 3).

На чертеже показаны: нижерасположенное зубчатое колесо 1, зубчатый венец с зубьями 2, линия 3 образующей колеса 1, жидкий смазочный материал 4, корпус 5 зубчатого редуктора, вышерасположенное зубчатое колесо 6, валы 7 и 8, экран 9, внутренняя часть 10 экрана, внешняя часть 11 экрана; средняя часть 12 экрана; диаметр dв окружности вершин зубчатого венца колеса (1); диаметр dо окружности оснований зубчатого венца колеса (1); наружный диаметр dн экрана (9); внутренний диаметр dвн экрана (9); разница a1 между наружным радиусом экрана (9) и радиусом окружности вершин зубчатого венца колеса (1); разница a2 между радиусом окружности оснований зубчатого венца колеса (1) и внутренним радиусом экрана (9); зазор Δ; верхний уровень ВУ смазочного материала 4 масляной ванны; направление вращения ω колеса (1); угол наклона β зубьев 2 колеса (1); направление Vз движения зубьев (2); направление Vсм движения смазочного материала под воздействием зубьев (2) колеса (1).

Смазочное устройство зубчатой передачи содержит нижерасположенное зубчатое колесо 1 диаметром dв, зубья 2 зубчатого венца которого расположены под углом β к образующей 3 колеса. Нижняя часть колеса 1 погружена в жидкий смазочный материал 4 масляной ванны, расположенной в корпусе 5 редуктора. Верхний уровень смазочного материала масляной ванны - ВУ. Колесо 1 находится в зацеплении с вышерасположенным зубчатым колесом 6. Колеса 1 и 6 установлены на валах 7 и 8. На торце колеса 1, к которому обращены - при вращении колеса ω - набегающие боковые поверхности его зубьев, укреплен экран 9 в виде профильного тарельчатого кольца, выполненного с зазором Δ относительно торца зубчатого венца и с перекрытием его по высоте. Поперечное центральное сечение половины тела кольца имеет вид Z-образного элемента; внутренняя (10) и внешняя (11) части этого элемента параллельны торцу колеса, а средняя (12) его часть перпендикулярна этому торцу. Наружный диаметр средней части (12) экрана 9 равен диаметру dо окружности оснований зубчатого венца колеса. Наружный диаметр dн внешней части (11) экрана 9 больше диаметра dв окружности вершин зубчатого венца колеса. А внутренний диаметр dвн внутренней части (10) экрана 9 меньше диаметра dо окружности оснований зубчатого венца. Экран 9 может быть выполнен, например, методом прессования из тонколистового материала (сталь и т.п.).

При работе зубчатой передачи и вращении (ω) нижерасположенного зубчатого колеса 1, погруженного в жидкий смазочный материал 4 масляной ванны, перемещение V3 зубьев 2 колеса происходит в плоскости вращения (ω) этого колеса. Зубья 2 расположены под углом β к образующей 3 колеса и к направлению V3; поэтому смазочный материал, захватываемый зубьями этого колеса, перемещается по направлению Vсм - по направлению к торцу колеса 1, к которому обращены набегающие боковые поверхности зубьев 2. Экран 9 ограничивает зону разброса смазочного материала, отбрасываемого зубьями 2 колеса 1, расположенными под углом β к плоскости вращения (ω) этого колеса, что позволяет снижать возмущающее воздействие вращающегося колеса на смазочный материал масляной ванны. Наличие зазора Δ между торцом колеса 1 и экраном 9 предотвращает зацепление парного зубчатого колеса (6) с экраном 9. Выполнение экрана 9 в виде кольца, а не сплошного элемента, перекрывающего весь торец колеса, позволяет снизить расход материала, идущего на изготовление экрана, особенно при большом диаметре нижерасположенного зубчатого колеса (1).

По сравнению с прототипом предлагаемая конструкция смазочного устройства снижает возмущающее воздействие вращающегося в смазочном материале масляной ванны нижерасположенного зубчатого колеса (косозубого) - на смазочный материал масляной ванны в целом, - что повышает качество процесса смазывания зубчатой передачи.

Смазочное устройство зубчатой передачи, преимущественно косозубой, смазываемой методом погружения, содержащее масляную ванну с жидким смазочным материалом, в который погружено нижерасположенное зубчатое колесо передачи, отличающееся тем, что на торце нижерасположенного зубчатого колеса, к которому обращены набегающие боковые поверхности зубьев нижерасположенного зубчатого колеса, укреплен экран в виде профильного тарельчатого кольца, выполненного с зазором относительно торца зубчатого венца и с перекрытием его по высоте, поперечное центральное сечение половины тела профильного тарельчатого кольца имеет вид Z-образного элемента, внешняя и внутренняя части Z-образного элемента параллельны торцу нижерасположенного зубчатого колеса, а средняя его часть перпендикулярна торцу нижерасположенного зубчатого колеса, наружный диаметр средней части экрана равен диаметру окружности оснований зубчатого венца нижерасположенного зубчатого колеса, наружный диаметр внешней части экрана больше диаметра окружности вершин зубчатого венца нижерасположенного зубчатого колеса, а внутренний диаметр внутренней части экрана меньше диаметра окружности оснований зубчатого венца.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых магнитопорошковым методом. Зубчатое колесо содержит тело и зубчатый венец с зубьями, выполненные из ферромагнитного материала.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах с картерным смазыванием методом погружения и расположением валов в вертикальной плоскости.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в косозубых зубчатых передачах, смазываемых жидким смазочным материалом методом погружения. Смазочное устройство содержит масляную ванну с жидким смазочным материалом, в который погружено нижерасположенное зубчатое колесо передачи.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых магнитопорошковым методом. Зубчатое колесо содержит тело и зубчатый венец с зубьями, изготовленные из ферромагнитного материала.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых магнитопорошковым методом. Зубчатая передача содержит герметичный корпус с размещенными в нем зубчатыми колесами, изготовленными из ферромагнитного материала, и порошкообразным магнитоактивным смазочным материалом, активируемым магнитным полем.

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в зубчатых передачах с цилиндрическими зубчатыми колесами, смазываемыми жидкими смазочными материалами методом погружения.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах с картерным смазыванием методом погружения. Масляная ванна содержит корпус (1) с жидким смазочным материалом, часть объема которого, излишняя для смазывания передачи, замещена вставкой (5) из инородного твердого материала, инертного по отношению к этому смазочному материалу, жестко закрепленной в корпусе ванны с обеспечением необходимых зазоров между ней и элементами передачи.

Изобретение относится к прокладке, установленной на двигатель автомобиля. Прокладка (105, 2100, 3100, 4100) представляет собой цельную деталь круглой кольцеобразной формы (101).

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в косозубых зубчатых передачах, смазываемых жидким смазочным материалом методом погружения. Смазочное устройство содержит масляную ванну с жидким смазочным материалом, в который погружено нижерасположенное зубчатое колесо передачи.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах с картерным смазыванием методом погружения и расположением валов в вертикальной плоскости.

Изобретение относится к редукторам. Планетарный редуктор, в частности, для турбомашины содержит соосные внутреннюю и внешнюю планетарные шестерни, внешняя планетарная шестерня является неподвижной, по меньшей мере, один сателлит, который установлен вращающимся на водиле и осуществляет зацепление одновременно с внутренней и внешней планетарными шестернями. Водило вращается вокруг оси внутренней и внешней планетарных шестерен. Сателлит содержит цилиндрическую внутреннюю поверхность, установленную вращающейся вокруг цилиндрической поверхности водила. Также редуктор содержит средства подвода масла на уровне зоны соприкосновения между упомянутыми цилиндрическими поверхностями. Средства подвода масла содержат камеру, выполненную в водиле, которая предназначена для формирования некоторого объема буферного масла и содержит нижнюю зону, находящуюся на удалении от оси вращения водила, верхнюю зону, находящуюся близко от оси вращения водила, по меньшей мере, один основной канал, выходящий на уровне упомянутой зоны соприкосновения и на уровне верхней зоны, и по меньшей мере, один вспомогательный канал, выходящий на уровне упомянутой зоны соприкосновения и на уровне нижней зоны. Обеспечивается повышение качества смазывания планетарного редуктора. 9 з.п. ф-лы, 11 ил.

Изобретение относится к планетарным редукторам. Планетарный редуктор, в частности, для турбомашины содержит устройство, образующее канал циркуляции среды (20a, 20b), предназначенный для создания падения давления, выполненное в виде набора, из по меньшей мере двух элементов (22). Каждый элемент (22) содержит канал (27) для прохода среды, предназначенный для создания падения давления и содержащий вход (28) и выход (29). Выход (29), соответственно вход (28) канала (27) одного из элементов (22) связан с входом (28), соответственно с выходом (29) канала (27) другого элемента (22). Обеспечивается повышение качества смазывания планетарного редуктора. 8 з.п. ф-лы, 9 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в многоступенчатых зубчатых передачах с расположением валов в горизонтальной плоскости и картерным смазыванием методом погружения. Масляная ванна содержит корпус с жидким смазочным материалом, часть объема которого, излишняя для обеспечения нормального смазывания передачи, замещена вставкой из инородного материала, инертного по отношению к смазочному материалу, жестко закрепленной в корпусе ванны, с обеспечением необходимых зазоров между ней и элементами передачи. Вставка расположена в плане корпуса ванны с примыканием к его дну и стенкам по периметру корпуса. Верхняя поверхность вставки выполнена профильной, вогнутые участки которой эквидистантно огибают окружности и торцы нижних частей нижерасположенных зубчатых колес всех ступеней передачи. Эти вогнутые участки верхней поверхности образуют объем, достаточный для размещения в нем количества смазочного материала, обеспечивающего нормальное смазывание передачи и погружения в него нижерасположенных зубчатых колес всех ступеней передачи. А выпуклые участки верхней поверхности вставки, превышающие по высоте верхний уровень смазочного материала, выполнены с наклоном в сторону вогнутых участков этой поверхности. Обеспечивается повышение качества смазывания. 5 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых жидкими смазочными материалами методом погружения. Зубчатое колесо содержит тело, зубчатый венец с полыми зубьями, каждый из которых выполнен из одной прямоугольной пластины, изогнутой по профилю зуба, расчетного для данного колеса, и пары кольцевых накладок, наружный диаметр которых равен диаметру окружности вершин зубчатого венца, укрепленных на торцах тела. Зубья зубчатого венца укреплены между накладками и на теле колеса. В опережающих при вращении колеса, боковых поверхностях зубьев выполнены зазоры относительно тела колеса. В участках пластин, образующих отстающие боковые поверхности зубьев, в области вершин зубьев и с примыканием к этим вершинам, выполнены сквозные отверстия, расположенные вдоль ширины этих участков, Внутри полости каждого зуба, с эквидистантным примыканием к участку пластины, образующей отстающую боковую поверхность зуба, укреплена вставка в виде клина, ширина которого равна ширине зуба. Основание клина эквидистантно примыкает к телу колеса. Вершина клина примыкает к сквозным отверстиям в области вершины зуба. Грань клина, обращенная вовнутрь полости зуба, выполнена плоской. Обеспечивается повышение качества смазывания зубчатого колеса. 5 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах с крупномодульными зубчатыми колесами, смазываемых жидкими смазочными материалами методом погружения. Зубчатое колесо содержит тело, зубчатый венец с полыми зубьями и пару кольцевых накладок, укрепленных на торцах тела и между которыми укреплены зубья зубчатого венца. У каждого зуба в каждой пластине выполнена пара вырезов шириной, равной половине ширины зуба, и расположенных симметрично относительно кольцевых накладок. Один вырез в каждой пластине примыкает к телу колеса и высота его равна сумме высоты нерабочего участка боковой поверхности и высоты рабочего участка боковой поверхности со стороны тела, работающего в режиме двухпарного зацепления. Второй вырез примыкает к вершине зуба и его высота равна высоте рабочего участка со стороны вершины зуба, работающего в режиме двухпарного зацепления. Внутри полости каждого зуба расположена вставка, имеющая сечение в плоскости вращения колеса Л-образный вид, перекрывающая вырезы в пластинах и закрепленная своими полками на внутренних поверхностях пластин. Полка, укрепленная на отстающей пластине, примыкает к телу колеса, а полка, укрепленная на опережающей пластине, выполнена с зазором относительно тела. Обеспечивается повышение качества смазывания зубчатого колеса и снижение издержек на его изготовление. 3 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах с крупномодульными зубчатыми колесами, смазываемых жидкими смазочными материалами методом погружения. Зубчатое колесо содержит тело, зубчатый венец с полыми зубьями, каждый из которых выполнен из пары пластин, идентичных по профилю и размерам рабочим участкам боковых поверхностей зуба, расчетного для данного колеса, и пары кольцевых накладок, наружный диаметр которых равен диаметру окружности вершин зубчатого венца, укрепленных на торцах тела, и между которыми укреплены пластины, образующие зубья. Внутри полости каждого зуба, с прилеганием к телу колеса, расположен, с креплением в этой полости и полным ее заполнением, полый вкладыш, поверхности которого образуют замкнутый объем. В участке поверхности вкладыша, прилегающем к отсутствующему нерабочему участку боковой поверхности зуба, являющейся опережающей по ходу вращения колеса, выполнен сквозной вырез, размер которого равен размеру этого отсутствующего участка. Обеспечивается повышение качества смазывания зубчатого колеса. 2 ил.

Изобретение относится к машиностроению. Зубчатое колесо содержит тело, зубчатый венец с полыми зубьями и пару кольцевых накладок. У каждого зуба в пластине, являющейся опережающей по ходу вращения колеса, в области ее примыкания к телу и в области ее примыкания к окружности зубчатого венца выполнена пара вырезов, ширина которых равна половине ширины зубчатого венца, вырезы расположены симметрично относительно кольцевых накладок. Высота первого выреза равна сумме высоты нерабочего участка боковой поверхности и высоты рабочего участка боковой поверхности со стороны тела колеса, работающего в режиме двухпарного зацепления. Высота второго выреза равна высоте рабочего участка боковой поверхности со стороны вершины зуба, работающего в режиме двухпарного зацепления. Внутри полости каждого зуба расположен Г-образный элемент, одна полка которого шириной, равной ширине зуба, закреплена в области вершины зуба и перекрывает зазор между пластинами по окружности зубчатого венца. Вторая пластина элемента ориентирована в сторону тела колеса, эквидистантна внутренней поверхности опережающей пластины, закреплена на ней с перекрытием выреза в пластине в области вершины зуба и образованием зазора относительно тела колеса, соизмеримого по высоте с высотой выреза в пластине со стороны тела колеса. Обеспечивается повышение качества смазывания зубчатого колеса и снижение издержек на его изготовление. 2 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых жидкими смазочными материалами методом погружения. Зубчатое колесо содержит тело, зубчатый венец с полыми зубьями, каждый из которых выполнен из одной прямоугольной пластины, изогнутой по профилю зуба, расчетного для данного колеса, и пары кольцевых накладок, наружный диаметр которых равен диаметру окружности вершин зубчатого венца, укрепленных на торцах тела. Зубья зубчатого венца укреплены между накладками и на теле колеса. В опережающих при вращении колеса, боковых поверхностях зубьев выполнены зазоры относительно тела колеса, а отстающие боковые поверхности зубьев выполнены перфорированными. Обеспечивается повышение качества смазывания зубчатого колеса. 3 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в тихоходных зубчатых передачах с крупномодульными колесами, смазываемых жидкими смазочными материалами методом погружения. Зубчатое колесо содержит тело, пару кольцевых накладок, укрепленных на торцах тела, и зубчатый венец с полыми зубьями, каждый из которых выполнен из пары прямоугольных пластин, изогнутых по профилю боковых поверхностей расчетного для данного колеса зуба и закрепленных между кольцевыми накладками и на теле колеса. В набегающей боковой поверхности каждого зуба вырезан нерабочий участок этой поверхности и выполнена пара вырезов на месте рабочих участков этой поверхности, работающих в режиме двухпарного зацепления, ширина этой пары вырезов равна половине ширины зуба, и эти вырезы расположены симметрично относительно кольцевых накладок. На внутренней стороне отстающей пластины и внутренних торцах кольцевых накладок, без зазоров относительно них, и ниже окружности вершин зубчатого венца, укреплена перегородка шириной, равной ширине зубчатого венца. Перегородка выполнена эквидистантно внутренней поверхности набегающей пластины, с зазором относительно нее, и с зазором относительно тела колеса. Обеспечивается повышение качества смазывания зубчатого колеса и снижение издержек на его изготовление. 2 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых жидкими смазочными материалами методом погружения. Зубчатое колесо содержит тело, зубчатый венец с полыми зубьями, и пару кольцевых накладок, укрепленных на торцах тела колеса, между которыми укреплены пластины, образующие зубья зубчатого венца. Между верхними концами пластин, на месте отсутствующих вершин зубьев, и между нижними концами отстающих при вращении колеса пластин и телом колеса, на месте отсутствующих нерабочих участков боковых поверхностей, расположены заглушки. Обеспечивается повышение качества смазывания зубчатого колеса. 3 ил.
Наверх