Транспортно-пусковой контейнер



Транспортно-пусковой контейнер
Транспортно-пусковой контейнер
Транспортно-пусковой контейнер

 


Владельцы патента RU 2631360:

Акционерное общество "Ракетно-космический центр "Прогресс" (АО "РКЦ "Прогресс") (RU)

Изобретение относится к области ракетно-космической техники, а именно к транспортно-пусковым контейнерам (ТПК). В ТПК для запуска малых космических аппаратов, выполненном в виде корпуса с четырьмя боковыми стенками, из которых две противоположные стенки имеют направляющие, задней стенкой, переходной рамкой и поворотной крышкой. Поворотная крышка крепится к переходной рамке и оснащена по меньшей мере одной пружиной, переводящей в свободном состоянии поворотную крышку в открытое положение, а также расположенными внутри корпуса стартовой пружиной и толкателем с размещенным на нем магнитом. На переходной рамке корпуса установлен узел фиксации поворотной крышки, подпружиненными стопорами взаимодействующий с пазами поворотной крышки в момент ее открытия на заданный угол. На толкателе размещены подшипники, взаимодействующие с направляющими корпуса. Техническим результатом изобретения является повышение надежности ТПК и точности запуска малых космических аппаратов. 1 з.п. ф-лы, 4 ил.

 

Изобретение относится к области ракетно-космической техники, в частности к транспортно-пусковым контейнерам (ТПК), и может быть использовано для транспортировки и автоматического запуска автономной научной аппаратуры, а именно малых космических аппаратов (МКА) (спутников формата «CubeSat»).

Известен транспортно-пусковой контейнер для автономной научной аппаратуры, корпус которого включает четыре боковых стенки, две из которых с направляющими, заднюю стенку с ручкой для переноски контейнера и заходную рамку. На корпусе с помощью заходной рамки крепится поворотная крышка, которая в открытом положении фиксируется магнитом (см. патент RU 2536417).

Недостатком известного устройства является то, что фиксация крышки после ее открытия происходит с помощью магнита вручную. Запуск спутника происходит путем толчкового движения рукой за ручку контейнера в направлении движения спутника, что не может не оказывать влияния на направление и скорость выхода спутника из контейнера. Соответственно контроль выхода спутника из контейнера осуществляется визуально. Таким образом, использование данного контейнера при автоматическом запуске невозможно.

Известен также ТПК для запуска пико- и наноспутников, выполненный в виде корпуса, состоящего из четырех боковых стенок, две из которых с направляющими, задней стенки и заходной рамки. Внутри корпуса расположен толкатель, с установленным на нем магнитом, и стартовая пружина. На корпусе, с помощью заходной рамки, крепится поворотная крышка. На боковой стенке корпуса расположено устройство запуска, управляющее фиксацией поворотной крышки в закрытом положении. Для уменьшения скорости движения крышки в конце ее поворота на ней закреплен кронштейн, взаимодействующий с демпфером на стенке корпуса ТПК (см. патент RU 2541617).

Недостатком известного устройства является недостаточная надежность, обусловленная возможностью контакта поворотной крышки при ее движении в обратном направлении со спутником, в случае недостаточного поглощения кинетической энергии крышки демпфером. Кроме того, наличие кронштейна увеличивает габариты ТПК. Также, установленный на толкателе магнит используется только для активации аппаратуры спутника. В случае отсутствия сигнала от спутника, запускаемого с помощью данного ТПК, неизвестно, в чем причина неисправности - в спутнике или в контейнере.

Задачами заявленного технического решения является повышение надежности ТПК путем обеспечения фиксации поворотной крышки после ее открытия, повышение точности запуска малых космических аппаратов, благодаря уменьшению воздействия сил трения между направляющими корпуса и толкателем при его движении.

Поставленные задачи решаются тем, что в транспортно-пусковом контейнере для запуска малых космических аппаратов, выполненном в виде корпуса, включающем четыре боковые стенки, из которых две диаметрально расположенные стенки имеют направляющие, заднюю стенку, переходную рамку, снабженного поворотной крышкой, крепящейся к переходной рамке и оснащенной по меньшей мере одной пружиной, переводящей в свободном состоянии поворотную крышку в открытое положение, а также расположенными внутри корпуса стартовой пружиной и толкателем с размещенным на нем магнитом, на переходной рамке корпуса установлен узел фиксации поворотной крышки, который своими подпружиненными стопорами взаимодействует с пазами поворотной крышки в момент ее открытия на заданный угол, при этом на толкателе размещены подшипники, взаимодействующие с направляющими корпуса.

На внутренней поверхности корпуса, в месте остановки движения толкателя, предпочтительно установлен как минимум один датчик, сигнализирующий о нахождении рядом с ним магнита.

Конструкция ТПК поясняется чертежами:

на фиг. 1 представлена часть общего вида ТПК со стороны узла фиксации с закрытой поворотной крышкой,

на фиг. 2 представлена часть общего вида ТПК со стороны узла фиксации с открытой поворотной крышкой в зафиксированном положении,

на фиг. 3 представлен общий вид ТПК, на котором видна установка датчика, переключение которого производится магнитом. Часть верхней стенки и расположенные над ней элементы условно вырезаны,

на фиг. 4 представлена часть общего вида ТПК со стороны толкателя с подшипниками и магнитом. Задняя крышка, установленные на ней элементы, а также часть корпуса условно вырезаны.

Часть элементов на фигурах, поясняющих заявленное устройство, отображены с двух сторон, с обозначением нумерации только с одной стороны для более удобного восприятия.

Транспортно-пусковой контейнер, выполненный в виде корпуса 1, включающего четыре стенки, из которых две диаметрально расположенные, а именно верхняя 2 и нижняя 3 стенки имеют направляющие 4.

На передней части корпуса 1 установлена переходная рамка 5 с установленным на ней узлом фиксации 6 поворотной крышки 7 снабженным подпружиненными стопорами 8.

Подпружиненные стопоры 8 находятся в сжатом состоянии и при закрытой поворотной крышке 7 упираются в выступы 9, расположенные на поворотной крышке 7. Дополнительно, выступы 9 поворотной крышки снабжены пазами 10, размер которых соответствует величине подпружиненных стопоров 8.

На оси вращения поворотной крышки установлена по меньшей мере одна пружина 11, переводящая поворотную крышку 7, когда та находится в свободном состоянии, в открытое положение.

С противоположной стороны корпуса установлена задняя стенка 12, закрывающая расположенные внутри корпуса стартовую пружину 13 и толкатель 14, на котором со стороны направляющих 4 верхней 2 и нижней 3 стенок корпуса 1 размещены подшипники 15. На внутренней поверхности корпуса ТПК, а именно на верхней стенке 2, установлен как минимум один датчик 16 (типа геркон). Место его расположения соответствует уровню, на котором должен оказаться магнит 17, установленный на толкателе 14, при его перемещении после пуска МКА.

Устройство работает следующим образом.

При повороте под действием пружин 11 поворотной крышки 7 ее выступы 9 двигаются вдоль подпружиненных стопоров 8. Для уменьшения трения со стороны контакта с выступами 9 подпружиненные стопоры 8 имеют скругление 18. При повороте поворотной крышки 7 на заданный угол подпружиненные стопоры 8 входят в пазы 10 выступов 9 поворотной крышки 7 и она фиксируется.

При движении толкателя 14 под действием стартовой пружины 13 он с помощью подшипников 15 перемещается по направляющим 4 верхней 2 и нижней 3 стенок корпуса. Благодаря подшипникам 15 трение скольжения между толкателем 14 и направляющими 4 заменяется трением качения. Когда магнит 17, закрепленный на толкателе 14, доходит до уровня датчика 16, тот срабатывает и подается сигнал, что пуск произошел, так как для того, чтобы магнит 17 оказался около датчика 16, необходимо, чтобы поворотная крышка 7 открылась и толкатель 14, двигающий МКА, выдвинулся на заданный уровень.

Заявленное техническое решение позволит повысить надежность ТПК за счет фиксации поворотной крышки после ее открытия и точность запуска МКА, благодаря установке подшипников на толкателе.

1. Транспортно-пусковой контейнер для запуска малых космических аппаратов, выполненный в виде корпуса, включающего четыре боковые стенки, из которых две диаметрально расположенные стенки имеют направляющие, заднюю стенку, переходную рамку, снабженного поворотной крышкой, крепящейся к переходной рамке и оснащенной по меньшей мере одной пружиной, переводящей в свободном состоянии поворотную крышку в открытое положение, а также расположенными внутри корпуса стартовой пружиной и толкателем с размещенным на нем магнитом, отличающийся тем, что на переходной рамке корпуса установлен узел фиксации поворотной крышки, который своими подпружиненными стопорами взаимодействует с пазами поворотной крышки в момент ее открытия на заданный угол, при этом на толкателе размещены подшипники, взаимодействующие с направляющими корпуса.

2. Транспортно-пусковой контейнер по п. 1, отличающийся тем, что на внутренней поверхности корпуса, в месте остановки движения толкателя, установлен как минимум один датчик, сигнализирующий о нахождении рядом с ним магнита.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится, главным образом, к конструкции высокоскоростных двухступенчатых ракет. Первой ступенью может служить носовой обтекатель, а второй – остальная часть ракеты.

Изобретение относится к ракетно-космической технике, а именно к конструкции двигательных установок (ДУ) космического назначения. ДУ состоит из топливных баков с газовой и топливной горловинами, системы подачи топлива, системы исполнительных органов, включающей, как минимум, отклоняющие двигатели со смесительной головкой и двигатели стабилизации и ориентации.
Изобретение относится к области обеспечения долговременного устойчивого развития космической деятельности и может быть использовано для предупреждения столкновений космического аппарата с преднамеренно сближающимся активным объектом.

Изобретение относится к области ракетно-космической техники. Способ управления движением ракеты космического назначения при выведении космических объектов на орбиту заключается в том, что в заданные моменты времени определяют текущее положение ракеты космического назначения с помощью навигационной системы, прогнозируют с помощью бортовой цифровой вычислительной машины оставшуюся траекторию полета с прежним управлением и определяют выполнимость условия обеспечения с заданной точностью терминальных условий полета и, при невыполнимости этих условий, выбирают новое управление и реализуют его с помощью исполнительных органов до следующего, заданного момента времени полета, кроме того, выбирают новые терминальные условия, находящиеся в области достижимости ракеты космического назначения, и новое управление движением ракеты космического назначения и реализуют его с помощью исполнительных органов до следующего, заданного момента времени полета.

Изобретение относится к ракетной технике и может найти применение в конструкциях систем разделения объектов летательных аппаратов (ЛА), где требуется снижение ударных нагрузок и импульса от действия средства разделения на точность выведения конечных ступеней объекта, в частности в заднем узле крепления разгонных блоков крылатых ракет.

Изобретение относится к ракетно-космической технике, а именно к способам доставки полезного груза - комплекса научной аппаратуры к небесным телам (планетам, астероидам, кометам и др.) для их исследования и пенетраторам - устройствам с полезным грузом, отделяемым от основного космического аппарата и представляющим собой ударный проникающий зонд, внедряющийся в грунт небесного тела для исследования его параметров и параметров его грунта.

Изобретение относится к многосредным транспортным средствам и может применяться, в частности, для исследований в ближнем и дальнем космосе. Аквааэрокосмический летательный аппарат включает в себя корпус в виде двояковыпуклой линзы, накрытой снизу и сверху полусферами титановых обтекателей.

Изобретение относится к конструктивным элементам средств выведения полезных нагрузок (ПН), в частности, микроспутников. Адаптер включает ферму с двумя ярусами треугольных решеток: верхний ярус выполнен в форме цилиндра, а нижний - в форме усеченного конуса.

Изобретение относится к способам управления движением ракет космического назначения (РКН). Способ управления угловым движением РКН заключается в управлении углами тангажа и рыскания путем отклонения в двух взаимно-перпендикулярных плоскостях установленной в карданном подвесе камеры сгорания основного двигателя, в управлении углом крена с помощью двух пар газовых сопел и двух аэродинамических рулей, отклоняемых с помощью своих электрогидравлических сервоприводов (ЭГС).

Изобретение относится к космической технике, а именно к малым космическим модулям (КМ). КМ содержит силовой корпус блочного типа в виде скрепленных ребер правильной призмы с торцевыми панелями, имеющими вырезы для корпуса оптико-электронного модуля (ОЭМ) и для крепления блока реактивной двигательной установки (ДУ).
Наверх