Зубчатое колесо



Зубчатое колесо
Зубчатое колесо

 


Владельцы патента RU 2632380:

Мендрух Николай Викторович (RU)

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах с крупномодульными зубчатыми колесами, смазываемых жидкими смазочными материалами методом погружения. Зубчатое колесо содержит тело, зубчатый венец с полыми зубьями, каждый из которых выполнен из пары пластин, идентичных по профилю и размерам рабочим участкам боковых поверхностей зуба, расчетного для данного колеса, и пары кольцевых накладок, наружный диаметр которых равен диаметру окружности вершин зубчатого венца, укрепленных на торцах тела, и между которыми укреплены пластины, образующие зубья. Внутри полости каждого зуба, с прилеганием к телу колеса, расположен, с креплением в этой полости и полным ее заполнением, полый вкладыш, поверхности которого образуют замкнутый объем. В участке поверхности вкладыша, прилегающем к отсутствующему нерабочему участку боковой поверхности зуба, являющейся опережающей по ходу вращения колеса, выполнен сквозной вырез, размер которого равен размеру этого отсутствующего участка. Обеспечивается повышение качества смазывания зубчатого колеса. 2 ил.

 

Изобретение относится к машиностроению, в частности - к деталям машин, и может быть использовано в зубчатых передачах с крупномодульными зубчатыми колесами, смазываемых жидкими смазочными материалами методом погружения.

Известно зубчатое колесо, содержащее тело и зубчатый венец с зубьями - см., например, Дунаев П.Ф., Леликов О.П. Конструирование узлов и деталей машин: Учеб. пособие для машиностроит. спец. вузов. 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Высшая школа, 1985. 416 с., ил., стр. 42, рис. 5.1.

Недостаток данной конструкции зубчатого колеса состоит в том, что зубья колеса выполнены монолитными, в то время как для работы колеса в передаче требуются только боковые поверхности его зубьев, а конкретно - рабочие участки их боковых поверхностей, выполнение же зубьев монолитными приводит к излишнему расходу материала, идущего на их изготовление, что нерационально.

В качестве прототипа взята конструкция зубчатого колеса по патенту на изобретение РФ №2550245, кл. F16Н 55/12, опубл. 10.05.2015 г., Бюл. №13. Сущность его состоит в том, что зубчатое колесо содержит тело, зубчатый венец с полыми зубьями, каждый из которых состоит из пары прямоугольных пластин, изогнутых по профилю рабочих участков боковых поверхностей зуба, расчетного для данного колеса, и пары кольцевых накладок, наружный диаметр которых равен диаметру окружности вершин зубчатого венца, укрепленных на торцах тела, и между которыми закреплены пластины, образующие зубья зубчатого венца.

Недостаток прототипа состоит в том, что при смазывании колеса жидким смазочным материалом методом погружения этот смазочный материал, захваченный из масляной ванны боковыми (трущимися) поверхностями зубьев, стекает с этих поверхностей в процессе перемещения зубьев из масляной ванны в зону зацепления с зубьями парного зубчатого колеса, и в зону зацепления поступает недостаточное количество смазочного материала, что ухудшает качество смазывания зубьев и интенсифицирует их изнашивание.

Изобретением решается задача оптимизации конструкции зубчатого колеса и повышения качества смазывания зубьев.

Для этого зубчатое колесо содержит тело, зубчатый венец с полыми зубьями, каждый из которых выполнен из пары пластин, идентичных по профилю и размерам рабочим участкам боковых поверхностей зуба, расчетного для данного колеса, и пары кольцевых накладок, наружный диаметр которых равен диаметру окружности вершин зубчатого венца, укрепленных на торцах тела, и между которыми закреплены пластины, образующие зубья. Причем внутри полости каждого зуба, с прилеганием к телу колеса, расположен, с креплением в этой полости и полным ее заполнением, полый вкладыш, поверхности которого образуют замкнутый объем. В участке поверхности вкладыша, прилегающем к отсутствующему нерабочему участку боковой поверхности зуба, являющейся опережающей по ходу вращения колеса, выполнен сквозной вырез, размер которого равен размеру этого отсутствующего участка.

Сущность изобретения поясняется чертежами, на которых изображены: фрагмент зубчатого колеса с местным разрезом - вид с торца (фиг. 1) и разрез этого фрагмента - вид сбоку (фиг. 2).

На чертеже показаны: тело 1 зубчатого колеса, пластины 2 и 3, боковые поверхности 4 и 5 зубьев, кольцевые накладки 6 и 7, наружный периметр 8 накладок, внутренний периметр 9 накладок, окружность 10 впадин зубчатого венца, элементы 11, 12, 13, 14, 15, 16 полого вкладыша; высота Н зубчатого венца; ширина В зуба; высота hp рабочих участков боковых поверхностей зуба; высота hн нерабочих участков боковых поверхностей зуба; длина рабочих участков боковых поверхностей зуба; направление вращения ω зубчатого колеса.

Зубчатое колесо содержит тело 1, зубчатый венец высотой Н с полыми зубьями, каждый из которых выполнен из пары пластин 2 и 3, идентичный по профилю и размерам (В и ) рабочим участкам боковых поверхностей 4 и 5 зуба, расчетного для данного колеса (ширина которого равна В, а высота Н), и пары кольцевых накладок 6 и 7, диаметр наружного периметра 8 которых равен диаметру окружности вершин зубчатого венца, а диаметр внутреннего периметра 9 накладок меньше диаметра окружности 10 впадин зубчатого венца. Накладки укреплены на торцах тела 1. Между накладками и на теле колеса укреплены зубья зубчатого венца (пластины 2 и 3). Внутри полых зубьев, с прилеганием к телу 1 колеса, расположены, с креплением в этих полостях и полным их заполнением, полые вкладыши. Поверхности 11 и 12 каждого вкладыша примыкают к внутренним поверхностям пластин 2 и 3, поверхности 13 вкладыша перемыкает зазор между верхними концами пластин 2 и 3 в районе окружности вершин зубчатого венца, поверхность 14 вкладыша примыкает к телу 1 колеса, поверхности 15 и 16 вкладыша примыкают к кольцевым накладкам 6 и 7. В участке поверхности вкладыша, прилегающем к отсутствующему нерабочему участку (высотой hн) боковой поверхности зуба, являющейся опережающей по ходу вращения ω колеса (пластина 2), выполнен сквозной вырез, размер которого равен размеру этого отсутствующего участка (шириной В и высотой hн).

При работе колеса со смазыванием жидким смазочным материалом методом погружения и вращении ω колеса все зубья зубчатого венца колеса поочередно погружаются в смазочный материал масляной ванны. При этом зубья ориентированы своими вершинами вниз по вертикали, и смазочный материал затекает в полости вкладышей - через окна (на месте отсутствующих участков боковых поверхностей в опережающих поверхностях зубьев и вырезах во вкладышах, расположенных в полых зубьях, заполняя объемы этих вкладышей. При проворачивании (ω) колеса и выходе зубьев из масляной ванны смазочный материал удерживается в полостях вкладышей. При дальнейшем проворачивании (ω) колеса в сторону зоны зацепления с парным зубчатым колесом смазочный материал вытекает из полостей вкладышей (в порядке, обратном порядку заполнения этих вкладышей). При этом смазочный материал заполняет впадины между соседними зубьями, ограниченные с торцов кольцевыми накладками, при этом впадины выполняют функцию масляных ванн, из которых осуществляется смазывание боковых (трущихся) поверхностей зубьев колеса, а также боковых (трущихся) поверхностей зубьев парного колеса при их погружении в эти масляные ванны.

По сравнению с прототипом предлагаемая конструкция зубчатого колеса позволяет надежно удерживать в полых зубьях захваченный из масляной ванны смазочный материал и переносить его без потерь в зону зацепления с парным зубчатым колесом, обеспечивая должное смазывание сопрягающих зубьев парных зубчатых колес и снижение интенсивности изнашивания трущихся поверхностей сопрягающих зубьев. В частности, наличие вкладышей в полостях зубьев позволяет предотвращать потери переносимого из масляной ванны смазочного материала при наличии зазоров между торцами пластин, образующих зубья колеса, и кольцевыми накладками (при креплении пластин на накладках посредством болтов, точечной сварки и т.п.), а также при наличии зазоров между кольцевыми накладками и торцами тела колеса (в случае аналогичного крепления).

Зубчатое колесо, преимущественно крупномодульное, смазываемое жидким смазочным материалом методом погружения, содержащее тело, зубчатый венец с полыми зубьями, каждый из которых выполнен из пары пластин, идентичных по профилю и размерам рабочим участкам боковых поверхностей зуба, расчетного для данного зубчатого колеса, и пары кольцевых накладок, наружный диаметр которых равен диаметру окружности вершин зубчатого венца, укрепленных на торцах тела, и между которыми укреплены пластины, образующие зубья, отличающееся тем, что внутри полости каждого зуба, с прилеганием к телу зубчатого колеса, расположен, с креплением в этой полости и полным ее заполнением, полый вкладыш, поверхности которого образуют замкнутый объем, в участке поверхности вкладыша, прилегающем к отсутствующему нерабочему участку боковой поверхности зуба, являющейся опережающей по ходу вращения зубчатого колеса, выполнен сквозной вырез, размер которого равен размеру этого отсутствующего участка.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах с крупномодульными зубчатыми колесами, смазываемых жидкими смазочными материалами методом погружения.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых жидкими смазочными материалами методом погружения. Зубчатое колесо содержит тело, зубчатый венец с полыми зубьями, каждый из которых выполнен из одной прямоугольной пластины, изогнутой по профилю зуба, расчетного для данного колеса, и пары кольцевых накладок, наружный диаметр которых равен диаметру окружности вершин зубчатого венца, укрепленных на торцах тела.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в многоступенчатых зубчатых передачах с расположением валов в горизонтальной плоскости и картерным смазыванием методом погружения.

Изобретение относится к планетарным редукторам. Планетарный редуктор, в частности, для турбомашины содержит устройство, образующее канал циркуляции среды (20a, 20b), предназначенный для создания падения давления, выполненное в виде набора, из по меньшей мере двух элементов (22).

Изобретение относится к редукторам. Планетарный редуктор, в частности, для турбомашины содержит соосные внутреннюю и внешнюю планетарные шестерни, внешняя планетарная шестерня является неподвижной, по меньшей мере, один сателлит, который установлен вращающимся на водиле и осуществляет зацепление одновременно с внутренней и внешней планетарными шестернями.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в косозубых зубчатых передачах с картерным смазыванием методом погружения и нижерасположенными зубчатыми колесами большого диаметра.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых магнитопорошковым методом. Зубчатое колесо содержит тело и зубчатый венец с зубьями, выполненные из ферромагнитного материала.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах с картерным смазыванием методом погружения и расположением валов в вертикальной плоскости.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в косозубых зубчатых передачах, смазываемых жидким смазочным материалом методом погружения. Смазочное устройство содержит масляную ванну с жидким смазочным материалом, в который погружено нижерасположенное зубчатое колесо передачи.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых магнитопорошковым методом. Зубчатое колесо содержит тело и зубчатый венец с зубьями, изготовленные из ферромагнитного материала.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах с крупномодульными зубчатыми колесами, смазываемых жидкими смазочными материалами методом погружения.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых жидкими смазочными материалами методом погружения. Зубчатое колесо содержит тело, зубчатый венец с полыми зубьями, каждый из которых выполнен из одной прямоугольной пластины, изогнутой по профилю зуба, расчетного для данного колеса, и пары кольцевых накладок, наружный диаметр которых равен диаметру окружности вершин зубчатого венца, укрепленных на торцах тела.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах. Зубчатое колесо содержит тело, зубчатый венец с полыми зубьями, каждый из которых выполнен из пары пластин, изогнутых по профилю боковых поверхностей зуба, расчетного для данного колеса, и пары кольцевых накладок, укрепленных на торцах тела.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах с крупномодульными зубчатыми колесами. Зубчатое колесо содержит тело, зубчатый венец с полыми зубьями, каждый из которых выполнен из пары прямоугольных пластин, изогнутых по профилю рабочих участков боковых поверхностей зуба, расчетного для данного колеса, и пару кольцевых накладок, укрепленных на торцах тела колеса, между которыми укреплены зубья зубчатого венца.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, работающих со смазыванием. Зубчатое колесо содержит ступицу с посадочным отверстием, зубчатый венец и тело в виде диска, в котором между ступицей и зубчатым венцом выполнены углубления.

Изобретение относится к области машиностроения, а более конкретно к планетарным передачам. Планетарная передача для вычитания и сложения угловых скоростей двух двигателей содержит валы (1) и (2), шестерни (3), (4) и (5), водило (6).

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к зубчатым колесам. Зубчатое колесо содержит ступицу, тело в виде спиц и обод с зубчатым венцом.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах с ударными режимами нагружения зубьев, смазываемых пластичными смазочными материалами.

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых жидкими смазочными материалами. Цилиндрическое зубчатое колесо плоской формы содержит ступицу (1), тело (2) в виде диска, обод (3) и зубчатый венец (4).

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к конструкции зубчатых колес, смазываемых жидкими смазочными материалами. Цилиндрическое зубчатое колесо содержит выступающую в одну сторону ступицу (1), тело (2) в виде диска, обод (3) и зубчатый венец (4), ширина В которого больше толщины диска.

Изобретение относится к машиностроению. Зубчатое колесо содержит тело, зубчатый венец с полыми зубьями и пару кольцевых накладок. У каждого зуба в пластине, являющейся опережающей по ходу вращения колеса, в области ее примыкания к телу и в области ее примыкания к окружности зубчатого венца выполнена пара вырезов, ширина которых равна половине ширины зубчатого венца, вырезы расположены симметрично относительно кольцевых накладок. Высота первого выреза равна сумме высоты нерабочего участка боковой поверхности и высоты рабочего участка боковой поверхности со стороны тела колеса, работающего в режиме двухпарного зацепления. Высота второго выреза равна высоте рабочего участка боковой поверхности со стороны вершины зуба, работающего в режиме двухпарного зацепления. Внутри полости каждого зуба расположен Г-образный элемент, одна полка которого шириной, равной ширине зуба, закреплена в области вершины зуба и перекрывает зазор между пластинами по окружности зубчатого венца. Вторая пластина элемента ориентирована в сторону тела колеса, эквидистантна внутренней поверхности опережающей пластины, закреплена на ней с перекрытием выреза в пластине в области вершины зуба и образованием зазора относительно тела колеса, соизмеримого по высоте с высотой выреза в пластине со стороны тела колеса. Обеспечивается повышение качества смазывания зубчатого колеса и снижение издержек на его изготовление. 2 ил.
Наверх