Набор предметов классического обуславливания для изменения проблемной установки на позитивную при оказании психологической помощи


 


Владельцы патента RU 2632772:

Хорошутин Павел Павлович (RU)

Изобретение относится к области психологии и применяется при психокоррекции психических состояний и зависимостей, коррекции социального поведения в способах, направленных на изменение установки. Предлагают набор предметов классического обуславливания для изменения проблемной установки на позитивную при оказании психологической помощи. Набор содержит как минимум одну вкусовую пищевую добавку, как минимум одно ароматическое эфирное масло, как минимум один минерал, текст аутотренинга для аудиопрослушивания, изображение с формулой внушения на изменение проблемной установки на позитивную. При этом одно изображение с выбранной формулой внушения на изменение установки содержит одну или несколько лингвистических фраз, ориентированных на кинестетические ощущения, а второе изображение содержит формулу, состоящую из лингвистических убеждений, формирующих новую установку. При этом все предметы вызывают у пациента приятные впечатления. Набор позволяет изменить проблемную установку на позитивную при оказании психологической помощи за счет использования предметов приятного классического обуславливания при воздействии на все сенсорные каналы восприятия информации человеком. 3 з.п. ф-лы, 1 пр.

 

Изобретение относится к области психологии и применяется при психокоррекции психических состояний и зависимостей, коррекции социального поведения в способах, направленных на изменение установки.

Известны различные способы коррекции психических состояний и зависимостей, при которых психолог проводит тестирование пациента на предмет индивидуальных особенностей сенсорной системы восприятия человека. При этом выясняются сенсорные предпочтения пациента, а именно предметы, вызывающие приятные впечатления. Набор этих предметов предназначен для максимального вовлечения сенсорной системы восприятия человека в процесс изменения установки и как следствие повышение эффективности процесса оказания психологической помощи.

Например, см. описание изобретения РФ №2180242, опубл. 2002 г., А61М 21/00, в котором охарактеризован набор предметов для изменения установки при оказании психологической помощи и содержащий следующую совокупность существенных признаков: аромомедальон с ароматическими средствами, например эфирное масло пероли и/или розы, и/или сандала, и/или лаванды; музыкальные композиции, например произведения Л. Бетховена и/или К. Сен-Санс.

В известном решении использован набор предметов как метод лечебного воздействия для двух сенсорных каналов восприятия информации - для обонятельного сенсорного канала и аудиального сенсорного канала.

Известен также патент РФ №2315633, опубл. 2008 г., А61М 21/00, в описании которого охарактеризован набор предметов, состоящий из цветовой картинки, аромолампы с эфирными маслами, музыкальных композиций.

В известном решении использован набор предметов как метод лечебного воздействия в составе способа для трех сенсорных каналов восприятия информации - для обонятельного сенсорного канала, аудиального сенсорного канала, визуального сенсорного канала.

За ближайший аналог, прототип принят набор предметов для изменения проблемной установки на позитивную при оказании психологической помощи, охарактеризованный в патенте РФ №2590860, опубл. 2016 г, А61М 21/00, содержащий вкусовые пищевые добавки, ароматические эфирные масла, минералы с различной теплопроводимостью, текст аутотренинга для ауди прослушивания, картинку с выбранной формулой внушения.

В прототипе использован набор предметов для изменения установки для пяти сенсорных каналов восприятия информации - обонятельного, аудиального, визуального, тактильного и вкусового сенсорных каналов. В прототипе предметы используются как раздражители сенсорных каналов восприятия.

Задача создания набора предметов классического обуславливания для изменения проблемной установки на позитивную при оказании психологической помощи заключается в систематизации процесса классического обуславливания, усилении его эффективности.

Технический результат заключается в применении предметов для целей классического обуславливания и для вовлечения в процесс аутотренинга всей сенсорной системы восприятия человека.

Технический результат достигается тем, что набор предметов классического обуславливания для изменения проблемной установки на позитивную при оказании психологической помощи содержит, как минимум, одну вкусовую пищевую добавку, как минимум одно ароматическое эфирное масло, как минимум один минерал, текст аутотренинга для ауди прослушивания, изображение с формулой внушения на изменение проблемной установки на позитивную, при этом одно изображение с выбранной формулой внушения на изменение установки содержит одну или нескольких лингвистических фраз, ориентированных на кинестатические ощущения, а второе изображение содержит формулу, состоящую из лингвистических убеждений, формирующих новую установку, при этом все предметы вызывают у пациента приятные впечатления.

Предметы объединены в единую упаковку. Набор предметов содержит инструкцию по применению предметов, входящих в состав набора предметов. Набор предметов содержит приспособление для применения ароматического эфирного масла.

Предлагаемый набор предметов применяется для приятного классического обуславливания, которое осуществляется по всем сенсорным каналам восприятия информации человеком - визуальном, аудиальном, тактильном, обонятельном, вкусовом, логическом, кинестетическом. При этом в процесс аутотренинга вовлекается вся сенсорная система восприятия человека и реализуется принцип максимальной эффективности классического обуславливания.

При коррекции психических состояний и зависимостей психолог проводит тестирование пациента на предмет индивидуальных особенностей сенсорной системы восприятия человека, при этом выясняются сенсорные предпочтения пациента, а именно предметы, вызывающие приятные впечатления на семи сенсорных каналах восприятия информации. Полученная информация используется для разработки процесса полносенсорного приятного классического обуславливания. Для реализации этого процесса и вовлечения его в процесс изменения установки предлагается, например, следующий набор предметов.

Набор эфирных масел и приспособление для их применения, например аромолампа. Эфирные масла выбираются пациентом во время психодиагностики и применяются для создания устойчивого аромата в помещении. Данный предмет создает приятное впечатление на обонятельном сенсорном канале восприятия информации.

Текст аутотренинга и аудиоплеер для прослушивания текста. Текст записывается на аудиоплеер голосом пациента самостоятельно и в дальнейшем прослушивается, например, ежедневно. Создает приятное впечатление на аудиальном сенсорном канале восприятия информации.

Изображение с выбранной формулой внушения на изменение установки представляет собой изображение, выполненное в определенном психодиагностикой дизайне, с ключевыми лингвистическими фразами формулы внушения. Конкретное изображение, а также цвет, шрифт текста пациент выбирает самостоятельно, как наиболее приятные ему, во время психодиагностики. Формула внушения - это одна или несколько лингвистических фраз, формирующих новую установку. Данный предмет вовлекает в процесс аутотренинга визуальный сенсорный канал восприятия информации.

Изображение с формулой кинестетических ощущений. Представляет собой изображение, выполненное в определенном психодиагностикой дизайне с включением одной или нескольких лингвистических фраз, ориентированных на кинестетические ощущения, характер которых тоже определяют во время тестирования. Конкретное изображение, а также цвет, шрифт текста пациент выбирает самостоятельно во время психодиагностики, как наиболее приятные ему. Создает приятные впечатления на кинестетическом сенсорном канале восприятия информации. Вовлекает в процесс аутотренинга кинестетический канал восприятия информации.

Изображение с формулой лингвистических убеждений. Представляет собой изображение, выполненное в определенном психодиагностикой дизайне. Дизайн пациент выбирает самостоятельно во время психодиагностики. Основой служат лингвистические фразы, которые тоже формируются на основании тестов и фиксируют внимание пациента во время аутотренинга на приятных логических выводах. Создает приятные впечатления на логическом сенсорном канале восприятия. Вовлекает в процесс аутотренинга логический сенсорный канал восприятия информации.

Пищевая добавка с выраженным вкусом. Представляет собой приятную для пациента пищевую добавку, например леденцы, вызывающие долгий приятный вкусовой эффект. Определяется во время психодиагностики. Употребляется пациентом во время прослушивания текста аутотренинга. Создает приятные впечатления на вкусовом сенсорном канале.

Минералы с разнообразными тактильными ощущениями. Представляют собой минералы различной формы. Выбирается пациентом во время психодиагностики. Минералы удерживаются пациентом в руке во время прослушивания текста аутотренинга. Создают приятное впечатление на тактильном сенсорном канале восприятия информации.

Инструкция по применению предметов - текст, объясняющий порядок применения всего набора предметов во время аутотренинга.

Примеры использования набора предметов при различных психических состояниях и зависимостях и при изменении социального поведения.

Пример использования предлагаемого набора при психокоррекции состояний.

Пациент женщина 38 лет. Состояние агрессивности в отношениях с 14-летним сыном. Методом дистанционного тестирования проведена диагностика установки, являющейся причиной агрессивного поведения. Проведена психодиагностика сенсорной системы восприятия и диагностика сенсорных предпочтений. Для каждой сенсорной системы восприятия подобраны предметы для приятного классического обуславливания. Составлен текст аутотренинга по изменению проблемной установки на позитивную. Составлен набор предметов полносенсорного классического обуславливания и передан пациентке. Курс аутотренинга с помощью набора инструментов полносенсорного классического обуславливания длился 10 дней, после чего наступило заметное улучшение психического состояния пациентки.

Пример использования предлагаемого набора предметов при психических зависимостях.

Пациент мужчина 45 лет. Причина обращения - лишний вес. Проведена психодиагностика поведения пациента и выявлены установки, определяющие поведение, связанное с хроническим перееданием. Составлен текст аутотренинга, заменяющий проблемные установки переедания на установки умеренного питания и установки подвижного образа жизни. Проведена психодиагностика сенсорной системы восприятия и выявлены сенсорные предпочтения пациента. На основании данных диагностики составлен набор предметов по полносенсорному классическому обуславливанию процесса аутотренинга. Пациент, самостоятельно прочитав инструкцию, прошел курс аутотренинга. Курс длился в течение 36 дней. Вес снизился на 8 кг. Пациенту удалось отказаться от переедания и начать вести активный образ жизни с ежедневными прогулками и туристическими путешествиями по выходным.

Пример использования набора предметов при изменении социального поведения.

Обратились родители подростка 13 лет. Причина - асоциальное поведение, связанное с конфликтами в школе. Методом тестирования проведена психодиагностика и выявлены установки проблемного поведения. Составлен текст аутотренинга по замене проблемных установок на позитивные. Проведена диагностика сенсорной системы восприятия и определены сенсорные предпочтения пациента. На основании диагностики собран набор предметов полносенсорного классического обуславливания и передан родителям подростка. Курс аутотренинга длился в течение 16 дней. Было отмечено резкое сокращение конфликтных ситуаций в школе.

1. Набор предметов классического обуславливания для изменения проблемной установки на позитивную при оказании психологической помощи, содержащий как минимум одну вкусовую пищевую добавку, как минимум одно ароматическое эфирное масло, как минимум один минерал, текст аутотренинга для аудиопрослушивания, изображение с формулой внушения на изменение проблемной установки на позитивную, отличающийся тем, что одно изображение с выбранной формулой внушения на изменение установки содержит одну или несколько лингвистических фраз, ориентированных на кинестетические ощущения, а второе изображение содержит формулу, состоящую из лингвистических убеждений, формирующих новую установку, при этом все предметы вызывают у пациента приятные впечатления.

2. Набор предметов классического обуславливания для изменения проблемной установки на позитивную при оказании психологической помощи по п. 1, отличающийся тем, что предметы объединены в единую упаковку.

3. Набор предметов классического обуславливания для изменения проблемной установки на позитивную при оказании психологической помощи по п. 1, отличающийся тем, что содержит инструкцию по применению предметов, входящих в состав набора предметов.

4. Набор предметов классического обуславливания для изменения проблемной установки на позитивную при оказании психологической помощи по п. 1, отличающийся тем, что содержит приспособление для применения ароматического эфирного масла.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к медицине, в частности к психотерапии, наркологии и психиатрии, и может использоваться для лечения алкоголизма. Проводят рациональную психотерапию, нейролингвистическое программирование "Смещение якорей" с формированием отвращения к алкоголю, а также медикаментозное лечение.
Изобретение относится к медицине, в частности к психотерапии, наркологии и психиатрии, и может использоваться для лечения алкоголизма. Проводят рациональную психотерапию, психотерапию с использованием техники нейролингвистического программирования «Смещение якорей» с формированием отвращения к алкоголю, перед которой проводят период воздержания от алкоголя 5-7 дней.

Изобретение относится к медицине, а именно к анестезиологии и сердечно-сосудистой хирургии. Проводят искусственную вентиляцию легких на протяжении всего периода искусственного кровообращения с дыхательным объемом 4 мл/кг, частотой дыханий 6 в 1 мин, РЕЕР5 см вод.
Изобретение относится к области медицины, именно к медицинской реабилитации и коррекционной педагогике и конкретно к способу активизации психических возможностей ребенка в сниженном состоянии сознания после тяжелой черепно-мозговой травмы (ТЧМТ).

Изобретение относится к области медицины, в частности к психологии, и может быть использовано для индивидуальных и массовых исследований в сфере социологии и менеджмента.

Изобретение относится к медицине, а именно к педиатрии, и может быть использовано для диагностики и реабилитации детей школьного возраста с железодефицитным состоянием.

Изобретение относится к области транспортных средств для перевозки и размещения специальных медицинских устройств для программного управления, надзора или прогнозирования процессов реабилитации спортсменов.

Изобретение относится к медицинской технике и может быть использовано для восстановления работоспособности, повышения нервно-психической устойчивости в стрессовых условиях, снятия физической усталости и психологического утомления.

Группа изобретений относится к медицинской технике, а именно к средствам для пробуждения субъекта. Персональная система сигнализации содержит приспособление, выполненное с возможностью ношения вблизи глаза субъекта, причем глаз включает в себя веко, детектор века, выполненный с возможностью определения состояния (закрыто или открыто) века глаза субъекта, источник излучения, установленный на приспособлении и выполненный с возможностью испускания излучения в первом диапазоне длин волн в глаз субъекта, в видимой области спектра выше приблизительно 590 нм, и контроллер.

Изобретение относится к медицине, неврологии, лечебной физкультуре при шейно-грудном остеохондрозе с пролабированием и грыжей дисков. Осуществляют дозированную физическую нагрузку в виде упражнений в течение 20-30 занятий из 3-7 повторов каждого упражнения (У) с преодолением болевой доминанты путем произнесения на выдохе звука «ХА».

Изобретение относится к области медицины и может быть использовано для коррекции веса в случае экзогенно-конституционального ожирения взрослых и детей. Проводят анализ пищевого поведения. Для формирования начальных навыков осознания чувства голода, легкого голода, насыщения или переедания пациенту предлагают набор стакеров четырех цветов, каждый из которых соответствует определенной степени насыщенности и которые пациент должен наклеивать в свой личный дневник после каждого приема пищи напротив графы информации об объеме и виде съеденной пищи при этом. Формируют стойкий навык осознанного контакта с пищей, фиксируя внимание пациента на процессах, происходящих в полости рта. Для этого пациенту предлагают набор цветных карандашей или фломастеров не менее четырех основных цветов для заполнения контурной схемы ротовой полости в двух проекциях, где во время или сразу после каждого приема пищи необходимо разными цветами обозначить свои впечатления от той пищи, которая находится в полости рта, учитывая ее вкус, локализацию ощущения, консистенцию, температуру, вес, объем, мышечное напряжение при пережевывании. Далее формируют навыки осознанного контролирования приема пищи с идеальным насыщением путем фиксации внимания пациента на телесных ощущениях голода, а затем при приеме пищи, когда они исчезают, и появляется ощущение сытости. Способ позволяет нормализовать вес и обучиться навыкам работы с эмоциональными состояниями и переживаниями путем изменения пищевого поведения за счет формирования устойчивых автоматических навыков рационального питания. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.
Наверх