Дверной замок транспортного средства

Изобретение относится к дверному замку транспортного средства, включающему стопорный механизм, систему приводного рычага (12, 13, 14) и привод (3, 5) для электрического открывания стопорного механизма, отличающемуся тем, что включает дополнительный привод (7, 8), который по выбору переводит систему приводного рычага (12, 13, 14) в положение «заперто» и только после этого генерирует сигнал на открывание приводу для электрического открывания стопорного механизма. 10 з.п. ф-лы, 3 ил.

 

Изобретение относится к дверному замку транспортного средства, включающему стопорный механизм, систему приводных рычагов и электропривод для электрического открывания стопорного механизма.

Дверной замок транспортного средства на основе описываемой конструкции раскрыт, например, в документе заявителя WO 02/31298 А1. Это известный уровень осуществления изобретения не только предусматривает электрическое открывание стопорного механизма, но также обеспечивает механическую связь между приводным рычагом и стопорным механизмом для экстренного открывания стопорного механизма. В данном контексте это также относится и к так называемой временной аварийной избыточности (TCR). Это также означает, что при так называемой работе в аварийных условиях или при экстренном открытии в случае аварии гарантируется, что стопорный механизм может механически открываться, т.е. с помощью приводного рычага системы приводных рычагов.

Электрическое открывание стопорного механизма при помощи электропривода, как правило, достигается способом, когда оператор активирует внешнюю ручку двери или также внутреннюю ручку двери. Это обычно приводит к приведению в действие выключателя, интерпретируемое как запрос на открывание. В результате генерируется сигнал на открывание, заставляющий электропривод выполнять электрическое открывание стопорного механизма. Чтобы уже в этот момент предотвратить с самого начала неправильную активацию, на практике, например, применяются блокирующие элементы. Элемент механической блокировки обеспечивает механическое удержание электропривода.

Только когда блокирующий элемент разблокирует электропривод, последний может электрически открыть стопорный механизм. Высвобождение блокирующего элемента обычно связано с механическим воздействием посредством внешней ручки двери или внутренней ручки двери. Это означает, что внешняя ручка двери или также внутренняя ручка двери механически связаны с блокирующим элементом и это гарантирует, что блокирующий элемент высвобождает электропривод для того, чтобы тот мог воздействовать на стопорный механизм с целью его открывания. Это, как правило, было успешным.

В практическом применении, однако, имеется все больше и больше потребностей в дистанционном функционировании привода для электрического открывания стопорного механизма. В этом случае механическое воздействие не требуется, поскольку соответствующая дверь транспортного средства должна открываться электрически и на расстоянии без использования внешней ручки двери, которую также необходимо активировать. Но никакие убедительные решения до сих пор для этого не были найдены.

Изобретение основано на технической проблеме дальнейшей разработки такого дверного замка транспортного средства, используя такое решение, которое обычно также позволяло бы осуществлять дистанционное управление.

Чтобы решить эту техническую проблему, обычный дверной замок транспортного средства характеризуется тем, что предусматривается дополнительный привод, который перемещает систему приводного рычага в "запертое" положение, и только тогда передаются сигнал на открывание приводу для электрического открывания стопорного механизма.

Таким образом, изобретение обеспечивает, чтобы система приводного рычага всегда находилась в своем "запертом" положении, даже когда электропривод задействован для электрического открывания стопорного механизма. Только в случае экстренного открытия или в случае аварии система привода сначала перемещается в свое "разблокированное" положение, позволяя соответствующей двери транспортного средства быть открытой, например, аварийно-спасательными командами. Для достижения этого ручка двери должна быть активирована только механически.

Это означает, что дверной замок транспортного средства согласно изобретению содержит уже описанную "временную аварийную избыточность" (TCR). В случае аварии электропривод, служащий для электрического открывания стопорного механизма, обеспечивает, что во время экстренной операции стопорный механизм может быть механически избыточно открыт. Эта операция независима от электропривода.

Изобретение теперь гарантирует, что электрическое открывание стопорного механизма с помощью привода может всегда происходить только тогда, когда получен соответствующий сигнал. Другими словами, блокировка и электрическое открывание всегда связаны таким образом, чтобы механическая блокировка была не возможна без открывания.

Сигнал на открывание требует, чтобы система приводного рычага сначала приняла или была перемещена в положение "заперто". В этом контексте дополнительный привод, естественно, не должен механически воздействовать на систему приводного рычага, если упомянутая система уже приняла свое положение "заперто". Это означает, что при необходимости дополнительный привод перемещает систему приводного рычага в его положение "заперто".

Как только система приводного рычага достигла положения "заперто", производится упомянутый сигнал на открывание, вызывая активацию электропривода для электрического открывания стопорного механизма.

Это означает, что система приводного рычага постоянно сохраняет свое положение "заперто". Таким способом обеспечивается снятие блокировки, гарантируя, что система приводного рычага сохраняется в положении "заперто". В результате любое механическое приведение в действие системы приводного рычага не может привести к разблокировке стопорного механизма. Разблокировка также не может обеспечиваться электроприводом для электрического открывания стопорного механизма, поскольку не было никакого сигнала на открывание. Таким образом, обеспечивается максимальная безопасность.

В то же время изобретение предлагает опцию дистанционно управлять приводом для электрического открывания стопорного механизма. С этой целью воздействию, в конечном счете, подвергается дополнительный привод, при необходимости перемещающий систему приводного рычага в ее положение "заперто". В то же время воздействие дополнительного привода обеспечивает, чтобы производился требуемый сигнал на открывание для того, чтобы привод, способствующий электрическому открыванию стопорного механизма, начинал работать одновременно. Сигнал на открывание, как правило, производится тогда, когда система приводного рычага достигла своего положения "заперто". С этой целью в большинстве случаев дополнительный привод разработан таким образом, чтобы при воздействии на него в направлении "заперто" системы приводного рычага в конце диапазона перемещения, также генерировался соответствующий сигнал на открывание.

Более подробная информация и преимущественные варианты осуществления изобретения раскрыты в зависимых пунктах формулы изобретения. Ниже дается подробное объяснение изобретения со ссылкой на чертежи, демонстрирующие только один вариант осуществления, в котором: на фиг. 1-3 изображен дверной замок транспортного средства согласно изобретению в различных рабочих положениях.

На чертежах изображен дверной замок транспортного средства, содержащий не в явном виде показанный стопорный механизм, по существу включающий поворотную щеколду и стопорную собачку. Чтобы воздействовать на стопорный механизм, дверной замок транспортного средства содержит пусковой рычаг 1, показанный только на фиг. 2. Вместе с блокирующим элементом или стопорным рычагом 2 пусковой рычаг 1 установлен в корпусе замка 4, чтобы вращаться вокруг общей оси 3.

Чтобы открыть стопорный механизм, пусковой рычаг 1 должен быть повернут вокруг своей оси 3 по часовой стрелке, как указано соответствующей стрелкой на фиг. 2. Чтобы облегчить этот поворот пускового рычага 1 в направлении по часовой стрелке, предусмотрен привод 4, 5 для электрического открывания стопорного механизма. Привод 4, 5 включает электродвигатель 4 и ведомый шкив 5, который может осуществлять инициированные электродвигателем 4 ротационные движения вокруг своей оси 6 по часовой и против часовой стрелки.

Движение ведомого шкива 5 вокруг его оси 6 в направлении против часовой стрелки обеспечивает, чтобы профиль, расположенный сзади, если смотреть сверху, взаимодействовал с пусковым рычагом 1 таким образом, что пусковой рычаг 1 поворачивался вокруг своей оси 3 в направлении по часовой стрелке. В результате стопорный механизм открывается пусковым рычагом 1, поворачивая стопорную собачку стопорного механизма в сторону от соответствующей поворотной щеколды и открывая поворотную щеколду с помощью пружины. Это высвобождает стопорный болт, ранее удерживаемый поворотной щеколдой. С другой стороны, движение по часовой стрелке ведомого шкива 5 соответствует экстренному открытию, и в то же время делая стопорный механизм поддающимся механическому открыванию.

В дополнение к уже описанному приводу 4, 5 для электрического открывания стопорного механизма на чертеже также изображен дополнительный привод 7, 8, используемый изобретением, имеющим конструкцию, подобную приводу 4, 5. Дополнительный привод 7, 8 фактически также состоит из электродвигателя 7 и ведомого шкива 8. Как и в случае привода 4, 5, электродвигатель 7 содержит на своем приводном вале червячную передачу в сочетании с зубчатой передачей по внешней окружности ведомого шкива для того, чтобы поворачивать ведомый шкив 8 вокруг своей оси 9 в направлении по часовой или против часовой стрелки.

В данном варианте дополнительный привод 7, 8 является приводом безопасности. Привод безопасности может действовать в качестве блокировки дверей от открывания изнутри и/или противоугонного устройства замка. В этом примере дополнительный привод 7, 8 или привод безопасности является приводом для блокировки дверей от открывания изнутри. Этот привод действует на стопорный рычаг 10, установленный в корпусе замка 4, чтобы вращаться вокруг своей оси 11. Стопорный рычаг 10 может по существу принимать положение "разблокировано", как показано на фиг. 1 или может перемещаться в положение 30 "заперто", как показано на фиг. 2 и 3.

Стопорный рычаг 10 фактически всегда располагается в своем положении "заперто", поскольку предусматривается снятие блокировки, как более подробно объясняется ниже. Только в случае так называемого экстренного открытия стопорный рычаг 10, как правило, перемещается в свое положение "разблокировано", как показано на фиг. 1, для того чтобы в этом (редком) случае механизм приводного рычага или системы приводного рычага 12, 13 был эффективен и мог механически открывать стопорный механизм.

Общая конструкция также включает вышеупомянутый механизм приводного рычага или систему приводного рычага 12, 13. Кроме приводного рычага 12 механизм приводного рычага 12, 13 содержит дополнительный рычаг сцепления 13, в зависимости от своего положения взаимодействующий или не взаимодействующий с пусковым рычагом 1. Соединительный рычаг 12 и рычаг сцепления 13 в зависимости от положения рычага сцепления 13. посредством промежуточного рычага могут также быть механически связаны с пусковым рычагом 1.

Когда система приводного рычага находится в положении "заперто", эта система приводного рычага механически прервана и нет никакой непрерывной механической связи между, например, внешней или внутренней ручкой двери вплоть до пускового рычага 1. Напротив, положение "разблокировано" системы приводного рычага соответствует пусковому рычагу 1, посредством которого система приводного рычага может механически подвергнуться воздействию для открывания стопорного механизма. В приводимом в качестве примера варианте осуществления изобретения это имеет место и только тогда выполнимо, когда происходит или должно произойти так называемое экстренное открытие.

Дополнительный привод 7, 8 или привод блокировки дверей от открывания изнутри механически связан с приводным рычагом 12. Приводной рычаг 12 фактически гибко соединен с ведомым шкивом 8 дополнительного привода 7, 8. С помощью приводного рычага 12, соединенного с дополнительным приводом 7, 8, упомянутый дополнительный привод 7, 8 воздействует на рычаг сцепления 13 механизма приводного рычага.

С этой целью приводной рычаг 12 содержит стопорный палец, входящий в соответствующую полость на стопорном рычаге 10. Таким образом, приводной рычаг 12 может повернуть стопорный рычаг 10, например, в положения "заперто" или "разблокировано" и, следовательно, может обеспечить функцию блокировки замка дверей от открывания изнутри. Кроме того, предусматривается поводок, с помощью которого рычаг сцепления 13 входит в полость промежуточного рычага.

Очевидно, что дополнительный привод 7, 8 воздействует на датчик, когда механизм приводного рычага находится в положении "заперто". Этот датчик может быть датчиком блокировки дверей от открывания изнутри или переключателем блокировки дверей от открывания изнутри. Только когда на соответствующий датчик оказано воздействие, производится упомянутый сигнал на открывание, заставляя привод 4, 5 быть готовым к электрическому открыванию стопорного механизма. Это означает, что процесс электрического открывания стопорного механизма требует, чтобы сигнал датчика был зарегистрирован блоком управления (не изображен), с которым соединен датчик.

Чтобы воздействовать на датчик, необходимо, чтобы дополнительный привод 7, 8 достиг, в конечном счете, положения, изображенного на фиг. 3, из своего положения "выключено или блокировка дверей от открывания изнутри отключена", как показано на фиг. 1 во время перехода к фиг. 2, соответствующего положению "включено или блокировка дверей от открывания изнутри включена". Как только дополнительный привод 7, 8 достиг положения, изображенного на фиг. 3, датчик также реагирует, соответственно, позволяя приводу 4, 5 электрически открыть стопорный механизм.

Таким образом, изобретение обеспечивает, что, с одной стороны, стопорный рычаг 10 окончательно принимает или сохраняет свое положение "заперто", в то время как движение против часовой стрелки ведомого шкива 8 дополнительного привода, связанного с переходом от положения "выключено" к положению "включено", соответствует стопорному рычагу 10, который поворачивается вокруг своей оси 11 в направлении по часовой стрелке, как это требуется, как показано при переходе от фиг. 1 к фиг. 2. Одновременно с движением дополнительного привода 7, 8 система приводного рычага 12, 13 перемещается в положение "заперто", при котором нет никакого непрерывного механического соединения с пусковым рычагом 1. Таким образом, любое механическое воздействие на систему приводного рычага не приводит к нежелательной разблокировке стопорного механизма. Произведенный этим способом сигнал датчика теперь интерпретируется как сигнал на открывание, обеспечивающий, что привод 4, 5 электрически открывает стопорный механизм.

Как только дополнительный привод 7, 8 достигает изображенного на фиг. 3 положения "включено", активируется возврат, приводимый в действие пружиной, которой оборудован дополнительный привод 7, 8. Этот приводимый в действие пружиной возврат обеспечивает, чтобы ведомый шкив 8 под воздействием пружины или сам выполнял небольшой поворот вокруг своей оси 9 по часовой стрелке. В результате система приводного рычага механически блокируется, как требуется, или может переместиться в свое "разблокированное" положение. Как уже объяснялось, дополнительный привод 7, 8 обычно работает от дистанционного управления так, чтобы описанное электрическое открывание стопорного механизма могло начинаться без вступления в контакт.

1. Дверной замок транспортного средства, включающий стопорный механизм, систему приводного рычага и привод для электрического открывания стопорного механизма, отличающийся тем, что включает дополнительный привод, который по выбору переводит систему приводного рычага в положение «заперто» и только после этого генерирует сигнал на открывание приводу для электрического открывания стопорного механизма,

причем система приводного рычага постоянно удерживается в положении «заперто», и как только система приводного рычага достигает положения «заперто», генерируется указанный сигнал, вызывая активацию электропривода для электрического открывания стопорного механизма,

причем только в случае экстренного открывания или в случае аварии система приводного рычага по существу вначале перемещается в положение «разблокировано», таким образом обеспечивая возможность открытия двери транспортного средства, в частности, аварийно-спасательной командой.

2. Дверной замок транспортного средства по п. 1, отличающийся тем, что дополнительный привод содержит электродвигатель и ведомый шкив.

3. Дверной замок транспортного средства по п. 1 или 2, отличающийся тем, что дополнительный привод с помощью соединенного с ним приводного рычага воздействует на рычаг сцепления механизма приводного рычага.

4. Дверной замок транспортного средства по п. 3, отличающийся тем, что приводной рычаг содержит стопорный палец, входящий в соответствующую полость на стопорном рычаге (10).

5. Дверной замок транспортного средства по п. 3, отличающийся тем, что приводной рычаг или рычаг сцепления содержит поводок для вхождения в полость промежуточного рычага.

6. Дверной замок транспортного средства по п. 4, отличающийся тем, что приводной рычаг или рычаг сцепления содержит поводок для вхождения в полость промежуточного рычага.

7. Дверной замок транспортного средства по п. 1, отличающийся тем, что дополнительный привод представляет собой привод безопасности, например, для блокировки дверей от открывания изнутри и/или в качестве противоугонного устройства.

8. Дверной замок транспортного средства по п. 1, отличающийся тем, что дополнительный привод воздействует на датчик, когда механизм приводного рычага находится в положении «заперто».

9. Дверной замок транспортного средства по п. 8, отличающийся тем, что датчик является датчиком блокировки дверей от открывания изнутри и генерирует сигнал на открывание вместе с устройством управления.

10. Дверной замок транспортного средства по п. 1, отличающийся тем, что дополнительный привод может управляться дистанционно.

11. Дверной замок транспортного средства по п. 1, отличающийся тем, что дополнительный привод содержит возврат, приводимый в действие пружиной.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к двери транспортного средства, включающей дверной замок (2) транспортного средства, а также элемент манипуляции (5), который доступен с внешней стороны двери и на который можно воздействовать, а кроме того, изобретение относится к блоку системы защиты (8, 10, 11) в дверном замке (2) транспортного средства, приводимому в действие двигателем (10) посредством одного или нескольких выходных элементов (11).

Изобретение относится к дверному замку автомобиля с по меньшей мере одним корпусом (1), выполненным из пластмассового материала и имеющим стопорный механизм (3, 4), включающий в основном поворотную щеколду (3) и стопорную собачку (4), отличающемуся тем, что стопорная собачка (4) установлена внутри корпуса (1), а поворотная щеколда (3) установлена вне корпуса (1).

Изобретение относится к дверному замку автомобиля, имеющему по крайней мере один корпус (3) и по крайней мере один рычаг (5), установленный в корпусе (3) с возможностью вращения вокруг оси (4) в кожухе (3), причем рычаг (5) выполнен с возможностью соединения с исполнительным элементом (6), находящимся вне корпуса (3), и с этой целью он проходит через отверстие корпуса (7), и рычаг (5) имеет перекрытие (8), которое, по существу, полностью закрывает отверстие корпуса (7), если смотреть на весь путь (s) его перемещения.

В заявке описан замок для двери или откидной дверцы, прежде всего для транспортного средства, содержащий стопорный механизм, состоящий из поворотной защелки и по меньшей мере одной храповой собачки для защелкивания поворотной защелки, прежде всего дополнительно содержащий блокирующий рычаг для блокирования храповой собачки в положении основного защелкивания, при этом ось блокирующего рычага и/или ось храповой собачки расположены выше оси поворотной защелки.
Изобретение относится к области транспортного машиностроения. Устройство для одновременной блокировки штыря крышки капота автомобиля и трансмиссии автомобиля содержит металлические тросы, оболочки, стойкие к сминанию, и запорные устройства.

Описан дверной замок транспортного средства, содержащий стопорный механизм, открывающий привод (3, 4), воздействующий на стопорный механизм, и исполнительный рычажный механизм (6, 7).

Изобретение относится к дверному замку транспортного средства со стопорным механизмом (1, 2), включающим главным образом поворотную щеколду (1) и стопорную собачку (2), а кроме того, с запорно-пусковым элементом (3) для стопорного механизма (1, 2) и с удерживающим элементом (4), обеспечивающим беспрепятственное открывающее перемещение поворотной щеколды (1) из закрытого положения в положение открытия, отличающемуся тем, что во время открывающего перемещения поворотной щеколды (1) в нерабочем положении в отношении стопорного механизма (1, 2) удерживающий элемент (4) удерживает запорно-пусковой элемент (3).

Изобретение относится к интегрированной и комбинированной системе приведения в действие дверей для безрельсового транспортного средства для перевозки грузов и пассажиров.

Устройство запирания автомобиля включает вращающуюся защелку, смещаемую в направлении открывания вокруг оси вращения защелки в открытое положение устройства запирания, в котором первая выемка защелки выполнена для приема ударника автомобиля.

Цель данного изобретения заключается в создании устройства проводки функционального тросика, которое, при наличии простой конструкции, выполнено с возможностью проводки функционального тросика (7) с обеспечением достаточного запаса по длине.

Замок для двери или откидной дверцы со стопорным механизмом, состоящим из поворотной защелки (4), собачки (6) и по крайней мере одной пружины (23), которая позволяет поворачивать поворачиваемый компонент замка под действием силы пружины из выходного положения в направлении конечного положения. В конечном положении на поворачиваемый компонент сила пружины (23) не воздействует. Прежде всего это позволяет поддерживать шум работы на низком уровне. 9 з.п. ф-лы, 6 ил.

Изобретение относится к приводу для приводного устройства, в частности для механизма сервозакрывания, предпочтительно для дверного замка автомашины, включающего моторную часть кожуха (1) для размещения электродвигателя (3) и крышку кожуха (2) для закрывания моторной части кожуха (1), в котором кабель (5, 21) для электрической подводки тока электрически соединен с моторным контактом (4) электродвигателя (3) в моторной части кожуха (1) и кабель (5, 21) включает зону разветвлений (11), отличающемуся тем, что зона разветвлений (11) кабеля (5, 21) размещена снаружи или, по крайней мере частично, снаружи кожуха (1, 2). 2 н. и 12 з.п. ф-лы, 5 ил.

В заявке описан замок, содержащий стопорный механизм, включающий в себя поворотную защелку с создающим гнет плечом и захватным плечом, предпочтительно по меньшей мере частично выполненную из металла, установленную с возможностью вращения и выполненную с возможностью размещения в ней запорного пальца. Отличительной особенностью предлагаемого замка является то, что расстояние от лежащего внутри конца входного зева до точки контакта между запорным пальцем и создающим гнет плечом короче расстояния от точки контакта между запорным пальцем и создающим гнет плечом до лежащего снаружи конца входного зева. Технический результат такого решения состоит в минимизации усилий для отпирания транспортного средства. 2 н. и 7 з.п. ф-лы, 1 ил.

Группа изобретений относится к области транспортного машиностроения. По первому варианту, дверь транспортного средства содержит замок с электроприводом, пользовательское устройство ввода, устройство накопления электрической энергии и пьезоэлектрическое устройство. Пользовательское устройство ввода содержит переключатель, имеющий подвижный элемент. Пьезоэлектрическое устройство имеет гибкий пьезоэлектрический элемент. Устройство для отпирания двери транспортного средства имеет замок с электроприводом, содержащее основание, пьезоэлектрическое устройство с гибким пьезоэлектрическим элементом, переключатель с подвижным элементом переключателя. По второму варианту, дверь транспортного средства содержит упомянутое устройство для отпирания двери. По третьему варианту, дверь транспортного средства содержит контроллер, подвижный переключатель, основной и резервный аккумуляторы и элемент привода. Достигается возможность использования замка в случае потери электропитания. 4 н. и 16 з.п. ф-лы, 10 ил.

Изобретение относится к способу конфигурирования замковых узлов для боковой двери транспортного средства. Способ заключается в обеспечивании замковых узлов, содержащих, каждый, механизированный силовой привод и контроллер дверей, который побуждает механизированный силовой привод отпирать замковый узел при приведении в действие внутренней и наружной дверных ручек. Замковый узел может механически отпираться пользователем изнутри транспортного средства, даже если механизированный силовой привод не действует вследствие потери электрической мощности или другой неисправности. Контроллер может быть запрограммирован отпирать замковый узел согласно различным критериям, которые требуются для удовлетворения специфичных требований разных рынков. Обеспечивается экономия затрат при проектировании, производстве и обслуживании замковых узлов за счет модифицирования функций замковых узлов по специальным требованиям. 9 з.п. ф-лы, 36 ил.

Изобретение относится к контрольному устройству, предназначенному для контроля позиции задвижки замка. Задача изобретения заключается в том, чтобы на основе вышеназванного устройства представить простое, однако устойчивое к манипуляциям и сбоям контрольное устройство. Контрольное устройство замка со встроенным контрольным модулем (1) включает определенное количество блоков датчиков (15), причем контрольный модуль связан с блоком обработки данных, обмениваясь с ним сигналами или данными. Блоки датчиков (15) включают как минимум один датчик открывания или закрывания, выполненный в форме язычкового контакта 16, который взаимодействует с магнитом (17), а задвижка (2) при вхождении в отверстие (9) замочной пластины вызывает изменение состояния блока датчиков (15). Задвижка (2) при вхождении в отверстие (9) замочной пластины попадает в пространство между магнитом (17) и датчиком (15). Блок датчиков (15) расположен с возможностью перемещения относительно задвижки (2), причем прорезь (4) для задвижки содержит фасонную часть (12), а магнит (17) сопряжен с первым L-образным кронштейном (30), закрепленным на фасонной части (12), причем магнит (17) расположен с возможностью перемещения в кронштейне (30). 7 з.п. ф-лы, 13 ил.

Описаны исполнительный механизм сцепления для электронных цилиндров замков и способ работы указанного механизма. В частности, исполнительный механизм сцепления для электронного цилиндра замков относится к исполнительному механизму сцепления, который обеспечивает накопление энергии, поставляемой двигателем, и возврат указанной энергии к сцеплению в момент его перехода из положения зацепления в положение расцепления, при этом указанный процесс выполняется при сниженном энергопотреблении. Кроме того, изобретение относится к способу работы указанного механизма. 2 н. и 15 з.п. ф-лы, 36 ил.
Наверх