Наддолотный модуль (варианты)

Изобретение относится к области промысловой геофизики и предназначено для измерения геофизических и технологических параметров в процессе бурения. Предлагаемое изобретение решает задачу повышения надежности конструкции и повышения качества передаваемого сигнала за счет изменения конструкции НДМ. В заявляемом устройстве, содержащем корпус с центральным промывочным отверстием, а также размещенные в выемках корпуса, в его герметичной части, отделенной уплотнительными элементами, электронные платы и источник питания. Провод, соединяющий электронные платы с ниппельной частью корпуса, зафиксирован контактным винтом на ниппельной части корпуса. Корпус образован из ниппельной и муфтовой частей, соединенных между собой конической винтовой поверхностью, в зазоре которого между резьбовыми поверхностями сопрягаемых частей размещен электроизоляционный материал. На части наружной цилиндрической поверхности по длине корпуса и во внутреннем канале ниппельной части корпуса размещены изоляторы. На наружной поверхности муфтовой части корпуса, в зоне расположения электронных плат и источника питания, установлена защитная гильза, один торец которой зафиксирован посредством выступов и пазов, а другой торец - винтами. Муфтовая и ниппельная части снабжены замковыми резьбами для соединения с долотом и валом забойного двигателя соответственно. 2 н. и 6 з.п. ф-лы, 4 ил.

 

Изобретение относится к области промысловой геофизики и предназначено для измерения геофизических и технологических параметров в процессе бурения.

Известен наддолотный модуль (НДМ) (пат. РФ на изобретение №2509209, 21.08.2012 ), который содержит корпус с центральным промывочным отверстием, электрически изолированный от корпуса центральный электрод, расположенный между изоляторами, а также размещенные в выемках корпуса, в его герметичной части, отделенной уплотнительными элементами, электронные платы. Фиксация изолятора, расположенного в муфтовой части корпуса, выполнена в виде сопрягаемых выступов и пазов, изготовленных в этом изоляторе, муфтовой части корпуса и гильзе центрального электрода, расположенных в противоположной от муфтовой части корпуса, установлен на резьбе с левым направлением.

Недостатком известного НДМ является разрушение в процессе эксплуатации изолирующего материала, защищающего центральный электрод, в результате динамических нагрузок, а также влияние бурового раствора, свойства которого могут препятствовать прохождению сигнала.

Наиболее близким является устройство для измерений геофизических и технологических параметров в процессе бурения с электромагнитным каналом связи (пат. РФ на полезную модель №27839, 30.05.2003).

Известное устройство содержит забойную телеметрическую систему (ЗТС), включающую бурильную колонну, корпус, блок питания, измерительные модули, модуль приемно-обрабатывающего устройства, электрический разделитель, выполненный в виде отдельного переводника, устанавливаемого непосредственно над забойным двигателем, а также установленный непосредственно над долотом НДМ, соединенный с валом забойного двигателя и долотом.

Входящий в известное устройство НДМ содержит корпус с центральным промывочным отверстием, на котором размещен центральный электрод, расположенный между изоляторами и электрически изолированный от корпуса, при этом в выемках корпуса расположены электронные платы, измерительные датчики, источник питания и передающее устройство, а в модуль передающего устройства ЗТС введено приемно-обрабатывающее устройство, осуществляющее прием сигналов от НДМ.

Измеряемые НДМ параметры кодируются и передаются путем излучения сигнала электродом модуля в породу по скоростному беспроводному электромагнитному каналу связи на электрический разделитель основной телесистемы, где принимаются, усиливаются, фильтруются, декодируются и вместе с другими параметрами, измеряемыми базовой телесистемой (ЗТС), передаются на поверхность в реальном времени по мощному беспроводному электромагнитному каналу связи этой телесистемы.

Недостаток известного устройства заключается в его конструкции.

Конструкция известного НДМ предусматривает размещение электронных плат в выемках его корпуса, которые с внешней стороны защищены кожухом, являющимся центральным электродом. Поскольку НДМ жестко связан с валом шпинделя забойного двигателя и с долотом, то в процессе вращения вместе с ними во время бурения корпус, а в особенности кожух, подвергаются истиранию при соприкосновении с выбуриваемой породой, в результате чего может произойти разгерметизация полостей, в которых находятся электронные платы, что значительно снижает ресурс работы устройства, приводит к вынужденной замене дорогостоящего НДМ и повышению себестоимости измерений. Наряду с этим, в известном устройстве качество передаваемого сигнала подвержено влиянию бурового раствора, свойства которого могут препятствовать прохождению сигнала.

Предлагаемое изобретение решает задачу повышения надежности конструкции и повышения качества передаваемого сигнала за счет изменения конструкции НДМ.

Поставленная задача решается тем, что НДМ по первому варианту, содержащий корпус с центральным промывочным отверстием, а также размещенные в выемках корпуса, в его герметичной части, отделенной уплотнительными элементами, электронные платы и источник питания, в отличие от известного имеет корпус, образованный из ниппельной и муфтовой частей, соединенных между собой конической винтовой поверхностью, в зазоре которого между резьбовыми поверхностями сопрягаемых частей размещен электроизоляционный материал, на части наружной цилиндрической поверхности по длине корпуса и во внутреннем канале ниппельной части корпуса размещены изоляторы. На наружной поверхности муфтовой части корпуса в зоне расположения электронных плат и источника питания установлена защитная гильза. Один торец гильзы на корпусе зафиксирован посредством выступов и пазов, а другой торец - винтами. Электронные платы соединены электрическим проводом с ниппельной частью корпуса. При этом муфтовая часть снабжена замковой резьбой для соединения с долотом, а ниппельная часть снабжена замковой резьбой для соединения с валом забойного двигателя. Для фиксации изолятора, расположенного на части наружной цилиндрической поверхности по длине корпуса, ниппельная часть снабжена фиксирующей втулкой, закрепленной винтами, а контактные поверхности фиксирующей втулки и изолятора, расположенного на части наружной цилиндрической поверхности по длине корпуса, выполнены с ответными выступами и пазами. Провод, соединяющий электронные платы, расположенные в герметичной части корпуса, с ниппельной частью корпуса, зафиксирован контактным винтом на ниппельной части корпуса.

Поставленная задача по второму варианту решается тем, что НДМ по второму варианту, содержащий корпус с центральным промывочным отверстием, а также размещенные в выемках корпуса, в его герметичной части, отделенной уплотнительными элементами, электронные платы и источник питания, в отличие от известного, имеет корпус, образованный из ниппельной и муфтовой частей, соединенных между собой конической винтовой поверхностью, в зазоре которого между резьбовыми поверхностями сопрягаемых частей размещен электроизоляционный материал. На части наружной цилиндрической поверхности по длине корпуса и во внутреннем канале муфтовой части корпуса размещены изоляторы. На наружной поверхности ниппельной части корпуса в зоне расположения электронных плат и источника питания установлена защитная гильза. Один торец гильзы на корпусе зафиксирован посредством выступов и пазов, а другой торец - винтами. Электронные платы соединены электрическим проводом с муфтовой частью корпуса. При этом ниппельная часть снабжена замковой резьбой для соединения с долотом, а муфтовая часть снабжена замковой резьбой для соединения с валом забойного двигателя. Для фиксации изолятора, расположенного на части наружной цилиндрической поверхности по длине корпуса, муфтовая часть снабжена фиксирующей втулкой, закрепленной винтами, а контактные поверхности фиксирующей втулки и изолятора, расположенного на части наружной цилиндрической поверхности по длине корпуса, выполнены с ответными выступами и пазами. Провод, соединяющий электронные платы, расположенные в герметичной части корпуса, с муфтовой частью корпуса, зафиксирован контактным винтом на муфтовой части корпуса.

На чертежах представлено

На фиг. 1 - НДМ в разрезе по первому варианту;

На фиг. 2 - Общий вид НДМ по первому варианту;

На фиг. 3 - НДМ в разрезе по второму варианту;

На фиг. 4 - Общий вид НДМ по второму варианту.

Заявляемый НДМ по первому варианту (фиг. 1) представляет собой составной, состоящий из ниппельной части 1 и муфтовой части 2, корпус с центральным промывочным отверстием 3 и с присоединительными замковыми резьбами на концах 4 и 5. Замковая резьба 4 выполнена в ниппельной части 1 корпуса и предназначена для соединения к валу забойного двигателя 6. Замковая резьба 5 выполнена в муфтовой части 2 корпуса и предназначена для присоединения к долоту 7.

В герметичной части НДМ расположены электронные платы 8 и источник питания 9, изолированные от попадания скважинной жидкости уплотнительными элементами 10 и защитной гильзой 11, расположенной на наружной поверхности муфтовой части 2 корпуса. Один торец защитной гильзы 11 зафиксирован посредством выступов 12 и пазов 13 (фиг. 2), а второй торец - винтами 14 (фиг. 1).

Ниппельная часть 1 (фиг. 1) и муфтовая часть 2 соединены между собой конической винтовой поверхностью, в зазоре которого между резьбовыми поверхностями сопрягаемых частей размещен электроизоляционный материал 15. На части наружной цилиндрической поверхности по длине корпуса и во внутреннем канале ниппельной части 1 корпуса размещены изоляторы 16 и 17 соответственно.

Изолятор 16 (фиг. 2) зафиксирован посредством выступов 18 и пазов 19, ответных выступам 20 и пазам 21 фиксирующей втулки 22. Фиксирующая втулка 22 также зафиксирована от проворота винтами 23.

От электронных плат 8 (фиг. 1) отводится провод 24, который создает контакт с изолированной ниппельной частью 1 корпуса. Провод 24 зафиксирован контактным винтом 25. Провод выводится через гермоввод 26.

Заявляемый НДМ по второму варианту (фиг. 3) представляет собой составной, состоящий из муфтовой части 27 и ниппельной части 28, корпус с центральным промывочным отверстием 3 и с присоединительными замковыми резьбами на концах 4 и 5. Замковая резьба 4 выполнена в муфтовой части 27 корпуса и предназначена для соединения к валу забойного двигателя 6. Замковая резьба 5 выполнена в ниппельной части 28 корпуса и предназначена для присоединения к долоту 7.

В герметичной части НДМ расположены электронные платы 8 и источник питания 9, изолированные от попадания скважинной жидкости уплотнительными элементами 10 и защитной гильзой 11, расположенной на наружной поверхности ниппельной части 28 корпуса. Один торец защитной гильзы 11 зафиксирован посредством выступов 12 и пазов 13 (фиг. 4), а второй торец - винтами 14 (фиг. 3).

Муфтовая часть 27 (фиг. 1) и ниппельная часть 28 соединены между собой конической винтовой поверхностью, в зазоре которого между резьбовыми поверхностями сопрягаемых частей размещен электроизоляционный материал 15. На части наружной цилиндрической поверхности по длине корпуса и во внутреннем канале муфтовой части 27 корпуса размещены изоляторы 16 и 17 соответственно.

Изолятор 16 (фиг. 4) зафиксирован посредством выступов 18 и пазов 19, ответных выступам 20 и пазам 21 фиксирующей втулки 22. Фиксирующая втулка 22 также зафиксирована от проворота винтами 23.

От электронных плат 8 (фиг. 3) отводится провод 24, который создает контакт с изолированной муфтовой частью 27 корпуса. Провод 24 зафиксирован контактным винтом 25. Провод 24 выводится через гермоввод 26.

НДМ устанавливается непосредственно между валом забойного двигателя 6 и долотом 7 при помощи замковых резьб 4 и 5 соответственно.

Система работает следующим образом. Информация, замеренная датчиками, расположенными в отсеках с электронными платами 8, передается посредством электромагнитного сигнала на основную ЗТС (не показана). Передача электромагнитного сигнала предусматривает наличие электрического диполя. Электрический диполь образован корпусом НДМ, который в верхней своей части по замковой резьбе 4 соединен с валом забойного двигателя 6, а в нижней части по замковой резьбе 5 соединен с долотом 7. Через долото 7 образуется прямой контакт с породой. Передача сигнала осуществляется с помощью электромагнитного канала связи, который предусматривает наличие электрического разделителя, который электрически разделяет верхнюю и нижнюю части диполя.

По первому варианту выполнения электрический разделитель образован муфтовой частью 1 и ниппельной частью 2 корпуса НДМ, изолированными друг от друга электроизоляционным материалом 15 и изоляторами 16 и 17.

По второму варианту выполнения электрический разделитель образован муфтовой частью 27 и ниппельной частью 28 корпуса НДМ, изолированными друг от друга электроизоляционным материалом 15 и изоляторами 16 и 17.

Преимущества предложенного устройства вытекают из конструктивных особенностей его компоновки, а именно из расположения электрического разделителя непосредственно в самом корпусе НДМ, который в верхней своей части соединен с валом забойного двигателя 6, а в нижней своей части имеет контакт непосредственно с породой через долото 7, что исключает влияние бурового раствора на передаваемый сигнал.

1. Наддолотный модуль, содержащий корпус с центральным промывочным отверстием, а также размещенные в выемках корпуса, в его герметичной части, отделенной уплотнительными элементами, электронные платы и источник питания, отличающийся тем, что корпус образован из ниппельной и муфтовой частей, соединенных между собой конической винтовой поверхностью, в зазоре которого между резьбовыми поверхностями сопрягаемых частей размещен электроизоляционный материал, на части наружной цилиндрической поверхности по длине корпуса и во внутреннем канале ниппельной части корпуса размещены изоляторы, а также защитная гильза, установленная на наружной поверхности муфтовой части корпуса в зоне расположения электронных плат, соединенных электрическим проводом с ниппельной частью корпуса, при этом муфтовая часть снабжена замковой резьбой для соединения с долотом, а ниппельная часть снабжена замковой резьбой для соединения с валом забойного двигателя.

2. Наддолотный модуль по п. 1, отличающийся тем, что для фиксации изолятора, расположенного на части наружной цилиндрической поверхности по длине корпуса, ниппельная часть снабжена фиксирующей втулкой, закрепленной винтами, а контактные поверхности фиксирующей втулки и изолятора, расположенного на части наружной цилиндрической поверхности по длине корпуса, выполнены с ответными выступами и пазами.

3. Наддолотный модуль по п. 1, отличающийся тем, что один торец гильзы на корпусе зафиксирован посредством выступов и пазов, а другой торец - винтами.

4. Наддолотный модуль по п. 1, отличающийся тем, что провод, соединяющий электронные платы, расположенные в герметичной части корпуса, с ниппельной частью корпуса, зафиксирован контактным винтом в этом корпусе.

5. Наддолотный модуль, содержащий корпус с центральным промывочным отверстием, а также размещенные в выемках корпуса, в его герметичной части, отделенной уплотнительными элементами, электрические платы и источник питания, отличающийся тем, что корпус образован из ниппельной и муфтовой частей, соединенных между собой конической винтовой поверхностью, в зазоре которого между резьбовыми поверхностями сопрягаемых частей размещен электроизоляционный материал, часть наружной цилиндрической поверхности по длине корпуса и внутренний канал муфтовой части корпуса выполнены с электроизоляционным покрытием, а также защитная гильза, установленная на наружной поверхности ниппельной части корпуса в зоне расположения электронных плат, соединенных электрическим проводом с муфтовой частью корпуса, при этом ниппельная часть снабжена замковой резьбой для соединения с долотом, а муфтовая часть снабжена замковой резьбой для соединения с валом забойного двигателя.

6. Наддолотный модуль по п. 5, отличающийся тем, что для фиксации изолятора, расположенного на части наружной цилиндрической поверхности по длине корпуса, муфтовая часть снабжена фиксирующей втулкой, закрепленной винтами, а контактные поверхности фиксирующей втулки и изолятора, расположенного на части наружной цилиндрической поверхности по длине корпуса, выполнены с ответными выступами и пазами.

7. Наддолотный модуль по п. 5, отличающийся тем, что один торец гильзы на корпусе зафиксирован посредством выступов и пазов, а другой торец - винтами.

8. Наддолотный модуль по п. 5, отличающийся тем, что провод, соединяющий электронные платы, расположенные в герметичной части корпуса, с муфтовой частью корпуса, зафиксирован контактным винтом в этом корпусе.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к нефтегазодобывающей промышленности и может быть использовано для непосредственного высокоточного определения коэффициента текущей нефтенасыщенности продуктивных пластов с высоким разрешением по толщине пластов как в обсаженных, так и в необсаженных скважинах, заполненных жидкостью, и может применяться при решении широкого спектра задач, связанных с разработкой, разведкой и добычей полезных ископаемых.

Изобретение относится к области насосной техники, преимущественно к скважинным насосным установкам для селективного испытания нефтегазовых и метаноугольных пластов.

Изобретение относится к области геофизических исследований и может быть использовано для диагностики технического состояния обсадных колонн скважин нефтегазовых месторождений.

Изобретение относится к газодобывающей промышленности. Техническим результатом является повышение эффективности контроля изменения положения газоводяного контакта по площади всего месторождения.

Изобретение относится к телеметрической системе передачи данных из скважины. Техническим результатом является обеспечение высокой скорости передачи данных и бесперебойной работы канала связи.

Изобретение относится к области добычи природного газа и, в частности, к устранению взаимопродавливания скважин, работающих на общий коллектор в реальном масштабе времени.

Изобретение относится к области геофизических исследований скважин и предназначено для обеспечения контакта электровводов с обсадной колонной в многоэлектродном скважинном зонде электрического каротажа через металлическую колонну в условиях значительной коррозии стенки обсадной колонны и наличия на ней цемента, парафинов, смол.

Изобретение относится к области геофизических исследований и может быть использовано для контроля технического состояния нефтяных и газовых скважин. Технический результат заключается в повышении достоверности и точности оценки качества цементирования обсадных колонн нефтегазовых скважин.

Изобретение относится к нефтегазодобывающей и геологоразведочной отраслям промышленности и предназначено для обследования внутренних стенок фонтанных арматур нефтяных и газовых скважин и иных сосудов под давлением.

Изобретение относится к подземным операциям бурения, в частности к оценке и калибровке эффективности передачи осевого усилия бурильной колонны. Техническим результатом является повышение эффективности оценки передачи осевого усилия бурильной колонны и оптимизации добычи углеводородов.

Изобретение относится к разведке нефтяных месторождений, в частности к дальномерной системе позиционирования и методике с применением магнитных монополей. Техническим результатом является точное определение местоположения приемника относительно передатчиков и определение расстояния между передатчиком и приемником за счет использования передатчика и/или приемника, содержащего магнитный монополь. Способ включает позиционирование по меньшей мере одного из: передатчика и приемника внутри первой скважины. При этом по меньшей мере один из передатчика и приемника содержит магнитный монополь, генерирование передатчиком первого магнитного поля, измерение приемником сигнала, соответствующего первому магнитному полю, и определение по меньшей мере одной скважинной характеристики посредством сигнала, полученного блоком управления, коммуникативно соединенным с приемником. Причем указанная по меньшей мере одна скважинная характеристика включает в себя определение по меньшей мере одного из: расстояние между передатчиком и приемником, и местоположение приемника относительно передатчика. 2 н. и 27 з.п. ф-лы, 15 ил.

Изобретение относится к геофизическому исследованию скважин. Техническим результатом является обеспечение точного измерения характеристик пласта и глубины в режиме реального времени. В частности, предложен способ совмещения множества скважинных электромагнитных измерений, включающий активацию в начальный момент записи первой передающей антенны в компоновке вдоль продольной оси при рабочей частоте; активацию в начальный момент записи второй передающей антенны в компоновке; сбор на первой приемной антенне первого множества азимутальных измерений и второго множества азимутальных измерений на второй приемной антенне; обработку первого и второго множеств азимутальных измерений для выработки соответствующего первого и второго множеств сигналов с высшим типом колебаний; совмещение первого и второго множеств сигналов с высшим типом колебаний в данном временном интервале путем временного сдвига. При этом вторая передающая антенна расположена в продольном направлении от первой передающей антенны вдоль продольной оси, при этом вторая передающая антенна активируется, по существу, при той же рабочей частоте, что и первая передающая антенна. 6 н. и 27 з.п. ф-лы, 16 ил.

Изобретение в целом относится к бурению скважин, и в частности к способу и устройству для распознавания трубного соединения внутри конструкции скважины. Система для обнаружения соединения труб внутри конструкции скважинного ствола содержит устройство, соединяемое в линию с конструкцией скважины. В устройстве имеется центральный сквозной канал, при этом оно содержит множество глухих отверстий, идущих в радиальном направлении внутрь от наружной поверхности. Система дополнительно содержит по меньшей мере одно ферромагнитное устройство, размещенное внутри одного из нескольких глухих отверстий, причем каждое из ферромагнитных устройств имеет магнит, находящийся на ее конце, и по меньшей мере один датчик, размещаемый внутри одной из по меньшей мере одной втулок. По меньшей мере один датчик, связанный с указанным по меньшей мере одним ферромагнитным устройством. При этом указанный датчик выполнен с возможностью выдачи сигнала, представляющего ширину металлического объекта, расположенного внутри центрального канала. Система может также содержать дисплей, выполненный с возможностью приема выходного сигнала от по меньшей мере одного датчика и отображения для пользователя выходного сигнала, указывающего ширину металлического объекта в центральном канале. 19 з.п. ф-лы, 7 ил.

Изобретение относится к способу контроля усилия, прикладываемого к компоненту в стволе скважины после бурения ствола скважины и к узлу, предназначенному для использования при выполнении операции в скважине после бурения ствола скважины. Техническим результатом является повышение точности измерения нагрузки на долото/крутящего момента. Способ включает введение колонны труб в ствол скважины, при этом указанная колонна труб содержит компонент и трубчатый элемент, соединенный с колонной труб, выполнение операции с колонной труб посредством приложения усилия к компоненту в стволе скважины, измерение деформации, испытываемой колонной труб, с помощью по меньшей мере одного датчика деформации, включенного в трубчатый элемент, и передачу в местоположение на поверхности данных, относящихся к деформации, с применением устройства передачи данных и, таким образом, определение усилия, прикладываемого к компоненту, при этом устройство передачи данных размещено в стенке трубчатого элемента таким образом, что канал через трубчатый элемент остается неограниченным, работу устройства для создания импульсов давления в первом режиме передачи данных, пока не будет достигнуто пороговое значение усилия ниже требуемого прикладываемого усилия, которое должно быть приложено к компоненту, работу устройства для создания импульсов давления во втором режиме передачи данных при достижении порогового значения усилия. 2 н. и 12 з.п. ф-лы, 4 ил., 1 табл.

Группа изобретений относится к способу и системе для уменьшения трения бурового оборудования, размещаемого в буровой скважине. Указанный способ включает: обеспечение наружного трубчатого элемента, имеющего ствол с внутренней поверхностью; нанесение первого слоя смазочного материала по меньшей мере на часть внутренней поверхности наружного трубчатого элемента; размещение наружного трубчатого элемента по меньшей мере в части буровой скважины; обеспечение бурового снаряда, содержащего внутренний элемент, имеющий наружную поверхность и центральную продольную ось, совмещенную с центральной продольной осью наружного элемента; нанесение второго слоя смазочного материала по меньшей мере на часть наружной поверхности внутреннего элемента; вставку внутреннего элемента в ствол наружного трубчатого элемента; обеспечение протекания бурового раствора через ствол бурового снаряда; поворот внутреннего элемента по отношению к наружному элементу; измерение показателя механического износа и/или трения между наружным элементом и внутренним элементом; определение того, превышает ли измеренный показатель заранее заданный пороговый уровень; и запуск последующей операции в ответ на определение того, что измеренный показатель превышает заранее заданный пороговый уровень. Последующая операция вызывает повышение концентрации графена, содержащегося в виде взвеси в буровом растворе. Технический результат заключается в уменьшении трения и износа бурового оборудования. 2 н. и 18 з.п. ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к геофизике и может быть использовано при дефектоскопии магнитных металлических труб, расположенных в скважинах, с одновременным вычислением толщины стенок каждой из труб в многоколонных скважинах. Способ электромагнитной дефектоскопии-толщинометрии в многоколонных скважинах включает возбуждение нестационарного электромагнитного поля импульсами тока в генераторных катушках разной длины и измерение ЭДС, наведенной в приемных катушках вихревыми токами, протекающими в исследуемых металлических магнитных трубах. При этом возбуждают импульсом тока длительностью Т одновременно все генераторные катушки. Затем их последовательно с интервалом Ti отключают от генератора, начиная с короткой генераторной катушки, и последовательно каждой измерительной катушкой, соответствующей отключенной генераторной катушке, измеряют ЭДС (Е) как функцию времени E(tj,). Причем сигнал с самой последней, длинной измерительной катушки регистрируют как постоянную спада по приведенному математическому выражению. Техническим результатом является повышение точности измерений за счет исключения влияния электромагнитных и геометрических характеристик ближней магнитной металлической трубы на результаты измерений на поздних временах в последующих трубах. 3 ил.

Группа изобретений относится к нефтедобывающей промышленности и, в частности, к одновременно-раздельной закачке жидкости в нагнетательные скважины, вскрывшие два пласта. Технический результат – обеспечение возможности регулируемой закачки жидкости в два пласта с замерами параметров закачиваемой жидкости при минимальном числе спускоподъемных операций. В скважину на колонне насосно-компрессорных труб спускают компоновку подземного оборудования, включающую воронку/скошенный конец, нижнее пакерное устройство, глубинный исследовательский комплекс с геофизическим кабелем, скважинный фильтр со шламоуловителем, клапан закачки без штуцированной/глухой вставки, верхнее пакерное устройство с кабельным вводом. На устье скважины устанавливают устройство герметизации ввода кабеля и устьевую арматуру с кабельным вводом. На поверхности устанавливают интерфейс, позволяющий считывать в режиме онлайн параметры закачиваемой жидкости с возможностью сохранения данных и переноса на съемное устройство и/или передачи данных по GSM связи. Проводят посадку пакерных устройств и их опрессовку. Осуществляют подачу жидкости в полость колонны труб. Замеряют при помощи глубинного исследовательского комплекса параметры закачиваемой жидкости в нижний пласт. Вычитанием расхода жидкости, закачиваемой в нижний пласт, из общего расхода закачиваемой жидкости, определяют расход жидкости, закачиваемой в верхний пласт. По приемистости пластов и пластовому давлению производят подбор диаметра штуцированной вставки. Спускают штуцированную/глухую вставку клапана закачки и осуществляют регулируемую закачку жидкости. 2 н. и 7 з.п. ф-лы, 1 ил.

Способ извлечения нефти, газа, конденсата из скважины преимущественно истощаемых газоконденсатных месторождений может быть использован на предприятиях нефтегазодобывающей промышленности. Технический результат – повышение производительности скважины за счет интенсификации растворения и извлечения высокомолекулярных соединений. По способу при снижении продуктивности скважины из-за отложений в призабойной зоне скважины высокомолекулярных соединений осуществляют регенерацию призабойной зоны скважины. Ее выполняют за счет временного перевода скважины из эксплуатационного состояния в регенерационное. Призабойную зону скважины сначала обрабатывают сверхкритическим флюидом диоксида углерода последовательно в динамическом и статическом режимах. В динамическом режиме регенерационного состояния последовательно чередуют периоды закачки сверхкритического флюида диоксида углерода, подаваемого в газоносный пласт через скважину, при изменении давления от большего р1 к меньшему р2. В статическом режиме регенерационного состояния призабойную зону скважины выдерживают при максимальном давлении сверхкритического флюида диоксида углерода. Затем скважину подвергают экспозиции с выравниванием давления в скважине и газоносном пласте без дополнительного ввода сверхкритического флюида диоксида углерода в условиях спонтанного перемещения раствора «высокомолекулярные соединения-флюид» в газоносном пласте и возвращают в эксплуатационное состояние. 6 з.п. ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к бурению сближенных параллельных скважин. Техническим результатом является повышение точности определения расстояния между стволами сближенных скважин. В частности, предложен способ определения расстояния между скважинами, включающий: генерирование профиля напряжения с учетом тока возбуждения, измеренного с помощью отобранных электродов из множества электродов, расположенных вдоль трубы первой скважины; генерирование профиля импеданса с учетом расположения вдоль указанной первой скважины с использованием отобранных электродов из множества электродов; генерирование профиля тока с использованием профиля напряжения и профиля импеданса; и выполнение операции определения расстояния до указанной первой скважины относительно второй скважины с использованием профиля тока и измеренного магнитного поля. 3 н. и 36 з.п. ф-лы, 11 ил.

Группа изобретений относится к инструменту ограничения потока для использования в поземной скважине, буровому снаряду и способу ориентирования бурового снаряда в скважине. Инструмент ограничения потока может включать запирающий механизм, имеющий положения, в которых поток пропускается через инструмент, при этом в одном положении проточный канал открыт для потока и запирающий механизм блокирует поток через другой проточный канал, а в другом положении оба канала открыты для потока, и смещающий узел, который перемещает запирающий механизм в предыдущее положение в ответ на снижение скорости потока ниже заданного уровня. Буровой снаряд может включать приспособление для ориентации, которое периодически пропускает поток через стенку бурового снаряда для передачи данных ориентации посредством импульсов давления в проточном канале через колонну, и инструмент ограничения потока, который пропускает поток через одно проходное сечение, если скорость потока ниже заданного уровня, и пропускает поток через большее проходное сечение, если скорость потока увеличивается. Технический результат заключается в повышении эффективности ориентации бурового снаряда в скважине. 3 н. и 17 з.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к области промысловой геофизики и предназначено для измерения геофизических и технологических параметров в процессе бурения. Предлагаемое изобретение решает задачу повышения надежности конструкции и повышения качества передаваемого сигнала за счет изменения конструкции НДМ. В заявляемом устройстве, содержащем корпус с центральным промывочным отверстием, а также размещенные в выемках корпуса, в его герметичной части, отделенной уплотнительными элементами, электронные платы и источник питания. Провод, соединяющий электронные платы с ниппельной частью корпуса, зафиксирован контактным винтом на ниппельной части корпуса. Корпус образован из ниппельной и муфтовой частей, соединенных между собой конической винтовой поверхностью, в зазоре которого между резьбовыми поверхностями сопрягаемых частей размещен электроизоляционный материал. На части наружной цилиндрической поверхности по длине корпуса и во внутреннем канале ниппельной части корпуса размещены изоляторы. На наружной поверхности муфтовой части корпуса, в зоне расположения электронных плат и источника питания, установлена защитная гильза, один торец которой зафиксирован посредством выступов и пазов, а другой торец - винтами. Муфтовая и ниппельная части снабжены замковыми резьбами для соединения с долотом и валом забойного двигателя соответственно. 2 н. и 6 з.п. ф-лы, 4 ил.

Наверх