Многорядная планетарная передача

Изобретение относится к машиностроению, в частности к передачам с ограниченным радиальным размером, и может быть использовано во всех отраслях народного хозяйства. Многорядная планетарная передача содержит солнечную шестерню (1), сателлиты (2), подшипники (3), оси сателлитов (4), неподвижное центральное колесо (5), водило, состоящее из выходного вала (6) и связанных с ним дисков (7), (8), (9), число которых соответствует числу рядов сателлитов (2). Водило выполнено содержащим ступенчатые стяжки (10), соединяющие диски (7), (8), (9) и щеку выходного вала (6). Диаметр стяжек (10) в местах расположения рядов сателлитов (2) подобран в соответствии с отношением ширины солнечной шестерни (1) к ее диаметру так, что под нагрузкой смещение одного диска водила относительно другого в результате деформации стяжек (10) и осей сателлитов (4) соответствует деформации кручения солнечной шестерни (1), за счет чего снижается неравномерность распределения нагрузки в зацеплениях. Обеспечивается упрощение конструкции многорядной планетарной передачи с механизмом выравнивания нагрузки в зацеплениях и повышение уровня ее технологичности. 1 ил.

 

Изобретение относится к машиностроению, в частности к зубчатым планетарным передачам с ограниченным радиальным размером, и может быть использовано во всех отраслях народного хозяйства.

Известна планетарная передача, содержащая солнечную шестерню, неподвижное центральное колесо, сателлиты, каждый из которых установлен на один или два подшипника качения, и оси сателлитов, расположенные в щеках водила (Кудрявцев В.Н. Планетарные передачи. - М.-Л.: Машиностроение, 1966. - 307 с.; стр. 218, рис. 109).

Недостатком ее является большой радиальный размер, так как снижение диаметра сателлитов и передачи в целом ограничивается диаметром и несущей способностью подшипников сателлитов.

Известна планетарная передача, содержащая самоустанавливающуюся солнечную шестерню, неподвижное центральное колесо, сателлиты, каждый из которых состоит из отдельных трех колес, установленных на общей оси, расположенной в двух щеках водила (Решетов Л.Н. Самоустанавливающиеся механизмы. Библиотека конструктора. М.: Машиностроение, 1979, 334 с.; стр. 251, рис. 5.18).

Недостатком указанной передачи является низкая нагрузочная способность при многорядном ее исполнении из-за небольшой жесткости и прочности длинной однопролетной оси, опирающейся только на две щеки водила.

Известна также многорядная планетарная передача, содержащая солнечную шестерню, неподвижное центральное колесо, сателлиты, каждый из которых состоит из нескольких колес, установленных через подшипники на общей оси, и водило, состоящее из выходного вала и связанных с ним дисков, число которых соответствует числу рядов сателлитов. Неподвижное центральное колесо выполнено составным, имеющим основные венцы, между которыми расположены промежуточные конические фрикционные кольца, поджатые в осевом направлении и взаимодействующие с коническими поверхностями неподвижного центрального колеса и цилиндрической поверхностью корпуса передачи. Проскальзывание наиболее нагруженных венцов неподвижного центрального колеса при фрикционном взаимодействии их с коническими фрикционными кольцами позволяет снизить неравномерность распределения нагрузки в зацеплениях, которая вызвана в основном кручением солнечной шестерни и связанным с этим перекосом зубьев (Пат. №2424458 РФ, МПК F16H 1/48. Многорядная планетарная передача / Волков Г.Ю., Ратманов Э.В. Опубл. 20.07.2011) (прототип).

Недостатками этой конструкции являются ее сложность и нетехнологичность, что обусловлено наличием большого числа высокоточных деталей и узлов (составного центрального колеса, конических фрикционных колец, механизма поджатия).

Задачей изобретения является упрощение конструкции многорядной планетарной передачи и повышение уровня ее технологичности.

Для решения этой задачи в многорядной планетарной передаче, содержащей солнечную шестерню, неподвижное центральное колесо, сателлиты, каждый из которых состоит из нескольких колес, установленных через подшипники на общей оси, и водило, состоящее из выходного вала и связанных с ним дисков, число которых соответствует числу рядов сателлитов, водило выполнено содержащим ступенчатые стяжки, соединяющие диски и щеку выходного вала, причем диаметр стяжек в местах расположения рядов сателлитов подобран так, что смещение одного диска водила относительно другого в результате деформации стяжек и осей сателлитов соответствует деформации кручения солнечной шестерни.

Упрощение конструкции передачи и повышение уровня ее технологичности достигается снижением числа нетехнологичных деталей и выполнением водила в виде соединенных ступенчатыми стяжками дисков, что позволяет компенсировать деформацию кручения солнечной шестерни деформацией стяжек и осей сателлитов и обеспечить снижение неравномерности распределения нагрузки, не усложняя механизма.

Суть изобретения поясняется чертежом, на котором показан общий вид многорядной планетарной передачи в разрезе.

Многорядная планетарная передача содержит солнечную шестерню 1, сателлиты 2, подшипники 3, оси сателлитов 4, неподвижное центральное колесо 5, выходной вал водила 6, диски водила 7, 8, 9 и стяжки 10.

Стяжки 10 выполнены ступенчатыми с диаметром, уменьшающимся при переходе от торца солнечной шестерни 1 к месту подвода момента к ней.

Сателлиты 2 установлены через подшипники 3 на оси 4, которые расположены в дисках 7, 8, 9 и в щеке выходного вала 6.

Сборка зубчатой планетарной передачи осуществляется следующим образом. Стяжки 10 запрессовываются в щеку выходного вала 6, а на них сажаются диски водила 7, 8, 9. Сателлиты 2 с подшипниками 3 устанавливаются между дисками водила 7, 8, 9, после чего в отверстия дисков 7, 8, 9, щеки выходного вала 6 и подшипников 3 вставляются оси сателлитов 4.

Зубчатая планетарная передача работает следующим образом. Вращательное движение передается от солнечной шестерни 1 сателлитам 2, а от них через неподвижное центральное колесо 5, подшипники 3 и оси сателлитов 4 дискам водила 7, 8, 9 и выходному валу 6. В процессе работы деформация кручения солнечной шестерни 1, имеющей большое отношение ширины к диаметру, приводит к тому, что нагрузка в рядах сателлитов 2 возрастает от ряда, расположенного у торца солнечной шестерни 1, к ряду, расположенному со стороны подвода момента к ней. Однако деформация стяжек 10 и осей сателлитов 4 приводит к смещению одного ряда сателлитов 2 относительно другого на величину, соответствующую величине деформации кручения солнечной шестерни 1, в результате чего неравномерность распределения нагрузки в зацеплениях снижается.

Снижение числа сложных в изготовлении деталей позволяет упростить конструкцию многопоточной планетарной передачи, повысить уровень ее технологичности, снизить себестоимость.

ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ

1. Кудрявцев В.Н. Планетарные передачи. - М.-Л.: Машиностроение, 1966. - 307 с.; стр. 218, рис. 109.

2. Решетов Л.Н. Самоустанавливающиеся механизмы. Библиотека конструктора. М.: Машиностроение, 1979, 334 с.; стр. 251, рис. 5.18.

3. Пат. №2424458 РФ, МПК F16H 1/48. Многорядная планетарная передача / Волков Г.Ю., Ратманов Э.В. Опубл. 20.07.2011 (прототип).

Многорядная планетарная передача, содержащая солнечную шестерню, неподвижное центральное колесо, сателлиты, каждый из которых состоит из нескольких колес, установленных через подшипники на общей оси, и водило, состоящее из выходного вала и связанных с ним дисков, число которых соответствует числу рядов сателлитов, отличающаяся тем, что водило выполнено содержащим ступенчатые стяжки, соединяющие диски, причем диаметр стяжек в местах расположения рядов сателлитов подобран в соответствии с отношением ширины солнечной шестерни к ее диаметру так, что под нагрузкой смещение одного диска водила относительно другого в результате деформации стяжек и осей сателлитов соответствует деформации кручения солнечной шестерни.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к зацепляющим механизмам зубчатого типа. Система управления для зацепляющего механизма с зацеплением зубчатого типа, включающего в себя первый и второй элемент с множеством первых и вторых собачек соответственно, камеру для текучей среды и переключающий клапан, содержит электронный блок управления подачей и прекращением подачи текучей среды в камеру для текучей среды посредством переключающего клапана.

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к зубчатым планетарным передачам с высокими передаточными отношениями. Планетарный редуктор с солнечным колесом и парными блоками сателлитов, зацепленными с неподвижной коронной шестерней и подвижной коронной шестерней.

Изобретение относится к области машиностроения, а более конкретно к ролико-винтовым редукторам. Ролико-винтовой редуктор содержит входное звено, опорное звено, выходное звено и ролики.

Изобретение относится к машиностроению и электротехнике и может быть использовано в качестве редукторов и мультипликаторов в обычном исполнении, а также для передачи энергии с герметичным разделением полостей ведущего и ведомого валов.

Изобретение относится к области машиностроения, а более конкретно к ролико-винтовым редукторам. Способ сборки инвертированного ролико-винтового редуктора (ИРВР) включает нижеследующую последовательность действий.

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к редукторам с соосными входным и выходным валами. Редуктор орбитальный содержит корпус, в котором установлены на одной оси входной быстроходный и выходной тихоходный валы.

Изобретение относится к машиностроению, а более конкретно к электроприводам. Электропривод содержит корпус с расточкой, подшипниковый щит, кронштейн с электродвигателем с шестерней и цилиндрический зубчатый редуктор.

Изобретение относится к области машиностроения, а более конкретно к планетарным передачам. Планетарная передача для вычитания и сложения угловых скоростей двух двигателей содержит валы (1) и (2), шестерни (3), (4) и (5), водило (6).

Изобретение относится к области транспортного машиностроения. Привод колеса велосипеда содержит планетарную передачу, включающую в свой состав водило, центральное звено планетарной передачи и сателлит.

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к планетарным передачам. Пятисателлитная планетарная передача содержит входное зубчатое колесо, пять сателлитов, первый трехпарный шатун, второй трехпарный шатун, третий трехпарный шатун, четвертый трехпарный шатун, двухпарный повод, водило и неподвижное зубчатое колесо.

Изобретение относится к машиностроению, в частности к редуктору с соосными входным и выходным валами. Редуктор орбитальный содержит зубчатое колесо (1, 2, 3), в котором зубья (3) изготовлены отдельно от держателя (1), а каждый зуб выполнен из двух параллельных между собой роликов (4) одного диаметра, скрепленных перемычкой (5), при этом ролики и перемычка выполнены из одного материала как одно целое. Все зубья установлены с гарантированным натягом в пазах (2), равномерно расположенных по окружности держателя. Достигается повышение ремонтопригодности. 3 ил.

Изобретение относится к ветровой турбине с коробкой передач одноступенчатого мультипликатора скорости с большим передаточным отношением. Коробка передач имеет коаксиальную пару кольцевых шестерней, включающую большую кольцевую шестерню, имеющую делительный диаметр А, и малую кольцевую шестерню, имеющую делительный диаметр D. Коаксиальная пара прямозубых шестерней включает большую прямозубую шестерню, имеющую делительный диаметр В, и малую прямозубую шестерню, имеющую делительный диаметр C. Большая прямозубая шестерня зацепляется с большой кольцевой шестерней, и малая прямозубая шестерня зацепляется с малой кольцевой шестерней, образуя две зацепляющиеся пары. Водило соединено с входным валом коробки передач. Две шестерни одной из двух коаксиальных пар скреплены вместе, чтобы действовать эпициклически на несущем элементе. Одна шестерня другой из двух коаксиальных пар прикреплена к каркасу устройства, и другая шестерня соединена с выходным валом. Четыре шестерни удовлетворяют соотношению размеров А=K+i, В=К, С=K-j и D=K+i-j-j, где K, i и j являются целыми числами. Изобретение направлено на изменение входной скорости на входном валу, соединенном с лопастным валом ветровой турбины, до выходной скорости на выходном валу, соединенном с электрическим генератором ветровой турбины. 3 з.п. ф-лы, 2 табл., 7 ил.

Группа изобретений относится к области авиадвигателестроения. Единый механизм передачи крутящего момента агрегатам двухвального, двухконтурного авиационного ТРД, имеющего газодинамически связанные между собой соосные валы РВД и РНД, включает соединенные с РВД с возможностью передачи агрегатам крутящего момента от турбины высокого давления ЦКП и кинематически соединенные с ней редукторы приводов КДА и КСА. Редукторы приводов КСА сообщены по крутящему моменту с ЦКП через многоступенчатый редуктор КДА и через гибкий вал с концевыми шарнирами и сильфонами. ЦКП содержит главную шестеренную пару конических ведущего и ведомого зубчатых колес, которые имеют зубчатые венцы. Главная шестеренная пара зубчатых колес ЦКП выполнена с передаточным числом i1,гп=(1,12÷1,43) [б/р]. Ведущее колесо главной шестеренной пары размещено на валу, установленном в шарико- и роликовом подшипниках. Ведомое колесо выполнено с валом, установленным в роликовом подшипнике и в шарикоподшипнике, который установлен в крышке корпуса ЦКП. Зубья конических венцов ведущего и ведомого колес выполнены переменной высоты, уменьшающейся в сторону осевой вершины условного конуса вершин зубьев. Угол αо.д.к наклона образующей условного делительного конуса зубчатого венца к оси вала колеса определен в диапазоне αо.д.к1=(0,7÷1,1) [рад] для ведущего колеса и αо.д.к2=(0,55÷0,83) [рад] для ведомого колеса. Угол спирали βш, выраженный в той же проекции как угол между касательной к линии зуба к средней точке последней и радиусом той же точки, проведенным от оси вала колеса, вариантно определен в диапазоне значений βш=(0,21÷0,32) [рад]. Достигается повышение КПД и ресурса двигателя. 7 н. и 16 з.п. ф-лы, 6 ил.

Изобретение относится к редуктору с уменьшенным люфтом. Редуктор (100, 150) содержит две аксиально разнесенные планетарные зубчатые передачи Каждая из передач содержит солнечную шестерню (18), аксиально разнесенные планетарные шестерни, перемещаемые водилом (16) планетарной передачи, и венцовую шестерню, прикрепленную к редуктору. Одна из планетарных шестерен входит в зацепление с фиксированной венцовой шестерней, а другая из планетарных шестерен (120) входит в зацепление с выходной венцовой шестерней (122). Солнечные шестерни (18) двух зубчатых передач установлены на одном валу (20). Водила (16) планетарной передачи двух зубчатых передач установлены на валу (110) таким образом, чтобы они могли свободно поворачиваться, но чтобы их аксиальное перемещение вдоль вала (110) было ограничено. Две выходные венцовые шестерни (122) являются косозубыми шестернями с противоположным направлением резьбы. Достигается компактность устройства. 2 н. и 12 з.п. ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к машиностроению, в частности к высоконагруженным зубчатым передачам. Волновая передача содержит эллипсовидный волнообразователь, гибкое колесо, установленное на ролики, размещенные на волнообразователе, и жесткое зубчатое колесо. Гибкое колесо выполнено с кольцевым ребром жесткости у торца, а пазы на нем выполнены с цилиндрическими поверхностями по краям и расположены симметрично по два ряда с каждой стороны от зубчатого венца, причем один ряд пазов смещен относительно другого на полшага. Обеспечивается повышение нагрузочной способности волновой передачи. 3 ил.

Изобретение относится к орбитальным электроприводам и генераторам. Технический результат состоит в улучшении гармонического состава однозубцовых гармоник. Статор орбитальной электрической машины содержит основание, полюсные наконечники с основными обмотками, расположенные радиально, и снабжен дополнительными обмотками, которые расположены в зоне внешних лобовых частей основных обмоток на немагнитных секторах. 3 ил.

Изобретение относится к машиностроению, в частности к передачам с ограниченным радиальным размером, и может быть использовано во всех отраслях народного хозяйства. Многорядная планетарная передача содержит солнечную шестерню, сателлиты, подшипники, оси сателлитов, неподвижное центральное колесо, водило, состоящее из выходного вала и связанных с ним дисков,,, число которых соответствует числу рядов сателлитов. Водило выполнено содержащим ступенчатые стяжки, соединяющие диски,, и щеку выходного вала. Диаметр стяжек в местах расположения рядов сателлитов подобран в соответствии с отношением ширины солнечной шестерни к ее диаметру так, что под нагрузкой смещение одного диска водила относительно другого в результате деформации стяжек и осей сателлитов соответствует деформации кручения солнечной шестерни, за счет чего снижается неравномерность распределения нагрузки в зацеплениях. Обеспечивается упрощение конструкции многорядной планетарной передачи с механизмом выравнивания нагрузки в зацеплениях и повышение уровня ее технологичности. 1 ил.

Наверх