Способ сварки трением с перемешиванием алюминиевых деформируемых сплавов



Способ сварки трением с перемешиванием алюминиевых деформируемых сплавов
Способ сварки трением с перемешиванием алюминиевых деформируемых сплавов
Способ сварки трением с перемешиванием алюминиевых деформируемых сплавов
Способ сварки трением с перемешиванием алюминиевых деформируемых сплавов
Способ сварки трением с перемешиванием алюминиевых деформируемых сплавов
Способ сварки трением с перемешиванием алюминиевых деформируемых сплавов
Способ сварки трением с перемешиванием алюминиевых деформируемых сплавов
B23K103/10 - Пайка или распаивание; сварка; плакирование или нанесение покрытий пайкой или сваркой; резка путем местного нагрева, например газопламенная резка; обработка металла лазерным лучом (изготовление изделий с металлическими покрытиями экструдированием металла B21C 23/22; нанесение облицовки или покрытий литьем B22D 19/08; литье погружением B22D 23/04; изготовление составных слоистых материалов путем спекания металлического порошка B22F 7/00; устройства для копирования и регулирования на металлообрабатывающих станках B23Q; покрытие металлов или материалов металлами, не отнесенными к другим классам C23C; горелки F23D)

Владельцы патента RU 2634402:

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Пермский национальный исследовательский политехнический университет" (RU)

Изобретение относится к способу сварки трением с перемешиванием стыковых соединений из алюминиевых деформируемых сплавов. Используют сварочный инструмент с пином, выполненным длиной 5,8…11,8 мм цилиндрической формы с левосторонней резьбой и опорным буртом диаметром 18…28 мм. Перед сваркой производят закрепление листовых деталей толщиной 6…12 мм в тисках и фрезерование свариваемых кромок по плоскости. Погружают вращающийся инструмент в стык соединяемых деталей до достижения заданной глубины, равной 95-98% толщины свариваемых деталей. Погружение инструмента в стык соединяемых деталей осуществляют с минимальной скоростью вертикального перемещения 10…16 мм/мин и высокой скоростью вращения 300…500 об/мин, при этом угол инструмента изменяют относительно вертикальной оси с 0° до -1,0°…-2,0°. Глубину погружения инструмента регулируют в соответствии со значениями осевого усилия, получаемыми с датчиков обратной связи станка. Затем, сохраняя угол и скорость вращения, инструмент перемещают вдоль линии стыка со скоростью 300…400 мм/мин при постоянном осевом усилии 23…34 кН. По окончании сварки поднимают вращающийся инструмент и выводят из стыка. Заявляемый способ позволяет повысить твердость сварного шва. 9 ил., 1 табл., 1 пр.

 

Изобретение относится к области технологии неразъемного соединения (сварки) и может быть использовано в авиастроении, ракетостроении, судостроении и других отраслях машиностроения для получения соединений панельных конструкций из алюминиевых сплавов.

Специфическим дефектом соединений, выполненных сваркой трением с перемешиванием (СТП), называют "kissing bonds" ("несплавление" в корне шва). Дефект устраняется подбором режима сварки. Разрушение образцов в процессе испытаний происходит по данному дефекту, что является причиной снижения предела прочности сварного соединения.

Известен способ сварки трением листовых соединений из алюминиевого сплава АА2024-Т4 (термообработанный и естественно состаренный) толщиной 4 мм со скоростью вращения 800 об/мин и скоростью подачи 87 мм/с, обеспечивающий средний размер зерна ядра сварного шва 4,9 мкм [Y.S. Sato, S. Kurihara and Н. Kokawa. Systematic examination of precipitation phenomena associated with hardness and corrosion properties in friction stir welded aluminium alloy 2024 // Welding in the world. 2011. Vol. 55. №12. pp. 39-47]. Используется инструмент с диаметром опорного бурта 15 мм, диаметром пина 5 мм и длиной 3,8 мм и углом наклона в 3°. Твердость основного материала (область А) колеблется между 130 HV и 140 HV и соизмерима с твердостью зоны термомеханического влияния (ЗТМВ) 140…145 HV. Твердость ядра сварного шва (область В) в процессе СТП снижается до 120 HV. В ЗТМВ (область С) твердость 115 HV в процессе СТП также снижается до величин ниже твердости основного материала.

Недостатком известного способа сварки трением с перемешиванием пластин толщиной 4 мм с минимальной подачей 87 мм/с и большой скоростью 800 об/мин вращения инструмента является повышенное тепловложение в сварной шов, приводящее к существенному уменьшению твердости в ЗТМВ (область С), вследствие увеличения размера зерна. Геометрия инструмента в совокупности с углом его наклона, равным 3°, приводит к утонению сварного шва по центру. Проведение сварки без контроля усилия приводит к изменению размера зерна по сечению и градиенту свойств сварного шва.

Наиболее близким того же назначения к заявленному изобретению по совокупности признаков является способ сварки трением с перемешиванием пластин толщиной 6 мм из АА2024-Т351 (термообработанный, охлажденный и естественно состаренный до существенно стабильного состояния) сплава, при котором используют инструмент с резьбовым пином диаметром 6 мм и длиной 5,5 мм и диаметром опорного бурта 16 мм. Вращающийся со скоростью 850 об/мин пин погружают в стык соединяемых деталей до достижения заданной глубины 95…98% толщины свариваемых деталей. Перемещают инструмент в направлении сварки со скоростью 120 мм/мин параллельно направлению прокатки. По окончании сварки поднимают вращающийся инструмент и выводят из стыка.

Зона термического влияния (ЗТВ) испытывает пиковую температуру от 250 до 350°С, что приводит к резкому падению твердости на границе ЗТВ/ЗТМВ с 140-155 HV до 115-120 HV (фиг. 1). В этой зоне пластическая деформация отсутствует или недостаточна для изменения первоначально зернистой структуры. Твердость ЗТМВ минимальна 115-120 HV, где зернистая структура поворачивается и частично перекристаллизовывается вблизи ядра. Самая большая пластическая деформация происходит в ядре, где микроструктура полностью динамически перекристаллизована, в среднем размер зерна 4 мкм при твердости 130-140 HV (фиг. 2) [С. Genevois, А. Deschamps, A. Denquin, В. Doisneau-cottignies. Quantitative investigation of precipitation and mechanical behaviour for AA2024 friction stir welds // Acta Materialia 53 (2005) 2447-2458]. Твердость основного металла соответствует 145-160 HV. Данный способ принят за прототип.

Признаки прототипа, совпадающие с существенными признаками заявляемого способа - погружение вращающегося с высокой скоростью инструмента, состоящего из пина и опорного бурта, в стык соединяемых деталей до достижения заданной глубины, равной 95-98% толщины свариваемых деталей; перемещение инструмента вдоль линии соединения; подъем вращающегося инструмента и выведение его из стыка.

Недостатком известного способа, принятого за прототип, является повышенное тепловложение в сварной шов, приводящее к резкому снижению твердости в ЗТМВ, вследствие увеличения размера зерна, изменение его кристаллографической ориентировки и частичной перекристаллизации. Проведение сварки без контроля усилия приводит к изменению размера зерна по сечению и градиенту свойств сварного шва.

Задача, на решение которой направлено заявляемое изобретение, - разработка способа сварки трением с перемешиванием стыковых соединений толщиной 6…12 мм из алюминиевых деформируемых сплавов, позволяющего повысить твердость сварного шва.

Поставленная задача была решена за счет того, что в известном способе сварки трением с перемешиванием стыковых соединений из алюминиевых деформируемых сплавов, включающем погружение вращающегося с высокой скоростью инструмента, состоящего из пина и опорного бурта, в стык соединяемых деталей до достижения заданной глубины, равной 95-98% толщины свариваемых деталей, перемещение инструмента вдоль линии соединения, подъем вращающегося инструмента и выведение его из стыка, согласно изобретению используют сварочный инструмент с пином, выполненным длиной 5,8…11,8 мм цилиндрической формы с левосторонней резьбой и опорным буртом диаметром 18…28 мм, до введения пина в стык деталей производят закрепление листовых деталей толщиной 6…12 мм в тисках и фрезерование свариваемых кромок по плоскости, погружение инструмента в стык соединяемых деталей осуществляют с минимальной скоростью вертикального перемещения 10…16 мм/мин и высокой скоростью вращения 300…500 об/мин, при этом угол инструмента изменяют относительно вертикальной оси с 0° до -1,0°…-2,0°, глубину погружения инструмента регулируют в соответствии со значениями осевого усилия, получаемыми с датчиков обратной связи станка, затем, сохраняя угол и скорость вращения, инструмент перемещают вдоль линии стыка со скоростью 300…400 мм/мин при постоянном осевом усилии 23…34 кН.

Признаки заявляемого технического решения, отличительные от прототипа, - используют сварочный инструмент с пином, выполненным длиной 5,8…11,8 мм цилиндрической формы с левосторонней резьбой и опорным буртом диаметром 18…28 мм; до введения пина в стык деталей производят закрепление листовых деталей толщиной 6…12 мм в тисках и фрезерование свариваемых кромок по плоскости; погружение инструмента в стык соединяемых деталей осуществляют с минимальной скоростью вертикального перемещения 10…16 мм/мин и высокой скоростью вращения 300…500 об/мин, при этом угол инструмента изменяют относительно вертикальной оси с 0° до -1,0°…-2,0°, глубину погружения инструмента регулируют в соответствии со значениями осевого усилия, получаемыми с датчиков обратной связи станка; сохраняя угол и скорость вращения, инструмент перемещают вдоль линии стыка со скоростью 300…400 мм/мин при постоянном осевом усилии 23…34 кН.

Отличительные признаки в совокупности с известными позволят устранить пористость в корне шва, предотвратить коагуляции зерен различных зон сварного шва и повысить прочность соединения до значений свыше 90% от предела прочности основного материала. Это обеспечит повышение твердости в зоне сварного стыка.

Предлагаемый способ иллюстрируется чертежами, представленными на фиг. 1- 9.

На фиг. 1 показано распределение твердости в поперечном сечении сварного шва при сварке известным способом-прототипом.

На фиг. 2 - микроструктура сварного шва при сварке известным способом-прототипом.

На фиг. 3 - график изменения осевого усилия в зависимости от длины сварного шва.

На фиг. 4 - график изменения заглубления в зависимости от длины сварного шва.

На фиг. 5 показана схема закрепления листовых заготовок перед сваркой трением с перемешиванием. На чертеже показаны:

1 - опорный бурт инструмента для СТП;

2 - пин инструмента для СТП;

3 - подложка;

4 - сварной шов;

5 - свариваемые детали;

6 - пример установки станочных прижимов;

7 - линия стыка;

8 - ось вращения инструмента;

9 - нормаль к поверхности деталей;

10 - оси установки боковых прижимов;

11 - направление сварки;

12 - направление вращения инструмента;

13 - угол наклона инструмента.

На фиг. 6 - поперечное сечение сварного шва.

На фиг. 7 - перевернутый относительно Х-направления образца полюсной рисунок для набегающей стороны (EDX анализ).

На фиг. 8 - перевернутый относительно Х-направления образца полюсной рисунок для сбегающей стороны (EDX анализ).

На фиг. 9 - усредненное распределение микротвердости по высоте сварного шва. На фиг. 9 показано:

- верх шва;

- середина шва;

- дно шва;

НС - набегающая сторона;

СС - сбегающая сторона;

ОМ - основной материал.

Способ осуществляется следующим образом.

Перед процессом сварки трением с перемешиванием подготавливают кромки свариваемых деталей 5. Для этого детали 5 зажимаются в тисках свариваемыми кромками вверх и фрезеруются по плоскости без скоса кромок. В процессе сварки инструменту придается вращение 300…500 об/мин, заглубление в материал деталей производится со скоростью 10…16 мм/мин, при этом меняется угол инструмента относительно вертикальной оси с 0° до -1,0°…-2,0°, при достижении заданной глубины 95…98% от толщины материала, сохраняя угол и скорость вращения, инструмент начинает перемещаться вдоль линии стыка со скоростью 300…400 мм/мин, сварка осуществляется при постоянном осевом усилии равном 23…34 кН. При таком режиме заглубление инструмента непостоянно и регулируется в соответствии со значениями осевого усилия, получаемыми с датчиков обратной связи станка.

При постоянных скоростях и осевом усилии в первую очередь меняется координата (заглубление инструмента), а также крутящий момент двигателя станка. Все параметры изменяются в определенном интервале, зависящем от обратной связи установки. Например, в процессе сварки от датчика силы поступает сигнал о том, что усилие стало больше заданного и приводы установки незначительно поднимают инструмент из зоны сварки. В случае меньшего усилия заданной величины приводы установки увеличивают глубину погружения инструмента. Данное регулирование происходит с большой частотой и график изменения осевого усилия очень быстро меняет направление вверх-вниз, поэтому выглядит очень плотным при сохранении изменений в определенных пределах (фиг. 3). Нелинейный график координаты при прочих постоянных условиях также меняется дискретно (фиг. 4).

Листовые заготовки (детали) 5 обрабатываются в паре, чтобы не допустить появления зазора между ними. Прижим боковых поверхностей деталей 5 осуществляется в плоскости станины перпендикулярно стыку 7 для обеспечения максимально полного контакта сварочных кромок. Прижим деталей 5 в вертикальной плоскости станочными прижимами 6 предотвращает движение деталей 5 относительно станины во время процесса сварки и возникновение высоких циклических нагрузок и изгиба инструмента (фиг. 5), а также обеспечивает плотный контакт деталей 5 с подложкой 3. Подложка 3 используется в виде пластины из нержавеющей стали без внешних дефектов и отполированной до зеркального блеска для предотвращения проникновения расплава алюминия в материал подложки 3 и, как следствие, прилипания к ней свариваемых деталей 5. Подложка 3 должна быть таких размеров, чтобы полностью перекрывать сварной шов 4 и места установки прижимов 6.

На формирование соединения и его качество помимо подготовки кромок и закрепления существенное влияние оказывает форма и длина пина 2 и диаметр опорного бурта 1 (фиг. 5). Использование пина 2 длиной 5,8…11,8 мм цилиндрической формы с двухзаходной левосторонней резьбой и опорного бурта диаметром 18…28 мм с двумя спиральными «левыми» канавками позволяют при положительном вращении инструмента направлять пластифицированный металл к центру и вниз к корню сварного шва, что обеспечит повышение твердости сварного шва (фиг. 6).

Оптимальное постоянное осевое усилие на инструмент 23-34 кН, скорость вращения 300…500 об/мин, минимальная скорость заглубления 10…16 мм/мин и сообщение инструменту скорости продольной подачи 300…400 мм/мин приводит к росту температуры в ядре сварного шва, повышению степени перемешивания его материала, измельчению зерна до 2 мкм (фиг. 7-8), формированию симметричного сварного шва, образованию на начальном этапе старения наноразмерных зон Гинье - Престона - Багаряцкого (ГПБ) и, в конечном итоге, к повышению твердости сварного шва и минимальному снижению твердости к его донной части (фиг. 9).

Твердость ядра сварного шва 110-150 HV уменьшается до 130 HV в ЗТМВ на набегающей стороне и до 80 HV в ЗТМВ на сбегающей стороне. Твердость ЗТВ резко падает до твердости основного не термообработанного сплава АА2024 - 60 HV (фиг. 9). Преимуществом заявляемого изобретения является термообработка при использованных технологических параметрах СТП материала ядра сварного шва.

Для качественного формирования соединения без дефектов в виде пор в корневой части шва (фиг. 6) необходимо обеспечить пребывание металла соединяемых деталей в этой зоне в пластичном состоянии некоторый промежуток времени. В этом случае обеспечивается перемешивание металла деталей в корне шва.

Вращение инструмента на стадии заглубления пина в материал детали со скоростью 300…500 об/мин способствует прогреву материала деталей до пластифицированного состояния и позволяет избежать крайних состояний: фрезерования канавки, либо плавления материала деталей.

Заглубление пина 2 (фиг. 5) в материал деталей со скоростью 10…16 мм/мин при скорости вращения инструмента 300…500 об/мин и достижение заданной глубины пина, обеспечивающее полный контакт поверхности деталей с опорным буртом 1 инструмента, позволяет прогреть материал деталей в месте контакта с пином и предотвратить появление стружки или излишнего облоя, прогреть корневую зону сварного соединения и сохранить некоторый промежуток времени ее материал в пластичном состоянии. Это обеспечивает повышение твердости сварного шва.

Отклонение инструмента относительно вертикальной оси с 0° до -1,0°…-2,0° необходимо для уплотнения сварного шва позади инструмента и снижения вероятности возникновения дефектов сварного шва.

Скорость вращения инструмента 300…500 об/мин в процессе сварки трением с перемешиванием остается постоянной для поддержания твердофазного процесса сварки. Сохранение угла и скорости вращения инструмента в процессе его перемещения вдоль линии стыка позволяет получать плотную мелкозернистую структура сварного шва и достигать прочности сварного соединения свыше 90% от прочности основного материала.

Поддержание скорости сварки или продольной подачи инструмента 300…400 мм/мин позволяет при прочих заданных параметрах осуществлять процесс сварки деталей без внешних и внутренних дефектов, а также без значительного роста зерен различных зон сварного шва.

Сварка при постоянном осевом усилии, равном 23…34 кН, позволяет обеспечить равномерную структуру сварного шва без дефектов и пористости в корне шва. При этом сварка с постоянным усилием и управлением по обратной связи, в отличие от сварки с постоянным уровнем заглубления, позволяет ликвидировать дефекты, возникающие при отклонении от плоскостности подложки, станины станка и самих деталей. При уменьшении усилия возникает риск непровара в корне шва и возникновения дефектов в виде «червоточины» (тоннельный дефект). При увеличении усилия инструмент будет сильнее заглубляться в материал деталей, тем самым приводя к утонению сварного шва, появлению концентраторов напряжений на границах перемещения опорного бурта, а также подмешиванию материала подложки в сварочной шов, деформации подложки и риску разрушения инструмента.

По предлагаемому способу выполняли опытную сварку образцов толщиной 12 мм из деформируемого алюминиевого сплава АА2024. Для сварки использовался инструмент с пином в форме цилиндра с левосторонней двухзаходной резьбой с шагом 2,8 мм, длиной 11,8 мм и опорным буртом диаметром 25,4 мм со спиральной канавкой. Материал пина - хромо-никель-кобальтовый сплав MP 159 (США), опорного бурта - инструментальная сталь Н13 (США). При сварке инструменту придается вращение 300 об/мин, заглубление в материал заготовок производится со скоростью 12 мм/мин, при этом меняется угол инструмента относительно вертикальной оси с 0° до -1,5°, по достижении заданной глубины 11,8 мм, сохраняя угол и скорость вращения, инструмент начинает перемещаться вдоль линии стыка со скоростью 300 мм/мин, сварка осуществляется при постоянном осевом усилии, равном 34 кН. При таком режиме заглубление инструмента непостоянно и регулируется в соответствии со значениями осевого усилия, получаемыми с датчиков обратной связи станка.

Результаты исследований и испытаний приведены на фиг. 6-9. Металлографическое исследование структуры сварного шва в его поперечном сечении (фиг. 6), оценка размера зерен и их преимущественного направления во всех зонах сварного шва на набегающей (фиг. 7) и сбегающей сторонах (фиг. 8) с использованием EDX анализа и исследование усредненного распределения микротвердости по высоте сварного шва (фиг. 9) в результате механических испытаний позволяют заключить, что разработанный способ способствует росту температуры в ядре сварного шва, повышению степени перемешивания его материала, измельчению зерен до 2…10 мкм, формированию симметричного сварного шва, образованию на начальном этапе старения наноразмерных зон Гинье - Престона - Багаряцкого и, в конечном итоге, повышению твердости ядра и ЗТМВ сварного шва и минимальному снижению твердости к его донной части.

Анализ результатов испытаний, приведенных на фиг. 9, показывает, что в предлагаемом способе твердость ядра сварного шва на 50…90 HV выше твердости основного материала (АА2024-0). В прототипе твердость ядра и ЗТМВ сварного шва ниже твердости основного материала (АА2024-351) на 15…20 HV и 30…40 HV соответственно, что свидетельствует о меньшей прочности сварного шва.

Способ сварки трением с перемешиванием стыковых соединений из алюминиевых деформируемых сплавов, включающий погружение вращающегося инструмента, состоящего из пина и опорного бурта, в стык соединяемых деталей до достижения заданной глубины, равной 95-98% толщины свариваемых деталей, перемещение инструмента вдоль линии соединения, подъем вращающегося инструмента и выведение его из стыка, отличающийся тем, что используют сварочный инструмент с пином, выполненным длиной 5,8…11,8 мм цилиндрической формы с левосторонней резьбой и опорным буртом диаметром 18…28 мм, до введения пина в стык деталей осуществляют закрепление листовых деталей толщиной 6…12 мм в тисках и фрезерование свариваемых кромок по плоскости, погружение инструмента в стык соединяемых деталей осуществляют со скоростью вертикального перемещения 10…16 мм/мин и скоростью вращения 300…500 об/мин, при этом угол инструмента изменяют относительно вертикальной оси с 0° до -1,0°…-2,0°, глубину погружения инструмента регулируют в соответствии со значениями осевого усилия, получаемыми с датчиков обратной связи станка, затем инструмент перемещают вдоль линии стыка со скоростью 300…400 мм/мин при постоянных угле, скорости вращения и осевом усилии 23…34 кН.



 

Похожие патенты:

Изобретение может быть использовано для выполнения стыковых соединений деталей из алюминиевых жаропрочных сплавов толщиной 2…6 мм. Используют сварочный инструмент с пином, выполненным в форме усеченного конуса длиной 1,8…5,7 мм с тремя «левыми» резьбовыми канавками, и опорным буртом диаметром 8…18 мм со спиральной канавкой.

Изобретение может быть использовано при изготовлении моноколес, применяемых преимущественно в роторах газотурбинных двигателей. Способ включает получение заготовки лопатки газотурбинного двигателя штамповкой с образованием аэродинамического профиля в каждом сечении пера лопатки и образованием хвостовика с их последующей механической обработкой.

Изобретение может быть использовано при сварке трением с перемешиванием. В процессе сварки осуществляют слежение и регулирование загрузки перемещаемого сварочного инструмента по давлению загрузки.

Изобретение может быть использовано при получении модуля для накопления энергии посредством соединения двух конденсаторов или суперконденсаторов (10). Каждый герметичный корпус (14) конденсатора или суперконденсатора содержит трубчатый элемент (16) и по меньшей мере одну крышку (18), закрывающую трубчатый элемент на его конце.

Изобретение может быть использовано для сварки трением с перемешиванием (СТП) вращающимся инструментом. Инструмент для СТП изготовлен из быстрорежущей стали и выполнен в виде сплошного стержня, верхняя часть которого предназначена для закрепления в приводе вращения.

Изобретение может быть использовано для изготовления сварных конструкций фрикционной сваркой с перемешиванием, в частности, тавровых соединений в металлических профилях, панелях и т.п.
Изобретение может быть использовано для получения сварных конструкций алюминиевых сплавов методом сварки трением с перемешиванием, в частности для соединения листов из сплавов системы Al-Mg.

Изобретение может быть использовано для соединения сваркой трением с перемешиванием деталей из дисперсно-упрочненных алюминиевых сплавов. Детали прижимают по линии соединения друг к другу и вводят вращающийся сварочный инструмент в зону соединения деталей.
Изобретение может быть использовано для повышения технологических и эксплуатационных характеристик сварных конструкций и сложных деталей, изготовленных из термически упрочняемых алюминиевых сплавов, полученных сваркой трением с перемешиванием, в частности, при изготовлении различных конструкций для автомобильной промышленности, например для производства дисков автомобильных колес.

Изобретение может быть использовано при обработке твердых материалов, в частности, сваркой трением, или фрезерованием, или сверлением. На одном конце корпуса обрабатывающего вращающегося инструмента расположен хвостовик, а на другом его конце - рабочая часть с обрабатывающим элементом.

Изобретение может быть использовано для выполнения стыковых соединений деталей из алюминиевых жаропрочных сплавов толщиной 2…6 мм. Используют сварочный инструмент с пином, выполненным в форме усеченного конуса длиной 1,8…5,7 мм с тремя «левыми» резьбовыми канавками, и опорным буртом диаметром 8…18 мм со спиральной канавкой.

Изобретение может быть использовано при изготовлении токоподводящих рельсов для метрополитена. Изготавливают множество рельсовых несущих профилей из алюминия или его сплава с соответствующими лицевыми поверхностями их головок.

Изобретение может быть использовано при изготовлении взрывом изделий цилиндрической формы с внутренней полостью, например теплозащитных экранов, деталей термического, химического оборудования.

Изобретение может быть использовано для изготовления взрывом изделий цилиндрической формы с внутренней полостью, например деталей термического, химического оборудования.

Изобретение может быть использовано для изготовления изделий цилиндрической формы с внутренней полостью с помощью энергии взрыва. Внутри биметаллического полостеобразующего элемента в виде трубы с наружным слоем из никеля и внутренним слоем из алюминия размещают соосно центральный полостеобразующий элемент из стекла.

Изобретение может быть использовано при производстве толстостенных сварных труб большого диаметра с использованием многоэлектродной сварки под слоем флюса. В зоне окончания кристаллизации ванны расплавленного металла осуществляют удаление расплавленного флюса.
Изобретение может быть использовано для ультразвуковой сварки одножильных и многожильных проводов, преимущественно автомобильных и авиационных, как покрытых, так и не покрытых изоляцией, между собой и с другими деталями.
Изобретение может быть использовано для пайки алюминия и его сплавов. Флюс в виде геля содержит солевые компоненты и связующее в виде 2-4%-ного раствора полиизобутилметакрилата в уайт-спирите при следующем соотношении компонентов, мас.
Изобретение может быть использовано при пайке алюминия и его сплавов. Флюс содержит компоненты в следующем соотношении, вес.%: хлорид лития 31-33, фторид алюминия 2-4,5, хлорид бария 18-19, фторид калия 1,5-3, хлорид олова-3-10, хлорид калия остальное.

Изобретение может быть использовано для наплавки алюминиевых деталей турбомашины посредством сварочного оборудования MIG, например, при ремонте картера удержания. Наплавку осуществляют с использованием проволоки присадочного металла из алюминиевого сплава, состав которого идентичен составу алюминиевого сплава наплавляемой детали с получением валиков большого сечения.

Изобретение может быть использовано для сварки рельсовых стыков в пути. Один из двух корпусов машины расположен подвижно относительно другого. Штоки цилиндров перемещения-осадки расположены с обеспечением воздействия на подвижный корпус. Между корпусами расположено устройство срезки грата. За подвижным корпусом расположен задний упорный элемент. Каждый корпус снабжён механизмом подъёма рельса, цилиндрами зажатия рельса, зажимными губками. Направляющие для перемещения подвижного корпуса расположены параллельно продольной оси свариваемых рельсов, проходят через подвижный корпус, соединены одними концами с неподвижным корпусом, а другими концами – с задним упорным элементом. На каждой из боковых стенок корпуса установлены по два цилиндра зажатия свариваемого рельса, расположенных друг напротив друга симметрично относительно продольной оси и включенных встречно. Поршневые полости обоих встречных цилиндров зажатия соединены попарно между собой. Обеспечивается повышение качества сварного соединения, повышение КПД и износостойкости сварочного оборудования, снижение энергопотребления. 13 з.п. ф-лы, 5 ил.
Наверх