Зубчатая передача

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых магнитопорошковым методом. Парные зубчатые колеса передачи, установленные на валах, расположены в закрытом корпусе, с размещенным в нем магнитоактивным порошковым смазочным материалом, активируемым магнитным полем. Зубчатые колеса и валы изготовлены из ферромагнитного материала, а корпус передачи - из диамагнитного материала. На торцах зубчатых колес укреплены кольцевые накладки из диамагнитного материала. Наружные диаметры этих накладок не меньше диаметров окружностей впадин зубчатых венцов колес, на которых они укреплены. Внутренние диаметры этих накладок равны диаметрам посадочных отверстий зубчатых колес. На участках валов, между зубчатыми колесами и стенками корпуса передачи, укреплены трубчатые накладки из диамагнитного материала. Внутренние диаметры этих накладок равны диаметрам участков валов, на которых они укреплены. Каждая трубчатая накладка одним своим торцом примыкает без зазора к кольцевой накладке зубчатого колеса, а вторая своим торцом примыкает к стенке корпуса, с минимальным зазором относительно нее. Обеспечивается повышение качества процесса смазывания зубчатого колеса. 1 ил.

 

Изобретение относится к машиностроению, в частности к деталям машин, и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых магнитопорошковым способом.

Известна зубчатая передача, содержащая парные зубчатые колеса, укрепленные на валах, установленные в закрытом корпусе с размещенным в нем магнитоактивным порошковым смазочным материалом, активируемым магнитным полем. Корпус передачи изготовлен из диамагнитного материала, а зубчатые колеса и валы - из ферромагнитного материала. См., например, «Дроздов Ю.Н. и др. Трение и износ в экстремальных условиях: Справочник / Ю.Н. Дроздов, В.Г. Павлов, В.Н. Пучков. - Машиностроение, 1986. - 224 с.: ил. - (Основы проектирования машин)», стр. 132, рис. 2.

Недостаток данной зубчатой передачи состоит в том, что при ее работе в режиме смазывания магнитоактивным порошковым смазочным материалом этот материал, активируемый магнитным полем, осаждается не только на поверхности зубьев зубчатых венцов колес, участвующих в процессе трения и нуждающихся в смазывании, но также и на другие поверхности элементов передачи, изготовленных из материалов с высокой магнитной восприимчивостью. В частности, торцевые поверхности зубчатых колес и поверхности валов, которые изготовлены из ферромагнитного материала. Бесцельное осаждение порошкового смазочного материала на эти поверхности и его перемещение этими поверхностями, при их намагничивании в процессе работы передачи, ухудшает качество процесса смазывания зубчатой передачи.

В качестве прототипа взята конструкция зубчатой передачи, содержащей парные зубчатые колеса, укрепленные на валах, установленных в закрытом корпусе, с размещенным в нем магнитоактивным порошковым смазочным материалом, активируемым магнитным полем; колеса и валы изготовлены из ферромагнитного материала, а корпус - из диамагнитного материала - см. источник описания аналога, стр. 166, рис. 35.

Недостатки прототипа - те же, что и у аналога.

Изобретением решается задача повышения качества процесса смазывания зубчатой передачи.

Для этого зубчатая передача содержит парные зубчатые колеса, укрепленные на валах и размещенные в закрытом корпусе с размещенным в нем магнитоактивным порошковым смазочным материалом, активируемым магнитным полем. Зубчатые колеса и валы изготовлены из ферромагнитного материала, а корпус передачи - из диамагнитного материала. На торцах зубчатых колес укреплены кольцевые накладки из диамагнитного материала. Наружные диаметры кольцевых накладок не меньше диаметров окружностей впадин зубчатых венцов колес, на которых они укреплены, внутренние их диаметры равны диаметрам посадочных отверстий этих колес. На участках валов, между зубчатыми колесами и стенками корпуса передачи, укреплены трубчатые накладки из диамагнитного материала, внутренние диаметры которых равны диаметрам этих участков валов. Одним своим торцом каждая трубчатая накладка примыкает без зазора к кольцевой накладке зубчатого колеса, а другим своим торцом она примыкает к стенке корпуса, с минимальным зазором относительно нее.

Сущность изобретения поясняется чертежом, на котором изображен фрагмент зубчатой передачи, вид сбоку в сечении.

На чертеже показаны: тело 1 зубчатого колеса, зубчатый венец с зубьями 2, вал 3, подшипники 4 и 5, корпус 6 передачи, кольцевые накладки 7 и 8, трубчатые накладки 9 и 10; диаметр Дв окружности вершин зубчатого венца; диаметр До окружности оснований зубчатого венца; диаметр dв вала; внутренний диаметр dвн накладок 9 и 10; толщина C1 накладок 7 и 8, толщина С2 накладок 9 и 10; зазоры Δ.

Зубчатая передача содержит парные зубчатые колеса. Каждое зубчатое колесо 1 передачи с зубчатым венцом 2 укреплено на валу 3, установленном посредством подшипников 4 и 5 в корпусе 6 передачи. Зубчатые колеса и валы передачи изготовлены из ферромагнитного материала; корпус передачи изготовлен из диамагнитного материала. На торцах колеса укреплена пара кольцевых накладок 7 и 8, изготовленных из диамагнитного материала, наружный диаметр которых не меньше диаметра Дo окружности впадин зубчатого венца колеса. Внутренний диаметр накладок равен диаметру посадочного отверстия колеса (диаметру dв вала 3). На обоих участках вала 3 - между колесом 1 и корпусом 6 - укреплена пара трубчатых накладок 9 и 10, изготовленных из диамагнитного материала, внутренний диаметр dвн накладок равен диаметру dв вала 3. Одними своими торцами трубчатые накладки 9 и 10 примыкают без зазоров к кольцевым накладкам 7 и 8, другими своими торцами трубчатые накладки примыкают к стенкам корпуса 6, с зазорами Δ относительно них. Размеры толщины С1 накладок 7, 8 и толщины С2 накладок 9, 10 задаются исходя из: напряженности магнитного поля, магнитной проницаемости материалов зубчатых колес и валов. Величина зазоров Δ задается минимальной, из условия свободного проворачивания трубчатых накладок 9 и 10 относительно корпуса 6 передачи.

При работе передачи со смазыванием ее зубчатых колес магнитопорошковым методом, посредством магнитоактивного порошкового материала, активируемого магнитным полем, накладки 7, 8 и 9, 10, изготовленные из диамагнитного материала, экранируют поверхности элементов передачи (зубчатые колеса и валы), изготовленных из ферромагнитного материала, от осаждения на них под действием магнитного поля магнитоактивного порошкового смазочного материала.

По сравнению с прототипом предлагаемая конструкция зубчатой передачи - вследствие наличия экранирующих накладок, выполненных из ферромагнитного материала и предотвращающих осаждение магнитоактивного порошкового смазочного материала на элементы зубчатой передачи, изготовленные из ферромагнитных материалов (зубчатые колеса и валы) - повышает качество процесса смазывания передачи.

Зубчатая передача, смазываемая преимущественно магнитопорошковым методом, содержащая парные зубчатые колеса, укрепленные на валах и установленные в закрытом корпусе с размещенным в нем магнитоактивным порошковым смазочным материалом, активируемым магнитным полем, и у которой зубчатые колеса и валы изготовлены из ферромагнитного материала, а корпус изготовлен из диамагнитного материала, отличающаяся тем, что на торцах зубчатых колес укреплены кольцевые накладки из диамагнитного материала, наружные диаметры кольцевых накладок не меньше диаметров окружностей впадин зубчатых венцов зубчатых колес, на которых они укреплены, внутренние диаметры кольцевых накладок равны диаметрам посадочных отверстий зубчатых колес, на участках валов, между зубчатыми колесами и стенками корпуса, укреплены трубчатые накладки из диамагнитного материала, внутренние диаметры которых равны диаметрам участков валов, на которых они укреплены, каждая трубчатая накладка одним своим торцом примыкает без зазора к кольцевой накладке зубчатого колеса, а другим своим торцом примыкает к стенке корпуса, с минимальным зазором относительно нее.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах с расположением валов в горизонтальной плоскости, смазываемых жидкими смазочными материалами методом погружения.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых аэромагнитопорошковым методом. Зубчатая передача содержит закрытый корпус из диамагнитного материала, в котором размещены установленные на валах зубчатые колеса из ферромагнитного материала, и магнитоактивный порошковый смазочный материал, активируемый магнитным полем и вентиляторными лопастями, изготовленными из диамагнитного материала и укреплеными радиально на торцах зубчатых колес с зазорами относительно валов, на которых эти колеса укреплены.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых жидкими смазочными материалами методом погружения. Зубчатое колесо содержит тело, зубчатый венец с полыми зубьями, и пару кольцевых накладок, укрепленных на торцах тела колеса, между которыми укреплены пластины, образующие зубья зубчатого венца.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в тихоходных зубчатых передачах с крупномодульными колесами, смазываемых жидкими смазочными материалами методом погружения.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых жидкими смазочными материалами методом погружения. Зубчатое колесо содержит тело, зубчатый венец с полыми зубьями, каждый из которых выполнен из одной прямоугольной пластины, изогнутой по профилю зуба, расчетного для данного колеса, и пары кольцевых накладок, наружный диаметр которых равен диаметру окружности вершин зубчатого венца, укрепленных на торцах тела.

Изобретение относится к машиностроению. Зубчатое колесо содержит тело, зубчатый венец с полыми зубьями и пару кольцевых накладок.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах с крупномодульными зубчатыми колесами, смазываемых жидкими смазочными материалами методом погружения.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах с крупномодульными зубчатыми колесами, смазываемых жидкими смазочными материалами методом погружения.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых жидкими смазочными материалами методом погружения. Зубчатое колесо содержит тело, зубчатый венец с полыми зубьями, каждый из которых выполнен из одной прямоугольной пластины, изогнутой по профилю зуба, расчетного для данного колеса, и пары кольцевых накладок, наружный диаметр которых равен диаметру окружности вершин зубчатого венца, укрепленных на торцах тела.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в многоступенчатых зубчатых передачах с расположением валов в горизонтальной плоскости и картерным смазыванием методом погружения.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых магнитопорошковым методом. Зубчатое колесо содержит тело и зубчатый венец с зубьями, изготовленные из ферромагнитного материала. На торцах зубьев и участках торцов тела, прилегающих к зубчатому венцу, укреплена пара кольцевых накладок, изготовленных из диамагнитного материала. Наружный диаметр кольцевых накладок не меньше диаметра окружности вершин зубчатого венца, а на участки торцов тела между кольцевыми накладками и валом, на котором установлено зубчатое колесо, нанесено покрытие из диамагнитного материала. Обеспечивается качество процесса смазывания зубчатого колеса. 2 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых магнитопорошковым методом. Зубчатое колесо содержит тело и зубчатый венец с зубьями, изготовленные из ферромагнитного материала. На торцах зубьев и участках торцов тела, прилегающих к зубчатому венцу, укреплена пара торцевых накладок, изготовленных из диамагнитного материала. Наружный периметр накладок по профилю и размеру идентичен профилю зубчатого венца; внутренний периметр накладок имеет вид окружности. Накладки в плане совмещены с зубьями зубчатого венца. Обеспечивается повышение качества смазывания зубчатого колеса. 2 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых магнитопорошковым методом. Зубчатое колесо содержит тело и зубчатый венец с зубьями, изготовленные из ферромагнитного материала. На торцах зубьев укреплена пара кольцевых накладок, изготовленных из диамагнитного материала. Наружный диаметр накладок не меньше диаметра окружности вершин зубчатого венца, внутренний диаметр накладок больше диаметра окружности оснований зубчатого венца. На торцы колеса от кольцевых накладок до вала, на котором установлено зубчатое колеса, нанесено покрытие из диамагнитного материала. Обеспечивается повышение качества смазывания зубчатого колеса. 2 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в реверсивных зубчатых передачах, смазываемых пластичными смазочными материалами. Смазочное устройство содержит смазковозвращающие упругие пластины, расположенные радиально с обоих торцов зубчатого венца каждого колеса, каждая из которых жестко укреплена с возможностью поочередного контактирования с торцевыми и боковыми поверхностями зубьев зубчатого венца на кронштейне, установленном радиально этому зубчатому венцу в подшипниках на неподвижном относительно вращающегося колеса основании, с возможностью его поворота вокруг своей оси в обе стороны на 360°. Каждый кронштейн снабжен управляемым реверсивным механизмом его реверсивного вращения с обеспечением перед каждым реверсом колеса отвода пластины от зубчатого венца, поворота ее вокруг оси вращения кронштейна и ввода ее в контакт с зубчатым венцом противоположной ее стороной, обращенной в сторону набегающих на эту сторону при этом реверсе колеса зубьев его зубчатого венца. Обеспечивается повышение качества смазывания зубчатой передачи. 3 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в реверсивных зубчатых передачах, смазываемых пластичными смазочными материалами. Смазочное устройство содержит установленную с каждого торца зубчатого венца каждого зубчатого колеса пару упругих смазковозвращающих пластин, расположенных радиально колесу и укрепленных с возможностью поочередного контактирования с торцевыми и боковыми поверхностями зубьев зубчатого венца на консоли, закрепленной посредством шарнира, с возможностью поворота вокруг своей оси, на неподвижном относительно вращающегося колеса основании. Пластины в сторону зубчатого венца разведены друг относительно друга по схеме ласточкин хвост. Поворот консоли, при любом направлении вращения колеса, на один и тот же угол в обе стороны относительно нормали между осью консоли и зубчатым венцом обеспечивается посредством привода. При каждом одном направлении вращения колеса одна из пластин прижата к зубчатому венцу, а между второй пластиной и зубчатым венцом образован зазор. Причем при каждом направлении вращения колеса прижатой является вторая по счету пластина относительно набегающих на пластины зубьев зубчатого венца. Обеспечивается повышение качества смазывания зубчатой передачи. 3 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых магнитопорошковым методом. Зубчатая передача содержит зубчатые колеса, укрепленные на валах, установленных посредством подшипников в закрытом корпусе с размещенным в нем магнитоактивным порошкообразным смазочным материалом, активируемым магнитным полем. Зубчатые колеса, валы и подшипники изготовлены из ферромагнитного материала, а корпус - из диамагнитного материала. Поверхности элементов передачи, изготовленных из ферромагнитного материала, и подверженные нежелательному попаданию на них магнитоактивного порошкообразного смазочного материала торцы зубчатых колес, валы и подшипники экранированы накладками, изготовленными из диамагнитного материала. Накладки эквидистантны экранируемым поверхностям, расположены на расстоянии относительно них и зафиксированы относительно этих поверхностей посредством укрепленных на этих поверхностях опорных элементов, эквидистантных этим поверхностям и связанных с накладками ребрами жесткости. Зазоры между накладками и опорными элементами по их внешним периметрам перекрыты такими же ребрами жесткости. Накладки зубчатых колес и подшипников представляют собой диски с центральными отверстиями для валов, а накладки валов имеют трубчатую форму. Обеспечивается повышение качества процесса смазывания зубчатой передачи. 1 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в реверсивных зубчатых передачах, смазываемых пластичными смазочными материалами. Смазочное устройство зубчатой передачи содержит упругие пластины, расположенные попарно с обоих торцов зубчатого венца каждого колеса зубчатой передачи с возможностью контактирования с торцевыми и боковыми поверхностями зубьев этого зубчатого венца и укрепленные на консолях, ориентированных радиально этому колесу и укрепленных посредством шарниров на неподвижном относительно колеса основании. Консоли установлены с возможностью поворота вокруг своей оси в обе стороны, для чего консоли снабжены реверсивными управляемыми приводами, сблокированными с приводами колес. Каждая пара пластин на консоли укреплена по схеме «ласточкин хвост», с разведением пластин в сторону торца зубчатого венца. Привод задает пластинам три фиксированных положения. В двух крайних положениях пластин с зубчатым венцом контактирует одна из пары пластин, вторая по счету относительно набегающих на пластины зубьев зубчатого венца вращающегося колеса. В третьем положении обе пластины расположены симметрично относительно нормали, между осью консоли и зубчатым венцом, с образованием зазора между каждой пластиной и торцом зубчатого венца. Обеспечивается повышение качества процесса смазывания зубчатой передачи. 4 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых магнитопорошковым методом. Зубчатая передача содержит парные зубчатые колеса, укрепленные на валах, установленных посредством подшипников в закрытом корпусе с размещенным в нем магнитоактивным порошковым смазочным материалом, активируемым магнитным полем. Зубчатые колеса, валы и подшипники изготовлены из ферромагнитного материала, корпус изготовлен из диамагнитного материала. На торцах каждого зубчатого колеса жестко укреплена пара кольцевых накладок из диамагнитного материала, внутренние диаметры которых равны диаметрам валов, на которых укреплены эти колеса, наружные диаметры кольцевых накладок не меньше диаметров окружностей оснований зубчатых венцов этих колес. Посадочные отверстия подшипников изнутри корпуса перекрыты накладками из диамагнитного материала, жестко укрепленными на корпусе передачи, с зазорами относительно торцов подшипников и с центральными отверстиями для валов. Между кольцевыми накладками на колесах и накладками на корпусе расположены трубчатые накладки из диамагнитного материала, внутренние диаметры которых равны диаметрам валов, жестко укрепленные на валах и на кольцевых накладках колес и примыкающие к накладкам подшипников с возможностью свободного вращения относительно них. Обеспечивается повышение качества смазывания зубчатой передачи. 1 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при смазывании зубчатых передач. Способ смазывания включает периодические нанесения пластичного смазочного материала на боковые поверхности зубьев и осуществление в периоды между нанесениями принудительного возвращения вытесняемого при работе передачи смазочного материала посредством смазковозвращающих пластин. Прижимание пластин, расположенных у зубчатого венца каждого колеса, во все вышеуказанные периоды осуществляют дискретно, на время одного полного оборота этого колеса. Количество прижиманий за один период задают, исходя из учета режима работы этого колеса в передаче. Остальное время этого периода все пластины принудительно отводят от торцов зубьев, поворачивая кронштейны с пластинами вокруг своей оси в направлениях, обратных направлениям вращения колес, у которых эти пластины установлены, и на углы, обеспечивающие образование зазоров между пластинами и вытесненным на торцы зубьев смазочным материалом, и фиксируют кронштейны в этом положении. Прижимание пластин к торцам зубьев осуществляют поворачиванием кронштейнов с пластинами в обратных направлениях на те же углы, с последующей фиксацией кронштейнов до очередного отведения пластин. Обеспечивается повышение качества процесса смазывания зубчатой передачи. 4 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых магнитопорошковым методом. Зубчатая передача содержит парные зубчатые колеса, установленные посредством валов в закрытом корпусе, внутри которого размещен магнитоактивный порошкообразный смазочный материал, активируемый внешнерасположенным источником магнитного поля постоянным магнитом. Корпус и тела зубчатых колес изготовлены из диамагнитного материала. Зубья зубчатых венцов зубчатых колес изготовлены из ферромагнитного материала. Между телами зубчатых колес и их зубчатыми венцами расположены венцовые колеса, изготовленные из ферромагнитного материала, заодно с зубчатыми венцами. Ширина венцовых колес меньше ширины тел зубчатых колес, а сами венцовые колеса расположены симметрично относительно торцов зубчатых колес. Обеспечивается повышение качества процесса смазывания зубчатого колеса. 2 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых магнитопорошковым методом. Парные зубчатые колеса передачи, установленные на валах, расположены в закрытом корпусе, с размещенным в нем магнитоактивным порошковым смазочным материалом, активируемым магнитным полем. Зубчатые колеса и валы изготовлены из ферромагнитного материала, а корпус передачи - из диамагнитного материала. На торцах зубчатых колес укреплены кольцевые накладки из диамагнитного материала. Наружные диаметры этих накладок не меньше диаметров окружностей впадин зубчатых венцов колес, на которых они укреплены. Внутренние диаметры этих накладок равны диаметрам посадочных отверстий зубчатых колес. На участках валов, между зубчатыми колесами и стенками корпуса передачи, укреплены трубчатые накладки из диамагнитного материала. Внутренние диаметры этих накладок равны диаметрам участков валов, на которых они укреплены. Каждая трубчатая накладка одним своим торцом примыкает без зазора к кольцевой накладке зубчатого колеса, а вторая своим торцом примыкает к стенке корпуса, с минимальным зазором относительно нее. Обеспечивается повышение качества процесса смазывания зубчатого колеса. 1 ил.

Наверх