Способ отбора для занятий игровыми видами спорта

Изобретение относится к спортивной медицине и предназначено для отбора подростков для занятий игровыми видами спорта, в которых очко счета разыгрывается в результате серии ударов по спортивному снаряду, таких как бадминтон, теннис и другие. Испытуемым предъявляют на экране видеомонитора окружность, на которой помещены метка и точечный объект, движущийся с заданной скоростью по окружности. Испытуемые, наблюдая за движением точечного объекта, в момент предполагаемого совпадения положения движущегося точечного объекта с меткой нажатием кнопки «Стоп» останавливают движение точечного объекта по окружности. Затем вычисляют ошибку несовпадения точечного объекта и метки - время ошибки запаздывания или упреждения, и через заданное время возобновляют движение точечного объекта по окружности. Испытуемые с перерывом заданной длительности выполняют заданное число серий из заданного количества остановок движущегося точечного объекта в области положения метки. В каждой серии вычисляют оценку времени реакции t испытуемого на движущийся объект как среднеарифметическое значение по математической формуле. По результатам всех серий вычисляют среднеарифметическое значение ошибок запаздывания или упреждения и среднеарифметическое значение среднеквадратических отклонений ошибок запаздывания и упреждения, вычисленных по результатам отдельных серий. Отбор выполняют по меньшей величине среднеарифметического значения ошибок запаздывания или упреждения, вычисленного по результатам всех серий, и меньшей величине среднеарифметического значения среднеквадратических отклонений ошибок запаздывания и упреждения, вычисленных по результатам отдельных серий. Заявляемый способ позволяет по результатам тестирования выполнить отбор подростков для занятий игровыми видами спорта за счет определения критериев точности и стабильности двигательных действий. 2 табл., 2 пр., 1 ил.

 

Изобретение относится к спортивной медицине и предназначено для отбора подростков для занятий игровыми видами спорта, в которых очко счета разыгрывается в результате серии ударов по спортивному снаряду, таких как бадминтон, теннис и другие.

В игровых видах спорта от спортсмена требуется быстрая оценка соревновательных ситуаций, принятие адекватных решений и техническое мастерство при выполнении двигательных действий [1]. Эффективность двигательных действий зависит от моторных возможностей [2], обусловленных, наряду с другими параметрами, точностью движений, под которой понимают качество двигательного акта, реализованного с соблюдением заранее установленной системы характеристик [3].

Эффективность выполнения двигательных действий количественно оценивается помимо точности рядом показателей, в том числе стабильностью, то есть выполнением двигательного действия с малым диапазоном отклонений в серии из 5-10 повторений [4].

Известен способ определения способностей к спортивной игре в теннис, включающий формирование на экране дисплея последовательности визуальных тестов, одним из которых является определение времени реакции, регистрацию параметров физических откликов, их статистическую обработку и определение способностей по сравнению полученных результатов с эталоном, отличающийся тем, что дополнительно предъявляют тесты, психофизиологические показатели которых адекватны структуре геймов игры в теннис, с помощью аппарата управления курсором на экране дисплея определяют параметры, характеризующие координацию движений, время реакции на движущийся объект, способность к прогнозированию направления удара, кинестетическую чувствительность, уровень притязаний, концентрацию внимания, сенсомоторную реакцию, оперативное мышление и обучаемость, полученные параметры каждого психофизиологического теста переводят в нормированные единицы, суммируют их и определяют способность к спортивной игре в теннис по обратно пропорциональной зависимости от суммы набранных единиц [5].

Недостатком способа является выполнение тестов и заданий путем управления курсором при помощи "мыши", что приводит к зависимости результатов исследований пригодности к игре в теннис от навыка владения «мышью».

Достижение высоких результатов в игровых видах спорта во многом зависит от пространственных (дифференцирование, точное воспроизведение и отмеривание пространственных интервалов, ориентация в пространстве) и временных (дифференцирование, точное воспроизведение и отмеривание временных интервалов) свойств человека [6].

Сложным пространственно-временным рефлексом является реакция на движущийся объект [7], поэтому этот тест может использоваться для отбора подростков для занятий игровыми видами спорта.

Известен способ отбора для занятий игровыми видами спорта, заключающийся в том, что испытуемому предъявляют на экране видеомонитора окружность, на которой помещены метка и точечный объект, точечный объект движется с заданной скоростью по окружности, в момент предполагаемого совпадения положения движущегося точечного объекта с меткой испытуемый нажатием кнопки «Стоп» останавливает движение точечного объекта по окружности, затем вычисляют ошибку несовпадения точечного объекта и метки - время ошибки запаздывания с положительным знаком или упреждения с отрицательным знаком, и через заданное время возобновляют движение точечного объекта по окружности, описанную процедуру повторяют заданное число раз, определяют максимальное абсолютное значение ошибки несовпадения точечного объекта и метки, отбор испытуемых для занятий игровыми видами спорта выполняют по меньшему максимальному абсолютному значению ошибки несовпадения точечного объекта и метки [8].

В данном способе определяется максимальное абсолютное значение ошибки несовпадения точечного объекта и метки, которое характеризует вероятность ошибки в серии двигательных действиях, то есть вероятность технического брака, однако при отборе подростков для занятий игровыми видами спорта точность и стабильность серии двигательных действиях не оценивается.

Наиболее близким по технической сущности к предлагаемому способу является способ отбора для занятий игровыми видами спорта, заключающийся в том, что испытуемому предъявляют на экране видеомонитора окружность, на которой помещена метка и точечный объект, точечный объект движется с заданной скоростью по окружности, в момент предполагаемого совпадения положения движущегося точечного объекта с меткой испытуемый нажатием кнопки «Стоп» останавливает движение точечного объекта по окружности, затем вычисляют ошибку несовпадения точечного объекта и метки - время ошибки запаздывания с положительным знаком или упреждения с отрицательным знаком, и через заданное время возобновляют движение точечного объекта по окружности, описанную процедуру повторяют заданное число раз, отличающийся тем, что строят вариационный ряд ошибок несовпадения точечного объекта и метки, вычисляют вариационный размах ряда по формуле:

R=tmax-tmin,

где tmax и tmin - соответственно наибольший и наименьший члены вариационного ряда, мс; отмечают на числовой оси отрезок, ограниченный наибольшим и наименьшим членами вариационного ряда, отбор выполняют по расположению на числовой оси отрезка, ограниченного наибольшим и наименьшим членами вариационного ряда ошибок несовпадения точечного объекта и метки, наиболее близкому к симметрии относительно нулевой точки, и меньшему значению вариационного размаха ошибок несовпадения точечного объекта и метки [9].

Недостатком способа является отсутствие оценки стабильности двигательных действий при отборе подростков для занятий игровыми видами спорта.

Технический результат предлагаемого способа заключается в расширении функциональных возможностей путем получения оценки стабильности двигательных действий при отборе подростков для занятий игровыми видами спорта.

Технический результат достигается тем, что испытуемому предъявляют на экране видеомонитора окружность, на которой помещена метка и точечный объект, точечный объект движется с заданной скоростью по окружности, в момент предполагаемого совпадения положения движущегося точечного объекта с меткой испытуемый нажатием кнопки «Стоп» останавливает движение точечного объекта по окружности, затем вычисляют ошибку несовпадения точечного объекта и метки - время ошибки запаздывания или упреждения, и через заданное время возобновляют движение точечного объекта по окружности, описанную процедуру повторяют заданное число раз, причем новым является то, что испытуемый с перерывом заданной длительности повторяет заданное число серий из заданного количества остановок движущегося точечного объекта в области положения метки, в каждой серии вычисляют оценку времени реакции t испытуемого на движущийся объект как среднеарифметическое значение по формуле:

где t1 - i-e значение ошибки запаздывания или упреждения, мс; n - число остановок точечного объекта в области положения метки; и среднеквадратическое отклонение значений ошибок запаздывания и упреждения; по результатам всех серий вычисляют среднеарифметическое значение ошибок запаздывания и упреждения и среднеарифметическое значение среднеквадратических отклонений ошибок запаздывания и упреждения, вычисленных по результатам отдельных серий; отбор выполняют по меньшей величине среднеарифметического значения ошибок запаздывания и упреждения, вычисленного по результатам всех серий, и меньшей величине среднеарифметического значения среднеквадратических отклонений ошибок запаздывания и упреждения, вычисленных по результатам отдельных серий.

Задача испытуемого, стремящегося остановить движущийся объект, точно совмещая его с меткой, состоит в нахождении некоторой величины упреждения с учетом скорости движения объекта, оставшегося расстояния и скорости своих двигательных действий [10]. Действия испытуемого в подобной ситуации соответствуют действиям спортсмена игровых видов спорта, что позволяет оценить точность и стабильность двигательных действий испытуемого.

На фиг. 1 представлена окружность, предъявляемая испытуемому на экране видеомонитора, где 1 - метка, 2 - точечный объект, движущийся с заданной скоростью по окружности.

Предлагаемый способ отбора для занятий игровыми видами спорта осуществляется следующим образом.

Испытуемому предъявляют на экране видеомонитора окружность, на которой помещены метка 1 и точечный объект 2, движущийся с заданной скоростью по окружности (фиг. 1). Испытуемый, наблюдая за движением точечного объекта 2, в момент предполагаемого совпадения положения движущегося точечного объекта 2 с меткой 1 нажатием кнопки «Стоп» останавливает движение точечного объекта 2 по окружности.

Затем вычисляют ошибку несовпадения точечного объекта 2 и метки 1 - время ошибки запаздывания или упреждения, и через заданное время возобновляют движение точечного объекта 2 по окружности.

Испытуемый с перерывом заданной длительности выполняет заданное число серий из заданного количества остановок движущегося точечного объекта в области положения метки.

В каждой серии вычисляют оценку времени реакции t испытуемого на движущийся объект как среднеарифметическое значение по формуле (1) и среднеквадратическое отклонение значений ошибок запаздывания и упреждения. По результатам всех серий вычисляют среднеарифметическое значение ошибок запаздывания и упреждения и среднеарифметическое значение среднеквадратических отклонений ошибок запаздывания и упреждения, вычисленных по результатам отдельных серий.

Отбор выполняют по меньшей величине среднеарифметического значения ошибок запаздывания и упреждения, вычисленного по результатам всех серий, и меньшей величине среднеарифметического значения среднеквадратических отклонений ошибок запаздывания и упреждения, вычисленных по результатам отдельных серий.

Заявляемый способ позволяет по результатам тестирования выполнить отбор подростков для занятий игровыми видами спорта по критериям точности и стабильности двигательных действий.

Таким образом, заявляемый способ отбора для занятий игровыми видами спорта обладает новыми свойствами, обусловливающими получение технического результата.

Пример 1.

Испытуемому З., 12 лет, учащемуся ДЮСШ, отделение бадминтона, группа начальной подготовки, третий год обучения, на экране видеомонитора персонального компьютера предъявили окружность, на которой помещена метка и точечный объект, движущийся по часовой стрелке по окружности, совершая один оборот за 2,0 сек (фиг. 1).

Испытуемый, наблюдая за движением точечного объекта по окружности, в момент предполагаемого совпадения положения точечного объекта с положением метки нажимал клавишу клавиатуры компьютера «Пробел», выполняющую функцию кнопки «Стоп». Компьютер в момент нажатия клавиши «Пробел» останавливал движение точечного объекта по окружности, вычислял ошибку не совпадения положений точечного объекта и метки - время ошибки запаздывания или ошибки упреждения, заносил значение времени ошибки в запоминающее устройство и через 1 сек продолжал движение точечного объекта по окружности.

Испытуемый выполнил 15 серий из 7 остановок движущегося точечного объекта в области положения метки с перерывом в 20 сек между сериями.

Число серий выбрано исходя из контрольных соревнований, проводимых в ДЮСШ до 15 набранных очков. Число остановок движущегося точечного объекта в области положения метки и длительность перерыва выбраны исходя из педагогических наблюдений за ходом контрольных соревнований.

В каждой серии вычислили оценку времени реакции t испытуемого на движущийся объект как среднеарифметическое значение по формуле (1) и среднеквадратическое отклонение (СКО) значений ошибок запаздывания и упреждения. Результаты вычислений приведены в таблице 1.

Вычисленные по результатам 15 серий среднеарифметическое значение ошибок запаздывания и упреждения и среднеарифметическое значение среднеквадратических отклонений ошибок запаздывания и упреждения, вычисленных по результатам отдельных серий, равны соответственно 25,0 и 13,5 мс.

Пример 2.

Испытуемый Р., 11 лет, учащийся ДЮСШ, отделение бадминтона, группа начальной подготовки, третий год обучения, аналогично испытуемому З., выполнил тест по оценке времени реакции на движущийся объект.

Оценки времени реакции t испытуемого на движущийся объект, вычисленные по формуле (1), и среднеквадратические отклонения (СКО) значений ошибок запаздывания и упреждения в сериях приведены в таблице 2.

Вычисленные по результатам 15 серий среднеарифметическое значение ошибок запаздывания и упреждения и среднеарифметическое значение среднеквадратических отклонений ошибок запаздывания и упреждения, вычисленных по результатам отдельных серий, равны соответственно 14,8 и 10,8 мс.

Анализ результатов тестирования свидетельствует, что среднеарифметическое значение ошибок запаздывания и упреждения, вычисленное по результатам 15 серий, у испытуемого Р., равное 14,8 мс, меньше, чем у испытуемого З., равное 25,0 мс. Следовательно, точность двигательных действий испытуемого Р. лучше, чем у испытуемого З.

Вычисленное по результатам 15 серий среднеарифметическое значение среднеквадратических отклонений ошибок запаздывания и упреждения, вычисленных по результатам отдельных серий, у испытуемого Р., равное 10,8 мс, меньше, чем у испытуемого З., равное 13,5 мс. Следовательно, стабильность двигательных действий испытуемого Р. лучше, чем у испытуемого З.

По результатам тестирования испытуемому Р. рекомендовано продолжить занятия бадминтоном в учебно-тренировочной группе.

Предлагаемый способ отбора апробирован на группе из 10 испытуемых, подростков 11-12 лет, учащихся ДЮСШ, отделение бадминтона, группа начальной подготовки, третий год обучения. По результатам тестирования 6-ти испытуемым рекомендовано продолжить занятия бадминтоном в учебно-тренировочной группе.

Таким образом, предлагаемый способ позволяет по результатам тестирования выполнить отбор подростков для занятий игровыми видами спорта по критериям точности и стабильности двигательных действий.

Источники информации

1. Радчич И.Ю. Подходы к углубленной индивидуализации и технологии мониторинга подготовки игроков в связи с проблемой олимпийского отбора // Теория и практика физической культуры. - 2003. - №11. - С. 16-19.

2. Коренберг В.Б. Спортивные возможности и способности // Теория и практика физической культуры и спорта. - 2009. - №3. - С. 3-9.

3. Белокопытова Ж., Лаврентьева В., Кожевникова Л. Содержание и структура программы развития координационных способностей у девочек 10-13 лет, занимающихся художественной гимнастикой // Физическое воспитание студентов (Украина, Харьков). - 2010. - №3. - С. 3-8.

4. Галимова А.Г., Цинкер В.М. Координационные способности как фактор повышения кондиций человека // Вестник Бурятского государственного университета. - 2014. - №1. - С. 51-56.

5. Заявка 93008587/14, МПК А61В 5/16. Способ определения способностей к спортивной игре в теннис / Бриль М.С. - Опубликовано 27.08.1996.

6. Петров A.M. Мозг и движение. - М.: Издательство ВПК, 1997. - 300 с.

7. Караулова Н.И. Возможности использования реакции на движущийся объект в оценке результатов тренировки // Физиология человека. - 1982. - Т. 8, №4. - С. 653-660.

8. Патент 2456921 РФ, МПК А61В 5/16. Способ отбора для занятий игровыми видами спорта / Закамский А.В., Полевщиков М.М., Роженцов В.В. - опубл. 27.07.2012.

9. Патент 2534615 РФ, МПК А61В 5/00. Способ отбора для занятий игровыми видами спорта / Кудрявцев Н.А., Закамский А.В., Полевщиков М.М., Роженцов В.В. - опубл. 27.11.2014.

10. Методы и портативная аппаратура для исследования индивидуально-психологических различий человека / Н.М. Пейсахов, А.П. Кашин, Г.Г. Баранов, Р.Г. Вагапов; Под ред. В.М. Шадрина. - Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 1976. - 238 с.

Способ отбора испытуемых для занятий игровыми видами спорта, заключающийся в том, что каждому испытуемому предъявляют на экране видеомонитора окружность, на которой помещены метка и точечный объект, точечный объект движется с заданной скоростью по окружности, в момент предполагаемого совпадения положения движущегося точечного объекта с меткой испытуемый нажатием кнопки «Стоп» останавливает движение точечного объекта по окружности, затем вычисляют ошибку несовпадения точечного объекта и метки - время ошибки запаздывания или упреждения, и через заданное время возобновляют движение точечного объекта по окружности, описанную процедуру повторяют заданное число раз, отличающийся тем, что испытуемый с перерывом заданной длительности повторяет заданное число серий из заданного количества остановок движущегося точечного объекта в области положения метки, в каждой серии вычисляют оценку времени реакции t испытуемого на движущийся объект как среднеарифметическое значение по формуле:

,

где ti - i-e значение ошибки запаздывания или упреждения, мс; n - число остановок точечного объекта в области положения метки; и среднеквадратическое отклонение значений ошибок запаздывания или упреждения; по результатам всех серий вычисляют среднеарифметическое значение ошибок запаздывания или упреждения и среднеарифметическое значение среднеквадратических отклонений ошибок запаздывания или упреждения, вычисленных по результатам отдельных серий; для занятий игровыми видами спорта отбирают испытуемых с меньшей величиной среднеарифметического значения ошибок запаздывания или упреждения, вычисленного по результатам всех серий, и меньшей величиной среднеарифметического значения среднеквадратических отклонений ошибок запаздывания или упреждения, вычисленных по результатам отдельных серий.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области медицины, в частности к анестезиологии-реаниматологии, психиатрии и психотерапии, и может быть использовано у пациентов с когнитивными расстройствами в раннем послеоперационном периоде трансплантации сердца.

Изобретение относится к медицине, более точно к офтальмологии, и предназначено для диагностики патологических процессов зрения при витреоретинальных заболеваниях.

Изобретение относится к медицине, к разделу неврологии, и может найти применение в неврологической и нейрореабилитационной клинике в процессе восстановительного обучения и профилактической тренировки вербальной памяти у больных неврологической клиники.

Группа изобретений относится к здравоохранению, а также наукометрическим способам и системам анализа данных о научно-исследовательских проектах с целью выявления перспективного проекта или направления исследования в предметной области «биомедицина» по максимальному количеству набранных баллов по оцениваемым критериям и построения рейтинга для нескольких оцениваемых проектов или направлений исследований по возрастанию или убыванию упомянутых баллов.

Изобретение относится к области медицины, конкретно к психотерапии, и касается способов лечения психосоматических расстройств, в частности снижения избыточного веса и обучения навыкам самоконтроля, особенно навыкам рационального питания.

Группа изобретений относится к здравоохранению, а также наукометрическим способам и системам анализа данных о научно-исследовательских проектах с целью выявления перспективного проекта в предметной области «биомедицина» с точки зрения технологизации его результата по максимальному количеству набранных баллов по оцениваемым критериям и построения рейтинга для нескольких оцениваемых проектов по возрастанию или убыванию упомянутых баллов.

Изобретение относится к области педагогики, в частности к педагогике профессионально-технического образования и среднего специального образования (инклюзивное образование), социальной педагогике, и может быть использовано для реабилитации и социализации молодых инвалидов с сохранным интеллектом и людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Изобретение относится к медицине, психиатрии, психологии, психоанализу, наркологии, нейропсихологии, психосемантике. Формируют в электронной форме базу следующих блоков предъявления: оптимизационный (ОПТ), содержащий словесные стимулы «Успокаиваюсь» и «Расслабляюсь», использование которого направлено на снижение уровня психоэмоционального напряжения тестируемого; смысловой (СМ), состоящий из смысловых стимулов в виде вопросов, с максимальным количеством знаков 32, включая пробелы, использование которого направлено на выявление уровня субъективной значимости для тестируемого данных стимулов, сгруппированных в семантические группы по заданному признаку; бессмысленный (БС), состоящий из чередующихся цифр, общим числом от 17 до 23, использование которого направлено на выявление нейтрального уровня реагирования тестируемого; реперный (РП), содержащий словесные стимулы «Слишком рано» и «Слишком поздно», использование которого направлено на выявление отрицательного уровня реагирования тестируемого; операторский (ОГ), содержащий стимулы в виде геометрических фигур – квадрата, круга и треугольника, использование которого направлено на повышение уровня концентрации внимания тестируемого.
Изобретение относится к области медицины, а именно к терапии и пульмонологии, и может быть использовано для прогнозирования уровня контроля бронхиальной астмы после обучения больного по программе стандартной групповой астма-школы.
Изобретение относится к медицине и предназначено для определения времени восприятия зрительной информации. На испытуемом закрепляют носимое устройство, формирующее дополненную реальность, которое входит в состав исследовательского программно-аппаратного комплекса.

Изобретение относится к спортивной медицине и предназначено для определения рейтинга спортсмена игровых видов спорта, в которых очко счета разыгрывается в результате серии ударов по спортивному снаряду, таких как бадминтон, теннис и другие. Испытуемому предъявляют на экране видеомонитора окружность, на которой помещена метка и точечный объект, движущийся с заданной скоростью по окружности. Испытуемый, наблюдая за движением точечного объекта, в момент предполагаемого совпадения положения движущегося точечного объекта с меткой нажатием кнопки «Стоп» останавливает движение точечного объекта по окружности. Затем вычисляют ошибку несовпадения точечного объекта и метки - время ошибки запаздывания или упреждения, и через заданное время возобновляют движение точечного объекта по окружности. Испытуемый с перерывом заданной длительности выполняет заданное число серий из заданного количества остановок движущегося точечного объекта в области положения метки. В каждой серии вычисляют оценку времени реакции t испытуемого на движущийся объект как среднеарифметическое значение по формуле. По результатам всех серий вычисляют среднеарифметическое значение ошибок запаздывания или упреждения и среднеарифметическое значение среднеквадратических отклонений ошибок запаздывания или упреждения, вычисленных по результатам отдельных серий. Результаты вычислений среднеарифметических значений ранжируют и каждому результату присваивают порядковый номер, начиная с наименьшего значения, и подсчитывают сумму S порядковых номеров испытуемых. Рейтинг испытуемых вычисляют как обратную величину суммы порядковых номеров, умноженную на 100. Испытуемый, имеющий более высокий рейтинг, расценивается как более перспективный и способный показать более высокие результаты в соревнованиях. Заявляемый способ позволяет по результатам тестирования за счет учета критериев точности и стабильности двигательных действий определить рейтинг спортсмена игровых видов спорта, в которых очко счета разыгрывается в результате серии ударов по спортивному снаряду. 1 ил., 3 табл., 2 пр.

Изобретения относятся к медицинской технике. Носимое пользователем портативное устройство содержит датчик проводимости кожи для измерения проводимости кожи пользователя и устройство оценки уровня кортизола. Устройство оценки уровня кортизола содержит блок обработки для приема и обработки характеристики проводимости кожи, формируемой проводимостью кожи с течением времени для пользователя. Блок обработки выполнен с возможностью определения по меньшей мере одной реакции на воздействие в характеристике проводимости кожи и определения характеристики оцениваемого уровня кортизола пользователя на основании по меньшей мере одной реакции на воздействие. Достигается оценка уровня кортизола с течением времени для обеспечения более точной оценки психологического равновесия пользователя. 2 н. и 11 з.п. ф-лы, 12 ил., 1 табл.

Изобретение относится к области психофизиологии и педагогики спорта, а именно к методам определения подготовленности спортсменов, занимающихся быстрыми шахматами и игрой блиц. Проводят психофизиологическое тестирование и определяют реакцию на движущийся объект (РДО) и работоспособность головного мозга (РГМ). Полученные результаты сравнивают с эталонными, характерными для шахматистов высокого уровня. О подготовленности судят по величине приближения этих данных к эталонным. Способ позволяет определить подготовленность шахматистов, занимающихся быстрыми шахматами, за счет проведения тестирований РДО и РГМ. 1 табл.

Изобретение относится к области медицины, в частности к разделу неврологии и клинической психологии, и может найти применение в неврологической и нейрореабилитационной клинике при восстановительном обучении больных с нарушениями пространственного восприятия. Создание пособия для восстановления пространственного восприятия осуществляют путем использования носителя изображений в виде частей объекта, различающихся на левые и правые части объекта. Причем в качестве носителя формируют карточки восьмигранной и круглой формы, на которые наносят изображения в виде предметов, объектов с выделенной левой или правой частью и предметов и частей объектов, различающихся на левые и правые предметы и части объектов. При этом карточки восьмигранной и круглой формы размещают в карманах, выполненных в полях предварительно изготовленных картонных или пластмассовых или кожаных обложек. А карманы выполняют таким образом, чтобы карточки устанавливались с возможностью возвратно-поступательного движения через отверстия карманов, а на обратную сторону карточки наносят сведения о пространственной ориентации объекта или предмета или части объекта, который изображен на них. Способ обеспечивает создание простого в исполнении и использовании пособия, позволяющего формировать неограниченное количество заданий и занятий по восстановлению пространственного восприятия. 3 ил.
Изобретение относится к медицине, а именно к наркологии, и может быть использовано для реабилитации людей с химическими и нехимическими зависимостями. Проводят мероприятия, направленные на восстановление физиологических функций пациента, и реабилитацию пациента, вовлекая членов семьи пациента с проведением семейной психотерапии. При этом на первом этапе реабилитации применяют методы когнитивно-поведенческой, гештальт-терапии, проективные методы, психообразовательный подход с формированием начальной мотивации, появления у пациента критики собственного поведения, обнаружения причин формирования и поддержания зависимости. На втором этапе реабилитации приемы первого этапа дополняют методами психодинамического подхода, психодрамы по Я. Морено и расстановок по Б. Хеллингеру, формируя осознания пациентом деструктивных паттернов поведения, внутреннюю мотивацию на поддержание здорового образа жизни, четкого разделения «здорового Я» и «Я больного». На третьем этапе реабилитации приемы предыдущих этапов дополняют методами экзистенциальной психотерапии и еженедельными лечебными отпусками, направленными на реализацию полученных навыков и выявление трудностей в социальной адаптации, с постепенным увеличением длительности отпусков и сеансами обсуждения результатов отпусков со специалистом индивидуально и/или в психотерапевтической группе. Способ позволяет достичь длительной и устойчивой ремиссии, сформировать мотивацию на поддержание трезвости за счет гармонизации семейных взаимоотношений, составления многоосевого диагноза пациента, а также за счет вовлечения в процедуры реабилитации членов семьи. 5 з.п. ф-лы, 4 пр.

Изобретение относится к медицине, ветеринарии. Проводят оценку поисковой реакции при использовании ватных дисков, пропитанных мясным бульоном, приготовленным из мяса молодых бычков при кипячении 100 г мяса в 1 литре воды в течение часа. Первичный бульон титруют дистиллированной водой в разведении от 1:2 до 1:1024. Затем 2 мм3 титрованного раствора наносят на ватные диски и определяют скорость обнаружения титра закладок, а пороговую чувствительность функции обонятельного анализатора определяют по титру разведения, который у собак породы немецкая овчарка составляет 1:512. Способ позволяет повысить достоверность определения пороговой чувствительности обонятельного анализатора у служебных собак, что достигается за счет нахождения градуированного титра закладок. 7 табл.

Устройство относится к медицинской технике и предназначено для оценки времени реакции человека на движущийся объект. Устройство содержит две жестко закрепленные стойки и закрепленные на них металлические направляющие с желобом, выполненным с возможностью фиксации на нем метки-цели, соединенной с первым датчиком положения. Устройство содержит шарик, выполненный с возможностью скатываться по желобу под углом в 5° и проходить через фиксированную метку-цель. Датчик положения выполнен с возможностью формирования сигнала в момент прохождения шариком метки-цели. Устройство содержит кнопку «Стоп» для фиксации времени быстроты зрительно-моторной реакции путем нажатия испытуемым на указанную кнопку при наблюдении прохождения шариком метки-цели. В устройство дополнительно введены второй датчик положения, пульт испытуемого, три одновибратора, четыре RS-триггера, элемент исключающее ИЛИ, три элемента ИЛИ, три элемента И, генератор частоты 1 кГц, два двоичных счетчика, схема сравнения, регистр, дешифратор и блок индикации. Кнопка «Стоп» размещена в пульте испытуемого. Устройство позволяет измерить как время запаздывания, так и время упреждения реакции испытуемого и повысить тем самым достоверность оценки реакции на движущийся объект. 6 ил.

Изобретение относится к медицине, а именно к ЛОР заболеваниям, и может быть использовано в качестве скринингового эпидемиологического выявления нарушений слуховой функции у взрослых. Пациент самостоятельно заполняет анкету с балльной оценкой критериев степени восприятия звуков: «Испытываю затруднения при просмотре телевизора, прослушивании радио; трудно общаться, если разговаривают несколько человек; теряюсь и нервничаю, если не могу понять, где находится источник звука; испытываю трудности при общении по телефону; возникают трудности общения в шумной обстановке при большом скоплении людей; беспокоит шум в ушах или в голове, мешающий сосредоточиться; испытываю трудности общения на работе, или в школе, или в институте, поскольку не понимаю смысла слов говорящего; у меня ощущения, что хорошо слышу все окружающие меня звуки, но не понимаю смысла слов и словосочетаний; громкие звуки вызывают сильное, иногда болезненное, раздражение». Затем врач суммирует полученные баллы и в зависимости от полученной балльной оценки определяет отсутствие достоверно выраженных нарушений слуха, субклинические нарушения или наличие клинических нарушений слуховой функции. Способ позволяет определить вероятность наличия нарушений слуховой функции у больного за счет учета уровня психоэмоционального напряжения в конкретной жизненной ситуации, а также сократить время обследования больных с сенсоневральными нарушениями слуха и дифференцировать проведение лечебных и реабилитационных мероприятий. 4 табл., 3 пр.

Изобретение относится к педагогике, конкретно к коррекционной педагогике, к способу психолого-педагогической диагностики, может быть использовано для выявления раннего отклонения в познавательном развитии ребенка и оценке интеллектуального способа решения ребенком познавательной задачи в соответствии с возрастным нормативом. Специалист последовательно предлагает ребенку выполнить самостоятельно диагностические задания из набора, соответствующего его паспортному возрасту. Если ребенок не выполняет задание, специалист оказывает ему дополнительную помощь однократно, после этого фиксирует возможность перехода ребенка на самостоятельный способ выполнения задания. При этом диагностические задания соответствуют каждому из 11 оцениваемых возрастных периодов: 6 месяцев, 1 год, 2 года, 3 года, 4 года, 5 лет, 6 лет, 7 лет, 8 лет, 9 лет, 10 лет. Результат выполнения ребенком диагностического задания оценивается в баллах. Определяют итоговую оценку. В зависимости от полученного итогового значения познавательное развитие определяют, как «соответствующее возрастному нормативу» или как «познавательное развитие, незначительно отстающее от возрастного норматива». При итоговой оценке, соответствующей его паспортному возрасту менее допустимого значения, познавательное развитие не оценивают и ему предлагается пройти дополнительное обследование. Во время этого обследования ребенку последовательно предлагаются задания диагностических наборов предыдущих возрастных периодов, которые ниже его паспортного возраста до тех пор, пока при выполнении одного из них он наберет балльную оценку допустимого значения. При итоговой оценке результатов выполнения ребенком заданий диагностического набора одного из предыдущих возрастных периодов, которые ниже его паспортного возраста от допустимого значения и более, вариант познавательного развития характеризуют как «познавательное развитие, отстающее от возрастного норматива», а при итоговой оценке менее допустимого значения говорят о том, что ни один из интеллектуальных способов решения ребенком познавательной задачи не сформирован, и вариант познавательного развития характеризуется как «познавательное развитие не оценивается». Способ позволяет провести оценку познавательного развития детей в возрасте от 6 мес до 10 лет жизни за счет выполнения набора диагностических методик, каждая из которых включает по семь заданий в соответствии с конкретным возрастным этапом. 1 табл., 4 пр.

Изобретение относится к области психологии, в частности к психодиагностике. Проводят тестирование по методике «Тип поведенческой активности» для определения степени импульсивности и выраженности социальной активности человека и определяют порог болевой чувствительности. При сочетании показателя социальной активности от 31 до 40 баллов и порога болевой чувствительности, не превышающего 15,4 секунд, определяется высокий уровень социальной активности, импульсивный характер поведения. При сочетании показателя социальной активности от 11 до 30 баллов и порога болевой чувствительности, не превышающего 15,4 секунд, определяется средний уровень социальной активности, импульсивный характер поведения. При сочетании показателя социальной активности от 0 до 10 баллов и порога болевой чувствительности, не превышающего 15,4 секунд, определяется низкий уровень социальной активности, импульсивный характер поведения. При сочетании показателя социальной активности от 31 до 40 баллов и порога болевой чувствительности от 15,5 до 30,4 секунд определяется высокий уровень социальной активности, инициативный характер поведения. При сочетании показателя социальной активности от 11 до 30 баллов и порога болевой чувствительности от 15,5 до 30,4 секунд определяется средний уровень социальной активности, инициативный характер поведения. При сочетании показателя социальной активности от 0 до 10 баллов и порога болевой чувствительности от 15,5 до 30,4 секунд определяется низкий уровень социальной активности, инициативный характер поведения. При сочетании показателя социальной активности от 31 до 40 баллов и порога болевой чувствительности от 30,5 секунд и выше определяется высокий уровень социальной активности, инертный характер поведения. При сочетании показателя социальной активности от 11 до 30 баллов и порога болевой чувствительности от 30,5 секунд и выше определяется средний уровень социальной активности, инертный характер поведения. При сочетании показателя социальной активности от 0 до 10 баллов и порога болевой чувствительности от 30,5 секунд и выше определяется низкий уровень социальной активности, инертный характер поведения. Способ позволяет выявить степень социальной активности и склонности к импульсивному поведению за счет учета психологических факторов социальной активности и физиологических показателей в сочетании. 3 ил., 1 табл., 2 пр.

Изобретение относится к спортивной медицине и предназначено для отбора подростков для занятий игровыми видами спорта, в которых очко счета разыгрывается в результате серии ударов по спортивному снаряду, таких как бадминтон, теннис и другие. Испытуемым предъявляют на экране видеомонитора окружность, на которой помещены метка и точечный объект, движущийся с заданной скоростью по окружности. Испытуемые, наблюдая за движением точечного объекта, в момент предполагаемого совпадения положения движущегося точечного объекта с меткой нажатием кнопки «Стоп» останавливают движение точечного объекта по окружности. Затем вычисляют ошибку несовпадения точечного объекта и метки - время ошибки запаздывания или упреждения, и через заданное время возобновляют движение точечного объекта по окружности. Испытуемые с перерывом заданной длительности выполняют заданное число серий из заданного количества остановок движущегося точечного объекта в области положения метки. В каждой серии вычисляют оценку времени реакции t испытуемого на движущийся объект как среднеарифметическое значение по математической формуле. По результатам всех серий вычисляют среднеарифметическое значение ошибок запаздывания или упреждения и среднеарифметическое значение среднеквадратических отклонений ошибок запаздывания и упреждения, вычисленных по результатам отдельных серий. Отбор выполняют по меньшей величине среднеарифметического значения ошибок запаздывания или упреждения, вычисленного по результатам всех серий, и меньшей величине среднеарифметического значения среднеквадратических отклонений ошибок запаздывания и упреждения, вычисленных по результатам отдельных серий. Заявляемый способ позволяет по результатам тестирования выполнить отбор подростков для занятий игровыми видами спорта за счет определения критериев точности и стабильности двигательных действий. 2 табл., 2 пр., 1 ил.

Наверх