Способ отбора для занятий игровыми видами спорта



Способ отбора для занятий игровыми видами спорта
Способ отбора для занятий игровыми видами спорта
Способ отбора для занятий игровыми видами спорта
Способ отбора для занятий игровыми видами спорта
Способ отбора для занятий игровыми видами спорта

 


Владельцы патента RU 2634623:

Автономная некоммерческая организация высшего образования "Межрегиональный открытый социальный институт" (RU)

Изобретение относится к спортивной медицине и предназначено для отбора подростков для занятий игровыми видами спорта, в которых очко счета разыгрывается в результате серии ударов по спортивному снаряду, таких как бадминтон, теннис и другие. Испытуемым предъявляют на экране видеомонитора окружность, на которой помещены метка и точечный объект, движущийся с заданной скоростью по окружности. Испытуемые, наблюдая за движением точечного объекта, в момент предполагаемого совпадения положения движущегося точечного объекта с меткой нажатием кнопки «Стоп» останавливают движение точечного объекта по окружности. Затем вычисляют ошибку несовпадения точечного объекта и метки - время ошибки запаздывания или упреждения, и через заданное время возобновляют движение точечного объекта по окружности. Испытуемые с перерывом заданной длительности выполняют заданное число серий из заданного количества остановок движущегося точечного объекта в области положения метки. В каждой серии вычисляют оценку времени реакции t испытуемого на движущийся объект как среднеарифметическое значение по математической формуле. По результатам всех серий вычисляют среднеарифметическое значение ошибок запаздывания или упреждения и среднеарифметическое значение среднеквадратических отклонений ошибок запаздывания и упреждения, вычисленных по результатам отдельных серий. Отбор выполняют по меньшей величине среднеарифметического значения ошибок запаздывания или упреждения, вычисленного по результатам всех серий, и меньшей величине среднеарифметического значения среднеквадратических отклонений ошибок запаздывания и упреждения, вычисленных по результатам отдельных серий. Заявляемый способ позволяет по результатам тестирования выполнить отбор подростков для занятий игровыми видами спорта за счет определения критериев точности и стабильности двигательных действий. 2 табл., 2 пр., 1 ил.

 

Изобретение относится к спортивной медицине и предназначено для отбора подростков для занятий игровыми видами спорта, в которых очко счета разыгрывается в результате серии ударов по спортивному снаряду, таких как бадминтон, теннис и другие.

В игровых видах спорта от спортсмена требуется быстрая оценка соревновательных ситуаций, принятие адекватных решений и техническое мастерство при выполнении двигательных действий [1]. Эффективность двигательных действий зависит от моторных возможностей [2], обусловленных, наряду с другими параметрами, точностью движений, под которой понимают качество двигательного акта, реализованного с соблюдением заранее установленной системы характеристик [3].

Эффективность выполнения двигательных действий количественно оценивается помимо точности рядом показателей, в том числе стабильностью, то есть выполнением двигательного действия с малым диапазоном отклонений в серии из 5-10 повторений [4].

Известен способ определения способностей к спортивной игре в теннис, включающий формирование на экране дисплея последовательности визуальных тестов, одним из которых является определение времени реакции, регистрацию параметров физических откликов, их статистическую обработку и определение способностей по сравнению полученных результатов с эталоном, отличающийся тем, что дополнительно предъявляют тесты, психофизиологические показатели которых адекватны структуре геймов игры в теннис, с помощью аппарата управления курсором на экране дисплея определяют параметры, характеризующие координацию движений, время реакции на движущийся объект, способность к прогнозированию направления удара, кинестетическую чувствительность, уровень притязаний, концентрацию внимания, сенсомоторную реакцию, оперативное мышление и обучаемость, полученные параметры каждого психофизиологического теста переводят в нормированные единицы, суммируют их и определяют способность к спортивной игре в теннис по обратно пропорциональной зависимости от суммы набранных единиц [5].

Недостатком способа является выполнение тестов и заданий путем управления курсором при помощи "мыши", что приводит к зависимости результатов исследований пригодности к игре в теннис от навыка владения «мышью».

Достижение высоких результатов в игровых видах спорта во многом зависит от пространственных (дифференцирование, точное воспроизведение и отмеривание пространственных интервалов, ориентация в пространстве) и временных (дифференцирование, точное воспроизведение и отмеривание временных интервалов) свойств человека [6].

Сложным пространственно-временным рефлексом является реакция на движущийся объект [7], поэтому этот тест может использоваться для отбора подростков для занятий игровыми видами спорта.

Известен способ отбора для занятий игровыми видами спорта, заключающийся в том, что испытуемому предъявляют на экране видеомонитора окружность, на которой помещены метка и точечный объект, точечный объект движется с заданной скоростью по окружности, в момент предполагаемого совпадения положения движущегося точечного объекта с меткой испытуемый нажатием кнопки «Стоп» останавливает движение точечного объекта по окружности, затем вычисляют ошибку несовпадения точечного объекта и метки - время ошибки запаздывания с положительным знаком или упреждения с отрицательным знаком, и через заданное время возобновляют движение точечного объекта по окружности, описанную процедуру повторяют заданное число раз, определяют максимальное абсолютное значение ошибки несовпадения точечного объекта и метки, отбор испытуемых для занятий игровыми видами спорта выполняют по меньшему максимальному абсолютному значению ошибки несовпадения точечного объекта и метки [8].

В данном способе определяется максимальное абсолютное значение ошибки несовпадения точечного объекта и метки, которое характеризует вероятность ошибки в серии двигательных действиях, то есть вероятность технического брака, однако при отборе подростков для занятий игровыми видами спорта точность и стабильность серии двигательных действиях не оценивается.

Наиболее близким по технической сущности к предлагаемому способу является способ отбора для занятий игровыми видами спорта, заключающийся в том, что испытуемому предъявляют на экране видеомонитора окружность, на которой помещена метка и точечный объект, точечный объект движется с заданной скоростью по окружности, в момент предполагаемого совпадения положения движущегося точечного объекта с меткой испытуемый нажатием кнопки «Стоп» останавливает движение точечного объекта по окружности, затем вычисляют ошибку несовпадения точечного объекта и метки - время ошибки запаздывания с положительным знаком или упреждения с отрицательным знаком, и через заданное время возобновляют движение точечного объекта по окружности, описанную процедуру повторяют заданное число раз, отличающийся тем, что строят вариационный ряд ошибок несовпадения точечного объекта и метки, вычисляют вариационный размах ряда по формуле:

R=tmax-tmin,

где tmax и tmin - соответственно наибольший и наименьший члены вариационного ряда, мс; отмечают на числовой оси отрезок, ограниченный наибольшим и наименьшим членами вариационного ряда, отбор выполняют по расположению на числовой оси отрезка, ограниченного наибольшим и наименьшим членами вариационного ряда ошибок несовпадения точечного объекта и метки, наиболее близкому к симметрии относительно нулевой точки, и меньшему значению вариационного размаха ошибок несовпадения точечного объекта и метки [9].

Недостатком способа является отсутствие оценки стабильности двигательных действий при отборе подростков для занятий игровыми видами спорта.

Технический результат предлагаемого способа заключается в расширении функциональных возможностей путем получения оценки стабильности двигательных действий при отборе подростков для занятий игровыми видами спорта.

Технический результат достигается тем, что испытуемому предъявляют на экране видеомонитора окружность, на которой помещена метка и точечный объект, точечный объект движется с заданной скоростью по окружности, в момент предполагаемого совпадения положения движущегося точечного объекта с меткой испытуемый нажатием кнопки «Стоп» останавливает движение точечного объекта по окружности, затем вычисляют ошибку несовпадения точечного объекта и метки - время ошибки запаздывания или упреждения, и через заданное время возобновляют движение точечного объекта по окружности, описанную процедуру повторяют заданное число раз, причем новым является то, что испытуемый с перерывом заданной длительности повторяет заданное число серий из заданного количества остановок движущегося точечного объекта в области положения метки, в каждой серии вычисляют оценку времени реакции t испытуемого на движущийся объект как среднеарифметическое значение по формуле:

где t1 - i-e значение ошибки запаздывания или упреждения, мс; n - число остановок точечного объекта в области положения метки; и среднеквадратическое отклонение значений ошибок запаздывания и упреждения; по результатам всех серий вычисляют среднеарифметическое значение ошибок запаздывания и упреждения и среднеарифметическое значение среднеквадратических отклонений ошибок запаздывания и упреждения, вычисленных по результатам отдельных серий; отбор выполняют по меньшей величине среднеарифметического значения ошибок запаздывания и упреждения, вычисленного по результатам всех серий, и меньшей величине среднеарифметического значения среднеквадратических отклонений ошибок запаздывания и упреждения, вычисленных по результатам отдельных серий.

Задача испытуемого, стремящегося остановить движущийся объект, точно совмещая его с меткой, состоит в нахождении некоторой величины упреждения с учетом скорости движения объекта, оставшегося расстояния и скорости своих двигательных действий [10]. Действия испытуемого в подобной ситуации соответствуют действиям спортсмена игровых видов спорта, что позволяет оценить точность и стабильность двигательных действий испытуемого.

На фиг. 1 представлена окружность, предъявляемая испытуемому на экране видеомонитора, где 1 - метка, 2 - точечный объект, движущийся с заданной скоростью по окружности.

Предлагаемый способ отбора для занятий игровыми видами спорта осуществляется следующим образом.

Испытуемому предъявляют на экране видеомонитора окружность, на которой помещены метка 1 и точечный объект 2, движущийся с заданной скоростью по окружности (фиг. 1). Испытуемый, наблюдая за движением точечного объекта 2, в момент предполагаемого совпадения положения движущегося точечного объекта 2 с меткой 1 нажатием кнопки «Стоп» останавливает движение точечного объекта 2 по окружности.

Затем вычисляют ошибку несовпадения точечного объекта 2 и метки 1 - время ошибки запаздывания или упреждения, и через заданное время возобновляют движение точечного объекта 2 по окружности.

Испытуемый с перерывом заданной длительности выполняет заданное число серий из заданного количества остановок движущегося точечного объекта в области положения метки.

В каждой серии вычисляют оценку времени реакции t испытуемого на движущийся объект как среднеарифметическое значение по формуле (1) и среднеквадратическое отклонение значений ошибок запаздывания и упреждения. По результатам всех серий вычисляют среднеарифметическое значение ошибок запаздывания и упреждения и среднеарифметическое значение среднеквадратических отклонений ошибок запаздывания и упреждения, вычисленных по результатам отдельных серий.

Отбор выполняют по меньшей величине среднеарифметического значения ошибок запаздывания и упреждения, вычисленного по результатам всех серий, и меньшей величине среднеарифметического значения среднеквадратических отклонений ошибок запаздывания и упреждения, вычисленных по результатам отдельных серий.

Заявляемый способ позволяет по результатам тестирования выполнить отбор подростков для занятий игровыми видами спорта по критериям точности и стабильности двигательных действий.

Таким образом, заявляемый способ отбора для занятий игровыми видами спорта обладает новыми свойствами, обусловливающими получение технического результата.

Пример 1.

Испытуемому З., 12 лет, учащемуся ДЮСШ, отделение бадминтона, группа начальной подготовки, третий год обучения, на экране видеомонитора персонального компьютера предъявили окружность, на которой помещена метка и точечный объект, движущийся по часовой стрелке по окружности, совершая один оборот за 2,0 сек (фиг. 1).

Испытуемый, наблюдая за движением точечного объекта по окружности, в момент предполагаемого совпадения положения точечного объекта с положением метки нажимал клавишу клавиатуры компьютера «Пробел», выполняющую функцию кнопки «Стоп». Компьютер в момент нажатия клавиши «Пробел» останавливал движение точечного объекта по окружности, вычислял ошибку не совпадения положений точечного объекта и метки - время ошибки запаздывания или ошибки упреждения, заносил значение времени ошибки в запоминающее устройство и через 1 сек продолжал движение точечного объекта по окружности.

Испытуемый выполнил 15 серий из 7 остановок движущегося точечного объекта в области положения метки с перерывом в 20 сек между сериями.

Число серий выбрано исходя из контрольных соревнований, проводимых в ДЮСШ до 15 набранных очков. Число остановок движущегося точечного объекта в области положения метки и длительность перерыва выбраны исходя из педагогических наблюдений за ходом контрольных соревнований.

В каждой серии вычислили оценку времени реакции t испытуемого на движущийся объект как среднеарифметическое значение по формуле (1) и среднеквадратическое отклонение (СКО) значений ошибок запаздывания и упреждения. Результаты вычислений приведены в таблице 1.

Вычисленные по результатам 15 серий среднеарифметическое значение ошибок запаздывания и упреждения и среднеарифметическое значение среднеквадратических отклонений ошибок запаздывания и упреждения, вычисленных по результатам отдельных серий, равны соответственно 25,0 и 13,5 мс.

Пример 2.

Испытуемый Р., 11 лет, учащийся ДЮСШ, отделение бадминтона, группа начальной подготовки, третий год обучения, аналогично испытуемому З., выполнил тест по оценке времени реакции на движущийся объект.

Оценки времени реакции t испытуемого на движущийся объект, вычисленные по формуле (1), и среднеквадратические отклонения (СКО) значений ошибок запаздывания и упреждения в сериях приведены в таблице 2.

Вычисленные по результатам 15 серий среднеарифметическое значение ошибок запаздывания и упреждения и среднеарифметическое значение среднеквадратических отклонений ошибок запаздывания и упреждения, вычисленных по результатам отдельных серий, равны соответственно 14,8 и 10,8 мс.

Анализ результатов тестирования свидетельствует, что среднеарифметическое значение ошибок запаздывания и упреждения, вычисленное по результатам 15 серий, у испытуемого Р., равное 14,8 мс, меньше, чем у испытуемого З., равное 25,0 мс. Следовательно, точность двигательных действий испытуемого Р. лучше, чем у испытуемого З.

Вычисленное по результатам 15 серий среднеарифметическое значение среднеквадратических отклонений ошибок запаздывания и упреждения, вычисленных по результатам отдельных серий, у испытуемого Р., равное 10,8 мс, меньше, чем у испытуемого З., равное 13,5 мс. Следовательно, стабильность двигательных действий испытуемого Р. лучше, чем у испытуемого З.

По результатам тестирования испытуемому Р. рекомендовано продолжить занятия бадминтоном в учебно-тренировочной группе.

Предлагаемый способ отбора апробирован на группе из 10 испытуемых, подростков 11-12 лет, учащихся ДЮСШ, отделение бадминтона, группа начальной подготовки, третий год обучения. По результатам тестирования 6-ти испытуемым рекомендовано продолжить занятия бадминтоном в учебно-тренировочной группе.

Таким образом, предлагаемый способ позволяет по результатам тестирования выполнить отбор подростков для занятий игровыми видами спорта по критериям точности и стабильности двигательных действий.

Источники информации

1. Радчич И.Ю. Подходы к углубленной индивидуализации и технологии мониторинга подготовки игроков в связи с проблемой олимпийского отбора // Теория и практика физической культуры. - 2003. - №11. - С. 16-19.

2. Коренберг В.Б. Спортивные возможности и способности // Теория и практика физической культуры и спорта. - 2009. - №3. - С. 3-9.

3. Белокопытова Ж., Лаврентьева В., Кожевникова Л. Содержание и структура программы развития координационных способностей у девочек 10-13 лет, занимающихся художественной гимнастикой // Физическое воспитание студентов (Украина, Харьков). - 2010. - №3. - С. 3-8.

4. Галимова А.Г., Цинкер В.М. Координационные способности как фактор повышения кондиций человека // Вестник Бурятского государственного университета. - 2014. - №1. - С. 51-56.

5. Заявка 93008587/14, МПК А61В 5/16. Способ определения способностей к спортивной игре в теннис / Бриль М.С. - Опубликовано 27.08.1996.

6. Петров A.M. Мозг и движение. - М.: Издательство ВПК, 1997. - 300 с.

7. Караулова Н.И. Возможности использования реакции на движущийся объект в оценке результатов тренировки // Физиология человека. - 1982. - Т. 8, №4. - С. 653-660.

8. Патент 2456921 РФ, МПК А61В 5/16. Способ отбора для занятий игровыми видами спорта / Закамский А.В., Полевщиков М.М., Роженцов В.В. - опубл. 27.07.2012.

9. Патент 2534615 РФ, МПК А61В 5/00. Способ отбора для занятий игровыми видами спорта / Кудрявцев Н.А., Закамский А.В., Полевщиков М.М., Роженцов В.В. - опубл. 27.11.2014.

10. Методы и портативная аппаратура для исследования индивидуально-психологических различий человека / Н.М. Пейсахов, А.П. Кашин, Г.Г. Баранов, Р.Г. Вагапов; Под ред. В.М. Шадрина. - Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 1976. - 238 с.

Способ отбора испытуемых для занятий игровыми видами спорта, заключающийся в том, что каждому испытуемому предъявляют на экране видеомонитора окружность, на которой помещены метка и точечный объект, точечный объект движется с заданной скоростью по окружности, в момент предполагаемого совпадения положения движущегося точечного объекта с меткой испытуемый нажатием кнопки «Стоп» останавливает движение точечного объекта по окружности, затем вычисляют ошибку несовпадения точечного объекта и метки - время ошибки запаздывания или упреждения, и через заданное время возобновляют движение точечного объекта по окружности, описанную процедуру повторяют заданное число раз, отличающийся тем, что испытуемый с перерывом заданной длительности повторяет заданное число серий из заданного количества остановок движущегося точечного объекта в области положения метки, в каждой серии вычисляют оценку времени реакции t испытуемого на движущийся объект как среднеарифметическое значение по формуле:

,

где ti - i-e значение ошибки запаздывания или упреждения, мс; n - число остановок точечного объекта в области положения метки; и среднеквадратическое отклонение значений ошибок запаздывания или упреждения; по результатам всех серий вычисляют среднеарифметическое значение ошибок запаздывания или упреждения и среднеарифметическое значение среднеквадратических отклонений ошибок запаздывания или упреждения, вычисленных по результатам отдельных серий; для занятий игровыми видами спорта отбирают испытуемых с меньшей величиной среднеарифметического значения ошибок запаздывания или упреждения, вычисленного по результатам всех серий, и меньшей величиной среднеарифметического значения среднеквадратических отклонений ошибок запаздывания или упреждения, вычисленных по результатам отдельных серий.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области медицины, в частности к анестезиологии-реаниматологии, психиатрии и психотерапии, и может быть использовано у пациентов с когнитивными расстройствами в раннем послеоперационном периоде трансплантации сердца.

Изобретение относится к медицине, более точно к офтальмологии, и предназначено для диагностики патологических процессов зрения при витреоретинальных заболеваниях.

Изобретение относится к медицине, к разделу неврологии, и может найти применение в неврологической и нейрореабилитационной клинике в процессе восстановительного обучения и профилактической тренировки вербальной памяти у больных неврологической клиники.

Группа изобретений относится к здравоохранению, а также наукометрическим способам и системам анализа данных о научно-исследовательских проектах с целью выявления перспективного проекта или направления исследования в предметной области «биомедицина» по максимальному количеству набранных баллов по оцениваемым критериям и построения рейтинга для нескольких оцениваемых проектов или направлений исследований по возрастанию или убыванию упомянутых баллов.

Изобретение относится к области медицины, конкретно к психотерапии, и касается способов лечения психосоматических расстройств, в частности снижения избыточного веса и обучения навыкам самоконтроля, особенно навыкам рационального питания.

Группа изобретений относится к здравоохранению, а также наукометрическим способам и системам анализа данных о научно-исследовательских проектах с целью выявления перспективного проекта в предметной области «биомедицина» с точки зрения технологизации его результата по максимальному количеству набранных баллов по оцениваемым критериям и построения рейтинга для нескольких оцениваемых проектов по возрастанию или убыванию упомянутых баллов.

Изобретение относится к области педагогики, в частности к педагогике профессионально-технического образования и среднего специального образования (инклюзивное образование), социальной педагогике, и может быть использовано для реабилитации и социализации молодых инвалидов с сохранным интеллектом и людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Изобретение относится к медицине, психиатрии, психологии, психоанализу, наркологии, нейропсихологии, психосемантике. Формируют в электронной форме базу следующих блоков предъявления: оптимизационный (ОПТ), содержащий словесные стимулы «Успокаиваюсь» и «Расслабляюсь», использование которого направлено на снижение уровня психоэмоционального напряжения тестируемого; смысловой (СМ), состоящий из смысловых стимулов в виде вопросов, с максимальным количеством знаков 32, включая пробелы, использование которого направлено на выявление уровня субъективной значимости для тестируемого данных стимулов, сгруппированных в семантические группы по заданному признаку; бессмысленный (БС), состоящий из чередующихся цифр, общим числом от 17 до 23, использование которого направлено на выявление нейтрального уровня реагирования тестируемого; реперный (РП), содержащий словесные стимулы «Слишком рано» и «Слишком поздно», использование которого направлено на выявление отрицательного уровня реагирования тестируемого; операторский (ОГ), содержащий стимулы в виде геометрических фигур – квадрата, круга и треугольника, использование которого направлено на повышение уровня концентрации внимания тестируемого.
Изобретение относится к области медицины, а именно к терапии и пульмонологии, и может быть использовано для прогнозирования уровня контроля бронхиальной астмы после обучения больного по программе стандартной групповой астма-школы.
Изобретение относится к медицине и предназначено для определения времени восприятия зрительной информации. На испытуемом закрепляют носимое устройство, формирующее дополненную реальность, которое входит в состав исследовательского программно-аппаратного комплекса.

Изобретение относится к спортивной медицине и предназначено для определения рейтинга спортсмена игровых видов спорта, в которых очко счета разыгрывается в результате серии ударов по спортивному снаряду, таких как бадминтон, теннис и другие. Испытуемому предъявляют на экране видеомонитора окружность, на которой помещена метка и точечный объект, движущийся с заданной скоростью по окружности. Испытуемый, наблюдая за движением точечного объекта, в момент предполагаемого совпадения положения движущегося точечного объекта с меткой нажатием кнопки «Стоп» останавливает движение точечного объекта по окружности. Затем вычисляют ошибку несовпадения точечного объекта и метки - время ошибки запаздывания или упреждения, и через заданное время возобновляют движение точечного объекта по окружности. Испытуемый с перерывом заданной длительности выполняет заданное число серий из заданного количества остановок движущегося точечного объекта в области положения метки. В каждой серии вычисляют оценку времени реакции t испытуемого на движущийся объект как среднеарифметическое значение по формуле. По результатам всех серий вычисляют среднеарифметическое значение ошибок запаздывания или упреждения и среднеарифметическое значение среднеквадратических отклонений ошибок запаздывания или упреждения, вычисленных по результатам отдельных серий. Результаты вычислений среднеарифметических значений ранжируют и каждому результату присваивают порядковый номер, начиная с наименьшего значения, и подсчитывают сумму S порядковых номеров испытуемых. Рейтинг испытуемых вычисляют как обратную величину суммы порядковых номеров, умноженную на 100. Испытуемый, имеющий более высокий рейтинг, расценивается как более перспективный и способный показать более высокие результаты в соревнованиях. Заявляемый способ позволяет по результатам тестирования за счет учета критериев точности и стабильности двигательных действий определить рейтинг спортсмена игровых видов спорта, в которых очко счета разыгрывается в результате серии ударов по спортивному снаряду. 1 ил., 3 табл., 2 пр.

Изобретения относятся к медицинской технике. Носимое пользователем портативное устройство содержит датчик проводимости кожи для измерения проводимости кожи пользователя и устройство оценки уровня кортизола. Устройство оценки уровня кортизола содержит блок обработки для приема и обработки характеристики проводимости кожи, формируемой проводимостью кожи с течением времени для пользователя. Блок обработки выполнен с возможностью определения по меньшей мере одной реакции на воздействие в характеристике проводимости кожи и определения характеристики оцениваемого уровня кортизола пользователя на основании по меньшей мере одной реакции на воздействие. Достигается оценка уровня кортизола с течением времени для обеспечения более точной оценки психологического равновесия пользователя. 2 н. и 11 з.п. ф-лы, 12 ил., 1 табл.

Изобретение относится к области психофизиологии и педагогики спорта, а именно к методам определения подготовленности спортсменов, занимающихся быстрыми шахматами и игрой блиц. Проводят психофизиологическое тестирование и определяют реакцию на движущийся объект (РДО) и работоспособность головного мозга (РГМ). Полученные результаты сравнивают с эталонными, характерными для шахматистов высокого уровня. О подготовленности судят по величине приближения этих данных к эталонным. Способ позволяет определить подготовленность шахматистов, занимающихся быстрыми шахматами, за счет проведения тестирований РДО и РГМ. 1 табл.

Изобретение относится к области медицины, в частности к разделу неврологии и клинической психологии, и может найти применение в неврологической и нейрореабилитационной клинике при восстановительном обучении больных с нарушениями пространственного восприятия. Создание пособия для восстановления пространственного восприятия осуществляют путем использования носителя изображений в виде частей объекта, различающихся на левые и правые части объекта. Причем в качестве носителя формируют карточки восьмигранной и круглой формы, на которые наносят изображения в виде предметов, объектов с выделенной левой или правой частью и предметов и частей объектов, различающихся на левые и правые предметы и части объектов. При этом карточки восьмигранной и круглой формы размещают в карманах, выполненных в полях предварительно изготовленных картонных или пластмассовых или кожаных обложек. А карманы выполняют таким образом, чтобы карточки устанавливались с возможностью возвратно-поступательного движения через отверстия карманов, а на обратную сторону карточки наносят сведения о пространственной ориентации объекта или предмета или части объекта, который изображен на них. Способ обеспечивает создание простого в исполнении и использовании пособия, позволяющего формировать неограниченное количество заданий и занятий по восстановлению пространственного восприятия. 3 ил.
Наверх