Компьютерный тренажёр

Компьютерный тренажер, имитирующий системы пуска объектов и взаимодействующие с ними корабельные системы, построенный на сети персональных компьютеров, объединенных в локальную вычислительную сеть, содержит рабочее место руководителя с определенным программным обеспечением и рабочие места обучаемых, имитирующие интерфейс и функциональные задачи системы управления объектом. Обеспечивается повышение качества обучения операторов навыкам в выработке решений на использование объекта управления в условиях неопределенности. 2 ил.

 

Изобретение относится к радиоэлектронному вооружению ВМФ, в частност, к тренажерным системам.

Компьютерный тренажер предназначен для формирования у операторов навыков в выработке решений на использование объекта управления в условиях неопределенности, использовании аппаратуры автоматизированных рабочих мест при подготовке и вводе исходных данных для тренировки с учетом рекомендаций системы поддержки принятия решений.

Из предшествующего уровня техники известен тренажерный комплекс, предназначенный для подготовки экипажей кораблей, отличающийся тем, что содержит только одно рабочее место обучаемого в виде судового поста корабельной системы, не имеет возможности регистрации (протоколирования) последовательности всех действий обучаемых (нажатие кнопок, временя до ввода дополнительных параметров для тренировки, назначение комплектации и т.д.), нет возможности воспроизводить записанные протоколы действий в режиме реального времени, не предусмотрена оценка и группировка заданий в базе данных по уровню сложности, не имеет визуализации тренировки с использованием средств трехмерной графики, отсутствует автоматическая оценка действий оператора по результатам использования объекта управления, а также не учитывается наземная обстановка и метеоусловия. RU 2340950, G09B 9/06, Jun. 18, 2007.

Также известен базовый комплекс учебно-тренировочных средств, предназначенный для подготовки экипажей кораблей, отличающийся тем, что не предусмотрена оценка и группировка заданий в базе данных по уровню сложности, не имеет визуализации тренировки с использованием средств трехмерной графики, отсутствует автоматическая оценка действий командира по результатам использования объекта управления, а также не учитывается наземная обстановка и метеоусловия. RU119500, G09B 9/06, Dec. 21, 2011.

Наиболее близким по технической сущности аналогом является корабельный тренажер, предназначенный для подготовки экипажей кораблей, построенный на сети персональных компьютеров, объединенных в локальную вычислительную сеть, содержащий рабочее место инструктора, набор рабочих мест обучаемых (от 1 до 3), интерфейс командного типа, интерфейс с пользователем, программную среду, обеспечивающую формирование, хранение и автоматизированный выбор сценариев обучения, имитацию корабельных систем, взаимодействующих с системой управления пуска объектов, выработку обучаемыми решений на использование объекта управления и ввод их в аппаратуру, отличающийся тем, что не имеет возможности регистрации (протоколирования) последовательности всех действий обучаемых (нажатие кнопок, время доввода дополнительных параметров для стрельбы, назначение боезапаса и т.д.), нет возможности воспроизводить записанные протоколы действий в режиме реального времени, не предусмотрена оценка и группировка заданий в базе данных по уровню сложности, не имеет визуализации тренировки с использованием средств трехмерной графики, отсутствует автоматическая оценка действий оператора по результатам использования объекта управления, а также не учитывается наземная обстановка и метеоусловия. RU 2346337, G09B 9/06, Jun. 18, 2007.

Главным недостатком аналогов является отсутствие возможности использовать интеллектуальное формирование дополнительных параметров для выработки решения на использование объекта управления - использование модуля системы поддержки принятия решений (СППР).

Задачей изобретения является устранение указанных недостатков.

Техническим результатом является создание компьютерного тренажера с более широкими функциональными возможностями, позволяющими повысить качество обучения операторов навыкам в выработке решений на использование объекта управления в условиях неопределенности, что приведет к снижению количества и значимости ошибок оператора при принятии решений в реальных условиях, а также уменьшению усредненного времени, необходимого на принятие решения оператором.

Поставленная техническая задача решается, а технический результат достигается за счет того, что в компьютерный тренажер, построенный на сети персональных компьютеров, объединенных в локальную вычислительную сеть, состоящий из рабочего места руководителя и рабочих мест обучаемых, имитирующих интерфейс и функциональные задачи системы управления объектом, обеспечивающий формирование, хранение и автоматизированный выбор сценариев обучения, имитацию корабельных систем, взаимодействующих с системой управления пуска объектов, выработку обучаемыми решений на использование объекта управления и ввод их в аппаратуру, дополнительно введены модуль системы поддержки принятия решений, модели использования (полета) объекта управления и блок автоматического определения оценки оператора за принятое решение на использование объекта управления, позволяющих проводить обучение вопросам выработки решений на использование объекта управления при неполных и неточных данных об обстановке с автоматическим выставлением оценки за отработку учебного сценария по результатам моделирования использования объекта управления, а также предусмотрена возможность регистрации (протоколирования) последовательности всех действий обучаемых с воспроизведением в режиме реального времени.

Сущность заявленного изобретения поясняется фиг. 1 и фиг. 2, при этом на фиг. 1 представлена общая структура программного обеспечения компьютерного тренажера, а на фиг. 2 представлена общая функциональная схема компьютерного тренажера.

На фиг. 1 и фиг. 2 обозначены:

1 - рабочее место руководителя;

2.1÷2.n - рабочие места обучаемых;

3 - модуль связи с тренажерными системами вышестоящего уровня;

4 - интерфейс руководителя;

5 - база данных по сценариям обстановки (тактическим эпизодам);

6 - база данных по обучаемым;

7 - модуль формирования сценариев обучения (тактических эпизодов);

8 - модуль задания уровня неопределенности;

9 - модуль реализации сценария обучения;

10 - модуль определения оценки действий обучаемых;

11 - модуль регистрации документирования, воспроизведения действий обучаемого и визуализации процесса использования объекта управления;

12 - модель использования объекта управления;

13 - интерфейс обучаемого;

14 - модуль системы поддержки принятия решений;

15 - блок автоматического определения оценки оператора за принятое решение на использование объекта управления;

16 - задачи КСУПО;

17 - модуль регистрации и документирования;

18 - локальная вычислительная сеть.

Компьютерный тренажер базируется на персональных компьютерах, объединенных в локальную вычислительную сеть 18 и имитирующих рабочие места экипажа корабля. В состав компьютерного тренажера входят:

- рабочее место руководителя 1;

- n (где n≤100) рабочих мест обучаемых 2.1÷2.n.

Основными компонентами компьютерного тренажера являются программы, задающие и имитирующие морскую обстановку, использующие объекты управления и судовые посты корабельной системы обучаемых. Общая структура специального программного обеспечения компьютерного тренажера показана на фиг. 1.

В состав программ, имитирующих морскую обстановку и использование объекта управления, входят: интерфейс руководителя 4; интерфейс обучаемого 13; модуль связи с тренажерными системами вышестоящего уровня 3; модель использования объекта управления 12, имитирующая средства отображения системы управления пуска объектов; задачи КСУПО 16, имитирующие функциональные задачи системы управления пуска объектов; модуль системы поддержки принятия решений 14, имитирующий функционирование системы поддержки принятия решений; модуль задания уровня неопределенности 8, модуль формирования сценариев обучения (тактических эпизодов) 7, модуль реализации сценария обучения 9, имитирующий состояние комплектации корабля, навигационную обстановку, координаты и параметры движения кораблей соединения и рассчитывающий зоны запрета; база данных по сценариям обстановки (тактическим эпизодам) 5.

В состав компьютерного тренажера входят также служебные программы: блок автоматического определения оценки оператора за принятое решение на использование объекта управления 15; модуль регистрации и документирования 17; модуль регистрации документирования, воспроизведения действий обучаемого и визуализации процесса использования объекта управления 11; база данных по обучаемым 6.

Отличительными особенностями компьютерного тренажера являются включение в состав программного обеспечения рабочих мест обучаемых 2.1÷2.n модуля системы поддержки принятия решений (СППР) 14 оператора на использования объекта управления, модели использования объекта управления 12 и блока автоматического определения оценки оператора за принятое решение на использование объекта управления 15, а также с помощью модуля регистрации, документирования и воспроизведения действий обучаемого 11 предусмотрена возможность протоколирования последовательности всех действий обучаемых с воспроизведением записанных протоколов действий в режиме реального времени.

Модуль системы поддержки принятия решений 14 оператора на использования объекта управления является интерактивной автоматизированной системой, обеспечивающей поддержку работы оператора в ходе использования объекта управления, и предназначена для повышения оперативности выработки и качества принимаемых обучаемым решений на использование объекта управления в условиях получения неполных, неопределенных и ошибочных данных.

Модель использования объекта управления 12 предназначена для расчета показателей эффективности тренировки в соответствии с принятым решением, а также визуализации процесса тренировки. Модель построена по принципам имитационного статистического моделирования. Результаты оценки эффективности тренировки, получаемые с помощью модели, используются для автоматического определения оценки оператора за принятое решение на использование объекта управления.

Блок автоматического определения оценки оператора за принятое решение на использование объекта управления 15 обеспечивает выставление оценки на основе сравнения ожидаемого результата использования объекта управления в соответствии с принятым решением с максимально возможным в заданных условиях результатом и средним результатом, который может быть достигнут при случайном выборе параметров решения.

В процессе сравнения определяются статистически различимые диапазоны возможных результатов тренировки, и по принадлежности ожидаемого результата использования объекта управления в соответствии с принятым решением к одному из диапазонов определяется оценка за принятое решение.

Предусматривается следующий порядок функционирования тренажера (фиг. 2). На этапе подготовки к проведению тренировок с помощью модуля формирования сценариев обучения (тактических эпизодов) 7 формируется база данных по сценариям обстановки (тактическим эпизодам) 5, которая включает в себя данные по своим кораблям (кораблям соединения), мишеням, источникам информации о мишенях, уровню полноты информации, выдаваемой обучаемым, комплектации, наземной обстановке, метеоусловиям.

Варианты тренировочных задач формируются в соответствии с действующими руководящими документами, а также основными вариантами применения корабельной системы управления пуском объекта (КСУПО) в различных условиях обстановки. Типы и характеристики мишеней, имитируемых компьютерным тренажером, соответствуют типам и характеристикам потенциальных мишеней. При этом на рабочем месте руководителя 1 обеспечивается возможность оперативного изменения характеристик и задания новых типов мишеней.

Сформированная база данных по сценариям обстановки (тактическим эпизодам) 5 обеспечивает последовательное усложнение условий проведения тренировок, при этом сценарии в базе данных группируются по уровням сложности созданной обстановки.

В процессе тренировки обучаемые регистрируются на своих рабочих местах 2.1÷2.n, после чего по локальной вычислительной сети 18 автоматически устанавливается связь с рабочим местом руководителя 1.

Руководитель тренировки выбирает для каждого обучаемого сценарий обучения (тактический эпизод), по которому будет проводиться занятие. Сценарии обучения выбираются с учетом текущей тематики занятия, а также результатов предыдущей подготовки, зафиксированных в базе данных по обучаемым 6.

Выбранный сценарий закрепляется за обучаемым, после чего с помощью модуля реализации сценария обучения 9 необходимые данные выдаются на рабочие места обучаемых 2.1÷2.n. Для задания требуемой полноты (или неопределенности) информации, отображаемой у обучаемого, используется модуль задания уровня неопределенности 8.

Информационные модели обстановки, отображаемые на индикаторах (экранах) обучаемых, соответствуют моделям, реализованным в системе управления объектом. Номенклатура, основные характеристики органов управления и алгоритмы работы судовых постов корабельной системы на рабочих местах обучаемых 2.1÷2.n соответствуют их прототипам на штатных средствах кораблях.

По полученной информации о мишенях обучаемые принимают решение на использование объекта управления, входящего в состав модели использования объекта управления 12, и вводят его в КСУПО. В процессе выработки решения задач КСУПО 16 вызывается модуль системы поддержки принятия решений (СППР) 14, который формирует рекомендации по выбору метода тренировки, дальности до мишени, способа использования объекта управления, количеству объектов управления, используемых для тренировки. В случае утверждения рекомендаций они автоматически вводятся в КСУПО 16. Если обучаемый в чем-то не согласен с рекомендациями, он корректирует параметры вручную. Такие действия проводятся по всем задачам.

В процессе решения задачи в модуле регистрации и документирования 17 производится протоколирование действий обучаемых, при этом фиксируются:

- все действия (нажатия кнопок), выполняемые на рабочих местах обучаемых 2.1÷2.n;

- время начала и окончания работы по подготовке данных для тренировки.

После завершения подготовки данных запускается модель, которая рассчитывает показатель эффективности тренировки с учетом принятого решения. Блок автоматического определения оценки оператора за принятое решение 15 по значению полученного показателя эффективности выставляет оценку.

Протокол действий обучаемых и их оценки выдаются на рабочее место руководителя 1 и фиксируются в базе данных по обучаемым 6.

В случае необходимости (определяется руководителем тренировки) с помощью модуля регистрации документирования, воспроизведения действий обучаемого и визуализации процесса использования объекта управления 11 производится визуализация процесса использования объекта управления. Процесс визуализации - это отображение процесса использования объекта управления в одной реализации имитационной модели с использованием средств трехмерной графики. Исходными данными для модели являются заданные параметры мишени, условия обстановки и выработанные оператором параметры решения, при этом маршруты полета объекта управления, координаты точек привязки к мишеням вычисляются функциональными задачами КСУПО 16. Обучаемые наблюдают полет объекта управления к мишени и ее поражение.

Для детального разбора работы обучаемого руководитель занятия может с помощью модуля регистрации документирования, воспроизведения действий обучаемого и визуализации процесса использования объекта управления 11 воспроизвести записанный протокол действий в режиме реального времени, останавливая просмотр в нужные моменты и делая соответствующие замечания. При необходимости отработка сценария обучения повторяется.

После завершения отработки сценария составляется отчет об использовании объекта управления, в котором отображаются: количество мишеней, математическое ожидание числа пораженных мишеней, расход объектов управления, показатели оперативности работы обучаемого, оценка за тренировку.

За отработку сценария обучаемому с помощью модуля определения оценки действий обучаемого 10 выставляется итоговая оценка, которая заносится в электронный журнал базы данных по обучаемым 6.

На основе текущих результатов обучения осуществляется выработка рекомендаций по последовательности обучения и задается новый сценарий обучения.

Работоспособность тренажера подтверждена его практической апробацией и результатами сравнения с реальным вариантом системы управления объектом.

Компьютерный тренажер, имитирующий системы пуска объектов и взаимодействующие с ними корабельные системы, построенный на сети персональных компьютеров, объединенных в локальную вычислительную сеть, состоит из рабочего места руководителя и рабочих мест обучаемых, имитирующих интерфейс и функциональные задачи системы управления объектом, отличающийся тем, что рабочее место руководителя содержит следующее программное обеспечение:

модуль связи с тренажерными системами вышестоящего уровня;

интерфейс руководителя;

базу данных по сценариям обстановки;

базу данных по обучаемым;

модуль формирования сценариев обучения;

модуль задания уровней неопределенности;

модуль реализации сценариев обучения;

модуль определения оценки действий обучаемых;

модуль регистрации, документирования, воспроизведения действий обучаемого и визуализации процесса использования объекта управления,

рабочее место обучаемого содержит следующее программное обеспечение:

модель использования объекта управления;

интерфейс обучаемого;

модуль системы поддержки принятия решений;

блок автоматического определения оценки оператора за принятое решение на использование объекта управления;

модуль регистрации и документирования.



 

Похожие патенты:

Тренажерный центр для экипажей судов содержит автоматизированные рабочие места (АРМ) обучаемых, программируемый блок моделирования, блок оценки результатов тренинга, АРМ руководителя обучения, модуль селекции режимов и типа тренинга, соединенные определенным образом.

Изобретение относится к системе интерактивного обучения и может быть использовано для групповой и/или индивидуальной подготовки и повышения квалификации персонала, эксплуатирующего и обслуживающего автоматизированные системы управления технологическими процессами.

Изобретение относится к моделям и логико-математическому моделированию, которые следует рассматривать как учебные или тренировочные средства. Способ представляет инструмент разработки различных сценариев развития оперативной обстановки и формирования на их основе соответствующей модели радиоэлектронной обстановки (РЭО) для профессиональной подготовки специалистов радиомониторинга (РМ).

Изобретение относится к горному делу и предназначено для определения пространственного положения буровой машины. Тренажер глазомерного определения положения буровой машины относительно плоскости забоя, состоит из пластины с угловой шкалой, имитатора буровой машины, включающего буровой молоток с буровой штангой, выполненной телескопической с возможностью соединения с шаровой пятой шарового шарнира, закрепленного на плоскости забоя, присоединенную к буровому молотку шарнирно телескопическую опору, соединенную с основанием, а также размещенного на верхней площадке бурового молотка кожуха, снабженного источником света и угломерной шкалой в виде полукруга с отвесом, при этом источник света расположен перпендикулярно оси бурового молотка, пластина выполнена плоской и установлена перпендикулярно плоскости забоя, а угловая шкала, размещенная на пластине, проградуирована по формуле: где Lβ - длина отрезка угловой шкалы, отмеряемого от плоскости забоя, соответствующая величине горизонтального угла β;Lшт - длина от шарового шарнира до оси источника света;L - длина от шарового шарнира до пластины с угловой шкалой;β - величина горизонтального угла, град.Технический результат заключается в упрощении конструкции.

Программно-аппаратный тренажер аппаратуры для шифрования телефонной информации предназначен для обучения принципам работы с аппаратурой для шифрования телефонной информации (аппаратура Е11С) и обеспечения совместной работы с комплексом учебно-тренировочных средств в части речевого обмена.

Способ может быть использован в обучении операторов работам с мобильными дозиметрическими комплексами. Преподаватель моделирует с помощью программы ПРИЗМА условно радиоактивно-загрязненную местность (РЗМ) произвольной формы, размера и площади с переменной радиоактивностью по поверхности.

Устройство для обучения операторов содержит блок задания программы обучения, блок ответных действий оператора, три элемента ИЛИ, элемент задержки, два блока сравнения, два блока элементов И, регистр числа, два счетчика, дешифратор, триггер, элемент И, блок коррекции требований, блок коррекции команд, табло, блок анализа, блок контроля, соединенные определенным образом.

Изобретение относится к горному делу и предназначено для определения пространственного положения взрывных шпуров. Предложен тренажер глазомерного определения направления забуриваемых шпуров относительно плоскости забоя, состоящий из пластины в виде дуги с расположенной на ней угловой шкалой, имитатора буровой машины, включающего буровой молоток с телескопической опорой, телескопическую буровую штангу, выполненную с возможностью соединения с шаровой пятой шарового шарнира, закрепленного на плоскости забоя, а также источника света, соединенного с буровым молотком, при расположении в одной вертикальной плоскости оси источника света, бурового молотка, буровой штанги и шарового шарнира.

Изобретение относится к горному делу и предназначено для определения пространственного положения взрывных шпуров. Тренажер глазомерного определения положения буровой штанги относительно забоя состоит из имитатора буровой машины, включающего буровой молоток с буровой штангой, выполненной телескопической с возможностью соединения с шаровой пятой шарового шарнира, закрепленного на плоскости забоя, присоединенной к буровому молотку шарнирно телескопической опоры, соединенной с основанием, размещенного на верхней площадке бурового молотка параллельно его оси угломера, снабженного угломерной шкалой в виде полукруга со стрелкой, а также указателя горизонтальных углов с расположенной на нем линейной угловой шкалой, при этом тренажер дополнительно снабжен закрепленным на буровом молотке по его продольной оси держателем, а также размещенным на плоскости забоя репером, причем репер и держатель взаимосвязаны с указателем горизонтальных углов, а линейная угловая шкала проградуирована по формуле.

Устройство подготовки эксплуатационного персонала энергетического оборудования содержит группы рабочих мест тренинга оперативного, неоперативного, технического и ремонтного персонала, сетевые коммутаторы, ЭВМ расчета модели оборудования, ЭВМ рабочего места управления тренингом, основной коммутатор, ЭВМ базы данных автоматизированной системы управления технологических процессов (АСУТП), блок моделирования аварийных сигнализаций, ЭВМ базы данных предупредительной сигнализации, блок предупредительной сигнализации, блок ранней диагностики аварийной ситуации, модуль обработки и коммутации результатов моделирования, блок управления моделью, блок учебно-методического обеспечения, блок предварительной индексации качества топлива, модуль защит и блокировок, база данных АСУТП, блок обучения персонала техобслуживания и ремонта, модуль телефонных переговоров, модуль теплотехнического, тепломеханического, гидравлического, аэродинамического, электротехнического моделирования, модуль моделирования химводоочистки, модуль пошаговых программ, соединенные определенным образом.

Программно-аппаратный тренажер командно-штабной машины Р-149МА1 (ПАТ КШМ Р-149МА1) предназначен для обучения принципам работы каждого члена экипажа командно-штабной машины (КШМ) Р-149МА1 в отдельности и принципам совместной работы членов экипажа КШМ Р-149МА1, а также для обеспечения совместной работы с комплексом учебно-тренировочных средств (КУТС) в общем 3D-пространстве, а также в части речевого обмена и дистанционного управления радиостанциями (PC). Имитация шасси обеспечивает внешнее соответствие ПАТ КШМ Р-149МА1 реальной командно-штабной машине. В имитацию шасси установлены органы управления движением (6) и блок управления спидометром и тахометром (7), подключенные по интерфейсу «USB» к системе визуализации внешнего пространства (8). Система визуализации внешнего пространства обеспечивает имитацию смотровых окон, приборов наблюдения и комбинированного универсального прицела. Система визуализации внешнего пространства осуществляет обработку поступающей информации и передает обработанные данные в остальные блоки и системы ПАТ КШМ Р-149МА1. Техническим результатом является внешнее и функциональное соответствие рабочих мест механика-водителя, командира, радиста, двух должностных лиц рабочим местам в реальной КШМ Р-149МА1. 15 з.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к области диспетчеризации потоков нефти и нефтепродуктов, а именно к тренажерным комплексам диспетчера, которые предназначены для начальной подготовки и периодического обучения оперативно-диспетчерского персонала. Индивидуальный диспетчерский тренажер включает в себя центральный сервер, автоматизированное рабочее место (АРМ) инструктора, автоматизированное рабочее место (АРМ) обучаемого, систему визуализации данных, объединенные локальной вычислительной сетью. Центральный сервер включает в себя сервер центрального диспетчера, сервер имитации системы диспетчерского контроля и управления, сервер математической модели и алгоритмов работы систем автоматики магистрального нефтепровода. АРМ Инструктора включает в себя модуль формирования учебно-тренировочных заданий, модуль мониторинга и оценки выполнения учебно-тренировочных заданий. АРМ Обучаемого включает в себя подсистему визуализации состояния технологического оборудования и технологических процессов, подсистему контроля гидравлического уклона, подсистему контроля режимов, модуль регистрации и вывода учебно-тренировочного задания. Сервер имитации системы диспетчерского контроля и управления включает подсистему ОРС-сервер, адресное пространство которого соответствует адресному пространству ОРС-сервера системы диспетчерского контроля и управления предприятием, на котором установлен диспетчерский тренажер. Техническим результатом является повышение надежности и безопасности функционирования магистральных нефтепроводов. 10 з.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к области военной техники, а именно к средствам боевой подготовки операторов систем вооружения, основой последующей боевой деятельности которых является своевременное выполнение предписанных алгоритмов для подготовки и производства выстрела. Тренажер содержит управляющую ЭВМ, имитаторы органов управления и индикации рабочего места оператора, выполненные на сенсорных панелях по числу имитируемых пультов и панелей управления на рабочем месте оператора реального комплекса вооружения, и блок обработки тактильной информации. При этом управляющая ЭВМ, имитаторы органов управления и индикации рабочего места оператора и блок обработки тактильной информации соединены в локальную вычислительную сеть (ЛВС) с помощью коммутатора ЛВС. Техническим результатом является расширение его функциональных возможностей и повышение уровня подготовки обучаемых при изучении устройства имитируемого комплекса вооружения. 2 з.п. ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к способу формирования математической модели человека-оператора в системе отслеживания заданных положений штурвала по сигналу ошибки на директорном приборе. Формируют математическую модель в виде последовательного соединения звеньев чистого запаздывания, апериодического и форсирующего, математической модели оценок переменных состояния динамической модели задатчика-генератора заданных положений штурвала, выход которой через коэффициенты усиления суммируют с входными сигналами каждого интегратора математической модели оценок переменных состояния задатчика-генератора, получают на выходе математической модели человека оператора и входе штурвала сигнал, равный сумме взвешенных оценок переменных состояния задатчика-генератора определенным образом. Обеспечивается повышение точности математического имитационного моделирования и анализа процессов директорного управления. 5 ил., 2 пр.

Изобретение относится к системам безопасности, предотвращающим развитие чрезвычайной ситуации. Технически достижимый результат - повышение эффективности защиты технологического оборудования и людских ресурсов от аварийных ситуаций путем возможности прогнозирования развития чрезвычайной ситуации при аварии на взрывоопасном объекте. Это достигается тем, что в способе для моделирования чрезвычайной ситуации, содержащем макет взрывоопасного объекта, установленного на стойках, с установленным в нем инициатором взрыва, защитный чехол и поддон, при этом чехол с поддоном представляют собой единую замкнутую конструкцию, образованную вокруг макета взрывоопасного объекта, размещенного в испытательном боксе, при этом макет оборудован транспортной и подвесной системами, а защитный чехол выполнен многослойным и состоящим из обращенного внутрь к макету алюминиевого слоя, а также резинового и перкалевого слоев, макет взрывоопасного объекта оснащен исследуемом на стенде объектом: взрывозащитным элементом, установленным над отверстием в верхней части макета, который состоит из бронированного металлического каркаса с бронированной металлической обшивкой и наполнителем - свинцом, а в верхней части макета, у отверстия, симметрично относительно его оси, заделаны четыре опорных стержня, телескопически вставленные в неподвижные патрубки-опоры, заделанные в панели взрывозащитного элемента, а для фиксации предельного положения панели к торцам опорных стержней приварены листы-упоры, между дополнительными элементами и металлическим каркасом с бронированной металлической обшивкой, на опорных стержнях устанавливают втулки из быстроразрушающегося материала, например стекла типа «триплекс», при этом систему оповещения о чрезвычайной ситуации с индикатором безопасности оснащают узлом крепления «слабого звена» в системе безопасности взрывоопасного объекта, реагирующего на возникновение аварийной ситуации, выполненного, например в виде индикатора безопасности, закрепленного между фланцами, которые жестко закреплены на верхней части бронированной металлической обшивки металлического каркаса противовзрывной панели, и в верхней части покрытия взрывоопасного объекта у проема, предназначенного для сбрасывания избыточного давления, при этом индикатор безопасности выполняют из датчика, реагирующего на деформацию, например тензорезистора, выход которого соединяют с усилителем сигнала, например тензоусилителем, а выход тензоусилителя соединяют с входом устройства системы оповещения об аварийной ситуации. 5 ил.

Многофункциональный центр управления движением и моделирования динамики летательных аппаратов содержит быстровозводимые здания в виде сборно-разборных модулей каркасной конструкции, каналы связи, командный блок, учебный блок, серверный блок, навигационный блок, пользовательский блок, мобильный блок, блок наземных робототехнических средств. Командный блок содержит источник бесперебойного питания командного блока, пульт связи с подключенными к нему радиостанцией, громкоговорителем и диспетчерским пультом, дополнительный пульт связи с подключенной к нему дополнительной радиостанцией, блок электронно-вычислительных машин, блок мониторов, наземные приемные станции, хранилище данных, средства визуального контроля и комплекс документирования воздушной информации, систему устройств видеоконференцсвязи, связи, содержащую управляемую камеру, динамик, микрофон, автоматизированное рабочее место. Учебный блок содержит учебный класс, содержащий устройства визуализации, пользовательские электронно-вычислительные машины, акустическую систему, блок управления, источник бесперебойного питания, блок интерактивных объектов, блок проекторов, блок интерактивных досок, колонки, терминал видеоконференцсвязи, блок микрофонов, блок камер, два средства визуализации. Серверный блок содержит источник бесперебойного питания, два сервера. Навигационный блок содержит блок бортовых трекеров и блок навигационных трекеров. Пользовательский блок содержит планшетный компьютер, мобильное устройство и персональный компьютер. Мобильный блок содержит мобильный комплекс видеоконференцсвязи, удаленное рабочее место оператора и блок беспилотных летательных аппаратов, каждый их которых снабжен полезной нагрузкой с информационно-управляющей системой. Обеспечивается расширение диапазона функциональных возможностей для наземного командного центра небольших или временных аэродромов. 5 з.п. ф-лы, 2 ил.

Компьютерный тренажер, имитирующий системы пуска объектов и взаимодействующие с ними корабельные системы, построенный на сети персональных компьютеров, объединенных в локальную вычислительную сеть, содержит рабочее место руководителя с определенным программным обеспечением и рабочие места обучаемых, имитирующие интерфейс и функциональные задачи системы управления объектом. Обеспечивается повышение качества обучения операторов навыкам в выработке решений на использование объекта управления в условиях неопределенности. 2 ил.

Наверх