Противоизносная присадка к ультрамалосернистому топливу



Противоизносная присадка к ультрамалосернистому топливу
Противоизносная присадка к ультрамалосернистому топливу
Противоизносная присадка к ультрамалосернистому топливу
Противоизносная присадка к ультрамалосернистому топливу
Противоизносная присадка к ультрамалосернистому топливу

 


Владельцы патента RU 2634726:

Общество с ограниченной ответственностью "РегионХимТорг" (RU)

Изобретение раскрывает присадку к ультрамалосернистому дизельному топливу, которая представляет собой композицию жирных кислот таллового масла и метилалкиловых эфиров С56 при массовом соотношении соответственно 80-90:10-20. Технический результат заключается в улучшении совместимости топлива с присадкой с водой. 9 табл.

 

Изобретение относится к нефтепереработке и нефтехимии, в частности к присадкам к ультрамалосернистым топливам содержанием серы менее 10 ppm для дизельных двигателей. В соответствии с требованиями Технического регламента Таможенного союза ТР/ТС 013/2011 дизельное топливо, вырабатываемое и поступающее в свободное обращение в России, должно соответствовать по качеству классу 5, в частности содержать не более 10 ppm серы. Практически полное удаление серы из топлива существенно улучшает его экологические характеристики, но ухудшает противоизносные (смазывающие) свойства. Так как дизельное топливо одновременно является смазкой для прецизионных пар трения двигателя (топливных насосов высокого давления, форсунок и т.д.), это приводит к повышенному износу деталей двигателя и снижает его ресурс.

Для улучшения смазывающих свойств топлива в него вводят противоизносные присадки. В основном, это карбоновые кислоты, их эфиры или амиды (A.M. Данилов. Применение присадок в топливах. 3-е издание. СПб: Химиздат. 2010. 364 с.).

Известны присадки, содержащие дистиллированные кислоты таллового масла или выделяемые из него жирные кислоты в смесит с различными растворителями (Пат. Рос. 2410414, 2011 [Афтон], Пат. России 2267518, 2006), полиэтиленполиамин и технические алкил-(С1618)-салициловые кислоты (Пат. РФ 2529648, 2014), композиции ненасыщенных жирных кислот (Пат. России 2332442).

Недостатком этих присадок является плохая совместимость с водой и моторным маслом. Это требование в обязательном порядке предъявляется к топливам, содержащим противоизносные присадки. Кроме того, большинство из этих присадок в ультрамалосернистых топливах проявляют недостаточно высокую эффективность, в результате чего их применение невыгодно.

Наиболее близкой к заявляемой присадке по составу и назначению является присадка, представляющая собой композицию жирных кислот масла таллового с пентамерами пропилена при массовом соотношении компонентов (3-9):1 (Патент РФ №2289612: С10L 1/18, С10L 1/08, С10L 1/16. Патентообладатель - ООО «Пластнефтехим»).

Недостатком известной композиции является неудовлетворительная совместимость содержащего ее топлива с водой.

Задачей настоящего изобретения является создание присадки, обеспечивающей совместимость содержащего ее топлива с водой.

Для решения поставленной задачи предложена присадка к ультрамалосернистому дизельному топливу, содержащая жирные кислоты таллового масла и дополнительно метилалкиловые эфиры С56 при следующем соотношении компонентов (% мас.):

- жирные кислоты таллового масла - 80-90,

- метилалкиловые эфиры С56 - 10-20.

Новизной предлагаемого технического решения является качественный и количественный состав присадки, обеспечивающий достигаемый эффект. Ранее подобная присадка в топливах не использовалась и не предлагалась. Ее полная совместимость с водой не вытекает явным образом из известных теоретических положений.

В соответствии с данным изобретением, кроме предлагаемой присадки дизельное топливо может содержать присадки другого назначения: промоторы воспламенения, депрессорно-диспергирующие, антистатические и др.

Согласно изобретению, присадку получают смешением расчетных количеств жирных кислот таллового масла с метилалкиловыми эфирами при 20-50°С.

Для иллюстрации предлагаемого технического решения были приготовлены образцы присадки с использованием следующих компонентов:

1. Жирные кислоты таллового масла (ЖКТМ):

1.1. Производства Илим Пайп (Россия) (ЖКТМ-1):

1.2. Производства «Аризона Кемикал (Финляндия) (ЖКТМ-2)

2. Метилалкиловые эфиры:

2.1. Метилтретбутиловый эфир C5 (МТБЭ):

2.2. Метилтретамиловый эфир С6 (ТАМЭ):

Для оценки эксплуатационных свойств присадки было взято дизельное топливо производства ПАО «Ангарская нефтехимическая компания» с содержанием серы <10 ppm. Основные показатели качества базового гидроочищенного дизельного топлива приведены ниже.

Были приготовлены следующие образцы присадок.

Испытания образцов проводили по методу DGMK-531 I-B «Взаимодействие с водой (эмульгируемость)», включенному в российский комплекс методов квалификационной оценки дизельных топлив. Этот метод позволяет оценивать склонность топлива к образованию стабильных эмульсий «топливо-вода». Он заключается в перемешивании дизельного топлива с испытуемой присадкой с дистиллированной водой с последующим отстаиванием и оценкой состояния границы раздела фаз. Для этого используют следующую оценочную таблицу:

Такую операцию проводят пять раз. Топливо считается выдержавшим испытания, если после пятого раза граница раздела фаз оценивается не более чем в 2 балла.

Результаты испытаний образцов присадки на эмульгируемость представлены в таблице.

Таким образом, образцы присадки, начиная с образца 1, проявляют хорошую совместимость содержащего их топлива с водой. Однако увеличивать концентрацию эфиров свыше 20% нельзя, так как композиция по образцу 5 фазово нестабильна и расслаивается при хранении.

Исходя их этого, следует заключить, что оптимальной является композиция, содержащая соответственно 80-90% ЖКТМ и 10-20% метилалкиловых эфиров. Для проверки факультативных свойств была изготовлена присадка, содержащая 90% ЖКТМ и 10% МТБЭ (образец 4). Ее характеристики представлены ниже.

Оценивалась также совместимость топлива с предлагаемой присадкой с моторным маслом. Для этого 10 г присадки и 10 г масла смешивали, гомогенизировали и растворяли в 500 мл топлива. Этот раствор хранили в течение 3 суток при 90°С, затем охлаждали до температуры окружающей среды и оценивали визуально. Кроме того, определяли фильтруемость раствора по методике SEDAB. После хранения образец топлива с присадкой и маслом по внешнему виду не отличался от исходного топлива. Время его фильтрации составило: для чистого топлива - 90 с, для топлива с маслом без присадки - 464 с, для топлива с маслом и присадкой - 330 с. Таким образом, была установлена полная совместимость присадки с моторным маслом.

Как следует из результатов, представленных выше, предлагаемая присадка полностью удовлетворяет требованиям, предъявляемым к присадкам этого типа.

Присадка к ультрамалосернистому дизельному топливу, содержащая жирные кислоты таллового масла, отличающаяся тем, что она дополнительно содержит метилалкиловые эфиры С56, при следующем соотношении компонентов, %:

жирные кислоты таллового масла 80-90
метилалкиловые эфиры С56 10-20



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению, в частности противоизносным присадкам к смазочным маслам для улучшения их трибологических свойств для подшипников скольжения и поршневых пар компрессоров, насосов, двигателей внутреннего сгорания и зацепления зубчатых передач.

Изобретение описывает топливо для гиперзвукового прямоточного воздушно-реактивного двигателя (ГПВРД) на основе синтетического высокоплотного горючего Т-10, при этом в топливо дополнительно введен промотор горения - трет-бутилгидропероксид и антиоксидант – ионол ( мас.%) горючее Т-10 95,495-94,492 трет-бутигидропероксид 4,5-5,5 ионол 0,005-0,008 Технический результат заключается в создании топлива для ГПВРД с увеличенными сроками хранения, увеличенной нормальной скоростью горения и уменьшенным периодом задержки воспламенения при сжигании в турбулентном потоке в камере ГПВРД при введении в него трет-бутилгидропероксида в качестве промотора горения и ионола в качестве антиоксиданта.

Изобретение описывает многофункциональную композиционную добавку к автомобильному бензину на основе производных ароматических аминов, алифатических спиртов, антиокислительной и моющей присадок, характеризующуюся тем, что в качестве производных ароматических аминов содержит мета-толуидин, и/или N-метил-параанизидин, и/или 2,4-ксилидин и дополнительно содержит вторичные и/или третичные метиловые эфиры С4-С5 углеводородов в следующем соотношении компонентов (% масс.): Мета-толуидин, и/или N-метил-параанизидин, и/или 2,4-ксилидин 10,0-70,0 Алифатические спирты 0-35,0 Вторичные и/или третичные метиловые эфиры С4-С5 углеводородов 6,0-55,0 Антиокислительная присадка 0,2-0,4 Моющая присадка 0,4-0,8 Также раскрывается топливная основа, состоящая из этерифицированного бензина каталитического крекинга и многофункциональной композиционной добавки.

Изобретение раскрывает линию для производства биодизельного топлива из семян масличных культур, которая включает приемный бункер для семян, маслопресс, накопительную емкость для отжатого масла, линию фильтрации, соединенные между собой системой технологических трубопроводов, емкость для отстаивания, емкость для биодизеля и глицерина, при этом дополнительно линия снабжена жаровней, смонтированной над маслопрессом, емкостью для жмыха, расположенной рядом с маслопрессом и блоком подготовки сырья, расположенным за блоком фильтрации масла, который соединен с гомогенизатором и кавитатором, соединенными технологическими трубопроводами с отстойником, где отделяют глицерин, и блоком отгонки метанола, который соединен с дополнительными отстойником и линией фильтрации биодизеля, соединенными с емкостью для готового биодизельного топлива, а блок подготовки сырья включает ротаметр, десольвер, склад метанола и склад щелочи, связанные трубопроводами между собой.

Изобретение относится к способу получения компонентов для (i) получения добавки, подобной дизельному топливу, или для (ii) получения топлива, подобного дизельному, из сырого таллового масла, включающему следующие этапы: обеспечение сырого таллового масла; экстракцию липофильных компонентов, присутствующих в указанном сыром талловом масле, органическим растворителем с получением органического экстракта, содержащего указанные липофильные компоненты; промывку полученного органического экстракта серной кислотой с концентрацией по меньшей мере 90% масс.

Настоящая заявка относится к маркирующей метке для бензинов, представляющей собой гидроксилсодержащие производные ароматического ряда, в которых гидроксильная группа соединена непосредственно с ароматическим ядром, выбранные из ряда резорцина, 4-гексилрезорцина или β-нафтола.

Изобретение относится к топливной композиции для дизелей на основе дизельного топлива с добавлением спирта, эмульгатора, воды, смеси мыл диэтаноламина и олеиновой кислоты, при этом топливная композиция дополнительно содержит присадку ЦД-7К при следующих соотношениях компонентов, мас.%: этанол 5,0-50,0; вода 0,5-7,0; смазывающая присадка ЦД-7К 2,0; смесь мыл диэтаноламина и олеиновой кислоты 0,2; алкенилсукцинимид 0,25-1,0; дизельное топливо - до 100.

Изобретение раскрывает топливо, которое содержит продукт каталитического крекинга текучей среды, содержащей топливную смесь, включающую: i) 93-99,95% масс. материала нефтяной фракции и ii) 0,05-7% масс.

Изобретение относится к способам получения золькеталя - смеси изомеров 2,2-диметил-4-гидроксиметил-1,3-диоксолана и 2,2-диметил-5-гидроксиметил-1,3-диоксолана - путем взаимодействия глицерина и ацетона на кислотном гетерогенном катализаторе, например катионообменной смоле КУ2-8 или цеолите бета, и может быть использовано при производстве оксигенатов, улучшающих эксплуатационные свойства топлив для двигателей внутреннего сгорания.
Изобретение относится к способам получения золькеталя - смеси изомеров 2,2-диметил-4-гидроксиметил-1,3-диоксолана и 2,2-диметил-1,3-диоксан-5-ола - путем взаимодействия глицерина и ацетона на гетерогенном катализаторе, например катионообменных смолах или цеолитах, и может быть использовано при производстве оксигенатов, улучшающих эксплуатационные свойства топлив для двигателей внутреннего сгорания.

Изобретение раскрывает присадку для снижения потерь бензинов от испарения при их хранении и применении, которая характеризуется тем, что в качестве поверхностно-активного вещества используют продукт конденсации борной кислоты, этаноламина и стеариновой кислоты при их мольном соотношении 1:1,5:1,5 соответственно в количестве 0,001-0,01 мас.%.

Изобретение раскрывает композиция газойля, в которой содержание серы составляет 1 м.д. по массе или менее, содержание ароматических соединений составляет 1% по массе или менее, содержание С5-С15 парафинов составляет от 40% до 70% по массе, содержание С20-С27 парафинов составляет от 7% до 16% по массе и содержание изопарафинов составляет от 50% до 75% по массе, характеризующаяся тем, что имеет в своем составе добавку, улучшающую холодную текучесть, в количестве от 150 м.д.
Изобретение раскрывает присадку к топливу, которая представляет собой трифторметан CF3H. Технический результат заключается в улучшении характеристик сгорания топлива, повышении экономии используемого газообразного углеводородного топлива, а также в придании топливу противопожарных свойств.

Изобретение описывает способ получения нефти с пониженной эффективной вязкостью и температурой застывания путем введения в высоковязкую нефть депрессорной присадки на основе полимера в растворителе, при этом в качестве полимера используют каучук бутадиеновый СКДН, в качестве растворителя каучука используют дизельное топливо или фракцию альфа-олефинов С20-С26 при следующем соотношении компонентов, мас.
Изобретение относится к способам получения антитурбулентных присадок на основе (со)полимеров высших альфа-олефинов и может быть использовано в топливных магистралях жидкостных ракетных двигателей (ЖРД).

Изобретение относится к производству противотурбулентных присадок, снижающих гидродинамическое сопротивление в трубопроводах для транспортировки нефти и нефтепродуктов.

Изобретение раскрывает многофункциональную добавку к авиационным бензинам, которая включает тетраэтилсвинец, 1,2-дибромэтан и 2,6-ди-трет-бутил-4-метилфенол, добавка имеет температуру начала кристаллизации не выше минус 40°C и содержит углеводородную фракцию, имеющую температуру конца кипения не выше 201°C, давление насыщенных паров при 38,7°C не более 51 кПа, содержащую не менее 10% масс.

Изобретение описывает депрессорную присадку к дизельным топливам, которая содержит сополимер низкомолекулярного полиэтилена и стирола, при этом в качестве растворителя она включает органический растворитель и фракцию дизельного топлива с диапазоном температур кипения 200-360ºС, мас.%: сополимер - 10-30 мас.%; органический растворитель - 70-90 мас.%; соотношение раствор сополимера:дизельное топливо - 1:3 или 1:5.

Изобретение относится к области трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. Описан способ получения реагента для снижения гидродинамического сопротивления потока жидких углеводородов в трубопроводах полимеризацией альфа-олефинов C6-C14 в присутствии катализатора и активатора катализатора.

Изобретение описывает многофункциональную эфирную присадку к углеводородсодержащему топливу, которая включает смесь высокооктановых N-замещенных эфиров анилина - N-метил-пара-анизидина и/или N-метил-пара-фенетидина и высокооктановых эфиров анилина - пара-фенетидина и/или пара-анизидина.

Изобретение описывает всесезонное универсальное дизельное топливо, содержащее базовый компонент, включающий гидроочищенную или гидрокрекинговую и гидродепарафинизированную фракции, противоизносную присадку в количестве 0,04% масс., и промотор воспламенения в количестве 0,30% масс., при этом базовый компонент содержит смесь гидроочищенной керосиновой фракции, выкипающей в пределах 155-240°С, или керосиновой фракции, выкипающей в пределах 140-240°С, после гидрокрекинга с гидродепарафинизированной фракцией, выкипающей в пределах 180-310°С, взятых в соотношении 9-11÷89-91% об., обеспечивающее как для умеренного, так и для холодного и арктического климата при эксплуатации быстроходных дизельных двигателей наземной и судовой техники следующие значения показателей качества дизельного топлива: цетановое число не менее 51, плотность при 15°С 820-855 кг/м3, температура вспышки в закрытом тигле не ниже 62°С, кинематическая вязкость при 40°С 2,00-4,00 мм2/с, температура помутнения не выше минус 42°С, предельная температура фильтруемости не выше минус 55°С.
Наверх