Баллон высокого давления

Баллон предназначен для использования в условиях низких температур при длительном хранении и транспортирования жидкостей, сжатых и сжиженных газов. Баллон содержит лейнер 1 с покрытием 2 армирующей намоткой его цилиндрической части 3, днищ 4, составных горловин верхней 5 и нижней 6 с наружной 12 и внутренней 9 резьбами. Каждая из составных горловин 5 и 6 баллона состоит из первичной горловины 7 самого лейнера 1 с наружной 8 и внутренней 9 резьбами, силовых верхней 10 и нижней 11 втулок, навернутых на наружную резьбу 8 первичных горловин 7 самого лейнера 1, при этом силовые втулки 10 и 11 имеют шестигранные буртики 14, примыкающие к днищам 4 лейнера. Нижняя силовая втулка 11 выполнена с двумя лысками 15. На верхней и нижней горловинах установлены фиксирующие гайки 16. Покрытие 2 из слоев армирующих волокон и эпоксидных смол частично покрывают силовые втулки 10 и 11, при этом соотношение толщин слоя покрытия части силовых втулок 10, 11 к толщине слоя цилиндрической части баллона соответствует 3:1. Технический результат - обеспечение закрепления баллона в вертикальном положении за его горловины, предотвращение проворота баллона в закрепленном состоянии вокруг своей оси вращения, обеспечение возможности удаления конденсата из баллона. 3 ил.

 

Изобретение относится к области машиностроения и предназначено для использования в условиях низких температур при длительном хранении и транспортирования жидкостей, сжатых и сжиженных газов.

В связи с возрастающей актуальностью промышленного, социального и военно-технического развития сетей по заправке сжатым природным газом транспортных средств и доставки газа, включая труднодоступные районы территорий с экстремально низкими температурами до минус 60°С, потребуется новое технологическое и транспортное оборудование, соответствующее требованиям безопасности и надежности при работе.

Широкое распространение, как элементы различных технических комплексов, получили баллоны-аккумуляторы давления, например:

- в газовых и жидкостных системах активного пожаротушения;

- в качестве емкостей при транспортировке компримированного природного газа и иных технических газов;

- в системах подачи дыхательных смесей;

- в системе аварийного запуска больших электрогенераторов;

- в устройствах скоростной накачки аэростатов.

В условиях низких температур и при высоких давлениях в баллонах неизбежно образование конденсатных накоплений, способных отрицательно влиять на работу запорной арматуры и предохранительных устройств. Для обеспечения накопления и последующего удаления конденсатных масс необходимо баллоны при их транспортировке и (или) хранении разместить вертикально. Баллоны используются с групповым расположением их в кассетах, модулях, ПАГЗах, которые должны иметь максимально возможно малые массо-габаритные размеры, а, следовательно, конструкция баллона, размещенного вертикально, должна обеспечить надежное крепление баллона за его горловины, что позволит отказаться от ложементов, кронштейнов и опоясывающих хомутов крепления и расположить баллоны на минимальном расстоянии друг от друга в рядном и шахматном порядке.

Известен баллон высокого давления, содержащий лейнер с армирующей намоткой и горловину с резьбовым участком, выполненным на наружной поверхности горловины. На резьбовой участок горловины навинчена резьбовая муфта, которая имеет выступы на своей наружной поверхности, а армирующая намотка выполнена таким образом, что покрывает и внешнюю поверхность резьбовой муфты. Конструкция аналога обеспечивает более высокую эксплуатационную прочность баллона [Патент РФ на полезную модель 70959, МПК F17C 1/00, опубл. 20.02.2008].

Недостатками аналога являются: недостаточная эксплуатационная надежность уплотнения и резьбового соединения алюминиевой горловины и стальной муфты, его ослабление в процессе намотки и полимеризации армирующей оболочки. В процессе изготовления баллонов, когда в горловину лейнера вворачивается цапфа для намотки оболочки и полимеризации, особенно при изготовлении баллонов крупных габаритов неизбежно возникают динамические нагрузки, наиболее актуально при скоростной намотке кольцевых слоев силовой оболочки. Как следствие происходит ослабление резьбового соединения стальной муфты и алюминиевой горловины лейнера, которое сохраняется и при полимеризации с вращением баллона на цапфах. Возможен также последующий проворот ослабленной в намотке стальной муфты, имеющей только кольцевые выступы. Кроме того, происходит затекание связующего в резьбу и торец цапфы, возникают трудности при ввертывании цапф. Также недостатком аналога является недостаточная надежность соединений горловин баллона с запорной арматурой при вертикальной схеме их расположения вследствие знакопеременных нагрузок на резьбовое соединение торца запорного устройства с торцем горловины лейнера при транспортировке и (или) хранении, что может привести к разгерметизации баллона.

Известен металлокомпозитный баллон, принятый за прототип, содержащий алюминиевый лейнер с наружной и внутренней резьбами на горловине. На наружную резьбу навинчена стальная муфта с продольными и кольцевыми углублениями. Торец горловины лейнера контактирует с торцом запорного устройства - специального вентиля, или пробки (заглушки), или переходника с конической резьбой под стандартный вентиль, завинчиваемых в выступающую над горловиной лейнера часть стальной муфты. На удлиненной части, вворачиваемой в муфту арматуры, установлено резиновое уплотнительное кольцо, под которое в торце горловины выполнена кольцевая канавка. На наружной части лейнера выполнена силовая композитная намотка, охватывающая и наружную поверхность муфты. Внутренняя резьба горловины используется как технологическая для вворачивания в нее цапфы при намотке и полимеризации силовой композитной намотки. Конструкция баллона прототипа позволяет повысить эксплуатационную прочность и надежность баллона [Патент РФ на полезную модель №100809, МПК F17C 1/00, опубл. 27.12.2010].

Недостаток прототипа в том, что конструкция баллона позволяет повысить эксплуатационную прочность и надежность баллонов, но не позволяет обеспечить достаточную надежность соединений горловин баллона с запорной арматурой при вертикальной схеме их расположения вследствие знакопеременных нагрузок на резьбовое соединение торна запорного устройства с торием горловины лейнера при транспортировке и (или) хранении, что может привести к разгерметизации баллона. Технические задачи заявленного решения:

- создание конструкции баллона, при которой бы обеспечивалось закрепление баллона в вертикальном положении за его горловины;

- обеспечение увеличения количества баллонов при групповом размещении;

- предотвращение проворота баллона в закрепленном состоянии вокруг своей оси вращения;

- обеспечение возможности удаления конденсата из баллона.

Технический результат достигается тем, что в баллоне высокого давления, содержащем лейнер 1 с покрытием 2 армирующей намоткой его цилиндрической части 3, днищ 4, составных горловин верхней 5 и нижней 6 с наружной 12 и внутренней 9 резьбами, существует вариант, в котором каждая из составных горловин 5 и 6 баллона состоит из первичной горловины 7 самого лейнера 1 с наружной 8 и внутренней 9 резьбами, силовых втулок верхней 10 и нижней 11 с резьбами наружной 12 и внутренней 13, с возможностью навертывания на наружную резьбу 8 первичных горловин 7 самого лейнера 1, при этом силовые втулки 10 и 11 имеют шестигранные буртики 14, примыкающие к днищам 4 лейнера, причем нижняя силовая втулка 11 выполнена с двумя лысками 15. а покрытие 2 из слоев армирующих волокон и эпоксидных смол частично покрывают силовые втулки 10 и 11, при этом соотношение толщин слоя покрытия части силовой втулки составной горловины и цилиндрической части баллона соответствует 3:1.

На фиг. 1 - общий вид баллона в разрезе.

На фиг. 2 - вид сверху.

На фиг. 3 - вид снизу

Баллон высокого давления содержит лейнер 1 с покрытием 2 армирующей намоткой его цилиндрической части 3, днищ 4, составных горловин верхней 5 и нижней 6 с наружной 12 и внутренней 9 резьбами. Каждая из составных горловин 5 и 6 баллона состоит из первичной горловины 7 самого лейнера 1 с наружной 8 и внутренней 9 резьбами, силовых верхней 10 и нижней 11 втулок, навернутых на наружную резьбу 8 первичных горловин 7 самого лейнера 1, при этом силовые втулки 10 и 11 имеют шестигранные буртики 14, примыкающие к днищам 4 лейнера. Нижняя силовая втулка 11 выполнена с двумя лысками 15. На верхней и нижней горловинах установлены фиксирующие гайки 16. Покрытие 2 из слоев армирующих волокон и эпоксидных смол частично покрывают силовые втулки 10 и 11, при этом соотношение толщин слоя покрытия части силовых втулок 10, 11 к толщине слоя цилиндрической части баллона соответствует 3:1.

Благодаря выполнению горловин баллона упрочненными посредством:

- соединения силовой втулки с первичной горловиной лейнера с возможностью навертывания на наружную резьбу горловины лейнера:

- покрытия из слоев армирующих волокон и эпоксидных смол частично на силовых втулках с шестигранными буртиками, примыкающих к днищам лейнера;

- выполнению соотношения толщин слоев покрытия части силовых втулок составной горловины и цилиндрической части баллона 3:1;

- наличию фиксирующих гаек на верхней и нижней горловинах;

- наличию фиксирующих лысок на нижней горловине, позволяющих исключить проворот баллона вокруг своей оси в фигурном пазу нижней опоры установки (на чертеже не показано), позволило обеспечить удержание баллона от продольных и поперечных перемещений, а следовательно, конденсатные накопления будут скапливаться в нижней части баллона, и при необходимости их могут свободно удалить через открытие нижнего отверстия баллона.

Баллон высокого давления работает следующим образом. Баллон устанавливают на транспортную площадку посредством его закрепления в вертикальном положении за горловины верхнюю 5 и нижнюю 6, что обеспечивает возможность цилиндрической части баллона быть свободной от закрепляющих его силовых элементов при транспортировке и хранении, обеспечить более плотное наполнение баллонами кассет и увеличить количество размещения баллонов на транспортной площадке.

Таким образом, совокупность существенных признаков заявленного решения, а именно упрочнение горловин путем соединения горловины лейнера с силовыми втулками, навернутыми на наружную резьбу горловин, шестигранные буртики которых примыкают к днищу лейнера и покрыты слоями армирующих волокон и эпоксидных смол, толщина которых в три раза превышает толщину слоев цилиндрической части баллона, позволило обеспечить технологичность удаления конденсатных масс и увеличить количество размещения баллонов на транспортной площадке.

Баллон высокого давления, содержащий лейнер 1 с покрытием 2 армирующей намоткой его цилиндрической части 3, днищ 4, составных горловин верхней 5 и нижней 6 с наружной 12 и внутренней 9 резьбами, отличающийся тем, что каждая из составных горловин 5 и 6 баллона состоит из первичной горловины 7 самого лейнера 1 с наружной 8 и внутренней 9 резьбами, силовых втулок верхней 10 и нижней 11 с наружной 12 и внутренней 13 резьбами, с возможностью навертывания на наружную резьбу 8 первичных горловин 7 самого лейнера 1, при этом силовые втулки 10 и 11 имеют шестигранные буртики 14, примыкающие к днищам 4 лейнера, причем нижняя силовая втулка 11 выполнена с двумя лысками 15, а покрытие 2 из слоев армирующих волокон и эпоксидных смол частично покрывает силовые втулки 10 и 11 с шестигранными буртиками 14, при этом соотношение толщин слоя покрытия части силовой втулки составной горловины и цилиндрической части баллона соответствует 3:1.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при изготовлении корпусов, контейнеров, емкостей, баллонов давления из композиционного материала.

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в конструкциях газовых и гидравлических фильтров и аккумуляторов и всех подобных емкостей с использованием оболочек из композиционных материалов, а также в изделиях авиационной и ракетной техники, например, в качестве топливных баков и корпусов ракетных двигателей твердого топлива.

Изобретение относится к области авиации, ракетостроения и космонавтики, в частности к лейнерам, которые используются в баллонах высокого давления. Способ изготовления тонкостенного бесшовного лейнера для композитных баков из титановых сплавов включает засыпку гранул из высокопрочного титанового сплава в металлическую капсулу.

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к баку высокого давления для хранения рабочих тел, предназначенному для использования на космическом аппарате.

Изобретение относится к области судостроения и касается транспортировки сжатого газа морским транспортом. Предложено судно для транспортировки сжатого газа, корпус которого разделен на ячейки с вертикальными направляющими, не менее чем одна переборка в которых водогазонепроницаемая, в направляющих установлены друг на друга унифицированные контейнеры с размещенными в них горизонтально емкостями для сжатого газа, которые соединены с судовой системой перегрузки сжатого газа, причем корпус судна разделен на ячейки так, что в зоне не менее чем одной ограничивающей ячейку переборки обеспечено расстояние от 0,8 до 2 метров и в этом пространстве расположены коллекторы распределения сжатого газа, трубопроводы с запорными клапанами, компрессор, приборы аварийного контроля и управления.

Изобретение относится к подземной системе хранения и резервирования сжиженного природного газа (СПГ) для его накопления и выдачи потребителю. Подземное хранилище (ПХ) расположено ниже уровня земли 1 на отметке, предотвращающей промерзание поверхности земли, и ограждено по периметру от массива грунта бетонной стеной 2 типа «стена в грунте».

Изобретение относится к подземной системе хранения и резервирования СПГ для его накопления и выдачи потребителю, особенно при покрытии пикового потребления газа.

Узел расширяемого аккумулятора и резервуара включает в себя резервуар, задающий внутреннюю камеру с содержащейся в ней рабочей текучей средой, и расширяемый аккумулятор.

Изобретение может быть использовано при производстве сосудов высокого давления из композиционных материалов, предназначенных для помещения или хранения газов в сжатом, сжиженном или твердом состоянии.

Изобретение относится к области транспортного машиностроения. Емкость для газа высокого давления повышенной взрывобезопасности включает в себя отдельные секции, объединенные в единый комплекс с помощью гибких шлангов.

Группа изобретений относится к резервуарам, рассчитанным на сжатые жидкотекучие среды, а именно сжиженный природный газ. Герметичный и изолированный резервуар для холодной сжатой жидкотекучей среды содержит жесткий герметичный корпус (4), герметичную мембрану (1), рассчитанную на вхождение в контакт с холодной жидкотекучей средой в резервуаре, слой термоизоляционного материала (3) между мембраной (1) и внутренней поверхностью корпуса (4) и устройство (5) выравнивания давления. Внутренняя поверхность корпуса (4) служит опорной поверхностью для мембраны (1). Устройство (5) способно ограничивать разность давлений в первом герметичном объеме внутри мембраны (1) и во втором герметичном объеме снаружи мембраны (1). Группа изобретений направлена на создание резервуара, рассчитанного на относительно высокое давление. 2 н. и 15 з.п. ф-лы, 10 ил

Изобретение относится к области хранения и транспортировки нефти, нефтепродуктов (НП) и сжиженного природного газа (СПГ) и может быть использовано при производстве резервуаров для хранения и транспортировки СПГ. Cпособ изготовления резервуара для хранения и транспортировки нефти, НП и СПГ заключается в нанесении на внешнюю поверхность резервуара отражающей пленки, включающей три слоя: эпоксидный слой (грунтовка), термоплавкий (клеевой) полимерный подслой и светоотражающий слой. Изобретение позволяет существенно снизить негативное влияние солнечной энергии на охраняемые объекты, в том числе, резервуары для хранения СПГ. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к газовому оборудованию, в частности к газовым баллонным установкам с баллонами высокого давления (ВД), средствам крепления баллона ВД на опорной поверхности и баллонам высокого давления (ВД), используемым для хранения и подачи газа потребителю. Технический результат изобретения включает обеспечение компенсации изменений габаритов и формы закрепленного на опорной поверхности баллона в процессе его эксплуатации, а также при его креплении. Указанный результат достигается конструкцией по крайней мере одного средства 2 крепления баллона 1 на опорной поверхности 3, содержащего первое звено 21 с продольной осью 214, совпадающей с продольной осью 16 баллона, жестко закрепленного на днище 11 баллона 1, и второе звено 22, выполненное с возможностью крепления на опорной поверхности 3. При этом первое звено 21 содержит хвостовую часть 211 в виде по крайней мере части сферы, второе звено 22 выполнено с возможностью жесткого крепления к опорной поверхности 3 и содержит цилиндрический канал 221, при этом первое и второе звенья выполнены с возможностью вхождения и смещения по крайней мере хвостовой части 211 первого звена вдоль и вокруг продольной оси цилиндрического канала 221. 3 н. и 22 з.п. ф-лы, 8 ил.
Наверх