Универсальная смазка для подшипников качения и скольжения



Универсальная смазка для подшипников качения и скольжения
Универсальная смазка для подшипников качения и скольжения
Универсальная смазка для подшипников качения и скольжения

 


Владельцы патента RU 2635100:

Общество с ограниченной ответственностью "МАПС-ОИЛ" ООО "МАПС-ОИЛ" (RU)

Изобретение относится к смазочным материалам, используемым в подшипниках качения и скольжения, применяемых в цехе №2, подшипниковых узлах вагонных тележек на Любажском кирпичном заводе, при максимальной температуре до 900°С. Задача, на решение которой направлено изобретение, состоит в снижении себестоимости смазки и повышении термостойких свойств смазки для подшипниковых узлов вагонных тележек на основе кремнийорганической жидкости с добавлением шунгита. Высокотемпературная смазка для узлов трения, подшипников качения и скольжения на основе кремнийорганической жидкости содержит многофункциональную присадку, в состав которой входит 1,4-ди(N-арилсульфонил)-2(тиобензтиазол)бензол, шунгит, фторопласт, жидкий каучук и загуститель, при следующем соотношении компонентов, мас. %: загуститель - комплексные кальциевые мыла 10-15, шунгит 5-9, фторопласт 4,5-9, жидкий каучук 3-6, многофункциональная присадка 0,5-3, кремнийорганическая жидкость остальное. Данный состав смазки позволяет повысить ресурс работы промышленных узлов и оборудования в 4-6 раз. 2 табл.

 

Изобретение относится к смазочным материалам, используемым в подшипниках качения и скольжения, применяемых в цехе №2, подшипниковых узлах вагонных тележек на Любажском кирпичном заводе, при максимальной температуре до 900°С.

В настоящее время широко используется универсальная смазка марки Литол-24, имеющая сравнительно большой ресурс работы, и успешно заменяет натриевые и литиевые смазки общего назначения (ГОСТ 21 150-75). Смазка имеет удовлетворительные противозадирные характеристики, работает при 110-130°С и может кратковременно выдерживать температуру до 200°С в рабочих узлах трения, надежно защищает металлические изделия от коррозии, может закладываться в узлах трения и скольжения как несменяемая смазка и является многоцелевой смазкой. В состав смазки входит:

- Загуститель - литиевое мыло 12 - оксистеариновой кислоты - 13%

- Присадки: антиокислительная - дифениламин- 0,5% или неозон - Д - 0,7%

- Вязкостная - полиизобутилен ПИБ - 20 - 4%

- Дисперсионная среда - смесь масел веретенного АУ и индустриального И - 50А (1:3) или остаточных или дистиллятных масел западносибирских нефтей до 100%.

Недостатками смазки Литол-24 является:

низкие противоизносные и противозадирные свойства при высоких удельных нагрузках, т.е. в тяжело нагруженных узлах трения и скольжения применение смазки Литол-24 просто невозможно; по своим трибологическим характеристикам смазка Литол-24 относится к смазкам средненагруженных узлов;

- верхний температурный рабочий интервал для смазки Литол-24 составляет 110-130°С - кратковременно до 200°С, а в тяжело нагруженных узлах обычно температура доходит до 400°С;

для современной техники ресурс работы смазки Литол-24, применяемой как несменяемая смазка, недостаточный (например, в некоторых автомобильных узлах скольжения 1-2 года);

- смазка Литол-24 не может быть использована в подшипниках вагонных тележек в качестве термостойкой смазки (рабочая температура до 300°С).

В качестве прототипа выбрана термостойкая смазка для узлов трения, подшипников качения и скольжения (патент RU 2202601 C2, 20.04.2003 г.), которая содержит основу, загущенную комплексными кальциевыми мылами, наполнители, содержащие графит, дисульфид молибдена и многофункциональную присадку, представляющую собой продукт присоединения диметилфосфита и 1,4 (арилсульфонил) хинонимина. Многофункциональная присадка представляет собой органическое соединение. Она повышает противозадирные и противоизносные свойства смазки, особенно в тяжело нагруженных узлах трения, подшипниках качения и скольжения, что делает возможным применение смазок в редукторах подкрановых путей и печах отжига на подъемных заслонках и понижает окислительные и коррозионные воздействия на металл.

Оптимальное содержание многофункциональной присадки определено лабораторными исследованиями, значительная эффективность ее проявляется при содержании выше 0,5 мас.ч., а выше 5 мас.ч. рост противоизносных и противозадирных свойств незначителен.

Строение фосфорорганической присадки

где R=Н-, СН3.

Предлагаемая присадка обладает антикоррозионными свойствами.

Предлагаемая присадка обладает противоизносными, противозадирными и антифрикционными свойствами.

Достоинством смазки является ее работоспособность в диапазоне температур от -50°С до 300°С в абразивной и агрессивной средах. Основными недостатками смазки является:

- невозможность ее использования при температуре более 300ºС в металлургической промышленности (печной рольганг, барабан моталок и т.д.);

невозможность работы смазки в обводненной среде, что значительно сужает область применения в металлургической, машиностроительной, горной и других областях промышленности.

Техническим результатом изобретения является снижение себестоимости смазки и повышение термостойких свойств смазки для подшипниковых узлов вагонных тележек на основе кремнийорганической жидкости с добавлением шунгита.

Технический результат достигается тем, что в смазке, содержащей основу, загущенную комплексными кальциевыми мылами, наполнители, содержащие шунгит, фторопластовые вещества и многофункциональную присадку в количестве 0,5-3% мас, в качестве основы используется кремнийорганическая жидкость, а в качестве наполнителей введены шунгит фторопласт и жидкий каучук при следующем соотношении компонентов, мас. %:

загуститель - комплексные кальциевые мыла 10-15
шунгит 5-9
фторопласт 4,5-9
жидкий каучук 3-6
многофункциональная присадка 0,5-3
кремнийорганическая жидкость остальное

В составе смазки присутствуют наполнители, которые обеспечивают стабильные антифрикционные, антиокислительные и антикоррозийные свойства смазки в широком диапазоне температур.

Шунгит введен в смазку как антифрикционная добавка. Он улучшает условия работы смазки и не позволяет ей закоксовываться. Оптимальное количество шунгита 4-5 мас.ч. Нижний и верхний пределы определяют смазывающие свойства и консистенцию смазки, при содержании выше 5 мас. ч., свойства смазки не меняются.

Фторопласт в составе смазки - твердый компонент, обеспечивающий стабильные антифрикционные свойства смазки в широком интервале температуры - до 300°С. Фторопласт обеспечивает противоизносные, противозадирные, антикоррозионные свойства смазки и повышает рабочую температуру смазки.

Оптимальное количество Фторопласта 5-6 мас.ч., нижний и верхний пределы определяются смазывающими свойствами фторопласта и консистентностью смазки, которая, в свою очередь, определяется эксплуатационными требованиями. В этих пределах эффективность фторопласта как антифрикационной добавки высокая.

В качестве вязкостной присадки предлагается жидкий каучук. Эта присадка добавляется в зависимости от используемой основы. Например, если используется в качестве основы смазка Литол-24, то присадка не нужна, а если используется в качестве основы смазки 1-13, то добавляется 3-4% присадки. Жидкий каучук добавляется в смазку для защиты подшипника узла от вымывания водой, таким образом, он является герметиком.

Примеры работы смазок

1. Смазка №1 на основе кремнийорганической жидкости. Использовалась в подшипниковых узлах вагонных тележек. Температура в этом технологическом процессе высокая 900°С, основной недостаток при штатной смазки «Удар» происходит закоксовывание смазки, что приводит к нарушению технологического регламента и преждевременного выхода из строя оборудования. Смазка не справилась со своей задачей. Предлагаемая смазка эту задачу выполнила. Однократная закладка смазки в вагонную тележку обеспечила бесперебойную работу в течение восьми циклов на протяжении одного месяца, где дала экономию от применения в сумме 42578 руб., что в 5 раз экономнее по сравнению со штатной смазкой.

Состав, мас.%:

загуститель - комплексные кальциевые мыла 8,5-9
шунгит 3,5-4
фторопласт 5-6
жидкий каучук 4-5
многофункциональная присадка 0,6-1,5
кремнийорганическая жидкость остальное

2. Смазка №2 на основе кремнийорганической жидкости. Использовалась в подшипниковом узле. Предлагаемая смазка проработала 12 месяцев, механизм находится в работоспособном состоянии, в сравнении со смазкой Литол 24, время работы составляло 1 месяц, причина - вымывание смазки водой.

Состав, мас.%:

загуститель - комплексные кальциевые мыла 10-11
шунгит 4,5-5,5
фторопласт 5,5-6,5
жидкий каучук 5-5,5
многофункциональная присадка 0,8-1,7
кремнийорганическая жидкость остальное

3. Смазки №3 и №4 на основе кремнийорганической жидкости использовались на цементно-шиферном комбинате в подшипниках барабанных обжиговых печей при нагрузке на ось 400 т. Время работы подшипника с однократной закладкой смазки составило 18 месяцев. Работа штатной смазки Литол-24 составляет 0,5-1 месяц.

Состав, мас.%:

загуститель - комплексные кальциевые мыла 13-14
шунгит 6-8
фторопласт 7-9
жидкий каучук 6-8
многофункциональная присадка 0,9-1,8
кремнийорганическая жидкость остальное

Для исследования антифрикционных присадок было подготовлено несколько пластичных смазок на основе известных марок: Литол-24 и 1-13. Исследования на машине трения 2070 СМТ-1 по схеме колодка-ролик. Диаметр ролика 50 мм, площадь трения 10 мм, угловая скорость 330 об/мин. Для исследования трибологических свойств были взяты примеры смазок, приведенных в таблице №1. Как видно из таблицы №2, смазки, в состав которых входит присадка, обладают лучшими антифрикционными свойствами по сравнению со смазками Свинцоль и Лимол. Кроме того, они обеспечивают работу узлов трения при более тяжелых нагрузках.

Таблица 1. Состав опытных образцов смазок

Обработка статистических данных противоизносных свойств консистентных смазок на основе Li-,. Са-мылов, а также результаты испытаний противоизносных свойств предложенной смазки различных составов позволяет утверждать, что ее противоизносные свойства выше, чем у смазок типа Литол-24, 1-13, что увеличивает срок службы трущихся пар и что подтверждается примерами реализации смазок.

Универсальная смазка для подшипников качения и скольжения на основе кремнийорганической жидкости, включающая загустители - комплексные кальциевые мыла и наполнители, отличающаяся тем, что в качестве наполнителя содержит: шунгит, фторопласт, жидкий каучук и многофункциональную присадку, представляющую собой 1,4-ди(N-арилсульфониламино)-2(тиобензтиазол)бензол, при следующем соотношении компонентов, масс. %:

загуститель - комплексные кальциевые мыла 10-15
шунгит 5-9
фторопласт 4,5-9
жидкий каучук 3-6
многофункциональная присадка 0,5-3
кремнийорганическая жидкость остальное



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению, в частности противоизносным присадкам к смазочным маслам для улучшения их трибологических свойств для подшипников скольжения и поршневых пар компрессоров, насосов, двигателей внутреннего сгорания и зацепления зубчатых передач.

Изобретение относится к смазочным композициям и может быть использовано в области машиностроения при смазке узлов трения машин и механизмов, в частности двигателей внутреннего сгорания.

Предлагаемое изобретение относится к смазке пластичной антифрикционной высокотемпературной водостойкой, предназначенной для смазывания узлов трения перспективных транспортных средств, промышленного, автомобильного, строительного и судового оборудования, работающих при средних и высоких нагрузках, а также для оборудования целлюлозно-бумажной промышленности, горно-обогатительного сектора и сахарной промышленности, работоспособной в диапазоне температур -30…+170°C.

Гидравлическое масло арктического назначения с улучшенными низкотемпературными свойствами, предназначено для использования в гидравлических системах строительно-дорожных машин, экскаваторах, бульдозерах, снегоходах, буровых установках и другой технике, которая должна сохранять работоспособность при температуре окружающей среды до минус 65°С.

Изобретение относится к области нефтехимии, в частности к способам получения пластичных смазок - жировых солидолов, содержащих в качестве загустителей - кальциевые соли высших жирных кислот и находящих широкое применение в качестве антифрикционных смазок массового назначения (для узлов трения автомобилей, тракторов и других механизмов).

Изобретение относится к смазочным композициям и может быть использовано в области машиностроения при смазке узлов трения машин и механизмов, в частности двигателей внутреннего сгорания.Техническим результатом является повышение антифрикционных и нагрузочных характеристик смазочных композиций на основе минеральных, синтетических или полусинтетических моторных масел.Технический результат достигается тем, что композиция на основе минерального, синтетического или полусинтетического моторного масла с добавкой алкилового (С6-С12) эфира молочной кислоты (алкиллактат), соединения молибдена - комплекса диоксимолибдена(VI) с бензоилгидразоном 2-гидроски-1-нафтальдегида /комплекс молибдена/ и органических соединений, в качестве органических соединений содержит синтетическое масло на основе эфира пентаэритрита и жирных (С6-С10) кислот (эфира-2), например Б-3В (синтетическое масло), и дополнительно полиэтилсилокеан, а также 2-гидроксинафтилдодецилимин.При этом компоненты добавки взяты в соотношении, мас.

Изобретение относится к смазке многоцелевой пластичной антифрикционной, предназначенной для всех видов оборудования, испытывающего высокие удельные или ударные нагрузки (для подшипников качения и скольжения, зубчатых передач и муфт) и работоспособна в диапазоне температур от -30 до +120°С в условиях высокой влажности и кислотности.

Изобретение относится к области смазочных композиций для трансмиссий летательных аппаратов, в частности для смазки трансмиссий винтов вертолетов. Трансмиссионная смазочная композиция содержит базовый состав на основе полиальфаолефинового масла, включающий сложный эфир двухосновной кислоты, загущающую присадку и пакет присадок, включающий антиокислительные присадки в виде фенил-альфа-нафтиламина и 4-метил-2,6-ди-трет-бутилфенола, серуфосфоросодержащую присадку и антипенную присадку.

Настоящее изобретение относится к композиции консистентной смазки, характеризующейся высокой износостойкостью. Композиция консистентной смазки содержит базовое масло, загуститель и поли(мет)акрилат, содержащий гидроксильные группы, причем указанный загуститель представляет собой мочевиновое соединение, полученное в результате проведения реакции между изоцианатом и первичным амином, и указанный поли(мет)акрилат, содержащий гидроксильные группы, представляет собой сополимер, включающий в качестве составных мономеров алкил(мет)акрилат, содержащий C1-20 алкильную группу, и винильный мономер, содержащий гидроксильную группу.

Изобретение относится к области машиностроения и производства смазочных материалов и может быть использовано для введения в моторные, трансмиссионные, индустриальные масла и пластичные смазки.

Изобретение относится к смазочным материалам, используемым в тяжелонагруженных узлах трения, подшипников качения и скольжения, в шарнирах, опорах, резьбовых соединениях, зубчатых и других передачах и т.д.

Изобретение относится к смазочной композиции, содержащей в мас.% по меньшей мере 90% базовой консистентной смазки и (а) комплекс тиадиазол-поли(эфир)гликоль в количестве, которое обеспечивает содержание серы примерно от 1500 до 3500 ч./млн; (b) дигидрокарбилдитиофосфат молибдена в количестве, которое обеспечивает содержание молибдена примерно от 77 до 450 ч./млн; и (с) дигидрокарбилдитиофосфат цинка в количестве, которое обеспечивает содержание цинка примерно от 600 до 1000 ч./млн.

Изобретение относится к составу смазочного масла, предназначенному для использования как универсальное моторно-редукторное масло для редукторов летательных аппаратов.

Изобретение относится к противоизносным и противозадирным присадкам к смазочным маслам, содержащим производные фуллерена[60]. .

Изобретение относится к смазочным материалам и может быть использовано в области машино- и приборостроения для смазки узлов трения машин и механизмов. .

Изобретение относится к смазочным материалам и может быть использовано в области машино- и приборостроения для смазки узлов трения машин и механизмов. .
Изобретение относится к составам смазочных масел, в частности к смазочному маслу для редукторов и тяжелонагруженных агрегатов трансмиссий летательной техники. .

Изобретение относится к области химической технологии, в частности к негорючим гидравлическим жидкостям нового поколения, используемым в качестве рабочей жидкости в гидравлических системах машин литья под давлением.
Изобретение относится к нефтепереработке и нефтехимии, в частности к составу моторного масла, предназначенного для всесезонного использования в высокофорсированных транспортных дизельных двигателях.
Наверх