Способ выставки бинс ла корабельного базирования и устройство для его осуществления

Изобретения относятся к области систем навигации летательных аппаратов (ЛА) и могут быть использованы при выставке бесплатформенных инерциальных навигационных систем летательного аппарата (БИНС ЛА) корабельного базирования. Технический результат - сокращение времени выставки БИНС ЛА на корабле при обеспечении требуемой точности. Для этого способ выставки БИНС ЛА, основанный на совместной обработке методом фильтрации Калмана выходных сигналов БИНС ЛА и ИНС корабля базирования, соответствующих угловым скоростям, измеренным трехкомпонентными датчиками угловых скоростей (ДУС), установленными на ЛА и на корабле, дополнительно включает в себя измерение значения курса ЛА относительно географического меридиана (ψг), причем выставку осуществляют в два этапа. На первом этапе измеряют линейные ускорения вдоль осей связанной системы координат корабля базирования и связанной системы координат ЛА, определяют координаты БИНС ЛА относительно ИНС корабля и осуществляют выставку по крену и тангажу путем согласования векторов перегрузок с использованием статистического фильтра Калмана второго порядка, при этом выставка может выполняться как в статическом положении корабля базирования, так и при его качке и маневре. На втором этапе осуществляют выставку в азимуте путем измерения и согласования векторов угловых скоростей корабля базирования и ЛА и измерения линейных ускорений вдоль осей связанных систем координат корабля базирования и ЛА, причем, если в течение 5-10 секунд отсутствует качка корабля с угловыми скоростями ωx<2-3 град/с, выполняют маневр корабля типа «зигзаг» и производят обработку сигналов измерения, используя фильтр Калмана третьего порядка с размерностью вектора измерений, равной шести. Устройство, реализующее данный способ выставки БИНС ЛА корабельного базирования, включающее ИНС корабля базирования и БИНС ЛА, базирующегося на корабле, дополнительно содержит блок формирования матрицы Якоби, задатчик курса и координат точки базирования ЛА, первый статистический фильтр Калмана второго порядка и второй статистический фильтр Калмана третьего порядка, причем выходы ИНС корабля и БИНС ЛА подключены к блоку формирования матрицы Якоби. Первый выход блока формирования матрицы Якоби и выход задатчика курса и координат точки базирования ЛА подключены к соответствующим входам первого статистического фильтра Калмана. Второй выход блока формирования матрицы Якоби и выходы первого статистического фильтра Калмана подключены к соответствующим входам второго статистического фильтра Калмана, выходы которого подключены к соответствующим входам БИНС ЛА, базирующегося на корабле. 2 н. и 2 з.п. ф-лы, 5 ил.

 

Изобретение относится к системам навигации летательных аппаратов (ЛА) и может быть использовано при выставке бесплатформенных инерциальных навигационных систем летательного аппарата (БИНС ЛА) корабельного базирования.

На борту современных управляемых ЛА все большее применение находит навигационная система бесплатформенного типа - БИНС, требующая первоначального определения ориентации ее измерительных осей относительно местного горизонта и направления север-юг. От точности начальной выставки непосредственно зависит точность определения навигационных параметров БИНС в полете.

Выставка БИНС на подвижном основании затруднена из-за наличия перегрузок и угловых скоростей, вызванных качкой корабля. На ЛА, базирующихся на корабле, начальная выставка, как правило, осуществляется путем передачи информации о навигационных параметрах от инерциальной системы навигации (ИНС) корабля.

Для информационного обеспечения выставки на подвижном основании в БИНС ЛА должны быть переданы данные о параметрах движения корабля, а именно: углы рысканья, дифферента и крена, северная и восточная составляющие вектора скорости по осям географической системы координат и географические координаты - широта и долгота.

Для учета различий в движении точек местоположения корабельной ИНС и места подготовки ЛА в вышеупомянутую БИНС также должны быть переданы линейные координаты места стоянки ЛА относительно корабельной ИНС (X, Y, Z), угловые скорости изменения углов рысканья, дифферента и крена корабля, линейные перегрузки, измеряемые в связанной системе координат корабля, а также приблизительное (или точное - при наличии датчика угла поворота ПМ по рысканию) значение курса ЛА относительно географического меридиана.

Известен «Способ определения углового положения управляемого аппарата, подвешенного к самолету-носителю», патент № RU 2553776, МПК7 G01C 21/16, принятый нами за прототип.

Способ определения углового положения управляемого аппарата (УА), подвешенного к самолету-носителю (СН), использует выходные сигналы бесплатформенной инерциальной системы (БИНС) УА и БИНС СН для совместной обработки методом фильтрации Калмана. В качестве выходных сигналов БИНС используют сигналы, соответствующие угловым скоростям, измеренным трехкомпонентными датчиками угловых скоростей (ДУС), установленными на УА и СН. Измерение угловых скоростей производят с использованием маневра СН типа «змейка», и на их основе, путем согласования векторов угловых скоростей УА и СН, осуществляют определение углов рассогласования векторов угловой скорости управляемого ЛА и самолета-носителя.

В отличие от самолета-носителя корабль базирования имеет несколько видов качки. Угловые и линейные ускорения корабля базирования в условиях качки служат дополнительной помехой для начальной выставки. У корабля базирования большой инерционный момент и выполнение такого маневра требует много времени, а летательные аппараты должны быть подготовлены к вылету за минимально короткое время. Кроме того, в случае вертикального расположения ЛА на пусковой установке, невозможно использование перегрузок для определения крена и тангажа, что в свою очередь приводит к увеличению времени и снижению точности выставки БИНС ЛА.

Целью настоящего изобретения является сокращение времени выставки БИНС ЛА на корабле при обеспечении требуемой точности.

Поставленная цель достигается за счет того, что согласно заявляемому способу выставки БИНС ЛА корабельного базирования, использующему для совместной обработки методом фильтрации Калмана выходные сигналы БИНС ЛА и ИНС корабля базирования, соответствующие угловым скоростям, измеренным трехкомпонентными датчиками угловых скоростей (ДУС), установленными на ЛА и на корабле, дополнительно измеряют значение курса ЛА относительно географического меридиана (ψг) и осуществляют выставку в два этапа, на первом этапе измеряют линейные ускорения вдоль осей связанной системы координат корабля базирования и связанной системы координат ЛА, определяют координаты БИНС ЛА относительно ИНС корабля и осуществляют выставку по крену и тангажу путем согласования векторов перегрузок с использованием статистического фильтра Калмана второго порядка, при этом выставка может выполняться как в статическом положении корабля базирования, так и при его качке и маневре, на втором этапе осуществляют выставку в азимуте путем измерения и согласования векторов угловых скоростей корабля базирования и ЛА и измерения линейных ускорений вдоль осей связанных систем координат корабля базирования и ЛА, причем, если в течение 5-10 секунд отсутствует качка корабля с угловыми скоростями ωx<2-3 град/с, выполняют маневр корабля типа «зигзаг» и производят обработку сигналов измерения, используя фильтр Калмана третьего порядка с размерностью вектора измерений, равной шести.

С целью повышения точности выставки БИНС ЛА, размещенного на корабле вертикально, по крену и тангажу при углах тангажа, близких к 90 градусам, и для исключения углов рассогласования между ИНС и БИНС, близких по тангажу к 90 градусам, интегральный блок датчиков (ИБД) либо датчики в блоке устанавливают на ЛА с наклоном 45 градусов по тангажу, который затем учитывают в алгоритмах управления и навигации.

Известен «Комплекс начальной выставки инерциальной системы», патент №2238522, МПК7 G01C 23/00, G01C 21/18, опубликован 20.10.2004 г.

Комплекс предназначен для обеспечения начальной выставки инерциальных систем навигации (ИСН) летательных аппаратов, базирующихся на подвижном относительно Земли основании (корабле, самолете-носителе). В состав комплекса входят выставляемая инерциальная система навигации ЛА, базовая система навигации объекта-носителя, промежуточная инерциальная система навигации, блоки формирования невязки, блоки расчета движения основания, блоки фильтрации, блоки анализа состояния. Комплекс содержит два контура коррекции. Один из них включает в себя базовую систему навигации объекта-носителя в качестве корректора и промежуточную инерциальную систему навигации в качестве корректируемой системы, а другой - промежуточную инерциальную систему навигации в качестве корректора и выставляемую инерциальную систему навигации ЛА в качестве корректируемой системы.

Недостатком вышеприведенного изобретения является необходимость иметь для каждого базирующегося ЛА отдельную промежуточную ИНС в качестве корректора. При этом требуется большое время для начальной подготовки БИНС ЛА, базирующегося на корабле.

Заявляемый способ может быть реализован с помощью устройства для выставки БИНС ЛА корабельного базирования, содержащего ИНС корабля базирования и БИНС ЛА, базирующегося на корабле, в которое дополнительно ведены блок формирования матрицы Якоби, задатчик курса и координат точки базирования ЛА, первый статистический фильтр Калмана второго порядка и второй статистический фильтр Калмана третьего порядка, причем выходы ИНС корабля и БИНС ЛА подключены к блоку формирования матрицы Якоби, первый выход блока формирования матрицы Якоби и выход задатчика курса и координат точки базирования ЛА поключены к соответствующим входам первого статистического фильтра Калмана, второй выход блока формирования матрицы Якоби и выходы первого статистического фильтра Калмана подключены к соответствующим входам второго статистического фильтра Калмана, выходы которого подключены к соответствующим входам БИНС ЛА, базирующегося на корабле.

С целью повышения точности выставки интегральный блок датчиков (ИБД) БИНС ЛА, размещенного на корабле вертикально, установлен с наклоном 45 градусов по тангажу.

Сущность изобретения поясняется чертежами, на которых представлены:

на Фиг. 1 - структурная схема заявляемого устройства,

на Фиг. 2, Фиг. 3, Фиг. 4, Фиг. 5 - графики, отражающие поэтапный процесс выставки БИНС заявленным способом.

Устройство для выставки БИНС ЛА корабельного базирования содержит ИНС 1 корабля базирования, БИНС 2 ЛА, базирующегося на корабле, блок 3 формирования матрицы Якоби, задатчик 4 курса и координат точки базирования ЛА, первый статистический фильтр 5 Калмана, второй статистический фильтр 6 Калмана.

Для привязки осей БИНС к осям ИНС формируют матрицу поворота А2, посредством которой определяют три угла рассогласования осей координат БИНС ЛА и корабельной ИНС, при этом используют четыре системы координат: нормальную земную; связанную с осями судна, связанную с осями ИНС и связанную с осями БИНС.

Направления связанных осей ИНС совпадают с направлением связанных осей судна, разница в смещении (выносе) начала координат ИНС. Направления осей судна принимают соответственно направлениям осей, принятым для ЛА: ось ОХ - к носу судна, ось OY - вверх, ось OZ - к правому борту. В спокойном положении судна направления его связанных осей совпадают с направлением земных осей.

На первом этапе определение углов рассогласования выполняют с помощью алгоритма дискретного оценивания вектора состояния, состоящего из двух углов - крена и тангажа, для которого задается априорное нормальное распределение.

Оцениваемый вектор состояния принимают в виде.

Здесь γ - угол рассогласования осей по крену, ϑ - угол рассогласования осей по тангажу, i - номер дискретного момента времени измерений.

Обозначим Z вектор наблюдений измерений датчиков линейных ускорений (ДЛУ) /акселерометров/ и ДУС БИНС.

Здесь zn2i, zω2i - векторы измерений ДЛУ и ДУС БИНС; Vi - вектор ошибок измерений с ковариационной матрицей R размерностью (6×6).

Компоненты вектора Xi полагаются случайными величинами, а процессы их изменения Марковскими.

Дискретные модели динамики изменения оценок искомых углов крена и тангажа описываются стохастическими разностными уравнениями первого порядка.

Здесь Tγ, Tϑ, - постоянные времени корреляции; wγi, wϑi - случайные процессы дискретного белого шума с заданной ковариационной матрицей Q размерностью (2×2).

Матрица дискретной модели объекта имеет вид

Связь между вектором наблюдения Zi и вектором состояния xi устанавливается с помощью матрицы Якоби.

,

,

.

Здесь - оценка матрицы поворота А2 при .

Вектор производных угловых скоростей определяют путем численного дифференцирования вектора измерений угловых скоростей zω1i с применением предварительных сглаживающих фильтров.

Решение задачи оценивания вектора состояния xi по вектору наблюдения Zi представляется рекуррентным алгоритмом уточнения апостериорной плотности , решаемым в реальном времени вычислителем БИНС.

Шаг 0.

Задание априорного распределения: и матриц R, Q.

Шаг 1. Начало цикла фильтрации по команде начала маневра.

Ввод очередного отсчета измерений датчиков ДУС ИНС и датчиков ДУС ЛА.

Шаг 2.

Прогноз математического ожидания вектора xi по (3), при wϑi=0, wγi=0.

Шаг 3.

Формирование матриц F и Hi по (4), (5).

Шаг 4.

Прогноз ковариационной матрицы.

Шаг 5.

Вычисление коэффициента усиления фильтра.

Шаг 6.

Вычисление апостериорной ковариационной матрицы.

Шаг 7.

Вычисление оценки вектора измерений , при Vi=0.

Шаг 8.

Вычисление оценки вектора состояния.

Шаг 9.

Рекурсия апостериорного распределения.

,

Шаг 10.

Переход к шагу 1.

Окончанием решения является достижение достаточно установившихся значений оценок .

На втором этапе оцениваемый вектор состояния принимается в виде.

Здесь γ - угол рассогласования осей БИНС и ИНС по крену; ϑ - угол рассогласования осей по тангажу, ψ - угол рассогласования осей по рысканию.

Вектор наблюдений Z имеет вид (2).

Дискретные модели динамики изменения оценок искомых углов крена, тангажа и рыскания описываются стохастическими разностными уравнениями первого порядка.

Здесь Tγ, Tϑ, Tψ - постоянные времени корреляции; wγi, wϑi, wψi - случайные процессы дискретного белого шума с заданной ковариационной матрицей Q размерностью (3×3).

Матрица дискретной модели объекта имеет вид

Связь между вектором наблюдения Zi и вектором состояния xi устанавливается с помощью матрицы Якоби.

Алгоритм определения вектора состояния xi по вектору наблюдения Zi идентичен алгоритму выставки на первом этапе с тем отличием, что теперь оцениваются все три угла поворота БИНС относительно ИНС.

Окончанием решения является достижение достаточно установившихся значений оценок .

На Фиг. 2 приведены процессы оценивания крена, тангажа и рыскания БИНС на втором этапе выставки без использования измерения датчика угла поворота ПМ.

На Фиг. 3 приведены измерения ДЛУ БИНС и их оценки по измерениям ДЛУ ИНС при выставке на втором этапе (без датчика поворота ПМ по рысканию).

Алгоритм выставки на втором этапе (без учета датчика поворота ПМ), в отличие от алгоритма выставки на первом этапе (с учетом датчика поворота ПМ), более точно работает при условии достаточно интенсивных переходных процессов. При этом наиболее значимым для успешной идентификации углов поворота БИНС является переходный процесс по крену. Угловая скорость изменения крена должна изменяться не медленнее, чем в темпе бортовой качки и с амплитудами не менее 2-3 град/с в течение 5-10 секунд. При переходе на второй этап необходимо определить угловую скорость изменения крена ωх корабля, если ωx<2-3 град/с требуется выполнение маневра типа «зигзаг». Маневр этого типа выполняется по курсу, но его основной целью для идентификации углов поворота БИНС является создание переходного процесса по крену. Если бы судно могло выполнить движение по крену без изменения курса, то этого было бы достаточно и в «зигзаге» необходимости не было бы. Но поскольку движение по крену является следствием изменения курса, то для правдоподобности численного эксперимента имитировались два переходных процесса - по курсу и по крену, продолжительностью порядка 10 секунд.

На Фиг. 4. приведены процессы оценивания крена и тангажа БИНС на первом этапе выставки при маневре корабля базирования, при ошибке датчика угла поворота ПМ по рысканию 0.5 градуса.

На Фиг. 5. приведены измерения ДЛУ БИНС и их оценки по измерениям ДЛУ ИНС при маневре, при выставке на первом этапе (с датчиком поворота ПМ по рысканию).

При согласовании векторов перегрузок угловых скоростей необходимо определять параметры ориентации БИНС относительно ИНС в виде матрицы поворота, в особых точках которой задача теряет обусловленность. Наиболее критичной является точка поворота БИНС относительно ИНС по тангажу 90 градусов. При приближении угла поворота БИНС по тангажу к 90 градусам значительно возрастает ошибка оценивания поворота БИНС по крену. Для устранения этой проблемы предлагается блок датчиков БИНС устанавливать на ЛА с некоторым начальным углом поворота, например 45 градусов по тангажу относительно продольной строительной оси.

Таким образом, на первом этапе выставки используют фильтр Калмана второго порядка и определяют углы поворота ЛА по крену и тангажу, а угол рыскания берут от задатчика курса и координат точки базирования ЛА. Исключаются грубые ошибки определения крена и тангажа БИНС. На втором этапе с помощью фильтра Калмана третьего порядка определяют все три угла поворота БИНС ЛА относительно ИНС. В обоих этапах выставки вектор наблюдения имеет размерность, равную шести, и учитывает измерения датчиков ДУС и ДЛУ БИНС. Измерения датчиков ДУС и ДЛУ ИНС используют для формирования матрицы Якоби.

Контроль правильности решения осуществляется проверкой малости среднего модуля рассогласования угловых скоростей на последней секунде маневра. В данном примере пороговое значение, по которому принимается решение о правильной оценке углов рассогласования осей, достаточно принять равным 0.1 град/с.

Таким образом, использование изобретения позволяет привести в готовность управляемый аппарат, в частности ЛА, за время, не превышающее 30 секунд, с требуемой точностью.

1. Способ выставки БИНС ЛА корабельного базирования, использующий для совместной обработки методом фильтрации Калмана выходные сигналы БИНС ЛА и ИНС корабля базирования, соответствующие угловым скоростям, измеренным трехкомпонентными датчиками угловых скоростей (ДУС), установленными на ЛА и на корабле, отличающийся тем, что дополнительно измеряют значение курса ЛА относительно географического меридиана (ψг) и осуществляют выставку в два этапа, на первом этапе измеряют линейные ускорения вдоль осей связанной системы координат корабля базирования и связанной системы координат ЛА, определяют координаты БИНС ЛА относительно ИНС корабля и осуществляют выставку по крену и тангажу путем согласования векторов перегрузок с использованием статистического фильтра Калмана второго порядка, при этом выставка может выполняться как в статическом положении корабля базирования, так и при его качке и маневре, на втором этапе осуществляют выставку в азимуте путем измерения и согласования векторов угловых скоростей корабля базирования и ЛА и измерения линейных ускорений вдоль осей связанных систем координат корабля базирования и ЛА, причем, если в течение 5-10 секунд отсутствует качка корабля с угловыми скоростями ωx<2-3 град/с, выполняют маневр корабля типа «зигзаг» и производят обработку сигналов измерения, используя фильтр Калмана третьего порядка с размерностью вектора измерений, равной шести.

2. Способ по п. 1, отличающийся тем, что для выставки БИНС ЛА, размещенного на корабле вертикально, по крену и тангажу при углах тангажа, близких к 90 градусам, и для исключения углов рассогласования между ИНС и БИНС, близких по тангажу к 90 градусам, интегральный блок датчиков (ИБД) БИНС, либо датчики в блоке, устанавливают с наклоном 45 градусов по тангажу, который затем учитывают в алгоритмах управления и навигации.

3. Устройство для выставки БИНС ЛА корабельного базирования, содержащее ИНС корабля базирования и БИНС ЛА, базирующегося на корабле, отличающееся тем, что в него дополнительно ведены блок формирования матрицы Якоби, задатчик курса и координат точки базирования ЛА, первый статистический фильтр Калмана второго порядка и второй статистический фильтр Калмана третьего порядка, причем выходы ИНС корабля и БИНС ЛА подключены к блоку формирования матрицы Якоби, первый выход блока формирования матрицы Якоби и выход задатчика курса и координат точки базирования ЛА подключены к соответствующим входам первого статистического фильтра Калмана, второй выход блока формирования матрицы Якоби и выходы первого статистического фильтра Калмана подключены к соответствующим входам второго статистического фильтра Калмана, выходы которого подключены к соответствующим входам БИНС ЛА, базирующегося на корабле.

4. Устройство по п. 3, отличающееся тем, что интегральный блок датчиков (ИБД) БИНС ЛА, размещенного на корабле вертикально, установлен с наклоном 45 градусов по тангажу.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к часовому устройству, содержащему среднюю часть (30), закрытую задней крышкой и стеклом, указанная средняя часть (30) содержит окружный заплечик (34), в котором имеется канавка (37), указанная канавка расположена на поверхности заплечика, параллельно центральной оси (С) средней части, указанное часовое устройство содержит систему (20) с вращающимся безелем, вращательно установленную в указанном окружном заплечике, характеризующуюся тем, что указанная система с вращающимся безелем включает в себя безельное кольцо (40, 41) по меньшей мере с одной первой выемкой (46), расположенной на поверхности безеля, которая должна быть обращена в сторону указанной канавки после того, как указанная система (20) с вращающимся безелем установлена в средней части, указанная система (20) с вращающимся безелем помимо этого содержит пружинные средства (80), заходящие как в указанную по меньшей мере одну первую выемку (46) безеля, так и в канавку (37) в средней части, удерживая систему (20) с вращающимся безелем в средней части (30) часового устройства.

Изобретение относится к радиотехнике, а именно к методам и системам пассивной радиолокации, и может быть использовано для определения местоположения в трехмерном пространстве источника радиоизлучения (ИРИ), размещенного на летательном аппарате (ЛА) (самолет, вертолет и т.п.), за счет приема и последующей обработки электромагнитных волн, порожденных этим ИРИ.

Изобретение относится к способам определения кинематических параметров гребной механической системы и сил, приложенных к ее элементам. При реализации предложенного способа осуществляют прямые измерения ускорения и скорости лодки вдоль ее продольной оси и угол поворота весла в вертлюге вокруг вертикальной оси.

Изобретение относится к области измерительных систем и комплексов боевых летательных аппаратов (ЛА). Технический результат - повышение точности оценивания и краткосрочного прогноза параметров движения цели на основе субоптимальной процедуры ее углового сопровождения в обеспечение эффективного применения неуправляемых авиационных средств поражения (АСП).

Изобретение относится к области авиационного приборостроения и может найти применение для восстановления фактических (опытных) параметров движения при проведении летных испытаний летательного аппарата (ЛА).

Группа изобретений относится к способу и системе отображения полетной информации. Для отображения полетной информации отслеживают текущее местоположение самолета на заданной траектории полета, определяют текущий момент времени для текущего местоположения самолета на траектории, обеспечивают плановое время нахождения самолета в текущем положении, вычисляют и отображают отклонение планового и текущего времени, обеспечивают рекомендуемую путевую скорость, вычисляют и отображают отклонение текущей путевой скорости от рекомендованной.

Изобретение относится к области комплексных навигационных систем, систем управления и наведения летательных аппаратов (ЛА). Технический результат изобретения - повышение точности и быстродействия оптимального оценивания и коррекции всех измеряемых инерциальной навигационной системой (ИНС) навигационных и пилотажных параметров в обеспечение эффективного решения навигационных, боевых и специальных задач.

Изобретение относится к области измерительных информационных систем и комплексов боевых летательных аппаратов (ЛА). Технический результат – расширение функциональных возможностей.

Группа изобретений относится к способу построения инерциальных демпфированных систем с произвольным периодом, инвариантным по отношению к маневрированию объекта и инерциальной системе.

Изобретение относится к области авиационного приборостроения и может быть использовано в составе комплексов пилотажно-навигационного оборудования летательных аппаратов (ЛА).

Изобретение относится к области авиационного приборостроения и может быть использовано в одноосных и трехосных измерителях угловых скоростей и линейных ускорений, используемых в инерциальных навигационных системах и в пилотажных системах управления подвижными объектами в качестве датчиков первичной информации. Технический результат – повышение точности. Для этого компенсацию дрейфа нулевых сигналов гироскопических датчиков осуществляют путем выделения компенсирующего сигнала из измеряемого по результатам сравнения измеряемого сигнала с заданным уровнем и последующей корректировкой измеряемого сигнала с помощью выделенного компенсирующего сигнала, при этом выделение компенсирующего сигнала осуществляется путем фильтрации измеряемого сигнала, накопления отфильтрованного сигнала, его осреднения, сравнения с заданным уровнем, накоплением массива выделенного сигнала, его осреднения, прогнозирования, сравнения прогнозируемого сигнала с заданным уровнем и по результатам сравнения при превышении заданного уровня сигнала в качестве компенсирующего сигнала принимается спрогнозированный сигнал, а при непревышении заданного уровня сигнала спрогнозированный сигнал в качестве компенсирующего не принимается. Изобретение позволяет решить задачу путем компенсации дрейфа нулевого сигнала в процессе эксплуатации прибора за счет выделения нулевого сигнала из измеряемого по результатам сравнения измеряемого сигнала с заданным уровнем, прогнозирования компенсационного сигнала, контроля его уровня и последующей корректировки измеряемого сигнала с помощью выделенного компенсационного сигнала. Исследования показали, что за счет использования предложенного изобретения удалось почти на порядок уменьшить накапливаемую угловую погрешность курсового угла в микромеханическом гироскопе STIM-210 норвежской фирмы Sensonor. 2 з.п. ф-лы, 2 ил.

Трехосный микромеханический блок чувствительных элементов содержит корпус в виде шестигранного куба с базовыми поверхностями на боковых гранях, электронные субблоки в виде печатных плат с крышками. Печатные платы выполнены в виде восьмиугольников и имеют симметрично расположенные выступающие части с установленными на них микроразъемами. Печатные платы установлены так, чтобы их электронные компоненты были внутри корпуса. Внешние границы базовых поверхностей шестигранного куба равноудалены от линий пересечения ортогональных базовых плоскостей на длину выступающей части платы. Крышки субблока равномерно выступают за контуры плат по всему периметру. На каждой боковой гране шестигранного куба выполнена площадка шириной, равной выступающей за печатную плату крышки. Обеспечивается повышение точности измерений и усовершенствование конструкции измерителя. 5 ил.

Комплекс бортового оборудования вертолетов и самолетов авиации общего назначения (АОН) содержит многофункциональный индикатор (МФИ), основной пилотажный прибор (ОПП), комбинированную курсовертикаль (КВ), приемники воздушных давлений, приемник температуры торможений, блок преобразования сигналов, интегрированную систему радиосвязи (ИСР), систему табло аварийной и уведомляющей сигнализации, комплект внутреннего светотехнического и светосигнального оборудования, устройство беспроводной загрузки пользовательских данных, ответчик системы управления воздушным движением, аварийно-спасательный радиомаяк, малогабаритный бортовой регистратор, радиовысотомер, автоматический радиокомпас, транспондер автоматического зависимого наблюдения, комплект аппаратуры ближней навигации и посадки VOR/ILS/маркерного приемника/автоматического радиокомпаса, автопилот, соединенные определенным образом с помощью канала информационного обмена. МФИ содержит блок вычисления и формирования, включающий модуль индикации и сигнализации, программные модули навигации и картографии, а также предупреждения критических режимов и раннего предупреждения близости земли, дисплейный модуль, модуль питания. ОПП содержит ЖК-индикатор, модуль определения пространственного положения, модуль преобразования критических сигналов. КВ содержит основной вычислительный модуль, модуль пространственного положения, модуль измерения и вычисления воздушных данных с приемником ГЛОНАСС/GPS, датчик магнитного курса. ИСР содержит блок радиостанции, пульт внутренней связи. Обеспечивается повышение безопасности пилотирования и эффективность применения вертолетов и самолетов АОН. 5 з.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к оборудованию стрелковых тиров, военных полигонов или как роботизированная платформа в составе перспективных охранных или тактических роботизированных разведывательно-боевых комплексах. Роботизированная платформа (РП) состоит из корпуса, привода и устройства управления. РП является транспортным средством с гусеничным движителем с приводом от бесколлекторных электродвигателей постоянного тока. РП управляется по радиоканалу в режимах: ручном дистанционном, полуавтоматическом, автоматическом по программе. РП также содержит навигационную и инерционные бортовые системы, закрытое бронированное моторно-трансмиссионный отделение. Внутри корпуса несущая рама обеспечивает крепление внутренних узлов и агрегатов РП. Привод РП содержит элементы крепления и ведущие звездочки левой и правой гусениц. Ходовая часть РП состоит из двух гусеничных движителей. Каждый движитель оснащен тремя сдвоенными опорными роликами из резины, двумя поддерживающими роликами и расположенном впереди по ходу движения узлом натяжителя со звездочкой, резиновыми гусеницами с грунтозацепами, а все элементы движителя закреплены на раме гусеницы. Рама крепится к опорным консолям корпуса посредством скоб. Достигается возможность перемещения мишени. 4 ил.

Изобретение относится к области навигации наземных транспортных средств, а именно к комплексной навигационной аппаратуре на основе аппаратуры счисления координат и спутниковой навигационной системы. Технический результат – расширение функциональных возможностей. Для этого автоматизированная система навигации с контролем целостности навигационных данных спутниковых радионавигационных систем по информации механического и доплеровского датчиков скорости состоит из аппаратуры счисления координат, в качестве основного элемента которой используется бесплатформенная инерциальная навигационная система (БИНС), оснащенной датчиком скорости механическим (ДСМ), датчиком скорости доплеровским (ДСД) и барометрическим высотомером (БВ), спутниковой навигационной аппаратуры (СНА), бортовой ЭВМ, выносного комплекса спутниковой навигационной аппаратуры (ВК СНА), устройства контроля качества (УКК) навигационных полей спутниковых систем и формирования корректирующей информации. Бесплатформенная инерциальная навигационная система (БИНС) оснащена вычислителем навигационных параметров (ВНП), выполненным с возможностью автоматического учета температурных поправок, а в качестве датчиков первичной информации БИНС используются инерциальные датчики: лазерные гироскопы (ЛГ) и кварцевые акселерометры (КА). Спутниковая навигационная аппаратура (СНА), основой которой является приемоиндикатор (ПИ), оснащена антенной системой (АС), состоящей из четырех антенных модулей (AM). Бортовая ЭВМ связана с барометрическим высотомером (БВ), состоящим, в свою очередь, из датчика температуры (ДТ), измерителя цифрового атмосферного давления (ИЦАД) и блока обработки данных (БОД), а через блок согласования (БС) - с датчиком скорости механическим (ДСМ) и датчиком скорости доплеровским (ДСД). Кроме того, она оснащена периферийными устройствами: клавиатурой (К), видеомонитором (ВМ), устройством документирования (УД), манипулятором графической информации (МГИ). Выносной комплекс спутниковой навигационной аппаратуры (ВК СНА), состоящий из носимого приемоиндикатора (НПИ) и антенны геодезической (АГ), оснащен переносным накопителем навигационной информации (ННИ). Бортовая ЭВМ связана по соответствующим каналам обмена и управления с вышеперечисленной аппаратурой, дополнительно - с аппаратурой передачи данных (АПД). Отличительной особенностью от прототипа является наличие схемы разрешения использования сигналов спутников (СРИСС) на основе алгоритма контроля целостности навигационного обеспечения спутниковых радионавигационных систем. В ее состав входят сумматор, пороговое устройство (ПУ) и ключевое устройство (КУ). В результате при осуществлении изобретения обеспечивается формирование автоматизированной системы навигации с контролем целостности навигационных данных спутниковой навигационной аппаратуры за счет введения схемы разрешения использования информации спутниковой навигационной аппаратуры, которая позволяет выявить факт неправильного функционирования спутниковых радионавигационных систем и изолировать выдачу данных от спутниковой навигационной аппаратуры, таким образом повышая целостность системы. 1 ил.

Изобретение относится к способу высокоточного определения навигационных элементов движения судна. Для определения навигационных элементов, а именно: вектор скорости носовой и кормовой оконечностей судна, положение точки вращения судна, значения угловой скорости поворота судна, отклонения центра тяжести судна от заданной траектории, расстояния от носовой и кормовой оконечностей судна до левой и правой бровки канала, параметров движения характерных точек, вычисляют навигационные параметры спутниковыми навигационными системами и бортовой инерциальной навигационной системой с учетом поправок береговой локальной контрольно-корректирующей станции. Вычисляют следующие навигационные параметры, а именно: текущее расстояние от точек носовых и кормовых обводов судна до опасной изобаты, скорости сближения точек носовых и кормовых обводов судна с опасной изобатой, поперечных составляющих носовой и кормовой оконечностей судна, векторов носовой и кормовой скоростей судна, угловой скорости вращения судна относительно полюса вращения. Вычисленные навигационные параметры используются электронно-картографической навигационно-информационной системой определенным образом. Обеспечивается надежность проводки судна в стесненных условиях и при ограниченной видимости. 1 з.п. ф-лы, 5 ил.

Изобретение относится к области навигации летательных аппаратов (ЛА) с использованием комплексного способа навигации, функционально объединяющего инерциальный способ навигации, спутниковый способ навигации и воздушно-скоростной способ навигации, а также к навигационным приборам для контроля и управления летательными аппаратами. Предлагаемый малогабаритный навигационный комплекс содержит приемник спутниковой навигационной системы (СНС), интегрированный блок датчиков, система воздушных сигналов (СВС), трехкомпонентный магнитометрический датчик (МД), концевой выключатель обжатия стойки шасси, блок определения достоверности сигналов СНС, вычислительный блок, блок определения коэффициентов девиации МД, блок определения курса ЛА, блок резервной навигации, блок адаптации к турбулентности. Технический результат, достигаемый от реализации заявленного изобретения, заключается в сокращении времени начальной выставки, повышении надежности и повышении точности определения истинного курса. 1 табл., 1 ил.
Изобретение относится к устройствам для видеоконтроля водных акваторий с обеспечением регистрации нештатных ситуаций, связанных с движением судов по несанкционированным курсам или их нахождением в запретных зонах. Заявленная видеосистема для регистрации нештатных ситуаций на судоходных реках содержит установленные, по меньшей мере, на одной опоре поворотные видеокамеры видимого диапазона с Ethernet-интерфейсом и ПЗС-матрицей, стандартные сетевые устройства для архивации и обработки видеоданных, обнаружения, идентификации и распознавания объектов оператором, а также малогабаритные лазерные источники света для создания светящихся реперных точек, образующих опорную сетку для определения координат наблюдаемых объектов. При этом на опоре дополнительно установлена лазерно-акустическая система для получения видеоданных подводной части наблюдаемого объекта относительно оси судового хода наблюдаемого объекта. Технический результат - расширение функциональных возможностей.

Система индикации взлета и посадки содержит командно-пилотажный индикатор, информационно-измерительную систему (ИИС), бортовую цифровую вычислительную систему, систему автоматического управления, систему единой индикации с отображением на экране набора определенных индикационных маркеров. ИИС содержит радиоэлектронный комплекс командно-информационного взаимодействия навигации и посадки, инерциальную навигационную систему, курсоглиссадную систему, спутниковую навигационную систему, оптическую локационную систему. Обеспечивается увеличение осведомленности летчика о параметрах полета и повышение безопасности и точности пилотирования в сложных метеоусловиях. 3 з.п. ф-лы, 16 ил.
Наверх